Как найти коэффициент подобия треугольников задачи

План урока:

Пропорциональные отрезки

Определение подобных треугольников

Первый признак подобия треугольников

Второй и третий признаки подобия треугольников

Отношение площадей подобных треугольников

Пропорциональные отрезки

Если известна длина двух отрезков, то можно узнать, во сколько раз один из них больше другого. Например, если некоторый отрезок NM = 24 см, а другой отрезок KP = 4 см, то можно утверждать, что NM в 6 раз длиннее, так как

1 podobnye treugolniki

Величину NM/KP именуют отношением отрезков NM и KP. Надо заметить, что в ряде случаев отношение отрезков можно найти, не зная их длины. Пусть в ∆МКР проведена медиана МН. Очевидно, что отрезок КР будет вдвое длиннее КН, ведь Н – середина КР:

2 podobnye treugolniki

Другой пример – это отношение между диагональю квадрата и его стороной.

3 podobnye treugolniki

Используя теорему Пифагора, несложно показать, что в любом квадрате АВСD

4 podobnye treugolniki

Наконец, в прямоугольном треуг-ке, один из углов которого равен 30°, гипотенуза всегда вдвое длиннее меньшего из катетов:

5 podobnye treugolniki

Если отношение отрезка AB к А1Вравно отношению отрезка СD к С1D1, то говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам А1В1 и С1D1. Например, пусть

6 podobnye treugolniki

Получается, AВ и CD пропорциональны А1В1 и С1D1. Важно отметить, что пропорциональны могут быть также сразу три и более отрезка.

Определение подобных треугольников

В жизни нередко можно наблюдать объекты, у которых совпадает форма, но отличаются размеры. В качестве примера можно привести мяч для настольного тенниса и баскетбольный мяч. Оба этих предмета имеют форму шара, на баскетбольный мяч значительно больше. Другой пример – настоящий танк и игрушка, изображающая его. Часто подобны друг другу матрешки, которые вкладываются друг в друга – все они выглядят одинаково, а отличаются только общим размером. Наконец, подобны и знаменитые египетские пирамиды:

7 podobnye treugolniki

Такие объекты в геометрии именуют подобными. Подобны друг другу любые две окружности и любые два квадрата. Но особо важную роль в геометрии играют подобные треугольники. Рассмотрим это понятие подробнее.

Пусть есть два треуг-ка, ∆AВС и ∆А1В1С1, у которых соответственно равны углы:

8 podobnye treugolniki

Стороны, которые лежат против одинаковых углов в таких треуг-ках, именуют сходственными. Ими являются стороны AВ и А1В1, ВС и В1С1, АС и А1С1.

9 podobnye treugolniki

Можно дать такое определение подобных треугольников:

10 podobnye treugolniki

Таким образом, подобие треугольников (оно обозначается символом ∾) обозначает выполнение сразу нескольких равенств:

11 podobnye treugolniki

Отношение между сходственными сторонами подобных треуг-ков именуется коэффициентом подобия и обозначается буквой k:

12 podobnye treugolniki

Грубо говоря, подобие треуг-ков означает, что их форма одинакова, но один из них в несколько раз больше или меньше другого. Чтобы получить, из одного треуг-ка другой, равный ему по размерам, его надо просто «масштабировать». Например, на этом рисунке все стороны исходного треуг-ка просто увеличили в три раза:

13 podobnye treugolniki

Это значит, что коэффициент подобия в данном случае равен 3. Однако важно понимать, что в различных геометрических задачах подобные треуг-ки также могут быть повернуты друг относительно друга:

14 podobnye treugolniki

Задание. ∆AВС подобен DEF. Известно, что

15 podobnye treugolniki

Найдите длину ЕF.

16 podobnye treugolniki

Решение. Как только в задаче появляются подобные треуг-ки, стоит сразу же определить их коэффициент подобия, а для этого надо разобраться, какие стороны будут сходственными. Так как∠А = ∠Е, то лежащие против них стороны DF и ВС– сходственные. Их отношение и будет равно коэффициенту подобия:

17 podobnye treugolniki

Получили, что стороны ∆DEF вдвое длиннее сходственных им сторон ∆AВС. У подобных треуг-ков углы одинаковы, поэтому∠С = ∠D. Отсюда следует, что стороны AВ и ЕF сходственны, а потому ЕF вдвое больше:

18 podobnye treugolniki

Задание. ∆AВС иDEF – подобные. Известно, что

19 podobnye treugolniki

Найдите длину ЕF.

20 podobnye treugolniki

Решение. По сравнению с предыдущей задачей изменилось только одно условие, теперь∠А = ∠D. Однако это меняет сходственные стороны. Из подобия треуг-ков следует, что∠С = ∠Е. Тогда сходственными оказываются уже стороны AВ и DF. Найдем коэффициент подобия треугольников:

21 podobnye treugolniki

Сходственными являются также стороны ВС и ЕF (ведь∠А = ∠D), поэтому ЕF в 1,25 раза длиннее:

22 podobnye treugolniki

Эти две задачи показывают, как важно правильно определять сходственные стороны подобных треугольников.

Естественно, что все равные друг другу треуг-ки являются одновременно и подобными, причем их коэффициент подобия равен единице.

Задание. Докажите, что у подобных треуг-ков отношение их периметров равно коэффициенту подобия.

Решение. Пусть подобны ∆ AВС и ∆А1В1С1, причем

23 podobnye treugolniki

Периметр ∆AВС можно вычислить так:

24 podobnye treugolniki

Мы доказали утверждение, сформулированное в условии.

Первый признак подобия треугольников

Оказывается, для того, чтобы доказать подобие треуг-ков, не требуется сравнивать все их углы и находить соотношение всех сторон. Существуют три простых признака подобия треугольников.

Однако прежде, чем сформулировать их, нам придется доказать отдельное утверждение, которое известно как обобщенная теорема Фалеса («обычную», не обобщенную теорему мы уже изучали ранее).

25 podobnye treugolniki

Если прямые ВВ1 и СС1 (показаны красным цветом)параллельны, то отрезки AВ и АС пропорциональны отрезкам AВ1 и АС1, то есть справедливо соотношение:

26 podobnye treugolniki

Доказывать будем от противного. Пусть отрезки AВ и АС непропорциональны AВ1 и АС1. Тогда отметим наАС такую точку Н, которая разобьет АС на пропорциональные отрезки, то есть

27 podobnye treugolniki

Естественно, эта точка не будет совпадать с С1. Рассмотрим случай, когда она окажется правее, чем С1:

28 podobnye treugolniki

Теперь поступим следующим образом. Проведем через стороны угла большое число прямых, параллельных ВС, которые будут разбивать АС на одинаковые отрезки. По теореме Фалеса эти же прямые отсекут одинаковые отрезки и на AВ. При этом мы проведем настолько много параллельных прямых, что хотя бы одна из них пересечет отрезок С1Н:

29 podobnye treugolniki

Пусть эта прямая пересечет отрезок С1Н в некоторой точке С2, а сторону AВ в точке В2. Ясно, что отрезки AВ и АВ2 пропорциональны отрезкам АС и АС2, так как они состоят из одинакового количества одинаковых отрезков. Например, на построенном рисунке отношение AB2 к AB равно 5/8, так как AB2 состоит из 5 отрезков, отсеченных зелеными параллельными прямыми, а AB состоит из 8 таких отрезков. Аналогично и отношение АС2 к АС также равно 5 к 8. Таким образом, можно записать:

30 podobnye treugolniki

Здесь мы рассмотрели случай, когда точка Н лежит правее С1, то есть АН >C1. Случай, когда АН <АС1, рассматривается аналогично, и также получается противоречие. Эти противоречия означают, что на самом деле точка Н должна совпадать с С1, то есть справедливо равенство

31 podobnye treugolniki

ч.т. д.

Теперь, доказав обобщенную теорему Фалеса, мы можем перейти к первому признаку подобия треугольников.

32 podobnye treugolniki

Действительно, пусть есть ∆AВС и ∆А1В1С1, у которых

33 podobnye treugolniki

Так как сумма углов у любого треуг-ка постоянна и составляет 180°, то должны быть одинаковы и третьи углы:

34 podobnye treugolniki

При таком наложении прямые ВС и В1С1 окажутся параллельными, так как соответственные углы ∠В1С1А и ∠ВСА одинаковы. Но параллельные прямые должны отсекать на сторонах угла пропорциональные отрезки, то есть

35 podobnye treugolniki

У ∆AВС и ∆А1В1С1 углы одинаковы, а лежащие напротив них стороны пропорциональны, следовательно, это подобные треуг-ки.

Задание. Прямая, параллельная стороне AВ ∆AВС, пересекает стороны ВС и АС в точках Е и Р. Известно, что ЕС = 2, ВЕ = 3, ЕР = 3,2. Какова длина AВ?

36 podobnye treugolniki

Решение. В данной задаче есть только два треуг-ка, ∆AВС и ∆РЕС. Докажем их подобие. У них есть общий∠С, а ∠СЕР = ∠СВА, ведь это односторонние углы при параллельных прямых ЕР и AВ. Отсюда следует, что ∆AВС∾∆РЕС. Значит, ∠А = ∠СРЕ.

Далее надо найти коэффициент подобия. Стороны СЕ и ВС лежат против равных углов∠А и ∠СРЕ, поэтому они сходственные.

37 podobnye treugolniki

Задание. По данным рисунка найдите длину КЕ:

38 podobnye treugolniki

Решение. На рисунке показано, что ∠ВСА = ∠СКЕ, а∠А = ∠Е = 90°. То есть у ∆AВС и ∆СКЕ есть два одинаковых угла, и, следовательно, они подобны. Сходственными будут являться стороны AВ и ЕС, с их помощью найдем коэффициент подобия:

39 podobnye treugolniki

Задание. Основания трапеции имеют длины 5 и 8 см. Длины ее боковых сторон составляют 3,6 и 3,9 см. Продолжения боковых сторон пересекаются в точке М. Определите расстояние от М до вершин меньшего основания.

Решение. Для начала выполним построение:

40 podobnye treugolniki

Отрезки ВС и АD параллельны, так как они являются основаниями трапеции. Отсюда получаем равенство соответственных углов:

41 podobnye treugolniki

Теперь посмотрим на ∆АМD и ∆ВМС. МЫ только что выяснили, что у них есть одинаковые углы (∠МВС и ∠МАD), а ∠М является общим для них. Тогда получаем, что эти треуг-ки подобны. Стороны ВС и AD будут сходственными, так как лежат против одного и того же ∠М, поэтому по их длине можно найти коэффициент подобия:

42 podobnye treugolniki

Для нахождения МВ обозначим его длину как х. Тогда отрезок АМ будет иметь длину х + 3,9. Но из подобия треуг-ков следует такое соотношение:

43 podobnye treugolniki

Подставив сюда значение k и выраженные через х длины АМ и МВ, получим уравнение:

44 podobnye treugolniki

МС можно найти таким же путем, обозначив его длину как у. Тогда отрезок МD будет равен у + 3,6, и можно составить уравнение:

45 podobnye treugolniki

Второй и третий признаки подобия треугольников

Существует ещё два признака подобия треуг-ков, которые в решении задач используются значительно реже. Они выводятся непосредственно из первого признака.

46 podobnye treugolniki

Докажем второй признак подобия. Пусть есть ∆AВС и ∆А1В1С1, для которых выполняются соотношения:

47 podobnye treugolniki

Необходимо доказать, что они подобны. Для этого построим ещё один ∆AВС2, который будет иметь общую сторону с ∆AВС, причем точку С2 мы выберем так, что будут выполняться условия:

48 podobnye treugolniki

∆А1В1С1 и ∆AВС2 будут подобными, ведь у них одинаковы два угла. Значит, будет выполняться соотношение

49 podobnye treugolniki

Но тогда ∆AВС и ∆AВС2 будут равными, ведь у них одинаковы две стороны и угол, образованный этими сторонами:

50 podobnye treugolniki

В итоге у ∆AВС и ∆А1В1С1 оказываются два одинаковых угла, то есть они подобны друг другу

ч. т. д.

Задание. На стороне угла отмечены точки A и В так, что AВ = 5 см и АС = 16 см. На другой стороне этого же угла отмечены точки С и D так, что AD = 8 cм и AF = 10 см. Подобны ли ∆АСD и AFB? 

Решение.

51 podobnye treugolniki

У рассматриваемых треуг-ков есть общий угол ∠А. Найдем отношение сторон, прилегающих к этому углу.

52 podobnye treugolniki

Отношения одинаковы, значит, треуг-ки подобны.

Примечание. В данном случае важно понимать, какие стороны надо делить друг на друга. У ∆АСD известны стороны АС и АD, равные 16 и 8 см. У ∆AFB известны AF и AB, которые составляют 10 и 5 см. Делить надо большую сторону одного треуг-ка на большую сторону другого треуг-ка, то есть 16 на 10. Потом же делим меньшие стороны, то есть 8 на 5.Если получили одно и тоже число, то это значит, что рассмотренные треуг-ки подобны, причем полученное число как раз и является коэффициентом подобия.

Рассмотрим третий признак подобия треуг-ков.

53 podobnye treugolniki

Докажем его. Пусть у ∆AВС и ∆А1В1С1 пропорциональны их стороны:

54 podobnye treugolniki

55 podobnye treugolniki

Можно заметить, что ∆AВС2 и ∆А1В1С1 подобны, ведь у них совпадают два угла. Тогда верны соотношения:

56 podobnye treugolniki

Самая левая дробь в обоих случаях одинакова, а в других отличны лишь числители. Значит, эти числители одинаковы:

57 podobnye treugolniki

Но тогда у ∆AВС и ∆AВСсовпадают все стороны, то есть эти треуг-ки равные. Следовательно. Так как ∆AВС2 подобен ∆А1В1С1, то и равный ему ∆AВС также подобен ∆А1В1С1

ч. т. д.

Задание. Подобны ли ∆AВС и DEF, если их стороны имеют длины:

58 podobnye treugolniki

Решение.

Для проверки достаточно просто поделить длины сторон друг на друга. При этом большую сторону одного треуг-ка будем делить на большую сторону другого, а меньшую – на меньшую. Если в результате отношение всех трех сторон будет одинаково, то можно утверждать, что треуг-ки подобны:

59 podobnye treugolniki

Все три раза мы получали число 2, именно оно и является коэффициентом подобия треуг-ков.

Отношение площадей подобных треугольников

Если треуг-ки подобны, то их стороны отличаются в k раз, где k– коэффициент подобия. А как соотносятся друг с другом длины их высот, медиан и других характерных отрезков. Несложно догадаться, что они также отличаются в k раз.

Докажем это на примере высот. Пусть есть подобные ∆AВС и ∆А1В1С1, причем их коэффициент подобия равен k:

60 podobnye treugolniki

Проведем в них высоты СН и С1Н1:

61 podobnye treugolniki

Теперь сравним ∆АСН и ∆А1С1Н1. Из подобия ∆AВС и ∆А1В1С1 следует, что

62 podobnye treugolniki

Аналогично можно доказать, что в k раз будут отличаться длины медиан и биссектрис.

63 podobnye treugolniki

А каким будет отношение площадей подобных треугольников?Оказывается, что они отличаются уже в kраз. Докажем это.

Пусть ∆AВС и ∆А1В1С1 подобны с коэффициентом подобия k. Снова проведем в них высоты СН и СН1:

64 podobnye treugolniki

Запишем очевидные равенства:

65 podobnye treugolniki

В итоге получили, что площади подобных треугольников отличаются в kраз.

66 podobnye treugolniki

Задание. Известно, у ∆AВС площадь составляет 10, а отрезок AВ имеет длину 5. DEF подобен ∆AВС, причем сторона DE, сходственная AВ, равна 15. Вычислите площадь DEF.

Решение. По условию задачи легко найти коэффициент подобия ∆AВС и ∆DEF, надо лишь поделить одну сходственную сторону на другую:

67 podobnye treugolniki

Задание. Площади двух подобных треуг-ков составляют 75 м2 и 300 м2. Одна из сторон второго треуг-ка равна 9 м. Вычислите сходственную ей сторону первого треуг-ка.

Решение. Зная площади треуг-ков, легко найдем коэффициент их подобия:

68 podobnye treugolniki

Если коэффициент равен 2, то стороны первого многоугольника вдвое меньше сторон второго, поэтому интересующая нас сторона равна

9:2 = 4,5 м

Ответ: 4,5 м.

23
Янв 2014

Категория: Планиметрия

Задачи на подобие треугольников

2014-01-23
2022-01-11

матрешки

Рассмотрим задачи, при решении которых мы будем использовать подобие треугольников.

Уделим внимание как базовым задачам, так и задачам посложней.

В конце статье вы найдете задачи для самостоятельной работы


Задача 1. Через точки М и N, принадлежащие сторонам АВ и ВС треугольника ABC соответственно, проведена прямая МN, параллельная стороне АС. Найдите длину СN, если ВС = 6, МN = 4 и АС = 9. y

Решение: + показать


Задача 2. Прямая, параллельная основанию треугольника, делит его на треугольник и трапецию, площади которых относятся как 4:5. Периметр образовавшегося треугольника равен 20 см. Найдите периметр данного треугольника.

iyhk

Решение: + показать


Задача 3. Через вершину прямого угла прямоугольного треугольника с катетами 6 и 8 см проведен перпендикуляр к гипотенузе. Вычислите площади образовавшихся треугольников.

lk

Решение: + показать


Задача 4. Из одной точки проведены к кругу две касательные. Длина касательной равна 156, а расстояние между точками касания равно 120. Найдите радиус круга.

Решение: + показать


Задача 5. В трапеции ABCD меньшая диагональ BD, равная 6, перпендикулярна основаниям AD=3 и DC=12. Найдите сумму тупых углов B и D.

tug

Решение:+ показать


Задача 6. Основания трапеции равны a и b. Определите длину отрезка, параллельного основаниям и делящего трапецию на равновеликие части.

lkj

Решение: + показать


Задачи для самостоятельной работы

1. Через точки E и F, принадлежащие сторонам АВ и ВС треугольника ABC соответственно, проведена прямая EF, параллельная стороне АС. Найдите длину BС, если EF = 10, AC = 15 и FC = 9. (Ответ: 27).

2. В прямоугольном треугольнике ABC проведена высота CH к гипотенузе. CH=4, BH=3. Найдите катет AC. (Ответ: 20/3).

3. Прямая, параллельная основанию треугольника, отсекает от него треугольник, площадь которого в 8 раз меньше площади оставшейся части. Периметр большего треугольника равен 27. Найдите периметр меньшего треугольника. (Ответ: 9).

4. Основание треугольника 15 см, а боковые стороны 13 и 14 см. Высота разделена в отношении 2:3 (считая от вершины) и через точку деления проведена прямая, параллельная основанию. Найдите площадь образовавшейся при этом трапеции. (Ответ: 70,56 (возможно, вам потребуется формула Герона)).

5. В трапеции ABCD с основаниями AD и BC диагонали пересекаются в точке O. Площадь треугольника BOC равна 4, площадь треугольника AOD равна 9. Найдите площадь трапеции. (Ответ: 25).

6. Трапеция разделена диагоналями на четыре части. Определить ее площадь, если известны площади ее частей, прилежащих к основаниям S_1 и S_2. (Ответ: (sqrt{S_1}+sqrt{S_2})^2).

Автор: egeMax |

комментариев 12

Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье рассмотрим задачи по геометрии за 8 класс. Задачи в основном на применение первого признака подобия треугольника. Они встречаются в 15 задании ОГЭ по математике. Не все задачи будем решать через первый признак подобия.

Задача №1. Применение средней линии треугольника.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Решение

Так как точки М и N являются серединами сторона АВ и ВС, то MN – средняя линия треугольника. Средняя линия треугольника – это отрезок соединяющий середины противоположных сторон. Всего в треугольнике может быть три средних линии.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Средняя линия треугольника параллельна одной из сторон треугольника и равна половине этой стороны.

Для решения предложенной задачи, достаточно взять одну сторону AC, которая параллельна МN. Остальные стороны треугольника даны для усложнения задачи.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Эту задачу можно решить через подобные треугольники MBN и ABC, но не будем усложнять то, что можно сделать легко.

Задача №2

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Решение

Для решения этой задачи, вспомним первый признак подобия треугольников:

Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого, то такие треугольники подобны.

Совет №1! Старайтесь рассматривать и доказывать, что треугольники подобны с маленького на большой.

Докажем, что треугольники MBN и ABC подобны.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Совет №2! После того как доказали, что треугольники подобны, запишите название этих треугольников так, чтобы вершины равных углов находились в записи на одинаковых местах.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Это нужно для того, чтобы безошибочно в более сложных задачах составить соотношение сходственных сторон в подобных треугольниках. Для этого расставим дуги следующим образом и по дугам составим соотношение сходственных сторон.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Теперь можно решить задачу:

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Ответ 8

Задача №3

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Решение

Эта задача на применение первого признака подобия треугольников. Можно рассмотреть треугольники ACH и CHB и доказать, что они подобны по двум углам. Но, можно воспользоваться пропорциональными отрезками в прямоугольном треугольнике.

Я немного перефразирую утверждения:

Квадрат высоты (СH) проведенный из вершины прямого угла к гипотенузе (AB) равен произведению отрезков гипотенузы (AH и HB), на которые поделила высота эту гипотенузу.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Ответ 8.

Задача №4 Точка H является основанием высоты, проведённой из вершины прямого угла B треугольника ABC к гипотенузе AC. Найдите AB, если AH=8, AC = 32

Для катетов прямоугольного треугольника можно сказать так:

Квадрат катета прямоугольного треугольника равен произведению гипотенузы на отрезок гипотенузы заключенный между этим катетом и высотой

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Ответ 16

Задача №5

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Решение:

Рассмотрим треугольники KBM и ABC.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Ответ 42.

Задача №6

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Решение

Треугольники CDE и СВА подобны по двум углам. Так как средняя линия треугольника равна половине стороны к которой она параллельна, то коэффициент подобия этих треугольников равен отношению сторон DE:AB=1:2.

Отношение площадей двух подобных треугольников равно квадрату коэффициента подобия.

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

Ответ 28

Замечание. Если в задаче необходимо найти площадь четырехугольника (ABDE), то нужно и из площади большого треугольника (ABC) вычесть площадь маленького (CDE).

Спасибо, что дочитали. Вы меня очень поддержите, если поставите лайк и подпишитесь на мой блог

Задание №15 ОГЭ. Подобные треугольники.

3. Геометрия на плоскости (планиметрия). Часть I


1. Вспоминай формулы по каждой теме


2. Решай новые задачи каждый день


3. Вдумчиво разбирай решения

Треугольник: задачи на подобие

(blacktriangleright) Треугольники подобны, если их углы равны, а сходственные стороны (лежащие напротив равных углов) относятся друг к другу с одним и тем же коэффициентом (k) (пропорциональны).

(blacktriangleright) Признаки подобия:

1. Два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника.

2. Три стороны одного треугольника пропорциональны трем сторонам другого треугольника.

3. Две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого, а углы между этими сторонами равны.

(blacktriangleright) Площади подобных треугольников относятся как (k^2), а периметры – как (k).

(blacktriangleright) Средняя линия треугольника – отрезок, соединяющий середины двух сторон. Она равна половине третьей стороны.


Задание
1

#3935

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Точка (E) лежит на стороне (AC) треугольника (ABC), причём (dfrac{EC}{AE} = 2). Точка (D) лежит на (BC), причём (EDparallel AB). Найдите (AB), если (ED = dfrac{4}{3}).

Так как (EDparallel AB), то (angle CED = angle CAB), (angle CDE = angle CBA) (как соответственные при параллельных прямых и секущей), тогда треугольники (CED) и (CAB) подобны.

Так как (EC = 2cdot AE), то (AC = 3cdot AE), следовательно, [dfrac{AC}{EC} = dfrac{3cdot AE}{2cdot AE} = dfrac{3}{2}.]

Так как стороны (EC) и (AC) лежат против равных углов (в треугольниках (CED) и (CAB) соответственно), то [dfrac{AB}{ED} = dfrac{AC}{EC} = dfrac{3}{2},] откуда [AB = dfrac{3}{2}cdot ED = dfrac{3}{2}cdotdfrac{4}{3} = 2.]

Ответ:

2


Задание
2

#3937

Уровень задания: Равен ЕГЭ

Точка (E) лежит на стороне (AC) треугольника (ABC), причём (dfrac{EC}{AE} = 3). Точка (D) лежит на (BC), причём (dfrac{CD}{CB} = 0,75). Найдите (angle CED – angle CAB). Ответ дайте в градусах.

Рассмотрим треугольники (CAB) и (CED):
(angle C) – общий,
[dfrac{CA}{CE} = dfrac{AE + CE}{CE} = dfrac{AE}{CE} + 1 = dfrac{1}{3} + 1 = dfrac{4}{3} = dfrac{CB}{CD},] тогда треугольники (CAB) и (CED) подобны по пропорциональности двух сторон и равенству углов между ними.

В подобных треугольниках против пропорциональных сторон лежат равные углы, тогда (angle CED = angle CAB), откуда (angle CED – angle CAB = 0^{circ}).

Ответ:

0


Задание
3

#3943

Уровень задания: Равен ЕГЭ

(F) – точка пересечения (AD) и (BE) – медиан треугольника (ABC). Известно, что (S_{ABF} = 1). Найдите (S_{DEF}).

(ED) – средняя линия треугольника (ABC), тогда (ED = 0,5cdot AB), (EDparallel AB).

Так как (EDparallel AB), то (angle DEF = angle ABF), (angle EDF = angle FAB) (как внутренние накрест лежащие при параллельных прямых и секущей), следовательно, треугольники (DEF) и (ABF) подобны (по двум углам). Так как (ED = 0,5cdot AB), причём стороны (ED) и (AB) лежат (в треугольниках (DEF) и (ABF) соответственно) против равных углов, то [dfrac{S_{DEF}}{S_{ABF}} = left(dfrac{ED}{AB}right)^2 = 0,5^2 = 0,25,] откуда с учётом того, что (S_{ABF} = 1) находим (S_{DEF} = 0,25).

Ответ:

0,25


Задание
4

#3936

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

Отрезок (BK) соединяет вершину (B) треугольника (ABC) с точкой на противоположной стороне, причем (angle AKB = angle B). При этом известно, что (BK = 10), (AB = 12), (AC = 18). Найдите (BC).

Рассмотрим треугольники (ABK) и (ACB):
(angle AKB = angle B),
(angle A) – общий, тогда треугольники (ABK) и (ACB) подобны по двум углам.

В подобных треугольниках против равных углов лежат пропорциональные стороны, тогда [dfrac{BK}{BC} = dfrac{AB}{AC},] откуда (dfrac{10}{BC} = dfrac{12}{18}), следовательно (BC = 15).

Ответ:

15


Задание
5

#3938

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

Отрезок (BK) соединяет вершину (B) треугольника (ABC) с точкой на противоположной стороне. При этом известно, что (angle AKB = 105^{circ}), (AB = 12), (AC = 24), (AK = 6). Найдите (angle ABC). Ответ дайте в градусах.

Рассмотрим треугольники (ABK) и (ACB):
(angle A) – общий,
[dfrac{AB}{AC} = dfrac{AK}{AB},] тогда треугольники (ABK) и (ACB) подобны по пропорциональности двух сторон и равенству углов между ними.

В подобных треугольниках против пропорциональных сторон лежат равные углы, тогда (angle ABC = angle AKB = 105^{circ}).

Ответ:

105


Задание
6

#3939

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

На сторонах (AB), (BC) и (AC) треугольника (ABC) лежат точки (D), (E) и (F) соответственно. Известно, что (dfrac{DF}{BC} = 0,5), (AC = 2cdot DE), (AB-EF=EF) (angle DEF = 61^{circ}), (angle EFD = 55^{circ}). Найдите (angle C). Ответ дайте в градусах.

Так как (angle DEF = 61^{circ}), (angle EFD = 55^{circ}), то (angle EDF = 180^{circ} – 61^{circ} – 55^{circ} = 64^{circ}).

Рассмотрим треугольники (ABC) и (EFD): по условию
[dfrac{DF}{BC} = 0,5 = dfrac{DE}{AC} = dfrac{EF}{AB},] тогда треугольники (ABC) и (EFD) подобны по пропорциональности трех сторон.

В подобных треугольниках против пропорциональных сторон лежат равные углы, тогда (angle C = angle EDF = 64^{circ}).

Ответ:

64


Задание
7

#3940

Уровень задания: Сложнее ЕГЭ

Отрезок (BK) соединяет вершину (B) треугольника (ABC) с точкой на противоположной стороне. При этом известно, что (AB = 12), (AC = 24), (AK = 6), (BK = 10), (BC = 20). Найдите (angle AKB – angle B). Ответ дайте в градусах.

Рассмотрим треугольники (ABK) и (ACB):
[dfrac{AB}{AC} = dfrac{AK}{AB} = dfrac{BK}{BC},] тогда треугольники (ABK) и (ACB) подобны по пропорциональности трех сторон.

В подобных треугольниках против пропорциональных сторон лежат равные углы, тогда (angle B = angle AKB), следовательно (angle AKB – angle B = 0^{circ}).

Ответ:

0

Как показывает статистика, планиметрические задачи вызывают наибольшие сложности у учащихся старших классов. Именно поэтому школьникам будет полезно освежить в памяти основные принципы решения задач с подобными треугольниками при подготовке к ЕГЭ. Причем еще раз повторить эту тему стоит всем ученикам, независимо от того, профильный или базовый уровень планирует сдавать выпускник.

Вместе с образовательным порталом «Школково» вы сможете качественно подготовиться к аттестационному испытанию. Чтобы решение задач ЕГЭ по теме «Подобные треугольники» давалось легко, рекомендуем вспомнить основную теорию. Найти ее вы можете в соответствующем разделе нашего сайта. Здесь представлены основные признаки подобных треугольников (для решения заданий ЕГЭ знать их необходимо), формула отношения их площадей и другая базовая информация. Ее специалисты образовательного портала «Школково» подготовили и изложили в максимально доступной форме.

Отточить навык решения задач ЕГЭ на нахождение сторон и углов подобных треугольников, а также, например, задачи по теореме Пифагора учащиеся также смогут на нашем сайте. В разделе «Каталог» представлен широкий перечень упражнений различной сложности, который постоянно обновляется.

В каждом задании прописано решение и дан правильный ответ. Выполнять задачи с применением признаков подобия площадей подобных треугольников можно в режиме онлайн.

Любое из представленных упражнений при необходимости можно сохранить в разделе «Избранное». Таким образом, к нему возможно будет вернуться в дальнейшем, к примеру, для обсуждения с преподавателем.

УСТАЛ? Просто отдохни

Подобные треугольники

Определение

Как правило, два треугольника считаются подобными если они имеют одинаковую форму, даже если они различаются размерами, повернуты или даже перевернуты.

Математическое представление двух подобных треугольников A1B1C1 и A2B2C2 , показанных на рисунке, записывается следующим образом:

Два треугольника являются подобными если:

1. Каждый угол одного треугольника равен соответствующему углу другого треугольника:
∠A1 = ∠A2, ∠B1 = ∠B2 и∠C1 = ∠C2

2. Отношения сторон одного треугольника к соответствующим сторонам другого треугольника равны между собой:
$frac=frac=frac$

3. Отношения двух сторон одного треугольника к соответствующим сторонам другого треугольника равны между собой и при этом
углы между этими сторонами равны:
$frac=frac$ и $angle A_1 = angle A_2$
или
$frac=frac$ и $angle B_1 = angle B_2$
или
$frac=frac$ и $angle C_1 = angle C_2$

Не нужно путать подобные треугольники с равными треугольниками. У равных треугольников равны соответствующие длины сторон. Поэтому для равных треугольников:

Из этого следует что все равные треугольники являются подобными. Однако не все подобные треугольники являются равными.

Несмотря на то, что вышеприведенная запись показывает, что для выяснения, являются ли два треугольника подобными или нет, нам должны быть известны величины трех углов или длины трех сторон каждого треугольника, для решения задач с подобными треугольниками достаточно знать любые три величины из указанных выше для каждого треугольника. Эти величины могут составлять различные комбинации:

1) три угла каждого треугольника (длины сторон треугольников знать не нужно).

Или хотя бы 2 угла одного треугольника должны быть равны 2-м углам другого треугольника.
Так как если 2 угла равны, то третий угол также будет равным.(Величина третьего угла составляет 180 – угол1 – угол2)

2) длины сторон каждого треугольника (углы знать не нужно);

3) длины двух сторон и угол между ними.

Далее мы рассмотрим решение некоторых задач с подобными треугольниками. Сначала мы рассмотрим задачи, которые можно решить непосредственным использованием вышеуказанных правил, а затем обсудим некоторые практические задачи, которые решаются по методу подобных треугольников.

Практические задачи с подобными треугольниками

Пример №1: Покажите, что два треугольника на рисунке внизу являются подобными.

Решение:
Так как длины сторон обоих треугольников известны, то здесь можно применить второе правило:

Пример №2: Покажите, что два данных треугольника являются подобными и определите длины сторон PQ и PR.

Решение:
∠A = ∠P и ∠B = ∠Q, ∠C = ∠R(так как ∠C = 180 – ∠A – ∠B и ∠R = 180 – ∠P – ∠Q)

Из этого следует, что треугольники ΔABC и ΔPQR подобны. Следовательно:
$frac=frac=frac$

Пример №3: Определите длину AB в данном треугольнике.

Решение:

∠ABC = ∠ADE, ∠ACB = ∠AED и ∠A общий => треугольники ΔABC и ΔADE являются подобными.

$frac = frac<3> <6>= frac = frac = frac = frac<1> <2>Rightarrow 2times AB = AB + 4 Rightarrow AB = 4$

Пример №4:Определить длину AD (x) геометрической фигуры на рисунке.

Треугольники ΔABC и ΔCDE являются подобными так как AB || DE и у них общий верхний угол C.
Мы видим, что один треугольник является масштабированной версией другого. Однако нам нужно это доказать математически.

AB || DE, CD || AC и BC || EC
∠BAC = ∠EDC и ∠ABC = ∠DEC

Исходя из вышеизложенного и учитывая наличие общего угла C, мы можем утверждать, что треугольники ΔABC и ΔCDE подобны.

Следовательно:
$frac = frac<7> <11>= frac = frac<15> Rightarrow CA = frac<15 times 11> <7>= 23.57$
x = AC – DC = 23.57 – 15 = 8.57

Практические примеры

Пример №5: На фабрике используется наклонная конвеерная лента для транспортировки продукции с уровня 1 на уровень 2, который выше уровня 1 на 3 метра, как показано на рисунке. Наклонный конвеер обслуживается с одного конца до уровня 1 и с другого конца до рабочего места, расположенного на расстоянии 8 метров от рабочей точки уровня 1.

Фабрика хочет модернизировать конвеер для доступа к новому уровню, который находится на расстоянии 9 метров над уровнем 1, и при этом сохранить угол наклона конвеера.

Определите расстояние, на котором нужно установить новый рабочий пункт для обеспечения работы конвеера на его новом конце на уровне 2. Также вычислите дополнительное расстояние, которое пройдет продукция при перемещении на новый уровень.

Решение:

Для начала давайте обозначим каждую точку пересечения определенной буквой, как показано на рисунке.

Исходя из рассуждений, приведенных выше в предыдущих примерах, мы можем сделать вывод о том, что треугольники ΔABC и ΔADE являются подобными. Следовательно,

$frac = frac<3> <9>= frac = frac<8> Rightarrow AB = frac<8 times 9> <3>= 24 м$
x = AB – 8 = 24 – 8 = 16 м

Таким образом, новый пункт должен быть установлен на расстоянии 16 метров от уже существующего пункта.

А так как конструкция состоит из прямоугольных треугольников, мы можем вычислить расстояние перемещения продукции следующим образом:

Аналогично, $AC = sqrt = sqrt <24^2 + 9^2>= 25.63 м$
что является расстоянием, которое проходит продукция в данный момент при попадании на существующий уровень.

y = AC – AE = 25.63 – 8.54 = 17.09 м
это дополнительное расстояние, которое должна пройти продукция для достижения нового уровня.

Пример №6: Стив хочет навестить своего приятеля, который недавно переехал в новый дом. Дорожная карта проезда к дому Стива и его приятеля вместе с известными Стиву расстояниями показана на рисунке. Помогите Стиву добраться к дому его приятеля наиболее коротким путем.

Решение:

Дорожную карту можно геометрически представить в следующем виде, как показано на рисунке.

Мы видим, что треугольники ΔABC и ΔCDE подобны, следовательно:
$frac = frac = frac$

В условии задачи сказано, что:

AB = 15 км, AC = 13.13 км, CD = 4.41 км и DE = 5 км

Используя эту информацию, мы можем вычислить следующие расстояния:

Стив может добраться к дому своего друга по следующим маршрутам:

A -> B -> C -> E -> G, суммарное расстояние равно 7.5+13.23+4.38+2.5=27.61 км

F -> B -> C -> D -> G, суммарное расстояние равно 7.5+13.23+4.41+2.5=27.64 км

F -> A -> C -> E -> G, суммарное расстояние равно 7.5+13.13+4.38+2.5=27.51 км

F -> A -> C -> D -> G, суммарное расстояние равно 7.5+13.13+4.41+2.5=27.54 км

Следовательно, маршрут №3 является наиболее коротким и может быть предложен Стиву.

Пример 7:
Триша хочет измерить высоту дома, но у нее нет нужных инструментов. Она заметила, что перед домом растет дерево и решила применить свою находчивость и знания геометрии, полученные в школе, для определения высоты здания. Она измерила расстояние от дерева до дома, результат составил 30 м. Затем она встала перед деревом и начала отходить назад, пока верхний край здания стал виден над верхушкой дерева. Триша отметила это место и измерила расстояние от него до дерева. Это расстояние составило 5 м.

Высота дерева равна 2.8 м, а высота уровня глаз Триши равна 1.6 м. Помогите Трише определить высоту здания.

Решение:

Геометрическое представление задачи показано на рисунке.

Сначала мы используем подобность треугольников ΔABC и ΔADE.

$frac = frac<1.6> <2.8>= frac = frac <5 + AC>Rightarrow 2.8 times AC = 1.6 times (5 + AC) = 8 + 1.6 times AC$

$(2.8 – 1.6) times AC = 8 Rightarrow AC = frac<8> <1.2>= 6.67$

Затем мы можем использовать подобность треугольников ΔACB и ΔAFG или ΔADE и ΔAFG. Давайте выберем первый вариант.

Повторение темы “Подобные треугольники”. Решение задач

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы займемся повторением темы «Подобные треугольники. Решение задач». Занятие начнем с повторения понятия «подобные треугольники», вспомним все три признака подобия этих фигур. После решим несколько задач на эту тему, используя полученные ранее знания.

Геометрия

План урока:

Пропорциональные отрезки

Если известна длина двух отрезков, то можно узнать, во сколько раз один из них больше другого. Например, если некоторый отрезок NM = 24 см, а другой отрезок KP = 4 см, то можно утверждать, что NM в 6 раз длиннее, так как

Величину NM/KP именуют отношением отрезков NM и KP. Надо заметить, что в ряде случаев отношение отрезков можно найти, не зная их длины. Пусть в ∆МКР проведена медиана МН. Очевидно, что отрезок КР будет вдвое длиннее КН, ведь Н – середина КР:

Другой пример – это отношение между диагональю квадрата и его стороной.

Используя теорему Пифагора, несложно показать, что в любом квадрате АВСD

Наконец, в прямоугольном треуг-ке, один из углов которого равен 30°, гипотенуза всегда вдвое длиннее меньшего из катетов:

Если отношение отрезка AB к А1В1 равно отношению отрезка СD к С1D1, то говорят, что отрезки AB и CD пропорциональны отрезкам А1В1 и С1D1. Например, пусть

Получается, AВ и CD пропорциональны А1В1 и С1D1. Важно отметить, что пропорциональны могут быть также сразу три и более отрезка.

Определение подобных треугольников

В жизни нередко можно наблюдать объекты, у которых совпадает форма, но отличаются размеры. В качестве примера можно привести мяч для настольного тенниса и баскетбольный мяч. Оба этих предмета имеют форму шара, на баскетбольный мяч значительно больше. Другой пример – настоящий танк и игрушка, изображающая его. Часто подобны друг другу матрешки, которые вкладываются друг в друга – все они выглядят одинаково, а отличаются только общим размером. Наконец, подобны и знаменитые египетские пирамиды:

Такие объекты в геометрии именуют подобными. Подобны друг другу любые две окружности и любые два квадрата. Но особо важную роль в геометрии играют подобные треугольники. Рассмотрим это понятие подробнее.

Пусть есть два треуг-ка, ∆AВС и ∆А1В1С1, у которых соответственно равны углы:

Стороны, которые лежат против одинаковых углов в таких треуг-ках, именуют сходственными. Ими являются стороны AВ и А1В1, ВС и В1С1, АС и А1С1.

Можно дать такое определение подобных треугольников:

Таким образом, подобие треугольников (оно обозначается символом ∾) обозначает выполнение сразу нескольких равенств:

Отношение между сходственными сторонами подобных треуг-ков именуется коэффициентом подобия и обозначается буквой k:

Грубо говоря, подобие треуг-ков означает, что их форма одинакова, но один из них в несколько раз больше или меньше другого. Чтобы получить, из одного треуг-ка другой, равный ему по размерам, его надо просто «масштабировать». Например, на этом рисунке все стороны исходного треуг-ка просто увеличили в три раза:

Это значит, что коэффициент подобия в данном случае равен 3. Однако важно понимать, что в различных геометрических задачах подобные треуг-ки также могут быть повернуты друг относительно друга:

Задание. ∆AВС подобен DEF. Известно, что

Найдите длину ЕF.

Решение. Как только в задаче появляются подобные треуг-ки, стоит сразу же определить их коэффициент подобия, а для этого надо разобраться, какие стороны будут сходственными. Так как∠А = ∠Е, то лежащие против них стороны DF и ВС– сходственные. Их отношение и будет равно коэффициенту подобия:

Получили, что стороны ∆DEF вдвое длиннее сходственных им сторон ∆AВС. У подобных треуг-ков углы одинаковы, поэтому∠С = ∠D. Отсюда следует, что стороны AВ и ЕF сходственны, а потому ЕF вдвое больше:

Задание. ∆AВС иDEF – подобные. Известно, что

Найдите длину ЕF.

Решение. По сравнению с предыдущей задачей изменилось только одно условие, теперь∠А = ∠D. Однако это меняет сходственные стороны. Из подобия треуг-ков следует, что∠С = ∠Е. Тогда сходственными оказываются уже стороны AВ и DF. Найдем коэффициент подобия треугольников:

Сходственными являются также стороны ВС и ЕF (ведь∠А = ∠D), поэтому ЕF в 1,25 раза длиннее:

Эти две задачи показывают, как важно правильно определять сходственные стороны подобных треугольников.

Естественно, что все равные друг другу треуг-ки являются одновременно и подобными, причем их коэффициент подобия равен единице.

Задание. Докажите, что у подобных треуг-ков отношение их периметров равно коэффициенту подобия.

Решение. Пусть подобны ∆ AВС и ∆А1В1С1, причем

Периметр ∆AВС можно вычислить так:

Мы доказали утверждение, сформулированное в условии.

Первый признак подобия треугольников

Оказывается, для того, чтобы доказать подобие треуг-ков, не требуется сравнивать все их углы и находить соотношение всех сторон. Существуют три простых признака подобия треугольников.

Однако прежде, чем сформулировать их, нам придется доказать отдельное утверждение, которое известно как обобщенная теорема Фалеса («обычную», не обобщенную теорему мы уже изучали ранее).

Если прямые ВВ1 и СС1 (показаны красным цветом)параллельны, то отрезки AВ и АС пропорциональны отрезкам AВ1 и АС1, то есть справедливо соотношение:

Доказывать будем от противного. Пусть отрезки AВ и АС непропорциональны AВ1 и АС1. Тогда отметим наАС такую точку Н, которая разобьет АС на пропорциональные отрезки, то есть

Естественно, эта точка не будет совпадать с С1. Рассмотрим случай, когда она окажется правее, чем С1:

Теперь поступим следующим образом. Проведем через стороны угла большое число прямых, параллельных ВС, которые будут разбивать АС на одинаковые отрезки. По теореме Фалеса эти же прямые отсекут одинаковые отрезки и на AВ. При этом мы проведем настолько много параллельных прямых, что хотя бы одна из них пересечет отрезок С1Н:

Пусть эта прямая пересечет отрезок С1Н в некоторой точке С2, а сторону AВ в точке В2. Ясно, что отрезки AВ и АВ2 пропорциональны отрезкам АС и АС2, так как они состоят из одинакового количества одинаковых отрезков. Например, на построенном рисунке отношение AB2 к AB равно 5/8, так как AB2 состоит из 5 отрезков, отсеченных зелеными параллельными прямыми, а AB состоит из 8 таких отрезков. Аналогично и отношение АС2 к АС также равно 5 к 8. Таким образом, можно записать:

Здесь мы рассмотрели случай, когда точка Н лежит правее С1, то есть АН >C1. Случай, когда АН 2 раз. Докажем это.

Пусть ∆AВС и ∆А1В1С1 подобны с коэффициентом подобия k. Снова проведем в них высоты СН и СН1:

Запишем очевидные равенства:

В итоге получили, что площади подобных треугольников отличаются в k 2 раз.

Задание. Известно, у ∆AВС площадь составляет 10, а отрезок AВ имеет длину 5. DEF подобен ∆AВС, причем сторона DE, сходственная AВ, равна 15. Вычислите площадь DEF.

Решение. По условию задачи легко найти коэффициент подобия ∆AВС и ∆DEF, надо лишь поделить одну сходственную сторону на другую:

Задание. Площади двух подобных треуг-ков составляют 75 м 2 и 300 м 2 . Одна из сторон второго треуг-ка равна 9 м. Вычислите сходственную ей сторону первого треуг-ка.

Решение. Зная площади треуг-ков, легко найдем коэффициент их подобия:

Если коэффициент равен 2, то стороны первого многоугольника вдвое меньше сторон второго, поэтому интересующая нас сторона равна

[spoiler title=”источники:”]

http://interneturok.ru/lesson/geometry/8-klass/podobnye-treugolniki/povtorenie-temy-podobnye-treugolniki-reshenie-zadach

http://100urokov.ru/predmety/urok-6-podobnye-treugolniki

[/spoiler]

Добавить комментарий