Клеймо и медали на самоварах – регалии, присвоенные только качественным изделиям известных производителей. Награды известные фабрики ставят до сих пор – право клеймить свою продукцию присуждалось навечно. Но новые экземпляры тульских производителей постоянно подтверждают право их ставить на международных выставках. А реставраторы старинных самоваров бережно восстанавливают антикварные оттиски.
Клеймо на самоварах
Ставить собственный знак отличия мастера начали еще до начала фабричного производства самоваров. Кустари в начале XVIII века наносили свой оттиск для подтверждения качества продукции. По нему было понятно, кто и где изготовил самовар. Это был своеобразный знак качества.
С открытием самоварного дела уже в промышленных масштабах стало ставиться фабричное клеймо. Право наносить на самовар собственное обозначение регистрировалось государством. Подделки наказывались вплоть до тюремного срока.
По сведениям Тульской управы в 1911 году было зарегистрировано более 20 штук кустарных производств, использовавших клеймо фабрики Баташевых. Фабриканты, уже доказавшие качество своей продукции, стали наносить клеймо на 4 моделях одновременно на крышке, поддоне, корпусе. На остальных изделиях они ограничились крышкой и поддоном или только крышкой.
Первые эстампы представляли собой наименование фабрики с фамилией владельцев. Затем к ним добавились фирменные атрибуты, родовые гербы. Пример: самовары завода Тейле, к фамилии фабриканта добавилось изображение пушки – знак принадлежности производства к известному городу оружейников. Посмотреть и определить чье клеймо и насколько оно оригинально можно по каталогу С.П. Калиничева – известного коллекционера и реставратора самоваров.
Клеймо известных самоварных фабрик, получивших российское и европейское признание, окружали полученные награды.
Медали тульских самоваров
Наградные знаки отличия имели право ставить только самоварные промышленники, чьи экземпляры получали на выставках высокие оценки. При присуждении награды рассматривались:
- качество металла и пайки;
- привлекательность внешнего вида;
- удобство использования.
Медали самоварам начали присуждать на первой промышленной выставке в России – в мае 1829 года в Санкт-Петербурге. Если попадается экземпляр, датированный наградой годами ранее, то это подделка. Но право ставить оттиск полученной награды давалось фабрике навсегда.
Медаль на самоварах обязательно содержит информацию о том, за что она получена:
- золото;
- серебро;
- бронза;
- за качество;
- за оригинальный внешний вид;
- за технические улучшения;
- за труд и успех и другие.
Просто за участие на выставке также давались медали, но ценность их ниже остальных. Дело в том, что перед тем как попасть на всеобщее обозрение, самовары оценивали Министерство торговли и промышленности под патронажем царя. Экземпляры, которые им не понравились, не допускались на экспозицию. Поэтому выставленный самовар уже отличался от отбракованных собратьев более высоким качеством и художественным оформлением.
Во время выставки каждый экземпляр оценивался уже посетителями по разным критериям. В оценке принимали участие дворяне, купцы, фабриканты разных областей, почетные граждане. Конечно, золото присуждалось только тому самовару, который получал наивысшие мнения по всем параметрам – дизайн, качество, удобство.
На оттиске медали видно, где и когда она присуждалась. Самыми ценными наградами считаются присужденные на общероссийских и зарубежных выставках. Яркий пример качества – фабрика наследников Баташева, получавшая серебро и золото:
- Париж 1867г. одновременно с Семеном Уваровым;
- Вена 1873г.;
- Москва 1882г.;
- Амстердам 1883г.;
- Санкт-Петербург 1903г.;
- Париж 1904г.;
- Бордо 1907г.;
- Турин 1911г.
В 1850 году промышленники получили право ставить российский герб, а в 1855 они стали поставщиками царского двора. Кроме фабрики Баташевых, 6-7 штук международных медалей заслужили артели Воронцова, Ломова, Дубинина, Кондратьева, Телье, Лисицына, Шемариных.
Самыми ценными среди коллекционеров считаются самовары с медалями одновременно на крышке, тулове и ножках. На фабрике так делали специально для исключения подделок. Медные самовары на дровах – узнать цены.
Как отличить подделку клейма и медалей от оригинала
Чтобы купить тульский самовар на дровах с настоящими клеймом и медалями, надо сразу обращать внимание на степень четкости оттисков. Настоящие награды никогда не будут сильно выделятся. Их наносили с помощью разогретого чугунного штемпеля легким ударом молотка, чтобы не повредить латунный сплав (мягкая медь с цинком) самоварных деталей.
Чистили самовары в XVIII-XIX вв. песком и до блеска, поэтому рельефы отчетливо не смогли сохраниться. По ним видно или угадывается частично по буквам чье клеймо стоит, какая медаль присвоена самовару. Но безупречной разборчивости оттиска не будет.
Читайте также
- Долговечен ли самовар?
- Какой самовар купить на дачу?
- Почему чай из самовара вкуснее?
- Какие самовары коллекционируют?
- Какой самовар подарить дедушке и бабушке
- Какой самовар поставить в квартире?
- Какой самовар подарить маме?
- Какой самовар подарить папе?
- Из чего делают самовары?
- Реставрация самоваров
- Зачем современному человеку такой устаревший прибор
- Как отличить новый самовар от восстановленного
На чтение 7 мин Просмотров 36.8к. Опубликовано 29.06.2019
Стоимость самовара зависит от его формы, наличия медалей и штампов, был ли самовар подарен Николаем II персидскому шаху (то есть история). Сколько добавит к стоимости антикварного самовара каждый элемент – примеры расчёта.
Стоимость самовара зависит от его формы, наличия медалей и штампов, был ли самовар подарен Николаем II персидскому шаху (то есть история). Сколько добавит к стоимости антикварного самовара каждый элемент — примеры расчёта.
Если кто-то уже задавался ранее этим вопросом, то первое, к чему прибегают рядовые пользователи интернета — это изучение самоварных форумов, блогов коллекционеров и мониторинг цен в магазинах самоваров. Там выясняется, что до сих пор единого каталога и общепринятых цен на старинные самовары нет и врядли появится по понятным причинам: каждый самовар, выпущенный до революции, уникален. Усреднить, «причесать под одну гребенку» антикварные самовары не получается в силу множества факторов.
Содержание
- Что влияет на стоимость старинного (антикварного) самовара:
- Основа для оценки старинного самовара
- Что увеличивает стоимость антикварного самовара:
- Наличие медалей и штампов
- Форма самовара
- Как узнать в каком году сделан самовар ?
- Дорогие и современные самовары
- Повышает ли стоимость самовара никелировка?
Что влияет на стоимость старинного (антикварного) самовара:
- многообразие медалей и штампов производителей и их сохранность;
- оригинальность сборки;
- внешний и внутренний вид деталей самовара;
- форма самовара и его вес и размер;
- качество реставрации самовара и многое другое.
Основа для оценки старинного самовара
Сегодня мы раскроем секретные приемы оценки самоваров, которыми пользуемся сами. Но при этом не заставляем считать их единственно правильными, это только наш личный опыт (за 10 лет наша мастерская отреставрировала более 2000 самоваров).
При наших расчетах мы отталкивались от стоимости классического самовара формы «Банка» производства фабрики Василия Баташева на 7 л ~ 1900-1906 г.в. По нашей практике, это одна из самых распространенных и популярных моделей, чаще всего встречающаяся в магазинах и у частных продавцов.
При этом надо учитывать, что стоимость отреставрированного самовара зависит от личной истории конкретного самовара. Один и тот же самовар может стоить от 25 до 50 тысяч рублей. Например, разорванная топка самовара прибавляет к его цене 3-5 тысяч рублей. Итак, возьмемся оценить один самовар.
Базовая стоимость самовара (на фото) в очень хорошем состоянии, форма — «банка». С медалями императорских выставок и клеймами Николая II. Цена такого самовара 25000 рублей.
Что увеличивает стоимость антикварного самовара:
Наличие медалей и штампов
Медали и клейма фабрики производителя (могут быть на всех элементах, а не только на основной части). Дороже стоят именные самовары. Например, у нас был самовар, подаренный лично Персидскому Шаху Николаем II. +50-100% (в зависимости от количества и редкости производителей) . Подробнее про медали на самоварах
Форма самовара
Если за основу брать банку Баташева, то более редкие формы старинных самоваров увеличивают стоимость минимум на треть, а то и в три раза. Ниже примеры, как разные формы самоваров влияют на цену:
Форма «репка» добавляет к стоимости старинного самовара +30+70%
Плюсы к стоимости | ||
Форма | «Банка» с гранями | +20-50% |
«Рюмка» | +30-70% | |
«Ваза» | +100-200% | |
«Шар» | +100-150% | |
«Яйцо» | +150-200% | |
«Фонарик» | +100-150% | |
Необычные и нестандартные элементы | Витые, кованные, литые в виде зверей и т.д. | +30-70% |
Размер | Самовары менее 3 литров, и более 12 ценятся выше, цена пропорционально увеличивается уменьшению или увеличению размера. Самые дешевые банки 5-8 литров, | +30-100% |
Материал | Посеребрение | +200-500% реже до 700-1000% |
Томпак | +20-40% | |
Мельхиор | +40-80% | |
Никель | +20-30% | |
Минусы к стоимости | ||
Самовар не чищен (не реставрирован) | Под толстым слоем накипи могут быть скрыты трещины, механические повреждения корпуса и трубы, а также при снятии накипи, родной слой пищевого олова может сойти – придется заново покрывать. | -20-40% |
Неродные элементы (или новоделы) | В зависимости от количества | -20-70% |
Отсутствие некоторых элементов | В зависимости от количества утраченных элементов | -10-50% |
Вмятины (погнутость элементов) | В зависимости от возможностей восстановления, от формы самовара (на граненых формах, а также на сложных формах: шар, яйцо, фонарик очень сложно делать рихтовку) | -30-60% |
От толщины металла и степени износа жаровой трубы | Тонкий металл, а также проржавевшая или прогоревшая труба влияют н сложность реставрации | -10-30% |
Чаще всего люди прибегают к оценке самовара в силу следующих ситуаций:
— нашли старый самовар на чердаке, в сарайке, в амбаре. В 90% случаях это будет деревенский самовар-«банка». Цена после всех«минусов» будет порядка 1000-1500 рублей
— приняли в подарок коллекционный самовар необычной формы с медалями. В этомслучае он может стоить от 30 до 100 тысяч рублей.
— купили (или планируют купить) отреставрированный с помощью запчастей обычный самовар-«банку» с клеймами. Такая затея может стоить от 25 тысяч рублей.
Обратите внимание, слово «отреставрированный» не означает, что самовар просто натерли доблеска. Под реставрацией понимается долгий и кропотливый процесс по восстановлению первоначального вида. Естественно, что после реставрации использовать самовар по назначению можно и нужно!
Как узнать в каком году сделан самовар ?
Дорогие и современные самовары
Стоимость самовара и год его выпуска не всегда напрямую связаны. Существуют самовары недавнего выпуска, например 1990 даже более современных годов , например 2005-х — 2018-x, при этом стоящих 100 — 150 тысяч рублей. При этом они богато украшены, разнообразными накладными деталями, но главное в этих самоварах не украшения, а то , для кого они предназначались. Есть два типа таких самоваров. Самовары дорогие, но подаренные — это например самовар тульского умельца Владимира Башкина, дарованный Святейшему Патриарху Всея Руси Алексию II.
И самовары тоже дорогие, но за которые заплачены немаленькие деньги — это эксклюзивные самовары производства завода Штамп подаренные Владимиру Путину. Все остальные самовары тоже могут стоить 50 тысяч и даже 500 тысяч, как например самовар Назара Лисицына 1820-х — 1830-x годов, принадлежащий Алексею Борисовичу Миллеру, главе «Газпрома».
И все же есть одна отличительная черта, отличающая их от современных самоваров всего одного завода Штамп — наличие в конструкции самоваров штампованных, а не литых деталей. Как узнать год выпуска самовара завода Штамп? Очень просто — самовар 60-x годов — непременно стоит на штампованном основании. Эта мода появилась от упрощения конструкции, стремления минимизировать затраты. Появилась мода в начале 1950-х годов, в меньшей степени в середине 1930-х годов. Все массовые самовары стоят на штампованных основаниях.
Завод Штамп им.Ванникова возродил после войны производство самоваров в 1949 году, именно эта дата зафиксирована на подавляющем большинстве послевоенных самоваров. Кроме того на этих самоварах, дата выпуска которых неизвестна, но с большой вероятностью это именно 1949 год, появился маркировка в виде звезды. По одной из версий такие самовары, именно со звездой, дарили участникам Великой Отечественной Войны, как наградные. Они сделаны более качественно, чем обычные серийные самовары — у них литое основание, характерная форма крана, зачастую литой паровичок, в общем самовар сделан надолго, и он еще много лет проработает, как старые дореволюционные самовары.
На самоварах времен времен НЭПа, в отличие от первых послевоенных, так или иначе стоит знак серпа и молота.
Повышает ли стоимость самовара никелировка?
В 1880-х годах медные и латунные самовары начали никелировать. Никель — цветной металл желтовато-белого цвета с сильным блеском. На воздухе он не тускнеет, в чистом виде не окисляется. Открыт никель был в XVIII веке, но его широкое промышленное использование началось во второй половине XIX века. Никелирование самоваров проводилось в защитных и декоративных целях. Тонкий слой никеля защищал латунную поверхность самовара, придавая ему нарядный, праздничный вид. Кроме того, такие самовары не нуждались в чистке, тем более что различные тогдашние смеси могли просто содрать тонкий защитный слой.
В Советское время почти все, 95 % самоваров выпускались никелированными. Никелировка повышает стоимость самовара процентов на 10-20, но это относится только к самоварам царским с родным, сохранившимся никелем до 1917 года. Просто потому, что таких самоваров мало. Стоимость советских самоваров никелировка, наоборот, понижает. Особенно плохо сохранившаяся. Часто никелировка наносилась на самовары впоследствии, например, на царский самовары, во времена массового самоварного ремонта. Она, конечно, улучшала внешний вид самовара, но ценой частичной потери клейм, иногда вплоть до полной потери. Такие самовары очень хорошо заметны.
Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено указом об обязательном клеймении, изданным еще в 1744 г. Но в нем не были определены меры наказания в случае его неисполнения фабрикантами. Вследствие чего 12 августа 1753 г. был издан указ «О подтверждении, чтобы фабриканты печатали на товарах своих клейма на обоих концах каждой штуки». Несмотря и на этот указ, постановления в целом не исполнялись.
Конкретные правила и способы клеймения продукции, а также уголовные санкции за подделку товара или клейма были сформулированы только в положении о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов от 5 февраля 1830 г.
В этом положении обязательное клеймение было уже отменено, и фабрикант сам определял его необходимость, но всем клейменым товарам предоставлялись льготы при прохождении через таможню. Клеймо должно было содержать обозначение имени и фамилии фабриканта, место нахождения предприятия.
Изначально клеймо производителя гравировалось ручным способом и стояло только на крышках самовара, где произвести такую операцию было удобно более всего.
С середины XIX в. клейма ставились с помощью чугунных штемпелей круглой или овальной формы с отлитым на поверхности текстом в зеркальном отражении. Как правило, это было имя фабриканта и указание на место расположения фабрики, например: «Самоварная фабрика Е.А. Ваныкина в Туле», или «Василий Ломов в Туле».
Надпись шла по внутреннему краю окружности или овала, которые были часто украшены виньетками, лавровыми ветвями. В конце XIX века некоторые крупные фабрики стали ставить на свои изделия еще и изображения фабричной марки – специального знака, разработанного в рекламных целях.
У фабриканта Баташева Николая Ивановича таким фирменным знаком был треугольный щит с диагональной полосой, у Берты Густавовны Тейле – пушка, у братьев Шемариных – фигура идущего льва под балдахином.
Фирменный знак фабрики Берты Густавовны Тейле
Фирменный знак Товар. Торг. Дома братьев Шемариных
Самое, пожалуй, длинное название фирмы было у одной из лучших самоварных фабрик: «Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле. Устав высочайше утвержден 10 апреля 1898 г.», фабричной маркой у них являлся вензель Н и Б (наследники Баташева).
Товарищество паровой самоварной фабрики наследников Василия Степановича Баташева в Туле
Самовар «Ренессанс»ф-ки насл.В.С.Баташева. Музей самоваров и бульоток
Оригинальные фасоны самоваров фабрики наследников В.С.Баташева принесли ей более 20 наград всевозможных выставок, среди них Гран-при выставки в Санкт-Петербурге (1904 г.), Париже (1904 г.), Турине (1911 г.) и, наконец, высочайшую награду – право ставить на свои изделия и документы изображение государственного герба, полученное на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Знак «Большой герб», стоящий на самом видном месте – в центре самоварной стенки, необычайно привлекал любого покупателя, потому что наглядно свидетельствовал о высоком качестве изделия и солидной репутации фирмы-изготовителя.
В погоне за рекламой своих изделий некоторые не особо щепетильные фабриканты решались подделывать этот знак.
Подлинный знак «Большой герб» представлял собой изображение двуглавого орла, с императорской короной над головами, с распростертыми крыльями, на которых находились изображения гербов главных российских городов, а в центре – изображение Георгия Победоносца, поражающего змея. В лапах орла изображались скипетр и держава – символы царской власти.
Фальсификат же обязательно был обведен кружком и часто изображал некое чудо природы: птицу с двумя головами и стилизованным изображением короны. Неточность в изображении, отсутствие гербов городов и других мелких деталей как раз указывало на подделку, кроме того, такое подобие государственного герба не могло вызвать обвинения в фальсификации и использовании чужой награды – ведь этот знак, собственно, изображением герба не являлся. Правда, и грамотного покупателя такое клеймо обмануть тоже не могло.
Пример фальшивого Большого герба на самоваре ф-ки М.И.Слиозберга
Некоторые промышленники поступали гораздо хитрее, и даже вполне солидные и уважаемые фабрики иногда прибегали к таким, не совсем честным способам.
На ярлыках фабрики ставились изображения всех медалей, действительно полученных на выставках.
Если выставка была российской, то на одной из поверхностей медали часто изображали Государственный герб. Так вот, изображение этой стороны медали, в более крупном масштабе, чем все остальные, на ярлыках или стенке самовара выставляли на главное место – вверху, в центре. Вроде бы все по закону – изображение герба в центре кружка, с пояснительной надписью о выставке по всему периметру окружности (но очень маленькими буковками) – все свидетельствует о том, что это медаль с изображением герба, а не сам знак Большого Герба, который был без всяких обводок.
Другой вид ухищрений для поднятия престижа фирмы — изображение одной и той же награды несколько раз. Прием вполне законный, особенно если наград действительно было много, и среди них несколько повторов изображений могли остаться незамеченными.
За фальшивые клейма, награды, которые в действительности не существовали, незаконное использование знака «Большой герб» нечестных производителей могли наказать штрафом, конфискацией товара с неразрешенными знаками и даже тюремным заключением.
Но чего только не придумаешь в погоне за покупателем!
Бритенкова Л.В., куратор Музей самоваров и бульоток
Сначала нужно определить настоящего производителя самовара.
Внимательно осмотрите самовар и сфотографируйте все клейма, если конечно они не затерты предыдущими вледельцами.
Сначала смотрим клейма. Я у себя обнаружил клеймо фабрики Григория Павловича Баташова (это наследники самоварного короля Василия Степановича Баташова)
по указателю самоварных фабрик России и ничего не находим, кроме указателя что фабрика была в Туле в конце 19 века.
Плюс клеймо Наследники Ивана и Василия Григорьевича Баташовых год по перечню фабрик 1854 год к сожалению в отличии от герба России эти клейма для солидности могли ставить многие. А вот если самовольно проклеймить самовар гербом России, то можно было отхватить серьезных неприятностей и этого не делали. Поэтому самовар не поддельный, качественный и тяжелый.
Обнаруживаем еще одно клеймо и номер самовара и дату начала производства 1879 год
Теперь обращаемся к медалям Медалей вроде много и на тулове и на крышке, но по факту их только 3 шт, Медали дублировали для солидности, этакий эффектный маркетинговый ход. Это хорошо что медалей мало, потому что выставки, на который зарабатывались эти медали проходили каждый год. Фактически у конкретно этого самовара всего одна медаль 1882 года, т.к фабрика работает с 1879 года
Ищем через Яндекс еще самовары фабрики В.Д. Салищева и изучаем их клейма. Ура! Находим самовар с клеймом выставки 1990 года. Н нашем самоваре такого нет. Значит мы теперь точно знаем, что самовар произведен в промежутке 1879 -1890 год. Я выбрал 1890 год. Доказательства найдены в открытых источниках, в основном через поисковую систему Яндекс. Ищите и все получится
С уважением, Батяйкин Вадим, рекламная компания “АиГ”
Метки: антикварный самовар, возраст самовара, Как определить возраст самовара, как определить по медалям старинный самовар, Как узнать когда произведен старинный самовар, определяй возраст самовара по клеймам и медалям, самовар фабрики Баташовых, Самовар фабрики Салищева, старинный самовар
Запись опубликована 16.01.2018 в 18:56 и размещена в рубрике Полезная информация.
Комментарии и уведомления сейчас закрыты.
Клеймо на самоваре фабрики Воронцова
Точная дата появления первого самовара до сих пор историками точно не указана, как и дата первого проставленного на самоваре клейма. Наиболее часто встречается утверждение, что первое изделие изготовлено оружейниками в XVII веке. Особое искусство, которое требовалось для создания самовара, сделало его предметом достаточно дорогим, поэтому отметки с именем изготовителя и месте изготовления обязательно ставились.
История появления самоварного клейма и его развития
Штемпель для оттиска медали на самоваре
Кустарные мастера первыми начали ставить метки на элементах самоваров. В основном такими метками становились оттиски в виде надписанных фамилии, имени и города или села. С началом массового выпуска в XIX веке, клеймо уже представляло фирменное обозначение с указанием места выпуска, владельцев фабрики, имени мастера и заказа, по которому был изготовлен самовар. Крупными известными производителями, помимо этого, на самоварах делали оттиски присвоенных на самоварных выставках наград.
Клеймо на самовары ставили горячим способом. Штемпель и участок самовара, на который ставилось клеймо, нагревали до нужной температуры. После этого к разогретой поверхности прижимали штемпель, и мастер специальным молотком делал удар.
Проставленное таким способом на самоваре клеймо или название фабрики получалось не слишком глубоким. Это, вкупе со способом чистки поверхности самоваров в те времена песком, привело к частичному или полному исчезновению надписей.
Наиболее известными производителями ставились собственные, зарегистрированные правительством страны, метки. Такими производителями были Баташевы, Капырзины, Лисицыны, Ломовы и Морозовы.
Увеличить стоимость выпущенных кустарными мастерскими самоваров пытались с помощью псевдомедалей уже в XIX веке. Такие «фальсифицированные» изделия встречаются и сегодня среди антиквариатных самоваров.
Изображения на клеймах
Медали на самоваре фабрики Тейле
На самоварах первые эмблемы и штампы имели вид оттиска наименования фабрики, размещенного в оригинальной рамке. Появление крупных предприятий изменило клеймо – теперь оно представляло оттиск герба знаменитой фамилии владельцев завода. Яркий пример – клеймо тульских фабрикантов Баташевых. Напоминание о том, что производство самоваров началось с оружейного дела, стала гравировка пушки на самоварах Тейле.
Частой подделке подвергалась символика известных производителей. Качество их продукции, подтвержденное многочисленными выставками и отмеченное экспертами, делало их самовары ходовым, по сравнению с конкурентами, товаром.
Подделку отличить от оригинального изделия легко по некоторым признакам: если изображение государственного герба имеет значительные отклонения или в указании известных фамилий добавлены надписи «последователь», «правопреемник». В последнем случае фамилия настоящего производителя печаталась мелким шрифтом или намеренно затиралась.
Наиболее ценные самовары с клеймом
Медали на самоваре фабрики Баташева
Стоимость, иногда очень высокая, антикварных самоваров зависит от следующих их характеристик:
- даты изготовления и количества оттисков. О более ранних сроках изготовления свидетельствует меньшее количество клейм, продукция, имеющая изображения многочисленных наградных знаков, произведена позже;
- характер клейма. Стоимость и качество определяются производителем.
- состояние оттиска. Внимание следует обращать на изделия с хорошо читаемыми надписями.
Продукция заводов Севрюгина, Кондратьева и Дубинина, согласно мнению коллекционеров, сегодня считается наиболее ценной. Выставочные и коллекционные самовары фабрик Тейле, Баташевых и Лисицыных также относятся к уникальным и редким работам, имеющим высокую стоимость.
Медали на самоваре
Изображения на самоварах королевских медалей, дававших изготовителю статус царского поставщика, также поднимали цену изделия. Такие работы не только пользовались спросом на родине, но и были известны за рубежом.
Однако, стоит обратить внимание на тот факт, что о высокой стоимости самовара не всегда свидетельствует большое количество клейм. Часто оттиски бывают малоинформативны для определения цены изделия. Коллекционеры интересуются, прежде всего, клеймом на работе, по которому можно точно определить наименование производителя, год и место производства, а иногда и назначение изделия – выставочное, подарочное, юбилейное и тому подобное.