и указания
ведущей
(колеса)
dw2 = 2 aw u/(u+1)
ρp2 = aw sin(αtw)-0,5 db1 tan(αa1)
ρp2 = aw sin(αtw)-0,5 db1 tan(αk1)
dbM = d cos(αtM)
Если имеется притупление продольной кромки зуба
Расчет постоянной хорды и высоты до постоянной хорды.
dy = d1
при a=20 град. рекомендуется
нечетным M = dD ⋅ cos(90o / z) + D
Минимальный размер по роликам (шарикам) косозубых зубчатых колес с четным числом зубьев β < 45° совпадает с размером в торцовом сечении
при z нечетным γ = 180 / z
sin(γ + λ) ⋅ tan2(βD) – λ = 0
Проверка отсутствия подрезания зуба
При наличии притупления продольной кромки вершин зубьев
εαk = [z1 ⋅ tan(αk) + z2 ⋅ tan(αk2) – (z1+z2 ) ⋅ tan(αtw) ] / ( 2 ⋅ π)
прямозубые εα > 1,2
косозубые εα > 1,0
bw – рабочая ширина венца
sna > 0.4 m
Анализ качественных показателей зубчатой передачи
Анализ зубчатой передачи
Провести анализ качественных показателей зубчатой передачи – значит решить сложную оптимизационную задачу, содержащую большое количество параметров. Инженерам такие задачи приходится решать очень часто. Связано это с тем, что невозможно создать одинаково хорошее решение во всех аспектах – всегда приходится принимать определенные уступки
.
Поэтому для проведения оптимизации каждый из параметров рассматривается по отдельности. Выделяется область его оптимальных значений, а затем все полученные области накладываются друг на друга с выделение такого решения, которое будет не самым лучшим
, а удовлетворять наиболее важным требованиям надежности, экономичности и безопасности.
Качественные показатели зубчатой передачи – совокупность параметров, характеризующих зубчатых передачу с точки зрения надежности, контактной прочности, плавности передачи вращающего момента и долговечности. К таким параметрам относятся:
- коэффициент торцевого перекрытия
- коэффициенты удельного скольжения
- коэффициент удельного давления
- приведенные толщины зубьев по окружности вершин
Проведите расчет качественных показателей онлайн в калькуляторе, а затем приступайте к анализу! Задано межосевое расстояние? Тебе сюда!
Алгоритм анализа качественных показателей:
- Определить исходные данные из текста задания.
- Выбрать коэффициент смещения для колеса исходя из рекомендаций.
- Провести расчет геометрических параметров и качественных показателей, варьируя значения коэффициента смещения шестерни.
- Выделить область подрезания из условия:
$$Xgeq X_{min}$$
- Выделить область заострения из условия:
$$S_{a}^{*}geq [S_{a}^{*}]_{доп}$$
- Выделить область технического заострения из условия:
$$varepsilon_alphageq[varepsilon_alpha]_{доп}$$
- Определить область допустимых решений/значений (ОДР/ОДЗ)
- Оценить потенциально возможные значения коэффициента смещения шестерни по наличию стандартного инструмента, равномерному износу колес.
Результатом анализа является график качественных показателей и выбранный коэффициент смещения шестерни. Пример полученного графика:
График качественных показателей
Мы подготовили небольшое видео, в котором изложены основные этапы анализа качественных показателей:
Параметры, определяющие ОДР
Коэффициент смещения – величина, равная отношению смещения производящего исходного контура к нормальному модулю цилиндрического зубчатого колеса. В зависимости от величины и знака этого смещения различают зубчатые передачи:
- Положительные – составленные из колес с положительными смещениями или когда положительное смещение одного колеса больше отрицательного смещения другого (рис. а).
- Нулевые или равносмещенные – составленные из зубчатых колес без смещения или с равными, но противоположенными по знаку смещениями (рис. б).
- Отрицательные – составленные из колес с отрицательными смещениями или когда отрицательное смещение одного колеса больше положительного смещения другого (рис. в).
Виды зубчатых передач
Подрезание – негативное последствие, возникающее, когда точка Bl активного участка линии зацепления выходит за границы зоны сопряженного контакта (B_{l}N). Возникновение подрезания происходит при неграмотном выборе коэффициента смещения, в случае, когда не выполняется условие:
$$Xgeq X_{min}=h_{a}^{*}cdotdfrac{Z_{min}-Z}{Z_{min}}$$
где
$$Z_{min}=dfrac{2cdot h_{a}{*}}{sin^2(alpha)}$$
(alpha) – угол главного профиля;
(Z) – число зубьев проектируемого зубчатого колеса;
(h_{a}^{*}) – коэффициент высоты головки зуба.
Иллюстрация возникновения подрезания при изменении коэффициента смещения проектируемого колеса:
Возникновение подрезания
Для стандартного инструмента число зубьев, при котором колесо может быть нарезано без смещения, должно быть больше (17).
Заострение – негативное последствие, вызванное заострением вершины зуба по окружности вершин при увеличении коэффициента смещения. При проектировании передачи следует избегать заострения, для этого необходимо выполнение следующего условия:
$$S_{a}^{*}geq [S_{a}^{*}]_{доп}$$
$$S_{a}^{*}=dfrac{S_{a}}{m_{t}}$$
т. е. приведенная толщина зуба по окружности вершин должна быть больше некоторого принятого допустимого значения, которое выбирают в пределах от (0.2…0.45).
Техническое заострение – явление, возникающее при малом значении коэффициента перекрытия. Тогда в каждый момент времени в зацеплении находится меньше определенного значения пар зубьев в зацеплении.
В предельном случае, когда коэффициент перекрытия меньше (1), после выхода очередной пары зубьев из зацепления, следующая пара еще не входит в зацепление. В результате возникают циклические нагрузки из-за удара зубьев ведущей шестерни о зубья ведомого колеса. Это явление называют стук
.
При многократных ударах, способствующих возникновению шума, возникает техническое заострение, т. е. негативное последствие связанное с разрушением зубьев возникает уже в процессе работы.
Коэффициентом перекрытия (varepsilon_{gamma}) называется величина отношения угла перекрытия зубчатого колеса (varphi_alpha) к его угловому шагу (tau), где под углом перекрытия понимают угол, на который поворачивается колесо за время зацепления одной пары зубьев.
Для цилиндрических колес различают:
- полное (varepsilon_{gamma})
- торцевое (varepsilon_{alpha})
- осевое перекрытие (varepsilon_{beta})
Коэффициент торцевого перекрытия (varepsilon_{alpha}) может быть определен следующим образом:
$$varepsilon_{alpha}=dfrac{varphi_{alpha 1}}{tau_1}=dfrac{varphi_{alpha2}}{tau_2}=dfrac{g_{alpha}}{p_b}=dfrac{g_{alpha f}+g_{alpha b}}{p_b}$$
где
$$g_{alpha f}=l_{PN_2}-l_{B_1N_2}=arccosleft(dfrac{r_{b2}}{r_{a2}}right)$$
$$g_{alpha a}=l_{PN_1}-l_{B_2N_1}=arccosleft(dfrac{r_{b1}}{r_{a1}}right)$$
$$p_b=picdot m cdot cos(alpha)$$
$$r_{b_i}=mcdot Z_i cdot cosleft(dfrac{alpha}{2}right)$$
(alpha) – угол главного профиля исходного контура;
К определению коэффициента перекрытия
Обозначения (l_{B_1N_2}, l_{PN_2}) и т. д. – длины с чертежа.
Коэффициент перекрытия определяет величину зоны контакта двух пар зубьев, когда одновременно зацепляются два последовательно расположенных зуба. Так как до окончания зацепления одной пары зубьев следующая пара должна войти в контакт, в прямозубых передачах следует обеспечивать (varepsilon_alphageq1.05…1.25).
Допустимое значение коэффициента перекрытия выбирается исходя из назначения передачи и точности ее изготовления. Максимальное значение коэффициента перекрытия для зубчатых колес, обработанных инструментом со стандартным исходным производящим контуром, составляет (varepsilon_alpha=1.98).
Коэффициент удельного давления (nu) характеризует влияние формы зуба на контактную прочность и используется для оценки контактных напряжений в высшей кинематической паре. В курсовом проекте по ТММ в месте контакта имеет место сухое трение, поэтому данный коэффициент изменяется незначительно при любом значении коэффициента смещения.
Коэффициенты удельного скольжения (lambda_1, lambda_2) характеризуют скольжение при геометрических расчетах зубчатой передачи, которые, в свою очередь, определяют величину износа активного профиля в высшей кинематической паре. Износ шестерни с увеличение коэффициента смещения уменьшается, и, наоборот, очень быстро увеличивается при приближении к минимальному значению этого коэффициента. Зависимость изменения износа колеса меняется не сильно в области рассматриваемых значений коэффициентов смещения шестерни.
Приведенные толщины зубьев по окружности вершин (S_{a1}^{*}, S_{a2}^{*}) – величины, равные отношению толщины зуба по окружности вершин к модулю передачи, характеризующие степень утоньшения вершины зуба. Применяются для нахождения ограничения коэффициента смещения шестерни по условию отсутствия заострения. С увеличением коэффициента смещения шестерни этот параметр равномерно убывает для шестерни и возрастает для колеса.
Построение станочного и рабочего зацепления доступно на сайте. Проектирование планетарных механизмов и определение передаточного отношения методом Л. П. Смирнова рассмотрено подробно в разделе.
Коэффициент
смещения. Взаимное
положение колеса и заготовки при
нарезании зубьев можно охарактеризовать
положением делительной прямой
инструментальной рейки относительно
делительной окружности нарезаемого
колеса (рис. 5.7); расстояние между ними
называют смещением
исходного контура,
его выражают в количестве модулей, как
xm.
|
Рис. 5.7 |
Безразмерную
величину x
называют
коэффициентом
смещения;
это алгебраическая величина и здесь
различают три случая, показанные рис.
5.7, а
– в. Нарезая
зубья при различных коэффициентах
смещения, можно целенаправленно влиять
на размеры и форму этих зубьев, а также
на свойства колес и составленных из них
передач.
Часть
параметров и размеров зубчатого колеса
не зависит от коэффициента смещения; к
таковым относятся:
модуль
m;
угол
профиля эвольвенты на делительной
окружности (равен
углу профиля исходного контура) ;
шаг
по дуге основной окружности
(основной шаг)
.
(5.12)
Значения
этих трех параметров у нарезаемого
колеса те же, что и у зуборезного
инструмента.
Также
не зависят от x:
диаметр
делительной окружности
(делительный диаметр)
;
(5.13)
диаметр
основной окружности
(основной диаметр)
.
(5.14)
При
нарезании зубьев поверхность их вершин
не формируется, т.е. диаметр
окружности вершин колеса
(диаметр вершин) остается равным диаметру
заготовки; следовательно, нарезание
зубьев – это попросту удаление материала
из впадин колеса.
а Рис. |
На
рис. 5.8 изображены профиль зуба реечного
производящего контура (а)
и формируемый им при нарезании профиль
зуба колеса (б).
Во время нарезания начальная прямая 2
производящей рейки перекатывается без
скольжения по делительной окружности
колеса.
На
указанных профилях отмечены соответствующие
друг другу точки и участки профилей; в
частности:
эвольвентный
участок AL
профиля нарезаемого зуба формируется
прямолинейным участком
профиля зуба рейки;
переходная
кривая LF
на профиле зуба колеса формируется
круговой кромкой
профиля
зуба рейки;
вершина
зуба рейки, параллельная ее делительной
прямой 1, формирует окружность впадин
диаметра
колеса.
Очевидно,
что часть профиля зуба рейки, расположенная
выше точки
,
в профилировании нарезаемого зуба не
участвует.
Найдем
размеры колеса, зависящие от коэффициента
смещения x:
толщина
зуба по дуге делительной окружности
(делительная толщина зуба) колеса
;
(5.15)
диаметр
окружности впадин
(диаметр впадин)
,
(5.16)
или
.
(5.17)
Важным
параметром, характеризующим профиль
эвольвентного зуба, является положение
нижней граничной точки
L
эвольвенты
(рис.
5.8) – общей точки эвольвенты и переходной
кривой. При нарезании зубьев указанная
точка профиля формируется точкой
зуборезной рейки; исходя из этого для
точкиL
наиболее просто можно найти угол профиля
:
тангенс угла профиля
в нижней граничной точке эвольвенты
.
(5.18)
Согласно (5.5), диаметр
окружности граничных точек
;
(5.19)
при
,
или при
(5.20)
а Рис. |
эвольвента
в точке L
плавно сопрягается с переходной
кривой
(рис. 5.9,а);
при нарушении этого условия наблюдается
подрезание зубьев
(рис. 5.9, б),
которое выражается в том, что переходная
кривая пересекает эвольвенту несколько
выше основной окружности. В этом случае
формула (5.19) не справедлива.
Величину
называюткоэффициентом
наименьшего смещения исходного контура
(коэффициентом
наименьшего смещения).
Из
(5.18) также видно, что у колеса, имеющего
z
зубьев и нарезанного с коэффициентом
смещения x,
подрезание отсутствует, если
.
(5.21)
Величину
называют наименьшим
числом зубьев свободным от подрезания
(наименьшим
числом зубьев).
Подрезание
ослабляет зуб у основания, укорачивает
эвольвентный участок профиля и его
обычно стараются избегать; условием
отсутс–твия подрезания является
соблюдение любого из неравенств:
;
;.
Рис. |
Толщина
зуба
по дуге окружности заданного диаметра.
Угол
профиля в точке Y,
принадлежащей окружности диаметра
(рис. 5.10), равен
;
(5.22)
если
эта точка принадлежит делительной
окружности (т.е.
),
угол профиляравен углу профиля исходного контура,
так как
.
В таком случае из рис.
5.10 следует, что искомая толщина зуба
равна
.
(5.23)
Формулу
(5.23) используют, например, для нахождения
толщины зуба
по дуге окружности вершин: приимеем
;
(5.24)
.
(5.25)
Окружность,
на которой расположена точка пересечения
двух разноименных эвольвент, ограничивающих
профиль одного и того же зуба, называют
окружностью
заострения (рис.
5.10); ее диаметр
находят
из условия равенства нулю правой части
выражения (5.25):
;
(5.26)
.
(5.27)
Формулой
(5.23) пользуются также для нахождения
толщины зуба
по дуге основной окружности(основной
толщины зуба); при
из (5.22) имееми тогда
.
(5.28)
При
проектировании зубчатых передач обычно
стремятся, чтобы толщина зуба
была не меньше некоторой минимально
допустимой величины. Часто применяют
такие нормы:
|
– для |
– для |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #