Как найти клеймо на посуде

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Клеймо на фарфоре — это свидетельство качества и многолетних традиций. Компании таким образом подтверждают качество изделия и заверяют в нем покупателя.

Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ)

Ныне Императорский фарфоровый завод , основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого императрицы Елизаветы стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе.

Дмитровский фарфоровый завод (Вербилки)

«Фарфор Вербилок » — первая в России частная фабрика по производству фарфора, основанная в XVIII веке (бывшая фабрика Гарднера) и имеющая мировую известность, расположена в поселке городского типа Вербилки .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Дулевский фарфоровый завод (Дулево)

Дулёвский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши Дулево , которая с 1937 года называется Ликино-Дулево и находится в Московской области. Фарфоровый завод с 1889 по 1917 год принадлежал т-ву М. С. Кузнецова. Завод приобрел популярность в начале XX века благодаря своим крупным ярким расписным кружкам и чайникам, которые пользовались спросом среди купечества и мещанства.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Барановский фарфоровый завод (Барановка)

ОАО «Барановский фарфоровый заводБарановский фарфор ». Адрес: 12700, Украина, Житомирская область, город Барановка, улица Ленина, дом 55. Основан в 1802 году братьями Мезерами. Царь Александр I уделял особое внимание данному заводу , даровавший заводу право метить свои изделия государственным гербом России, что говорило только о высочайшем качестве продукции.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Богдановический фарфоровый завод (Богдановичи)

Завод основан в 1973 году в г. Богдановичи Свердловской области (в настоящее время — г. Богданович , Свердловская обл., ул. Степана Разина, 62). В 1992 году он преобразован в ТОО «Богдановичский фарфор ». С 1993-го существует филиал в г. Асбест (СП «Асбестовский фарфор »), организованный АООТ «Асбестовское монтажное управление».

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Бориславский фарфоровый завод (Борислав)

Львовская обл., г. Борислав. Основан в 1964 году.
Закрыт в 2002 году, вновь начал работать в 2004 году под названием ЗАО “Фарфор”.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Будянский фаянсовый завод – Серп и Молот (Буды)

Перед первой мировой войной Будянский фаянсовый завод выпускал 11 млн. единиц фаянсовых изделий в год, а уже в 1940г. – в 4 раза больше. В 1922 году предприятие было включено в состав всеукраинского треста Фарфор-фаянс -стекло».

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Владивостокский фарфоровый завод (Владивосток)

Завод основан в 1971 году во Владивостоке (ул. Командорская, 11). С 1996-го — преобразован в ОАО. В начале 2000-х годов был закрыт, но после реорганизации в 2003 году возобновил свою работу. Клеймо 1982-1990гг. (по изданию “Марки советского фарфора , фаянса и майолики” Насонова И.С., Насонов С.М., Гольский И.А., Дворкин Г.Л. М.,2009).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – производственное объединение (Гжель)

Производственное объединениеГжель “, созданное в 1972 году на базе Трошковского гончарного завода, Турыгинского фарфорового завода, керамических предприятий в деревнях Фенино, Коломино, Жирово, продолжает и развивает старые народные традиции знаменитой гжельской керамики.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – турыгинский фарфоровый завод – Гжель (Турыгинский фз.(Гжель))

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Гжель – речницкий фарфоровый завод (Речицкий фз.(Гжель))

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Городницкий фарфоровый завод (Городница)

Городницкий фарфоровый завод [ Украина ] основан в 1799 году в поселке Городница, Новоград-Волынского района, Житомирской области. Это одно из старейших предприятиий на Украине по производству фарфоровых изделиий хозяйственного и культурно-бытового предназначения.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Добрушский фарфоровый завод (Добруш)

Строительство завода началось в 1975 году, проектировали его ленинградские специалисты. 28 декабря 1978 года была изготовлена первая продукция. В 1991—1992 годах завод стал арендным предприятием, в 1993 году завод был акционирован и приватизирован.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Довбышевский фарфоровый завод (Довбыш)

Довбышcкий фарфоровый завод основан в 1823 году. Основатель в разных исторических истоках не однозначные. Учредил завод польский помещик Пшебельський. Выпуск продукции складывал 550-600 тыс. шт. изделий в год.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Дружковский фарфоровый завод (Дружковка)

Дружковский фарфоровый завод находится в важном регионе Украины – Донбасс. Первый фарфор был получен «4» ноября 1971 г. Эта дата считается днем рождения завода .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ереванский фаянсовый завод (Ереван)

Ереванский фаянсовый завод Армянская ССР (АРМФАРФОР). В 1947 году в Ереване был основан завод по производству фаянсовых хозяйственных изделий (до этого существовала небольшая керамическая мастерская при Ереванском цементном заводе ). Годы работы 1947-1988г.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Каменнобродский фаянсовый завод (Каменнобродск)

Каменнобродский фаянсовый завод . Месторасположение: Украина, Житомирская область, п. Каменный брод. Производство было основано в середине 19 века. В 1913 году предприятие находилось в собственности Волынского отделения крестьянского поземельного банка.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (Киев)

Киевский экспериментальный керамикохудожественный завод . Завод был основан в 1924 году как экспериментальная лаборатория по производству керамических красок. Мастерская развивалась быстрыми темпами. Руководил мастерской Э. Я. Ерусалимский. Уже 27 июня 1925 г. при заводе создали художественную секцию, где решали вопросы связанные с раскраской изделий фаянсовых и фарфоровых заводов , которые входили в Всеукраинский трест.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кировский фаянсовый завод (Киров)

Кировский фарфоровый завод был основан на базе Песочной фаянсовой фабрике, принадлежащей до революции М.С. Кузнецову. До революции завод производил ванны, писсуары, клозетные чаши и другие изделия санитарно-технического назначения. С 1937 г. завод носил название “Завод строительного фаянса “.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кисловодская фабрика сувениров (Кисловодск)

Кисловодский фарфоровый завод (Кисловодский ХудожПромКомбинат; Кисловодская сувенирная фабрика ; ЗАО “Кисловодский фарфор – Феникс”). История завода началась в 1952 г., когда из артели, специализирующейся по изготовлению сувениров из кости выделяется самостоятельное производство, связанное уже с фарфором – Кисловодкий ХудожПромКомбинат. (клеймо КХПК).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Конаковский фаянсовый завод им. Калинина (Конаково)

В 1929 г. на фабрике им . М.И. Калинина было решено прекратить изготовление фарфора и полуфаянса, специализировав ее исключительно на фаянсовых и майоликовых изделиях. Начало 1930-х годов ознаменовано важным событием для завода имени М.И. Калинина : 26 февраля 1930 г. постановлением ЦИК Союза ССР рабочий поселок Кузнецово был переименован в поселок Конаково .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Коростеньский фарфоровый завод (Коростень)

Коростенский фарфоровый завод (Коростень ) Из маленькой артели он превратился в одного из ведущих производителей фарфоровых изделий в Украине. История завода начинается с 1909 г. Предприимчивый поляк А. К. Пржибыльский основывает здесь завод по выпуску фаянса и фарфора .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод Чайка (Краснодар)

Краснодарский фарфоровофаянсовый завод был создан по решению правительства СССР для того, чтобы обеспечить растущий спрос населения южного региона страны на посуду.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Грузинская фарфоровая фабрика – Красный фарфорист (Грузинская фарфоровая фабрика)

Завод основан Иваном Емельяновичем Кузнецовым, двоюродным братом М. С. Кузнецова, в 1897–1900 гг.В 1918 г. фабрика национализирована и получила название «Красный фарфорист ». По сведениям «Главстекла», по состоянию на сентябрь 1919 г. на заводе работали 1100 человек.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кремгэсовский (Светловодский) керамический завод (Светловодск)

фарфор “Красный горох” Кремгэсовский (Светловодский ) керамический завод . В 1927 году была основана артель”Днепрокерамик”. с 1960 г. – Кремгэсовский керамический завод ,(Украинская ССР,Кировоградская обл.,г.Кремгэс, с1967г.- г.Светловодск ).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Кузяевский фарфоровый завод (Кузяевск)

Фарфоровый завод в деревне Кузяево был основан братьями Новыми в 1816-1824 годах. Сейчас это Раменский район, тогда – Богородский уезд Московской губернии. Завод расположен неподалёку от Гжели и был одним из крупнейших, выпускавших фарфор и фаянс.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ)

Ленинградский завод фарфоровых изделий (ЛЗФИ ). Основан в 1920-х гг. при ВНИИ фарфора. Сначала занимался выпуском технических изделий, затем перешел на выпуск фарфоровой посуды и скульптуры. В 1970 – 1980-е гг. был переименован в Ленинградский опытный завод (клеймо ЛОЗ и круг, ЛОЗ без круга).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Минский фарфоро-фаянсовый завод (Минск)

С 15 июля 1957 года фарфоровофаянсовый завод перешел в систему управления стекольной и химической промышленности БССР. В 1961 г.выпуск фаянса был прекращен, название завода поменялось на Минский фарфоровый завод . Клеймы минского завода -. В 1962 г. вступил в строй действующих цех хозяйственной посуды (чайные сервизы, кружки, чашки, блюдца, декоративные вазы, статуэтки).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Октябрьский фарфоро-фаянсовый завод (Октябрьск)

Октябрьский завод фарфоровых изделий основан в 1960 году в г. Октябрьский Башкирской АССР Завод выпускает фарфоровую посуду, изредка статуэтки, керамическую глазурованную напольную и облицовочную плитку. Большинство образов, используемых в пластике, созданы скульптором Тамарой Павловной Нечаевой

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Олевский фарфоровый завод (Олевск)

Олевский фарфоровый завод был построен в 1909 году. После девяти лет аренды Барашевской фарфорово -фаянсовой фабрики два предпринимателя Александр Карант и Михель Кушнирский решили открыть собственное производство. Наличие железнодорожной станции (ветка Киев-Ковель) и близость основного для изготовления фарфоровой посуды сырья –глины (с.Лопатичи, 19 км) обусловили выбор населенного пункта для постройки нового завода – г. Олевск.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Первомайский фарфоровый завод – Песочное (Песочное)

История фарфорового предприятия началась с основания в 1884 г. купцом П.А. Никитиным в поселке Песочное Ярославской губернии “Фабрики фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске”. В 1886 фабрика была продана торговому дому “Карякин и Рахманов”. В 1894 году был приобретен товариществом М.С. Кузнецова и выпускал прекрасную фарфоровую посуду как для России, так и для восточных стран.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полонский завод художественной керамики (Полонное – худ керамика)

Полонский завод художественной керамики Полонского производственного объединения “Фарфор”. Основан в 1937 г. как артель “Керамик ” с подчинением областному горно-строительному обществу Украинскому художественно -промышленному обществу.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полонский фарфоровый завод (Полонное)

Полонский фарфоровый завод Город Полонное Хмельницкой области (бывшей Волынской губернии Новоград-Волынского уезда) расположено при впадении речки Хоморец в реку Хомора. Полонное – одно из древнейших поселений на Волыни X ст. В середине 1880 годов на землях Полонского имения наряду с другими были образованы и фарфорофаянсовые производства.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Полтавский фарфоровый завод (Полтава)

Полтавский фарфоровый завод основан в 1964 году в г. Полтава УССР. Первоначально носил имя XXV съезда КПСС. Работает в настоящее время, выпуская хозяйственно-бытовой фарфор и фаянс.Также видел несколько скульптур.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Пролетарий фарфоровый завод (Пролетарий)

«Зарождение фарфорового производства в Пролетарии датируется 1882 годом. Тогда были построены два завода – гончарный и кирпичный. В 1892 году их выкупил Иван Кузнецов. В 1922 году предприятие получило название фарфоровый завод «Пролетарий », а с 1925 – полностью перешло на выпуск фарфора .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская керамическая фабрика (Рижская керам.фабрика)

С 1843 по 1927 года – Фабрика по производству фарфора и посуды имени «М.С. Кузнецова», во времена СССР – Рижская фабрика керамики .

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская фарфоровая фабрика Эссена (Рижская фарф.фабрика,бывш. Эссена)

Фарфоровая скульптура “Народный танец”. Рижский фарфоровый завод (бывшая фабрика Я.К. Ессена), 1950-е годы В 1963 году рижские фарфоровые заводы были объединены в одно предприятие. Новый завод стал называться «Рижским фарфорофаянсовым заводом », а прежние отдельные предприятия были названы участком №1 (ул. Маскавас, 257 в Кенгарагсе) и участком №2 (ул. Лиедургас, 3 в Милгрависе).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рижская фарфоро-фаянсовый завод (Рижский ффз)

Рижская фарфоро-фаянсовая фабрика – первоначально лифляндский филиал Дулёвской фабрики Кузнецовых, созданный для расширения экспорта продукции, с 1887 года — филиал Товарищества семьи Кузнецовых , крупнейшего российского предприятия по производству изделий из фарфора , фаянса и майолики . Историческая фабрика действовала с начала XIX столетия. Успешно продолжала работу в период межвоенной Латвии и в советскую эпоху , когда она стала одним из крупных государственных предприятий фарфорового производства. В начале 2000-х годов была ликвидирована, как и большинство латвийских предприятий имперской и советской промышленности.

В апреле месяца 2019 года, на месте бывшего завода, был построен Торговый Центр Akropole.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Славянский керамический комбинат (Славянск)

Славянский керамический завод – изделия фарфора из Славянска. Славянский керамический комбинат основан в 1901 году Яковом Эссеном в г. Славянске Харьковской губернии (ныне г. Славянск Донецкой области).

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сумской фарфоровый завод (Суммы)

Сумской фарфоровый заводФарфор из города Суммы – Советский фарфор . Фарфоровый завод в Суммах был основан в 1963 году. В 1965 году была выпущена первая посуда. Сумской фарфоровый завод производил: сервизы, кружки, сувенирно-подарочные изделия. За первый год работы завод выпустил 770 тыс. шт. готовых изделий.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Сысертский завод керамических изделий (Сысерть)

Сысертские фарфоровые изделия . 10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий ». На заводе появляются новые цеха, более современные печи для обжига, осваивается новая продукция.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Ташкентский фарфоровый завод (Ташкент)

Фарфоровый завод , впервые введенный в строй в 1952 году, выпускал чайники, пиалы, касы, блюда, тарелки, кувшины и другую утварь в национальном стиле, сувениры. Коллекции «Белое золото», «Утро», «Виноград», «Павлин» удостаивались золотых медалей на международных выставках, экспортировались во многие страны.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Тбилиский керамический комбинат (Тбилиси)

Тбилисский Керамический Комбинат г.Тбилиси (Грузия) Основан был в 1954 году и уже тогда начал производить в СССР по сантехнической продукции:керамические унитазы и смывные бачки, керамические умывальники (раковины) В 1983 году был переименован в Тбилисский Керамический Комбинат им.60 летия СССР Адрес:Тбилиси ,Московский пр.13 На фото логотипы Тбилисского Керамического Комбината в СССР, керамический умывальник (60х-70х годов)

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Тернопольский фарфоровый завод (Тернополь)

Тернопольский фарфоровый завод был введен в эксплуатацию в 1964 году. Завод специализировался на выпуске чайных и кофейных сервизов. Продукция тернопольского фарфорового завода выпускалась на механических линиях способом формовки и литья.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

Хайтинский фарфоровый завод (Хайта)

ХАЙТИНСКИЙ ФАРФОРОВЫЙ ЗАВОД , одно из старейших фарфор . произв-в в России. Основан в 1869 купцами Даниилом и Филиппом Переваловыми при впадении р. Хайтинки в р. Белую на базе залежей белых каолинов.

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

ЭТА СТАТЬЯ В ВКОНТАКТЕ

КЛЕЙМА СОВЕТСКОГО ФАРФОРА И НЕМНОГО ИСТОРИИ

НАШ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

Клейма фарфоровой посуды СССР

Фарфоровые изделия, произведенные в СССР, характеризуются неизменно высоким качеством. В связи с этим они пользуются повышенным спросом среди коллекционеров,  искусствоведов и настоящих ценителей. В Советском Союзе работали более двух десятков различных фабрик, на которых производились подобные изделия. Определить, какому именно заводу в СССР принадлежала фарфоровая посуда, позволяет клеймо. Это специальный знак, подтверждающий качество и подлинность продукции. В этой статье расскажем о клеймах на посуде из фарфора в СССР, предоставим информацию о том, как они менялись по годам, и оформим своеобразный каталог изображений для наглядности.

Какие данные могут предоставить эмблемы фарфоровых заводов СССР на посуде?

В большинстве случаев специальные знаки в СССР ставились на дне изделий из фарфора. Их можно было увидеть на чашках, тарелках, вазах, графинах и т.д.

Клеймо на фарфоровой посуде в России могло предоставить немало информации о рассматриваемой вещи. Такие знаки содержат данные об изготовителе, периоде выпуска изделия, качественных характеристиках и т.д. В связи с этим расшифровка знаков заводов на фарфоровой посуде СССР приобретает особое значение.

Стоит учитывать, что одна фабрика может иметь множество различных маркировок. Это связано с тем, что клеймо на фарфоровой посуде в СССР нередко менялось по годам (многие коллекционеры даже имеют готовую таблицу с перечнем фото таких обозначений). Зачастую это осложняет процесс идентификации продукции.

На маркировке фарфоровой посуды можно найти данные о сорте материала (первый, второй, третий). Эта информация может указываться буквами и цифрами (например, 1-С) или при помощи цвета.

Каталог заводов СССР по производству изделий из фарфора с их клеймами

Нередко люди, нашедшие дома продукцию из фарфора времен СССР, задаются вопросом, какому заводу принадлежит клеймо в виде оленя, лося, птицы, цветка и т.д. Определить это несложно, если знать основную информацию о производителях.

  • “Ленинградский фарфоровый завод” или ЛФЗ. Предприятие было основано в середине 18 столетия в Санкт-Петербурге по инициативе Елизаветы Петровны. По масштабности производства ЛФЗ занял третью позицию среди аналогичных заводов на всей европейской территории.

  1. “Дмитровский фарфоровый завод” (Вербилки). Предприятие было открыто в середине 18 столетия. Свое название получило по месту расположения – пос. Вербилки. Продукция предприятия по праву считалась одной из самых качественных в Советском Союзе. Клейма Вербилки на фарфоре в разные годы менялись и выглядели следующим образом:

Известное клеймо с изображением лося ставилось на фарфоровую посуду именно этого завода.

  • “Дулевский фарфоровый завод”. Предприятие было основано в первой половине 19 столетия в Московской области. Наиболее востребованная продукция – чашки и чайники с характерной росписью. Этот завод по производству фарфора в СССР имеет узнаваемое клеймо с птицей.

  • ПО “Гжель”. Предприятие появилось на базе гончарного и фарфорового заводов в середине прошлого столетия. Вплоть до начала перестройки оно специализировалось на производстве изделий, оформленных в лучших традициях гжельской керамики. В разные годы клеймо этого завода имело различный вид:

  • “Кировский фаянсовый завод”. Предприятие было основано в дореволюционной России и изначально специализировалось на производстве писсуаров, ванн и других изделий для санузлов. Начиная с середины прошлого столетия КФ завод в СССР стал выпускать изделия из фарфора, на которых ставилось фирменное клеймо:

  • Краснодарский завод “Чайка”. Предприятие было основано в 1960 году по распоряжению правительства Советского Союза.  Завод специализировался на выпуске фарфоровых изделий для жителей южной части государства.

  • “Минский завод фарфоро-фаянсовых изделий”. Предприятие начало выпуск посуды во второй половине 20 столетия. Основная специализация завода- чайные наборы, чашки, статуэтки и вазы.

  • “Пролетарский фарфоровый завод”. Предприятие впервые начало свою деятельность в конце 19 века. В те времена оно специализировалось на производстве гончарной продукции. С 1925 года завод сменил собственника и полностью переквалифицировался на выпуск фарфоровой посуды.

  • “Сумской фарфоровый завод”. Он начал свою работу в 1963 году. Первая продукция была выпущена двумя годами позже. Основное направление – производство сервизов, сувениров и чашек.

  • “Хайтинский фарфоровый завод”. Предприятие считается одним из пионеров своей отрасли. Год основания завода – 1869. Активное производство фарфоровых изделий началось здесь в середине прошлого столетия. Соответственно, узнаваемое клеймо предприятия появилось в этот период.

Если в вашем доме имеется чайный сервиз из фарфора СССР с клеймом в виде лося или другими интересными знаками, вы сможете его достаточно выгодно продать. Наш антикварный магазин предлагает клиентам привлекательные условия сотрудничества: официальная сделка с заключением договора, оплата непосредственно в день обращения, возможность расчета в любой удобной валюте.

Перед приобретением осуществляется оценка предметов. Она может быть выполнена различными способами.  Вы можете самостоятельно доставить посуду в наш магазин или оставить заявку на выезд эксперта. В случае необходимости наш специалист приедет на дом и проведет оценку совершенно бесплатно.

Если для вас более удобен онлайн-формат сотрудничества, вы можете отправить нам несколько фотографий изделия перед продажей. Мы выполним оценку за 15 минут и назовем стоимость вещи.

Если обозначенная цена вас устраивает, заключается официальное соглашение. Оплата может быть произведена любым удобным вам способом. Возможен как наличный, так и безналичный расчет.

Мы гарантируем 100% безопасность сделки и конфиденциальность личных сведений клиента.

Вы хотите узнать, почему в СССР выпускали посуду без клейма, и получить консультацию по другим интересующим вопросам? Обращайтесь к нашим специалистам по указанному на сайте телефону или через форму обратной связи. Также мы готовы проконсультировать в Telegram.

Товарный знак, (в керамике — марка или клеймо) — обозначение, помогающее б повседневности отличать товары одних производителей от однородных товаров другие производителей, — в историческом плане стал единственным ключом определению вещи, места и бремени ее производства.

Благодаря условию обязательной регистрации, знак является не просто эффектным изображением, а носителем ценной информации. Тем не менее нередко даже исследователям и коллекционерам трудно усмотреть за ним нечто большее, чем малопонятное изображение. Однако при наличии справочника марки относительно легко «читаются» и неспециалистом.

Отсутствие такого «марочника» по советской керамике — одна из самых острых проблем современного исследователя. До 90-х годов XX века специалистам были известны только указатели марок, относящиеся к первым годам советской власти, отдельные публикации, посвященные выставкам коллекций отечественных музеев, и юбилейные альбомы крупных заводов. Однако зачастую даже серьезность изданий не гарантировала наличия в них изображений заводских знаков и клейм. Даже фундаментальный сборник материалов и документов об искусстве фарфора, фаянса и стекла двадцатых годов, подготовленный сектором декоративных искусств института при Академии художеств СССР, публикует лишь марки самых известных заводов.

И только с 1994 года, благодаря усилиям и упорству ведущего научного сотрудника Исторического музея Татьяны Иосифовны Дулысиной, такая ситуация в России начала меняться. Наряду с другими, появился и первый полноценный марочник по советскому фарфору и фаянсу. И все же не все вопросы сняты — справочник ограничивается периодом до 1960 года.

Цель этой публикации — ввести в оборот изображения как наиболее известных, так и весьма редких советских марок, заявленных и зарегистрированных с1961по1993 год.

В таблице приводятся заводские товарные знаки изделий из фарфора, фаянса, майолики и керамики из красных глин. При составлении таблицы были использованы материалы Центрального научно-исследовательского института патентной информации и технико-экономических исследований, опубликованные в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» (начал издаваться в Ленинграде на основании постановлений ЦИК и СНК Союза СССР от 12 сентября 1924 года о патентах на изобретения и от 12 февраля 1926 года о товарных знаках; с началом Великой Отечественной войны издание было перенесено в Москву. На протяжении лет наименование «бюллетеня» несколько раз менялось).

Иван ГОЛЬСКИЙ

Антиквариат Предметы искусства и коллекционирования № 10 (61) октябрь 2008 стр. 52

Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Клейма фарфоровых заводов СССР

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

ЛФЗ

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Клейма ЛФЗ по годам

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

Клейма ЛФЗ по годам

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

  • I – красная;
  • II – синяя;
  • III – зелёная.

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Клейма ДФЗ Вербилок по годам

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

Клейма Гжель по годам

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

Клейма Гжель по годам

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Клейма фарфора Дулёво по годам

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Клейма ПФЗ по годам

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

  • высший обозначался красным;
  • I – синим;
  • II – зелёным;
  • III – коричневым.

Первые клейма в царской России
Виды клейм на фарфоре царской России
Два клейма
Проблемы с определением клейм
Особенности клейм советского периода

Первые клейма в царской России

В России необходимость использования клейм появилась сразу же, как были открыты первые фарфоровые заводы. Вплоть до середины восемнадцатого века Россия могла только мечтать о собственном фарфоровом производстве, пока невероятное трудолюбие Дмитрия Ивановича Виноградова на первой в стране порцелиновой мануфактуре не привело к открытию рецепта русского фарфора. В 1747-1749 годах появились первые успешные изделия, которые стали клеймить буквой W (начальная буква фамилии Виноградова) и годом выпуска изделия.

kleima-1.jpg

Для первых клейм еще не было никаких стандартов, поэтому они отличались друг от друга по размеру, расположению и стилю знаков. Уже тогда начала зарождаться традиция указания в клейме места производства и номера рецептуры фарфоровой массы.

С превращением Невской порцелиновой мануфактуры в Императорский фарфоровый завод, открытием завода Ф.Я. Гарднера и других предприятий клейма помогали отличать одну фарфоровую продукцию от другой. Более того, предприимчивые люди не только стали массово открывать собственные фарфоровые заведения, но и активно создавали подделки изделий известных заводов, что привело к необходимости создания качественных клейм.

Проблема стала приобретать массовый характер не только внутри страны, поскольку возникла потребность отличать русский фарфор от зарубежного. Для этого в разное время было издано несколько постановлений, описывающих порядок клеймения фарфоровой продукции. В частности, указы, изданные с середины XVIII по середину XIX века, предписывали обозначать в клеймах владельца фабрики и ее местонахождение. При этом на изделии обязательно должно было стоять русское клеймо, даже если предполагалось еще одно клеймо для зарубежных рынков. С 1857 года клейма должны были ставить с помощью красной краски.

Все эти требования наложили существенный отпечаток на клейма русского фарфора, хотя и не являлись для мелких производителей непреложной истиной. Многие не гнушались всячески нарушать установленные правила, поэтому на фарфоре, выпущенном в Российской империи, встречается множество клейм в самых разных исполнениях.

Виды клейм на фарфоре царской России

Варианты нанесения

Традиционно в России использовали несколько способов клеймения фарфора. Весьма распространенными были надглазурные и подглазурные и клейма. Первые из них ставили сверху обожженной глазури, а вторые — до ее нанесения, поэтому сохранялись лучше первых. Более надежным способом клеймения, который было труднее подделать, считается вдавливание в массу необожженной глины. Однако расплатой за надежность при таком способе являются сниженные художественные возможности.

Сложность изображения

По содержанию клейма были очень разнообразны даже на одном и том же предприятии. В первые годы производства могли использовать простые клейма в виде одной или нескольких букв, а в последующие перейти к сложным орнаментам. Например, если первые клейма на Дулевском фарфоровом заводе представляли собой аббревиатуры СТК или ЗСК, за которыми скрывались имена их владельцев, то позднее к ним добавились живописные орнаменты и герб, а фамилию владельца стали прописывать полностью. Аналогичная практика существовала и на других российских фарфоровых мануфактурах.

kleima-2.JPG

Царская символика

Изображение российского герба было привилегией, которую получили лишь некоторые заводы. Такое право давалось тем заводчикам, фарфоровые изделия которых особо выделяли на выставках, отмечали при Дворе. Выпуская фарфор отличного качества, фабрики часто получали заказы от самого Императорского двора. К их числу принадлежали завод братьев Корниловых, фабрика Гарднера, предприятия Кузнецова, Ауэрбаха и некоторые другие. На заводе Корниловых московский герб вырисовывали со всей тщательностью, используя для одного клейма краски разного цвета.

kleima-3.jpg

Чаще всего государственную атрибутику наносили на дорогие изделия или тот фарфор и фаянс, который предназначался для экспорта. Именно здесь герб изображали очень тонко, аккуратно вырисовывая каждую деталь.

Помимо собственно герба в клеймах изображали символы царской власти. В частности, в клеймах известного на весь мир Императорского фарфорового завода корона была наиболее частым элементом. Ее начали изображать с приходом к власти императора Павла I и использовали вплоть до Октябрьской революции, когда с приходом советской власти из клейм убрали всю царскую символику. Корону также изображали условно или расписывали со всей тщательностью.

kleima-4.JPG

Использование монограмм

Частой практикой на заводах было использование монограммы. Например, на фабрике братьев Новых и Храпунова-Нового она состояла из инициалов владельцев: Ивана Нового и затем Якова Храпунова-Нового. У Алексея Попова буква «А» плавно переходила в «П», а у Андрея Миклашевского «А» сливалась с «М».

kleima-5.JPG

Клейма с инициалами Андрея Миклашевского (слева) и Алексея Попова (справа).

На Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) монограммы представляли собой начальную букву имени монарха и конкретную цифру его титула. Например, для Екатерины II римская двойка была прописана внутри большой буквы Е. Поскольку за время существования ИФЗ на российском престоле побывало много царей, так появились клейма с монограммами АI, АII, АIII, НI и другие согласно именам царей.

kleima-6.JPG

Цветочные и иные орнаменты

Наиболее частым элементом сложных клейм, которые обычно ставили на самую качественную продукцию, являются всевозможные цветочные и иные орнаменты. Например, на заводе Храпунова-Нового со второй половины XIX века стали использовать целые корзины цветов с именем владельца фабрики на самой корзине. На Дулевской фабрике в середине XIX века появилось золотое клеймо «ЗСТК в Дулёве» с красивым цветочным узором. Его ставили только на дорогие изделия. Клейма многих мануфактур обрамляли завитками, заключали в овальные, круглые и иные фигуры.

kleima-7.PNG

Клейма на фарфоре братьев Новых.

Разнообразие символов

Клейма российских фарфоровых заводов поражают многообразием символики. Царские указы предписывали обозначать в клеймах владельца и адрес фабрики, но не запрещали выражать свою индивидуальность. Это выразилось в том, что предприятия использовали собственные символы, так или иначе характеризующие их деятельность. Например, в клеймах завода Миклашевского присутствует семейный герб, у Юсупова был собственный символ в клейме, на кузнецовском фарфоре можно встретить среди прочего звезды, ордена и медали, Гарднер изображал всадника на коне, а после Великой Октябрьской революции в клеймах появились атрибуты советского времени.

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба

Клеймо завода Миклашевского с изображением семейного герба.

Сведения о наследниках

Так как успешные фарфоровые предприятия существовали несколько десятилетий и даже веков, за время их работы менялось несколько владельцев. Если прежнему хозяину фабрики удавалось добиться значительного успеха и прославить свой фарфор, то новый владелец старался сохранить его имя или использовал переходные клейма. Например, потомки фабриканта Батенина использовали надпись «НАСЛ: БАТЕН», обозначающую наследников Батенина. Кузнецов, выкупивший пришедший в упадок завод Ауэрбаха, некоторое время использовал клеймо «Быв. Ауербахъ», чтобы сохранить прежнюю клиентуру. А Яков Храпунов и вовсе принял решение взять другую фамилию после того, как вступил в право владения заводом своей супруги Новой.

kleima-9.JPG

Особые пометки

На многих заводах в клеймах делали особые пометки, которые могли объяснить только сами мастера завода. В некоторых случаях это были обозначения адресата, которому предназначался тот или иной сервиз или статуэтка. На ИФЗ для этого делали пометку «ПК», обозначающую, что конкретные изделия создавались для придворной конторы. У Корниловых шла отметка «ПО ОСОБ. ЗАКАЗУ». Кстати, именно на заводе Корниловых встречается надпись на фарфоре о запрете воспроизведения, которая стала первой для России попыткой защитить права авторов на фарфоровую продукцию.

Особые пометки на клеймах

Если на заводе экспериментировали с фарфоровой массой, то могли проставлять на изделиях номер конкретного рецепта или делать другие пометки, относящиеся непосредственно к производству.

На некоторых изделиях встречаются имена мастеров по фарфору в виде инициалов или полного указания фамилии. Так, на заводе Юсупова на фарфоре встречается подпись мастера Ламбера. Впрочем, талантливый живописец Севрской мануфактуры не только способствовал расцвету завода Юсупова, но и некоторое время был его владельцем. На ИФЗ клейма с именами мастеров встречаются примерно с середины 19 века. Чем известнее был мастер, тем дороже ценилось изделие с его именем.

Подпись и монограмма Ламбера на фарфоре Юсупова

Подпись и монограмма Ламбера
на фарфоре Юсупова.

Два клейма

На ряде фарфоровых работ присутствуют сразу два клейма. Причин такого явления существует несколько. Первая заключается в том, что мастеру просто не удавалось с первого раза поставить клеймо с достаточным нажимом. Тогда он ставил еще одно, пытаясь попасть в предыдущее или на новом месте. Так как попытка поставить одно клеймо в другое не всегда заканчивалась желаемым результатом, появлялись нечеткие клейма со сдвоенными символами. Примером может послужить фарфор Батенина.

Вторая причина заключалась в том, что белье (покрытый глазурью фарфор без росписи) делал один завод, а роспись совсем другой. Так, на заводе братьев Корниловых дважды в год распродавали фарфор низкого качества, включая и белье. В итоге на конечных изделиях появлялось клеймо изготовителя фарфора и мастера по росписи. Некоторые заводы не занимались изготовлением фарфоровой массы, а просто закупали заготовки и расписывали их. В частности, так поступали в мастерской князя Юсупова, который приобретал белье у Попова, Гарднера и у других крупных заводчиков.

Еще одна причина была связана с необходимостью перехода от одного периода к другому. Чаще всего это относилось к смене владельца, который уже успел заявить о себе на фарфоровом рынке. Чтобы не растерять прежних клиентов, новый владелец ставил рядом со старым клеймом новое, в котором фигурировала уже его фамилия.

Были и другие причины для простановки двух клейм, например, их ставили на продукции, предназначенной для экспорта.

Проблемы с определением клейм

До сих пор специалистам приходится прикладывать немало усилий, чтобы причислить ту или иную продукцию к конкретному заводу. Это обусловлено не только низким качеством клейм или их отсутствием, но и желанием мелких мастерских подражать именитым предприятиям.

Небольшим заведениям часто не удавалось добиться фарфора высокого качества, так что опытный глаз быстро отличал подделку. Однако бывали случаи, когда подделки получались на уровне оригинала. В частности, завод Сафронова начинал с подражания прославленным изделиям фабрики Гарднера. Есть версия, что именно с этим подражанием связан тот факт, что в первые годы существования завода Сафронова на нем использовали точно такие же клейма в виде крючкообразной буквы «С», как и на известном в то время заводе Гарднера. На гарднеровском заводе в одно время буква G стала походить на «С».

kleima-12.JPG

Интересно, что со временем завод Сафронова обрел собственную славу благодаря фарфору хорошего качества и оригинальной художественной росписи. В то время на одной из московских выставок об изделиях завода отозвались как о таких, которые заслуживают одобрения и похвалы. В начале XIX века по своей художественной ценности фарфор Сафронова стоял на третьем месте после именитых заводов Попова и Гарднера.

Российские заводы подражали клеймам не только своих соотечественников, но и зарубежным мануфактурам. Например, на заводе Гарднера в 1770–1790-х годах использовали клеймо с изображением скрещенных мечей, характерное для мейсенского фарфора. Этот символ использовали в разных вариациях, включая и такую, в которой присутствовала буква G.

kleima-13.JPG

Другая проблема заключалась в особенностях самих клейм или их стирании со временем. Например, некоторые клейма на фарфоре Батениных можно различить только в том случае, если очень медленно направлять источник света к изделию, меняя угол наклона.

Надглазурные клейма сохранялись плохо и легко подделывались, а вдавленные в массу зачастую зависели от качества штемпеля и силы надавливания. Более того, многие оригинальные работы вовсе не имеют никаких обозначений. Это относится, например, к продукции завода Юсупова. Князь создавал свою мастерскую, не имея коммерческого интереса, поэтому и в клеймах необходимости не было. Большая часть продукции Юсупова поступала в его имение или была подарена князем знатным особам.

Особенности клейм советского периода

После Октябрьской революции в 1917 году началась массовая национализация фарфоровых предприятий. Какие-то из них полностью прекратили свое существование сразу после прихода советской власти, другие были переименованы и продолжали свою работу. Первое, что изменилось в клеймах этого периода, стало полное исчезновение символов царской власти. Единственным напоминанием был двуглавый орел без царской атрибутики, который еще некоторое время присутствовал в клеймах ИФЗ. Заметим, что клеймо с датой 1917 ставили только в период работы Временного правительства. В это время выпустили небольшое количество предметов с таким клеймом, поэтому их коллекционная ценность высока.

kleima-14.jpg

Теперь на смену царям с их коронами и скипетрами пришел серп и молот. Звезды, колосья пшеницы, изображение земного шара и другие элементы, характерные для советского периода, использовали практически на каждом заводе. А прежние имена хозяев вытеснили многочисленные аббревиатуры и новые названия предприятий. Так, ИФЗ превратился вначале в ГФЗ, а затем и в ЛФЗ. Клейма с надписью ЛФЗ известны многим, так как с их помощью клеймили фарфор на протяжении восьмидесяти лет с 1925 по 2005 годы.

kleima-15.JPG

Аббревиатуры касались не только новых названий фабрик, но и различных организаций, возникающих на их базе, или тех, через которые фарфор продавали. Так появились надписи Мособлгорспецторг, Главунивермаг, аббревиатуры ТД (торговый дом), ТФ (тверской фарфор), ЦФФТ (Центрофарфортрест) и многие другие.

kleima-16.JPG

Особый интерес для коллекционеров всего мира представляет так называемый агитационный фарфор, которому практически нет аналогов. Его происхождение связано с не менее интересным планом «монументальной пропаганды», к которой призвал В.И. Ленин. Смысл этой пропаганды сводился к тому, чтобы как можно скорее перейти от всего, что символизировало царскую Россию, к России рабочих и крестьян. Однако на практике агитационный фарфор получался слишком дорогим для простого человека и оседал в собраниях коллекционеров. Более того, со временем интерес к нему иностранных коллекционеров вырос настолько, что цена на такие изделия поднялась в несколько раз.

kleima-17.jpg

Для агитационного фарфора характерны разнообразные призывы и лозунги: «Царству рабочих и крестьян не будет конца!», «Да здравствует советская власть!» и т.д. Что касается клейм, то основными их элементами были перекрещенные серп и молот. Также в клеймах встречаются и некоторые надписи, например ««В пользу голодающим».

kleima-18.JPG

Если в царской России клейма одного и того же завода сильно отличались по размеру букв, стилю письма, рисунку и вообще зависели от настроения мастера, то для клейм советского периода характерен одинаковый размер букв, трафаретность, достаточная четкость изображений. Все-таки механизация производства наложила свой отпечаток и на качество клейм.

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.

Еще один характерный элемент для клейм советского фарфора — это слова латинскими буквами с обозначением страны: USSR или SOVIETUNION, а также приписка made in. В эту же тему и клеймо Torgsin, обозначающее «Торговый синдикат». До революции каждый завод сам придумывал, какими должны быть клейма для экспорта. Одни использовали надписи на французском языке, другие изображали арабески и иные элементы для восточных клиентов. Существовала практика и использования надписи Made in Russia, первенство использования которой принадлежит заводу братьев Корниловых.

В советское время в клеймах часто указывали группу сложности рисунка и сорта изделия. Например, на ЛФЗ применяли разные цвета для обозначения того или иного сорта, а сами сорта обозначали как «1 с», «2 с», «3 с». Для групп использовали знаки «6 гр», «7 гр» и т.д. или «ВНЕ ГР» для изделия особенно высокого класса. На Довбышевском заводе для сортов также использовали разные цвета. Аналогичная практика существовала и на других фарфоровых предприятиях.

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции

Клейма ЛФЗ с указанием сортов продукции.

Если проследить историю появления в клеймах разных заводов того или иного символа, то станет очевидно, как одна и та же идея кочевала с фабрики на фабрику. Так, в определенный период в клеймах заводов советского периода стали изображать животных. Это лоси, олени, птицы, ящерицы, львы и многие другие представители фауны. Вероятно, для каждого предприятия то или иное животное символизировало свои свойства, но для некоторых фабрик за таким выбором стояла конкретная история. Например, знаменитая дулевская птица появилась на фарфоре Дулевского завода после того, как в 1958 году скульптору завода А. Сотникову вручили золотую медаль за его работу «Сокол».

Клейма Дулевского фарфорового завода

Клейма Дулевского фарфорового завода.

Добавить комментарий