1.
Количественные показатели
2.
Качественные показатели
3.
Результативные показатели
4.
Характеристика показателей парка
автобусов
Для
планирования перевозок, контроля и
анализа итогов деятельности АТП и их
служб, установлена система
технико-эксплуатационных показателей,
которые подразделяются на количественные
и качественные. Анализ работы АТП и
отдельных его служб имеет целью выявить
причины, сдерживающие развитие перевозок,
и наметить мероприятия по улучшению
обслуживания пассажиров при минимальных
расходах на эксплуатацию. При анализе
рассматривают и сопоставляют расчетные
показатели работы подвижного состава
с фактическими показателями.
Транспортный
процесс в пассажирских перевозках –
это перемещение пассажиров, включающий
в себя продажу билетов, подачу транспортных
средств, посадку и высадку пассажиров,
возврат автомобилей к месту хранения
и другие операции.
>
В результате транспортного процесса
пассажиры доставляются на определенное
расстояние (lср), при этом совершается
транспортная работа (Р) равная
Р
= Q
* lср
, (пасс-км)
где Q
– количество перевезенных пассажиров
lср
– средняя дальность поездки пассажира
>
Объем автобусных перевозок Q (пасс),
определяемый общим количеством
перевезенных автобусами пассажиров на
каждом маршруте
Q
= Р: lср, (пасс)
>
Сумма валовых доходов Д (руб.), т.е. сумма
всех видов оплат, полученных от пассажиров
за пользование автобусов
Д
= Р * Т * К, (руб.)
>
Коэффициент технической готовности
(Ктг) – характеризует техническую
готовность парка степень технической
готовности парка для работы на линии
и определяется
Ктг
= Ат : Асп
где:
А т – количество технически исправных
автобусов
А
сп – списочное (инвентарное) число
автобусов
Коэффициент
технической готовности парка за рабочий
день является основным показателем,
характеризующим уровень работы
технической службы, и зависит: от
интенсивности эксплуатации подвижного
состава, наличия запасных частей,
материально-технической базы АТП и т.д.
>
Коэффициент выпуска парка на линию (Квл
) – характеризует степень использования
подвижного состава для работы на линии
Квл
= Аэ / Асп
где:
Аэ – количество автобусов в эксплуатации.
Коэффициент
выпуска парка на линию отличается от
коэффициента технической готовности
парка на величину, характеризующую
простои подвижного состава в исправном
состоянии и зависит: от дорожных и
климатических факторов, от технического
состояния подвижного состава, от
квалификации водителя и т.д.
>
Время в наряде (Тн) определяется с момента
выхода подвижного состава из АТП до
момента возвращения, без учета времени
на перерыв
Тн
= t
возв – t
выезд – t
пер, (час)
Тн
= Тм + t
н = Тм +[pic]l
н / V
т, (час)
где:
t возв – время возвращения подвижного
состава в гараж
t
выезд – время выезда подвижного состава
из гаража
t
пер – время перерыва водителя
Тм
– время на маршруте
Тн
– суммарное значение нулевых пробегов
подвижного состава
Vт
– техническая скорость подвижного
состава
>
Циклом транспортного процесса называется
законченный комплекс операций, необходимых
для доставки пассажиров. Таким циклом
является рейс.
Рейсом
называется совокупность операций при
движении автобуса от начального до
конечного пункта маршрута.
>
Время оборотного рейса автобуса. Оборотом
называется пробег автобуса по маршруту
в обоих направлениях
>
Коэффициент использования пробега
(Кисп п) – это отношение пробега
подвижного состава с пассажирами ( Lпр)
к общему его пробегу (Lобщ) за определенный
календарный период времени.
>
Коэффициент использования вместимости
– характеризует степень наполнения
автобусов пассажирами. Различают
коэффициенты статического и динамического
использования вместимости. Он
характеризуется отношением общего
числа перевезенных пассажиров за рейс
к номинальной вместимости автобуса
Поскольку
коэффициент статического использования
вместимости не отражает зависимости
среднего расстояния (lср ) поездки
пассажиров, т.е. их сменяемость на
маршруте, он мало отражает фактическое
использование автобусов и на практике
не применяется.
При
планировании и анализе работы автобусного
парка употребляется коэффициент
использования вместимости, который
определяется отношением выполненной
транспортной работы в пассажиро-километрах
к работе, которая могла быть выполнена,
если бы на всем протяжении маршрута
полностью использовалась номинальная
вместимость автобуса.
>
Скорости движения автобусов
На
пассажирских автобусных перевозках
различают:
а)
максимальную скорость (Vмах) – скорость,
которую позволяет развить конструкция
автобуса при полном использовании
двигателя
б)
допустимую скорость (Vдоп.) – определяется
Правилами дорожного движения, исходя
из условий безопасности движения и
состояния дорог.
Расчетные
скорости:
в)
техническая скорость (Vт) – это отношение
пройденного пути к суммарному времени
затрат на движение автобуса на маршруте
г)
скорость сообщения (Vс) – это скорость
автобуса без учета времени простоя на
конечной остановке
д)
эксплуатационная скорость (Vэ) – отношение
пройденного автобусного пути к сумме
времени, затраченному на движение,
задержки по причинам уличного движения,
стоянки на промежуточных остановочных
пунктах
Под
парком подвижного состава понимают все
транспортные средства АТП. Списочным
(инвентарным) парком называется подвижной
состав, стоящий на балансе АТП (Асп):
Асп
= Аэ + Ар, (ед.)
Асп
= Аэ + Ап + Ар, (ед.)
где:
Аэ – парк готовый к эксплуатации
Ап
– парк, находящийся в простое в исправном
состоянии ( нет водителя, нет ГСМ, нет
работы и т.д.)
Ар
– парк, находящийся на ремонте и
техническом обслуживании.
Каждая
единица парка подвижного состава,
находясь в АТП (Ди) дней (календарные
дни), может из них находиться (Дэ) дней
в эксплуатации, (Др) дней в ремонте или
ожидании и (Дп) дней в простое в готовом
к эксплуатации состоянии (выходные и
праздничные дни, отсутствие водителя,
распутица и т.п.)
Д
и = Д э + Д п + Д р , (дн.)
Если
необходимо определить дни эксплуатации,
ремонта или простоя не для одного
автомобиля, а для всего парка, то
пользуются сложным показателем –
автомобиле-дни:
АД
и = АД э + АД п + АД р , (авт-дни)
где:
АД э – автомобиле-дни в эксплуатации
АД
п – автомобиле-дни простоя
АД
р – автомобиле-дни в ремонте.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание статьи:
- Виды пробегов автобусов без пассажиров
- Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
- Определение коэффициента нулевого пробега
- Дневная выработка автобусов
Пассажирские перевозки – важная отрасль сферы услуг, оказываемых населению. От эффективности использования пассажирского транспорта во многом зависит своевременное прибытие людей на работу, организация их личного хозяйства и досуга. Для составления рациональных графиков эксплуатации ТС используются понятия различных видов пробега (расстояния, пройденного автобусом): общий, производительный (с пассажирами), без пассажиров. Одна из основных целей организации работы АТП – повышение в общем пути процентного содержания производительной части.
Виды пробегов автобусов без пассажиров
Пробег без пассажиров делится на холостой и нулевой:
- Холостой пробег автобуса – это расстояние от места высадки пассажиров к месту их посадки. При организации пассажирских перевозок эта дистанция, как правило, не учитывается, поскольку ее величина незначительна.
- Нулевой пробег автобуса – это расстояние, связанное с поездками к началу маршрута или после его окончания, с заправкой, техническим обслуживанием и текущим ремонтом. Отражается в особой графе путевого листа.
Показатель рациональной эксплуатации автобусного парка
Один из показателей эффективности эксплуатации автобуса – коэффициент полезного использования общего пробега:
ß = Lг/ Lсс
где:
- Lг – производительный пробег, км;
- Lсс – среднесуточный пробег в км, равный общему расстоянию, пройденному за день работы. Эта величина определяется по формуле:
Lсс = Lобщ/АДр
в которой:
- Lобщ – общее расстояние, км;
- АДр – автомобиле-дни работы.
Для автобусов междугородного сообщения в автомобиледни учитываются все дни, проведенные в командировке. Из этих дней вычитают только дни целодневных простоев. Делением нормы пробега до технического обслуживания на среднесуточный пробег определяют периодичность проведения ТО.
Определить среднесуточный (Lсс) пробег автобуса, зависящий от производительного (Lг), холостого (Lх), нулевого (L0) пробега, можно по формуле:
Lсс = Lг + Lх + L0
Величина ß в пределах всего АТП зависит от взаимного расположения и размеров пассажиропотоков, размещения пунктов заправки топливом, качества суточного планирования выхода транспорта на маршруты.
Определение коэффициента нулевого пробега
Еще одна величина, характеризующая эффективность эксплуатации автотранспорта, – коэффициент нулевого пробега, который определяется по формуле:
ω = L0/( Lг + Lх + L0)
Чем ниже этот коэффициент, тем эффективнее работа пассажирского транспорта. Снизить этот показатель можно, используя нулевые пробеги (при возможности) для перевозки пассажиров.
Дневная выработка автобусов
Вычислив коэффициент полезного использования общего пути (ß), пройденного автобусом, и среднесуточный пробег (Lсс), можно определить дневную выработку (Wдн) транспорта, работающего на городских маршрутах, по формуле:
Wдн = Lсс* ß*qa*y
в которой:
- qa – вместимость автобуса, зависящая от его марки. Является постоянной величиной. Эта величина равна количеству мест для сидения плюс 5 человек на каждый квадратный метр площади пола салона, свободной от пассажирских мест, в часы пик допускается 8 человек.
- y – коэффициент использования пассажировместимости. Определяется по собранным статистическим данным.
Существует несколько способов повышения дневной выработки автобуса: изучение и анализ загрузки транспорта в течение дня, применение математических методов при составлении графика движения автобусов различной вместимости. В часы пик на загруженные маршруты рационально выпускать автобусы большой и особо большой вместимости. При спаде пассажиропотока – автобусы средней и малой вместимости.
13 июля 2011г.
При работе автомобиля на линии различают техническую и эксплуатационную скорости.
Техническая скорость — это средняя скорость за время движения автомобиля:
где: S — пройденный путь, км; t — время движения автомобиля, включая и остановки у перекрестков, н.
Пример. Автомобиль за смену совершил пробег 150 км, в движении находился б ч. Определить техническую скорость.
Решение.
Величина технической скорости зависит от технического состояния автомобиля, состояния и профиля дороги, интенсивности движения и мастерства водителя.
Эксплуатационная скорость — средняя скорость движения автомобиля за время нахождения его в наряде (на линии):
где: S — пройденный путь, км; Тн — время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Пример. Автомобиль за 7 ч пребывания в наряде (на линии) совершил пробег 150 км. Найти эксплуатационную скорость.
Решение.
На величину эксплуатационной скорости влияет продолжительность простоев автомобиля под погрузкой и разгрузкой. В связи с этим необходимо добиваться полной механизации погрузочно-разгрузочных работ. На величину эксплуатационной скорости большое влияние оказывает также расстояние перевозок.
Чем оно больше, тем меньше общее время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, так как количество погрузок и разгрузок в течение смены уменьшится и эксплуатационная скорость увеличится.
Коэффициент использования пробега (КИПр)
Определяет степень использования пробега автомобиля с грузом.
При работе автомобиля на линии различают пробеги: общий, с грузом, холостой и нулевой.
Общий пробег — это расстояние в километрах, проходимое автомобилем в течение рабочего дня.
Пробег с грузом является производительным пробегом.
Холостой пробег — это пробег автомобиля без груза между пунктами разгрузки и погрузки.
Нулевой пробег — это пробег автомобиля от парка до пункта погрузки и с последнего пункта разгрузки до парка, а также проезды на заправку топливом.
Коэффициент использования пробега определяют по формуле:
где: Sгp — пробег с грузом, км; Sо.пр — общий пробег автомобиля, км.
Пример. Общий пробег автомобиля за день составил 320 км, с грузом — 244 км. Определить КИПр.
Решение.
Величина коэффициента использования пробега зависит от размещения пунктов погрузки и разгрузки, характера грузопотоков и организации диспетчерской службы на линии. Водители-новаторы добиваются сокращения непроизводительных пробегов за счет перевозки попутных грузов. Например, при перевозке сахарной свеклы с поля на сахарный завод они используют обратные рейсы для перевозки на поля минеральных удобрений.
Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля (КИГ)
Определяют по формуле:
где: Гф — фактически перевезенной груз, т; Гн — номинальная грузоподъемность автомобиля, т. У автомобиля грузоподъемностью 4 г, перевезшего за одну ездку 3 т груза, КИГ составит: 3:4 = 0,75.
Коэффициент использования грузоподъемности за день работы определяется отношением количества перевезенного груза к количеству груза, которое мог бы перевезти автомобиль за все ездки.
Пример. Автомобиль грузоподъемностью 4 т за день работы сделал 4 ездки и перевез: за первую ездку — 3,8 т, за вторую — 4 т, за третью — 3,4 т, за четвертую — 3,8 г. Определить КИГ.
Решение.
- Общая грузоподъемность автомобиля за 4 поездки:
4 X 4 = 16 т.
- Количество груза, перевезенного за 4 ездки:
3,8 + 4 + 3,4 + 3,8 = 15 т.
- Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля:
КИГ= 15:16 = 0,94.
Контрольные вопросы
- Что называется коэффициентом технической готовности парка и как его определяют?
- Что называется коэффициентом использования парка?
- Как определяют коэффициент использования рабочего времени?
- Что называется технической и эксплуатационной скоростью?
- Какие различают виды пробегов автомобиля?
- Что такое коэффициент использования пробега?
- Как определяют коэффициент использования грузоподъемности автомобиля?
«Автомобиль», под. ред. И.П.Плеханова
Анна Юрьевна Гришина
Эксперт по предмету «Логистика»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Автобус – это автомобиль, который кроме водительского сидения оснащен более чем восемью пассажирских сидений и предназначен для осуществления перевозок пассажиров.
Основные показатели и измерители работы автобусов
Значительная часть автомобильных пассажирских перевозок осуществляется посредством автобусов. Их отличительным признаком является наличие в кузове транспортного средства, как минимум, восьми сидений, которые предназначены для пассажиров. Если число этих сидений меньше, то транспортное средство не может быть признанно автобусом.
На этапах планирования и оценки деятельности автобусов используется система специальных показателей и измерителей работы транспортных средств. Они представлены как количественными, так и качественными показателями, которые позволяют охарактеризовать уровень производительности транспортных средств и использование производственных фондов.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
- К количественным показателям и измерителям работы автобусов относятся: объем пассажирских перевозок, пассажирооборот, валовой доход по оплате стоимости проезда.
- К качественным показателям и измерителям работы автобусов относятся: коэффициенты технической готовности, выпуска на линию и использования пробега, а также скорость движения автобуса и продолжительность его работы на линии.
Объем пассажирских перевозок и валовой доход по оплате стоимости проезда определить можно достаточно легко механическим способом – фиксацией и суммированием пассажиров и поступлений денежных средств. Пассажирооборот, в свою очередь, определяется в результате произведения количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки.
Результаты изучения изменений пассажирооборота с учетом времени изменений и протяженности маршрута позволяет установить факторы, которые оказывают существенное влияние на формирование пассажиропотока как по всей транспортной сети, так и по каждому маршруту в отдельности. В то же время пассажирооборот вместе с объемом пассажирских перевозок отражает эффективность использования автобусов.
«Основные показатели и измерители работы автобусов и легковых такси» 👇
Помимо того производят расчет качественных показателей работы автобусов.
Для того чтобы получить значение коэффициента технической готовности, необходимо количество исправных автобусов поделить на общее (так называемое, списочное) количество автобусов. Коэффициент выпуска на линию определяется в результате деления того количества автобусов, которое в данный момент находится в наряде, на общее списочное количество автобусов. А поделив пробег автобуса по маршруту на его общий пробег, находят значение коэффициента использования пробега.
Время нахождения в наряде равно отношению общего количества отработанных часов к общему количеству автобусов, которые работали за последние сутки. При этом конкретная продолжительность работы каждого автобуса в отдельности в данном случае не имеет значения.
Для того чтобы найти скорость движения автобуса, нужно его общий пробег поделить на то время, за которое этот пробег был выполнен автобусом. Кроме того, выделяют еще две самостоятельные разновидности скорости. Во-первых, техническая скорость, которая равна отношению общего пробега автобуса ко времени его нахождения в движении. Во-вторых, эксплуатационная скорость, которая равна отношению общего пробега автобуса ко времени его движения вместе с простоем на остановках и перед перекрестками, но без учета времени, потраченного автобусом на простой на начальном и конечном пунктах маршрута.
Основные показатели и измерители работы легковых такси
Помимо автобусов, на рынке пассажирских перевозок присутствуют такие игроки, как легковые такси. Они представляют собой легковые автомобили, которые осуществляют перевозку небольшого количества пассажиров (обычно от одного до пяти) по заявленным им начальным и конечным пунктам. Легковым такси обычно пользуются либо более состоятельные люди, либо люди, которым нужно срочно добраться до некоторого места нераспространенным путем.
Работа легковых такси и ее эффективность могут быть охарактеризованы благодаря системе эксплуатационных показателей и измерителей. Их совокупность подразделяется на две группы:
- Показатели численности подвижного состава и продолжительности его работы на линии.
- Показатели производительности легковых такси, которые определяют их доходы за 1 час работы.
Сначала важно определить общий пробег легковых такси, который равен сумме платного пробега (т. е. оплаченного пассажиром), холостого пробега (т. е. неоплаченного или осуществленного без пассажира) и нулевого пробега (т. е. соответствующего пробегу от парка до первой посадки пассажира и обратно). Платный пробег легкового такси, в свою очередь, определяется путем сложения пробега с пассажирами и оплаченного пробега без пассажиров, к месту подачи по вызову.
Посредством деления пробега с пассажирами на общий пробег определяется коэффициент использования пробега. Посредством деления платного пробега на общий пробег определяется коэффициент платного пробега легкового такси.
Кроме того, рассчитывают такие показатели, как время пребывания легкового такси на линии, время его полезного использования, коэффициент использования линейного времени легкового такси, средняя продолжительность одной поездки пассажира, коэффициент часовой эффективности использования легкового такси, средняя дальность поездки с пассажирами легкового такси, техническая и эксплуатационная скорости движения легкового такси.
Таким образом, работа автобусов и легкового такси подается оценке и характеристике при помощи специальных показателей и измерителей. Их использование обуславливается конкретными условиями функционирования подвижного состава, однако их расчёт осуществляется по единому порядку.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме