Коэффициент внутрисменного использования
строительной машины– отношение
времени использования машины по
назначению к продолжительности сменного
рабочего времени. Коэффициентпозволяет
оценить потери времени работы оборудования
из-за планово-предупредительных ремонтов
и т.д:
где Пфсм– фактическое время
работы машины в смену,
Псм – продолжительность смены.
Вопрос №55. Показатели использования машин по времени: коэффициент сменности.
Коэффициент сменности— один из
важнейших показателей использования
оборудования. Показывает, сколько смен
работала в среднем каждая единица
оборудования (станок, агрегат, линия) в
течение дня, месяца, квартала или года.
Коэффициент сменности определяется
путем деления количества станко-смен
(машино-смен), отработанных во всех
сменах, на количество установленных
единиц оборудования.
Сравнение фактического коэффициента
сменности с нормативным характеризует
резервы повышения загрузки оборудования.
Фактически на многих предприятиях
коэффициент сменности ниже нормативного.
Перед трудовыми коллективами в условиях
интенсификации экономики поставлена
задача добиваться максимальной загрузки
оборудования, существенно повысить
сменность его работы. Повышению
коэффициента сменности способствуют
аттестация рабочих мест, ликвидация
лишних рабочих мест, без которых можно
обойтись без ущерба для выполнения
производственной программы, реализация
излишнего оборудования, развитие
многостаночного обслуживания, расширение
зон обслуживания, закрепленных за
отдельными рабочими, применение
материальных стимулов и льгот для
работающих в третьей смене. Наиболее
существенный рост коэффициента сменности
достигается при комплексной автоматизации
производства, внедрении робототехнических
комплексов и гибких автоматизированных
производств, способных работать в три
смены, в том числе в третью смену — без
обслуживающего персонала или при
минимальной его численности (дежурный
наладчик и др.).
Вопрос №56. Показатели использования машин по времени: коэффициент технического использования.
Вариант1:
Коэффициент технического использования—
это отношение наработки технического
объекта за некоторый период эксплуатации
к сумме этой наработки и времени простоев:
,
(23)
где tсум.— суммарная
наработка объекта за некоторый
период эксплуатации, tрем. —
время ремонтов объекта за указанный
период эксплуатации, tобс. — время
профилактичних обслуживаний объекта
за указанный период эксплуатации.
Вариант2:
Коэффициент технического использования
Этот показатель характеризует те же
свойства, что и коэффициент
готовности, но учитывает
дополнительно предупредительные ремонты
и представляет собой отношениематематического
ожиданиявремени пребывания
объекта вработоспособномсостоянии
за некоторый период эксплуатации к
суммематематических
ожиданийвремени пребывания
объекта вработоспособномсостоянии,
времени простоев, обусловленных
техническим обслуживанием, и времени
ремонтов за тот же период эксплуатации,
т. е.
где Tcp–наработка
на отказ; tB–
среднее время восстановления; τ
–математическое
ожиданиевремени нахождения
объекта в отключенном состоянии для
производства профилактических работ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Коэффициент использования машин по времени (КВ) определяет загрузку основных средств – оборудования. Определяется как отношение фактического времени работы к продолжительности смены. Он показывает, соответствует ли план использования машин факту и позволяет оценить, есть ли потери из-за ремонтов и простоев по другим причинам.
Простыми словами: это показатель занятости машин. Он необходим для выявления неэффективного использования имеющихся активов.
Формула
КВ представляет собой отношение времени эксплуатации агрегатов к длине рабочей смены. Формула выглядит следующим образом:
- T Ф.СМ – время фактической работы на протяжении смены;
- TСМ – продолжительность смены.
Показатель рассчитывают за отчетный период, которым может быть день, неделя, месяц, квартал, год. Его составляющие выражаются в машино-часах или машино-сменах. Можно его рассчитывать по отношению к каждой единице техники и в совокупности ко всему технологическому оснащению.
Пример расчета
Коэффициент рассчитывается для каждой единицы техники. Ниже приведен такой пример в табличном виде ().
Таблица 1. Пример КВ
Месяц | T Ф.СМ | TСМ | КВ |
янв. 17 | 80 | 176 | 0,45 |
фев. 17 | 0 | 176 | 0,00 |
мар. 17 | 96 | 176 | 0,55 |
апр. 17 | 100 | 176 | 0,57 |
май. 17 | 150 | 176 | 0,85 |
июн. 17 | 150 | 176 | 0,85 |
июл. 17 | 150 | 176 | 0,85 |
авг. 17 | 150 | 176 | 0,85 |
сен. 17 | 150 | 176 | 0,85 |
окт. 17 | 176 | 176 | 1,00 |
ноя. 17 | 176 | 176 | 1,00 |
дек. 17 | 176 | 176 | 1,00 |
Итого: | 1554 | 2112 | 0,74 |
Таким образом, в течение смен каждого месяца оборудование использовалось разное количество времени. В январе его загрузка составила менее 50%. В феврале были ремонтные работы, и агрегат не использовался вовсе. В марте машину вернули в работу, но за месяц она успела отработать чуть больше половины времени. Постепенно темпы занятости росли, и к октябрю агрегат стал использоваться на 100%. Среднегодовая загрузка составила 74%.
ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Т.е. если станок по норме должен произвести 5 деталей за смену, а произвел 6, то коэффициент равен 1,2, что больше 1-цы, и это говорит, что оборудование используется эффективно. Если коэффициент много больше 1-цы, то вроде все хорошо, но здесь кроется опасность в том, что либо норма завышена и ее надо пересматривать, либо станок работает с предельной мощностью, на пределе, что ведет к интенсивному изнашиванию, а в конечном итоге к затратам на ремонт, которого можно было избежать. Этот коэффициент отражает более конкретную картину эффективности использования конкретного станка или единицы оборудования.
— Коэффициент интегрального использования оборудования. Этот коэффициент обобщает коэффициенты экстенсивного и интенсивного использования оборудования, т.е. эффективность использования оборудования и по времени, и по продукции.
Кинтегр=Кэкст*Кинт
Существуют также и другие коэффициенты эффективного использования основных фондов, например, коэффициент обновления основных фондов, коэффициент выбытия основных фондов, коэффициент прироста основных фондов и т.д.
В таких показателях должны ориентироваться, не только экономисты, но и руководители производством, от них в большей степени зависит эффективность использования оборудования и они сами могут это точно рассчитать и знать на сколько эффективно их производство, и что нужно делать для повышения эффективности.
Повышение эффективности использования оборудования является важной задачей любого сотрудника производства начиная от рабочих и заканчивая главным руководителем предприятия. Каждый на своем месте может сделать использование оборудование более эффективнее.
Возможны различные способы для этого: использование прогрессивных технологий, инструментов, стратегий обработки (высокоскоростная обработка, iMachining и т.д.), приспособлений (нулевые точки, многоместное приспособление и т.д.), оснастки и т.д. Горизонт работ по повышению эффективности использования оборудования довольно широк и работать надо по всем направлениям сразу для обеспечения максимального эффективного использования оборудования.
Закупка прогрессивного оборудования, инструмента, оснастки должна идти с точными расчетами экономической эффективности, часть из которых мы рассмотрели выше. Необходимо всегда следить за показателями эффективности использования оборудования, чтобы делать правильные выводы и двигаться в нужном направлении.
Анализ эффективности использования оборудования способен быстро показать картину на предприятии и наметить основной вектор движения предприятия вперед.
Точно также важно повышение эффективности использования основных фондов предприятия в целом. Необходимы расчеты эффективности использования сырья, эффективности использования материалов и т.д. Но об этом в другой раз.
Также, возможно, Вам будет интересно: Мозговой штурм ТРИЗ Разработка новых продуктов Кайдзен Бережливое производство Импортозамещение Диверсификация производства Разработка производственной стратегии Управление производством Производственная структура предприятия График производства продукции Диспетчерский контроль производства Показатель рентабельности производства Расчет численности персонала Стратегическое управление затратами
Нормативы
У каждого оборудования и агрегата, который используется в промышленности, есть некоторый ресурс, этот параметр устанавливается производителем и основан на испытаниях в условиях, приближенных к реальному предприятию. Суммарная продолжительность смен не должна превышать рекомендованного значения. Кроме того, в течение эксплуатационного периода необходимо производить плановый осмотр, испытания и ремонт техники. Простои, связанные с этим и другими причинами, и позволяет учесть КВ.
У КВ нет определенного норматива, в отличие от смежных показателей (коэффициента сменности, технического использования и т. д.). Нормативное значение может установить отдельно взятое предприятие для внутреннего использования.
Коэффициент внутрисменного использования машин Коэффициент использования часовой производительности парка машин [c.245]
Интегральный коэффициент использования машин Коэффициент использования парка машин Коэффициент технической готовности парка машин Удельный вес машин, находящихся в эксплуатации [c.245]
Расход электроэнергии рассчитывают, исходя из мощности установленных двигателей, коэффициента использования мощности, коэффициента машинного времени агрегатов и планового времени работы в сутки (в часах). [c.286]
Коэффициент использования машинных ресурсов рассчитывается по каждой группе ведущих машин по формуле [c.138]
Коэффициент использования машинных ресурсов к =(1 —0,05) X Х(1—0,1)=0,885 коэффициент использования трудовых ресурсов Кт = (1 -0,1)- (1 -0,15) = 0,765. [c.139]
Рост производительности труда во многом зависит от использования рабочего времени машин и повышения коэффициента сменности их работы, который в настоящее время составляет 1,1 —1,3, в том числе большое влияние на повышение степени использования машин оказывает совершенствование организации ремонта строительных машин, использование агрегатно-узлового метода ремонта. [c.259]
Коэффициенты использования машинных и трудовых ресурсов определяются на основе специальных расчетов, основанных на данных статистической отчетности, выборочных обследований и других материалов, характеризующих использование этих ресурсов. [c.401]
Коэффициент использования машинных ресурсов 279 [c.419]
Народнохозяйственные факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию и перевозки, тарифных ставок рабочим. Их снижение оказывает существенное влияние на себестоимость строительно-монтажных работ. Внутриотраслевые факторы предусматривают улучшение материально-технического снабжения, повышение уровня концентрации производства и укрупнение строительно-монтажных организаций, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования. К внутрипроизводственным факторам относятся внедрение укрупненных сборных конструкций и деталей с высокой степенью заводской готовности, экономия материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов и оборудования, повышение коэффициента сменности, уменьшение внутрисменных потерь рабочего времени, повышение качества строительной продукции, сокращение сроков строительства. [c.232]
Показатель интенсивного использования машин и оборудования (Ктт) характеризует их работу в единицу времени. Он определяется отношением фактической производительности машин в единицу времени к технической (или плановой). Например, техническая производительность башенного крана составляет 20 т/час, а фактическая за март — 3600 т, при этом было отработано в течение месяца 300 часов. Коэффициент интенсивности составит [c.243]
Повышение фондоотдачи в народном хозяйстве всего на 1% уменьшает общую потребность в капиталовложениях более чем на 7 млрд. руб в том числе в промышленности на 3,5 млрд. руб. XXV съезд КПСС поставил задачу увеличения выпуска продукции с каждого рубля основных фондов путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения [c.38]
Повышение фондоотдачи в народном хозяйстве при современных масштабах экономики приобретает все большее значение. Предстоит стабилизировать фондоотдачу в первой половине 90-х годов, а в последующем обеспечить ее рост путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, сокращения сроков освоения новых мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов. [c.31]
Коэффициент, определяющий сменность работы оборудования . . . Коэффициент использования . . Машины, отнесенные к категории основного оборудования. …. [c.98]
Организация работ, выполняемых механизированным способом, оценивается коэффициентами использования машин и механизмов по времени и выработке, определяемыми соответственно отношением фактически отработанного времени к нормативному или отношением фактической выработки машины к установленной норме выработки за определенный период времени. При правильной организации работ эти коэффициенты не должны быть меньше единицы. В табл. 3 приведены нормы выработки некоторых строительных машин и механизмов при использовании их в электромонтажном производстве. [c.109]
На основании данных табл. 7.10 и 7.13 рассчитываются следующие коэффициенты экстенсивного использования оборудования (отношение фактического количества отработанных машино-часов к плановому) -0,86811 (8820 10160), интенсивного использования (отношение фактического выпуска продукции за 1 машино-ч к плановому) 1,15769(270,541156 233,690945), интегрального использования (произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования) — 1,005 (0,86811 1,15769), который характеризует использование оборудования и по времени и по мощности. [c.319]
Наиболее полное использование основных фондов — главное условие повышения эффективности производства и обеспечения высоких темпов его развития. Эффективное использование производственных мощностей и основных фондов требует увеличения выпуска продукции с каждой единицы производственных основных фондов путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов. Использование основных фондов характеризуется системой показателей, представленной на рис. 7. [c.55]
Кя — коэффициент использования машины по времени в году [c.319]
Если строительные машины (или механизмы) используются по времени в течение года меньше нормативного числа машино-смен, то для определения годового их объема работы необходимо применять среднеотраслевой коэффициент использования (Ки), либо рассчитывать коэффициент фактического использования машин по времени в году с учетом территориальных особенностей их эксплуатации. [c.320]
Среднеотраслевой коэффициент использования машин по времени в году [c.321]
Т,( — календарный срок службы, годы /7р —расчетная производительность изделия в тысячах деталей в год для станка, в тонно-километрах в год для автомобиля и т. д. т]—коэффициент технического использования Зь —затраты в эксплуатации на единицу выработанной продукции. Коэффициент технического использования машин [c.97]
Использование машин больших размеров для передачи меньшей мощности, которые передают, генерируют или используют значительное количество энергии (редуктор, мотор-генератор, электродвигатель, насос, станок, экскаватор, трактор и т. д.), ведет к ухудшению коэффициента полезного действия и к большим затратам мощности на потери, связанные с холостым ходом. — [c.94]
С показателем материалоемкости тесно связаны такие показатели, как масса машины (агрегата, механизма, детали) — общая и относительная коэффициент использования материала коэффициент выхода годного. [c.114]
Коэффициенты использования машинного времени станков [6] [c.333]
Использование нормативного коэффициента рентабельности для расчета нижнего предела оптовой цены проектируемой машины [c.53]
Использование нормативного коэффициента экономической эффективности для расчета удельных приведенных затрат в эксплуатации по проектируемой и базовой машинам [c.53]
Q — объем захватываемой пачки бревен, куб. м кр — коэффициент использования рабочего времени км — коэффициент использования машинного времени t — время цикла работы крана, мин. [c.24]
Как правило, при проектировании линии подбирается оборудование равной производительности. Однако могут возникать случаи, когда имеется оборудование разной производительности, что ограничивает производительность всей линии. Иногда оборудование может оказаться лимитирующим из-за высокого (по сравнению с другими) коэффициента неполного использования машины (Кн) по не зависящим от производства причинам. В этом случае количество лимитирующего оборудования определяется с учетом Кн. [c.242]
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ — расчетный, максимально возможный в определенных условиях объем выпуска продукции предприятием (его подразделением) в единицу времени. Под определенными условиями понимается применение технически обоснованных норм использования машин и оборудования, материалов и площадей, внедрение новой техники и технологии, оптимальных режимов работы, научной организации труда и производства. Рассчитывается исходя из номенклатуры и ассортимента продукции, установленных в плане (или соответствующих фактическому выпуску), и, как правило, на год. При этом учитывается все производственное оборудование, закрепленное за цехами, кроме резервного, а также оборудование опытно-экспериментальных и специальных участков для профессионального обучения. П. м. в целом по предприятию определяется по мощности ведущих производств (цехов, участков, агрегатов), где выполняются основные технологические операции по изготовлению готовой продукции, сосредоточивающие большую часть основных фондов предприятия и затрат живого труда. Если выявляются несоответствия между мощностями отдельных цехов, определяется коэффициент со- [c.168]
Уровень использования основных фондов предприятия является важнейшей характеристикой эффективности производства. Для этого используется целая система показателей фондоотдача, фондоемкость, соотношение темпов роста выпуска продукции и величины основных фондов, коэффициенты использования машин и оборудования — интегральные и частные и т.д. Поскольку определяющую роль в процессе производства играет активная часть основных фондов — машины и оборудование, то эффективное использование этой части основных фондов особенно важно и требует самого пристального внимания. От количества машин и оборудования, их свойств, мощности, состояния и степени использования непосредственно зависят результаты работы предприятий, и прежде всего выпуск продукции и ее себестоимость. [c.47]
Кн — коэффициент использования машинного времени выбранного компьютера, учитывающий затраты времени на устранение затраты времени на устранение неисправностей и на регламентируемые работы. Учитывая среднее количество знаков в показателях экон. информации, равное семи, часть выражения qiQi можно преобразовать к виду qiLi/7, где l ljQi — общий объем входной информации по i-й группе задач, знаков. В связи с изменениями формула будет иметь следующий вид Ка qi Qi Km [c.355]
На степень использования машин влияет их техническое со-стияние, определяемое коэффициентом технической готовности парка машин (Кт.Г), который рассчитывается по формуле [c.70]
Показатель экстенсивного использования машин и оборудования (/Сэкст) определяет степень их применения во времени и представляет собой отношение фактического числа работы машин и оборудования к календарному (режимному, плановому) времени. Например, башенным краном за год отработано 1700 ча-«еов при двухмесячной работе, а плановое время составляет 1900 часов, тогда коэффициент экстенсивного использования башенного крана составит 1700 1900=0,89. [c.243]
Однако не обязательно, чтобы все изменения по широкой гамме показаний эффективности имели положительный знак. Улучшение одних показателей, скажем материалоемкости, может быть связано с ухудшением уровня фондовооруженности труда или фондоотдачи повышение производительности труда иногда связано со снижением коэффициента использования машин и т. п. Совокупный учет важнейших показателей должен, очевидно, охватить изменения живого и овеществленного труда, причем в качестве последней категории в строительстве трубопроводов доста-точ но полно представляют два показателя материалоемкость и фондоемкость. [c.113]
На показатель фондоотдачи, исчисляемый в денежном выражении, влияют изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ и стоимости вновь приобретенных машин и механизмов. Поэтому для правильного анализа использования машин следует наряду со стоимостными измерениями рассматривать показатели использования строительных машин в натуральных единицах измерения. Так, работа строительных машин может быть охарактеризована показателями их использования по времени и по выработке машин в единицу времени, т. е. коэффициентом использования строительных машин по времени (отношение числа отработанных машино-дней к календарному числу машино-дней пребывания данного вида машин в строительной организации) и коэффициентом использования механизмов по выработке (отношением фактической выработки к нормативной). В настоящее время нормы выработки устанавлираются по экскаваторам и скреперам — в тысячах метров кубических грунта, приходящегося на 1 м3 вместимости ковша, по бульдозерам — в тысячах метров кубических грунта в расчете на одну машину, по кранам — в тысячах тонн груза, приходящегося на 1 т грузоподъемности крана и т. д. [c.270]
Снижение веса машин при улучшении их качества Вес машины G вместе с коэффициентов использования металла Т1ИСП определяет вес металла GMeT расходуемого на изготовление машины. Коэффициент использования металла равен отношению веса машины (детали) к весу металла, из- [c.13]
В Директивах XXIV съезда КПСС подчеркивается необходимость более эффективно использовать производственные мощности и основные фонды. Увеличить выпуск продукции с каждой единицы производственных основных фондов путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов . [c.115]
При этом способе годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования, и коэффициента ускорения в размере, устанавливаемом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возможность применения коэффициента ускорения, хотя и введена лишь ПБУ 6/01, однако уже и ранее была предусмотрена рядом нормативных документов для отдельных машин йхэборудования высокотехнологических отраслей. Указанный способ применяется в целях ускоренного начисления амортизации. [c.70]
В действующих схемах анализа использование основных фондов изучается в стоимостном и натуральном измерителях. С одной стороны, рассчитывают показатели фондоотдачи с 1 рубля всех промышленно-производственных основных фондов, активной части фондов, установленного и действующего оборудования. С другой стороны, определяют показатели выработки машин, коэффициент сменности работы оборудования, внутрисмен-ное использование оборудования. [c.42]
Основные эксплуатационные показатели работы автомобилей
Работа автомобилей характеризуется следующими основными технико-эксплуатационными показателями (измерителями): коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности парка (КТГ)
Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Калькулятор
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
Решение.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.
Это время включает: время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости. Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля: где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н. Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость. Решение. Величина…
Источник
Коэффициент использования парка автомобилей формула
Характеризует степень готовности автомобилей для выполнения перевозок. Он может определять готовность парка за один день или другой отрезок времени.
Коэффициент технической готовности за один день определяют по формуле:
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Пример. Парк насчитывает 17 списочных автомобилей, а технически исправных 15. Определить КТГ.
Решение. КТГ = 15:17 = 0,88.
Коэффициент технической готовности за какой-либо период (неделю, месяц) вычисляют по формуле:
где: АДи — количество автомобиле-дней исправных автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Пример. В парке числится 310 автомобилей. Требуется определить его КТГ за 5 дней, если известно, что в первый день технически исправных автомобилей было 240, во второй — 247, в третий — 248, в четвертый — 250 и в пятый — 255.
КТГ = 1240:1550 = 0,80.
Коэффициент использования (выпуска на линию) парка (КИП)
Доказывает степень использования подвижного состава. Он может быть одинаковым с коэффициентом технической готовности парка или ниже его.
Коэффициент использования парка определяют по формуле:
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей; АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Так, если в парке имеется 300 автомобилей, а выпушено в данный день на линию 250, то КИП равен: 250:300 = 0,83.
Для определения КИП за отчетный период необходимо подсчитать количество автомобиле-дней работы на линии за этот период и разделить их на автомобиле-дни списочного состава.
Пример. Списочный состав парка 300 автомобилей. За 30 дней количество автомобиле-дней работы на линии составило 7290. Найти КИП.
Решение. КИП = 7290:(300 Х 30) = 7290:9000 = 0,81,
Чтобы этот коэффициент был равен коэффициенту технической готовности парка, нельзя допускать простоев исправных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени (КИВ)
Характеризует степень использования автомобилей за время пребывания в наряде (на линии). Время в наряде (на линии) определяют в часах с момента выхода из парка до момента возвращения в парк.
Это время включает: время движения, время на погрузку и разгрузку и время простоев.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляют по формуле:
где: Тд — количество часов в движении; Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии). Так, если автомобиль находился в наряде (на линии) 7 ч, из которых 6 ч был в движении, КИВ = 6:7 — 0,85.
Чем лучше организованы погрузочно-разгрузочные работы и меньше непроизводительные простои, тем выше коэффициент использования рабочего времени.
Источник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.
Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели.
Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
(5.1)
где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:
(5.2)
где АДр – количество автомобиле-дней в работе;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:
(5.3)
где Пр – пробег с грузом, т-км;
Побщ – общий пробег, т-км
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок:
Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр). Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:
(5.4)
где Рф – фактический грузооборот, т-км;
Рв – возможная работа, т-км
Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Возможная работа определяется по формуле:
(5.5)
где Пр – пробег с грузом, км;
Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т
Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:
(5.6)
где Тобщ – общий тоннаж автопарка;
Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.
Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:
(5.7)
где По – общий пробег, км;
АДр – количество автомобиле-дней в работе.
Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:
(5.8)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Т – объём перевезённого груза, т
Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:
(5.9)
где Кис – коэффициент использования автопарка;
Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.
Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:
(5.10)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Тобщ – общий тоннаж автопарка.
Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:
(5.11)
где Т – общее количество перевезённого груза, т;
Тобщ – общий тоннаж автопарка, т
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость – это условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).
Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные
для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает
персонально каждому студенту преподаватель.
Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и
средняя грузоподъемность одного автомобиля.
Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.
По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.
Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта
Показатели | Значение |
Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т Среднесуточный пробег, км Среднее расстояние перевозок, км Коэффициент использования автопарка Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности Производительность в т-км на 1 автотонну Производительность в т на 1 автотонну Общий коэффициент использования автопарка |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности
использования сельскохозяйственной техники и транспортных
средств. Исходные данные представление в приложении Г.
Порядок выполнения задания
1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.
2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.
3. Выбрать вариант задания из табл. Г.2.
4. Рассчитать и заполнить табл. 5.3.
5. Выбрать вариант задания из табл. Г.3.
6. Рассчитать и заполнить табл. 5.4.
7. По результатам работы сделать выводы.
8. Ответить на контрольные вопросы.
Таблица 5.2 – Экономическая оценка эффективности использования тракторов в сельскохозяйственном производстве
Показатели | Расчетные значения |
Тракторообеспеченность, штук на га | |
Нагрузку площади на 1 трактор, га | |
Сменная выработка, усл. эт. га | |
Дневная выработка, усл. эт. га | |
Годовая выработка на физический трактор, усл. эт. га | |
Коэффициент сменности работы тракторов | |
Коэффициент использования тракторного парка | |
Общее число отработанных машино-дней | |
Общее число отработанных машино-смен |
Таблица 5.3 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Средняя длина ездки, км | |
Коэффициент использования пробега | |
Коэффициент использования грузоподъемности (статистический) | |
Коэффициент использования грузоподъемности (динамический) | |
Производительность подвижного состава, т | |
Среднее расстояние перевозки груза, км |
Таблица 5.4 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Время в наряде, мин. | |
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля | |
Техническая скорость, км/ч. | |
Эксплуатационная скорость, км/ч. |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Контрольные вопросы:
1. Как рассчитывается коэффициент использования пробега?
2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности?
3. Как определить интенсивность работы автопарка?
4. Назовите наиболее точный показатель производительности автопарка.
5. Какими мерами можно повысить коэффициент использования автопарка?
Источник
Коэффициент использования парка автомобилей формула
Ивашко В.С., д.т.н., проф., Гурский А.С., к.т.н., Мальцев А.Н.
Белорусский национальный технический университет
Введение
В условиях острой конкуренции на рынке автомобильных перевозок особую значимость приобретает вопрос об оценке эффективности использования магистральных автомобилей и автопоездов. В последние годы для решения этой задачи, стали применять системы дистанционного контроля расхода топлива [1] и навигационные системы и технологии спутникового мониторинга транспорта (СМТ) [2]. Однако и в этих условиях проблема оценочных показателей эффективности использования осевой нагрузки и расхода топлива автомобилей и автопоездов, связанных с магистральными перевозками грузов, остается достаточно актуальной.
Целью исследования является определение возможности применения современных навигационных систем СМТ для повышения объективности оценки эффективного использования осевой нагрузки и расхода топлива коммерческих автомобилей и разработка комплексного показателя, который играл бы такую же роль для оценки полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива грузовых автомобилей и магистральных автопоездов как КПД для машин.
Исходя из поставленной цели необходимо:
Теоретическая часть и результаты эксперимента
Выбор оценочных показателей использования автомобилей связаны с определением критериев сравнительной оценки эффективности использования транспортного средства. Работа автомобилей характеризуется следующими технико-эксплуатационными показателями: коэффициент технической готовности парка, коэффициент использования парка, коэффициент использования рабочего времени, эксплуатационная скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности.
Коэффициент технической готовности (КТГ) определяют по формуле:
(1)
где: Аи — количество исправных автомобилей; Ас — списочное количество автомобилей.
Коэффициент использования парка (КИП) определяется по формуле:
(2)
где: АДр — количество автомобиле-дней работы автомобилей;
АДс — количество автомобиле-дней списочных автомобилей.
Коэффициент использования рабочего времени вычисляется по формуле:
(3)
где: Тд — количество часов в движении;
Тн — общее количество часов пребывания в наряде (на линии).
Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии) определяют по формуле:
(4)
где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Коэффициент использования пробега определяют по формуле:
(5)
где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ) определяют по формуле:
(6)
где: Гф — фактически перевезенной груз, т;
Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т.
Путевой расход топлива на 100 км, определяемый по формуле:
(7)
где: Q –расход топлива за время движения, л;
S – пройденный путь (пробег по одометру), км.
Представленные показатели не является универсальным и не позволяют провести комплексную оценку полезного использования автомобиля, т.к. не отражают в полной мере реальную загрузку и эффективность использования конкретного автомобиля в конкретный период времени или на протяжении рейса, которые связаны, прежде всего, с использованием сцепной массы и реального расхода топлива для совершения полезной работы. В данной области с применением транспортной телематики, современных навигационных систем и технологий СМТ открываются огромные возможности по определению характеристик транспортного процесса и общего диагностирования транспортных средств.
Сила тяги колеса на дорожной поверхности, имеет предел, зависящий от качества сцепления шин. При этом основным фактором, влияющим на силу тяги по сцеплению, является нагрузка на ведущее колесо [3]. Увеличение нагрузки на колесо пропорционально увеличивает силу сцепления с дорожной поверхностью. Из этого следует, что сила тяги по сцеплению Pφ прямо пропорциональна осевой нагрузке ведущих колес Pос.
Эти положения нашли отражение в процедуре проведения испытаний по определению топливной экономичности автомобилей в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 и приняты за основу при проведении исследований.
Исследования выполнялись применительно к грузовым автомобилям и автопоездам для магистральных перевозок грузов и проводились на базе данных мониторинга работы седельного тягача МАЗ-5440Р9.
Исходными и контролируемыми параметрами используются показатели осевой нагрузки Pос ведущей оси (эквивалента сцепной массы), средней скорости Vср и среднего путевого расхода топлива Qs седельного тягача МАЗ-5440Р9, которые были получены при проведении контрольных испытаний в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 для внесения в заводские ТУ и данные полученные в реальных условиях эксплуатации указанного седельного тягача в составе автопоезда с грузом и в сцепке с порожним полуприцепом с использованием навигационной системы GPS/ГЛОНСС мониторинга транспорта.
Средняя скорость движения Vср (км/ч) и средний расход топлива Qs (л/100 км) в системе СМТ определяется согласно требованиям п. 6.2 ГОСТ Р 54810-2011, а именно:
(8)
(9)
где: S – длина участка пройденного пути, км;
t — среднее время, затраченное на проезд измерительного участка, ч;
Q – абсолютный расход топлива, полученный за время движения, л.
При этом длина участка пройденного пути, скорость и среднее время, затраченное на проезд измерительного участка (время в движении) определялись одновременно по данным навигационных спутников GPS/ГЛОНАСС и по датчику штатно-установленного на тягаче цифрового тахографа DTCO 3181 ф. VDO Kinzle, абсолютный расход топлива по данным из шины CAN электронного блока двигателя (EDC-7 ф. Bosch). В качестве эталонных данных для сравнительного анализа и расчетов приняты параметры взятые из заводских ТУ, т.е. полученные при контрольных дорожных испытаниях автомобиля МАЗ-5440Р9 по ГОСТ Р 54810-2011 при заданной скорости движения 80 км/ч.
Используя выражения (8) и (9) можно определить удельную реализуемую мощность по сцеплению на единицу путевого расхода топлива как:
(10)
где: Pφ — сила тяги по сцеплению, равная осевой нагрузке Pос приходящейся на поверхность дороги от колес ведущей оси (эквивалент сцепной нагрузки), кг;
Vср — средняя скорость движения, определяемая по формуле (8), км/ч;
Qs — путевой расход топлива на 100 км, определяемый по формуле (9), л/100 км.
Так как при определении топливной экономичности по ГОСТ Р 54810-2011 испытания проводятся при полной технически допустимой максимальной массе АТС на ровном участке дороги без проскальзывания (пробуксовки) колес, указанное значение сцепной нагрузки может быть принято для сравнительного анализа и расчетов как максимально возможное значение, которое может быть реализовано на практике при оптимальном расходе энергии сжигаемого топлива для совершения полезной работы в процессе движения. Таким образом, использование реализуемой мощности при контрольных испытаниях по ГОСТ Р 54810-2011 можно принять за 100% и используя формулу (10) представить значение реализуемой мощности на единицу путевого расхода топлива в виде:
(11)
где: Pос (к) — максимальная технически допустимая осевая нагрузка ведущей оси при контрольных испытаниях по ГОСТ Р 54810-2011 (эквивалент сцепной нагрузки), т;
Vср. (к) – средняя скорость движения, определяемая по ГОСТ Р 54810-2011, км/ч.
Qs (к) – контрольное значение путевого расхода топлива, определенное по ГОСТ Р 54810-2011 (внесенное в ТУ производителя АТС), л/100 км;
Соответственно значение реализуемой мощности на единицу путевого расхода топлива в реальных условиях эксплуатации может быть определено по формуле:
(12)
где: Pос (э) — средняя осевая нагрузка ведущей оси за выбранный период времени в эксплуатации (эквивалент сцепной нагрузки), т;
Vср.(э) — средняя скорость движения за выбранный период времени в эксплуатации, км/ч.
Qs (э) – значение среднего путевого расхода топлива за выбранный период времени в эксплуатации, л/100 км. Определяется по формуле:
(13)
где: Qоэ — значение общего эксплуатационного расхода топлива за отчетный период, л;
Qвп – среднее значение израсходованного топлива за время простоя с включенным двигателем в отчетном периоде, л;
Sср – среднее значение пробега за отчетный период.
Коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива, который определяется на основе данных современных навигационных систем СМТ по формуле:
(14)
Полученная формула подтверждается экспериментом. Как видно из таблицы 1, при полной технически допустимой, т.е. максимальной массе АТС МАЗ-5440Р9 в сцепке с полуприцепом, осевая нагрузка, приходящаяся на поверхность дороги от колес заднего ведущего моста тягача согласно ТУ завода производителя составляет 11,5т. Контрольный расход топлива при указанной осевой нагрузке и скорости движения 80 км/ч на мерном участке составляет 32,9 л/100 км.
Таблица 1. Результаты испытаний МАЗ-5440Р9 полученные при определении контрольного расхода топлива в соответствии с ГОСТ Р 54810-2011 и внесенные в ТУ
Модель | Полная масса, т | Распределение полной массы | Скорость Vк, км/час | Контрольный расход Qк, л/100км | |
Передняя ось, т | Задняя (ведущая) ось, т | ||||
МАЗ-5440Р9 | |||||
Груженый | 18,5 [38] | 7,0 …7,3 | 11,5 | 80 | 32,9 |
Снаряженный | 7,75 | 5,2 | 2,55 | (i = 3,45) |
Примечание: В квадратных скобках указана полная технически допустимая масса автопоезда с грузом.
На рис. 1 приведены данные в виде отчета системы СМТ о работе подконтрольного автомобиля МАЗ-5440Р9 в реальных условиях эксплуатации за месяц (а) и график осевой (сцепной) нагрузки ведущей оси тягача за тот же период (б).
а)
б)
Рисунок 1. Отчет о работе МАЗ-5440Р9 в реальных условиях эксплуатации за месяц (а) и график осевой (сцепной) нагрузки ведущей оси тягача за тот же период (б).
Из отчета по движению системы СМТ (рис. 1, а), средняя осевая нагрузка Pос (э) ведущей оси или полезная сцепная нагрузка за весь контрольный период составляет 7,1 т. Из графика нагрузки ведущей оси (рис. 1 б) видно, что в течение месяца (с 1 по 31 июля 2014 г.) тягач находился большую часть времени в сцепке с полуприцепом (нагрузка на ведущую ось превышает значение 2,55 т для тягача МАЗ-5440Р9 в снаряженном состоянии, табл. 1). Расцепка производилась только 2 раза (кратковременное снижение осевой нагрузки на графике до 2500 кг). При этом осевая нагрузка ведущей оси (сцепная масса) в период с 7 по 11 июля составляла около 9100 кг (79% от максимально допустимого значения (11,5 т.), оговоренного в ТУ на объект МАЗ-5440Р9 и около 6700 кг (58 % от максимально допустимого значения) в период с 15 по 21 июля 2014 г. В остальное время тягач находился в сцепке с практически незагруженным полуприцепом (осевая нагрузка в пределах 3400 — 3600 кг). На рис. 2 представлен сводный отчет о работе подконтрольного автомобиля.
Рисунок 2. Сводный отчет о работе подконтрольного автомобиля МАЗ-5440Р9 за месяц.
Как следует из сводного отчета, средний пробег (пройденный путь) МАЗ-5440Р9 за период с 1 по 31 июля составляет 4048,8 км по сигналам спутниковой системы GPS и 4098,0 км по датчику штатно установленного на тягаче цифрового тахографа, средняя скорость движения, соответственно 74 км/ч и 77 км/ч. Таким образом, с достаточной степенью достоверности, можно принять, что средний пробег за месяц составляет среднее арифметическое значение от двух независимых источников информации, т.е. Sср. = 4073,4 км, а средняя эксплуатационная скорость Vср.(э) = 75,5 км/ч. При этом, как видно из сводного отчета, израсходовано топлива 1247,9 л и суммарное время простоя автомобиля с включенным двигателем составило 11 часов 56 минут.
То есть примерно 12 часов, или 18% от общего времени работы, составляет время простоя с включенным двигателем при среднем часовом расходе топлива от 2,7 до 5,2 л/ч (см. значения в сводном отчете при нулевом пробеге за 3, 12-14, 21 и 22 июля), что предположительно связано с процедурами прогрева двигателя, погрузки/разгрузки и прохождения границ,
Средний часовой расход определяется как q = (2,7 + 5,2)/2 = 3,85 л/ч.
Среднее значение израсходованного топлива за время простоя автомобиля с включенным двигателем за месяц определяется по формуле:
(15)
Используя вычисленное значение израсходованного топлива Qвп = 12*3,85 = 46,2 л за время простоя автомобиля с включенным двигателем можно определить соответствующее значение путевого расхода топлива в движении за контрольный период по формуле (13):
Расчетные значения параметров, полученные по результатам эксперимента с использованием установленной на автомобиле МАЗ-5440Р9 навигационной системы СМТ приведены в табл. 2.
Таблица 2. Расчетные значения параметров, полученные по результатам эксперимента с использованием на контролируемом объекте МАЗ-5440Р9 навигационной системы СМТ
Модель | Средняя осевая нагрузка ведущей оси, т | Средняя скорость, км/час | Путевой расход топлива в дви-жении, л/100 км | Контрольный период |
МАЗ-5440Р9 | ||||
Груженый | Pос (э)г = 7,1 | Vср.(э)г = 75,5 | Qs(э)г = 29,5 | 1 месяц |
В сцепке с п/прицепом без груза | Pос (э)н = 3,6 | Vср.(э)н = 66 | Qs(э)н = 28,0 | 1 рейс |
Подставив числовые значения Qs (э), Pос (э) и Vср.(э) определенные с использованием СМТ (рисунки 1, 2, таблица 2) и соответствующие значения из таблицы 1, а именно Qs (к) = Qк = 32,9 л/100 км, Pос (к) = 11,5 т и Vср.(к) = Vк = 80 км/ч, в формулу (14) вычислим коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива груженого магистрального автомобиля МАЗ-5440Р9 за контрольный период, т.е. за месяц:
Указанное значение может быть представлено в процентах. При средней осевой нагрузке ведущей оси 7,1 т за контрольный период, КПИос/Qг автомобиля МАЗ-5440Р9 составит 64,9 %.
Таким образом, разработанный комплексный показатель, кроме использования осевой нагрузки, учитывает среднюю скорость доставки груза и экономичность расхода топлива в процессе движения.
Аналогично, используя данные отчетов СМТ о работе других автомобилей в реальных условиях эксплуатации вычисляем коэффициенты полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива указанных транспортных средств
Таким образом, результаты проведенных исследований показывают, что использование современных систем и технологий СМТ позволяет определить и применить на практике, в дополнение к существующим показателям, более объективный комплексный показатель для оценки эффективности использования магистральных автомобилей, такой как коэффициент полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива, основанный на объективных данных, полученных в реальных условиях эксплуатации. Считывая параметры с шины данных транспортных средств и обрабатывая должным образом можно производить общее диагностирование автомобилей, что позволит предотвратить возникновение неисправностей в процессе эксплуатации [4].
Заключение:
Современные навигационные технологии и системы GPS/ГЛОНСС мониторинга транспорта, наряду с решением традиционных задач, могут использоваться для более объективной оценки эффективного использования автомобилей и автопоездов для магистральных перевозок, в частности определения коэффициента полезного использования осевой нагрузки и расхода топлива.
Разработанный комплексный показатель, основанный на измерении параметров в реальных условиях эксплуатации с использованием современных технологий СМТ и использовании контрольных испытаний по ГОСТ Р 54810-2011, может быть принят в качестве оценочного показателя эффективности использования осевой нагрузки и расхода топлива в эксплуатации и, по физической сути, может выполнять такую же роль для оценки полезного использования грузовых автомобилей и магистральных автопоездов как КПД для машин.
Список использованных источников
1. Патент РФ №62235 на полезную модель «Система контроля расхода топлива транспортного средства», 27.03.2007. Авт. Мальцев А.Н.
2. Учебно-исследовательский комплекс для подготовки специалистов по направлению “Современные технологии контроля расхода топлива и спутникового мониторинга транспорта”. Ивашко В.С., Иванис П.В., Мальцев А.Н. Белорусский национальный технический университет (БНТУ), — Научная публикация – “Изобретатель” № 12 (204) 2016, г. Минск, декабрь 2016.
3. Техническая эксплуатация автомобилей: учебное пособие. В 3 ч. Ч.3. Ремонт, организация, планирование, управление / Е.Л. Савич. – Минск: Новое знание; М. : ИНФРА-М, 2015. – с. 442-449.
4. Ярошевич В.К., А.С. Гурский. Особенности диагностирования приборов электрооборудования автомобилей, оснащенных сетью передачи данных. 66-наукова конференцiя професорьского-викладацького складу, аспiрантiв, студентiв,та працiвнiкiв вiдопремлених структурних пiдроздiлiв унiверситету. К: НТУ. – 2010. Ст. 73.
Журнал «Изобретатель» включен ВАК Республики Беларусь в перечень научных изданий для опубликования результатов диссертационных исследований.
Информация, размещенная на этом портале, является интеллектуальной собственностью Редакции. Все права защищены. Перепечатка разрешается только с гиперссылкой на izobretatel.by.
Copyright © 2016-2021 Журнал «Изобрататель?». All Rights Reserved.
Источник
Коэффициент – использование – машина
Cтраница 1
Коэффициент использования машины представляет собой отношение времени фактической работы машины за определенный период к длительности этого периода.
[1]
Коэффициент использования машины показывает, какую часть рабочего времени машина непрерывно работает.
[2]
Коэффициент использования машины представляет собой отношение времени фактической работы машины за определенный период к длительности этого периода.
[3]
Коэффициенты использования машины по времени и грузоподъемности, а также фактическая выработка машины характеризуют эффективность ее использования.
[4]
Коэффициент использования машины показывает, какую часть рабочего времени машина непрерывно работает.
[5]
Коэффициент использования машины по грузоподъемности представляет собой отношение массы груза, поднимаемой ( перемещаемой) машиной в среднем за один цикл, к номинальной грузоподъемности машины. Величина этого коэффициента зависит от рода груза, конкретных условий работы и принимается по фактическим данным.
[6]
Коэффициент использования машины по времени определяется делением чистого вре-г.
[7]
Величина коэффициентов использования машин и механизмов по времени и грузоподъемности не может назначаться произвольно, так как они находятся в определенной зависимости, связанной с режимом работы и заданной долговечностью. Средние значения коэффициентов ke и kc и соответствующий режимам работы расчетный рабочий фонд, используемый для экономических расчетов, приведены в следующей таблице.
[9]
Кв – коэффициент использования машины по времени за смену, представляющий отношение количества часов полезной работы машины в течение смены к продолжительности всей рабочей смены.
[10]
К – коэффициент использования машины во времени, определяется отношением действительного фонда времени работы машины в течение года к годовому фонду времени с учетом сменности работы; Ks – коэффициент использования машины по мощности.
[11]
Для определения коэффициента использования машины по загрузке и анализа выполнения планового задания необходимо вести учет фактической выработки машины.
[12]
Для ускорения темпов строительства, повышения коэффициента использования машин, а также для снижения стоимости строительства работы с применением крупных машин ( монтажные и кровельные) ведутся в две смены.
[13]
Эссон в двадцатых годах предложил при проектировании применять коэффициент использования машины – момент на единицу – объема, по существу величину, обратную постоянной Арнольда.
[14]
Организация работ, выполняемых механизированным способом, оценивается коэффициентами использования машин и механизмов по времени и выработке, определяемыми соответственно отношением фактически отработанного времени к нормативному или отношением фактической выработки машины к установленной норме выработки за определенный период времени. При правильной организации работ эти коэффициенты не должны быть меньше единицы. В табл. 3 приведены нормы выработки некоторых строительных машин и механизмов при использовании их в электромонтажном производстве.
[15]
Страницы:
1
2
3
4