На этой странице я собрала готовые задачи и подробные решения по предмету электрические машины, чтобы вы смогли освежить знания.
Электрические машины
Электрические машины — это раздел электромеханики, т.е. области науки и техники, теоретической базой которой является общая теория электромеханического преобразования энергии.
Электрические машины по существу являются, а часто и называются электромеханическими преобразователями энергии.
Если что-то непонятно — вы всегда можете написать мне в WhatsApp и я вам помогу!
Трансформаторы
Коэффициент трансформации, ЭДС и токи в обмотках, параметры холостого хода и короткого замыкания
Задача №1.
Однофазный двухобмоточный трансформатор имеет номинальные напряжения: первичное 6,3 кВ, вторичное 0,4 кВ; максимальное значение магнитной индукции в стержне магнитопровода 1,5 Тл; площадь поперечного сечения этого стержня 200 ; коэффициент заполнения стержня сталью . Определить число витков в обмотках трансформатора и коэффициент трансформации, если частота переменного тока в сети Гц.
Решение:
Максимальное значение основного магнитного потока
Число витков во вторичной обмотке
Коэффициент трансформации
Число витков в первичной обмотке
Задача №2.
Номинальная мощность однофазного трансформатора кВА, напряжения кВ и кВ, напряжение короткого замыкания %, ток холостого хода %, потери холостого хода кВт, потери короткого замыкания кВт. Определить токи холостого хода и короткого замыкания. напряжение короткого замыкания.
Решение:
Напряжение короткого замыкания:
Номинальный ток:
Ток холостого хода:
Ток короткого замыкания:
Задача №3.
Однофазный двухобмоточный трансформатор номинальной мощностью и номинальным током во вторичной цепи при номинальном вторичном напряжении В имеет коэффициент трансформации : при числе витков в обмотках . Максимальное значение магнитной индукции в стержне , а площадь поперечного сечения этого стержня ЭДС одного витка . частота переменного тока в сети . Требуется определить .
Решение:
Максимальное значение основного магнитного потока
Площадь поперечного сечения стержня магннтопровода
Число витков вторичной обмотки
Число витков первичной обмотки
Полная номинальная мощность трансформатора
Задача №4.
Определить параметры упрощенной схемы замещения трансформатора, соединенного по схеме Y/Y, составляющие напряжения короткого замыкания в процентах и вольтах, коэффициент мощности нагрузки, коэффициент трансформации, если номинальная мощность , напряжения , потери короткого замыкания кВт, напряжение короткого замыкания %.
Решение:
Фазные значения номинальных напряжений:
Фазные значения номинальных токов:
Напряжение короткого замыкания:
Полное сопротивление упрощенной схемы замещения:
Активное сопротивление:
Индуктивное сопротивление:
Коэффициент мощности:
Активная составляющая напряжения короткого замыкания:
Индуктивная составляющая напряжения короткого замыкания:
Коэффициент трансформации:
Задача №5.
Трехфазный трансформатор серии ТМ имеет следующие данные: номинальная мощность кВА, номинальные первичное кВ и вторичное кВ напряжения, напряжение короткого замыкания %, мощность короткого замыкания кВт мощность холостого хода кВт, ток холостого хода %. Определить необходимые данные и построить треугольник короткого замыкания (обмотки соединены Y/Y; параметры приведены к рабочей температуре).
Решение:
Напряжение короткого замыкания:
Ток короткого замыкания:
Коэффициент мощности режима короткого замыкания:
Полное сопротивление короткого замыкания:
Активная составляющая сопротивления короткого замыкания:
Индуктивная составляющая сопротивления короткого замыкания:
Стороны треугольника напряжении короткого замыкания:
Принимаем масштаб напряжения = 5 В/мм, тогда длина векторов (сторон треугольника короткого замыкания):
Задача №6.
Используя данные задачи 5, рассчитать величину изменения напряжения на выходе трансформатора при номинальной нагрузке , при коэффициентах мощности нагрузки и и при индуктивном и емкостном характерах нагрузки, а также при активно-индуктивном характере нагрузки и фазовом сдвиге . Сравнить полученные результаты и сделать вывод о влиянии характера нагрузки на величину вторичного напряжения трансформатора.
Решение:
Для решения задачи воспользуемся формулой:
где
Нагрузка активная ;
Нагрузка активно-индуктивная ;
Нагрузка активно-емкостная (при расчете второе слагаемое принять со знаком «минус»)
Нагрузка активно-индуктивная при , т.е. при ;
Анализируя полученные результаты, делаем вывод:
а) минимальное изменение напряжения на выходе трансформатора при номинальной нагрузке имеет место при чисто активной нагрузке (0,69 %);
б) наибольшее значение имеет место при активно-индуктивной нагрузке, когда угол фазового сдвига
в) при активно-емкостном характере нагрузки приобретает отрицательное значение, т.е. напряжение на выводах вторичной обмотки при номинальной нагрузке трансформатора повышается на 1,3%.
Векторная диаграмма, потери и КПД трансформатора
Задача №7.
Определить наибольшее значение коэффициента полезного действия трехфазного трансформатора, если номинальная мощность кВА, потери холостого хода кВт, потери короткого замыкания кВт, коэффициент мощности нагрузки
Решение:
При максимальном значении коэффициента полезного действия соответствующий этому значению коэффициент нагрузки
Максимальное значение КПД:
Задача №8.
Для однофазного трансформатора номинальной мощностью кВА и номинальным первичным напряжением кВ, мощностью короткого замыкания кВт напряжением короткого замыкания =8,5 % рассчитать данные и построить график зависимости изменения вторичного напряжения от коэффициента нагрузки , если коэффициент мощности нагрузки , нагрузка емкостная.
Решение:
Напряжение короткого замыкания:
Ток короткого замыкания:
Коэффициент мощности режима короткого замыкания:
Активная составляющая напряжения короткого замыкания:
Реактивная составляющая напряжения короткого замыкания:
Задаемся рядом значений коэффициента нагрузки:
Используя эти значения , по формуле
рассчитываем ; знак «минус» в формуле обусловлен емкостным характером нагрузки. Результаты расчета приведены ниже (табл. 1):
Таблица 1
Знак «минус» в полученном результате указывает на то, что с ростом нагрузки трансформатора напряжение на зажимах вторичной обмотки увеличивается, что связано с емкостным характером нагрузки трансформатора.
Задача №9.
Используя параметры результаты решения задачи 8, рассчитать необходимые параметры и построить упрощенную векторную диаграмму трансформатора (током холостого хода пренебречь). При этом рассмотреть два случая номинальной нагрузки трансформатора при значении коэффициента мощности : при индуктивном характере нагрузки и при емкостном характере нагрузки. Определить коэффициент мощности трансформатора .
Решение:
Запишем значения параметров, необходимых для построения векторной диаграммы.
Поминальное первичное напряжение:
Активное напряжение короткого замыкания:
Реактивное напряжение короткого замыкания:
Поминальный ток в первичной цепи:
Угол фазового сдвига .
Порядок построения диаграммы (рис. 1). Необходимо выбрать масштаб напряжения. При этом следует определить размер листа бумаги, на котором будет построена диаграмма. Например, для
листа форматом А4 целесообразно принять масштаб = 150 В/мм. В этом случае длина векторов составит:
первичного напряжения ;
активного напряжения короткого замыкания ;
реактивного напряжения короткого замыкания .
На оси ординат строим вектор тока . Этот вектор про-
водим произвольной длины, так как она не оказывает влияние на диаграмму. Затем в сторону опережения по фазе (влево от вектора тока) под углом строим вектор напряжения . Из конца этого вектора перпендикулярно вектору тока проводим вектор реактивного напряжения короткого замыкания , а затем из конца этого вектора параллельно — встречно вектору тока строим вектор активного напряжения короткого замыкания . Соединив начало диаграммы (точка 0) с концом вектора , получают вектор приведенного значения вторичного напряжения . Измерив угол , определяют коэффициент мощности .
Диаграмму для случая активно-емкостной нагрузки строят аналогично, но вектор напряжения откладывают вправо от вектора тока. Выполнив необходимые построения, видим, что вектор напряжения увеличился, т. е. напряжение на выходе вторичной обмотки при активно-индуктивной нагрузке возрастает. Угол .
Задача №10.
Найти распределение нагрузки между двумя трехфазными трансформаторами, имеющими одинаковые коэффициенты трансформации и одинаковые группы соединения обмоток (Y/Y-12), но различные значения напряжения короткого замыкания. При коэффициенте мощности отстающий ток нагрузки . Напряжение на первичных обмотках кВ. Трансформаторами имеют следующие отличные данные: мощность — кВА, кВА; напряжение короткого замыкания ; потери короткого замыкания — кВт.
Решение:
Напряжение короткого замыкания:
Активная составляющая напряжения короткого замыкания:
Индуктивная составляющая напряжения короткого замыкания:
Номинальные токи:
Сопротивления схемы замещения в режиме короткого замыкания:
Комплексное значение тока нагрузки. А:
Ток нагрузки распределяется обратно пропорционально сопротивлениям короткого замыкания:
Упрощенный расчет. Для крупных трансформаторов погрешность упрощенного расчета не превышает 5 %. Он производится по следующей схеме:
1) определяются сопротивления короткого замыкания трансформаторов:
2) определяются токи в трансформаторах:
Задача №11.
Номинальные данные трехфазного трансформатора при соединении обмоток по схеме «звезда-звезда»: мощность = 63 кВА, напряжение на обмотке высокого и низкого напряжения соответственно кВ. Потери холостого хода — кВт, ток холостого — , потери короткого замыкания — кВт, напряжение короткого замыкания — %, активная составляющая напряжения короткого замыкания — %. Определить: коэффициент мощности при коротком замыкании и холостом ходе, сопротивления схемы замещения для режима короткого замыкания, КПД при номинальной нагрузке и коэффициентах мощности ; активную мощность на вторичной стороне для , при которой значение КПД будет наибольшим; потери в трансформаторе при мощности кВА; напряжение на выводах вторичной обмотки при номинальной нагрузке и коэффициентах мощности и .
Решение:
Номинальные токи:
Коэффициенты мощности:
Сопротивления короткого замыкания:
Коэффициент полезного действия при номинальной нагрузке:
при
при
Максимальное значение коэффициента полезного действия соответствует условию . Учитывая, что потери короткого замыкания , определяются значения тока
и активной мощности на вторичной стороне
Потери мощности в трансформаторе при S=10 кВА:
Напряжение на вторичной обмотке, соответствующее упрощенной схеме замещения трансформатора под нагрузкой:
Напряжение на выводах вторичной обмотки при номинальной нагрузке:
Параллельная работа трансформаторов. Автотрансформаторы
Задача №12.
Три трехфазных трансформатора номинальной мощностью и напряжением короткого замыкания включены на параллельную работу. Данные трансформаторов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Требуется определить:
- Нагрузку каждого трансформатора в кВА, если общая нагрузка параллельной группы равна сумме номинальных мощностей этих трансформаторов Степень использования каждого из трансформаторов по мощности ;
- Насколько следует уменьшить общую нагрузку трансформаторной группы , чтобы устранить перегрузку трансформаторов; как при этом будут использованы трансформаторы по мощности в % от их номинальной мощности?
Решение:
В связи с тем, что для параллельного включения применены трансформаторы разной номинальной мощности, напряжения короткого замыкания этих трансформаторов неодинаковы. Поэтому расчет распределения нагрузки между трансформаторами выполним по формуле
учитывающей неодинаковость напряжений короткого замыкания. Общая нагрузка параллельной группы:
Воспользуемся выражением
Фактическая нагрузка каждого трансформатора
Анализируя полученный результат, можно сделать вывод: Больше нагружается трансформатор с меньшим значением напряжения короткого замыкания (трансформатор I) и меньше — трансформаторы с большим значением напряжения короткого замыкания (трансформатор III). Перегруженным оказался трансформатор I: перегрузка составила
Так как перегрузка трансформаторов недопустима, то следует общую нагрузку уменьшить на 2 % и принять ее равной кВА, при этом суммарная мощность трансформаторов окажется недоиспользованной на 2 %.
Задача №13.
Однофазный понижающий автотрансформатор номинальной (проходной) мощностью кВА при номинальном первичном напряжении В и номинальном вторичном напряжении имеет число витков в обмотке из которых витков являются общими для первичной и вторичной цепей; ЭДС, индуцируемая в одном витке обмотки трансформатора В. Требуется определить недостающие параметры, а также определить, во сколько раз масса и потери этого автотрансформатора меньше, чем у двухобмоточного трансформатора такой же мощности и напряжений; определить мощности автотрансформатора, передаваемые из первичной во вторичную цепь электрическим и электромагнитным путями. При решении задачи током холостого хода пренебречь.
Решение:
Число витков в обмотке автотрансформатора
Вторичное напряжение
Коэффициент трансформации автотрансформатора
Номинальный ток в первичной цепи
Номинальный ток во вторичной цепи
Ток в общей части витков обмотки
Мощность, передаваемая из первичной во вторичную цепь электрическим путем
Таким образом, электромагнитным путем передается лишь половина проходной мощности, а поэтому, по сравнению с двухобмоточным трансформатором номинальной мощностью 15 кВА, рассматриваемый автотрансформатор изготовлен из активных материалов, масса которых в два раза меньше, а следовательно, и потери в нем также меньше в два раза.
Асинхронные машины. Скольжение, ЭДС и токи асинхронных двигателей
Задача №14.
Трехфазный асинхронный двигатель с фазным ротором имеет следующие данные: максимальное значение магнитной индукции в воздушном зазоре Тл, диаметр расточки статора мм длина сердечника статора мм равная число полюсов в обмотках статора и ротора , число последовательно соединенных витков в фазных обмотках статора и ротора , обмоточные коэффициенты для основной гармоники статора и ротора принять равными . Требуется определить фазные значения ЭДС в обмотке статора и в обмотке фазного ротора при неподвижном его состоянии и вращающемся со скольжением s=8 %, частоту тока в неподвижном и вращающемся роторе. Частота тока в питающей сети Гц.
Решение:
Полюсное деление
Основной магнитный поток
ЭДС фазной обмотки статора
ЭДС в обмотке неподвижного ротора
ЭДС во вращающемся роторе при скольжении 8 %
Частота тока в неподвижном роторе . Частота тока во вращающемся роторе при скольжении 8 %
Задача №15.
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором серии 4Л имеет следующие данные: кВт, , . Определить высоту оси вращения h, число полюсов 2р, скольжение при номинальной нагрузке , момент на валу , начальный пусковой и максимальный моменты, потребляемую двигателем из сети активную мощность , суммарные потери при номинальной нагрузке , номинальный и пусковой токи в питающей сети при соединении обмоток статора «звездой» и «треугольником». Двигатель 4A100S2Y3.
Решение:
В обозначении типоразмера двигателя цифры, стоящие после обозначения серин 4 А, указывают на высоту оси вращения, т.е. h=100 мм.
Следующая далее цифра указывает на число полюсов, т. е. 2р = 2; при частоте переменного тока 50 Гц этому числу полюсов соответствует синхронная частота вращения = 3000 об/мин.
Скольжение при номинальной нагрузке определяется номинальной частотой вращения ротора двигателя
Момент на валу двигателя (полезный момент двигателя) при номинальной нагрузке, т.е. при номинальной частоте вращения 2820 об/мин
Начальный пусковой момент
Максимальный (критический) момент двигателя определяют по его перегрузочной способности
Номинальный ток в фазной обмотке статора
Потребляемая двигателем из сети активная мощность в режиме номинальной нагрузки
Суммарные потерн двигателя при номинальной нагрузке
Линейный ток статора:
при соединении обмоток статора «звездой»
при соединении обмоток статора «треугольником»
Потери и КПД, электромагнитный момент, механическая характеристика
Задача №16.
Трехфазный асинхронный двигатель общепромышленного назначения с фазным ротором имеет следующие данные: напряжение В; схема соединения обмотки статора — «треугольник»; числа витков фаз обмоток статора и ротора соответственно ; обмоточные коэффициенты =0,932 и , =0.955; активные и индуктивные сопротивления на фазу Ом; число пар полюсов р = 3. Определить: 1) ток статора и ротора , вращающий момент и коэффициент мощности при пуске двигателя с замкнутой накоротко обмоткой ротора; 2) ток статора и ротора , электромагнитный момент при работе двигателя со скольжением s = 3 % (обмотка ротора замкнута накоротко); 3) величину добавочного сопротивления , которое необходимо ввести в цепь ротора, чтобы получить пусковой момент , равный максимальному значению , а также пусковые токи в обмотках при этом сопротивлении; 4) критическое скольжение и максимальный момент при условии =0. Током холостого хода пренебречь.
Решение:
Коэффициенты трансформации двигателя:
Сопротивление короткого замыкания и его составляющие:
1. Рассматриваем асинхронный двигатель с замкнутой накоротко обмоткой ротора при пуске как трансформатор.
Пусковой ток обмоток статора и ротора:
Синхронная частота вращения магнитного поля статора:
Пусковой момент двигателя:
или
Коэффициент мощности при пуске:
2. Режим работы двигателя при скольжении s=3%. Сопротивление короткого замыкания двигателя:
Токи обмоток статора и ротора:
Электромагнитный момент:
или
3. Пусковой момент достигает максимального значения при условии
что равносильно .
Добавочное сопротивление:
Пусковой ток при введении в цепь ротора добавочного сопротивления:
Пусковой момент при введении добавочного сопротивления:
или
Коэффициент мощности при пуске двигателя с добавочным сопротивлением:
При введении добавочного сопротивления в цепь ротора пусковой момент двигателя увеличился в 3,82 раза, при этом пусковой ток уменьшился в 1,45 раза.
4. Критическое скольжение двигателя при условии =0:
или
Максимальный электромагнитный момент при условии = 0:
Задача №17.
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 2р=4 работает от сети переменного тока напряжением = 380 В частотой =50 Гц. При номинальной нагрузке ротор двигателя вращается с частотой =1440 об/мин; перегрузочная способность двигателя = 2,2, а кратность пускового момента = 1,4. Рассчитать значения параметров и построить механическую характеристику двигателя в относительных единицах , если электромагнитная мощность в режиме номинальной нагрузки равна кВт. Определить, при каком снижении напряжения относительно номинального двигатель утратит способность пуска с номинальным моментом на валу и при каком снижении напряжения он утратит перегрузочную способность.
Решение:
Расчет ведем в относительных единицах по упрощенной формуле
где — относительное значение электромагнитного момента.
Номинальное скольжение
Критическое скольжение
Рассчитаем относительные значения момента при скольжениях:
Результаты расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3
По полученным данным рассчитаны фактические значения момента и построена механическая характеристика двигателя (рис. 2). В связи с тем, что приближенная формула относительного значения момента при больших скольжениях дает заметную ошибку, величину пускового момента, соответствующую скольжению s = 1, определим по номинальному значению момента
Следовательно
Относительное значение пускового момента
где максимальное значение момента
Известно, что величина электромагнитного момента прямо пропорциональна . Поэтому при кратности пускового момента пусковой момент окажется равным номинальному, если напряжение питания уменьшится до значения
В итоге даже незначительное дальнейшее снижение напряжения приведет к тому, что при номинальном нагрузочном моменте на валу двигателя пуск не произойдет. Что же касается перегрузочной способности двигателя, то, учитывая, что , она будет утрачена при уменьшении напряжения сети до величины
Задача №18.
Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором серии А2. работающий от сети частотой 50 Гц напряжением 380 В при соединении обмотки статора «звездой», имеет номинальные параметры: полезная мощность 2 кВт, частота вращения , коэффициент мощности ; кратность пускового тока , кратности пускового и максимального моментов; активное сопротивление фазной обмотки статора при температуре . Требуется рассчитать параметры и построить механическую характеристику двигателя . Коэффициент мощности в режиме короткого замыкания принять равным
Решение:
Потребляемая двигателем мощность в режиме номинальной нагрузки
Потребляемый двигателем ток в режиме номинальной нагрузки
Пусковой ток двигателя
Сопротивление короткого замыкания двигателя
Коэффициент мощности в режиме короткого замыкания
Активная и индуктивная составляющие сопротивления короткого замыкания
Сопротивление фазной обмотки статора при рабочей температуре
где — рабочая температура; = 0,004 — температурный коэффициент сопротивления меди.
Скольжение в режиме номинальной нагрузки
Приведенное значение активного сопротивления фазы обмотки ротора
Поминальное значение электромагнитного момента определяем по формуле
Максимальный момент
Пусковой момент
Критическое скольжение
Момент при скольжении s = 0,5
Рассчитав частоту вращения по формуле
получаем результаты расчета параметров для построения механической характеристики двигателя (табл. 4):
Таблица 4
По полученным данным строим механическую характеристику , представленную на рис. 3.
Задача №19.
Асинхронный трехфазный двигатель при напряжении сети В развивает номинальную мощность кВт, вращаясь с частотой об/мин и потребляя ток А при коэффициенте мощности .
В режиме холостого хода двигатель потребляет из сети мощность Вт при токе А. Активное сопротивление обмотки статора Ом, механические потери мощности Вт. Схема соединения обмотки статора — «звезда».
Определить потери мощности в меди статора и ротора, потери в стали, добавочные потери при нагрузке, коэффициент полезного действия, электромагнитный момент, момент на валу для номинального режима работы двигателя.
Решение:
При решении задачи принято допущение, что сумма потерь в стали и механических потерь — величина постоянная.
Потери в стали:
Потери в меди статора:
Потребляемая из сети мощность:
Электромагнитная мощность:
Потери в меди ротора:
, где при частоте вращения магнитного поля статора =3000 об/мин, скольжение
Добавочные потери, Вт:
Суммарные потери мощности:
Коэффициент полезного действия:
Электромагнитный момент:
Момент на валу двигателя:
Задача №20.
Трехфазный восьмиполюсный асинхронный двигатель в номинальном режиме имеет следующие данные: напряжение , частота вращения = 725 об/мин, перегрузочная способность = 3,3, кратность пускового момента . Определить критическое и рабочее скольжение, перегрузочную способность и кратность пускового момента при неизменном моменте нагрузки и уменьшении напряжения до значения 350 В.
Решение:
Синхронная частота вращения магнитного поля статора:
Номинальное скольжение:
Критическое скольжение определяется на основании формулы Клосса:
Решение неприемлемо из физических соображений в силу неравенства .
Перегрузочная способность двигателя при напряжении В и неизменном моменте нагрузки (электромагнитный момент изменяется пропорционально квадрату напряжения):
Кратность пускового момента двигателя при напряжении В и неизменном моменте на валу:
При данном понижении напряжения пуск двигателя невозможен.
Рабочее скольжение двигателя при напряжении В и неизменном моменте на валу:
Скольжение соответствует режиму торможения, поэтому рабочим является скольжение .
Готовые задачи на продажу по предмету электрические машины тут.
Круговая диаграмма и рабочие характеристики
Задача №21.
Построить упрощенную круговую диаграмму трех
фазного асинхронного двигателя и определить параметры, соответствующие его номинальному режиму работы. Необходимые для построения диаграммы данные: номинальная мощность кВт; напряжение на обмотке статора (фазное) В; номинальный ток статора (фазный) А; число полюсов 2р = 4; активное сопротивление фазной обмотки статора при рабочей температуре Ом; ток холостого хода (фазный) А; мощность холостого хода Вт; мощность идеального холостого хода Вт; механические потери Вт; коэффициент мощности холостого хода ; мощность короткого замыкания Вт; напряжение короткого замыкания (фазное) В; коэффициент мощности короткого замыкания ; частота тока 50 Гц.
Решение:
Углы фазового сдвига токов холостого хода и короткого замыкания относительно напряжения :
Ток короткого замыкания (фазный), приведенный к номинальному напряжению
Принимаем масштаб тока исходя из размеров листа бумаги, на котором предполагается построение диаграммы; например, если применяется лист форматом А4 (210 х 297 мм), то масштаб тока =0,1 А/мм.
Длина векторов тока:
тока холостого хода
номинального тока статора
тока короткого замыкания
Масштабы мощности и момента
На оси ординат из точки О строим вектор напряжения произвольной длины и под углом к оси ординат строим вектор тока холостого хода мм и под углом строим вектор тока короткого замыкания .
Из точки Н параллельно оси абсцисс проводим прямую, на которой откладываем отрезок , равный диаметру окружности токов
где
Здесь .
Из точки лежащей посередине диаметра окружности, радиусом НС/2 проводим полуокружность токов. При этом точки Н и К оказываются на этой полуокружности. Соединяем точки H и К и получаем линию полезной мощности .
На окружности токов отмечаем точку (точка номинального режима нагрузки двигателя). Для этого из точки О откладываем отрезок = 63 мм.
На средней части отрезка отмечаем точку F, в которой восстанавливаем перпендикуляр к диаметру . На этом перпендикуляре отмечаем отрезок
Из точки И через точку , проводим прямую до пересечения с окружностью токов в точке T. соответствующей скольжению . Полученная линия является линией электромагнитной мощности (момента).
Из точки опускаем перпендикуляр на линию и продолжаем его до пересечения с окружностью токов в точке Е. Полученная таким образом точка Е соответствует максимальному моменту, так как отрезок в масштабе моментов представляет собой максимальный момент двигателя, а отношение отрезков
E — перегрузочную способность двигателя.
Точка на окружности токов соответствует режиму номинальной нагрузки двигателя. Прямоугольный треугольник представляет собой треугольник токов: сторона — номинальный ток статора, сторона — активная составляющая тока статора, сторона — реактивная (индуктивная) составляющая тока статора.
Для определения коэффициента мощности двигателя делаем дополнительные построения: на оси ординат радиусом 50 мм проводим полуокружность, а линию продолжаем до пересечения с этой полуокружностью в точке h. Отношение отрезка мм к диаметру полуокружности определяет значение коэффициента мощности в режиме номинальной нагрузки:
Для определения скольжения и частоты вращения ротора двигателя также необходимы дополнительные построения: из точки Н параллельно оси ординат проводим линию , затем из точки Q параллельно линии электромагнитной мощности проводим линию до пересечения с продолжением линии полезной мощности в точке L. Полученная таким образом линия представляет собой шкалу скольжения: в точке холостого хода Н скольжение s = 0, а в точке короткого замыкания К скольжение s=1. Продолжив отрезок до пересечения со шкалой скольжения, получим на шкале скольжения точку , которая определит скольжение двигателя в режиме номинальной нагрузки = 0,045 . Частота вращения при этом равна
Поминальная мощность двигателя (проверка)
Потребляемая в номинальном режиме мощность
КПД двигателя в номинальном режиме
Электромагнитный момент в номинальном режиме
Возможно эти страницы вам будут полезны:
- Предмет электрические машины
- Курсовая работа по электрическим машинам
- Помощь по электрическим машинам
- Контрольная работа по электрическим машинам
Методическая разработка
урока
Дисциплина: Электротехника и электроника
Тема: «Коэффициент мощности (cosφ)»
Разработал: Пономарева О.А. –
преподаватель «Нижегородского промышленно-технологического техникума»,
г.Нижний Новгород
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные
и коммуникационные технологии в настоящее время являются ключевыми для
экономического роста государства и научно-технического прогресса. Требуются
специалисты, соответствующие возрастающим требованиям. Поэтому образование
должно обеспечить формирование общих и профессиональных компетенций у
обучающихся, соответствующих этим требованиям. Использование интерактивных
технологий в обучении позволяет обеспечить реализацию этих требований. Одной из
этих технологий является кейс-технология, которая обеспечивает:
–
повышение мотивации к учению у обучающихся;
–
развитие интеллектуальных навыков, которые обучающиеся могут использовать при
дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
Технологическая карта урока
Тема:
«Коэффициент
мощности (cosφ)»
Тип
занятия:
комбинированный
Цели:
Дидактические:
–
обобщение, активизация и закрепление знаний по теме;
–
развитие умений анализировать ситуации, проблемы, предлагать варианты решений
проблемы, выбирать лучший;
–
развитие навыков работы в коллективе, отстаивания своего мнения, умения
презентации результатов.
Методические:
–
исследовать особенности проведения занятий с использованием электронного
оборудования
Методы
обучения:
фронтальная, групповая работа, беседа.
Оснащение: комплект учебной
документации (кейсы), мультимедийная установка, рабочие тетради.
Межпредметные
связи:
математика, экономика.
Литература:
1.
М.В.Гальперин.Электротехника
и электроника.2010
2.
И.А.Данилов,
П.М.Иванов.Общая электротехника с основами электроники. М.2013.
3.
М.В.Немцов,
М.Л.Немцова. Электротехника и электроника.М.Академия.2015
4.
п/р
Б.И.Петленко. Электротехника и электроника.М.2005.
5.
В.С.Попов,С.А.Николаев.Общая
электротехника с основами электроники.М.2005
6.
Ю.Г.Синдеев.Электротехника
с основами электроники.Ростов-на-Дону.Феникс.2014
7.
В.М.Прошин.Электротехника
для неэлектротехнических профессий.М.Академия.2014
8.
В.И.Полещук.Задачник по
электротехнике и электронике.М.Академия.2010
9. – http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
10. – http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/
Технологическая
карта
Этапы |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
Организационный момент Актуализация Изучение нового Презентация Контроль. Итоги. |
2мин 5мин 15мин 10мин 10мин 3мин |
Проверяет Вступительное Объясняет порядок Раздает кейсы. Уточняет, слушает. Представляет Обобщение, анализ |
Слушают, Отвечают на Рассаживаются по Сначала Затем работа в Представляют Выполнение по карточкам Самоанализ , |
ОК2 ОК2…7 ОК7 ОК2 |
Ход урока.
1.
Орг. момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение темы и целей урока.
Используется слайд1 , проецирующийся на экран.
2.Актуализация
знаний.
Вступительное
слово учителя.
При потреблении электрической энергии большое значение придается такому
параметру электрической цепи, как cosφ. Что это за коэффициент, в чем значение этого коэффициента, какова его
роль – вот вопросы, на которые мы должны сегодня получить ответы.
Прежде чем изучать новую тему, необходимо вспомнить понятия, которые нам
понадобятся для дальнейшей работы. Назовите параметры электрических цепей (сила
тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрическая
мощность, эдс).
Более
подробно рассмотрим параметр – электрическаямощность. Ответьте на вопрос:
–
Какие виды мощности для электрических цепей переменного тока вы знаете?
Напишите их формулы.
(-активная
мощность- P=UIcosφ
–
реактивная мощность- Q=UIsinφ
–
полная мощность – S=UI)
3.
Изучение нового материала.Тема нашего занятия – коэффициент мощности. Что же это за
коэффициент, которому придается такое большое значение?
Коэффициент
мощности или cosφ – это отношение активной
мощности к полной. Демонстрируется слайд2.
Сегодня
мы должны ответить на поставленныевопросы.Но сначала все студенты получат
задание (кейс1), которое необходимо выполнить (индивидуальная самостоятельная
работа).
Далее – проверка работы (фронтально).
После проверки каждая группа (деление на группы согласовывается до начала
занятия, поэтому студенты рассаживаются сразу на свои места) получает кейс с
заданием.Выбирается спикер. Необходимо изучить материал кейса, определить
проблему, обсудить, предложить варианты решения проблемы, сделать выводы. Если
требуется, группы могут обратиться к преподавателю за консультацией.
4.
Презентация результатов работы групп. Каждый спикер выступает с результатами работы
своей группы. Остальные слушают, задают вопросы, делают записи в рабочих
тетрадях. Преподаватель слушает, уточняет, задает вопросы. При этом происходит
оценивание работы групп (таблица) – это может быть преподаватель или
назначенная группа.
Критерии оценивания работы
групп
№ групп |
Четкое фиксирование ответов на поставленные вопросы |
Вывод (полный не полный) |
Аргумента- ция полученного результата |
Результат командой работы |
Умение задавать вопросы представителям других команд |
Бонусы, штрафы |
Итог |
Группа1 |
|||||||
Группа2 |
|||||||
Группа3 |
|||||||
Группа4 |
5.
Контроль.
Выполнение заданий по карточкам.
6.
Итоги урока.
Обобщаются результаты работы, анализ результатов, самоанализ
Для
самоанализа можно использовать смайлики.
Приложения
.
1.
Слайд1
Тема занятия:
«Коэффициент мощности (cosφ)»
Цели занятия:
– обобщить знания по теме;
– знать понятие «коэффициент мощности»;
– изучить причины низкого cosφ
и меры по его повышению;
– развивать навыки работы с кейсами.
2.
Слайд2-«Коэффициент
мощности»
рис.1
Беседа.
Что такое коэффициент мощности?
Чтобы
лучше уяснить, что такое коэффициент мощности, нужно начать с нескольких
основных понятий:
Активная мощность (кВт),
также называемая полезной мощностью или действующей мощностью. Это мощность,
которая реально приводит в действие оборудование и выполняет полезную работу.
Реактивная мощность (квар). Это
мощность, необходимая устройствам, принцип действия которых основан на
использовании электромагнитного поля (трансформаторов, электродвигателей, реле)
для вырабатывания магнитного потока.
Полная мощность (кВА).
Это векторная сумма активной и реактивной мощностей.
cos φ – это косинус угла сдвига
между напряжением питающей сети и током, потребляемым нагрузкой. Это
соотношение верно только для синусоидальной формы тока и напряжения. При
cos φ = 1 активная мощность на нагрузке равна полной. Вся энергия
питающей сети используется для полезной работы. Происходит это только на чисто
активной нагрузке, без реактивной составляющей.
Рассмотрим
простую аналогию, чтобы лучше уяснить эти понятия.
Человек
тянет тяжёлый груз (рис.2). Мощность, которую он прикладывает в прямом
направлении, то есть в том направлении, куда он хочет доставить груз, – это
активная мощность (кВт).
К
сожалению, человек не может тянуть груз строго горизонтально (он получит
сильные боли в спине), поэтому высота его плеч добавляет некоторое количество
реактивной мощности (квар).
Полная
мощность, прикладываемая человеком (кВА),
– это векторная сумма реактивной и активной мощностей.
Соотношение
между активной, реактивной и полной мощностями, а также определение
коэффициента мощности иллюстрируются треугольником мощностей, изображённым на
рис. 3.
КМ
= кВт/кВА = cosθ
квар/кВА
= sinθ
кВА
= кВт2 + квар2 = V х I х
в
идеальном мире по аналогии с человеком, который тащит груз:
- реактивная
мощность очень мала (стремится к нулю); - активная
мощность и полная мощность почти равны друг другу (человеку не нужно - тратить
энергию на усилие, направленное вдоль его тела); - угол
φ между векторами активной и полной мощности стремится к нулю; - cosφстремится
к единице; - коэффициент
мощности стремится к единице.
Поэтому
чтобы иметь эффективную систему (человек, который тащит тяжёлый груз), мы
должны иметь коэффициент мощности, как можно более близкий к 1,0.
Примечание. По этому слайду преподаватель проводит беседу.
3.
Кейс1– задания
для индивидуальной самостоятельной работы
Задание1.
Определить cosφ потребителя, если амперметр
показывает 10А, вольтметр – 120В, ваттметр- 1кВт
Задание2.
Определить активную мощность, отдаваемую генератором однофазного переменного
тока в сеть, если вольтметр на щите генератора показывает 220В, амперметр= 20А
, фазометр- 0,8.
Взаимопроверка
Кейс2.«Размер
скидок и штрафов при оплате электроэнергии»
Задание.
1. Проанализировать таблицу.
2.Оценить значения коэффициента cosφ,
при которых назначается скидка за потребленную электроэнергию,
или назначается штраф.
5.Кейс 3.
Низкий
коэффициент мощности потребителя приводит:
.
к необходимости увеличения полной мощности трансформаторов
. к понижению коэффициента полезного действия вырабатывающих
и трансформирующих элементов цепи;
·
к увеличению потерь мощности и напряжения в проводах. При одних и тех же
значениях мощности и напряжения уменьшение коэффициента мощности сопровождается
увеличением тока в проводах, вследствие чего возрастают потери на нагрев, что,
в свою очередь, приводит к падению напряжения в сети;
· Чем меньше коэффициент мощности сети, тем менее загружена
сеть активной мощностью и тем меньше коэффициент полезного действия
использования сети. В связи с этим необходимо, чтобы как можно большую часть в
полной мощности составляла именно активная мощность, а не реактивная, в этом
случае коэффициент мощности будет ближе к единице.
Что
же приводит к низкому значению cosφ?·
Недогрузка асинхронных электродвигателей. Потребляемая
активная мощность уменьшается пропорционально нагрузке, а реактивная мощность
изменяется меньше;
· Неправильный выбор типа электродвигателя. Двигатели
быстроходные и большой мощности имеют более высокий коэффициент мощности, чем
тихоходные и маломощные;
· Повышение напряжения в сети. Ведет к увеличению
намагничивающего тока индуктивных потребителей реактивной составляющей полного
тока;
Каковы
причины низкого коэффициента мощности?
Так как коэффициент мощности является
отношением активной мощности к полной мощности, легко понять, что к низкому
коэффициенту мощности приводит ситуация, когда активная мощность невелика по
сравнению с полной мощностью. Вспоминая нашу аналогию, можем сказать, что это
бывает, когда уровень реактивной мощности (плеч работника) велик.
Что приводит к большой величине реактивной мощности?
Индуктивные
нагрузки, которые являются причиной возникновения реактивной мощности, включают
в себя:
- трансформаторы,
- асинхронные
электродвигатели, - асинхронные
генераторы (ветряные электрогенераторы), - системы освещения
на разрядных лампах высокой интенсивности.
Такие индуктивные нагрузки потребляют основную часть мощности в
производственных комплексах.
Реактивная мощность (квар), необходимая реактивным нагрузкам,
увеличивает количество полной мощности (кВА) в системе распределения энергии
(рис. 4). Это увеличение реактивной и полной мощности приводит к увеличению
угла θ между активной и полной мощностью. Напомним, что cosφ(или коэффициент
мощности) приувеличении φ уменьшается.
Задание.
1.Прочитать текст.
2.Сформулировать проблему.
3.Предложить способы решения проблемы
(ответить на вопросы)
6
Кейс4.Меры повышения cosφ
Как можно скорректировать (улучшить)
коэффициент мощности?
Источники реактивной мощности (индуктивные нагрузки) уменьшают
коэффициент мощности. К таким нагрузкам относятся:
- трансформаторы
- асинхронные
электродвигатели - асинхронные
генераторы (ветряные электрогенераторы) - системы освещения
на разрядных лампах высокой интенсивности.
Соответственно, потребители реактивной мощности увеличивают коэффициент
мощности. К ним относятся:
- конденсаторы
- синхронные
генераторы (энергоснабжения и аварийные) - синхронные
двигатели.
Поэтому нет ничего удивительного, что одним из методов
увеличения коэффициента мощности является установка в систему конденсаторов.
Этот и другие способы увеличения коэффициента мощности рассматриваются далее.
1. Установка конденсаторов (генераторов реактивной мощности).
При установке конденсаторов уменьшается величина реактивной
мощности, при этом увеличивается коэффициент мощности. На рис. 5 показан
принцип действия этого метода.
Реактивная мощность (квар) индуктивных нагрузок всегда имеет
сдвиг на 90º относительно активной мощности (кВт).
Индуктивность и ёмкость действуют со сдвигом на 180º
относительно друг друга. Конденсаторы запасают реактивную энергию и затем её
отдают со знаком, противоположным знаку реактивной энергии индуктивности.
Наличие в цепи конденсатора и индуктивности приводит к постоянному поочерёдному
перетеканию энергии между ними.
Поэтому, если схема сбалансирована, вся энергия, отдаваемая
индуктивностью, поглощается конденсатором. Ниже приводится пример того, как
конденсатор уменьшает влияние индуктивной нагрузки.
2. Минимизация работы двигателей на холостом ходу или с малой
нагрузкой.
Мы уже говорили о том, что причиной низкого коэффициента
мощности является наличие асинхронных двигателей. Но если говорить более
конкретно, к низкому коэффициенту мощности
3. Недопущение работы оборудования при напряжении, превышающем
его номинальное приводит работа асинхронных двигателей
с малой нагрузкой.напряжение.
4. Замена стандартных двигателей по мере их выхода из строя на
двигатели с повышенным кпд.
Даже у двигателей с повышенным кпд нагрузка сильно влияет на
коэффициент мощности. Поэтому для реализации заложенного в его конструкцию
высокого коэффициента мощности двигатель должен работать с нагрузкой, близкой к
номинальной.
Задание
Сформулировать
меры повышения cosφ
7.
Кейс 5.Результаты повышения cosφ
Основным преимуществом коррекции коэффициента мощности является
устранение начислений, относящихся к потреблению реактивной мощности. Если
поставщик электроэнергии выставляет штраф за коэффициент мощности или
тарифицирует полную мощность (кВА), снижение реактивной мощности даёт прямую
экономию. Величина экономии будет зависеть от величины, конфигурации и режима
эксплуатации системы. Как правило, затраты на коррекцию окупаются в течение года,
а затем экономия будет снижать эксплуатационные расходы. Кроме того, коррекция
коэффициента мощности улучшит работу системы энергоснабжения, а также увеличит
сроки службы распределительного устройства, пускателя и двигателя. Итак,
ключевыми моментами здесь являются защита, эффективность и экономия.
На потери энергии из-за низкого коэффициента мощности часто не
обращают внимания. Между тем они могут привести к снижению надёжности,
проблемам с безопасностью и повышенным расходам на электроэнергию. Чем ниже
коэффициент мощности, тем менее экономична система.
Почему следует повышать коэффициент мощности?
Есть несколько причин для увеличения коэффициента мощности. Вот
некоторые преимущества, которые можно получить при улучшении коэффициента
мощности.
1.Снижение платы
поставщику электроэнергиив связи со следующими факторами:
a) Уменьшение величины максимальной мощности, предъявляемой к
оплате.
Напомним, что причиной низкого коэффициента мощности являются
индуктивные нагрузки, которым нужна реактивная мощность. Увеличение реактивной
мощности приводит к увеличению полной мощности, потребляемой от поставщика
электроэнергии.
Таким образом, низкий коэффициент мощности предприятия вынуждает
поставщика увеличивать мощность генерации и пропускную способность линии, чтобы
справиться с дополнительным потреблением.
При увеличении коэффициента мощности используется меньше
реактивной мощности. Это приводит к уменьшению активной мощности, то есть к
снижению платы поставщику.
б) Исключение штрафа за коэффициент мощности.
Поставщики электроэнергии обычно выставляют дополнительный счёт
потребителям, если их коэффициент мощности меньше 0,95 (если коэффициент
мощности потребителя падает ниже 0,85, некоторые поставщики не гарантируют
энергоснабжение). Таким образом, при увеличении коэффициента мощности можно
избежать повышенных расходов на электроэнергию.
2.Увеличение пропускной
способности системы энергоснабжения и уменьшение потерь электроэнергии
При добавлении в систему конденсаторов (являющихся источниками
реактивной мощности) увеличивается коэффициент мощности и улучшается пропускная
способность системы для активной мощности.
К примеру, трансформатор 1000 кВА с коэффициентом мощности 80%
выдаёт мощность 800 кВт (600 квар):
1000
кВА =
Отсюда реактивная мощность – 600 квар.
При увеличении коэффициента мощности до 90% можно получить более
высокую активную мощность при той же величине полной мощности:
1000
кВА =
Отсюда реактивная мощность – 436 квар.
Активная мощность системы увеличивается до 900 кВт, при этом
потребляемая от поставщика реактивная мощность составляет только 436 квар.
Нескорректированный коэффициент мощности приводит к потерям
мощности системы распределения электроэнергии. При увеличении коэффициента
мощности эти потери уменьшаются. В связи с продолжающимся ростом стоимости
энергии повышение энергоэффективности предприятия имеет очень большое значение.
При уменьшении потерь в системе появляется возможность подключения к ней
дополнительной нагрузки.
3. Увеличение уровня напряжения
в энергосистеме, уменьшение нагрева и более эффективная работа
электродвигателей
Как уже говорилось, нескорректированный коэффициент мощности
приводит к потерям мощности в системе распределения электроэнергии. При этом
может снижаться уровень напряжения. Чрезмерное падение напряжения может стать
причиной перегрева и преждевременного выхода из строя электродвигателей и
других индуктивных устройств.
Поэтому при увеличении коэффициента мощности падение напряжения
на фидерных кабелях и связанные с этим проблемы минимизируются. Двигатели будут
меньше нагреваться и работать более эффективно, также несколько увеличатся их
мощность и пусковой момент.
Задание.
Сформулировать
преимущества , которые дает повышение cosφ.
Примечание.
Для специальности «Техническое обслуживание и ремонт
автомобильного транспорта» в ходе изучения Электротехники ставится задача формирования следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность
за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять
задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях
постоянного изменения правовой базы.
Коэффициент мощности – это скалярная физическая величина, показывающая насколько рационально потребителями расходуется электрическая энергия. Другими словами, коэффициент мощности описывает электроприемники с точки зрения присутствия в потребляемом токе реактивной составляющей.
В этой статье мы рассмотрим физическую сущность и основные методы определения cos φ.
Содержание
- Математически cos φ
- Повышение коэффициента мощности
- Повышение cos φ преследует 3 основные задачи:
- Основные способы коррекции cos φ
Математически cos φ определяется как отношение активной мощности к полной или равен отношению косинуса этих величин (отсюда и название параметра).
Величина коэффициента мощности может изменяться в интервале 0 — 1 (либо в диапазоне 0 — 100%). Чем ближе его величина к 1, тем лучше, поскольку при величине cos φ = 1 – потребителем реактивная мощность не потребляется (равняется 0), следовательно, меньше потребляемая полная мощность в общем.
Низкий cos φ указывает на то, что на внутреннем сопротивлении потребителя выделяется повышенная реактивная мощность.
Когда токи / напряжения являются идеальными сигналами синусоидальной формы, то коэффициент мощности составляет 1.
Васильев Дмитрий Петрович
Профессор электротехники СПбГПУ
В энергетике для коэффициента мощности используются следующие обозначения cos φ либо λ. В случае если для определения коэффициента мощности используется λ, его значение выражают в %.
Геометрически коэффициент мощности можно изобразить, как косинус угла на векторной диаграмме между током, напряжением между током, напряжением. В связи с чем при синусоидальной форме токов и напряжений величина cos φ совпадает с косинусом угла, от которого отстают эти фазы.
Короткое видео о кратким объяснением, что такое коэффициент мощности:
Повышение коэффициента мощности
Значение коэффициента мощности рассчитывают при проектировании сетей. Поскольку низкое его значение является следствием увеличения величины общих потерь электроэнергии. Для его увеличения в сетях используют различные способы коррекции, повышая его значение до 1.
Повышение cos φ преследует 3 основные задачи:
- снижение потерь электроэнергии;
- рациональное использование цветных металлов на создание электропроводящей аппаратуры;
- оптимальное использование установленной мощности трансформаторов, генератор и прочих машин переменного тока.
Технически коррекция реализуется в виде введения различных дополнительных схем на вход устройств. Эта техника требуется для равномерного использования мощности фазы, устранения перегрузок нулевого провода 3-х-фазной сети, и является обязательной для импульсных источников питания, установленной мощностью 100 Вт и более.
Абрамян Евгений Павлович
Доцент кафедры электротехники СПбГПУ
Помимо этого, компенсация позволяет обеспечить отсутствие всплесков потребляемого тока на пике синусоиды, равномерную нагрузку на питающую линию.
Основные способы коррекции cos φ
1. Коррекция реактивной составляющей мощности производится путём включения реактивного элемента, имеющего противоположное действие. К примеру, для компенсации работы асинхронной машины, обладающей высокой индуктивной реактивной составляющей мощности, в параллель включается конденсатор.
2. Корректировка нелинейности электропотребления. При потреблении тока нагрузкой непропорционально основной гармонике напряжения, для повышения коэффициента мощности в схему вводят пассивный (активный) корректор коэффициента мощности. Наиболее простым примером пассивного корректора cos φ является дроссель с высокой индуктивностью, подключаемый последовательно с нагрузкой. Дроссель производит сглаживание импульсного потребления нагрузки и создание низшей, основной гармоники тока.
3. Корректировка естественным способом, не предусматривающая установку дополнительных устройств, предполагает упорядочение технологического процесса, рациональное распределение нагрузок, ведущее к улучшению режима потребления электроэнергии оборудованием, повышению коэффициента мощности.
Подробное видео с объяснением, что такое cosφ :
К
трехфазной линии с напряжением Uл
= 220 В и частотой f
= 50 Гц присоединена группа электродвигателей,
потребляющих активную мощность Р = 30
кВт при коэффициенте мощности cosφ1
= 0,78, cosφ2
= 0,95 .
ТРЕБУЕТСЯ:
-
Определить:
-
Емкость
конденсаторов, которые надо включить
по схеме соединения звездой параллельно
двигателям, чтобы повысить коэффициент
мощности до cosφ2
= 0,95; выбрать тип конденсаторов и
конденсаторной установки. -
Емкость
конденсаторов при включении их по
схеме соединения треугольником; выбрать
тип конденсаторов и конденсаторной
установки. -
Реактивную
и полную мощность установки до и после
компенсации.
-
-
Начертить
две схемы включения компенсирующих
конденсаторов (при соединении их звездой
и треугольником). -
построить
в масштабе треугольники мощности до и
после компенсации с указанием углов,
сдвига фаз φ1
и φ2
и реактивной мощности, скомпенсированной
конденсаторами. -
Ответить
письменно на вопрос: какие способы
повышения коэффициента мощности
применяются в промышленности?
Схема
включения конденсаторов, соединенных
по схеме «звезда» или «треугольник»,
параллельно к асинхронному двигателю
представлена на рис.
Схема
параллельного подключения к группе
асинхронных двигателей компенсирующих
конденсаторов, соединенных по схемам
«звезда» (а) и «треугольник» (б)
Определим
реактивную мощность до компенсации:
Q1
= P
tg
φ1
= 30х0,3249= 9,747 кВАр
и
после компенсации
Q2
= P
tg
φ2
= 30х0,8098 = 24,29 кВАр
Значения
φ и tgφ
находим в прил. 2 [2]. tg
φ1
= 0,3249; tg
φ2
= 0,8098; φ1
= 180
; φ2
= 390.
Мощность
компенсирующих конденсаторов равна их
разности:
QС
= Q2
– Q1
= 24,29 – 9,747 = 14,54 кВАр
Определяем
емкость конденсатора на каждую фазу
при соединении их по схеме «звезда»
CY
= QС
106
/ 2
fUл2
= 14,54х106х103
/ 2х3,14х50х2202
= 957 мкФ
При
соединении по схеме «треугольник»
C
= CY
/3 = 957/3 = 319 мкФ
Определяем
полную мощность до компенсации реактивной
мощности:
S1
=
P2
+ Q12
=
302
+ 9,7472
= 32 кВА
Полную
мощность после компенсации
S2
=
P2
+ Q22
=
302
+ 24,292=
39 кВА
Строим
треугольники мощностей до и после
компенсации
В
системах электроснабжения, имеющих
электроприемники с индуктивным характером
нагрузки, параллельно к ним подключают
конденсаторные батареи (косинусные
установки). Эти установки компенсируют
значительную часть индуктивной мощности,
потребляемой электроприемником,
благодаря чему провода и кабели
энергосистемы разгружаются от реактивной
составляющей тока, а также уменьшаются
потери энергии в них.
Задача № 5
Трехфазный
асинхронный двигатель с короткозамкнутым
ротором приводит во вращение центробежный
насос в системе водоснабжения, работает
при напряжении Uн
= 380 В
промышленной частоты и имеет следующие
данные: номинальную полезную мощность
(на валу) Pн
= 55 кВт, номинальную
частоту вращения двигателя nн
= 730 об/мин,
число полюсов 2 p,
КПД – н
= 93% и
коэффициент мощности cosφн
= 0,87; кратность
пускового тока Iп/Iн
= 7; перегрузочную
способность Мкр/Мн
=
= 1,7 и кратность
пускового момента Мп/Мн
= 1,1. Статор
двигателя соединен по схеме «звезда».
ТРЕБУЕТСЯ:
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Коэффициент мощности
Содержание:
- Пример задачи с решением
Коррекция коэффициента мощности позволяет использовать провода меньшего сечения. Как уже было отмечено, увеличение коэффициента мощности при сохранении той же выходной мощности означает снижение тока. Это снижение может дать возможность применить проводники меньшего сечения.
Пример задачи с решением
Пусть мощность нагрузки = 170 кВт, = 0,7, а напряжение = 400 В. Тогда потребляемый ток равен:
Если питание подается по одножильным медным кабелям с этиленпропиленовой изоляцией, проложенным в перфорированном лотке, то при стандартных условиях кабель должен иметь сечение 120 мм2 (см. таблицу 2.2).
В случае индивидуальной коррекции коэффициента мощности до значения cos(p = 0,9, ток будет равен:
При таком токе кабель может иметь сечение 70 мм2.
Потери мощности в электрическом проводнике пропорциональна сопротивлению проводника и квадрату протекающего тока. Поскольку при одинаковой передаваемой активной мощности ток тем ниже, чем выше , увеличение коэффициента мощности означает снижение потерь в проводнике между источником питания и точкой компенсации реактивной мощности.
В трехфазной системе потери выражаются следующей формулой:
поскольку
где:
• I – ток, протекающий через проводник;
• R – сопротивление проводника;
• S – полная мощность, потребляемая нагрузкой;
• Р – активная мощность, потребляемая нагрузкой;
• Q – реактивная мощность, потребляемая нагрузкой;
• – номинальное напряжение питания.
Снижение потерь Др после коррекции коэффициента мощности выражается формулой1:
где:
• – потери до коррекции коэффициента мощности;
• – коэффициент мощности до коррекции коэффициента мощности;
• – коэффициент мощности до коррекции коэффициента мощности.
Из формулы [2.4] следует, что если, например, увеличить коэффициент мощности с 0,7 до 0,9, сокращение потерь составит около 39,5 %. В таблице 2.3 показано, насколько сокращаются потери при увеличении коэффициента мощности от начального значения до конечного – 0,9 или 0,95.
Возможно вам будут полезны данные страницы:
Увеличение коэффициента мощности приводит к снижению потерь во всей цепи от источника питания до точки коррекции коэффициента мощности.