Как найти когнитивные функции

Вы когда-нибудь определяли свой психологический тип личности, используя типологию Майерс – Бриггс? Если Вы это делали при помощи онлайн-тестов, то, скорее всего, определили свой тип личности неправильно. Онлайн-тесты, как правило, дают неточные результаты; тому есть несколько причин:

1) слишком абстрактные и нечётко сформулированные вопросы;
2) проявление тенденциозности (предвзятость и необъективность) при оценивании себя со стороны, что сильно искажает результаты теста;
3) в большинстве бесплатных онлайн-тестов Майерс – Бриггс используются буквенные дихотомии (тип I, E, F или T) вместо теории психологических типов, основанной на когнитивных функциях.

Когнитивные функции – это «способы обработки и принятия решений, связанные с Вашим типом личности по типологии Майерс – Бриггс». У каждого типа имеется четыре (из восьми возможных) когнитивные функции, которые используются в определённом порядке. Определение функций и порядка их использования Вами является наиболее точным способом выяснить, к какому психологическому типу личности Вы относитесь. Функции подразумевают четырёхбуквенный тип – и никак иначе.

Когнитивные функции

Когнитивные функции делятся на экстравертированные (ориентированные на действие и взаимодействие с окружающим миром) и интровертированные (ориентированные на анализ и размышление). Независимо от того, кем Вы являетесь – экстравертом или интровертом, у каждого из нас есть две экстравертированные (преобладают у экстравертов) и две интровертированные (преобладают у интровертов) функции.

Также когнитивные функции могут быть перцептивными (ориентированные на восприятие новой информации и изучение возможностей) и основанными на принятии решений (ориентированные на выведение заключений и реализацию планов). У каждого человека есть две перцептивные функции и две функции, основанные на принятии решений.

Получается, что у Вас имеется одна экстравертированная перцептивная функция, одна интровертированная перцептивная функция, одна экстравертированная функция, основанная на принятии решений, и одна интровертированная функция, основанная на принятии решений. Из этих функций одна является интуитивной, другая – чувствительной, третья – мыслительной и четвёртая – воспринимающей.

Что ж, давайте рассмотрим каждую из восьми когнитивных функций более подробно.

Перцептивные функции

1) Экстравертированная интуиция (Ne)

Экстравертированная интуиция создаёт новые возможности, синтезирует абстрактные идеи и улавливает связи во внешней среде. Экстравертированная интуиция способна одновременно учитывать множество противоречащих друг другу идей, поскольку она видит практически все стороны любой ситуации. Это функция, ориентированная на будущее, рассматривает всевозможные варианты событий, которые могут произойти далее.

Люди, у которых преобладает экстравертированная интуиция, как правило, легко возбудимы, предприимчивы и креативны. Им нравится обсуждать новые идеи; они являются разносторонними людьми и всё в жизни воспринимают как вызов. Они постоянно думают о том, что делать дальше. Им трудно сосредоточиться на одной конкретной идее или плане.

2) Интровертированная интуиция (Ni)

Интровертированная интуиция формирует представление о том, как устроен мир, исходя из тщательного, абстрактного анализа прошлых и текущих событий. Она нацелена на выявление «сущности» идей, теорий, людей и ситуаций для того, чтобы в дальнейшем вписать их в более общую схему. Интровертированная интуиция – дальновидная функция, нацеленная на выявление оптимального или наиболее вероятного исхода будущих событий.

Люди, у которых преобладает интровертированная интуиция, отличаются упорностью и настойчивостью; они слишком восприимчивы к противоречиям, возникающим во внешней среде. Им нравятся загадки, головоломки и каламбуры. У них часто бывают моменты «прозрения». Их крайняя дальновидность – результат тонкого слияния интровертированной интуиции, ориентированной на будущее, и посредственного экстравертированного восприятия.

3) Экстравертированное восприятие (Se)

Экстравертированное восприятие связано с принятием мира (видов, запахов, звуков и общих физических раздражителей окружающей среды) таким, каким он есть в настоящий момент. Экстравертированное восприятие живёт и процветает в данный момент больше, чем любая другая функция.

Люди, у которых преобладает экстравертированное восприятие, хорошо сложены от природы. Они крайне импульсивны и любят, когда на них действуют постоянно меняющиеся раздражители. Они высоко ценят эстетику и испытывают в жизни страсть к «прекрасным вещам». Люди с преобладающим экстравертированным восприятием, как правило, не заинтересованы в чрезмерном анализе ситуации. Они источают естественное чувство уверенности и всегда знают, чего хотят.

4) Интровертированное восприятие (Si)

Интровертированное восприятие связано с повышенным вниманием к деталям и хранением информации. Оно принимает к сведению факты, события и явления такими, какими они есть, и классифицирует их, подобно внутренней файловой системе. Интровертированное восприятие – это функция, ориентированная на прошлое; она зациклена на том, что было, и часто даёт волю ностальгии.

Люди, у которых преобладает интровертированное восприятие, отличаются организованностью и собранностью. Они считают, что готовы к любой неудаче, и всегда идут по проторенным дорожкам. Люди с преобладающим интровертированным восприятием верят в то, что будущее повторяет прошлое.

Функции, основанные на принятии решений

1) Интровертированное чувство (Fi)

Интровертированное чувство – всесторонний анализ эмоциональных процессов и нравственности. Данная функция стремится познать эмоции настолько глубоко, насколько это возможно. Она также развивает мощную внутреннюю систему правильного и неправильного, которой человек руководствуется при принятии решений. Интровертированное чувство ищет более глубокий смысл абсолютно во всём. Люди, в которых присутствует интровертированное чувство, находятся в тесном контакте со своими эмоциями и часто воспринимают чужую радость/боль как свою собственную.

Люди, у которых преобладает интровертированное чувство, полны сочувствия, они мыслят аналитически и зачастую обеспокоены моральными проблемами. Они творческие и артистичные натуры. Им кажется, что другие не смогут понять, кем они являются на самом деле. Люди с преобладающим интровертированным чувством тщательно скрывают свои эмоции и богатый внутренний мир от окружающих.

2) Экстравертированное чувство (Fe)

Экстравертированное чувство крайне озабочено соблюдением социальных норм и поддержанием мира. Данная функция стремится делать то, что лучше для общества; её всегда волнуют эмоции других людей. Она является зеркальной, то есть может вызывать у человека проблемы в понимании собственных чувств без участия других людей. Экстравертированное чувство требует наличия постоянного социального взаимодействия больше, чем любая другая функция.

Люди, у которых преобладает экстравертированное чувство, сильно реагируют на то, что чувствуют другие люди. Они неустанно ищут общение, поскольку, только находясь в кругу близких, чувствуют себя счастливыми и жизнерадостными. Такие люди стремятся поддерживать гармонию и сохранить мир любой ценой. Они не могут наслаждаться своей жизнью в полной мере, если люди вокруг них больны и несчастны.

3) Экстравертированное мышление (Te)

Экстравертированное мышление стремится навести порядок во внешней среде настолько эффективно и последовательно, насколько это возможно. Превыше всего оно ценит продуктивность. Экстравертированное мышление – это функция, основанная на результатах и ориентированная на действие. Экстравертированное мышление естественным образом реализует конкретные планы для достижения целей и способно быстро принимать решения.

Люди, у которых преобладает экстравертированное мышление, искренни, решительны и высокопродуктивны. Они являются прирождёнными лидерами, поскольку не боятся брать на себя ответственность и наводить порядок. Люди с преобладающим экстравертированным мышлением могут показаться властными или излишне самоуверенными тем, у кого отсутствует данная функция.

4) Интровертированное мышление (Ti)

Интровертированное мышление – функция, основанная на сборе информации. Она стремится сформировать представление о том, как работает мир на конкретном, осязаемом уровне. Интровертированное мышление хорошо разбирается в системах и быстро улавливает несоответствия в них. Интровертированное мышление стремится к глубокому пониманию того, как работают вещи.

Люди с преобладающим интровертированным мышлением рассудительны, планомерны и объективны. Они ищут «короткие пути» достижения целей, повышающие эффективность в рамках данной системы. Такие люди слишком замкнуты в себе; они не будут чувствовать себя комфортно до тех пор, пока не постигнут суть вещей.

Какие функции свойственны тому или иному типу?

Важно отметить, что когнитивные функции работают в конкретных группах, некоторые из которых являются взаимоисключающими. Например, Вы не можете иметь экстравертированное чувство и интровертированное чувство – только одно из двух.

Кроме того, невероятно важен порядок, в котором используется каждая функция. Рассматривая психологические типы, поразмыслите над тем, какие функции Вы используете постоянно, редко или от случая к случаю.

Как узнать, в каком порядке Вы используете свои функции?

Вы можете легко запутаться, выясняя это. Чаще всего мы осознаём свои вторичные, а не первичные функции. Это происходит потому, что мы несколько удалены от наших вторичных функций и способны оценивать их более объективно.

Представьте себе, что Вы находитесь в бассейне, и Вашей первичной (или «доминантной») функцией является вода. Она – повсюду. Это то, что Вы делаете на автомате, не концентрируясь на процессе. Это Ваш естественный первый порыв в любой ситуации, поэтому Вы легко можете его не заметить.

Ваша вторичная (или «вспомогательная») функция – это водная горка. Вы можете выбрать, стоит ли Вам использовать её или нет. Вы чётко осознаёте её присутствие. Она не может исчезнуть по Вашему желанию, но Вы способны её некоторое время игнорировать. Чтобы добраться до неё, Вам придётся плыть по воде.

Ваши третья («третичная») и четвёртая («низшая») функции менее доступны Вам; они не могут развиться в полной мере до тех пор, пока Вы не достигнете среднего возраста. Когда Вы молоды, третья и четвёртая функции проявляются, как правило, в стрессовых ситуациях. Если вы начнёте тонуть в воде, Ваши третья и четвёртая функции станут для Вас спасательным плотом, за который Вы уцепитесь. В конце концов, Вы можете превратить их в игрушки для бассейна, используемые на регулярной основе.

Порядок когнитивных функций, в котором они используются (для каждого психологического типа личности):

ENFP: Ne – Fi – Te – Si
INFP: Fi – Ne – Si – Te
INFJ: Ni – Fe – Ti – Se
ENFJ: Fe – Ni – Se – Ti
ISTJ: Si – Te – Fi – Ne
ESTJ: Te – Si – Ne – Fi
ISTP: Ti – Se – Ni – Fe
ESTP: Se – Ti – Fe – Ni
INTJ: Ni – Te – Fi – Se
INTP: Ti – Ne – Si – Fe
ENTJ: Te – Ni – Se – Fi
ENTP: Ne – Ti – Fe – Si
ISFJ: Si – Fe – Ti – Ne
ISFP: Fi – Se – Ni – Te
ESFJ: Fe – Si – Ne – Ti
ESFP: Se – Fi – Te – Ni

Е – экстраверсия (Еxtraversion); I – интроверсия (Introversion); S – здравый смысл (Sensing); N – интуиция (iNtuition); T – мышление (Thinking); F – чувство (Feeling); J – суждение (Judging); P – восприятие (Perception).

Почему важно иметь представление о том, что такое когнитивные функции?

Понимание когнитивных функций является ключевым для определения психологического типа. Четырёхбуквенные дихотомии не могут объяснить всю сложность нашей личности. Когнитивные функции позволяют нам понять, когда мы используем каждую функцию и как это влияет на процесс принятия решений.

Когнитивные функции также помогают нам с лёгкостью определить психологический тип личности, к которому мы принадлежим. Теперь Вы знаете, что у представителей, казалось бы, похожих типов ENFP и ENFJ на самом деле преобладают разные когнитивные функции.

И, наконец, глубокое понимание когнитивных функций помогает нам осознать то, как тип личности может развиваться без фактических изменений (теоретически типы остаются постоянными на протяжении всей жизни). Люди типа INFP могут выработать в себе функцию экстравертированного мышления к тридцати или сорока годам, однако это не значит, что они теперь являются INTP. Они просто стали более сбалансированной версией собственного типа.

http://muz4in.net/news/tipologija_lichnosti_majers_briggs_kognitivnye_funkcii/2015-06-23-38693

Как улучшить работу мозга? Что такое когнитивные функции и почему они нарушаются. Рассказывает психиатр

В нашем обществе существует устойчивый стереотип о том, что когнитивные нарушения – это «что-то про пожилых людей». Но когнитивные способности человека могут постепенно снижаться уже с 20-30 лет. И, по исследованиям британских ученых, нарушения в этой сфере наблюдаются у 12% трудоспособных молодых людей. Что же такое когнитивные функции, каковы причины их нарушения, и как улучшить работу своего мозга? Рассказывает главный психиатр нашей клиники Василий Шуров.

Что такое когнитивные функции?

Это собирательное название наиболее сложных функций нашей центральной нервной системы, которые отвечают за рациональное познание мира и обеспечивают нам сознательное взаимодействие с реальностью.

Благодаря когнитивным способностям мы можем принимать, обрабатывать, воспроизводить и самостоятельно создавать информацию, обмениваться ею с другими людьми.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Наиболее известные когнитивные функции:

· Память

· Речь

· Фокусировка и распределение внимания

· Восприятие

· Интеллект

· Ориентация во времени и пространстве

Также ученые выделяют еще 2 важные функции:

Гнозис – понимание смысла тех или иных явлений при помощи чувственного восприятия (зрение, слух, обоняние, тактильные прикосновения) и восприятия символических значений.

Праксис – способность осознавать и контролировать свои действия, совершать целенаправленные движения.

Когда какие-либо из когнитивных функций дают сбой, у человека нарушается связь с реальностью.

Например, у вас ухудшилась память или речь. От этого страдают ваши личная, бытовая и профессиональная сферы жизни.

Когнитивные нарушения у молодых людей − причины

Стереотип «когнитивные нарушения бывают только у пожилых» − ошибочен. Так, множество молодых людей сталкиваются с легкими нарушениями:

· Быстрая утомляемость

· Низкая концентрация внимания

· Рассеянность, забывчивость

· Общее снижение трудоспособности

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Почему это происходит?

Наш мозг обладает довольно большим запасом прочности.

В науке для этого используется термин «когнитивный резерв» − это способность нашего мозга нормально функционировать даже в условиях сильного стресса, травм и возрастных дегенеративных изменений.

Но и этот резерв не вечен. Под воздействием ряда факторов объем белого вещества мозга уменьшается – бороды и извилины разглаживаются, а нейроны становятся меньше и тоньше, не могут активно связываться друг с другом.

Наиболее распространенные факторы риска:

Вредные привычки

Курение, прием алкоголя и других психотропных веществ негативно влияют на сосуды и нарушают здоровое кровообращение в головном мозге, приводят к кислородному голоданию и отмиранию нейронов мозга.

Из практики доктора:

Большая часть пациентов нашей клиники, зависимых от никотина, алкоголя и наркотиков, имеют нарушения когнитивных способностей. Этому фактору приходится уделять дополнительное внимание в процессе лечения.

Неправильное питание

Обилие жирной и сладкой пищи нарушает здоровый обмен веществ, что сказывается на состоянии клеток мозга.

Хроническое недосыпание

Сон – важнейший процесс для поддержания здоровья нервной системы и когнитивных функций. Во время сна происходит восстановление мозгового гомеостаза – активизируются процессы регенерации клеток, стимулируется обмен веществ. Кроме того, во время медленной фазы сна мозг обрабатывает и лучше запоминает полученную за день информацию, а быстрая фаза помогает восстановить эмоциональное равновесие и восстановить объем кратковременной памяти.

О том, как и сколько нужно спать для поддержания здоровья, мы писали здесь.

Малоподвижный образ жизни

Постоянное нахождение в закрытых пространствах и пренебрежение физическими нагрузками приводит к недостатку кислорода и нарушениям клеточного метаболизма.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Недостаток умственных нагрузок

Без регулярной умеренной умственной нагрузки нашему мозгу становится все сложнее образовывать новые нейронные связи. Он становится менее «пластичным» и уже не может быстро адаптироваться к меняющимся условиям, активно воспринимать новую информацию.

Психические и соматические заболевания

Нарушение когнитивных функций также могут быть вызваны болезнями.

Так, наиболее распространенный пример разрушительных для когнитивной сферы ментальных нарушений – депрессия и тревожное расстройство.

А среди соматических (физиологических) заболеваний отдельно можно выделить патологии сердечно-сосудистой системы, легких, органов ЖКТ и эндокринной системы. Эти системы и органы играют важную роль в поддержании здорового обмена веществ в клетках мозга.

Как улучшить работу мозга?

Прежде всего, важно исключить факторы риска:

· Отказаться от вредных привычек

· Обеспечить себе здоровый полноценный сон и сбалансированное питание

· Регулярно находиться на свежем воздухе и заниматься легкими физическими нагрузками

· Внимательно следить за состоянием сердца и сосудов, эндокринной и пищеварительной системы, своевременно проходить лечение

Отдельно стоит сказать об умственной деятельности. Тренировки мозга – один из ключевых способов обеспечить его продуктивность и пластичность.

Какие занятия хорошо подойдут в качестве «мозгового фитнеса»:

· Активное социальное общение

· Изучение иностранных языков

· Освоение любых новых навыков и наук

· Расширение кругозора – например, путешествия, знакомство с другими культурами, изучение непривычных для себя точек зрения

Эти виды деятельности особенно хорошо стимулируют образование новых нейронных связей и помогают поддерживать здоровое эмоциональное состояние.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Вы также можете использовать специальные упражнения для развития активности мозга:

Стимуляция чувственного восприятия

Органы чувств особенно важны для восприятия информации. Их работу можно искусственно стимулировать, помещая себя в непривычные условия. Например, можно ходить по дому с закрытыми глазами, пробовать непривычные для вас ароматы, пытаться определять предметы на нюх и прикосновения, слушать новую непривычную музыку и изолированно подмечать работу различных инструментов (здесь особенно хорошо подойдет классическая музыка).

Стимуляция памяти

Самый простой и быстрый способ тренировки памяти в быту – сделать в доме перестановку. Достаточно даже поменять местами предметы обихода.

Еще один простой способ – прокладывание новых маршрутов. Например, чаще отклоняйтесь от привычного пути от работы до дома, даже если он не так близок и удобен.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

И, конечно, для тренировки памяти отлично подойдет разучивание стихотворений и прозы.

Активизация моторики

Пробуйте выполнять привычные действия нерабочей рукой – левой, если вы правша, правой, если вы левша.

Учитесь двигаться ассиметрично. Например, попробуйте одной рукой совершать широкие круговые движения, а другой – узкие. Возьмите бумагу с ручкой и попробуйте одновременно нарисовать одной рукой – треугольник, а второй – квадрат.

Вы также можете пробовать по-новому использовать свое тело – например, рисовать ногами, манипулировать предметами (здесь вам могут помочь видео-уроки с различными фокусами).

Еще один интересный способ – заменить привычную вилку на китайские палочки и попробовать новый способ приема пищи.

Стимуляция интеллектуальных способностей

В этом вопросе вашими лучшими помощниками станут математические задачи, кроссворды и головоломки, судоку. Вы также можете обучиться игре в шахматы.

Развитие пластичности речи

Попробуйте избавиться от стандартных речевых «штампов» и обогатить свою речь новыми выражениями. Например, придумайте новые ответы на стандартные вопросы – «Как дела?» − или новые слова поздравления – вместо стандартного «Счастья и здоровья».

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Для стимуляции когнитивных функций мозга также используются специальные фармакологические препараты – ноотропы.

Они помогают восстановить и улучшить связь между нейронами головного мозга, нормализовать обмен веществ и кровоснабжение органа, защитить нервные клетки от повреждений и разрушения. Но принимать эти препараты можно только по показаниям, после консультации с врачом.

Подробнее о том, как работают ноотропы, мы писали здесь.

Источник: Яндекс-картинки
Источник: Яндекс-картинки

Другие статьи по теме:

Алкогольная деградация мозга: виды, симптомы и последствия. Рассказывает нарколог

Магическое мышление – что это, виды, польза и опасность. Рассказывает психиатр

Если статья была вам полезна, ставьте лайк и подписывайтесь.

Также очень ждем от вас комментарии и обратную связь, ведь вся наша работа построена на обратной связи, и мы пишем статьи по вашим запросам. Задавайте вопросы и высказывайте мнение, это важно для нас!

Смотрите другие экспертные ролики от нас на ютубе.

И будьте здоровы!

Ваши Василий и Екатерина Шуровы

Когнитивные функции

Гимранов Ринат Фазылжанович

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 29 октября, 2021

Обновлено: 10 января, 2022

Когнитивные функции мозга

Когнитивные функции головного мозга человека – это в психологии совокупность процессов, с помощью которых человек познает мир, самого себя и взаимодействует с окружающей реальностью. Такие способности называют высшими психологическими функциями. И это – важнейшее свойство человеческого сознания, создающее уникальность личности для человека.

Нарушения когнитивных функций – неврологический диагноз. Как правило, становится следствием поражения структур головного мозга вследствие тех или иных патологических процессов. Характерен для людей в годах, у которых возрастные изменения приводят к ослаблению взаимодействий между нейронами [1]. Однако может развиваться и у молодежи, заметно снижая качество жизни самого пациента и его близких.

Человечество всю свою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить, быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы, в разные времена, отличались. До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученые доказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.

Когнитивные функции процесс мышления

Это обретенная в процессе эволюции, свойственная только человеку, способность обрабатывать информацию: получать, распознавать, обрабатывать, хранить и передавать.

Неврология, нейрофизиология и когнитивная психология, которые изучают эту сферу работы головного мозга, разрабатывают методы восстановления и улучшения познавательных способностей [2].

В начальной стадии процесса, когда изменения в личности не так выражены, люди могут обращаться к психологам, получают лечение со слабо выраженным и нестойким эффектом.

Современные методы исследований показывают нам, что же такое когнитивные функции мозга человека и что именно к ним относится. Медикам известно, какие участки коры отвечают за ту или иную способность.

Технология нейровизуализации помогает сопоставить когнитивное нарушение и поражение конкретного участка мозга. Мы способны отслеживать динамику работы даже небольших центров в коре и подкорке у конкретного человека. На основании собранных данных, подбираем способ улучшения мыслительных, познавательных способностей.

Разновидности высшей нервной деятельности

Прежде чем улучшать способности мозга, нужно понять, о чем идет речь. Медики составили список того, что делает человека умным и способным.

Виды когнитивных функций:

Когнитивные функции интеллект

  • Уровень мышления или интеллект – способность человека объективно воспринимать и осмысленно взаимодействовать с окружающим миром. Умение анализировать информацию, выносить суждения и умозаключения.
  • Обучаемость и память обеспечивают регистрацию, фиксацию и последующее воспроизведение полученной когда-либо информации.
  • Способность концентрировать внимание, познавательная деятельность. Ценные качества: устойчивость внимания, умение воспринимать информацию из двух и больше ее источников.
  • Речь – присущая человеку функция, с помощью которой мы звуками кодируем информацию. Передаем слушателям объективные и абстрактные образы, выражаем свои мысли и суждения, информацию. Осознанная речь отличает человека от представителей животного мира. Функция крайне сложная, развилась одной из последних. Формирование речевого навыка происходит в первые годы жизни под влиянием средовых, социальных, семейных и физиологических факторов. Целенаправленно развивая речь, изучая риторику, человек одновременно тренирует и другие высшие психические функции.
  • Гнозис означает познание мира. Это способность познавать и узнавать внешние объекты посредством органов чувств: осязания, слуха, обоняния, зрения, вкуса. Здесь критическое значение имеет память человека. Сохранение информации о явлениях мира, обеспечивает их последующую узнаваемость.
  • Праксис позволяет человеку ориентироваться в трехмерном пространстве. Благодаря этой функции мы пользуемся ножом и вилкой, что-либо мастерим, обслуживаем себя в быту. Праксис вырабатывается в процессе взросления и обучения человека на протяжении всей жизни.
  • Функции управления. Отвечают за умение планировать действия и принимать решения, находить ошибки и их исправлять, проявлять интеллектуальную гибкость.
  • Социальный интеллект дает возможность понимать эмоции других людей, видеть мотивы их поступков.

Когнитивные функции обмен информацией

Базовыми считается память и обучаемость. От их уровня функционирования зависит работа других функций мозга. Современные методы помогают не только предотвратить ухудшение памяти, сохранив ясный ум, но и значительно улучшить ее.

Полноценное использование когнитивно-мнестических (связанных с памятью) функций требует соответствующего уровня деятельности центральной нервной системы. Колебания появляются от внешних обстоятельств: стресса, плохого сна.

Основы когнитивной психологии

Это направление науки, которое определяет, что такое когнитивные психические функции организма и сознание. А еще, определяет принципы, помогающие сохранить здоровье мозга на нужном уровне, повышать его уровень в течение жизни.

Разработаны методы, которые позволяют врачам улучшить когнитивные способности человека. Достигается это за счет направленной стимуляции отдельных участков коры головного мозга или изменения образа жизни.

Мозг работает как компьютер

Методология этой науки изучает вклад в когнитивные функции памяти и других способностей.

Специалисты изучают деятельность мозга человека по аналогии с компьютером. Рассматривают особенности ввода, обработки и анализа информации, чтоб улучшить такие возможности.

Основополагающими принципами этой отрасли выступают:

  • Когнитивное функционирование – это основной объект изучения. Ученых интересуют память и мышление, речь, восприятие информации и воображение. Пристально изучается эмоциональная сфера личности, процессы распознавания образов и особенности интеллекта.
  • Считается, что человеческая психика работает поэтапно. То есть, поступающие извне импульсы обрабатываются нейронами пошагово, проходят цепь преобразований.
  • Системы обработки мозга имеют свой объем. Это становится основой работы психологов-когнитивистов – практиков. Доктора ищут пути увеличить доступные мозгу объемы памяти, предотвратить сокращение этих «мощностей». Подбираются методы работы с поступающей информацией так, чтобы у человека была возможность усваивать значительно больше данных.
  • Информация, поступающая человеку в ходе познавательных процессов, кодируется индивидуальным образом, интерпретируется каждым по-своему.
  • В ходе исследований используются специализированные хронометрические методы, позволяющие объективно оценить скорость ответа мозга на поставленную задачу. Таким образом выясняют задержку ответа психики на поступающие сигналы. По итогам анализа данных, составляются программы, способствующие усилению когнитивных функций.

Опытный доктор может определить особенности восприятия и преображения информации, качество и специфику памяти [3].

Проведя полноценное исследование, составляет программу по улучшению этих показателей.

Исследуем когнитивные способности

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснить особенности поведения человечества в массе, и каждого представителя вида отдельно, с точки зрения процессов познания.

Что приводит к нарушению когнитивных функций?

Человеческий мозг обладает существенным когнитивным резервом. Мы способны поддерживать высокие показатели деятельности в стрессовой для организма ситуации. И все же, люди нередко замечают, что со временем память или внимание начинают ослабевать. Даже речь теряет четкость или разнообразность.

Порой, виной этому становится поражение, аномалия деятельности речевых отделов коры головного мозга. Часто мы сами провоцируем ослабление когнитивных функций, ведя нездоровый образ жизни.

Спад ментальных способностей человека может возникать по ряду причин:

  1. Неправильное питание. Чрезмерное увлечение жирной и сладкой пищей, фастфудом без адекватного поступления витаминов и минералов, также негативно сказывается на работе мозговых клеток.

Усталость ухудшает когнитивные способности

  1. Хронический дефицит сна. Не имея возможности полноценно отдохнуть, организм исчерпывает внутренние резервы [4].
  1. Малоподвижный образ жизни провоцирует недостаток кислорода в крови, что отрицательно сказывается на работе мозга.
  1. Однообразие умственных нагрузок или их отсутствие. Когнитивным функциям необходима регулярная тренировка, чтобы поддерживать их на желаемом уровне и развивать.
  1. Вредные привычки. Курение, регулярное употребление алкоголя или наркотических средств, приводит к нарушению кровоснабжения головного мозга. Такое состояние заставляет организм «экономить» ментальные силы, ухудшая способности человека.

Да, изменив привычный образ жизни, можно добиться заметного улучшения показателей памяти, мышления, интеллекта.

Как улучшить работу мозга?

Чтобы улучшить когнитивные функции, например, силу памяти, ее цепкость, предлагаем соблюдать такие советы:

  • откажитесь от вредных привычек;
  • высыпайтесь, соблюдайте режим отдыха и бодрствования;
  • перейдите на здоровое питание, исключающее преобладание жирных и сладких продуктов;
  • ежедневно обеспечивайте себе хотя бы минимальные физические нагрузки;
  • тренируйте высшие психологические функции: общайтесь, изучайте новую информацию, развивайте память и внимание с помощью игр и упражнений.

Если вы хотите увеличить собственные, возможно, ослабевшие, умственные способности, то обращайтесь к квалифицированным неврологам.

Опытные доктора подберут действенные, для решения ваших задач, методы тренировки и воздействия на мозг.

Упражнения развития когнитивных функций

Список использованной литературы

  1. ^ Orzylowski, Magdalena et al. “An Overview of the Involvement of D-Serine in Cognitive Impairment in Normal Aging and Dementia.” Frontiers in psychiatry 12 754032. 11 Oct. 2021.
  2. ^ Liedtke, Jannis, and Lutz Fromhage. “Should dispersers be fast learners? Modeling the role of cognition in dispersal syndromes.” Ecology and evolution 11,20 14293-14302. 22 Sep. 2021.
  3. ^ Harvey, Philip D. “Domains of cognition and their assessment
.” Dialogues in clinical neuroscience 21,3 (2019): 227-237.
  4. ^ Killgore, William D S. “Effects of sleep deprivation on cognition.” Progress in brain research 185 (2010): 105-29.

Была ли эта статья полезна?

  • Да
  • Нет

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Записаться к специалисту

×

Разбираемся в том, что такое когнитивные функции человека, на что они влияют и что влияет на них.

Приветствуем в блоге Nooteria Labs! Продолжаем рассказывать о том, как работает наша нервная система и что можно сделать, чтобы чувствовать себя лучше и эффективнее в повседневной жизни.

Сегодня хотим поговорить про когнитивные функции — высшие свойства мозга, с помощью которых человек познает мир и взаимодействует с ним.

Благодаря этим функциям мы можем говорить, читать и считать, концентрировать внимание, планировать свои действия, ориентироваться во времени и пространстве и многое другое. Всего когнитивные функции можно разделить на пять блоков:

Когнитивные функции влияют на самые разные стороны жизни человека. Мы часто воспринимаем их наличие как само собой разумеющееся и не обращаем на них внимания, но стоит одному из таких свойств ухудшиться – как качество нашей жизни сразу снижается.

Нередко получается, что при общей сохранности функций страдает одна из них. Если это не мешает самостоятельной жизни человека, то речь идет о когнитивных расстройствах. Если же наблюдается нарушение в разных когнитивных сферах, то эта ситуация уже сложнее, вплоть до того, что человек может стать социально дезападтированным, как это происходит в случае развития деменции.

Когнитивные расстройства гораздо проще предотвращать или компенсировать на ранних стадиях. При этом нельзя сказать, что снижение когнитивных функций возникает только в пожилом возрасте – исследования показывают, что нарушения в этой сфере наблюдаются у 12 % трудоспособных молодых людей. В этом случае они могут проявляться в виде снижения работоспособности, рассеянности, низкой концентрации внимания и быстрой утомляемости.

Что ухудшает когнитивные функции и как с этим бороться?

У мозга есть определенный запас прочности – это значит, что он должен продолжать нормально функционировать даже в условиях стресса, травм или больших нагрузок. Но этот запас не вечен, нейроны мозга под действием ряда факторов становятся меньше и тоньше и не могут активно создавать связи между собой.

К факторам, которые ухудшают наши когнитивные функции, относятся:

Нарушение режима сна

Сон имеет огромное значение для здоровья нервной системы в целом и когнитивных функций в частности. Во время сна стимулируется обмен веществ, происходит регенерация клеток. Во время медленной фазы сна мозг обрабатывает и запоминает информацию, полученную за день, во время быстрой восстанавливается эмоциональное состояние и объем кратковременной памяти.

Взрослому человеку для восстановления нужно спать 7-9 часов – такие цифры получены исследователями из Национального фонда сна США. Если человек регулярно не досыпает, нервная система не будет успевать восстанавливаться, а там и до нарушений недалеко.

Что делать:
– Если не получается заставлять себя ложиться спать вовремя, можно сделать настройку на своем смартфоне или умных часах, чтобы они напоминали об этом.

– За 30 минут до сна делайте свет в комнате приглушенным и выключайте громкую музыку. Это естественным способом настраивает организм на то, что пора спать.

– В современном мире отлично работают системы умного дома, когда освещение в определенное время меняет теплоту и яркость в определенное время.

– Если сон тревожный, то с этим хорошо работают современные органические добавки. Например, 5HTP, глицин и магний будут отличной связкой, помогающей расслабить нервную систему.

Несбалансированное питание

Результаты научных исследований говорят о том, ежедневный рацион напрямую влияет на умственную деятельность и работу мозга в целом. Если у человека нарушен нормальный обмен веществ в силу злоупотребления быстрыми углеводами и сладким, то когнитивные функции со временем будут ухудшаться.

Что делать:
– Добавить в рацион полезные жиры (орехи, яйца, рыбу), овощи и ягоды. Будет полезным умеренное количество зеленого чая, натурального кофе и шоколада – источники подтверждают положительное действие кофеина на память и пространственное мышление.

– Если любите готовить сами, можно оформить подписку на сервисы, которые привозят ингредиенты и инструкцию по приготовлению. Позже можно выбрать любимые рецепты и закупать все самостоятельно, что будет выгоднее.

– Удобны подписки на доставку здорового питания. Когда еду привозят на целый день, то за несколько месяцев человек привыкает к правильному питанию и уже не хочет фастфуда.

– Недостаток важных компонентов можно компенсировать отдельными добавками или комплексными витаминами.

Гиподинамия

Недостаток физической нагрузки значительно сказывается на когнитивных функциях. Современный человек мало двигается и постоянно находится в закрытом пространстве, что в итоге приводит к недостаточному снабжению кислородом и нарушению метаболизма клеток организма.

Что делать:
– Обратиться к услугам тренера, который составит нужную программу и будет направлять.

– Выбрать любую активность по своему вкусу, ведь совсем необязательно думать в этом ключе только про тренажерный зал. Бассейн, бег, игровые виды спорта, единоборства – будет полезен любой вариант.

– Приложения с короткими комплексами для домашнего использования тоже хорошо подходят, если выполнять эти упражнения регулярно.

– Хорошо помогают трекеры в современных гаджетах. Например, можно поддерживать определенный уровень физической активности, просто отслеживая количество пройденных шагов в телефоне. А если есть смарт-часы, то не поленитесь настроить кольца активности.

Умственные нагрузки

Без постоянных тренировок мозгу становится сложнее образовывать новые нейронные связи. В результате он не может активно воспринимать новую информацию и быстро адаптироваться к изменению условий, и здесь тоже должна быть регулярная «зарядка».

Полезными будут освоение любых новых навыков, изучение иностранных языков, активное социальное общение и расширение кругозора в целом. Все это стимулирует образование новых нейронных связей, что способствует укреплению когнитивных функций.

Что делать:
– Используйте опцию «Список для чтения» в интернет-браузерах, сохраняя туда интересные статьи – так будет просто вернуться к ним, когда будут свободные 15 минут для чтения.

– Для изучения иностранных языков есть множество приложений с короткими ежедневными заданиями, напоминающих о времени занятия. Например, в приложении Cake можно смотреть короткие отрезки из популярных сериалов, где разбирают нативные фразы, а в приложении LinguaLeo выполнять несложные задания в игровой форме.

– Полезными будут и различные ребусы, игры на тренировку памяти и внимания. Например, это иллюстрирует одна из методик оценки когнитивных функций человека – тест Торндайка:

Этот тест проверяет избирательность внимания: человеку предлагается найти заданные числа максимально быстро. На регулярной основе такие задания будут тренировать когнитивные функции, для этого можно использовать приложения вроде Cross Logic или Brain Out.

– Применение добавок, и в первую очередь здесь работают ноотропы. Их действие заключается в улучшении связей между нейронами головного мозга, положительном влиянии на кровоснабжение и обмен веществ.

Нервные клетки становятся более устойчивыми к воздействию неблагоприятных факторов, таких как недостаток кислорода, стресс и высокие нагрузки. Правильный состав добавок под конкретную задачу поможет подобрать нутрициолог, либо используйте готовые составы, например, наш MindBooster.

Ментальное здоровье

Тревожные расстройства и депрессия – самые распространенные примеры ментальных нарушений, которые сказываются на работе мозга. И, наоборот, по Международной классификации болезней (выпуск 10), симптомы расстройства когнитивных функций являются критериями депрессивного состояния – для него характерно нарушение скорости реакций, ухудшение памяти и концентрации внимания. Чем более выражены проблемы с ментальным здоровьем, тем заметнее будут сбои в работе когнитивных функций.

Что делать:
– Планировать режим активности и отдыха – заносим в календарь не только дела, но и то, что будет переключать и разгружать психику: общение с близкими, спорт, любые хобби, которые дают перезагрузку.

– Следить за уровнем нагрузок – большие последствия имеют именно длительные перенапряжение и стресс, так что стоит тратить время на планирование. Когда начинаете рабочий день, не хватайтесь сразу за рутину, а уделите буквально 5 минут, чтобы составить план на день.

Физиологические заболевания

Организм является единым целым и качество работы органов сказывается на обмене веществ в мозге. Наличие физиологических заболеваний влияет на когнитивные функции, в первую очередь это касается отклонений в работе сердечно-сосудистой и эндокринной систем, легких и органов желудочно-кишечного тракта.

Что делать:
– Не откладывать на потом – если что-то беспокоит, то всегда проще разобраться с этим на начальной стадии.

– Если пользуетесь смарт-часами или браслетом, следите за тем, как меняется ваш пульс в моменты покоя и активности. Кстати, в Apple Здоровье есть поддержка оценки личной кардиовыносливости.

– Регулярный чекап поможет не пропустить важное. Планируем посещения и вносим в календарь: гораздо проще запланировать себе визит, скажем, к стоматологу на апрель и ноябрь, чем забыть о нем надолго и получить множество проблем.

– Помним про свои «слабые» стороны: дополняем план тем, на что нужно обращать внимание индивидуально.

Вредные привычки

Курение, алкоголь и употребление психотропных веществ негативно влияют на сосуды и нарушают кровообращение в головном мозге, что способствует возникновению кислородного голодания, в результате чего нейроны отмирают.

При регулярном злоупотреблении ухудшается память и возможность планировать, снижается внимание и нарушается эмоциональный интеллект.

Что делать:
– Понятно, что совет отказаться от курения или алкоголя для многих людей будет сложным. Просто имейте в виду, что после затяжного празднования ваш мозг работает значительно хуже, чем в обычное время.

– Серьезные проблемы с вредными привычками, которые перешли в разряд зависимостей – сфера работы специалистов: психологов, психиатров, наркологов.

Короткое резюме. Чтобы поддерживать свои когнитивные способности, нужно:

– Спать достаточное количество времени – 7-9 часов;

– Вести здоровый образ жизни с регулярными физическими нагрузками;

– Тренировать мозг – нестандартными рабочими задачами, если их нет, то простыми упражнениями;

– Не злоупотреблять вредными привычками;

– При условии, что все вышеперечисленные пункты выполнены, то в этом случае есть смысл добавить ноотропные комплексы – именно так работает наш флагманский продукт MindBooster.

Возможно, объять такой необъятный список полезного сразу непросто, поэтому стоит сосредоточиться на том, что в этот момент сделать легче всего. Даже один простой пункт будет помогать поддерживать хорошую работу когнитивных функций.

Если вам нравится наш контент, будем рады видеть вас среди подписчиков в группах ВК и Telegram. Там мы рассказываем самое интересное про механики работы нервной системы и личную эффективность простым языком.

Автор:

Катунина Елена Анатольевна – д.м.н, профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики ФГАОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова», руководитель отдела нейродегенеративных заболеваний ФГБУ «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России

Одной из важнейших функций головного мозга являются когнитивные, или познавательные, функции. Именно когнитивные функции определяют человека как высшее существо в окружающем мире, а также уровень его индивидуального развития среди других людей. С помощью когнитивных, или познавательных, функций осуществляется взаимосвязь человека с окружающим миром: воспринимается и анализируется информация, приобретаются и сохраняются знания и навыки, осуществляется речевой контакт между людьми.

Утрата способности к умственной деятельности превращает человека в беспомощное существо, которое перестает узнавать окружающих, не понимает, где находится, утрачивает способность к общению. Наряду со страхом онкологии, страх потерять разум относится к наиболее распространенным страхам человечества.

Чаще всего у людей когнитивные функции ассоциируются с памятью. Это действительно одна из самых важных функций головного мозга. Благодаря памяти мы получаем новые знания, запоминаем события жизни, людей, предметы, ориентируемся на местности и т. д. Но понятие «когнитивные функции» более широкое. Помимо памяти, к когнитивным функциям относят внимание, речь, способность формировать и воспроизводить различные навыки (праксис), восприятие и узнавание (гнозис), интеллект (способность обрабатывать, анализировать, сопоставлять, оценивать усвоенную информацию, делать выводы и использовать информацию для решения задач).

Благодаря вниманию мы способны сосредоточиться на восприятии информации. Устойчивость и степень концентрации внимания напрямую связаны с памятью и возможностью обучения. Внимание – одна из наиболее уязвимых функций мозга. Даже у абсолютно здорового человека концентрация внимания значительно снижается в душном помещении, при утомлении, недосыпании, на фоне эмоционального стресса. Снижение внимания – один из ранних признаков недостаточности кровообращения головного мозга. Поэтому если у человека появляются отчетливые трудности при сосредоточении и он не может поддерживать психическую активность определенное время, то это повод, чтобы обратиться к врачу.

Очень важная функция – праксис, то есть способность человека приобретать в процессе жизни разнообразные навыки и затем их использовать. Как только человек появляется на свет, он учится сидеть, ходить, пользоваться ложкой, одеваться, чистить зубы и т.д. Затем осваиваются более сложные навыки, например, приготовление пищи, пользование бытовыми приборами, вождение автомобиля, многочисленные профессиональные умения. Утрата сложных, а затем и простых навыков – очень важный признак болезни Альцгеймера.

Благодаря гнозису мы распознаем ощущения, поступающие от органов чувств – зрения, слуха, обоняния, от прикосновения. Например, когда мы видим какой‑либо предмет (машину, стол…), человека, мы узнаем их так же, как и их изображение на бумаге. При нарушении гнозиса человек не может узнать нарисованные на бумаге предметы, лица, не ориентируется в пространстве, не может понять, сколько времени показывают часы, не распознает звуки (например, мы с закрытыми глазами отлично отличаем шум машины от проходящего поезда), прикосновения, запахи и т.д. Нарушение этой функции мозга может свидетельствовать о самых разных заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, опухоль мозга, инсульт и т.д.

Когнитивные способности, как правило, достигают наибольшего развития к 20–25 годам. После 30–35 лет возможности когнитивных функций снижаются. Это прежде всего касается гибкости и переключаемости внимания, скорости и точности мышления, памяти. Вместе с тем способности, связанные с приобретаемыми знаниями (словарный запас, общие знания), могут развиваться до 55–60 лет. Впрочем, это усредненные данные, и многие люди сохраняют и приумножают свои умственные способности, оставаясь в прекрасной форме до преклонного возраста.

Абсолютным заблуждением, сложившимся в обществе, является мнение, что пожилой возраст неизбежно сопряжен с ухудшением памяти, внимания и других когнитивных возможностей. Причина снижения когнитивных функций не возраст, а сопутствующие этому периоду жизни частые сосудистые заболевания головного мозга или так называемые нейродегенерации – болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона. Поэтому, если появляются подобные жалобы и, что самое главное, они носят прогрессирующий характер, непременно нужно обратиться к врачу-неврологу или геронтологу, пройти ряд обследований, включая нейропсихологическое тестирование. Своевременное установление диагноза и назначенное лечение в ряде случаев способны восстановить измененные функции, остановить процесс или замедлить его прогрессирование.

Добавить комментарий