Как найти коэффициент неравномерности грузооборота

1.
Исходные данные

Вариант
22.

Таблица 1.                   Однородный
груз – хозяйственные товары. Поставщики.

Поставщики

Завод №1

Завод №2

Фабрика №1

Фабрика №2

Комбинат №1

Комбинат №2

Объем
поставок, т

315

710

485

530

600

440

Таблица 2.                   Однородный
груз – хозяйственные товары. Получатели.

Получатели
груза

Магазин №1

Магазин №2

Магазин №3

Магазин №4

Магазин №5

Объем
потребления, т

400

360

810

1100

410

Таблица 3.                                      Прочие
грузы

Откуда

Куда

Вид груза

Объем перевозок, т/месяц

Карьер
№1

Стройплощадка

Песок

42

Цементный
завод

Стройплощадка

Цемент

60

Карьер
№2

Стройплощадка

Щебень

55

Карьер
№3

Стройплощадка

Гравий

38

Завод
металлоизделий

Стройплощадка

Строит. констр.

40

Карьер
№4

Стройплощадка

Керамзит

50

Завод №3

Стройплощадка

Кирпич

70

Рис. 1. Схема транспортных
магистралей и расположения объектов

транспортной сети

2.
Характеристика заданных грузопотоков

Необходимо
определить коэффициенты неравномерности объема  и неравномерности
грузооборота  для перевозок, перечисленных в таблице 3.

В
первую очередь необходимо определить расстояния от пункта-грузополучателя до
пунктов-отправителей. Для этого используем метод потенциалов, показывающих
расстояние от начальной вершины до остальных вершин сети. Начальной является
стройплощадка (16), значение потенциала для которой принимается равным 0.

Далее
рассматриваем звенья, началом которых являются вершины с уже определенными
потенциалами , и находим потенциалы их конечных вершин:

, где  – длина звена (i-j),
т.е. расстояние между вершинами i
и j.

, , .

Из
полученных потенциалов выбираем наименьший ,
присваиваем его вершине 20 и отмечаем на схеме стрелкой звено 16-20. Далее
рассматриваем в качестве начальной вершину 20 и определяем потенциалы вершин 10
и 2:

, .

Выбираем
из этих и полученных ранее потенциалов наименьший  и
присваиваем его вершине 1. Аналогично продолжая расчеты, находим потенциалы
всех вершин сети, результаты расчетов приведены в таблице 4 и на рис. 2.

Таблица
4.
         Кратчайшие
расстояния от стройплощадки (16) до других пунктов

Номер вершины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Расстояние

16

23

52

57

73

68

74

47

97

36

86

55

77

70

75

0

87

112

111

14

Рис. 2. Кратчайшие расстояния от
стройплощадки (16) до других пунктов

Таблица
5.

                  Объем перевозок прочих грузов, т/месяц

Пункты отправления

Пункт назначения – стройплощадка

Расстояния, км

Карьер
№1

42

77

Цементный
завод

60

70

Карьер
№2

55

75

Карьер
№3

38

87

Завод
металлоизделий

40

14

Карьер
№4

50

112

Завод
№3

70

111

Всего

355

Находим
средний объем перевозок как среднее арифметическое объемов:

.

Коэффициент
неравномерности объема перевозок равен

.

Находим
общий грузооборот.

.

Средний
грузооборот равен .

.

.

Коэффициент
неравномерности грузооборота равен

.

3.
Оптимизация грузопотоков

Необходимо
найти такой план закрепления потребителей (табл. 2) за поставщиками (табл. 1),
чтобы общие затраты по перевозкам однородного груза были минимальными.

В
первую очередь необходимо определить кратчайшие расстояния от получателей до
поставщиков.

В условиях финансовых проблем работа экономической службы, с одной стороны, должна быть направлена на минимизацию затрат, с другой — на повышение экономической эффективности работы предприятии. В данной статье рассмотрим вопросы повышения экономической эффективности работы складов.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА

К основным функциям склада можно отнести:

  • создание ассортимента в соответствии с потребностью. Функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства;
  • cкладирование и хранение. Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между поставками материальных ресурсов и их потреблением, что дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение материальных ресурсов необходимо и в связи с сезонным потреблением некоторых материалов;
  • предоставление услуг. С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания склады могут оказывать транспортно-экспедиционные услуги, проверять функционирование приборов и оборудования, готовить материалы к производственному потреблению и др.

Оценить работу склада позволяют технико-экономические показатели, характеризующие:

  • эффективность использования площадей склада;
  • интенсивность работы склада;
  • себестоимость складской переработки грузов.

Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада

К показателям данной группы относятся:

  • коэффициент использования складской площади;
  • коэффициент использования объема склада;
  • удельная средняя нагрузка на 1 м2 полезной площади;
  • грузонапряженность.

Коэффициент использования складской площади (КS) представляет собой отношение полезной (грузовой) площади (Sпол) склада к общей площади складского помещения (Sобщ):

КS = Sпол / Sобщ.

ПРИМЕР 1

Площадь склада торгового предприятия, непосредственно занятая под хранение товаров, составляет 300 м2, общая площадь склада — 1000 м2.

Коэффициент использования складской площади:

300 м2 / 1000 м2 = 0,3.

Чтобы повысить значение коэффициента, торговому предприятию целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества хранимых товаров или о сдаче части площадей склада в аренду либо о заключении договоров хранения с посторонними организациями.

Коэффициент использования объема склада (КV) характеризует использование не только площади, но и высоты складских помещений:

КV = Vпол / Vобщ,

где Vпол — полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (то есть высоту стеллажей, штабелей);

Vобщ — общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (то есть высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).

Удельная средняя нагрузка на 1 м2 полезной площади (G) показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:

G = Zmax / Sпол,

где Zmax — максимальный запас материалов, который хранится на складе, т.

Удельная средняя нагрузка на 1 м2 полезной площади дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в течение года.

Грузонапряженность 1 м2 общей площади склада (М) в течение года определяется по формуле:

М = Ггод / Sобщ,

где Ггод — годовой грузооборот склада, т.

ПРИМЕР 2

Годовой грузооборот склада составляет 1 000 000 т, полезная площадь склада — 1000 м2.

Грузонапряженность 1 м2 общей площади склада:

1 000 000 т / 1000 м2 = 1000 т/м2.

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в различные годы.

Показатели интенсивности работы склада

Показателями интенсивности работы складов являются:

  • складской товарооборот;
  • грузооборот склада;
  • показатели оборачиваемости материалов на складе.

Товарооборот планируется и учитывается в стоимостном выражении и представляет собой объем материальных ценностей, отпускаемых со склада потребителям за определенный период.

Грузооборот склада — отношение товарооборота за определенный период (сутки, месяц, год) к средней стоимости 1 т груза. Исчислять грузооборот склада можно по прибытии или отправлении грузов (односторонний грузооборот).

Формула расчета грузооборота склада (Г):

Г = Тобор / Сср,

где Тобор — товарооборот за определенный период, руб.;

Сср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

Удельный грузооборот склада (эффективность полезной площади склада) (Гуд) — отношение грузооборота склада к полезной площади склада. Эта величина показывает, сколько тонн товара, прошедшего через склад, приходится на 1 м2 полезной площади склада:

Гуд = Г / Sпол.

Чем выше этот показатель, тем лучше работает склад.

Коэффициент неравномерности загрузки склада (Кнеравн. загр) определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца (Гнапр. мес) к среднемесячному грузообороту склада (Гср/мес):

Кнеравн. загр = Гнапр. мес / Гср/мес.

ПРИМЕР 3

Грузооборот наиболее напряженного месяца (декабря) составляет 10 000 т, среднемесячный грузооборот склада — 5000 т.

Коэффициент неравномерности загрузки склада:

10 000 т / 5000 т = 2.

Владельцу склада следует принять дополнительные меры, чтобы равномерно загрузить склад (нужно искать арендаторов площадей складов, менять логистику поставок и т. п.).

Продолжительность оборота склада (срок хранения) показывает, через какое количество времени запас товарно-материальных ценностей на складе будет исчерпан (выражается в днях или долях года).

Оборачиваемость склада (коэффициент оборачиваемости грузов) (Кобор) показывает, как часто содержимое склада полностью обновляется. Эта величина наиболее полно отражает интенсивность работы склада. Формула расчета:

Кобор = Qотгр / (T × Qразм),

где Qотгр — количество продукции, отгруженной за период Т, т;

Qразм — общее количество продукции, которое можно разместить на складе, т.

ПРИМЕР 4

За месяц (30 календарных дней) со склада отгружено 10 000 т продукции, а можно было отгрузить за этот период 20 000 т.

Соответственно, коэффициент оборачиваемости грузов (Кобор):

10 000 т / (1 мес. × 20 000 т) = 0,5.

Чем выше данный коэффициент, тем выше интенсивность работы склада.

Можно рассчитать такой показатель, как ошибки в поставках. Он определяется через отношение неправильных поставок к общему числу поставок. Под неправильными поставками подразумеваются:

  • дефекты в изделиях;
  • неверная продукция;
  • неполная поставка;
  • поставка с опозданием;
  • преждевременная поставка.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 4, 2016.


Подборка по базе: 3 лекция о.о.тану.docx, 2 лекция рус.яз.docx, Э_Т лекция №6.ppt, 3D моделирование.pptx, РГР Моделирование.docx, ПИЗА ЛЕКЦИЯ.docx, Трасология лекция.pptx, Тема 2. Лекция. Основы подготовки проектной и констрской докумен, АП ЛЕКЦИЯ 1.docx, Тема – 1 лекция..doc


ЛЕКЦИЯ №4

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКЕ

Моделирование в транспортной логистике – это прогнозирование и планирование процессов во времени. Моделирование может быть абстрактным (математические и символические) и материальным (макеты, схемы, эпюры). Рассмотрим пример интеграции аналитической математической и графической модели транспортного потока. Эффективностьуправления транспортными потоками в логистике напрямую связано с такими понятиями как объём грузоперевозок, грузооборот с их расчётом и качественными характеристиками.

Объём грузоперевозок Q (т) – это количество груза в тоннах, которое планируют перевезти или уже перевезено.

Грузооборот Р (т-км) – это транспортная работа в тонно-километрах, которая запланирована или затрачена на выполнение перевозок.

Грузопоток (т/ед. вр.) – это количество тонн груза, перевозимое в прямом Q пр. и обратном Q обр. направлениях за единицу времени (час, рабочая смена, сутки, месяц, год и т.д.).

Прямым направлением условно называют направление грузопотоков, имеющих большую величину. Взаимосвязь показателей Р и Q может быть представлена следующими выражениями:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q×lQ, где

lQ – это среднее расстояние перевозки грузов, км.

Объём перевозок, грузооборот и грузопотоки характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.

1) Структура определяется наименованием и классом грузов. Структура грузопотока бывает:

отраслевой (принадлежность к какой-либо отрасли: пищевая, нефтегазовая, сельское хозяйство и т.д.);

групповой (относятся к определённой группе товаров: продовольственные товары, строительные грузы и т.д.);

по роду груза (распределение грузов по свойствам только им присущим: зерновые культуры, молочные продукты, железо-бетонные изделия). Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

По степени загрузки ПС грузы делятся на четыре класса, сведения о которых приведены в таблице 3.1. Класс грузав значительной степени определяет эффективность использования ПС и уровень тарифов на перевозку.
Таблица 1 – Классы грузов по использованию грузоподъёмности ПС

Класс Коэффициент использования
диапазон среднее значение
1 0,91 … 1,0 0,96
2 0,71 … 0,9 0,8
3 0,51 … 0,7 0,6
4 0,40 … 0,5 0,45

Класс груза определяется не только физическими свойствами, но и способом его упаковки (затаривания). Один и тот же груз может быть отнесён к разным классам при разной его упаковке. Так, например, пемза навалом относится к первому классу, а пемза в мешках – к третьему, рассада цветочная в корзинах – относится ко второму, а та же рассада без упаковки – к четвёртому.

2) Время освоения включает дату начала, окончания перевозки и её темпы. Перевозки бывают постоянные, временные и сезонные.
3) Коэффициент неравномерности объёма перевозок определяется следующим образом: КQ = Qmax / Q ср.

4) Коэффициент неравномерности грузооборота определяется следующим образом: = Рmax / Р ср.

Неравномерность объёма перевозок и особенно грузооборота затрудняет ритмичную работу подвижного состава. Автотранспортные предприятия должны по возможности выравнивать эту неравномерность путём досрочного завоза грузов, повышения производительности труда погрузочно-разгрузочных работ, разработки оптимальных графиков и маршрутов перевозок и других организационных предприятий. Необходимо также приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям величин Р и Q за счёт изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта в периоды спада объёма перевозок, переноса отпусков и т.д.

Значения объёма перевозок и грузооборота зависят от размеров производства и потребления, расстояний перевозок и схем доставки грузов. Многие грузы не всегда следуют от места производства непосредственно к месту потребления, что приводит к повторности перевозки одних и тех же грузов. Повторность перевозки связана с родом груза, целевым его назначением, зависит от системы снабжения, размещения складов и обслуживаемых потребителей, системы планирования перевозок.

Наиболее часто повторные перевозки бывают при доставке промышленных и продовольственных товаров в торговую сеть, когда их предварительно завозят на склады или базы для сортировки, фасовки и распределения по магазинам. Снижение повторности перевозок может быть достигнуто за счёт рациональных схем доставки грузов. Во время обследования выявляют суточный, месячный и годовой объём перевозок и грузооборот, направления и расстояния перевозок, структуру грузопотоков и грузооборота.

Графически грузопотоки могут быть представлены в виде эпюр, схем или картограмм. Рассмотрим построение эпюры грузопотока на автомобильном транспорте. Эпюру строят в координатах «объем перевозок Q, т, «расстояние» L, км. Значение Q откладывают по оси ординат, L – по оси абсцисс в соответствии с выбранным масштабом. Эпюры грузопотоков дают возможность определить: количество груза, отправляемого из каждого пункта, прибывающего и проходящего через него; объем перевозок и грузооборот на каждом участке и на всей линии; среднее расстояние перевозки грузов. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.

Грузопотоки также могут быть изображены в виде схемы. Для этого используется карта района перевозок, на которую нанесены пункты или микрорайоны отправления и назначение груза, т.е. грузообразующие и грузопоглощающие пункты. Карту района перевозок делят на квадраты последовательным нанесением на равном расстоянии взаимно перпендикулярных линий. Полученные таким образом квадраты кодируют в буквенно-цифровой системе (по типу шахматной доски): по горизонтали – буквы, по вертикали – цифры. Зная количество тонн груза, подлежащего перевозке из пунктов отправления в пункты назначения, выбирают масштаб и в соответствии с ним наносят грузопотоки линиями определенной ширины.

Грузопотоки могут также иметь вид картограммы. Картограмма – это графическое изображение грузопотоков на карте по действительным путям перемещения грузов.

При помощи схем и эпюр создается наглядная схема перевозок между пунктами отправления и назначения грузов, определяется транспортная работа, устанавливается наиболее выгодное расположение стоянки автотранспорта, чтобы непроизводительные пробеги из гаража к месту работы и обратно были минимальные. Рассмотрим методику расчёта грузопотоков и грузооборотов и графического построения эпюр на конкретном примере.

Ситуационная задача

Междугородные централизованные перевозки грузов осуществляются по маршруту БД общей протяжённостью 295 км. Участок БВ протяжённостью 140км; участок ВГ протяженностью 90км; участок ГД протяжённостью 65 км. Объём в тоннах, состав и направление грузопотоков представлены в таблице 2. Горизонтальные линии в таблице – условное обозначение загрузки различных грузов, а цифры – выгрузка грузов в тоннах в пунктах Б, В. Г и Д. Рассчитать грузооборот, грузопотоки и построить эпюры грузопотоков.

Таблица 2 – Объём грузопотоков на маршруте БВГД

Наименование

груза, т

Пункт отправки Пункт назначения
Б (140км) В (90км) Г(65км) Д
Ткани в контейнерах;

Изделия кожевенные

Б _________ 900

1000

700

8000

3000

4000

Машины сельскохоз.

Сахар

В 11000 ________ ________ 6000

5000

Рыбопродукты

Электроаппарат.

Г 1400 5000

_______

________ 7000

________

Мука

Кукуруза

Молоко

Д __________ 5500

________

2000

800

_________

L б-в = 140км, Lв-г = 90км, L г-д = 65км, L б-д = 295км

Грузооборот Р = Q×lQ (т-км)

Рассчитаем грузопоток направления БВГД

Qб-в = 17600т = (900+700+3000+1000+8000 +4000)

Qв-г = 26700т =(700+3000+8000+4000+6000+5000)

Qг-д = 25000т =(3000+4000+6000+5000+7000)

Qобщ. = 69300т, КQ = Qmax / Q ср. = 26700/23100=1,15

Рассчитаем грузопоток направления ДГВД

Qд-г = 8300т

Qг-в = 11900т

Qв-б = 12400т

Qобщ. = 32600т; КQ = Qmax / Q ср. = 12400/10866=1,14

Исходя из полученных расчётов, можно сделать вывод, что направление БВГД – прямое, а ДГВБ – обратное. Обратное направление значительно уступает по объёму загрузки прямому направлению, но загружено равномернее по сравнению с прямым направлением.

Рассчитаем грузообороты прямого и обратного направлений ( Р = Q×lQ ).

.

Рб-в = 2464000т-км Рд-т = 539500т-км

Рв-г = 2403000т-км Р г-в = 1071000 т-км

Рг-д = 1625000т-км Рв-б = 17360000т-км

Коэффициенты неравномерности грузооборотов рассчитываются аналогично коэффициентам неравномерности грузопотоков. Для наглядного представления состояния грузопотоков в пунктах выгрузки-загрузки грузов БВГД, построим эпюры грузопотоков (рисунок 1) . По горизонтали в масштабе откладываем расстояния БВ, ВГ и ГД в километрах, по вертикали шкала перевозимых грузов в тоннах – вверх прямое направление, а вниз обратное направление. Грузы на эпюре закрашиваются соответствующими цветами и подписывается тоннаж. Строить эпюру начинают от обратного, то есть с самого дальнего груза.

Прямое направление
27000 6000
26000
25000 7000
24000
23000
22000
21000 5000
20000
19000
18000 1000 6000
17000 1000
16000 1000
15000 8000
14000
13000
12000 5000
11000
10000
9000
8000
7000 4000
6000
5000
4000
3000 3000
2000
1000
Б В Г Д
1000 2000 5000
2000
3000 11000 5000
4000
5000
6000 2000
7000
8000 5000 1000
9000
10000
11000
12000
13000
Обратное направление

Рисунок 1 – Эпюры прямого и обратного грузопотоков

Для наглядности изображения на эпюре, вводится условное обозначения грузов цветом, например: ткани в контейнерах – голубой; изделия кожевенные – жёлтый; машины сельскохозяйственные – красный; сахар – оранжевый; рыбопродукты – зелёный; электроаппарат. – сиреневый; мука – синий; кукуруза – серый; молоко – розовый.

Таким образом, математические расчёты нам позволили сделать вывод об объёме грузопотоков в прямом и обратном направлении, о том, что оба направления достаточно равномерно загружены (коэффициент неравномерности стремится к единице). Эпюра наглядно демонстрирует объём загрузки каждого пункта БВГД. Наиболее загружены в прямом направлении пункты В и Г, а в обратном направлении – Б и В.

Контрольные вопросы

1. Что такое грузопоток?

2. Что такое грузооборот?

3. Как определить прямое и обратное направление грузопотока?

4. Перечислите показатели структуры грузопотока?

5. Как определяется класс груза по загрузке автомобиля?

6. Как рассчитывается коэффициент неравномерности грузопотока?

7. Как рассчитывается коэффициент неравномерности грузооборота?

Определение объема грузоперевозок
Определение объема грузоперевозок

Отправляя груз получателю, отправитель иногда не может определиться, как посчитать объем груза для конкретного вида транспортной техники. 

Данные для расчета объема грузоперевозок необходимы для статистических органов (Росстата), который осуществляет аналитику статистических данных для своей работы. Однако, специалисты компании логиста проводят индивидуальный расчет данных, которые необходимы для оформления документации и для передачи сведений в надзорные органы страны.

Правила расчета объема груза

В среде специалистов транспортных компаний, определение объема грузоперевозок осуществляется по формуле стандарта:

Q = Q пр. + Q обр. и Р = Q * lQ,

где значение lQ – считается как среднее расстояние для одной перевозки грузов, измеряемой в км.

Кроме этого параметр Q это общее количество грузов, которое уже перевезено, или планируется перевезти. Расчет осуществляется в тоннах (т).

Для определения грузооборота иногда используют параметр Р, который учитывает транспортную работу, выражаемая в тонно-километрах (в том числе для запланированной или для выполненной работы). Параметр грузопотока также учитывают при расчете, и он имеет значение в (т/ед. вр.). в данном случае комбинируют данные 1 часа, смены, сутки, всего затраченного часов и т.д., а также месяц, неделя и год.

Как рассчитывается основной объем груза

Кроме этого, для объема перевозки грузов учитывают сведения по величине, общей структуре, и времени, необходимые для расчетной базы.

Определение объема грузоперевозок.jpg

Определение объема грузоперевозок 2.jpg

Определение объема грузоперевозок 3.jpg

Определение объема грузоперевозок 4.jpg

Определение объема грузоперевозок 5.jpg

Определение объема грузоперевозок 6.jpg

Показатель структуры имеет 3 группы, куда входят отраслевой стандарт (направление деятельности), групповой стандарт (категория товара и груза), а также род груза (определяется по характеристикам свойства товара).

Время для освоения задачи в учете объема грузоперевозки, учитывают стандарты и временные показатели, которые выражаются в постоянных данных, сезонных показателях и в расчетах единицы заданного времени.

Для учета коэффициента неравномерности или погрешности применяют поправку согласно формуле, Qmax / Q ср. Причем расчет ведется только для объема перевозок. Также используется поправочный коэффициент для неравномерности показателей грузооборота, которые высчитываются по формуле: Рmax / Р ср.

В последних случаях, коэффициенты неравномерности показывают действительный объем перевозимого груза, на основании которых можно достоверно рассчитать данные общего объема грузоперевозок, как по России, так и по странам СНГ, ЕС.

Росстат разработал спецификацию, где поправочный коэффициент грузоподъемности применяется для 7 видов автомобильного транспорта, в том числе – пикапы (легковые фургоны), автомобиль с боротом, самосвалы, тягачи (учитываются все седельные, рефрижераторы, тралы, изотермические фургоны и т.д.), контейнеровозы (только для автомобилей), цистерны (все виды емкостей, как отдельный прицеп к машине). В зависимости от назначения – коммерческая цель или производственная деятельность, допускается применение коэффициентов в диапазоне от 0,33 до 1,0.

Добавить комментарий