Как найти коэффициент смещения зубчатого колеса

Параметры и обозначения Расчетные формулы
и указания Числовые значения шестерни
ведущей шестерни ведомой
(колеса) – 90 Модуль, m,мм – 8 Угол наклона зуба на делительной окружности β  17.2342 Угол профиля α – 20 Коэффициент высоты головки ha – 1 Коэффициент граничной высоты h1 – 2 Коэффициент радиального зазора (для стандартного контура) c>=0.25 – 0.25 Коэффициент высоты модификации головки hg – 0.4 Коэффициент глубины модификации головки Δ – 0.008 Коэффициент смещения (коррекции) – x1= 0.35 x2= 0.3 Размер притупления продольной кромки вершины зубьев – k1=1.5 k2=1.5 Ширина венца у шестерни, – b1=55 b2=55 Расчет основных геометрических параметров Делительное межосевое расстояние, a, мм  376.92322 Угол профиля в торцовой плоскости αto  20.86085 Расчет межосевого расстояния при заданных коэффициентах смещения Угол зацепления в торцовой плоскости inv αtwo  Межосевое расстояние, мм  Коэффициент суммы смещени ∑x=x1+x2 Делительный диаметр, мм d = z m /cos(β ) Передаточное число u = z1 / z2 Начальный диаметр, мм dw1 = 2 aw /(u+1);
dw2 = 2 aw u/(u+1) Коэффициент воспринимаемого смещения y = (aw -a ) / m Коэффициент уравнительного смещения Δy = ∑x – y Диаметр вершин зубьев, мм da = d +2 (ha+x-Δy)m; Диаметр впадин, мм df = d – 2 (ha+c-x)m; Диаметр притупления кромок вершин зубьев, мм dk = da – 2 k Расчет размеров для контроля номинальной поверхности зуба. Расчет размеров для контроля торцового профиля зуба. Основной диаметр, мм db = d cos(αt) Угол профиля зуба в точке на окружности вершин, αao αa = acos(db/da) Угол профиля зуба в точке на окружности притупления кромок вершин, αko αk = acos(db/dk) Радиус кривизны активного профиля зуба в нижней точке (без учета притупления), мм ρp1 = aw sin(αtw)-0,5 db2 tan(αa2)
ρp2 = aw sin(αtw)-0,5 db1 tan(αa1) Радиус кривизны активного профиля зуба в нижней точке (c учетом притупления), мм ρp1 = aw sin(αtw)-0,5 db2 tan(αk2)
ρp2 = aw sin(αtw)-0,5 db1 tan(αk1) Угол развернутости активного профиля зуба в нижней точке, νpo νp = 2 ρp / db Диаметр окружности нижних точек активных профилей зубьев, dp мм  Расчет размера для контроля контактной линии поверхности зуба. Основной угол наклона βbo βb=asin(sin(β) cos(α)) Дополнительный расчет при модификации головки исходного контура. Радиус кривизны профиля зуба в начальной точке модификации головки, мм., ρg ρg = 0.5 d1 sin(αt)+(ha-hb+x)m/ sin(αt) Угол развернутости профиля зуба, соответствующий начальной точке модификации головки. νgo νg = 2 ρg/ db Диаметр окружности нижних точек активных профилей зубьев, dp мм  Угол линии модификации головки торцового исходного контура в начальной точке модификации.αtMo Справедливы, если линия модификации головки исходного контура – прямая.
 Диаметр основной окружности эвольвенты, являющейся линией модификации головки зуба, мм Справедливы, если линия модификации головки исходного контура – прямая.
dbM = d cos(αtM) Нормальная глубина модификации торцового профиля головки зуба, мм.Δat Справедливы, если линия модификации головки исходного контура – прямая.

Если имеется притупление продольной кромки зуба
 Дополнительный расчет при модификации головки исходного контура. Расчет размеров для контроля взаимного положения разноименных профилей зубьев.
Расчет постоянной хорды и высоты до постоянной хорды. Постоянная хорда, мм sc = [ (π / 2) (cos(α))2 + x sin(2 α)] m Радиус кривизны разноименных профилей зуба в точках, определяющих постоянную хорду, мм ρs = 0.5 ( db tan(αt)+ sc cos(βb) / cos(α) ) Условие ρs > ρp Высота до постоянной хорды, мм hc = 0.5 ( da – d -sc tan(α)) Расчет длины общей нормали. Угол профиля в точке на концентрической окружности диаметра dx =d + 2 x m, o  Расчетное число зубьев в длине общей нормали  Длина общей нормали, мм W=[π ( ZW – 0,5) + 2 x tan(α) + Z inv(αt )] m cos(α) Радиус кривизны разноименных профилей зубьев в точках, определяющих длину общей нормали, мм ρg = 0,5 W cos(βb) Радиус кривизны профиля зуба в точке на окружности вершин, мм ρa = 0,5 da sin(αa) Должно выполняться условие ρp < ρW < ρα ρs < ρg Для косозубых зубчатых колес W < b / sin(βb) Расчет толщины по хорде и высоты до хорды. Угол профиля в точке на концентрической окружности заданного диаметра dy

dy = d1 αy = acos[ (d1/dy ) ⋅ cos(αt) ] в нижней активной точке зуба dp αy = acos[ (d1/dp ) ⋅ cos(αt) ] Окружная толщина зуба на заданном диаметре dy  в нижней активной точке зуба dy  Угол наклона линии зуба соосной цилиндрической поверхности диаметра dy βy = atan [ (dy ⋅ tan(β) / d ] βp = atan [ (dp ⋅ tan(β) / d ] Половина угловой толщины зуба эквивалентного зубчатого колеса, соответствующая концентрической окружности диаметра , град ψyv = (sty / dy) ⋅ cos(βy)3 ψpv = (sty / dp) ⋅ cos(βp)3 Толщина по хорде, мм sy = dy ⋅ sin(ψyv) / cos(βy)2 sp = dp ⋅ sin(ψpv) / cos(βp)2 Высота до хорды, мм hay = 0.5 [da – dy + dy ⋅ (1 – cos(ψyv)) / cos(βy)2] hpy = 0.5 [da – dp + dp ⋅ (1 – cos(ψpv)) / cos(βp)2] Расчет размера по роликам (шарикам). Диаметр ролика (шарика), мм.
при a=20 град. рекомендуется D = 1,7 ⋅ m Угол профиля на концентрической окружности, проходящей через центр шарика αDo  Диаметр концентрической окружности, проходящей через центр шарика, проходящей через центр шарика, мм dD = d ⋅ cos(αt) / cos(aD) Радиус кривизны разноименных профилей зубьев в точках контакта поверхности ролика (шарика) с главными поверхностями зубьев, мм ρM = 0,5 ⋅ (db ⋅ tan(aD) – D ⋅ cos(βb)) Размер по роликам (шарикам) зубчатых колес с числом зубьев (в торцовом сечении), мм четным M = dD + D

нечетным M = dD ⋅ cos(90o / z) + D Минимальный размер по роликам (шарикам) косозубых зубчатых колес с нечетным числом зубьев, а также с четным числом зубьев при β >45°
Минимальный размер по роликам (шарикам) косозубых зубчатых колес с четным числом зубьев β < 45° совпадает с размером в торцовом сечении  βD = atan(cos(αt) ⋅ tan(β) / cos(aD)) при z четным γ = 0
при z нечетным γ = 180 / z λ – корень уравнения
sin(γ + λ) ⋅ tan2D) – λ = 0 Должны выполняться условия ρp <  ρM < ρα dD + D > da dD – D > df Нормальная толщин sn = ( π / 2 + 2 ⋅ x ⋅ tan(α) )⋅ m Расчет размеров для контроля взаимного положения одноименных профилей зубьев Шаг зацепления, мм Pa = π ⋅ m ⋅ cos(α) Осевой шаг зубьев, мм Px = π ⋅ m / sin(β) Ход зуба, мм Pz = z ⋅ Px Проверка качества зацепления по геометрическим показателям
Проверка отсутствия подрезания зуба Коэффициент наименьшего смещения xmin = h1 – ha – z ⋅ sin2t) / 2 ⋅ cos(β) подрезание зуба исходной производящей рейкой x ≥ xmin Проверка отсутствия интерференции зубьев Радиус кривизны в граничной точке профиля зуба, мм ρ1 = 0,5 ⋅ d ⋅ sin(αt) – (h1 – ha – x) ⋅ m / sin(αt) интерференция зубьев ρ1 ≤ ρp Проверка коэффициента перекрытия Коэффициент торцового перекрытия
При наличии притупления продольной кромки вершин зубьев εα = [z1 ⋅ tan(αa1) + z2 ⋅ tan(αa2) – (z1+z2 ) ⋅ tan(αtw) ] / ( 2 ⋅ π)
εαk = [z1 ⋅ tan(αk) + z2 ⋅ tan(αk2) – (z1+z2 ) ⋅ tan(αtw) ] / ( 2 ⋅ π)
прямозубые εα > 1,2
косозубые εα > 1,0 Коэффициент осевого перекрытия ε β = bw / ρx > 1,0
bw – рабочая ширина венца Коэффициент перекрытия ε = εα + ε β > 2 Угол профиля зуба в начальной точке модификации головки cos(αg) = db / dg Часть коэффициента торцового перекрытия, определяемая участками торцовых профилей зубьев, совпадающих с главными профилями εαM = [z1 ⋅ tan(αg1) + z2 ⋅ tan(αg2) – (z1+z2 ) ⋅ tan(αtw) ] / ( 2 ⋅ π) Угол наклона линии вершины зуба tan(βα) = tan(β) ⋅ da / d Нормальная толщина на поверхности вершин, мм
sna > 0.4 m

Анализ качественных показателей зубчатой передачи

Анализ зубчатой передачи

Провести анализ качественных показателей зубчатой передачи – значит решить сложную оптимизационную задачу, содержащую большое количество параметров. Инженерам такие задачи приходится решать очень часто. Связано это с тем, что невозможно создать одинаково хорошее решение во всех аспектах – всегда приходится принимать определенные уступки.

Поэтому для проведения оптимизации каждый из параметров рассматривается по отдельности. Выделяется область его оптимальных значений, а затем все полученные области накладываются друг на друга с выделение такого решения, которое будет не самым лучшим, а удовлетворять наиболее важным требованиям надежности, экономичности и безопасности.

Качественные показатели зубчатой передачи – совокупность параметров, характеризующих зубчатых передачу с точки зрения надежности, контактной прочности, плавности передачи вращающего момента и долговечности. К таким параметрам относятся:

  • коэффициент торцевого перекрытия
  • коэффициенты удельного скольжения
  • коэффициент удельного давления
  • приведенные толщины зубьев по окружности вершин

Проведите расчет качественных показателей онлайн в калькуляторе, а затем приступайте к анализу! Задано межосевое расстояние? Тебе сюда!

Алгоритм анализа качественных показателей:

  • Определить исходные данные из текста задания.
  • Выбрать коэффициент смещения для колеса исходя из рекомендаций.
  • Провести расчет геометрических параметров и качественных показателей, варьируя значения коэффициента смещения шестерни.
  • Выделить область подрезания из условия:

    $$Xgeq X_{min}$$

  • Выделить область заострения из условия:

    $$S_{a}^{*}geq [S_{a}^{*}]_{доп}$$

  • Выделить область технического заострения из условия:

    $$varepsilon_alphageq[varepsilon_alpha]_{доп}$$

  • Определить область допустимых решений/значений (ОДР/ОДЗ)
  • Оценить потенциально возможные значения коэффициента смещения шестерни по наличию стандартного инструмента, равномерному износу колес.

Результатом анализа является график качественных показателей и выбранный коэффициент смещения шестерни. Пример полученного графика:

Пример оформления графика качественных показателей

График качественных показателей

Мы подготовили небольшое видео, в котором изложены основные этапы анализа качественных показателей:

Параметры, определяющие ОДР

Коэффициент смещения – величина, равная отношению смещения производящего исходного контура к нормальному модулю цилиндрического зубчатого колеса. В зависимости от величины и знака этого смещения различают зубчатые передачи:

  • Положительные – составленные из колес с положительными смещениями или когда положительное смещение одного колеса больше отрицательного смещения другого (рис. а).
  • Нулевые или равносмещенные – составленные из зубчатых колес без смещения или с равными, но противоположенными по знаку смещениями (рис. б).
  • Отрицательные – составленные из колес с отрицательными смещениями или когда отрицательное смещение одного колеса больше положительного смещения другого (рис. в).

Виды передач по воспринимаемому смещению

Виды зубчатых передач

Подрезание – негативное последствие, возникающее, когда точка Bl активного участка линии зацепления выходит за границы зоны сопряженного контакта (B_{l}N). Возникновение подрезания происходит при неграмотном выборе коэффициента смещения, в случае, когда не выполняется условие:

$$Xgeq X_{min}=h_{a}^{*}cdotdfrac{Z_{min}-Z}{Z_{min}}$$

где

$$Z_{min}=dfrac{2cdot h_{a}{*}}{sin^2(alpha)}$$

(alpha) – угол главного профиля;

(Z) – число зубьев проектируемого зубчатого колеса;

(h_{a}^{*}) – коэффициент высоты головки зуба.

Иллюстрация возникновения подрезания при изменении коэффициента смещения проектируемого колеса:

Возникновение подрезания

Возникновение подрезания

Для стандартного инструмента число зубьев, при котором колесо может быть нарезано без смещения, должно быть больше (17).

Заострение – негативное последствие, вызванное заострением вершины зуба по окружности вершин при увеличении коэффициента смещения. При проектировании передачи следует избегать заострения, для этого необходимо выполнение следующего условия:

$$S_{a}^{*}geq [S_{a}^{*}]_{доп}$$

$$S_{a}^{*}=dfrac{S_{a}}{m_{t}}$$

т. е. приведенная толщина зуба по окружности вершин должна быть больше некоторого принятого допустимого значения, которое выбирают в пределах от (0.2…0.45).

Техническое заострение – явление, возникающее при малом значении коэффициента перекрытия. Тогда в каждый момент времени в зацеплении находится меньше определенного значения пар зубьев в зацеплении.

В предельном случае, когда коэффициент перекрытия меньше (1), после выхода очередной пары зубьев из зацепления, следующая пара еще не входит в зацепление. В результате возникают циклические нагрузки из-за удара зубьев ведущей шестерни о зубья ведомого колеса. Это явление называют стук.

При многократных ударах, способствующих возникновению шума, возникает техническое заострение, т. е. негативное последствие связанное с разрушением зубьев возникает уже в процессе работы.

Коэффициентом перекрытия (varepsilon_{gamma}) называется величина отношения угла перекрытия зубчатого колеса (varphi_alpha) к его угловому шагу (tau), где под углом перекрытия понимают угол, на который поворачивается колесо за время зацепления одной пары зубьев.

Для цилиндрических колес различают:

  • полное (varepsilon_{gamma})
  • торцевое (varepsilon_{alpha})
  • осевое перекрытие (varepsilon_{beta})

Коэффициент торцевого перекрытия (varepsilon_{alpha}) может быть определен следующим образом:

$$varepsilon_{alpha}=dfrac{varphi_{alpha 1}}{tau_1}=dfrac{varphi_{alpha2}}{tau_2}=dfrac{g_{alpha}}{p_b}=dfrac{g_{alpha f}+g_{alpha b}}{p_b}$$

где

$$g_{alpha f}=l_{PN_2}-l_{B_1N_2}=arccosleft(dfrac{r_{b2}}{r_{a2}}right)$$

$$g_{alpha a}=l_{PN_1}-l_{B_2N_1}=arccosleft(dfrac{r_{b1}}{r_{a1}}right)$$

$$p_b=picdot m cdot cos(alpha)$$

$$r_{b_i}=mcdot Z_i cdot cosleft(dfrac{alpha}{2}right)$$

(alpha) – угол главного профиля исходного контура;

К определению коэффициента перекрытия

К определению коэффициента перекрытия

Обозначения (l_{B_1N_2}, l_{PN_2}) и т. д. – длины с чертежа.

Коэффициент перекрытия определяет величину зоны контакта двух пар зубьев, когда одновременно зацепляются два последовательно расположенных зуба. Так как до окончания зацепления одной пары зубьев следующая пара должна войти в контакт, в прямозубых передачах следует обеспечивать (varepsilon_alphageq1.05…1.25).

Допустимое значение коэффициента перекрытия выбирается исходя из назначения передачи и точности ее изготовления. Максимальное значение коэффициента перекрытия для зубчатых колес, обработанных инструментом со стандартным исходным производящим контуром, составляет (varepsilon_alpha=1.98).

Коэффициент удельного давления (nu) характеризует влияние формы зуба на контактную прочность и используется для оценки контактных напряжений в высшей кинематической паре. В курсовом проекте по ТММ в месте контакта имеет место сухое трение, поэтому данный коэффициент изменяется незначительно при любом значении коэффициента смещения.

Коэффициенты удельного скольжения (lambda_1, lambda_2) характеризуют скольжение при геометрических расчетах зубчатой передачи, которые, в свою очередь, определяют величину износа активного профиля в высшей кинематической паре. Износ шестерни с увеличение коэффициента смещения уменьшается, и, наоборот, очень быстро увеличивается при приближении к минимальному значению этого коэффициента. Зависимость изменения износа колеса меняется не сильно в области рассматриваемых значений коэффициентов смещения шестерни.

Приведенные толщины зубьев по окружности вершин (S_{a1}^{*}, S_{a2}^{*}) – величины, равные отношению толщины зуба по окружности вершин к модулю передачи, характеризующие степень утоньшения вершины зуба. Применяются для нахождения ограничения коэффициента смещения шестерни по условию отсутствия заострения. С увеличением коэффициента смещения шестерни этот параметр равномерно убывает для шестерни и возрастает для колеса.

Построение станочного и рабочего зацепления доступно на сайте. Проектирование планетарных механизмов и определение передаточного отношения методом Л. П. Смирнова рассмотрено подробно в разделе.

Коэффициент
смещения.
Взаимное
положение колеса и заготовки при
нарезании зубьев можно охарактеризовать
положением делительной прямой
инструментальной рейки относительно
делительной окружности нарезаемого
колеса (рис. 5.7); расстояние между ними
называют смещением
исходного контура
,
его выражают в количестве модулей, как
xm.

Рис. 5.7

Безразмерную
величину x
называют
коэффициентом

смещения;
это алгебраическая величина и здесь
различают три случая, показанные рис.
5.7, а
– в
. Нарезая
зубья при различных коэффициентах
смещения, можно целенаправленно влиять
на размеры и форму этих зубьев, а также
на свойства колес и составленных из них
передач.

Часть
параметров и размеров зубчатого колеса
не зависит от коэффициента смещения; к
таковым относятся:

модуль
m;

угол
профиля эвольвенты на делительной
окружности
(равен
углу профиля исходного контура) ;

шаг
по дуге основной окружности

(основной шаг)

.
(5.12)

Значения
этих трех параметров у нарезаемого
колеса те же, что и у зуборезного
инструмента.

Также
не зависят от x:

диаметр
делительной окружности

(делительный диаметр)

;
(5.13)

диаметр
основной окружности

(основной диаметр)

.
(5.14)

При
нарезании зубьев поверхность их вершин
не формируется, т.е. диаметр
окружности вершин колеса

(диаметр вершин) остается равным диаметру
заготовки; следовательно, нарезание
зубьев – это попросту удаление материала
из впадин колеса.

а
б

Рис.
5.8

На
рис. 5.8 изображены профиль зуба реечного
производящего контура (а)
и формируемый им при нарезании профиль
зуба колеса (б).
Во время нарезания начальная прямая 2
производящей рейки перекатывается без
скольжения по делительной окружности
колеса.

На
указанных профилях отмечены соответствующие
друг другу точки и участки профилей; в
частности:

 эвольвентный
участок AL
профиля нарезаемого зуба формируется
прямолинейным участком
профиля зуба рейки;

 переходная
кривая LF
на профиле зуба колеса формируется
круговой кромкой
профиля
зуба рейки;

 вершина
зуба рейки, параллельная ее делительной
прямой 1, формирует окружность впадин
диаметра
колеса.

Очевидно,
что часть профиля зуба рейки, расположенная
выше точки
,
в профилировании нарезаемого зуба не
участвует.

Найдем
размеры колеса, зависящие от коэффициента
смещения x:

толщина
зуба по дуге делительной окружности

(делительная толщина зуба) колеса

;
(5.15)

диаметр
окружности впадин

(диаметр впадин)

,

(5.16)

или

.
(5.17)

Важным
параметром, характеризующим профиль
эвольвентного зуба, является положение
нижней граничной точки

L
эвольвенты
(рис.
5.8) – общей точки эвольвенты и переходной
кривой. При нарезании зубьев указанная
точка профиля формируется точкой
зуборезной рейки; исходя из этого для
точкиL
наиболее просто можно найти угол профиля
:

тангенс угла профиля
в нижней граничной точке эвольвенты

.
(5.18)

Согласно (5.5), диаметр
окружности граничных точек

;
(5.19)

при
,
или при

(5.20)

а
б

Рис.
5.9

эвольвента
в точке L
плавно сопрягается с переходной
кривой
(рис. 5.9,а);
при нарушении этого условия наблюдается
подрезание зубьев
(рис. 5.9, б),
которое выражается в том, что переходная
кривая пересекает эвольвенту несколько
выше основной окружности. В этом случае
формула (5.19) не справедлива.

Величину
называюткоэффициентом
наименьшего смещения исходного контура
(коэффициентом
наименьшего смещения).

Из
(5.18) также видно, что у колеса, имеющего
z
зубьев и нарезанного с коэффициентом
смещения x,
подрезание отсутствует, если

.
(5.21)

Величину

называют наименьшим
числом зубьев свободным от подрезания
(наименьшим
числом зубьев).

Подрезание
ослабляет зуб у основания, укорачивает
эвольвентный участок профиля и его
обычно стараются избегать; условием
отсутс–твия подрезания
является
соблюдение любого из неравенств:

;

;.

Рис.
5.10

Толщина
зуба
по дуге окружности заданного диаметра
.

Угол
профиля в точке Y,
принадлежащей окружности диаметра
(рис. 5.10), равен

;
(5.22)

если
эта точка принадлежит делительной
окружности (т.е.
),
угол профиляравен углу профиля исходного контура,
так как

.

В таком случае из рис.
5.10 следует, что искомая толщина зуба
равна

.
(5.23)

Формулу
(5.23) используют, например, для нахождения
толщины зуба
по дуге окружности вершин: приимеем

;
(5.24)

.
(5.25)

Окружность,
на которой расположена точка пересечения
двух разноименных эвольвент, ограничивающих
профиль одного и того же зуба, называют
окружностью
заострения
(рис.
5.10); ее диаметр
находят
из условия равенства нулю правой части
выражения (5.25):

;
(5.26)

.
(5.27)

Формулой
(5.23) пользуются также для нахождения
толщины зуба
по дуге основной окружности
(основной
толщины зуба); при
из (5.22) имееми тогда

.
(5.28)

При
проектировании зубчатых передач обычно
стремятся, чтобы толщина зуба
была не меньше некоторой минимально
допустимой величины. Часто применяют
такие нормы:

– для
колес с поверхностным упрочнением
зубьев;

– для
зубьев без поверхностного упрочнения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий