Как найти кого будет проверять налоговая

Перечень фирм, в которых будет проводиться плановая проверка налоговой (выездная или камеральная), известен заранее — вы можете узнать, ждать ли проверяющих в текущем году

Перечень фирм, в которых будет проводиться плановая проверка налоговой (выездная или камеральная), известен заранее — вы можете узнать, ждать ли проверяющих в текущем году. В этой статье мы рассказали, где искать план проверок и как им пользоваться.

Рекомендуем прочесть подробную статью о видах проверок, том, какие документы могут запросить инспекторы, как подготовиться к их визиту и что делать, если с результатами проверки вы не согласны.

Плановая проверка налоговой: какой она может быть и почему проводится

Плановая проверка налоговой: какой она может быть и почему проводится

Плановые проверки бизнеса осуществляются 1 раз в 3 года (
п. 2 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ). Их цель — убедиться, что вы ведете деятельность в соответствии с законодательными требованиями.

Фирмы, которые оказывают образовательные, медицинские и некоторые другие услуги, разрешено проверять чаще — 2 и более раза за 3 года (
п. 9 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ). Перечень таких сфер и периодичность проверки устанавливает Правительство РФ.

Внимание! В 2021 году плановые проверки малого бизнеса запрещены. В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2021 года №1520 мораторий был продлен на 2022 год, но он не распространяется на бизнесы с лицензией и тех, чья деятельность представляет потенциальную опасность для жизни людей.

Плановая проверка налоговой может быть:

  • Камеральная. В этом случае инспекторы не придут в ваш офис, магазин или ресторан, а проверят соответствие налоговому законодательству удаленно. Они изучат сданные декларации, могут запросить дополнительные документы у вас и ваших контрагентов, допросить свидетелей, провести экспертизу. О начале такой проверки не предупреждают, она может длиться до трех месяцев.
  • Выездная. Сотрудники налоговой посетят представительство фирмы, могут провести инвентаризацию, осмотр, изъять образцы товаров и документы, допросить свидетелей или инициировать экспертизу. Проверка длится до шести месяцев, в зависимости от ее вида.

Как узнать о плановой проверке налоговой: пошаговое руководство

Как узнать о плановой проверке налоговой: пошаговое руководство

Если ваша фирма не является субъектом малого предпринимательства, проверьте, запланирована ли проверка в этом году. Порядок действий такой:

  1. Заходите на
    сайт «Единого реестра проверок», который администрирует Генпрокуратура РФ.
  2. Вводите свой ИНН, ОГРН или название организации в строку поиска.
  3. Вводите свой ИНН, ОГРН или название организации в строку поиска

  4. Получаете результат. Если проверка запланирована, вы узнаете, кем и когда она будет проводиться, а также получите номер контрольного мероприятия. Если нет, система сообщит, что ничего не найдено.
  5. Если проверка запланирована, вы узнаете, кем и когда она будет проводиться, а также получите номер контрольного мероприятия

Если в графике плановой проверки нет, инспекторы не имеют права ее проводить. Результаты такой проверки будут признаны недействительными (
ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ), а должностные лица, допустившие нарушение, получат предупреждение или штраф от 3 000 до 5 000 рублей (
ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ).

У нас есть также отдельная статья о видах плановых проверок и руководство по подготовке к плановой проверке налоговой для владельцев бизнеса. Прочтите их, чтобы получить полную информацию по теме!

Выездные налоговые проверки 2023: полный алгоритм и советы как снизить риски

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

За прошлый год количество проведения выездных проверок ФНС выросло. Средняя сумма доначислений также увеличилась.

По данным аналитической службы FinExpertiza, по результатам девяти месяцев 2022 года компаниям доначислили 597,8 млрд рублей.

Это в 2,2 раза превышает показатели за аналогичный период 2021 года (см. рисунок ниже).

image3.png

Источник: finexpertiza.ru

Все данные говорят о том, что после пандемийных отсрочек и льгот, сотрудники ФНС стали активнее и чаще проверять правильность расчетов и платежей в бюджет. Ведь нужно срочно восполнить образовавшиеся недостачи средств.

Бизнесу не стоит уповать на мораторий по проверкам, который продлили до конца 2023 года. Он распространяется лишь на неналоговые ревизии, да и то плановые.

Советуем определить, находится ли ваша компания в зоне риска, и заранее подготовиться к приходу ревизоров из ИФНС. Советы в статье помогут в этом.

К кому могут прийти с выездной проверкой: основания для проведения

Когда сотрудники ФНС составляют план на год, кого проверить на месте, и принимают решение, кого в этот план включить, они берут во внимание ряд критериев из Концепции планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Здесь не только низкая налоговая нагрузка или убытки, есть и другие.

Удобство утвержденной Концепции в том, что она едина для всех. По ней можно самостоятельно оценить риски проведения выездного контроля.

Какие факторы повышают риск выездной проверки

В концепции ФНС всего 12 критериев. Их можно условно поделить на две группы: связанные с платежами в бюджет и общеэкономические показатели деятельности компании.

Налоговые показатели

У компаний и ИП выше шансы, что в их отношении будет проводиться ВНП, в следующих случаях:

  • налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой;

  • доля вычетов по НДС 89% и выше от начисленного за 12 месяцев;

  • убытки по данным отчетности не менее двух лет;

  • высокие налоговые риски: сделки через цепочку контрагентов, с привлечением фирм-однодневок;

  • непредставление пояснений и/или запрашиваемых документов;

  • для плательщиков на спецрежимах: минимум два раза за год приближались к ограничениям по спецрежимам (в пределах 5 %) из-за невыполнения лимитов по доходам, стоимости ОС, количеству работников;

  • для ИП на ОСНО: профессиональный налоговый вычет (расходы) по декларации превысил 83% от дохода.

Свою роль сыграет и «миграция» между инспекциями. Смена ИФНС как минимум дважды – уже риск попасть в план проверок.

Как экономить налоги законно и без проблем из ФНС? Рассказывают наши эксперты на онлайн-курсе про налоговую оптимизацию в 2023 году. 

Оформить курс в рассрочку

Экономические индикаторы

В этой части ИФНС обратит внимание на:

  • среднемесячную зарплату в расчете на одного работника ниже отраслевого показателя в регионе или «в конвертах»;

  • уровень рентабельности, который меньше среднеотраслевого на 10% и более.;

  • большие расхождения между доходами и расходами, как например: расходы растут быстрее доходов; доходы уменьшаются быстрее, чем расходы; расходы растут, а прибыль наоборот падает.

Как в итоге отберут кандидатов на ВНП

Тот факт, что у вашей компании присутствует один из критериев, или даже несколько, еще не означает, что вы точно попадете в план по выездному контролю.

Ведь у вас могли быть уважительные причины, которые объясняют тот или иной «нехороший» показатель. Например, за последние два года не было прибыли, потому что сначала пандемия, а потом санкции сказались на логистической цепочке и оборотах бизнеса.

Налоговая это тоже понимает и допускает. Поэтому прежде чем решить, будет проводиться ВНП или нет, инспекторы:

  • запросят пояснения во время камералки (п. 3 ст. 88 НК);

  • вызовут представителя компании или ИП на комиссию по легализации налоговой базы (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК).

Высокая вероятность стать кандидатом на выездную проверку есть тогда, когда предварительный анализ показывает возможность крупных доначислений по ее итогам.

Как защититься от обвинения в налоговых схемах? Советует адвокат на вебинаре. Смотреть запись. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Кого не проверяют в 2023 году и позже

С выездными проверками не придут к тем, кто перешел на налоговый мониторинг. Также временный мораторий введен на ВНП мобилизованных ИП и учредителей и аккредитованных ИТ-компаний.

Скажем про каждую категорию подробнее.

Подключенные к налоговому мониторингу

Налоговый мониторинг – особая форма налогового контроля для крупных организаций (п. 3 ст. 105.26 НК).

Суть в том, что компания обменивается с ИФНС данными о текущей финансово-хозяйственной деятельности в режиме реального времени.

В свою очередь, и система ФНС может также оперативно отправить указания на допущенные нарушения.

Все то время, пока организация подключена к налоговому мониторингу, выездной плановый контроль в отношении нее проводиться не может (п. 5.1 ст. 89 НК).

Есть лишь некоторые исключения, когда ВНП все еще возможна:

  • УФНС хочет проконтролировать ИФНС, проводившую мониторинг;

  • мониторинг прекращен досрочно;

  • компания не выполнила мотивированное мнение ИФНС;

  • в периоде без мониторинга фирма сдала уточненка к уменьшению за период, когда мониторинг еще был.

Мобилизованные

В связи с частичной мобилизацией, объявленной Указом Президента от 21.09.2022 № 647, приостановлены и не будут назначаться любые выездные проверки в отношении:

  • мобилизованных ИП,

  • организаций, где мобилизованные являются единственными директорами-учредителями (участниками).

Возобновить налоговый контроль, в том числе назначить новые ВНП, могут не ранее 29 числа третьего месяца после окончания демобилизации (постановление Правительства от 20.10.2022 № 1874).

IT-компании

Аккредитованные ИТ-организации до 3 марта 2025 года освобождены от выездных проверок Указом Президента от 02.03.2022 № 83. Разрешены только те проверки, которые назначены с согласия вышестоящего руководства.

Уже назначенных ВНП в отношении IT-фирм мораторий не коснулся – их завершат в изначально обозначенный срок. Но приостанавливать или продлевать такие ревизии налоговики не вправе (письмо ФНС от 24.03.2022 № СД-4-2/3586@).

Как успешно пройти допрос в налоговой? Какие уловки используют инспекторы? Прослушайте запись вебинара и узнаете все нюансы. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Как и где проходят выездные проверки

Задача выездной налоговой проверки – выявить неуплаченные суммы по налогам. Порядок по НК предполагает, что инспекторы сами приезжают в компанию и проверяют необходимую документацию.

Конечно, на руках должно быть основание – официальное разрешение. Но в реальности не всегда все проходит именно так.

Место проведения

По общему правилу выездная налоговая проверка должна проводиться по месту нахождения налогоплательщика.

В то же время инспекторы могут остаться у себя и изучать все данные на своих местах, если компания или ИП не могут предоставить помещение (п. 1 ст. 89 НК). Так обычно и происходит на практике.

В реальности налоговики могут прийти один-два раза на территорию налогоплательщика, а потом просто запрашивают все, что нужно для проверки – документы, сведения, пояснения.

Могут направить требования по телефону, онлайн или вручить лично. Инспекторы изучат полученные документы, сверят со своими данными и вынесут итоговое решение по проверке.

Что еще могут делать инспекторы в ходе ВНП, будем говорить дальше в статье.

Основание для ВНП

Налоговики не вправе начинать ревизию и присылать какие-либо запросы, если не предъявили решение о проведении ВНП.

Оно должно быть подписано начальником инспекции или его замом (п. 1 ст. 89 НК).

В решении должны быть следующие данные:

  • название проверяемой организации или ФИО предпринимателя;

  • налоги, сборы, страховые взносы, которые будут проверять;

  • проверяемый период;

  • состав проверяющих.

Сколько длится проверка: сроки

После того, как оформлено решение руководителя ИФНС (или его заместителя) о назначении выездного контроля, у инспекторов есть 2 месяца на все мероприятия. Такой срок предусмотрен статьей 89 НК.

На деле выездные ревизии длятся дольше, поскольку у налоговиков есть право приостанавливать процесс. Например, ИФНС может взять паузу на время запроса документов у контрагентов, банков и т.д.

По каждому стороннему партнеру возможна только одна приостановка ВНП. А в целом продолжительность всех пауз не должна превышать 9 месяцев.

Что проверяют при ВНП

Вообще проверить могут любые налоги, сборы или взносы. Но если в решении о проведении ВНП указан какой-то конкретный налог, то документы и сведения могут запрашивать только по нему.

Проверяемый период

Что касается периода проверки, то он ограничен – не может превышать 3 лет, предшествующих году назначения такого контроля.

Например, если ревизия назначена в 2023 году, то проверить могут лишь 2020, 2021 и 2022 годы. Уже истекшую часть 2023 года тоже могут захватить (письмо ФНС от 17.04.2019 № ЕД-4-2/7305).

Отдельные исключения по периодам названы в статье 89 НК.

Цели и задачи, которые преследуют налоговики

Что собственно ищут проверяющие:

  • верно ли определена налогооблагаемая база, нет ли нарушений бухучета, доходов и расходов компании,

  • соответствует ли декларируемый режим налогообложения фактическому роду бизнеса проверяемой организации или ИП;

  • правильно ли исчислены налоги, полностью ли уплачены в бюджет, нет ли просрочек.

Также в процессе ВНП вскрываются арифметические, неумышленные либо преднамеренные ошибки, неточности в документах.

Все найденные искажения ИФНС фиксирует и дает оценку нарушений учета, которые повлекли занижение налоговой базы.

Какие мероприятия допустимы в составе ВНП

В ходе выездного контроля инспекторы не только запрашивают документы, они могут осматривать помещения, проводить инвентаризацию имущества и многое другое.

Пройдемся по каждому виду контрольного мероприятия, который возможен.

Истребование документов у проверяемого

Как мы упоминали ранее, часто ВНП сводится к тому, что налоговая просто направляет требование о представлении документов, а затем изучает все, что получила для рассмотрения.

Пока длится срок проверки, таких требований может быть сколько угодно раз. Извещения придут онлайн по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика, либо на бумаге – обычной почтой или через вручение лично.

На исполнение требования у бухгалтера есть 10 дней. Если времени не хватает, можно продлить срок – не позже следующего рабочего дня отправить ходатайство в ИФНС.

Правильно отвечать на любые требования ИФНС и грамотно формировать копии документов, в том числе электронных, вам поможет статья.

Истребование документов у контрагентов

Когда налоговики хотят убедиться, что сделка не выдумана и контрагент действительно существует, они истребуют у него документы.

Это может произойти не только по ходу ВНП, но и на этапе подготовки к ней. Такое право есть у ИФНС в силу пункта 2 статьи 93.1 НК.

Как происходит запрос?

Инспекция, которая проводит выездную, отправляет поручение в ИФНС по месту учета контрагента. И уже та направляет требование в нужную компанию или ИП.

Контрагенту дается на ответ 5 рабочих дней, в том числе с возможностью продлить данный срок.

Допрос свидетеля

Помимо анализа и сверки документов, в рамках ВНП инспекторы могут допрашивать свидетелей.

Таковыми могут выступать любые физлица, не только сотрудники или руководитель компании, это могут быть и представители контрагентов.

Другими словами – все, кому известны какие-либо обстоятельства, значимые для налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК).

Исключение: граждане, у которых был особый доступ к информации компании в силу исполнения своих профобязанностей, как например адвокаты, аудиторы. Их допрашивать ИФНС не вправе.

За неявку свидетелю грозит штраф 1 000 руб., а за отказ от дачи показаний – 3 000 руб. (ст. 128 НК).

В любом случае у каждого есть право отказаться от дачи свидетельских показаний на основании статьи 51 Конституции: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников» (п. 3 ст. 90 НК).

Как успешно пройти выездную налоговую проверку? Какие первые действия предпринимать при приходе выездной? Получите инструкции от эксперта. Смотреть запись вебинара. Бесплатно для подписчиков Клерк.Премиум.

Проведение экспертизы

Сотрудники ИФНС прибегают к экспертизе , когда нужны специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле (п. 1 ст. 95 НК). Например, когда нужно:

  • установить подлинность подписей;

  • проверить, соответствует ли расход сырья количеству выпущенной продукции;

  • определить рыночную стоимость работ.

Чтобы заключение эксперта признали потом в качестве доказательства, важно, чтобы инспекция предварительно прислала уведомление о назначении экспертизы проверяемую компанию или ИП. Она должна ознакомить с постановлением, разъяснить права и составить протокол.

Осмотр

Налоговые органы могут осматривать (подп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК):

  • складские, производственные, торговые и любые другие помещения,

  • территории, которые налогоплательщик использует для получения дохода или которые имеют отношение к объектам налогообложения, независимо от места их нахождения.

При этом инспекторы вправе изучать данные, хранящиеся в памяти компьютеров (определение ВС от 17.07.2017 № 302-КГ17-8315).

Чтобы результаты осмотра признавались доказательствами, должны быть выполнены все обязательные требования из статьи 92 НК:

  • присутствие налогоплательщика или его представителя;

  • наличие понятых;

  • составление протокола;

  • подписи всех лиц, участвующих в осмотре.

Инвентаризация имущества

При необходимости налоговики инициируют инвентаризацию, следуя порядку из приказа Минфина № 20Н, МНС № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999. Основные требования:

  • Должно быть распоряжение руководителя ИФНС;

  • В инвентаризации должны участвовать представители, материально ответственные лица и работники бухгалтерии налогоплательщика;

  • Результаты нужно фиксировать в описи;

  • Итоги – в специальной ведомости.

Выемка документов и предметов

Выемка может проводиться только в присутствии налогоплательщика или его представителя, а также понятых (абз. 1 п. 3 ст. 94 НК).

По окончании процедуры они должны подписать протокол.

К такой крайней мере получения документов прибегают только в двух случаях:

  1. Компания или ИП отказывается сама представить истребованные документы или нарушает сроки. Тогда изымают все то, что было изначально в требовани ИФНС.

  2. Есть основания полагать, что необходимые документы, предметы могут быть уничтожены, изменены, сокрыты и т.п.

Как заканчивается выездная налоговая проверка: оформление результатов

В последний день ревизии сотрудники ИФНС оформляют справку. В ней проверяющие пишут, что проверено и сколько времени затрачено, ставят обязательно свои подписи. Такую справку с результатами они должны вручить компании или предпринимателю.

После того, как налоговики составили справку, у них есть еще 2 месяца на оформление акта по итогам выездной (п. 1 ст. 100 НК).

В нем отражают найденные нарушения. Но даже в случае, когда никаких ошибок и нарушений в учете не найдены, акт все равно обязателен.

В течение 5 рабочих дней налоговики должны вручить акт проверяемому налогоплательщику. В документе расписываются проверяющие и представитель предприятия.

Как действовать после получения акта выездной проверки ИФНС

Сразу предупредим, что отказываться получать акт или уклоняться нет смысла.

Во-первых, за это грозит штраф до 50 000 руб.

Во-вторых, в случае уклонения налоговая направит документ по почте заказным письмом, и тогда он будет считаться полученным на шестой день.

Если с решением инспекторов по результатам ВНП или с частью выводов вы не согласны, лучше подать письменные возражения в инспекцию. На это дается 1 месяц с даты, когда вы получили акт.

Как оформить возражения на акт ВНП

Возражения можно составить в произвольной форме. Для основы достаточно взять структуру акта ВНП и поделить ее условно на 3 части:

В первой части:

  • наименование и адрес инспекции, в которую вы подаете возражения;

  • наименование, адрес, ИНН (КПП) вашей организации (Ф.И.О., адрес регистрации и ИНН для ИП);

  • номер и дата акта;

Во второй части:

  • факты и выводы инспекторов, с которыми вы не согласны, и обоснование ваших возражений;

  • ссылки на нормативку в редакции, действовавшей в спорный период;

  • ссылки на официальные разъяснения Минфина, ФНС или регионального управления ФНС. Если ваша инспекция давала разъяснения по спорным вопросам, рекомендуем сослаться и на них;

  • ссылки на судебную практику, которая подтверждает ваши выводы. В первую очередь лучше решения высших судов и судебка по вашему округу;

  • обстоятельства, смягчающие ответственность или исключающие привлечение вас к ответственности, если считаете что они есть.

Смягчающие обстоятельства можно не включать в возражения, а заявить их отдельно. Для этого составьте и подайте в инспекцию ходатайство об уменьшении штрафа.

  • ссылки на ваши документы, которые подтверждают обоснованность возражений. Их заверенные копии приложите к возражениям;

В последней части:

  • подведите итог всему сказанному выше. Например, укажите, что недоимки не возникло, поэтому нет оснований для начисления штрафа и пеней за несвоевременную уплату налога;

  • укажите на то, что вы просите вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (в случае оспаривания акта полностью);

  • перечислите подтверждающие документы, которые вы прикладываете в качестве обоснования своих доводов.

Как обжаловать решение по итогам проверки

Обжаловать действия налоговой можно сразу в УФНС. Для этого в течение месяца вы можете подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. К апелляции приложите документы, необходимые для аргументации вашей позиции.

Обратите внимание, что саму жалобу нужно направлять в ИФНС, которая вынесла решение по итогам ревизии. А она уже перенаправит ее дальше в УФНС на рассмотрение.

Образец составления апелляционной жалобы в УФНС:

image.png

image.png

Можно ли подготовиться к ВНП и как минимизировать риски

Чтобы заранее избежать неприятностей, стоит периодически проводить внутренний и внешний аудит.

Хорошо будет, если квалифицированные консультанты посмотрят на учет глазами ИФНС, проанализируют возможные ошибки и риск доначислений.

Лучше сразу избегать спорных расходов или вычетов, не принимать к учету без необходимых документов.

Если увидели ошибку, не ждите прихода налоговиков – доплатите в бюджет сейчас, чем через пару лет с огромными суммами пеней и штрафов.

Когда уже получили уведомление о выездной налоговой проверке, рекомендуем сделать следующее:

  1. Обучите работников, как себя вести с проверяющими и как отвечать на их вопросы.

  2. Наведите порядок в документах и учете: проверьте первичку, подписи и оригиналы, избавьтесь от лишнего.

  3. Организуйте помещение для сотрудников ИФНС (если проверка на вашей территории) и уберите все, что не связано с проверкой.

  4. Подготовьте журнал проверок, чтобы записать в нем дату, время и цель визита. Лучше всего, если это сделает сам инспектор.

Подготовиться к выездной проверке вам поможет вебинар с подробными инструкциями. Смотреть запись.

Может ли ИФНС проводить сразу несколько выездных проверок в отношении налогоплательщика

Налоговая не может приходить с выездным контролем больше 2 раз в течение календарного года. Но допустима повторная проверка, как исключение.

Повторная выездная проверка может проводиться только в трех случаях:

  1. Вы направили уточненку по ходу камералки и в ней сумма к уменьшению налога.

  2. Региональная инспекция или УФНС усомнились в результатах работы вашей налоговой. Например, если в ходе ВНП проверяющие доначислили меньше налогов, чем нужно.

  3. В вашей организаци или у ИП идет реорганизация или ликвидация.

Продолжительность проведения повторной проверки – 2 месяца, как и при обычной выездной проверке.

Физические и временные ресурсы налоговых инспекторов ограничены, поэтому они идут с проверкой только туда, где гарантированно можно сделать доначисления налогов. Предлагаем вашему вниманию 7 критериев отбора кандидатов на выездные проверки. Проверьте заранее, не грозит ли вам в ближайшем будущем визит налоговой инспекции.

Выездные проверки всегда были и до сих пор остаются действенным инструментом налогового контроля. Однако в последние годы выездных налоговых проверок стало гораздо меньше. Сама ФНС России ратует за то, чтобы не «кошмарить» бизнес и проведение выездной проверки назначать только при стопроцентном наличии нарушений с возможностью крупных доначислений по налогам. Тем более, что у инспекций есть свой, негласный, план по суммам доначислений, которые должны поступить в бюджет (официально этот факт, конечно, никогда не подтверждается).

В связи с этим отбор претендентов на проверки стал более качественным. И если компания оказывается в списке – может готовиться к доначислениям, поскольку еще до начала проверки инспекторы знают, что и где будут искать.

Сегодня мы поговорим об основных критериях, по которым ИФНС «вычисляет» компании, подлежащие выездной проверке.

Распространенные заблуждения

Многие ошибочно полагают, что поскольку выездная проверка проводится с регулярностью раз в 3 года, то первые 3 года компании ничто не угрожает. Есть и другое распространенное заблуждение, согласно которому выездная налоговая проверка обязательно проводится через 3 года после начала работы компании и будет повторяться каждые 3 года.

Однако в реальности физические ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому выездная проверка проводится только тогда, когда гарантированно будут доначисления.

Основания для выездной проверки могут быть разные. Для более эффективного отбора претендентов на выездные проверки разработан ряд критериев. Естественно, недостаточно соответствовать только одному из них. Подходящая для выездной проверки компания должна иметь целый букет проблем.

Ресурсы налоговой инспекции ограничены, поэтому идут инспекторы с проверкой только туда, где гарантированно будут доначисления

Критерий №1. Показатели рентабельности и налоговой нагрузки отличаются от средних по отрасли

В зоне риска назначения выездной проверки находятся компании, чьи показатели налоговой нагрузки и рентабельности отклоняются от среднеотраслевых значений.

  • Критические отклонения в налоговой нагрузке

Считается, что если у компании налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого уровня более, чем на 10%, возникают основания для выездной проверки. Однако даже отклонения на 5-7% гарантированно добавляют компанию в группу риска.

Узнать среднеотраслевые значения, на которые ориентируется ИФНС, можно из Приложения N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

(актуализировано с учетом данных за 2017 год)

  • Критические отклонения в рентабельности

Рентабельность проданных товаров и рентабельность активов организаций также не должна отклоняться более, чем на 10% от тех показателей, которые ИФНС считает средними по отрасли. В помощь вам – Приложение №4 «Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности».

Критерий №2. Подозрительные суммы вычетов по НДС

Если доля «входящих» вычетов по НДС превышает 89% от суммы налога, начисленного за год, компания автоматом попадает в поле зрения налоговиков. Правда, в разных регионах «безопасная» доля вычетов своя.

К сожалению, в открытом доступе нет никаких документов ИФНС, на которые можно ориентироваться налогоплательщику. Спасибо коллегам из газеты «Учет. Налоги. Право», которые каждые полгода собирают по своим источникам актуальную информацию и публикуют на своем сайте. Вот, кстати, ссылка на свежие данные.

Критерий №3. Низкая зарплата

Если уровень заработных плат в компании ниже среднего по отрасли на 10% и более, налоговики считают, что компания практикует зарплатные схемы либо деньги выплачиваются в «конвертах». Свежие данные о среднеотраслевых зарплатах, на которые ориентируется ИФНС, можно посмотреть здесь.

Критерий №4. Убыточность в течение 2-х лет и более

Компании, которые не показывают прибыль или, еще хуже, работают с убытком в течение 2-х и более лет – однозначно находятся в зоне риска. Для начала генерального директора пригласят для беседы на убыточную комиссию в ИФНС. Но если представленные директором аргументы инспекторов не удовлетворят, надо готовиться к проверке. Причем больше всего рискуют оказаться в плане выездных проверок:

  • убыточные организации со значительными суммами вычетов по НДС;
  • убыточные организации с зарплатой ниже среднего уровня в своей отрасли;
  • убыточные организации с положительной динамикой выручки от реализации.

Критерий №5. Опережающий рост расходов

Если в сравнении с предыдущим отчетным периодом темпы роста расходов компании превышают темпы роста ее доходов (например, расходы выросли в 2 раза, а доходы от реализации – почти не выросли), проверка практически гарантирована. Инспекторы считают, что подобное несоответствие говорит о завышении расходов либо занижении доходов.

Критерий № 6. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53.

Вот ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о применении схем, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:

  • контрагент (поставщик, подрядчик) носит признаки фирмы-однодневки;
  • взаимозависимость участников сделок;
  • неритмичный, разовый характер хозяйственных операций;
  • использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.

При этом налоговая выгода будет признана необоснованной, если налоговикам удастся доказать, что:

  • какие-либо операции учтены для целей налогообложения не в соответствии с их действительным экономическим смыслом;
  • учтенные операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);
  • нереальность сделок с контрагентом в связи с невозможностью исполнения сделки, особых форм расчетов и другие.

Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

***

Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

В частности, в обязательном порядке:

  • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
  • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
  • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

и пр.

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

Что дальше?

После того как налоговая инспекция установила, что Ваша организация подходит под один или несколько этих критериев, ей нужно прикинуть и обосновать предполагаемую сумму доначислений. Для этого инспекция осуществляет углубленный предпроверочный анализ. В частности, пользуется открытыми источниками информации, направляет запросы контрагентам о проведенных сделках и т. д.

Поэтому, если Ваш контрагент сообщил о том, что пришел запрос о предоставлении сведений о ваших с ним сделках за весь период сотрудничества – это верный признак того, что Вы попали в список претендентов на выездную проверку.

Определив «подозрительную» компанию на основании указанного анализа, инспектор вносит его в план выездных налоговых проверок. Но компания может попасть под проверку и вне плана – по запросам вышестоящих налоговых органов, информации, полученной из правоохранительных органов, по «дружественной наводке» конкурентов и т. д.

В каких случаях назначается внеплановая выездная проверка, мы расскажем в ближайших публикациях.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2023 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к правовой системе и переходите к подсказкам от экспертов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2023 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/[email protected]) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2023 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2023 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

ВАЖНО! Мораторий в 2023 году не касается налоговых проверок. Исключение – аккредитованные IT-компании. Их не могут проверять вплоть до марта 2025 года. Впрочем, проведение выездной налоговой проверки возможно, если на нее получено согласие руководителя вышестоящего налогового органа. 

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Подробнее о проведении выездной проверки по налогам читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

На проведение каких проверок действует мораторий до 2030 года? Ответ есть у экспертов КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Обзор, это бесплатно. 

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2023 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2023 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Добавить комментарий