Как найти комментарий к проблеме в тексте

В третей части курса речь пойдёт о комментарии к сформулированной проблеме.

Другие части курса:

Часть 1 – основные сведения.
Часть 2 – выявление и формулирование проблемы.
Часть 4 – позиция автора.
Часть 5 – аргументация собственного мнения по проблеме.

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация — это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации — авторского глубинного смысла высказывания — требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина…».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману )

Как написать сочинение в задании С1? Часть 3

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Другие части курса:

Комментарий проблемы текста — самая важная часть сочинения ЕГЭ, при комментировании проблемы выпускник должен показать умение работать с исходным текстом.

Одним из показателей правильного комментария является логика его построения, которая ведет от проблемы текста к авторской позиции по ней.

Как писать комментарий проблемы текста?

ПРИМЕЧАНИЕ:

Читайте статьи: «Что такое проблема текста?», «Как найти проблему в тексте?» и «Как правильно сформулировать проблему текста?».

Из данной статьи вы узнаете, что такое комментарий проблемы, структуру комментария, как найти примеры-иллюстрации в экзаменационном тексте и многое другое, связанное с комментированием проблемы в сочинении ЕГЭ.

Содержание статьи

  • 1 Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?
  • 2 Структура комментария
  • 3 Пример-иллюстрация в комментарии
  • 4 Виды примеров-иллюстраций
    • 4.1 Примеры, которые приводит автор в своём тексте
    • 4.2 Размышления автора, связанные с проблемой
    • 4.3 Цитаты
    • 4.4 Описания
    • 4.5 Истории
    • 4.6 Точки зрения, которые приводит автор
    • 4.7 Средства выразительности
    • 4.8 Слова, выражения, важные для понимания проблемы
  • 5 Как находить примеры в тексте?
    • 5.1 Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте
    • 5.2 Примеры-иллюстрации в художественном тексте
  • 6 Способы отсылки к тексту
    • 6.1 1. Ссылка на номера предложений (самый простой)
    • 6.2 2. Прямая речь
    • 6.3 3. Косвенная речь
    • 6.4 4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте
    • 6.5 5. Соединение разных способов в одном примере
  • 7 Пояснение к примерам-иллюстрациям
  • 8 Что такое смысловая связь
  • 9 Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ
    • 9.1 Смысловая связь в начале комментария
    • 9.2 Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации
    • 9.3 Смысловая связь как итог комментирования

Комментарий в сочинении ЕГЭ что это?

В своём сочинении ученик должен прокомментировать найденную им проблему с опорой на исходный текст, то есть написать свои рассуждения по поводу сформулированной проблемы текста.

Комментарий в сочинении – это последовательный анализ исходного текста, где нужно на конкретных примерах из экзаменационного текста объяснить, почему писатель размышляет об этом вопросе и почему использует эти слова и выражения, изобразительно-выразительные средства, для доказательства того, что сформулированная в сочинении проблема действительно присутствует в исходном тексте.

Из данного определения, следует, что комментарий – это рассуждения выпускника по проблеме экзаменационного текста, соотнесенные с его знаниями, личным жизненным опытом.

Структура комментария

Комментарий в сочинении ЕГЭ состоит из 5 элементов, за каждый из которых можно получить по одному баллу.

В сумме за полный грамотный комментарий выпускнику могут дать 5 баллов.

Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальные баллы за комментарий по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.

Правильный комментарий по сформулированной проблеме текста состоит из 5 элементов:

  1. Пример-иллюстрация (из исходного текста).
  2. Пояснение к первому примеру (ваши мысли по поводу примера-иллюстрации).
  3. Второй пример-иллюстрация (из исходного текста).
  4. Пояснение (ваши мысли по поводу второго примера-иллюстрации).
  5. Смысловая связь между примерами иллюстрациями.

Пример-иллюстрация в комментарии

Важными составляющими структуры комментария являются два примера-иллюстрации и пояснение к ним.

Внимание!

Выпускник обязан иметь четкое представление о том, что такое пример-иллюстрация.

Пример-иллюстрация – это фрагмент необходимой информация из исходного текста, демонстрирующий определенную проблему, которую ученик анализирует в своем сочинении.

Важно!

Выпускник должен уметь анализировать примеры-иллюстрации и выражать свое мнение по ним, а не просто пересказывать авторский текст.

Пример-иллюстрация отличается от простого пересказа тем, что при пересказе текста выпускник говорит о поступках героев текста, а в примере-иллюстрации обращает внимание на мастерство автора в раскрытии проблемы текста.

Например, каждую минуту герой должен выбирать из этого громадного материала самое важное и нужное — это пересказ текста.

А.П.Чехов обращает наше внимание на то, что лектор каждую минуту должен из огромного количества материала выбирать «самое важное и нужное» — это иллюстрация. (Текст №9).

Виды примеров-иллюстраций

Основой комментария является поднятая автором проблема, а примеры иллюстрируют её наличие в тексте.

В качестве примеров-иллюстраций в комментарии можно использовать:

  • примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты;
  • описания;
  • истории;
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности;
  • слова, выражения, важные для понимания проблемы.

Выбор того или иного примера не зависит от его достоинств или недостатков, лёгкости или сложности, а зависит от содержания конкретного текста и умения выпускника читать и интерпретировать текст.

Все фрагменты исходных текстов для ЕГЭ по русскому языку взяты из произведений разных авторов.

Каждый автор имеет свой жизненный опыт и пишут они тексты по самым разнообразным видам проблем.

В зависимости от содержания текста, его элементов, которыми автор раскрывает проблему текста, в одних текстах можно найти одни виды примеров, а в других – другие.

Ниже приведены примеры различных видов примеров-иллюстраций для комментирования проблемы текста.

Примеры, которые приводит автор в своём тексте

В тексте №14 Б.Л. Васильева «Встреча произошла неожиданно…» примером-иллюстрацией проблемы проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу является эпизод, когда герой отпускает пленного немца (предложения 36 — 47).

Размышления автора, связанные с проблемой

В тексте №23 Д. А. Гранина «Детство редко даёт возможность угадать что-либо о будущем ребёнка…» примером-иллюстрацией проблемы восприятия окружающего мира ребёнком являются размышления писателя о том, что такое вкус детства (предложения 28 — 32).

Цитаты

В тексте №19 Д.А. Гранина «Я думаю, что я так и не понял себя…» примером-иллюстрацией проблемы осознания человеком своей реализации в жизни будет цитата из Л.Толстого о дроби в жизни человека (предложения 7 — 11).

Описания

В тексте №28 К.Г. Паустовского «Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли природы в жизни человека будет описание красоты полуночного пейзажа (предложения 26 — 31).

Истории

В тексте №27 Ю.В. Бондарева «Летний среднеазиатский вечер, сухо шелестят велосипедные шины по тропке вдоль арыка…» примером-иллюстрацией проблемы отношения к родителям будет история, связанная со смехом приятелей над нелепым видом отца (предложения 16 — 21).

Точки зрения, которые приводит автор

В тексте №16 А.Г. Алексина » Ты, наверно, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон…» примером-иллюстрацией проблемы проявления прекращения отношений между людьми является точка зрения героини на отношение к родителям (предложения 22 — 29).

Средства выразительности

В тексте №10 К.Г. Паустовского «Лучше всего Левитана можно понять и крепче всего полюбить в глубинах страны…» примером-иллюстрацией проблемы силы воздействия художественного творчества на человека будет использование автором средств выразительности в описании «Левитановской зари» (предложения 41 — 46).

Слова, выражения, важные для понимания проблемы

В тексте №24 А.Н. Толстого «В мирные годы человек, в довольстве и счастье, как птица, купающаяся в небе…» примером-иллюстрацией проблемы определения роли Родины в жизни человека будут ключевые слова и выражения из рассуждений писателя о Родине (предложения 10 — 11).

Для составления комментария необходимо уметь находить примеры-иллюстрации определенной проблемы в исходном в тесте.

Как находить примеры в тексте?

Чтобы написать грамотный полный комментарий, необходимо внимательно прочитать текст, делая в нем важные пометки карандашом или ручкой, выделяя примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме текста и позицию автора по данной проблеме.

Примеры-иллюстрации в публицистическом тексте

В публицистическом тексте, где авторская позиция выражена, в основном, прямо, необходимо понаблюдать, как автор развивает свои мысли и к какому выводу приходит.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • мнение известных людей по проблеме, если автор приводит такие мнения;
  • события, факты или явления, описанные автором в ходе собственных рассуждений.

Выпускник обязательно должен сделать пояснение к найденным примерам-иллюстрациям, ответив на вопросы, зачем автору понадобились именно эти факты, явления, мнения известных людей, что они дают для раскрытия найденной проблемы.

Также необходимо найти и объяснить смысловую связь между проанализированными примерами.

Важно!

Во всех публицистических текстах всегда имеется ответ на вопрос, поставленный автором текста, это и есть авторская позиция по рассматриваемой проблеме, которую необходимо выпускнику написать в сочинении после комментария.

Например, в статье «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» дан образец комментария проблемы отношения к родному дому.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «два оставленных деревенскими жителями дома, в которых описан порядок в доме у хороших хозяев (предложения 10 — 13)» и «беспорядок в доме у плохих хозяев (предложения 20 — 26)».

Выявлена смысловая связь между примерами — противопоставление.

Оба примера подкрепляют позицию автора, которая прямо высказана в тексте, в 14-16 предложениях.

В художественном тексте проблема текста и позиция автора по ней скрыты в содержании текста, поэтому работать с таким текстом следует по-другому.

Примеры-иллюстрации в художественном тексте

В художественном тексте авторскую позицию необходимо сформулировать самому выпускнику, так как здесь она представлена опосредованно, то есть необходимо проанализировать поведение героев, их речь, мысли, ключевые слова.

Для этого нужно обратить внимание на:

  • поведение героев, ситуации, описанные в исходном тексте;
  • диалог между героями;
  • изобразительные средства, которые использует автор: они позволяют писателю раскрыть поднятую им проблему.

Все примеры-иллюстрации, которые выпускник найдёт в тексте для понимания авторской позиции по проблеме, могут стать основой комментария по проблеме.

Из найденных в тексте примеров необходимо выбрать два основных, которые более ярко раскрывают сформулированную проблему, и написать пояснение к ним. (См. статью «Что такое проблема текста?«.

Как и при анализе публицистического текста, необходимо найти и обозначить смысловую связь между примерами, то есть объяснить, почему выпускник выбрал для комментирования именно эти примеры и как эти примеры связаны между собой.

Например: в статье «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» дан образец комментария проблемы истинной и ложной порядочности, проблема хамства.

Из исходного текста выбраны два примера-иллюстрации: «разговор профессора с женой (предложения 27 — 37)» и «описание поведения членов семьи профессора у двери своей квартиры, когда они ругают солдата-рассказчика (предложения 50 — 58)».

Выявлена смысловая связь между примерами — примеры дополняют друг друга в описании хамского поведения профессорской семьи.

Позицию автора мы можем понять, проанализировав поведение и речь героев.

Найденные в исходном тексте примеры-иллюстрации нужно поместить в сочинение, для этого используют подходящие способы отсылки к тексту.

Способы отсылки к тексту

Комментарий в сочинении ЕГЭ должен быть написан с опорой на исходный текст, но переписывать или пересказывать весь текст или его фрагмент ни в коем случае нельзя.

Поэтому лучше в качестве примеров-иллюстраций использовать так называемое «частичное цитирование».

Это значит, что не нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно ключевых слов и выражений, которые указывают на размышления автора.

Существуют следующие способы отсылки к тексту:

1. Ссылка на номера предложений (самый простой)

Например: В.П.Крапивин показывает большую любовь деда к внуку не только потому, что его зовут также, но и потому, что общение с Журкой позволило ему еще раз пережить лучшие минуты своего детства, о которых он рассказывал мальчику во время их совместных прогулок (предложения 24 — 25). (Текст № 21)

2. Прямая речь

Например: «Ничего, мы сдюжим», — эти слова, вложенные в уста русича, утверждают огромную веру писателя в то, что во все времена Россия, Родина, была и остается свободной страной с богатейшей культурой. (Текст № 24)

3. Косвенная речь

Например: Б.Л.Пастернак говорит о том, что Живаго «от души желал им удачи», потому что они были близки ему по духу… (Текст №3)

4. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Например: О большой роли этого великого писателя, давшего читателям самых разнообразных героев на страницах своих книг, автор рассуждает и тогда, когда начинает перечислять яркие художественные образы из различных произведений Л.Н.Толстого. (Текст № 30)

5. Соединение разных способов в одном примере

Например: Л.А. Чарская подробно повествует, как Матрёша, одетая в наряд и драгоценные украшения боярышни Уленьки, гостеприимно встречает нежданных гостей Крутоярских, как предлагает Малюте «потешить его и примчавшихся с ним опричников пляской», как своей пляской она растопила лёд в сердце жестокого Малюты Скуратова, так что Малюта пообещал «боярышне» освободить из тюрьмы её отца и слово своё сдержал (предложения 35-36). (Текст № 2).

Важно!

Каждый пример-иллюстрация обязательно должен иметь соответствующее пояснение.

Пояснение к примерам-иллюстрациям

Пояснение к примеру-иллюстрации — это мысли выпускника о размышлениях автора произведения по проблемам, содержащимся в исходном тексте.

Пояснение к примеру-иллюстрации – это интерпретация слов автора и сюжетной линии текста своими словами.

Это значит, что выпускник в сочинении должен объяснить слова автора, которые он цитирует в тексте сочинения, раскрыть их смысл, рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, при необходимости проанализировать лексические оценочные средства выразительности, рассказать о своих эмоциях и чувствах, которые возникают при прочтении.

Для удобства и уверенности в том, что пояснение к примеру написано грамотно, можно в черновике сочинения ЕГЭ подчеркнуть материал, взятый из исходного текста.

Важно!

Если будет подчеркнута вся часть сочинения, нацеленная на комментарий проблемы текста, значит, выпускник не смог сформулировать своих рассуждений по поводу примеров, значит, к ним нет пояснения, и эту часть работы необходимо переделать, иначе проверяющий эксперт снизит баллы за комментарий проблемы текста.

При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать, дать свою оценку происходящему и указать на смысловую связь между примерами.

Что такое смысловая связь

При комментировании проблемы текста важно не только привести примеры-иллюстрации из прочитанного текста и пояснить их, но и найти и объяснить смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Смысловая связь – это логические отношения между двумя примерами-иллюстрациями, используемыми выпускником в комментарии проблемы текста.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями может указывать на:

  • сопоставительные отношения (аналогично, таким же образом, так же, как);
  • противительные отношения (антитеза, контраст: «было – стало»; но, зато, однако);
  • причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, отсюда следует, в результате этого, значит, в связи с этим, потому что, из-за того что…);
  • обобщение предыдущей информации (таким образом, итак);
  • дополнение информации (информация + дополнение = полная информация: также, кроме того, более того);
  • прием перечисления (используется для усиления, выделения логических отношений в тексте);
  • конкретизацию (суть отношений – в использовании примеров и доказательств для подтверждения мысли);
  • другие отношения между примерами.

Выбор вида смысловой связи зависит от того, каким образом раскрывает проблему автор исходного текста, что он для этого включает в содержание своего произведения, и тех примеров-иллюстраций, которые выпускник выбрал для комментария к своему сочинению.

Место обозначения смысловой связи в сочинении ЕГЭ

В критериях оценивания сочинения нет точной конкретизации места смысловой связи при комментировании проблемы текста.

Главное – чтобы эта связь была описана.

Поэтому в зависимости от замысла автора сочинения смысловую связь можно разместить в любом месте: в начале комментария, между двумя примерами-иллюстрациями или в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации.

Наиболее распространённым местом обозначения смысловой связи является место в конце комментария после пояснения второго примера-иллюстрации, когда смысловая связь подводит итог комментирования проблемы текста.

Смысловая связь в начале комментария

Примеры смысловой связи в начале комментария вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.А.Каверина (№ 15)» , «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№23)» .

Смысловая связь на переходе от первого ко второму примеру-иллюстрации

Примеры смысловой связи между примерами-иллюстрациями вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту В.П. Астафьева (№18)» , «Комментарий в сочинении по тексту К.Г. Паустовского (№22)» .

Смысловая связь как итог комментирования

Примеры смысловой связи как итога комментирования вы можете найти в статьях «Комментарий в сочинении по тексту Д.А. Гранина (№19)» , «Комментарий в сочинении по тексту Ю.В. Бондарева (№27)» .

Образцы комментариев по текстам смотрите в разделе «Комментарии по текстам» .

Важно!

При написании комментария выпускник должен объяснить, почему автор написал текст именно на эту тему, для чего он использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и давал различные примеры, иллюстрирующие проблему текста, а также показать, что сформулированная выпускником проблема действительно присутствует в экзаменационном тексте.

Все примеры, факты, явления, ключевые слова, которые выпускник использует в комментарии проблемы, должны вывести его на позицию автора, о которой вы можете прочитать в статье «Позиция автора исходного текста, как правильно ее сформулировать?».

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку посвящено написанию сочинения по прочитанному тексту. Схематично построение такого сочинения можно представить следующим образом:

Не секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при выполнении данного задания, ведь успешность написания творческой работы напрямую зависит от умений школьника делать комплексный анализ текста, относящегося к тому или иному стилю.

Конечно же, самое важное для ученика – правильно найти проблему. Но не менее важным является и написание комментария, за который по критериям 2023 года можно получить 5 баллов. Как же его написать? С чего нужно начать? На что обратить внимание? Какие типичные ошибки допускают учащиеся при его написании? Об этом расскажу в данной статье.

Начну с типичных ошибок, которые сводятся к следующему:

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Итак, что такое комментарий?

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения автора по поводу проблемы текста.

Главная ваша задача при написании комментария – продемонстрировать, как именно автор приходит от проблемы к авторской позиции, как разворачивается аргументация (если текст публицистического стиля) или как поступки героев раскрывают проблему (если текст относится к художественному стилю). Иными словами, в комментарии необходимо показать ход мысли автора, как именно он раскрывает проблему, подводя читателей к определённому выводу (авторской позиции).

Также необходимо учитывать, что комментарий может быть контекстуальным либо концептуальным.

Информацию по данным видам представила на следующих репродукциях:

Из чего же должен состоять комментарий?

Комментарий включает в себя:

1 пример + пояснение

2 пример + пояснение

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Смысловую связь + ее анализ

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Пояснения к примерам – это интерпретация выбранных вами цитат, конкретных фактов, упомянутых автором в тексте.
Обдумывая то, что следует включить в комментарий, отвечайте на следующие вопросы:

1) Зачем автор говорит об этом?

2) Какую роль играет названный факт?

3) Что делает автор исходного текста? (интересуется чем, рассуждает о чем, описывает что, повествует о чем, размышляет)

4) На какие аспекты обозначенной проблемы он обращает особое внимание?

5) Что особенно его беспокоит?

При написании комментария своим учащимся советую использовать следующие отсылки к тексту:

1. Цитирование

Получив от старого приятеля картину под названием «Верба», главный герой окунается в, казалось бы, такие далёкие, но милые сердцу воспоминания: «Всё это было давно. Но так хорошо помнится!». Этот пример позволяет понять отношение рассказчика к моментам из прошлого. Он бережно хранит в памяти «сияние золотого вербового куста» и с умиротворением вспоминает о нём.

2. Косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

3. Размышление над фактами, событиями, упоминаемыми в тексте

Юрий Яковлев изображает мальчика-велосипедиста, который въезжает на заминированный фашистами мост, чтобы предупредить, уберечь от гибели колонну советских солдат. Это настоящий подвиг самопожертвования, и только сильный духом человек мог совершить такой поступок.

Также можно использовать следующие конструкции при написании комментария.

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Иногда при определении и написании смысловой связи учащиеся подменяют ее авторской позицией.

Напоминаю, что авторская позиция – ответ на вопрос, поднятый в тексте. Смысловая связь в комментарии – это то, как именно автор «подаёт» нам проблему, как эта проблема просматривается в первом и втором примере текста.

Как может выглядеть ваш комментарий?

Автор комментария - Нарушевич А.Г.
Автор комментария – Нарушевич А.Г.

В следующей статье опубликую пример комментария моего ученика по тексту Д.А. Гранина о техническом прогрессе.

Дорогой мой читатель, продолжение данной статьи зависит от тебя, от твоих комментариев, лайков, от твоей поддержки канала.

https://www.donationalerts.com/r/helena_tv

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?

Подготовка к ЕГЭ. Пишем
комментарий к проблеме текста
.

I. Одной из сложных частей сочинения  ЕГЭ
(задание 27). по русскому языку является комментарий.

Возникает вопрос, с чего начать работу по подготовке учащихся?
Прежде всего, учащиеся должны хорошо представлять, что от них требуется.

Сначала внимательно читаем задание 27.

“…Прокомментируйте сформулированную
проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного
текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
(избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому
примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и
проанализируйте её….”
Что такое комментарий?

Комментарий – это подтверждение того, что
заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. В сочинении
ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с
обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные
размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:  

  • примеры, которые приводят авторы в своих
    текстах; 
  • размышления автора, связанные с проблемой;
  • цитаты; 
  • описания; 
  • истории; 
  • точки зрения, которые приводит автор;
  • средства выразительности, тропы;
  • слова, выражения, важные для понимания
    проблемы. 

Структура комментария

1)
Пример-иллюстрация из текста.
2) Пояснение примера.
3) Пример-иллюстрация из текста.
4) Пояснение примера.

 5) Смысловая связь между примерами. 
6) Анализ смысловой связи.

Что является объектом комментирования ? Объектом
комментирования в сочинении

является проблема, сформулированная
учащимися.
Комментируя проблему, следует привлекать
информацию из текста, значимую для раскрытия данной проблемы (предложения,
абзацы, ключевые слова, метафорические словосочетания и т.д.) Однако комментарий
не должен сводиться к пересказу

Требования к комментарию:
1) 2 примера-иллюстрации
, важных для понимания проблемы. Здесь уместно использовать
частичное цитирование с объяснением того, почему именно эти ситуации вы
рассматриваете и что автор пытается нам показать этими примерами
.  

2) Пояснение к примерам-иллюстрациям. Это значит объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать,
почему герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства
выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария
недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их
проанализировать, дать оценку происходящему

3)Смысловая связь.
Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или
другую связь между примерами в зависимости от приемов, которые использует автор
в конкретном тексте. 

4) Анализ связи. Недостаточно указать логическую связь (причина – следствие, вывод),
важно также проанализировать эту связь, объяснить, что в ней примечательного,
что мы можем понять, если сопоставим, противопоставим и др. примеры из текста.
Например, примеры не просто так противопоставлены друг другу, а помогают
отразить изменения, произошедшие в душе рассказчика и т.д.

4) Цитирование: НЕЛЬЗЯ переписывать целые куски из текста или пересказывать весь
текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то
лучше использовать «частичное цитирование». Это значит, что не
нужно переписывать целые отрывки и предложения, достаточно слов,
словосочетаний.
3) Соответствие заявленной проблеме. Комментарий должен быть
написан по заявленной проблеме, должен с ней перекликаться и иллюстрировать
ее. 
4) Фактическая точность. Если при написании комментария допускается
хотя бы одна ошибка, связанная с ПОНИМАНИЕМ текста, то за комментарий
автоматически выставляется 0 баллов.
Таким образом, написание комментария – это  попытка одновременно
понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые
обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема
действительно присутствует в тексте. 

II. Алгоритм работы над комментарием

      
выбрать части текста, связанные со сформулированной
проблемой;

      
отобрать в тексте конкретный текстовый материал
(цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;

      
написать пояснения: что делает автор? для
чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.

      
выявить связь между примерами-иллюстрациями:

      
 объяснить, как взаимодействуют эти
примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер
и поведение героя и т.п.

Комментарий зависит от стиля текста,
поэтому комментировать тексты того или иного стиля надо по-разному. Сначала
задайте вопросы:

Художественный

Публицистический

На каких примерах автор раскрывает проблему?
Какие факты, события, поступки героев заслуживают особого внимания? Почему?
Есть ли в тексте значимые художественные детали? В чём их значимость?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до
читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

Как автор строит рассуждение?
Какие использует аргументы? Какие приводит примеры? В чём их значимость?
 Кого цитирует автор? Зачем? В чём значимость этих
цитат?
Какие мысли автора заслуживают особого внимания? Почему?
Какие средства выразительности помогают автору донести свои мысли до
читателя?
Каков эмоциональный отклик автора на изображаемые события?

 1.Чтобы
перейти от проблемы к комментарию, необходима логическая подводка
Можно начать комментарий так: “Размышляя над поставленной
проблемой, автор….”.
Логическая подводка нужна для того, чтобы
рассуждение выглядело последовательным и связанным.

2. Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы
исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте
текста
, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется
содержание
. Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить
следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя,
мы говорим о том, что делает автор.

 Пример-иллюстрация
№1
Можно вставлять цитаты, но следует избегать
чрезмерного цитирования. Не нужно включать в кавычки два или одно длинное
предложение. Достаточно выписать несколько слов, которые важны для понимания
проблемы.
Можно вообще не цитировать предложения из текста. Но тогда
следует указать на номера предложений, откуда вы берёте эпизод.

Пример-иллюстрация
№2
Другой эпизод, который тоже раскрывает проблему.
Он не должен быть из того же абзаца, что и первый пример.

Клише для примеров-иллюстраций[1]

Художественный
текст

Публицистический
текст

Ø
В центре внимания автора случай…

Ø
Писатель изображает (кого? что?)

Ø
Герой говорит: «цитата»

Ø
Следует обратить внимание на слова (поступки,
мысли) героя…

Ø
Особого внимания заслуживает такая художественная
деталь, как…

Ø
Симпатии автора на стороне героя, который…

Ø
Автор делает акцент на том, что…

Ø
Автор рассматривает проблему на примере…

Ø
Автор раскрывает проблему, описывая….

Ø
Проблема раскрывается автором на примере (чего?)

Ø
 

Ø
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Писатель не
случайно приводит слова (кого?) «цитата».

Ø
Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?),
который утверждал: «цитата».

Ø
Публицист спорит (с кем? и почему?)

Ø
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том,
что (и почему?)

Ø
Особого внимания заслуживает мысль автора о том,
что… (и почему?)

Ø
Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…)

3. Пояснение к примеру-иллюстрации

        
Цель пояснения: выявить
смысл авторского

        
рассуждения о…/

        
 повествования о…/

        
описания…/

        
 какого-либо приёма в тексте,

чтобы в итоге установить отношение автора к
проблеме
, понять авторскую позицию.

 Главное – ответить на вопросы, анализируя
содержание обоих примеров:

зачем? с какой целью? по какой причине?
для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?

Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного
стиля
могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ 

Ø 
            мотивов поведения героя (-ев);

Ø 
            монологов (в том числе внутренних), диалогов;

Ø 
            их поступков;

Ø 
            их личностных особенностей;

Ø 
            взаимоотношений с окружающими;

Ø 
       внутреннего состояния;

Ø 
       отношения к себе и к миру и т.д.

Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста публицистического
стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ 

Ø 
            фактов, мнений, настроения автора,

          его  комментариев и размышлений;

Ø 
            авторских аргументов, доводов;

Ø 
            различных точек зрения на проблему;

Ø 
            авторских (и не только) высказываний
и т.п

Клише
для пояснения[2]

Художественный
текст

Публицистический
текст

Ø
Автор, как мне кажется,  не случайно обращает
внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев)

Ø
Поступок героя, на мой взгляд,  свидетельствует
(показывает)…

Ø
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого
внимания, потому что…

Ø
Эти события, на мой взгляд, писатель описывает,
чтобы…

Ø
Мне кажется, поступок героя позволяет понять,
что…

Ø
Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что…

Ø
Этот пример, думаю, показывает, что…

Ø
Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в
том, что…

Ø
Эти слова, я уверена, убедительно доказывают,
что…

Ø
Я думаю, этим примером писатель хотел показать,
что…

Ø
Приведённые слова, думается,  содержат глубокий
смысл: (какой?)

4. Смысловая связь  .

Что такое смысловая связь между частями
текста?
Чтобы написать о связи между микротемами, нужно знать, какой эта
связь бывает:

Приёмы названы в методических рекомендациях,
опубликованных на сайте ФИПИ: http://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/2020/mr/russkiy_yazyk_ege.pdf

Приёмы,
которые могут лежать в основе смысловой связи.

Вид связи

Как определить вид связи

Вспомогательные вопросы

Способ оформления

Сравнительная,

сопоставительная или противопостави-тельная

 (В тексте сравнительная
(сопоставительная, противопоставительная
связь помогает понять характер
героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;

настроение, эмоции героя; чувства, мысли
героя или автора;

авторскую оценку героя, предмета или явления
и т.п.)

Возникает в том случае, когда смыслы
примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются
друг другу.

Какие события (факты) сравниваются
(сопоставляются, противопоставляются)  и почему? Как это помогает понять
проблему текста?

Что противопоставлено в примерах?

С чем и почему это сравнивается
(сопоставляется)?

В чем автор видит сходство (различие)
сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д

В этом противопоставлении (сопоставлении)
особо ярко можно увидеть (что?)…

Если сопоставить поведение героев, то (пояснить,
к каким выводам можно прийти)…

Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение
роли этой смысловой связи) ….

Сравнивая эти события (факты), нельзя
не увидеть, что…

Противопоставляя факты, автор подчеркнул
главное: (что именно и зачем?)

Сопоставляя (поведение героев, разные
мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание  (на что  и
зачем?)…

Пояснительная, уточняющая (Эти виды
смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую
информацию о чём-либо;
при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают
и уточняют идею первого примера.

Обратите внимание!

  Уточняющая связь  – это
переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная
– это обозначение одного и того же понятия другими словами.)

Второй пример-иллюстрация поясняет,
иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то
,
о чём говорится в первом примере-иллюстрации

Как  и для чего автор поясняет
(иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём
говорится в первом примере-иллюстрации)?

Чем это событие (поступок, действие,
факт) можно объяснить?

Какими примерами автор подтверждает
сказанное?

Что это даёт для понимания
сформулированной проблемы текста?

Что можно привести в качестве
подтверждения?

Как содержание второго примера помогает
лучше понять содержание первого?

Что нового вносит содержание второго
примера в понимание первого?

Продолжая свою мысль, автор уточняет,
детализирует (что и зачем?)

Это событие (характеристика, поступок,
поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…;

Эти примеры иллюстрируют (что и для
чего?)….

Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)…

Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого
примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)…

Автор…. разъясняет (дополняет,
уточняет)
(что и зачем?) :…

Причинно-следственная

Эти виды смысловых отношений дают
возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при
этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого
примера.

Обратите внимание!

  Уточняющая связь  – это
переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная
– это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Причина и следствие представляют собой
логическое единство. При этом под причиной понимается явление,
обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое
называется следствием. Причинно-следственная связь — это
сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело.

Почему это произошло?

Что стало причиной события (поступка,
поведения и т.п.)?

В силу чего это случилось?

 Что из этого следует?

Какие последствия повлекло это событие?

Как это повлияло на дальнейшие события?

Что из этого, по мнению автора, следует?

 К чему это привело (приведет)?

 Как это сказалось (скажется) на
дальнейшем ходе событий?

Эти примеры называют причины, по
которым…

Причиной  такого поведения является…

Следствием такого отношения к окружающим  стало

(указать результат и пояснить свой
вывод)

Этот пример  помогает увидеть последствия
эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось?

Как сказалось на судьбе героя (-ев),
событиях и т.п.)

1. Наиболее лёгкий для написания приём
это приём противопоставления, то есть приём контраста или приём антитезы.
Поэтому, после прочтения текста, необходимо посмотреть, есть ли в нём
противопоставления (поступков героев; разных точек зрения; разного отношения к
одному и тому же явлению, разных временных отрезков, социальное неравенство и
т.д
.). Если есть, то можно писать комментарий к проблеме, основываясь на
приёме противопоставления (мужество // трусость; роскошь // бедность и т.п.)

2.
Если противопоставления нет, посмотрите приём аналогии или сопоставления:  сравнивается
ли одно с другим, похожи ли сравниваемые предметы // явления // действия?

3.
Если этих приёмов нет, смотрите приёмы подтверждения, выделения,
причинно-следственную связь.
Думайте, как вы будете строить свой
комментарий к проблеме.

4. 
Потом, если не нашли вышеуказанных приёмов, попробуйте при внимательном чтении
текста найти детали. Не забывайте, что не всё, о чём пишет автор,
является деталью.

Внешняя
деталь

Деталь
психологическая

1) деталь
интерьера,

2) деталь
пейзажная
,

3) деталь
предметная
(указание на вещь);

4) деталь
бытовая
(указывает на обстановку, жилище, вещи,
мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы,
склонности действующего лица);

5) деталь
портретная
– изображение внешности героя.

отражает

1) состояние внутреннего мира героя,

2) движения мысли, помыслы, желания,

3) страхи, фобии, мании.

Запомните:
Указания на него приём, лежащий в основе ваших  примеров-иллюстраций, не должен
«падать с потолка». вы должны сделать в комментарии к проблеме.

5. Проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые
примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания
сформулированной проблемы!! В этом учебном году за смысловую связь выпускники
могут получить два балла.  Что из этого следует? Во-первых, надо
не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить.

Алгоритм выявления смысловых связей между
примерами-иллюстрациями

В соответствии с формулировкой проблемы и
авторской позицией

а) найти смысловые отношения между частями
текста:
сравнительные, противопоставительные, сопоставительные,
причинно-следственные, целевые, условные
и др.;

б) вычленить в этих частях примеры,
отражающие (иллюстрирующие) сформулированную проблему;

в) продумать, как выбранная смысловая
связь помогает понять, раскрыть, прояснить проблему, авторскую позицию,
характер героя и т.п.; 

в) сформулировать высказывание, указав
и проанализировав смысловые отношения между найденными
примерами-иллюстрациями
.

Текст для
работы

. На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже
суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета. А мне
прислан по уговору. Должен же врач узнать, так ли заметен след от хирургической
операции на лице пациента. Фотографию бережно храню. Она нередко обращает мою
память к Ивану Михайловичу.

В пятиместной палате койка его стояла напротив другой,
несколько дней пустовавшей. И если кто-либо обращал внимание на нее, Иван
Михайлович неизменно повторял: «Так слава Богу, как говорится, одним больным на
свете и поменьше…» Сам он после операции, а оперировали его дважды, мог
лежать в постели три-четыре дня. Остальные проводил в заботах. Нет, не о себе,
а о соседях. Особенно много внимания он уделял Алеше — парнишке в большой
гипсовой повязке. Ухаживал за ним, как нянечка. И всем другим в палате помогал:
умоет тех, кто пока сам не может этого сделать, чаем свежезаваренным напоит,
грелку нальет, кому понадобится, одеяло поправит, у кого сползет. Взял он на
себя множество хлопот, которые обычно входят в обязанности младшего
медицинского персонала.

Благодаря Ивану Михайловичу Алеша прямо-таки переродился.
Войду в палату — он, подражая Ивану Михайловичу, теперь улыбается, приветливо
говорит «доброе утро». Закончу осмотр, определю более сложный комплекс
гимнастических упражнений —«спасибо» скажет. Раньше такой общительности за ним
не замечалось.

Больница в избытке вмещает в себя страдания многих людей, и
умерить их способен не только врач, но и больной человек, окажись среди них
хотя бы один с сердцем отзывчивым, как у Ивана Михайловича. Постепенно и у
других досада на болезнь начнет сглаживаться.

Все же пришел тот день, а вернее ночь, когда долго не занятая
в палате койка понадобилась. На нее положили молодого мужчину — моряка,
накануне вернувшегося из длительного плавания. Он куда-то торопился, вскочил на
ходу в вагон, сорвался с подножки и ногой попал под колесо. Дежурные хирурги
несколько часов боролись с травматическим шоком, а когда вывели больного из
тяжелого состояния, ампутировали ему раздробленную голень. Медицинская сестра
не отходила от него до самого утра. Иван Михайлович весь остаток ночи провел
без сна и во многом помог сестре. Притихшими нашла я своих подопечных на
утреннем обходе.

— У нас пополнение… Вот Володя поступил, несчастье-то какое
произошло… — нарушил тишину Иван Михайлович, поднимаясь со стула и
направляясь к двери, где я продолжала стоять, ориентируясь, какой след оставила
здесь бессонная ночь.

Повязка на лице Ивана Михайловича сбилась, глаза выражали
усталость. Остальные лежали молча, уткнувшись головой в подушку. Алеша забыл
поприветствовать меня. А Володя словно застыл. Он смотрел в одну точку и вряд
ли что видел или слышал. Остывший завтрак стоял на тумбочке нетронутым.

Я говорила слова утешения, призывала его собрать все силы,
чтобы пережить горе. Называла имена известных людей, перенесших подобную
трагедию, но сумевших подняться над ней, рассказывала о солдатах с тяжелыми
ранениями, полученными на фронтах Великой Отечественной войны, изувеченных, но
определивших для себя место в жизни. Повернул ко мне лицо Володя: высокий лоб,
большие глаза. Красивый парень! Сказала ему об этом.

Еле слышно ответил: «Что делать, на протезе ходить буду…» В
этот момент я внезапно вспомнила одно давнее дежурство в клинике. Мне,
начинающему хирургу, пришлось ампутировать обе голени крепкому, богатырского
сложения моряку, тоже очень молодому. После операции полдня проплакала, так
жалко было его. Тогда я еще плохо разбиралась в целительной силе доброго слова.
Позднее поняла, что, идущее от души, оно действует лучше многих успокоительных
лекарств. А слезы врача — разве они больному человеку могут помочь?

Постоянно при осмотре и перевязках сестры и врачи старались,
как могли, утешить Володю. Я заходила в палату по несколько раз в день.

Теперь уже не могу вспомнить точно, когда в палате появились
первые приметы восстановленного покоя. Алеша снова начал произносить «доброе
утро», и все обитатели палаты вторили ему. Однажды утром, войдя к ним, сразу
обратила внимание на стол. Из простенка он был передвинут к кровати Володи.
Иван Михайлович расставил на нем какие-то вкусные припасы. Глаза его с лукавой
хитринкой будто говорили: «Смотри и любуйся». Я смотрела и любовалась.
Готовился завтрак в честь окончательного появления у Володи радости жить.

Опираясь ладонями на край накрытого стола, на котором лежали и
бумажные салфетки с зеленой каемочкой (трогательный намек на домашний уют),
Иван Михайлович произнес слова, простые и мудрые:

— Что я Володе-то говорю. Живой остался, вот и ладно. Парень
молодой, собой пригожий, специальность есть и морская, и земная. Протезы ноне
делают, паря, — от здоровой ноги не отличишь. Живи, говорю, да радуйся всему,
что на свете белом есть. Нечего горевать. Что случилось, не воротишь. Летом
приедешь к нам в Устюг Великий. Отдохнуть у нас можно. А невесты-то у нас до
того хороши, что нигде таких, паря, нету…

— Иван Михайлович все верно говорит. Он так много сделал для
меня в эти тяжелые дни… А жениться к Вам в город приеду, Иван Михайлович,—
приподнявшись на локти и весело улыбаясь, добавил Володя. Чтобы вот так
улыбнулся он, сколько было всего переговорено в пятиместной палате за долгие
дни, вечера, а, может быть, и ночи. И слова Ивана Михайловича показались мне в
то утро более значимыми для Володи, чем все мои. Он поверил в себя снова. Как повезло
ему, что имел он возможность в беде своей оказаться рядом с Иваном
Михайловичем.

* Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат
медицинских наук, писатель.

Пример
сочинения по тексту

К1 Формулировка проблемы.   Надежда Ивановна Батыгина (1919-1990) – хирург, кандидат
медицинских наук, писатель – рассуждает в тексте над проблемой доброты, над
тем, какое влияние она оказывает на человека.

 К2.      Проявление
милосердия и доброты мы можем рассмотреть на примере отношения к людям Ивана
Михайловича.

1 пример-иллюстрация. Герой
произведения, несмотря на то что вот-вот перенёс операцию и не до конца
восстановился в силах,  помогает своему соседу по палате, заботится о нём, «ухаживая
за ним, как нянечка» Благодаря стараниям  Ивана Михайловича  Алёша смог
переродиться.

 Пояснение. Этот
пример показывает, как проявление доброты может помочь человеку преобразиться после
пережитых несчастий и болезней.

2 пример- иллюстрация.  В качестве второго примера рассмотрим  случай, когда в палату поселили
нового больного. Мужчина попал ногой под колесо, после чего ему её пришлось
ампутировать. Володе было тяжело пережить это горе, он был потерян. И тогда
Иван Михайлович обратился к нему с простыми и мудрыми словами поддержки.
Разговаривал с больным так, будто никакой трагедии не произошло, тем самым
помог вернуть ему радость жить, заново обрести смысл жизни.  То, что казалось
непреодолимым горем, стало неприятностью, с которой можно жить

 Пояснение. Этот
пример показывает, как  правильно сказанные добрые слова могут творить чудеса, исцеляюще
воздействовать  на человека.

Смысловая связь.
Оба фрагмента текста тесно  связаны между собой.  Сопоставляя эти два
примера, делаем вывод, что такое качество характера как доброта обладает
огромной силой, способной помочь человеку в трудные моменты жизни.

К3 Позиция. Позиция
автора ясна. Проявление доброты оказывает благотворное влияние на людей,
помогает преодолевать жизненные невзгоды

К 4. Отношение к позиции автора + обоснование

Невозможно не
согласиться с мнением автора, ведь человеческая доброта способна излечить
душевные раны, помочь найти в себе силы жить и бороться, искать выход из
сложных ситуаций. В подтверждение своей мысли приведу пример из художественной
литературы. Так в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня
Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»,
является символом доброты и жертвенности. Она жалеет и поддерживает всех:
отца-пьяницу, мачеху, сводных братьев и сестер. Своей добротой Соня спасает
Раскольникова. Она пробудила в нем совесть, помогла исцелить душевные раны и
вернуть желание жить.

Вывод. Таким образом, можно сделать вывод: доброта – это очень важное
качество, которому нужно обязательно учиться. Без доброты невозможно полноценное
сосуществование людей. Быть добрым – значит искренне желать добра окружающим и
помогать им, если они в этом нуждаются. 

                                                                                           
(Левина Евгения, 11 класс)

Высшая оценка (5 баллов) ставится, если «сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста,в комментарии нет».

Сочинение по тексту И. Бражина
«Раскрывая проблему, автор опровергает истинность пословицы «При громе оружия музы молчат». И. Бражин говорит, что «плохи музы, которые в дни великих народных бедствий могут молчать…». По мнению автора, всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях (предложения 4-7). В качестве примера, подтверждающего его точку зрения, В. Бражин приводит историю создателя «Слова о полку Игореве», «который проделал вместе с дружиной Игоря весь поход от начала до конца».
Продолжая систему аргументов, автор говорит о традициях «певцов-воинов» от Дениса Давыдова до поэтов и прозаиков Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В заключение автор приходит к выводу, что многие творческие люди во все времена отдавали «кровному делу не только свое перо, но и … саму жизнь».

Пояснение эксперта:
Комментарий в данном сочинении соответствует высшему баллу, так как экзаменуемый, опираясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает путь автора от формулировки проблемы к основным выводам, его логику, систему аргументов.

Тем самым в работе выделены поясненные ключевые моменты проблемы (история создателя «Слова о полку Игореве» – 1 пример-иллюстрация, традиции отечественной литературы – 2 пример-иллюстрация).Упоминание поэтов-бойцов, ссылка на неумолкающее слово поэтов – свидетельство установленной логической связи. Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.

Сочинение по тексту С. Михалкова
«Писатель Сергей Михалков говорит о том, что дети перестают читать хорошие книги, а ведь эти книги развивают духовный мир ребенка. Хорошие книги – это художественная литература, прежде всего, мировая классика, отражающая мировой духовный опыт. Эти книги известны образованным людям, и автор текста тоже их называет: «Том Сойер», «Вечера на хуторе близ Диканъки», русская поэзия… Именно с помощью такой литературы человек может научиться размышлять, оценивать поступки других людей, сформировать собственные нравственные ориентиры. Автор текста обращает внимания на особую роль художественной книги. Эта роль заключается в воспитании души, развитии особого умения – чувствовать, сопереживать. И неслучайно писатель особо подчеркивает роль этих книг именно в детстве, когда человек еще в начале своего жизненного пути».

Пояснение эксперта:
В работе с опорой на текст прокомментированы основные затронутые писателем аспекты проблемы:
– спад интереса к чтению художественной литературы в наше время –  пример-иллюстрация;
– важная роль чтения классики в формировании и развитии личности – 2 пример-иллюстрация.
Дано пояснение к 2 приведенным примерам. Выявлена смысловая связь между ними: подчеркнута первостепенная роль чтения художественной литературы именно в детские годы. Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.

Сочинение по тексту В. Почуева

«Раскрывая проблему, автор описывает случай из школьной жизни. Обычный урок по биологии привел к спору между двумя одноклассниками. Оппоненты яро отстаивали свои диаметрально противоположные точки зрения на проблему конфликта между личными и общественными интересами. В этом противопоставлении «живого ума» «книжному умствованию» на фоне «тайного желания покрасоваться перед миловидной учительницей» не смогла родиться истина. Почему? Ответ на этот вопрос содержится в предложении 52. Герой-рассказчик говорит о том, что истина обязательно существует, и она не зависит от того, кто вступает в спор. Главное – чтобы этот спор
 «согласовался с голосом» сердец тех, кто спорит».

Пояснение эксперта:
Работа экзаменуемого заслуживает высшего балла по критерию К2. В ней грамотно представлен комментарий проблемы исходного текста (проблемы поиска истины). Опора на текст очевидна: автором изложены различные точки зрения, выявившиеся в споре (1 пример-иллюстрация), а также высказана мысль о том, что они не могут породить в итоге никакой истины (2 пример-иллюстрация).

Дано пояснение к 2 приведенным примерам. Выявлена смысловая связь между ними(посредством вопроса). Искажений смысла авторского текста (то есть фактических ошибок в понимании проблемы) нет.

Сочинение по тексту Д. Гранина 
«Люди давно изобрели способ измерять время, но до сих пор не могут «обуздать» его. Лично я считал, что только в современном мире мы живем в сумасшедшем ритме: боимся опоздать куда-либо, судорожно стараемся успеть что-то сделать. Оказывается, и древние философы, такие как Сенека, жившие задолго до нас, глубоко осознавали, что время – величайшая ценность, потому что «оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно»….Гранин убедительно показывает, что даже технический прогресс, главная цель которого – сэкономить время для людей, не сберегает его, а, наоборот, порождает еще больший дефицит времени. Того, за чем мы так гоняемся, нет ни у деловых людей, ни у школьников, ни у студентов, ни у стариков. Молодежь загружена учебой и работой. Помимо школы или вуза, они пропадают в библиотеках, на курсах, дабы получить работу получше. Ведь сегодня нет высокооплачиваемой работы – нет нормальной жизни. Живя в сумасшедшем ритме, никто не имеет времени ни на друзей, ни на то, чтобы пойти в парк любоваться природой. Но все-таки хочется верить, что в далеком будущем смогут наши потомки «обуздать время, приручить, понять его природу, чтобы оно не угнетало своей быстротечностью».

Пояснение эксперта:
Автор сочинения излагает суть проблемы, используя не только явное, но и неявное цитирование (неявные цитаты подчеркнуты). При этом явное цитирование занимает небольшое место в сочинении, неявные же цитаты сводятся к использованию экзаменуемым авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций. Прямого пересказа текста нет. Авторские мысли пояснены собственными рассуждениями экзаменуемого. Основные мысли автора исходного текста частично отражены в комментарии к тексту, частично – при выражении собственной позиции.

Отмечены существенные для понимания проблемы моменты:

  • отношение людей ко времени в древности и в наши годы – 1 пример-иллюстрация;
  • роль технического прогресса – 2 пример-иллюстрация.

Правильно понят общий модальный и эмоциональный план текста: Гранин рассуждает о невозможности «догнать» время с сожалением и легкой иронией, и этот тон подхватывает автор сочинения, хотя его собственные рассуждения слишком прямолинейны и иногда выходят за рамки темы. Тем не менее представленный комментарий в достаточной мере опирается на исходный текст.
Выявлена смысловая связь между примерами: она проявляется в рассуждении о ценностных ориентирах в жизни. Искажений смысла нет.

4 балла по критерию К2 ставится, если «сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними,или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет».

Сочинение по тексту Н.С. Лескова
«Прочитав отрывок из рассказа Н.С. Лескова, невольно вслед за автором задаёшься вопросом о возможности изменения отношения людей к человеку с устоявшейся репутацией. Рассказчик неоднократно (предложения 1, 10-11) говорит о том, что Селивана считают опасным, называют колдуном и чуть ли не исчадием ада (предложения 1, 52). Именно поэтому естественное для Селивана возвращение шкатулки и его недоумение по поводу расточаемых похвал вызывает у ребёнка, от имени которого ведётся повествование, удивление и непонимание, что подчёркнуто Н.С. Лесковым в диалогах».

Пояснение эксперта:

В сочинении дано пояснение к 2 приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Сочинение по тексту Н.С. Лескова
«Приглашая читателя к размышлению об этой проблеме, Н. Лесков создаёт тревожную атмосферу страха перед колдуном и разбойником Селиваном. Никто не знает, откуда взялась уверенность в том, что Селиван опасен, однако все поражены тем, что пришлось у него ночевать. Обнаружив исчезновение шкатулки, тётушка ни на секунду не сомневается в том, что деньги «в руках Селивана», а исправник готов скакать «к вору» с саблей. Не случайно читатель поддаётся тому же чувству, он боится Селивана, хотя знает о нём только со слов героя Лескова, и ждёт торжества справедливости и наказания преступника.
Писатель подробно останавливается на том, что Селиван, который «задохнулся» от быстрого бега, возвращает шкатулку в целости и сохранности. И этот поступок вызывает чувство глубокого стыда у постояльцев Селивана. Им так совестно за своё поведение, за свои дурные мысли, что им хочется одарить Селивана деньгами, чтобы хоть как-то загладить свою вину».

Пояснение эксперта:
Дано пояснение к 2 приведенным примерам, но не выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Сочинение по тексту Н.С. Лескова

«Эту проблему автор раскрывает на примере истории с Селиваном. За ним давно уже укрепилась слава колдуна и разбойника, который способен «убить и воспользоваться вещами и деньгами». Именно поэтому, когда обнаруживается пропажа тётиной шкатулки с лежащими в ней тысячами, ни у кого, в том числе и у рассказчика-героя, не возникает сомнения, что теперь она «в руках Селивана», который попытается с ней скрыться. Отношение к Селивану совершенно изменяется после того, как он вернул шкатулку.
Противопоставление стремления «благородных господ» отблагодарить Селивана и недоумения персонажа (не понимающего, за что его восхваляют) готовит читателя к радикальной перемене в отношении к Селивану».

Пояснение эксперта:
В сочинении приведены 2 примера-иллюстрации, выявлена смысловая связь между ними, но дано пояснение только к одному приведенному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет.

3 балла по критерию К2 выставляется, когда «сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет».

Сочинение по тексту Н. Долининой
«В предложенном для анализа тексте Наталья Григорьевна Долинина, рассуждая о поведении любящих друг друга людей, упоминает о проблеме власти. Ее позиция выражена цитатой из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». «Власть должна быть разумной», – говорит один из персонажей вышеупомянутого произведения. То есть власть должна быть ограниченной и иметь свой пределы».

Пояснение эксперта:
Проблема понимается и комментируется экзаменуемым. Однако приведен лишь один пример, иллюстрирующий проблему (цитата Антуана де Сент-Экзюпери).Фактические ошибки отсутствуют.

Сочинение по тексту Н.С. Лескова

«Селиван имел дурную репутацию, казался окружающим колдуном, вором и разбойником, но случай показал, что это не так. Вернув хозяйке забытую в его доме шкатулку с деньгами, Селиван был обескуражен тем, что за его поступок ему же предлагают вознаграждение. Как можно утаить что-то чужое? Как можно не вернуть забытое? Как можно поступить нечестно? Селиван недоумевает, что кому-то приходят в голову такие мысли. В его понимании жить надо честно, забытая вещь должна быть возвращена хозяину. Поражает тот факт, что у героя не было даже мысли её присвоить: «Мне не надо чужого». И этот поступок вызывает чувство глубокого стыда у постояльцев Селивана».

Пояснение эксперта:
Приведены 2 примера-иллюстрации, но пояснение дано только к одному из примеров. Фактические ошибки отсутствуют.

2 балла по критерию К2 выставляется, когда «экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но не пояснил их значение».

Сочинение по тексту Д.Л. Быкова

«В тексте Д.Л. Быкова поставлена одна из интереснейших и неоднозначных проблем – проблема трагедии умного человека. Анализируя поведение главного героя пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума», Д. Быков на примере Чацкого даёт яркую характеристику умному человеку. Умный человек хочет понимания, ищет его. «Горе ума в вечном и обречённом поиске понимания», – заключает автор.

Пояснение эксперта:
В сочинении приведены 2 примера-иллюстрации, лишенные каких бы то ни было пояснений. Фактических ошибок нет.

1 балл по критерию К2 выставляется, когда «экзаменуемый привёл 1 пример-
 иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение»

Сочинение по тексту Ф.А. Вигдоровой
«В тексте поднимается одна из сложнейших проблем – проблема преодоления человеком страха. Страх — самое древнее и самое сильное чувство. Вот почему вопрос преодоления страха – один из центральных вопросов мировой литературы. Рассуждая о природе страха, приводя примеры различных видов страха, автор убеждает читателя в том, что страх преодолеть можно в любых обстоятельствах (предложения 50-53)».

Пояснение эксперта:
В сочинении приведен 1 пример-иллюстрации, при этом отсутствует пояснение к нему. Фактических ошибок нет.

0 баллов по критерию К2 выставляется, когда «экзаменуемый не привёл примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы, 
или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст,
или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста,
или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,
или вместо комментария дан простой пересказ текста,
или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста».

Сочинение по тексту С. Михалкова
«В этом рассказе С. Михалков рассказывал о том, как он бывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Здесь Михалкову обидно было слышать от местных ребят, что они не смогли наизусть прочитать из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Автор с горечью подумал об этих ребятах, а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи – много стихов! Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных поэтов».

Пояснение эксперта:
В этом сочинении в качестве комментария к исходному тексту дан простой пересказ фрагмента.

Сочинение по тексту С. Михалкова
«Сергей Михалков пишет в своем рассказе об этом так: «Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи – много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной».

Пояснение эксперта:
В этом сочинении в качестве комментария цитируется большой фрагмент исходного текста.

Сочинение по тексту

И. Бражина

«Да, многие действительно считают, что «при громе оружия музы молчат». Вот и автор предложенного текста И. Бражин хотел бы в это поверить, но факты препятствуют ему в этом. Он постепенно приходит к выводу о том, что все по- настоящему творческие люди воевали. Автора поражает то, насколько мощной была традиция «певцов-воинов» в России».

Пояснение эксперта:
Нет сомнений в том, что экзаменуемый, комментируя обозначенную проблему,опирается на исходный текст. Он следует логике авторской мысли, пытается вслед за автором углубиться в саму суть проблемы. Однако в комментарии допущена одна фактическая ошибка: автор текста вовсе не утверждает, что все творческие люди воевали. Речь в тексте идет о том, что всегда были творческие люди, которые непосредственно участвовали в боевых действиях. Есть принципиальная разница в данных утверждениях – автора текста и автора сочинения.

Сочинение по тексту Д. Гранина

«Автор поднимает в тексте актуальную проблему времени. Его вечно не хватает нам. Эта проблема волновала людей всегда, но особенно остро она звучит в наши дни, когда люди постоянно спешат, не успевают».

Пояснение эксперта:
Проблема прокомментирована, но без опоры на исходный текст.

Сочинение по тексту В. Токаревой
«В данном тексте В. С. Токарева поднимает проблему совести. Проблема, поднятая автором, очень актуальна в наше время. На сегодняшний день стало очень много браконьеров, которые незаконно убивают животных, а если и законно, то охотники даже не смотрят, ранено животное или нет, здоровое или больное, все равно убьют».

Пояснение эксперта:
Представленный комментарий можно оценить только 0 баллов, так как автор сочинения, комментируя проблему исходного текста, никак не опирается на ту или иную часть текста В.С. Токаревой.

Сочинение по тексту С. Михалкова
«Главная проблема этого текста – роль книги в жизни человека. Сергей Михалков пишет о том, что бешеный темп жизни приводит к тому, что времени на прочтение важнейших и бессмертных литературных произведений практически не остаётся. Этот убыстряющийся ритм жизни не может не сказываться на развитии личности. Примером, подтверждающим это, может служить разговор Михалкова с ребятами, живущими в легендарных местах, описанных Некрасовым в поэме «Дед Мазай». Дети знали много о науке и технике, и тем не менее у них не хватало времени на главное — чтение художественной литературы».

Пояснение эксперта:
В сочинении прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема.

Сочинение по тексту С. Михалкова
«Сергей Михалков утверждает, что молодёжь читает фантастику, детективы: ребята, с которыми разговаривал автор в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Классические произведения из разных эпох их не интересуют».

Пояснение эксперта:
Здесь допущены фактические ошибки, связанные с пониманием проблематики исходного текста.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. ФИПИ.

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

Добавить комментарий