Не уверен, что правильно понял задачу, поскольку у меня на данной последовательности чисел 42 не получается. Но ответ на всякий случай напишу.
Общая идея моего алгоритма состоит в том, чтобы пройти в цикле всю последовательность, уходя в рекурсию на её оставшуюся часть всякий раз, когда текущий элемент не завершает собой очередную комбинацию. Если же текущий элемент оказывается завершающим, то к промежуточному итогу прибавляется единица. Каждый рекурсивный вызов возвращает свой промежуточный итог, который прибавляется к промежуточному итогу более высокого уровня. И в конце объединение промежуточных итогов первого уровня даёт общее количество комбинаций.
На Python’е это выглядит вот так:
#!/usr/bin/python
numbers = [2, 9, 3, 6, 3, 8, 1, 10, 6, 7]
def combinations(selected=[], nexts=numbers):
subtotal = 0
for i, n in enumerate(nexts):
if sum(selected) + n > 8:
# print selected+[n]
subtotal += 1
else:
subtotal += combinations(selected+[n], nexts[i+1:])
return subtotal
print combinations()
Тема: Расчет количества возможных вариантов (комбинаторика). Решение задач Теория
Комбинаторика
лат.слово combinare
– «соединять». Раздел математики, в
котором изучаются различные соединения
и размещения, связанные с подсчетом
комбинаций из элементов данного конечного
множества
Комбинаторика
— своеобразный и очень интересный
раздел математики, в котором решаются
задачи выбора и расположения элементов
некоторого множества в соответствии с
заданными правилами. Простейшие
комбинаторные задачи связаны с перебором
различных вариантов, удовлетворяющих
поставленным условиям. Рассмотрим
некоторые примеры.
Пример
1.
Сколько
двузначных чисел можно составить с
помощью цифр 3, 5, 7?
Решение.
Если бессистемно
начать составлять всевозможные числа,
можно что-то упустить или написать
какое-то число дважды. Поэтому лучше
всего придумать способ перебора, при
котором ни одно из возможных чисел от
нас бы не ускользнуло и, с другой стороны,
который исключил бы возможность
повторения. Один из таких способов —
записывать возможные числа в порядке
возрастания: 33, 35, 37, 53, 55, 57, 73, 75, 77. В итоге
получилось 9 чисел.
Пример
2.
К
завтрашнему дню нужно сделать латынь,
греческий и математику, в какой
последовательности — безразлично.
Сколько всего существует таких
последовательностей?
Решение.
Введем для удобства
обозначения: Л — латынь, Г — греческий,
М — математика. Выпишем все возможные
последовательности в алфавитном порядке:
ГЛМ, ГМЛ, ЛГМ, ЛМГ, МГЛ, МЛГ. Получилось
6 последовательностей — уроки можно
сделать шестью способами!
При
решении задач нужно обязательно
выписывать все возможные варианты.
Алгоритм решения
Что
нужно знать:
-
если
на каждом шаге известно количество
возможных вариантов выбора, то для
вычисления общего количества вариантов
нужно все эти числа перемножить.
Например,
в двузначном числе мы можем выбрать
первую цифру 9 способами (она не может
быть нулем), а вторую – 10 способами,
поэтому всего есть 9·10=90 двузначных
чисел -
если
мы разбили все нужные нам комбинации
на несколько групп (не
имеющих общих элементов!)
и подсчитали количество вариантов в
каждой группе, то для вычисления общего
количества вариантов нужно все эти
числа сложить;
например,
есть 9·10=90 трехзначных чисел, оканчивающихся
на 5, и 9·10=90 трехзначных чисел,
оканчивающихся на 2, поэтому 90+90=180
трехзначных чисел оканчиваются на 2
или на 5 -
если
в предыдущем случае группы имеют общие
элементы, их количество нужно вычесть
из полученной суммы; например,
есть 9·10=90 трехзначных чисел, оканчивающихся
на 5, и 10·10=100 трехзначных чисел,
начинающихся на 5; в обе группы входят
числа, которые начинаются и заканчиваются
на 5, их всего 10 штук, поэтому количество
чисел, которые начинаются или
заканчиваются на 5, равно 90+100-10=180.
Решение:
-
первой
цифрой может быть любая четная цифра,
кроме нуля (иначе число не будет
четырехзначным) – это 2, 4, 6 или 8, всего
4 варианта -
предположим,
что первая цифра выбрана; независимо
от нее на втором месте может стоять
любая из четных цифр – 0, 2, 4, 6 или 8, всего
5 вариантов: -
аналогично
находим, что последние две цифры также
могут быть выбраны 5-ю способами каждая,
независимо друг от друга и от других
цифр (первой и второй): -
общее
количество комбинаций равно произведению -
4·5·5·5
= 500 -
таким
образом, правильный ответ –
3.
Что
не мешает знать:
-
если
есть n
различных элементов, число их различных
перестановок равно факториалу
числа n,
то есть произведению всех натуральных
чисел от 1 до n:
n!
= 1·2·3·…·(n-1)·n,
например,
три объекта (А, Б и В) можно переставить
6 способами (3!=1·2·3=6):
(А,
Б, В), (А, В, Б), (Б, А, В), (Б, В, А), (В, А, Б) и
(В, Б, А)
-
если
нужно выбрать m
элементов из n
(где nm)
и две комбинации, состоящие из одних и
тех же элементов, расположенных в разном
порядке, считаются различными, число
таких комбинаций (они называются
размещениями)
равно
например,
в соревновании пяти спортсменов призовые
места (первые три) могут распределиться
60 способами, поскольку
-
если
нужно выбрать m
элементов из n
(где nm)
и порядок их расположения не играет
роли, число таких комбинаций (они
называются сочетаниями)
равно
например,
выбрать двух дежурных из пяти человек
можно 10 способами, поскольку
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Вы поставили совершенно верный тег – Комбинаторика. Этот раздел математики и начинался как метод подсчета количества различных вариантов/комбинаций.
Наиболее часто задачи на комбинаторику подразумевают последовательное фиксирование количества состояний переменных одной за одной.
Давайте начнем со второй задачи – она несколько проще.
2а) Первую цифру двузначного числа с заданными условиями можно выбрать 4 способами; после того как первая цифра определена, вторую можно выбрать снова 4 способами. Итого вариантов 4х4=16.
2б) Первую цифру двузначного числа с заданными условиями можно выбрать 4 способами; после того как первая цифра определена, вторую можно выбрать уже только тремя способами, т.к. цифра не может совпасть с той которая на первой позиции. Итого вариантов 4х3=12.
1а) Целых неотрицательных, которые могут сыграть роль “x”, – 9 (от 0 до 8 включительно). После того как “x” зафиксирован, “y” может быть выбран (8-x+1) способами, например, если х=7, то остается для “y” только 0 и 1. После того как “х” и “y” зафиксированы, “z” всегда можно выбрать только 1 способом, следовательно, количество вариантов решений он не увеличивает. Осталось посчитать сумму кол-ва возможных комбинаций (считаем по “y”-кам) = (9+8+7+…+1) – по формуле суммы арифметической прогрессии – 10*9/2 = 45. И соответственно, Ваш ответ неверен.
1б) Аналогично, но уменьшая кол-во “x”-ов до 6 (от 1 до 6 включительно), а кол-во “y” до (7-х) способов. Сумма (6+5+…+1) = 7*6/2 = 21.
План урока:
Комбинаторика и ее основные принципы
Перестановки
Перестановки с повторениями
Размещения
Сочетания
Комбинаторика и ее основные принципы
Очень часто приходится решать задачи, в которых надо посчитать количество возможных вариантов для той или иной ситуации. Например, сколько позиций может возникнуть на шахматной доске после первого хода обоих игроков? Сколько разных паролей длиною в десять символов можно записать, если ни один символ не использовать дважды? Сколько разнообразных комбинаций чисел может выпасть при игре в лотерею «6 из 49»? На все эти вопросы помогает ответить специальный раздел математики, называемый комбинаторикой. Почти всегда комбинаторную задачу можно сформулировать так, чтобы ее вопрос начинался словами «сколькими способами…».
Очевидно, что если в конечном множестве содержится n элементов, то есть ровно n способов выбрать один из них.
Пример. В классе 15 человек. Сколькими способами учитель может назначить одного из них ответственным за чистоту доски?
Ответ. Таких способов ровно 15.
В комбинаторике существует два основных правила. Первое из них называется правилом сложения.
Несмотря на формулировку, по сути это очень простое правило.
Пример. В магазине продается 14 телевизоров Panasonic и 17 телевизоров Sony. Петя хочет купить один телевизор. Сколько у него вариантов покупки?
Решение. По правилу сложения Петя может выбрать один из 14 + 17 = 31 телевизоров.
Ответ: 31 телевизор.
Особое значение имеет второе правило, которое называют правилом умножения.
Проиллюстрируем это правило.
Пример. В секции бадминтона 15 мальчиков и 20 девочек. Тренер должен отправить на соревнования смешанную пару. Сколько вариантов действий у него?
Решение. Тренер может составить 15•20= 300 разнополых пар из своих воспитанников.
Ответ: 300
Пример. Пете нужно купить технику для компьютера. В магазине продается 20 различных клавиатур, 25 моделей геймпадов и 30 компьютерных мышей. Купить надо по одному экземпляру каждого из этих устройств. Сколько вариантов покупки есть у него?
Решение. Сначала подсчитаем число возможных пар «клавиатура-геймпад». Их количество равно 20•25 = 500. Теперь составим «тройку» из одной из 500 пар и одной из 30 мышей. Число троек равно 500•30 = 15000.
Ответ: 15000
Правила сложения и умножения можно комбинировать.
Пример. Сколько слов не более чем из трех букв можно составить, используя алфавит, содержащий ровно 30 букв?
Решение. Очевидно, что слов из одной буквы можно составить ровно 30. Количество двухбуквенных слов равно количеству пар, которые можно составить из этих букв, то есть 30•30 = 900. Трехбуквенных слов можно составить 30•30•30 = 27000. Всего же слов длиною не более 3 букв будет
30 + 900 + 27000 = 27930
Ответ: 27930
Далее мы изучим основные понятия комбинаторики – перестановки, размещения, сочетания.
Перестановки
Рассмотрим простейшую комбинаторную задачу. На полке расставляют по порядку книги. Их ставят вертикально друг за другом. Сколькими способами можно расставить на полке 2 книги? Очевидно, что двумя:
Либо синяя книжка будет первой слева, либо она будет находиться в конце полки, третьего варианта здесь нет. Здесь условно считается, что варианты, когда между книгами есть зазоры, идентичны вариантам без зазоров:
То есть нас интересует исключительно порядок, в котором стоят книги. Каждый из найденных вариантов называется перестановкой книг. Перестановкой называют любое конечное множество, для элементов которого указан порядок элементов.В комбинаторике перестановки являются одними из основных объектов изучения.
Например, если в забеге на 100 метров стартует 8 спортсменов, то они образуют множество участников забега. После финиша становится известно, кто занял 1-ое место, кто оказался вторым или третьим, а кто стал последним. Результат забега будет перестановкой, ведь он представляет собой список спортсменов с указанием их мест, то есть он определяет порядок между ними.
Вернемся к примеру с книгами. Обозначим количество возможных перестановок n элементов как Рn. Две книжки можно расставить двумя разными способами, поэтому Р2 = 2. Обозначим эти перестановки как АБ и БА. Сколько способов расстановки есть в случае трех книжек? Их все можно получить из вариантов с 2 книжками, добавляя между ними книгами ещё один том:
Видно, что между 2 книгами есть три позиции, на которые можно поставить 3-ий том. Общее количество вариантов равно произведению числа этих позиций и количества вариантов для 2 книг, то есть Р3 = 3•Р2 = 3•2 = 6:
Итак, мы имеем 6 перестановок для 3 книг:
ВАБ
АВБ
АБВ
ВБА
ВБА
БАВ
А сколько перестановок существует для 4 книг? Снова-таки, между тремя книгами 4-ый том можно поставить четырьмя способами:
То есть из перестановки трех книг АБВ можно получить 4 перестановки:
ГАБВ
АГБВ
АБГВ
АБВГ
Всего существует 6 перестановок для 3 книг (Р3 = 6), и для каждой из них можно построить 4 перестановки из 4 книг. Получается, что общее количество перестановок 4 книг равно
Р4 = 4Р3 = 4•6 = 24.
Продолжая подобные рассуждения, можно убедиться, что количество перестановок 5 предметов в 5 раз больше, чем перестановок для 4 объектов:
Р5 = 5Р4
И вообще, если число перестановок n объектов равно Рn, то количество перестановок (n + 1)объекта равно в (n + 1)раз больше:
Рn+1 = (n + 1)Рn
При этом отметим, что 1 книгу можно расставить на полке только одним способом:
То есть Р1 = 1. Теперь выпишем значения чисел Р при разном количестве переставляемых предметов, используя формулуРn+1 = (n + 1)Рn
Р1 = 1
Р2 = 2•Р1= 2•1 = 2
Р3 = 3Р2 = 3•2•1 = 6
Р4 = 4Р3 = 4•3•2•1 = 24
Р5 = 5Р4 = 5•4•3•2•1 = 120
Видно, что количество перестановок n объектов равно произведению всех натуральных чисел от 1 до n. В математике есть специальная функция для вычисления значения этого произведения. Она называется факториалом и обозначается восклицательным знаком.
Например, факториал 6 вычисляется так:
6! = 1•2•3•4•5•6 = 720
Мы убедились на примере с книгами, что количество перестановок из n различных объектов, которое обозначается как Рn, равно n!.
Относительно факториала надо заметить несколько важных моментов. Во-первых, очевидно, что факториал единицы равен 1:
1! = 1
Во-вторых, иногда в комбинаторных задачах приходится вычислять факториал нуля. По ряду соображений эта величина также принимается равной единице
0! = 1
Объяснить это можно так. Факториал числа можно представить как произведение этого числа и факториала предыдущего числа, например:
5! = 1•2•3•4•5 = (1•2•3•4)•5 = 4!•5
7! = 1•2•3•4•5•6•7 = (1•2•3•4•5•6)•7 = 6!•7
В общем случае формула выглядит так:
n! = (n– 1)!•n
Из неё несложно получить, что
(n– 1)! = n!/n
Например: 5! = 4!•5
Подставив в эту формулу единицу, получим
(1 – 1)! = 1!/1
0! = 1/1
0! = 1
Пример. Сколькими способами тренер может расставить 4 участников эстафеты 4х400 м по этапам эстафеты?
Решение. Количество таких способов равно числу перестановок 4 различных объектов Р4:
Р4 = 4! = 1•2•3•4 = 24
Ответ: 24
Пример. Вася решил изучать сразу 7 иностранных языков, причем на занятия по каждому из них он собирается выделить ровно один день в неделе. Сколько вариантов расписаний занятий может составить себе Вася?
Решение. В данном случае расписание занятий – это порядок, в котором Вася в течение недели будет изучать иностранные языки, например:
Такое расписание можно описать последовательностью символов:
Ф, Ан, И, К, Я, Ар, П
Создавая расписание, Вася переставляет 7 языков, поэтому общее количество расписаний равно 7!:
Р7 = 1•2•3•4•5•6•7 = 5040
Ответ: 5040
Пример. Сколько пятизначных цифр можно записать, используя цифры 0, 1, 2, 3, 4, причем каждую не более одного раза?
Решение. Общее количество перестановок 5 цифр составляет Р5. Однако нельзя начинать запись числа с нуля. Так как, перестановка 12340 – это пятизначное число (двенадцать тысяч триста сорок), а перестановка 03241 – не является пятизначным числом.
Расстановок, начинающихся с нуля, ровно Р4, поэтому общее количество допустимых цифр равно Р5 – Р4:
Р5 – Р4 = 5! – 4! = 120 – 24 = 96
Ответ: 96
Пример. На полке расставляют 7 книг, однако 3 из них образуют трехтомник. Тома трехтомника должны стоять друг за другом и в определенном порядке. Сколько существует способов расстановки книг?
Решение. Будем считать трехтомник одной книгой. Тогда нам надо расставить 5 книг
Р5 = 5! = 120
Ответ: 120
Пример. Необходимо расставить 7 книг на полке, но три из них принадлежат одному автору. Их надо поставить друг с другом, но они могут стоять в любом порядке. Сколько возможно перестановок книг.
Решение. Снова будем считать три книги как один трехтомник. Получается, что существует 5! = 120 вариантов. Однако каждому из них соответствует 3! = 6 расстановок книг внутри трехтомника, например:
В итоге на каждую из 120 расстановок приходится 6 вариантов расстановки трехтомника, а общее число расстановок равно, согласно правилу умножения, произведению этих чисел:
120•6 = 720
Ответ: 720
Перестановки с повторениями
До этого мы рассматривали случаи, когда все переставляемые объекты были различными. Однако порою некоторые из них не отличаются друг от друга. Пусть на полке надо расставить 3 книги, но две из них одинаковые. Сколько тогда существует перестановок? Общее число перестановок 3 книг составляет 3! = 6:
Здесь одинаковые книги отмечены как А и А1. Очевидно, что 1-ый и 2-ой варианты (А1АБ) и (АА1Б) на самом деле не отличаются друг от друга. В них отличается лишь порядок одинаковых книг А и А1. В первом случае за А1 следует А, а во втором, наоборот, за А следует А1. Тоже самое можно сказать про варианты 3 и 4, 5 и 6. Получается, что все возможные перестановки можно разбить на группы, в которых находятся «перестановки-дубликаты»:
А1АБ и АА1Б
А1БА и АБА1
БА1А и БАА1
В каждой группе находится ровно по два «дубликата». Почему именно по два? Это число равно количеству перестановок одинаковых книг. Так как одинаковых томов 2, а Р2 = 2, то в каждой группе по 2 «дубликата». Действительно, если бы мы «убрали» с полки все книги, кроме повторяющихся, то там осталось бы только 2 одинаковых тома, которые можно переставить двумя способами.
Для того чтобы найти количество «оригинальных» перестановок, надо их общее количество поделить на число дубликатов в каждой группе.
6:2 = 3
Пусть теперь надо расставить 4 книги, из которых 3 одинаковы. Обозначим тома как А, А1, А2 и Б. Всего можно записать 4! = 24 перестановки. Однако каждые 6 из них будут дублировать друг друга. То есть их можно разбить на группы, в каждой из которых будет 6 идентичных «дубликатов»:
1-ая группа: БАА1А2, БАА2А1, БА1АА2, БА1А2А, БА2АА1, БА2А1А
2-ая группа: АБА1А2, АБА2А1, А1БАА2, А1БА2А, А2БАА1, А2БА1А
3-ая группа: АА1БА2, АА2БА1, А1АБА2, А1А2БА, А2АБА1, А2А1БА
4-ая группа: АА1А2Б, АА2А1Б, А1АА2Б, А1А2АБ, А2АА1Б, А2А1АБ
И снова для подсчета числа оригинальных перестановок надо из общее число расстановок поделить на количество дубликатов в каждой группе:
Р4/Р3 = 4!/3! = 24/6 = 4
Для обозначения перестановок с повторениями используется запись
Рn(n1, n2, n3,… nk)
где n – общее количество объектов, а n1, n2, n3,… nk – количество одинаковых элементов. Например, в задаче с 4 книгами мы искали величину Р4(3, 1), потому что всего книг было 4, но они были разбиты на две группы, в одной из которых находилось 3 одинаковых тома (буквы А, А1, А2), а ещё одна книга (Б) составляла вторую группу. Мы заметили, что для вычисления числа перестановок с повторениями надо общее число перестановок делить на количество дублирующих перестановок. Формула в общем случае выглядит так:
Пример. Вася решил, что ему стоит изучать только два иностранных языка. Он решил 4 дня в неделю тратить на английский, а оставшиеся три дня – на испанский. Сколько расписаний занятий он может себе составить.
Решение. Вася должен расставить 3 урока испанского и 4 урока английского, тогда n1 = 3, а n2 = 4. Общее количество уроков равно 3 + 4 = 7. Тогда
Ответ: 35
Обратите внимание, что для удобства при делении факториалов мы не вычисляли их сразу, а пытались сократить множители. Так как в ответе любой комбинаторной задачи получается целое число, то весь знаменатель дроби обязательно сократится с какими-нибудь множителями в числителе.
Пример. У мамы есть 3 яблока, 2 банана и 1 апельсин. Эти фрукты она распределяет между 6 детьми. Сколькими способами она может это сделать, если каждый должен получить по фрукту?
Решение. Всего есть три группы фруктов. В первой находится 3 яблока, поэтому n1 = 3. Во второй группе 2 банана, поэтому n2 = 2. В третьей группе только 1 апельсин, поэтому nk = 1. Общее число фруктов равно 6. Используем формулу:
Ответ: 60
В знаменателе формулы для перестановок с повторениями мы записываем число объектов в каждой группе одинаковых предметов. Так, если переставляются 3 яблока, 2 банана и 1 апельсин, то в знаменателе мы пишем 3!•2!•1!. Но что будет, если в каждой группе будет находиться ровно один уникальный объект? Тогда мы запишем в знаменателе произведение единиц:
В итоге мы получили ту же формулу, что и для перестановок без повторов. Другими словами, перестановки без повтора могут рассматриваться просто как частный случай перестановок с повторами.
Размещения
Пусть в футбольном турнире участвуют 6 команд. Нам предлагают угадать те команды, которые займут призовые места (то есть первые три места). Сколько вариантов таких троек существует?
Сначала запишем ту команду, которая выиграет турнир. Здесь есть шесть вариантов, по количеству участвующих команд. Запишем эти варианты:
Далее выберем один из вариантов и для него укажем серебряного призера соревнований. Здесь есть только 5 вариантов, ведь 1 из 6 команд уже записана на 1-ом месте:
Такую пятерку можно записать для каждого из шести вариантов того, кто станет чемпионом. Получается, что всего есть 6•5 = 30 пар «чемпион – серебряный призер». Наконец, для одной такой пары можно записать 4 варианта того, кто окажется третьим (две команды писать нельзя, так как они уже записаны на первых двух строчках):
Для каждой пары можно записать 4 тройки призеров. Так как число пар «чемпион – вице-чемпион» равно 6•5 = 30, то число троек составит 6•5•4 = 120.
В данном случае из некоторого множества команд мы выбрали несколько и расположили их в каком-то порядке. То есть мы выбрали упорядоченное множество. В комбинаторике оно называется размещением.
Если общее число команд обозначить как n (в этом примере n = 6), а количество упорядочиваемых команд равно k, то количество таких размещений в комбинаторике обозначается как
В примере с командами количество размещений равнялось 120:
Читается эта запись как «число размещений из 6 по 3 равно 120».
Для нахождения этого числа мы перемножили k (3)множителей. Первый из них был равен n(6), так как каждая из n команд могла занять первая место. Второй множитель был равен (n– 1), так как после определения чемпиона мы могли поставить на вторую позицию одну из (n– 1) команд. Третий множитель был равен (n– 2). По этой логике каждый следующий множитель будет меньше предыдущего на единицу. Например, чтобы вычислить число размещений из 7 по 4, надо перемножить 4 множителя, первый из которых равен 7, а каждый следующий меньше на 1:
Однако математически удобнее представлять это произведение как отношение двух факториалов. Для этого умножим количество размещений на дробь 3!/3!, равную единице. Естественно, число размещений из-за умножения на единицу не меняется:
Число 3 в данном случае можно получить, если из 7 вычесть 4. В общем случае из числа n надо вычесть число k. Тогда формула для вычисления количества размещений примет вид:
Пример. В программе 8 «А» класса 12 различных предметов. В понедельник проводится 5 занятий подряд. Сколько существует вариантов расписаний для класса, если в течение понедельника нельзя проводить два одинаковых урока?
Решение. Для составления расписания нужно выбрать 5 предметов и расставить их по порядку. Поэтому нам необходимо найти размещение из 12 по 5:
Ответ: 95040
Пример. В вагоне 10 свободных мест. В него зашло 6 пассажиров. Сколькими способами они могут расположиться в вагоне?
Решение. Из десяти мест надо выбрать шесть и указать для каждого, какому пассажиру оно соответствует. То есть каждый вариант рассадки пассажиров – это размещение из 10 по 6. Найдем их количество:
Ответ: 151200
Заметим, что перестановка – это частный случай размещения, когда k = n. Действительно, если нам надо указать тройку призеров турнира, в котором участвуют 6 команд, то мы указываем размещение из 6 по 3. Но если мы указываем для каждой из 6 команд, какое место она займет в чемпионате, то это размещение из 6 по 6. С другой стороны, это расстановка одновременно является и перестановкой 6 команд. Убедимся, что в этом частном случае формула для подсчета количества размещений покажет тот же результат, что и формула для перестановок
Для примера с 6 командами это будет выглядеть так:
Здесь мы использовали тот факт, что факториал нуля принимается равным единице. Данное рассуждение можно, наоборот, использовать для того, чтобы доказать, что факториал нуля – это единица.
Сочетания
Выбирая размещение, мы должны были выбрать из множества несколько объектов и упорядочить их. В частности, мы выбирали три команды из шести и указывали, какая из них будет первой, какая второй, а какая третьей. Поэтому размещения «Локомотив, Зенит, Краснодар» и «Локомотив, Краснодар, Зенит» отличались друг от друга.
Однако порою этот порядок не имеет значения. Так, существует известная лотерея, где предлагается угадать 7 чисел из 49, которые выпадут во время розыгрыша из барабана. При этом порядок их выпадения не играет никакой роли. Игрок, выбирая эти 7 чисел, с точки зрения математики формирует сочетание из 49 по 7.
Количество возможных сочетаний из n по k обозначается буквой С:
Для вычисления количеств сочетаний из n по k сначала найдем количество аналогичных размещений. Оно вычисляется по формуле:
Однако ясно, что, как и в случае с перестановками с повторениями, некоторые сочетания мы посчитали несколько раз. Вернемся к примеру с командами. Если мы выбрали команды Л (Локомотив) , З (Зенит) и К (Краснодар), то мы можем составить ровно 3! = 6 размещений из них:
ЛЗК
ЛКЗ
ЗЛК
ЗКЛ
КЛЗ
КЗЛ
Однако все они соответствуют только одному сочетании – ЛКЗ. Таким образом, считая количество размещений, мы посчитали каждое сочетание не один, а 3! раз. Поэтому для нахождения количества сочетаний в комбинаторике надо поделить число размещений на число перестановок k элементов:
Эта формула связывает важнейшие понятия комбинаторики – перестановки, сочетания и размещения. Подставим в неё формулы для размещений и перестановок и получим:
Пример. Сколько троек призеров турнира можно составить, выбирая три футбольные команды из шести?
Решение. Посчитаем число сочетаний из 6 по 3:
Ответ: 20
Пример. Сколько комбинаций чисел может составить игрок, играющий в лотереи «5 из 36», «6 из 45», «7 из 49»?
Решение. В каждом из этих случаев игрок выбирает сочетание нескольких чисел. Посчитаем их число:
Ответ: 376992; 8145060; 85900584
Пример. На плоскости отмечены 8 точек, причем никакие три из них не лежат на одной прямой. Сколько различных прямых можно провести через них? Сколько треугольников и четырехугольников можно построить с вершинами в этих точках?
Решение. Для того чтобы провести прямую, достаточно выбрать любые 2 точки из 8. Общее количество прямых будет равно числу сочетаний из 8 по 2:
Заметим принципиальную важность того условия, что никакие три точки не лежат на одной прямой. Оно гарантирует, что при выборе двух различных точек мы будем получать различные прямые. Если бы, например, точки АВС лежали бы на одной прямой, то при выборе сочетаний АВ, ВС и АС мы получали бы одну и ту же прямую:
Это же условие гарантирует, что, выбрав любые 3 и 8 точек, мы сможем построить треугольник с вершинами в этих точках, а выбрав 4 точки, получим четырехугольник. Поэтому для подсчета количества треугольников и четырехугольников следует искать число сочетаний по 3 и 4:
Ответ: 28 прямых, 56 треугольников и 70 четырехугольников.
Пример. В одной урне находится 10 различных шаров с номерами от 0 до 9, а в другой – 8 различных шаров с первыми восемью буквами алфавита. По условиям лотереи ведущий вытаскивает из первой урны два шара с числами, а из второй – три шара с буквами. Для победы в лотерее надо угадать выпавшие шары. Сколько комбинаций шаров может выпасть в игре?
Решение. Посчитаем отдельно, сколькими способами можно выбрать 2 шара с цифрами из 10 и 3 шара с буквами из 8:
По правилу умножения мы должны перемножить эти числа, чтобы найти общее количество возможных вариантов:
56•45 = 2520
Ответ: 2520
Заметим, что выбирая, например, сочетание из 49 по 7, мы одновременно выбираем и сочетание из 49 по 49 – 7 = 42. Действительно, игрок, обводящий в кружок в лотерейном билете свои 7 счастливых чисел, одновременно и определяет остальные 42 числа, какие числа он НЕ считает счастливыми. Для наглядности запишем число сочетаний в обоих случаях:
Получили одну и ту же дробь, в которой отличается лишь последовательность множителей в знаменателе. Можно показать, что и в общем случае число сочетаний из n по k совпадает с количеством сочетаний из n по (n– k):
Как подсчитать количество возможных комбинаций?
Знаток
(415),
закрыт
14 лет назад
Дополнен 14 лет назад
А если учесть что нам известно N цифр и нам надо найти колличество комбинаций только из них??? Повторяться они не могут…
Александр Новожилов
Гуру
(3477)
14 лет назад
Определение. Если в некотором множестве а1,а2….аN переставлять местами элементы, оставляя неизменным их количество, то каждая полученная таким образом комбинация называется перестановкой.
Общее число перестановок из m элементов обозначается Pm и вычисляется по формуле:
Pm=N!
Владимир Павлек
Просветленный
(28610)
14 лет назад
10 в степени N
на первом месте может стоять любая цифра от 0 до 9 – всего 10. На втором, тоже может стоять 10 различных цифр и т. д. до N-го знака. Чтобы узнать количество вариантов нужно перемножить количество вариантов для каждого знака. Т. е. 10 * 10 * 10 *… * 10. Всего N множителей.
Alexey
Гуру
(3820)
14 лет назад
xxx – кол-во комбинаций (разрядность x)^(кол-во иксов)
т. е. если x максимум равно 9, т. е. изменяется от 0 до 9, то получим 10^3=1000, самому легко догадаться учитывая что число может меняться от 0-999.
Филипп Великов
Мастер
(1376)
4 года назад
Кучу ненужного текста понаписали, ей-богу. Всё очень просто: берём n (количество чего-то) и эту n умножаем саму на себя, каждый раз отнимая от неё по 1. Например: есть 1, 2, 3 и 4 — 4 цифры. 4 умножаем на 4 – 1, потом на 4 – 1 – 1, на 4 – 1 – 1 – 1, т. е. 4 * 3 * 2 * 1 = 24, и так с любым числом. Сами посчитайте, если не верите
Serdar eserdar
Ученик
(118)
10 месяцев назад
Допустим есть символы 123456789lkjh
С повторениями , длинна – 4 – (количество символов) в степени (длинна) , т.е 13 в степени 4 = 28561
Без повторений – (кол-во символов) * (кол-в символов минус 1) * (кол-в символов минус 2)
и так далее , в зависимости от длинны , т.е кол-во символов * кол-во символов уменьшая его каждый раз , и повторяем (длинна) раз
В нашем случае , длинна – 4 , а кол-во символов – 13, значит
13 * 12 * 11 * 10 = 17160
Надеюсь было понятно
vaqed
Знаток
(266)
3 месяца назад
Пускай у нас пароль, состоящий из 3 символов. Пароль принимает такие символы как: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Т.е. 10 символов. Чтобы узнать кол-во комбинаций, нужно 3 возвести в 10-ую степень. 10^3=1000 комбинаций