Как найти коэффициент сжатия параболы

Предположим, вам попался график функции (y=ax^2+bx+c) и нужно по этому графику определить коэффициенты (a), (b) и (c). В этой статье я расскажу 3 простых способа сделать это.

1 способ – ищем коэффициенты на графике

Данный способ хорош, когда координаты вершины и точка пересечения параболы с осью (y) – целые числа. Если это не так, советую использовать способ 2.

  1. Коэффициент (a) можно найти с помощью следующих фактов:

    – Если (a>0), то ветви параболы направленных вверх, если (a<0), то ветви параболы направлены вниз.

    определяем знак коэффициента a

    – Если (a>1), то график вытянут вверх в (a) раз по сравнению с «базовым» графиком (у которого (a=1)). Вершина при этом остается на месте. Это наглядно видно по выделенным точкам.

    Определяем значение a

    – Аналогично с (a<-1), только график вытянут вниз.

    определяем значение a

    – Если (a∈(0;1)), то график сжат в (a) раз (по сравнению с «базовым» графиком с (a=1)). Вершина при этом остается на месте.

    парабола при a от 0 до 1

    – Аналогично (a∈(-1;0)), только ветви направлены вниз.

    парабола a от -1 до 0

  2. Парабола пересекает ось y в точке (c).

    определяем c по графику

  3. (b) напрямую по графику не видно, но его можно посчитать с помощью (x_в) – абсциссы (икса) вершины параболы:

    (x_в=-frac{b}{2a})
    (b=-x_вcdot 2a)
    находим b с помощью икс вершины

Пример (ЕГЭ):

пример из ЕГЭ

Решение:
Во-первых, надо разобраться, где тут (f(x)), а где (g(x)). По коэффициенту (c) видно, что (f(x)) это функция, которая лежит ниже – именно она пересекает ось игрек в точке (4).

пример из ЕГЭ

Значит нужно найти коэффициенты у параболы, которая лежит повыше.
Коэффициент (c) у неё равен (1).
Ветви параболы направлены вниз – значит (a<0). При этом форма этой параболы стандартная, базовая, значит (a=-1).

пример из ЕГЭ

Найдем (b). (x_в=-2), (a=-1).

(x_в=-frac{b}{2a})
(-2=-frac{b}{-2})
(b=-4)

Получается (g(x)=-x^2-4x+1). Теперь найдем в каких точках функции пересекаются:

(-x^2-4x+1=-2x^2-2x+4)
(-x^2-4x+1+2x^2+2x-4=0)
(x^2-2x-3=0)
(D=4+4cdot 3=16=4^2)
(x_1=frac{2-4}{2}=-1);    (x_2=frac{2+4}{2}=3).

Ответ: (3).

2 способ – находим формулу по точкам

Это самый надежный способ, потому что его можно применить практически в любой ситуации, но и самый не интересный, потому что думать тут особо не надо, только уметь решать системы линейных уравнений. Алгоритм прост:

  1. Ищем 3 точки с целыми координатами, принадлежащие параболе.
    Пример:

    нахождение формулы по точкам

  2. Выписываем координаты этих точек и подставляем в формулу квадратичной функции: (y=ax^2+bx+c). Получится система с тремя уравнениями.

    Пример: (A(-4;5)), (B(-5;5)), (C(-6;3)).

    (begin{cases}5=a(-4)^2+b(-4)+c\5=a(-5)^2+b(-5)+c\3=a(-6)^2+b(-6)+c end{cases})

  3. Решаем систему.
    Пример:

    (begin{cases}5=16a-4b+c\5=25a-5b+c\3=36a-6b+c end{cases})

    Вычтем из второго уравнения первое:

    (0=9a-b)
    (b=9a)

    Подставим (9a) вместо (b):

    (begin{cases}5=16a-36a+c\5=25a-45a+c\3=36a-54a+c end{cases})
    (begin{cases}5=-20a+c\5=-20a+c\3=-18a+c end{cases})

    Первое и второе уравнения совпали (это нормально для точек, симметричных относительно прямой проходящей через вершину – как точки (A) и (B) в нашем случае), но нас это не остановит – мы вычтем из второго уравнение третье:

    (2=-2a)
    (a=-1)

    Найдем (b):

    (b=-9)

    Подставим в первое уравнение (a):

    (5=20+c)
    (c=-15).

    Получается квадратичная функция:   (y=-x^2-9x-15).

Пример (ЕГЭ):

пример из ЕГЭ

Решение:

Сразу заметим, что по графику можно сразу определить, что (c=4). Это сильно облегчит нашу систему – нам хватит 2 точек. Выберем их на параболе: (C(-1;8)), (D(1;2)) (на самом деле, если присмотреться, то можно заметить, что эти точки выделены жирно на изначальной картинке – это вам подсказка от авторов задачи). 

решение задачи из ЕГЭ

Таким образом имеем систему:

(begin{cases}8=a(-1)^2+b(-1)+4\2=a+b+4 end{cases})

(begin{cases}8=a-b+4\2=a+b+4 end{cases})

(begin{cases}4=a-b\-2=a+b end{cases})

Сложим 2 уравнения:

(2=2a)
(a=1)

Подставим во второе уравнение:

(-2=1+b)
(b=-3)

Получается:

(g(x)=x^2-3x+4)

Теперь найдем точки пересечения двух функций:

(-3x+13=x^2-3x+4)
(x^2-9=0)
(x=±3)

Теперь можно найти ординату второй точки пересечения:

(f(-3)=-3cdot (-3)+13)
(f(-3)=9+13)
(f(-3)=22)

Ответ:   (22).

3 способ – используем преобразование графиков функций

Этот способ быстрее первого и более универсальный, в частности он может пригодится и в задачах на другие функции.

Главный недостаток этого способа – вершина должна иметь целые координаты.

Сам способ базируется на следующих идеях:

  1. График (y=-x^2) симметричен относительно оси (x) графику (y=x^2).

    нахождение через преобразование параболы

  2. – Если (a>1) график (y=ax^2) получается растяжением графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.
    – Если (a∈(0;1)) график (y=ax^2) получается сжатием графика (y=x^2) вдоль оси (y) в (a) раз.

    растяжение и сжатие параболы

  3. – График (y=a(x+d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) влево на (d) единиц.
    – График (y=a(x-d)^2) получается сдвигом графика (y=ax^2) вправо на (d) единиц. 

    Сдвиг параболы вправо и влево

  4. График (y=a(x+d)^2+e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вверх.
    График (y=a(x+d)^2-e) получается переносом графика (y=a(x+d)^2) на (e) единиц вниз.

    сдвиг параболы вверх и вниз

У вас наверно остался вопрос – как этим пользоваться? Предположим, мы видим такую параболу:

пример

Сначала смотрим на её форму и направленность её ветвей. Видим, что форма стандартная, базовая и ветви направлены вверх, поэтому (a=1). То есть она получена перемещениями графика базовой параболы (y=x^2).

пример нахождение формулы параболы с помощью преобразования графиков функций

А как надо было перемещать зеленый график чтоб получить оранжевый? Надо сдвинуться вправо на пять единиц и вниз на (4).

решение примера

То есть наша функция выглядит так: (y=(x-5)^2-4).
После раскрытия скобок и приведения подобных получаем искомую формулу:

(y=x^2-10x+25-4)
(y=x^2-10x+21)

Готово.

Пример (ЕГЭ):

решение примера из ЕГЭ

Чтобы найти (f(6)), надо сначала узнать формулу функции (f(x)). Найдем её:

  1. Парабола растянута на (2) и ветви направлены вниз, поэтому (a=-2). Иными словами, первоначальной, перемещаемой функцией является функция (y=-2x^2).

    решение примера из ЕГЭ

  2. Парабола смещена на 2 клеточки вправо, поэтому (y=-2(x-2)^2).

  3. Парабола поднята на 4 клеточки вверх, поэтому (y=-2(x-2)^2+4).

  4. Получается (y=-2(x^2-4x+4)+4=)(-2x^2+8x-8+4=-2x^2+8x-4).

  5. (f(6)=-2cdot 6^2+8cdot 6-4=-72+48-4=-28)

Смотрите также:
Как найти k и b по графику линейной функции?

Растяжение и сжатие графиков функций

  1. Список функций, изученных в 7 и 8 классе
  2. Растяжение и сжатие графика по оси OX
  3. Растяжение и сжатие графика по оси OY
  4. Примеры

Список функций, изученных в 7 и 8 классе

Функция

Формула

График

Раздел справочника

Прямая пропорциональность

y = kx

Прямая

7 кл., §37

Линейная функция

y = kx+b

Прямая

7 кл., §38-39

Обратная пропорциональность

$ y = frac{k}{x} $

Гипербола

8 кл., §6

Квадрат числа

$ y=x^2$

Парабола

8 кл., §18

Квадратный трёхчлен

$ y = ax^2+bc+c$

Парабола

8 кл., §28-29

Квадратный корень

$ y = sqrt{x}$

Парабола

8 кл., §22

Растяжение и сжатие графика по оси OX

Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:

$$ y_1 = f(x), y_2 = f(px) $$

где $p gt 1$, произвольный положительный множитель.

Пусть p = 2.

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = f(2x) = (2x)^2 = 4x^2 $

$y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OX

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = f(2x) = frac{4}{(2x)} = frac{2}{x}$

$ y_2 = y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1 $

График сжимается в 2 раза по оси OX

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = f(2x) = sqrt{2x}$

$y_2=y_1 при x_2 = frac{1}{2} x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OX

Квадратный корень

Теперь сравним пары функций с делением на p:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f left( frac{x}{p} right), quad p gt 1 $$

Пусть p = 2

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = f left(frac{x}{2}right) = left(frac{x}{2}right)^2 = frac{x^2}{4} $

$y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = f left(frac{x}{2}right) = frac{4}{x/2} = frac{8}{x}$

$ y_2 = y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = f left(frac{x}{2}right) = sqrt{frac{x}{2}}$

$y_2=y_1 при x_2 = 2x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OX

Квадратный корень

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f(px), quad p gt 1 $$

график второй функции сжимается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = f Biggl(frac{x}{p}Biggr), quad p gt 1 $$

график второй функции растягивается в p раз по оси OX по сравнению с графиком первой функции.

Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)

Растяжение и сжатие графика по оси OY

Сравним графики пар функций, которые в общем виде можно записать так:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x) $$

где $A gt 1$, произвольный положительный множитель.

Пусть A = 2.

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = 2f(x) = 2x^2 $

$y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = 2f(x) = frac{8}{x}$

$ y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = 2f(x) = 2sqrt{x}$

$y_2 = 2y_1 при x_2 = x_1$

График растягивается в 2 раза по оси OY

Квадратный корень

Теперь сравним пары функций с делением на A:

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$

Пусть A = 2

Парабола:

$y_1 = f(x) = x^2$

$ y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{x^2}{2}$

$y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Парабола

Гипербола:

$ y_1 = f(x) = frac{4}{x}$

$y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{2}{x}$

$ y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Гипербола

Квадратный корень:

$y_1 = f(x) = sqrt{x}$

$y_2 = frac{1}{2}f(x) = frac{sqrt{x}}{2}$

$y_2 = frac{1}{2}y_1 при x_2 = x_1$

График сжимается в 2 раза по оси OY

Квадратный корень

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = Af(x), quad A gt 1 $$

график второй функции растягивается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.

При сравнении графиков двух функций

$$ y_1 = f(x), quad y_2 = frac{1}{A} f(x), quad A gt 1 $$

график второй функции сжимается в A раз по оси OY по сравнению с графиком первой функции.

Заметим, что данные утверждения справедливы не только для рассмотренных функций, но и для любых других (синусов, косинусов, логарифмов и т.п.)

Примеры

Пример 1. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:

$$ y = sqrt{x}, y = sqrt{3x}, y = sqrt{frac{x}{3}}, y = 3sqrt{x} $$

Сделайте выводы.

Пример 1.

По сравнению с графиком $y = sqrt{x}$:

  • график функции $y = sqrt{3x}$ сжимается в 3 раза по оси OX(←)
  • график функции $y = sqrt{frac{x}{3}}$ растягивается в 3 раза по оси OX(→)
  • график функции $y = 3sqrt{x}$ растягивается в 3 раза по оси OY(↑)

Пример 2*. Постройте в одной координатной плоскости графики функций:

$$ y = f(x), y = f(2x), y = f Biggl(frac{x}{2}Biggr), y = 2f(x) $$

где $f(x) = x^2+3x+2$

Сделайте выводы.

Исходная функция $y = f(x) = x^2+3x+2$

Остальные функции

$$ y = f(2x) = (2x)^2+3 cdot (2x)+2 = 4x^2+6x+2 $$

$$ y = fBiggl(frac{x}{2}Biggr) = Biggl(frac{x}{2}Biggr)^2+3 cdot Biggl(frac{x}{2}Biggr) +2 = frac{x^2}{4}+ frac{3}{2} x+2 $$

$$ y = 2f(x) = 2x^2+6x+4 $$

Получаем:

Пример 2*.

По сравнению с графиком $y = f(x) = x^2+3x+2$:

  • график функции y = f(2x) сжимается в 2 раза по оси OX(→)
  • график функции $y = f left(frac{x}{2}right)$ растягивается в 2 раза по оси OX(←)
  • график функции y = 2f(x) растягивается в 2 раза по оси OY(↑)

Рейтинг пользователей

          Продолжим знакомиться с квадратичной
    функцией. Влияние коэффициента
    k на расположение
    ветвей параболы было рассмотрено ранее. Если
    k˃0 , то ветви
    направлены вверх, если
    k˂0, то ветви направлены
    вниз. Построим по точкам графики функций
    y=2xи  y=1/4x2 . В первом случае коэффициент k˃0, во втором 0˂k˂1
    Заполняем таблицу.

    х

    у = 2х2

    у = 0,25х2

    -4

        32

             4

    -3

        18

          2,25

    -2

         8

             1

    -1

         2

          0,25

    0

         0

             0

    1

         2

          0,25

    2

         8

             1

    3

        18

          2,25

    4

        32

              4

    Строим графики по точкам.     

    График функции (красный
    цвет)  y=2x2
     
    График функции (красный
    цвет) y=1/4x2

             Внимательно рассмотрев получившиеся
    графики: на рисунке зелёным цветом показан исходный график функции 
    y=x,можем сделать вывод, что от величины коэффициента k зависит так называемая «степень крутизны» параболы, т.е.
    чем больше
    k, тем ветви направлены круче.

    Правило 1: график функции y=kx2 при  k˃0 получился
    растяжением графика функции
    y=xвдоль оси ординат.

    Правило 2: график функции y=kx2 при 0˂k˂1 получился
    сжатием  графика функции
    y=x
    вдоль
    оси ординат.


    Математика


    Квадратные функции

    Растяжение и сжатие стандартной параболы


    • Report an issue

    Растяжение и сжатие стандартной параболы

    Параболу можно растягивать и сжимать с помощью параметра $a$. Общая формула:

    $y=ax^2$

    !

    Запомни

    • Если $|a|$ > 1, график более крутой, чем парабола и растянут.
    • Если $|a|$ < 1, график более плоский, чем парабола и сжат.

    Пример

    $color{green}{g(x)=frac12x^2}$
    $color{blue}{f(x)=x^2}$
    $color{brown}{h(x)=2x^2}$

    Функция вида y=ax^2+bx+c , где aneq 0 называется квадратичной функцией

    График квадратичной функции – парабола

    парабола, построение параболы, график парабола

    Рассмотрим случаи:

    I СЛУЧАЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАБОЛА 

    y=x^2, то есть a=1, b=0, c=0

    Для построения заполняем таблицу, подставляя значения x в формулу:

    parabola2

    Отмечаем  точки (0;0); (1;1); (-1;1) и т.д. на координатной плоскости (чем с меньшим шагом мы берем значения х ( в данном случае шаг 1 ), и чем больше берем значений х, тем плавнее будет кривая), получаем параболу:

    классическая парабола, парабола, построение параболы

    Нетрудно заметить, что если мы возьмем случай a=-1, b=0, c=0, то есть y=-x^2, то мы получим параболу, симметричную y=x^2 относительно оси (ох). Убедиться  в этом несложно, заполнив аналогичную таблицу:

    парабола, построение параболы

    II СЛУЧАЙ,  «a» ОТЛИЧНО ОТ ЕДИНИЦЫ

    Что же будет, если мы будем брать a=2, a=-3, a=0.5? Как изменится поведение параболы? При |a|>1 парабола  y=ax^2 изменит форму, она “похудеет” по сравнению с параболой y=x^2 (не верите – заполните соответствующую таблицу – и убедитесь сами):

    парабола, построение параболы, ветви параболы, коэффициенты параболы, дискриминант

    На первой картинке (см. выше) хорошо видно, что точки из таблицы для параболы y=x^2 (1;1), (-1;1) трансформировались в точки (1;4), (1;-4), то есть при тех же значениях x  ордината  y  каждой точки умножилась на 4.  Это произойдет со всеми ключевыми точками исходной  таблицы. Аналогично рассуждаем в случаях картинок 2 и 3.

    А при |a|<1 парабола y=ax^2  «станет шире»  параболы y=x^2:

    парабола, построение параболы, ветви параболы, коэффициенты параболы, дискриминант, ветви вниз

    Давайте подитожим:

    III СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ  «С»

     Теперь давайте введем в игру c (то есть рассматриваем случай, когда cneq 0), будем рассматривать параболы вида y=ax^2+c. Нетрудно догадаться (вы всегда можете обратиться к таблице), что будет происходить смещение параболы y=ax^2 вдоль оси (oy) вверх или вниз в зависимости от знака c:

    парабола, построение параболы, сдвиг параболы, ветви параболы, коэффициенты параболы, дискриминант

    IV СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «b»

    Когда же парабола “оторвется” от оси (oy) и будет, наконец, “гулять” по всей координатной плоскости? Когда b перестанет быть равным 0.

    Здесь для построения параболы y=ax^2+bx+c нам понадобится формула для вычисления вершины: x_o=frac{-b}{2a},   y_o=y(x_o).

    Так вот в этой точке (как в точке (0;0) новой системы координат) мы будем строить параболу y=ax^2, что уже нам по силам. Если  имеем дело со случаем a=1, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, один вверх, – полученная точка – наша (аналогично шаг влево, шаг вверх – наша точка); если имеем дело с a=2, например, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, два – вверх и т.д.

    Например, вершина параболы y=x^2-4x-2:

    x_o=frac{4}{2}=2,  y_o=(2)^2-4cdot 2 -2=-6. Теперь главное уяснить, что в этой вершине мы будем строить параболу по шаблону параболы y=x^2,  ведь a=1 в нашем случае.

    парабола, построение параболы, ветви параболы, дискриминант

    При построении параболы после нахождения координат вершины очень удобно учитывать следующие моменты:

    1) парабола обязательно пройдет через точку (0;c).  Действительно, подставив в формулу y=ax^2+bx+c x=0, получим, что y=c. То есть ордината точки пересечения параболы  с осью (оу), это c.   В нашем примере (выше), парабола пересекает ось ординат в точке -2, так как c=-2.

    2) осью симметрии параболы является прямая x=frac{-b}{2a}, поэтому все точки параболы будут симметричны относительно нее. В нашем примере, мы сразу берем точку (0; -2) и строим ей симметричную относительно оси симметрии параболы, получим точку (4; -2), через которую будет проходить парабола.

    3) Приравнивая y к 0, мы узнаем точки пересечения параболы с осью (ох). Для этого решаем уравнение ax^2+bx+c=0. В зависимости от дискриминанта, будем получать одну (D=0,  x=-frac{b}{2a}), две (D>0, x_{1,2}=frac{-bpmsqrt{b^2-4ac}}{2a}) или нИсколько (D<0) точек пересечения с осью (ох). В предыдущем примере у нас  корень из дискриминанта – не целое число, при построении нам особо нет смысла находить корни, но мы видим четко, что две точки пересечения  с осью (ох) у нас будут (так как D>0), хотя, в общем, это видно и без дискриминанта.

    Итак, давайте выработаем

    Алгоритм для построения параболы, если она задана  в виде y=ax^2+bx+c

    1) определяем направление ветвей ( а>0 – вверх, a<0 – вниз)

    2) находим координаты вершины (x_o;y_o) параболы по формуле x_o=frac{-b}{2a},   y_o=y(x_o).

    3) находим точку пересечения параболы с осью (оу) по свободному члену c, строим точку, симметричную данной относительно оси симметрии параболы (надо заметить, бывает, что эту точку невыгодно отмечать, например, потому, что значение c велико… пропускаем этот пункт…)

    4) В найденной точке – вершине параболы (как в точке (0;0) новой системы координат) строим параболу y=ax^2. Если |a|>1, то парабола y=ax^2 становится у’же по сравнению с y=x^2, если |a|<1, то парабола расширяется по сравнению с y=x^2

    5) Находим точки пересечения параболы с осью (оу) (если они еще сами “не всплыли”), решая уравнение ax^2+bx+c=0

    Пример 1

    алгоритм построения параболы, парабола

    Пример  2

    парабола, построение параболы, ветви параболы, коэффициенты параболы, дискриминант

    Замечание 1. Если же парабола изначально нам задана в виде y=a(x-m)^2+n, где m, n – некоторые числа (например, y=(x-5)^2-1), то построить ее будет еще легче, потому что нам уже заданы координаты вершины (m, n). Почему?

    Возьмем квадратный трехчлен ax^2+bx+c и выделим в нем полный квадрат: ax^2+bx+c=a(x^2+frac{b}{a}x+frac{c}{a})=a((x^2+2frac{b}{2a}x+frac{b^2}{4a^2})-frac{b^2}{4a^2}+frac{c}{a})=a(x+frac{b}{2a})^2-frac{b^2}{4a}+c. Посмотрите, вот мы и получили, что m=frac{-b}{2a}, n=-frac{b^2}{4a}+c=y(frac{-b}{2a}). Мы с вами ранее называли   вершину параболы (x_o; y_o), то есть теперь x_o=m, y_o=n.

    Например,  y=-frac{1}{3}{(x+2)}^2+6. Отмечаем на плоскости вершину параболы (-2; 6), понимаем, что ветви направлены вниз, парабола расширена (относительно y=x^2). То есть выполняем пункты 1; 3; 4; 5 из алгоритма построения параболы (см. выше).

    парабола с ветвями вниз

    Замечание 2. Если парабола задана в виде, подобном этому y=x(x-4) (то есть y представлен в виде произведения двух линейных множителей), то нам сразу видны точки пересечения параболы с осью (ох). В данном случае  – (0;0) и (4;0). В остальном же действуем согласно алгоритму, раскрыв скобки.

    Добавить комментарий