Как найти количество звуков в слове

Только дополню прекрасный ответ Звенки.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука не только в начале слова, но и в начале слога.

Пример: “маяк” произносится, как “ма-йак” – 5 звуков.

Одним словом достаточно запомнить, что эти буквы после согласных обозначают один звук, а если перед ними согласного нет или есть мягкий или твердый знак, то два.

И еще. Если в слове есть удвоенная согласная, то она считается за один звук.

Например “ванна” – только 4 звука.

Но ванная – целых 6. Из-за Я (йа).

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Карол­ина
[1.2M]

7 лет назад 

В словах русского языка число звуков далеко не всегда равно количеству букв. Для определения количества звуков в конкретном слове нужно придерживаться определенного алгоритма действий. Например, такого:

  1. Пишем слово.
  2. Транскрибируем его с учётом того, что буквы “Ь” и “Ъ” ни при каких условиях самостоятельного звука не обозначают, указывая только на мягкость, либо твердость предыдущего звука. В транскрипции мягкость обозначаем при помощи апострофа [т’].
  3. Гласные “Е”, “Я”, “Ё”, “Ю”, стоящие после мягкого согласного, соответственно обозначают звуки [Э], [А], [О], [У].
  4. Эти же гласные звуки “Е”, “Я”, “Ю”, “Ё”, стоящие после гласного, либо в начале слова, обозначают сразу два звука: вместе с соответствующим гласным звуком пишем в транскрипции ещё и звук [j] (называется “йот”), который ставится перед ним.
  5. Далее пишем транскрипцию целиком и считаем звуки.

Limit­less
[77.7K]

7 лет назад 

В русском языке звуков на девять значений больше, чем букв.

Буквы могут означать от 0 до 2 звуков.

Чаще всего одна буква означает один звук.

При подсчёте общего количества звуков следует обратить внимание на буквы, которые не дают звуков, либо дают удвоенный звук.

Кроме того, следует учесть, что непроизносимые согласные также звуков не дают.

**

Также особое внимание необходимо уделить глаголам.

Rogne­da
[416K]

7 лет назад 

Чтобы узнать, сколько звуков в слове, сначала делим его на слоги и ставим ударение. Второй шаг -запись его точного звучания, то есть транскрипции. Все в этом деле упирается в правильную фонетическую запись анализируемого слова. Чтобы не ошибиться, помним некоторые фонетические процессы, которые могут происходить в слове.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в трёх позициях:

1) в начале слова

ясный [й’а], ёмкость [й’о], ель [й’э], юмбрик [й’у] ;

2) после разделительных мягкого и твердого знака

портье, курьёзный, пеньюар, сватья

въедливый, подъёмник, предъюбилейный, съязвить;

3) после других гласных

сияние, твоё, пою, гортензия.

Некоторые сочетания согласных, как, например, зж обозначает один длинный звук[ж]:

брюзжать, мозжечок, визжать.

Помним, что ь и ъ знак не обозначают звука. Мягкий знак только смягчает предыдущие согласные:

плавать [т’], любовь [ф’], соль [л’], рвань [н’], морось [с’].

Мягкий знак может быть морфологическим знаком обозначения существительных женского рода, и в этом случае он не звучит. Значит, количество букв и звуков не совпадет в словах:

мышь, рожь, картечь, немощь.

Существуют слова с непроизносимымии согласными:

радостный, солнце, чувство, гигантский, прздничный.

В них звков окажется меньше, чем букв.

В возвратных глаголах на -ться или -тся оно звучит как [ца]

славиться[с л а в’и ц а];

пишется [п’ и ш ы ц а].

Орфографическоеи написание двух одинаковых букв дает один звук:

дрожжи [д р о ж ы].

morel­juba
[62.5K]

7 лет назад 

Чтобы понять сколько в слове звуков, ножно помнить о том, что есть гласные которые дают два звука – это буквы “ё”, “е”, “ю”, “я”. Также нужно помнить, что удвоенная согласная даёт лишь один согласный звук. И ещё что важно помнить так это то, что твёрдый и мягкий знак не дают звуков вовсе.

Приведу ниже памятку, которая очень поможет при звуко-буквенном разборе слова:

Alen4­uk
[161K]

7 лет назад 

Для того, чтобы узнать, сколько звуков в определенном слове, его нужно проанализировать.

Мы знаем, что мягкий и твердый знак звуков не дает.

А вот гласные я,ё, ю, е могут дать два звука в зависимости от позиции в слове.

Эти буквы дают 2 звука, когда они стоят в начале слова, после гласной и после твердого или мягкого знаков.

Не забываем про удвоенную согласную в слове, которая дает один звук.

Рассмотрим на примере.

Друг, враг, дом, школа, стол, стул, диван. Пример слов, где количество букв совпадают с количеством звуков, которые мы слышим.

Связь, боль. Пример слов, где звуков на одну меньше чем букв, так как мягкий знак звука не дает, а только смягчает впереди стоящую букву.

Вьюга,яма, друзья,короткие. В данных примерах буквы ю,я,е дают звуки [йу], [йа] и [йэ].

Произносим слова, слушаем, анализируем и делаем правильный фонетический разбор слов.

З В Ё Н К А
[823K]

9 лет назад 

Для того, чтобы узнать, сколько звуков содержится в слове, надо посчитать количество букв, затем посмотреть, нет ли в слове букв, которые обозначают два звука: “Е, Ё, Ю, Я”. Если такие буквы есть, нужно проанализировать, в каких позициях они находятся. Если в начале слова или после разделительного твёрдого или мягкого знака, то они действительно обозначают два звука. Зачем исключаем из общего количества звуков все мягкие и твёрдые знаки и подводим итоги.

88Sky­Walke­r88
[428K]

7 лет назад 

В русском языке есть свои особенности при звуко-буквенном разборе слова.

Так некоторые буквы не дают звук, или наоборот, дают два звука.

Разберемся в этих правилах.

Нужно помнить, что такие буквы как твердый знак и мягкий знак в любом случае не дают звуков.

Мягкий знак делает предыдущую согласную мягкой.

Такие буквы как Я, Ю, Е, Ё, которые стоят после гласной буквы или в самом начале слова, дают сразу два звука. Один из них будет Й`, а второй, соответственно – А, У, Э или О.

Алекс­андр Ветро­в
[80K]

7 лет назад 

Насколько мне известно, в настоящее время в русском языке каждая одна согласная буква, кроме мягкого и твёрдого знаков, даёт только по одному звуку. Кроме того, каждая одна гласная буква также даёт только по одному звуку, кроме гласных букв “Е”, “Ё”, “Ю” и “Я”, каждая из которых даёт уже по два звука.

rina5­p
[1.6K]

9 лет назад 

Чтобы узнать, сколько звуков в слове, нужно:

1)Вспомнить звуки , которые обозначают 2звука-ё, е, ю, я

2)Вспомнить буквы, которые звука не обозначают -ь ъ

3)Удвоенные согласные-1звук обозначают

4)Посчитать количество звуков.

Артём Денис­ов
[107K]

7 лет назад 

Чтобы подсчитать количество звуков в слове, необходимо запомнить следующее:

  • такие буквы, как «е», «ё», «ю» и «я» обозначают два звука ;
  • буквы «ь» и «ъ» (мягкий и твердый знак) не имеют звука.

В словах, где нет этих букв и знаков, обычно количество букв и звуков совпадает.

Знаете ответ?

Смотрите также:

Какие есть песни со словом Звуки, Звучит, Звучать…? Видео песен?

Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “у”, а пишется буква “ю”?

Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “к”, а пишется буква “г”?

Какие есть примеры слов, в которых слышится звук “ф”, а пишется буква “в”?

Сколько звуков в словах: ГРИБ, СЪЕЛИ?

Какими буквами в русском языке обозначаются звуки [б], [б’], [п], [п’]?

Вес дает что обычным словам?

Абракадабра: что тут слышится? Это – полная бессмыслица?

Сколько одинаковых звуков в словах “лиса” и “сила”?

С какого гласного звука слова в русском языке не начинаются?

Чтобы узнать, сколько звуков в слове, выполним его звуко-буквенный анализ, для чего предпримем несколько шагов:

  • поставим ударение;
  • разделим слово на слоги;
  • запишем звучание слова, учитывая фонетические процессы, которые происходят в нем при произношении;
  • запишем звуки вертикально по-одному ;
  • дадим характеристику каждому звуку;
  • подсчитаем количество букв и звуков в слове и сделаем итоговую запись.

Фонетический разбор слова

Источник изображения: fedsp.com

Пример звуко-буквенного анализа слова

Возьмем для звуко-буквенного анализа слово «звезда».

Поставим ударение на конечный гласный [а]. В слове два гласных звука и столько же слогов:

Запишем его звучание:

Запишем по вертикали буквы и соответствующие им звуки и охарактеризуем их:

  • буква «з» [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «в» [в’] — согласный звонкий парный, мягкий парный;
  • буква «е» [и] — гласный безударный;
  • буква «з» [з] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «д» [д] — согласный звонкий парный, твердый парный;
  • буква «а» [а] — гласный ударный.

В слове 6 букв, 6 звуков.

Фонетические процессы в словах

Чтобы правильно выполнить звуко-буквенный анализ слова, учитываем, что в нем могут происходить следующие фонетические процессы:

  • оглушение звонких согласных;
  • озвончение глухих согласных.

Оглушение звонких согласных происходит в позиции перед последующим глухим согласным, например:

  • колдовство [к а л д а ф с т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и т к а].

При произношении слов конечный звонкий согласный заменяется парным ему глухим согласным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пейзаж [ш]
  • паровоз [с].

Озвончаются глухие согласные, когда находятся перед звонкими, например:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдобный [з д о б н ы й’].

Также помним, что буквы «е», «ё», «ю», «я» могут обозначать два звука в нескольких позициях:

1. в начале слов: 

  • ено́т [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • ю́бка [й’ у п к а]
  • ярмо́ [й’ а р м о];

2. после разделительных мягкого и твердого знаков:

барьер [б а р’ й’ э р]  съехать [с’ й’ э х а т’]
льёшь [л’ й’ о ш]  подъём [п а д й’ о м]
обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а] 

объявить [а б’ й’ а в’ и т’]

 вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’]  адъюнкт [а д й’ у н к т] 

3. после другого гласного звука:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

При написании звучания слова следует учитывать также, что двойные согласные обозначают один длинный звук, например:

  • ванна [в а н а]
  • ссора [с о р а]
  • жужжать [ж у ж а т’]
  • аллея [а л’ э й’ а]

Обратим внимание на слова с непроизносимыми согласными, в которых букв больше, чем звуков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а]

Чтобы правильно подсчитать количество звуков, учтем, что сочетания согласных «зж», «сч» обозначают один шипящий звук, например:

  • расчёска [р а щ’ о с к а]
  • визжать [в’ и ж а т’]

В глаголах конечные -ться и -тся фонетически превращаются в [ц а]:

  • смеяться [с’ м’ и й’ а ц а]
  • красится [к р а с’ и ц а]

И, конечно, твердый и мягкий знак не обозначают звука. Мягкий знак после согласных, кроме шипящих, обозначает их мягкость, например:

  • фасоль [ф а с о л]
  • работать [р а б о т а т]
  • букварь [б у к в а р]
  • олень [а л’ э н]

На конце существительных после шипящих мягкий знак не звучит, а только обозначает их принадлежность к женскому роду:

  • вещь [в’ э щ’]
  • блажь [б л а ж]
  • ветошь [в’ э т а ш]
  • течь [т’ э ч’]

Учитывая все эти перечисленные нюансы фонетики, запишем правильно звучание слов и узнаем количество звуков, содержащихся в них.

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 43

Фонетический разбор слова – как правильно его делать, о чем надо помнить и каких ошибок избегать

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

29 517

Как правильно сделать фонетический разбор – инструкция

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Разбираю слово ёлка

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Две буквы сливаются в один звук

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Отмечаю ударные гласные в словах

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Шпаргалка по твердым и мягким согласным

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Характеризую все твердые и мягкие звуки

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Глухие и звонкие согласные

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’эр’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

  1. Согласные звуки
  2. Гласные звуки.
  3. Фонетика – что это за наука.
  4. Как делать перенос слова.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик:

Второй:

Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо.

( 23 оценки, среднее 4.3 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

План урока:

Фонетический разбор – что это такое?

Цветовая схема слова

Число букв и звуков в словах

Практические упражнения

Фонетический разбор – что это такое?

Слово «фонетика» пришло в русскую речь из греческого языка. В переводе означает «звук».

Что изучает фонетика

Наука «фонетика» изучает звуковой состав языка, историю происхождения разных звуков, а также характеристику каждого звука.

Фонетика подробно рассматривает, какие органы речи человека участвуют в образовании того или иного звука: губы, язык, зубы, нёбо.

Так, например, мы уже знаем, что звуки делятся на гласные и согласные. В образовании гласных принимает участие голос, согласных – голос и шум или только шум.Всего в русском языке 6 гласных и 36 согласных. Согласные звуки делятся на две группы.

1 группа «Твёрдые и мягкие согласные»

1 razbor po bukvam i zvukam

2 группа «Звонкие и глухие согласные»

2 razbor po bukvam i zvukam

Звуки, соединяясь друг с другом, образуют слоги и слова. С помощью звуков мы различаем слова в речи. Можно поменять всего лишь один звук в слове, и его значение полностью меняется:

  • кот (животное) – код (шифр);
  • мак (цветок) – маг (волшебник);
  • порт (место для стоянки морского транспорта)– корт (площадка для игры в теннис).

Фонетика рассматривает также, в какой позиции находятся звуки: сильной или слабой. Позиция для звука считается сильной, если он произносится отчётливо.

Сильная позиция для гласного – нахождение звука под ударением:варе́нье, го́сти, ноя́брь. Все безударные звуки в этих и других словах занимают слабую позицию.

Для согласного звука позиция является сильной, если рядом расположены гласные звуки: молоточки, вьюга, нога, дороги. Каждый согласный произносится чётко, не возникает сомнений в написании.

Согласный находится в слабой позиции, если:

3 razbor po bukvam i zvukam
 

Проверяют правописание, изменяя слово, чтобы после слабой согласной стоял гласный звук: молоток – молотки, друг – у друга, бязь – из бязи, ошибка – ошибочка, ложка – ложечки. Если такой способ не подходит, то написание слова запоминаем и проверяем в орфографическом словаре.

Звуки на письме отображаются в виде букв.

4 razbor po bukvam i zvukam

Порядок фонетического разбора слова

Слово часто произносится совсем не так, как пишется. Например: пишем «молоко», «шоколад», а произносим «малако», «шакалат». Фонетический разбор слова, по-другому, звуковой анализ, помогает понять, разницу между звуками, которые мы произносим, и буквами, которые пишем. Звуковую запись слова делают с помощью транскрипции.

Послушаем академика Звуковеда, как правильно выполнить эту работу.

5 razbor po bukvam i zvukam

Примеры от академика Звуковеда:

6 razbor po bukvam i zvukam

Важно правильно записывать слово в транскрипции:

  • гласные и согласные в сильной позиции пишутся так, как слышатся;
  • обязательно ставится ударение;
  • звуки в слабой позиции записываются, как произносятся;
  • мягкость согласных обозначается знаком в виде запятой справа над буквой.

Цветовая схема слова 

Ребята, а вы знаете, что звуки имеют свой цвет? Наш гость сказочный художник Карандаш расскажет об этом подробнее.

8 razbor po bukvam i zvukam

Теперь слово можно записать в виде цветных квадратиков:

9 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, согласные звуки произносятся слитно вместе с гласными, которые стоят за ними: каша, Буратино. Это явление носит название слияние звуков. Давайте узнаем, как Карандаш предлагает обозначать слияние согласного с гласным в цветовой схеме.

10 razbor po bukvam i zvukam

Чёрная чёрточка сверху – знак ударения. Он ставится над гласной в сильной позиции. В цветовой схеме используют ещё один знак (прямая вертикальная чёрная черта): разделение слова на слоги.

11 razbor po bukvam i zvukam

А вот как записываются в цветовой схеме йотированные буквы, которые дают два звука:

12 razbor po bukvam i zvukam

Звук [й’] согласный и мягкий. Поэтому в схеме обозначается зелёным цветом. Он сливается с гласной [о], в схеме слова эти звуки делят один прямоугольник на две части.

Число букв и звуков в словах

Ребята, используя цветовую схему слова, вам не составит труда дать характеристику каждому звуку, подсчитать количество букв и звуков.

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что в словах может наблюдаться несовпадение количества звуков и букв. Рассмотрим, в каких случаях это происходит.

  • Если в слове имеется мягкий знак Ь: мышь, пальчик. Запишем транскрипции слов, подсчитаем количество букв и звуков в словах: [мыш] (4 буквы, 3 звука), [пал’ч’ик] (7 букв, 6 звуков). Звуков меньше, чем букв.
  • Если в слове имеются йотированные буквы, которые образуются двумя звуками: согласным [й]и гласными:[а], [у], [о][э]. Пример:ёлка [й’олка] (4 буквы, 5 звуков), юг [й’ук] (2 буквы, 3 звука), ягода [й’агада] (5 букв, 6 звуков). В этих примерах звуков больше, чем букв.

Кроме Ь, не имеет звука буква Ъ. Но твёрдый знак не изменяет количество звуков в словах. За ним следуют йотированные гласные, у которых 2 звука, поэтому число букв и звуков в словах с Ъ может совпадать: подъезд [падй’эст] (7 букв, 7 звуков), отъезд [атй’эст] (6 букв, 6 звуков).

Ребята, друг Карандаша, сказочный изобретатель Самоделкин предлагает потренироваться в выполнении заданий, связанных с темой нашего урока.

Практические упражнения

13 razbor po bukvam i zvukam

Задание 1.

Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.

14 razbor po bukvam i zvukam

Задание 2.

Отгадайте загадку.

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её …

Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?

Задание 3.

Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.

15 razbor po bukvam i zvukam

Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?

Задание 4.

Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.

16 razbor po bukvam i zvukam

Правильные ответы:

Задание 1. Схема под цифрой 3.

Задание 2. Сорока. [сарока], 6 букв, 6 звуков, 3 слога.

17 razbor po bukvam i zvukam

Задание 3. Метель, тюлень, капель.

Задание 4.

18 razbor po bukvam i zvukam

Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.

Чтобы узнать, сколь­ко зву­ков в слове, необходимо выполнить его звуко-буквенный ана­лиз (фонетический разбор) по следующему алгоритму:

  1. поста­вьте ударение;
  2. раз­де­лите слово на слоги;
  3. запишите зву­ча­ние слова, учи­ты­вая фоне­ти­че­ские про­цес­сы, которые про­ис­хо­дят в нем при произношении;
  4. запишите зву­ки вер­ти­каль­но  по-одному ;
  5. дайте характеристику каждому звуку;
  6. подсчитайте коли­че­ство букв и зву­ков в слове и сделайте ито­го­вую запись.

Как узнать, сколько звуков в слове? Примеры

Фонетический разбор – что это такое

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

В лингвистике и смежных дисциплинах фонетическим разбором принято называть прямое определение звукового состава слова. Проще говоря, он представляет собой разбор на звуки и буквы.

Чтобы обозначить тот или иной звук применяется транскрипция – определённые обозначения звуков, которые заключают в квадратные скобки. В русском языке применяется кириллическая транскрипция. Так сложилось исторически и это стало общепринятой практикой. Альтернативная система, основанная на обозначениях универсального типа, прижилась крайне плохо и практически не используется, за редкими исключениями. Время от времени вам могут встречаться варианты транскрипций с применением латиницы, например [й»] транскрибированная как [j], но это скорее редкость.

Ряд кириллических знаков для транскрипции не используется в принципе. Например: твёрдый знак, мягкий знак, ё, я и некоторые другие. Мягкость согласной буквы выделяется знаком [«]. Ударение обозначается сверху гласной буквы или отдельной скобкой, если применено разложение по буквам.

Фонетический разбор слова

В чём заключается и как выглядит процедура фонетического разбора слов

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему алгоритму:

  • Сначала слово делится на отдельные слоги, обозначается ударение.
  • Производится запись транскрипции всех звуков в отдельности и всего слова целиком.
  • Для каждого звука определяется характеристика: для гласных это ударность или безударность, для согласных – твёрдость или мягкость, звонкий или глухой звук. Парность звука.
  • Математически подсчитывается количество букв и звуков.

Фонетическая составляющая языка включает целый ряд составных элементов, представляя собой специализированный раздел лингвистики. В данной статье мы всего лишь бегло ознакомимся с фонетикой, с её основными понятиями и правилами. Более основательное углубление в фонетику потребует от вас знакомства со специализированной литературой и серьёзных затрат временных ресурсов. 

Соотношение буквы и звука

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Звук – это минимальная элементарная составляющая речи и языка. По аналогии можно сравнить звук с элементарной частицей в физике – атомом. Но отдельный звук не передаёт никакого смысла и значения. Эта невозможность передавать смысл звуками исправляется тем, что именно звуки позволяют нам отличать в речи слова одно от другого. В качестве маркеров, позволяющих человеку распознавать слова и, соответственно, улавливать их смысл служат: количество звуков, последовательность, повторяемость, набор.

А вот буквы являются графическим отображением звуков. Буква – это символ, выполняющий задачу отображения на каком-либо носителе(это может быть что угодно – бумага, камень, дерево, папирус, экран монитора) звука. Тут важно отметить, что символьная буквенная запись лишь дополняет речь и смысл, так как первична, безусловно, звуковая составляющая языка и речи, а письменная – вторична по отношению к ней. 

Как узнать, сколько звуков в слове? Примеры

Фонетические процессы в словах

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный ана­лиз сло­ва, учи­ты­ва­ем, что в нем могут про­ис­хо­дить сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские процессы:

  • оглу­ше­ние звон­ких согласных;
  • озвон­че­ние глу­хих согласных.

Оглушение звон­ких соглас­ных про­ис­хо­дит в пози­ции перед после­ду­ю­щим глу­хим соглас­ным, например:

  • кол­довство [к а л д а фс т в о],
  • указка [ у к а с к а],
  • изредка [и з р’ и тк а].

При про­из­но­ше­нии слов конеч­ный звон­кий соглас­ный заме­ня­ет­ся пар­ным ему глу­хим согласным:

  • столб [п]
  • сустав [ф]
  • утюг [к]
  • поход [т]
  • пей­заж [ш]
  • паро­воз [с].

Озвончаются глу­хие соглас­ные, когда нахо­дят­ся перед звон­ки­ми, например:

  • рюкзак [р’ у г з а к]
  • сдать [з д а т’]
  • отбежать [а д б’ и ж а т’]
  • сдоб­ный [з д о б н ы й’].

Также пом­ним, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в несколь­ких позициях:

1. в нача­ле слов:

  • ено́т [й’ и н о т]
  • ёкать [й’о к а т’]
  • ю́бка [й’ у п к а]
  • ярмо́ [й’ а р м о];

2. после раз­де­ли­тель­ных мяг­ко­го и твер­до­го знаков:

  • барьер [б а р’ й’ э р]                    съехать [с’ й’ э х а т’]
  • льёшь  [л’ й’ о ш]                          подъём [п а д й’ о м]
  • обезьяна [а б’ и з’ й’ а н а]        объявить [а б’ й’ а в’ и т’]
  • вьюжный [в’ й’ у ж н ы й’]          адъюнкт [а д й’ у н к т] 

3. после дру­го­го глас­но­го звука:

  • поездка [п а й’ э с т к а]
  • таёжный [т а й’ о ж н ы й’]
  • июльский [и й’ у л’ с к’ и й’]
  • пиявка [п’ и й’ а ф к а].

При напи­са­нии зву­ча­ния сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать так­же, что двой­ные соглас­ные обо­зна­ча­ют один длин­ный звук, например:

  • ванна [в а н а]
  • ссора [с о р а]
  • жужжать [ж у ж а т’]
  • аллея [а л’ э й’ а]

Обратим вни­ма­ние на сло­ва с непро­из­но­си­мы­ми соглас­ны­ми, в кото­рых букв боль­ше, чем звуков:

  • ненастный [н’ и н а с н ы й’]
  • солнце [с о н ц а]
  • здравствуй [з д р а с т в у й’]
  • поздно [п о з н а]

Чтобы пра­виль­но под­счи­тать коли­че­ство зву­ков, учтем, что соче­та­ния соглас­ных «зж», «сч» обо­зна­ча­ют один шипя­щий звук, например:

  • расчёска   [р а щ’ о с к а]
  • визжать    [в’ и ж а т’]

В гла­го­лах конеч­ные -ться и -тся фоне­ти­че­ски пре­вра­ща­ют­ся в [ц а]:

  • сме­яться [с’ м’ и й’ а ц а]
  • кра­сится [к р а с’ и ц а]

И, конеч­но, твер­дый и мяг­кий знак не обо­зна­ча­ют зву­ка. Мягкий знак после соглас­ных, кро­ме шипя­щих, обо­зна­ча­ет их мяг­кость, например:

  • фасоль [ф а с о л‘]
  • рабо­тать [р а б о т а т‘]
  • бук­варь [б у к в а р‘]
  • олень [а л’ э н‘]

На кон­це суще­стви­тель­ных после шипя­щих мяг­кий знак не зву­чит, а толь­ко обо­зна­ча­ет их при­над­леж­ность к жен­ско­му роду:

  • вещь [в’ э щ’]
  • блажь [б л а ж]
  • ветошь [в’ э т а ш]
  • течь [т’ э ч’]

Пример звуко-буквенного анализа слова

[su_divider top=»no» divider_color=»#3498db» size=»4″]

Возьмем для звуко-буквенного ана­ли­за сло­во «звез­да».

Поставим уда­ре­ние на конеч­ный глас­ный [а]. В сло­ве два глас­ных зву­ка и столь­ко же слогов:

зве-зда.

Запишем его зву­ча­ние: [з в’ и з д а].

Запишем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки и оха­рак­те­ри­зу­ем их:

  • бук­ва «з» — [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый парный, шумный;
  • бук­ва «в» — [в’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий парный, шумный;
  • бук­ва «е» — [и] — глас­ный безударный;
  • бук­ва «з» — [з] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый парный, шумный;
  • бук­ва «д» — [д] — соглас­ный звон­кий пар­ный, твер­дый парный, шумный;
  • бук­ва «а» — [а] — глас­ный ударный.

В сло­ве 6 букв, 6 звуков.

Добавить комментарий