Как найти компанию резидента

Компании необходимо подтвердить статус налогового резидента РФ

Содержание страницы

  • Общая информация
  • Заявление о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации
  • Порядок выдачи документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации

Общая информация

В соответствии с положениями статьи 246.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;
  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора;
  3. иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения;
  4. иностранные организации, имеющие постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющие деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации.

С 09.12.2017 года вступил в силу приказ ФНС России «Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе» от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@, зарегистрирован Министерством юстиций Российской Федерации 27.11.2017 № 49015, опубликован 28.11.2017 (далее – Приказ).

Выдачу документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, осуществляет Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (далее – МИ ФНС России по ЦОД).

Для получения документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации необходимо заполнить и направить заявление о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СТАТУС НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Приказом заявление представляется налогоплательщиком (его представителем) в ФНС России или уполномоченный налоговый орган (МИ ФНС России по ЦОД) по форме согласно приложению №1 Приказа:

  • через интерактивный сервис ФНС России;
  • лично в экспедицию ФНС России по адресу: г. Москва, улица Неглинная, дом 23 (часы работы: понедельник – четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, перерыв с 12:30 до 13:15);
  • по почте по адресу МИ ФНС России по ЦОД: 125373, г. Москва, Походный проезд, домовладение 3.

Справочно:

В случае направления заявления лично в экспедицию ФНС России в графе заявления «код налогового органа» указывается код «0000».

В случае направления по почте в адрес МИ ФНС России по ЦОД в графе заявления «код налогового органа» указывается код «9965».

К заявлению по желанию заявителя могут быть приложены копии документов, подтверждающие получение доходов или право на получение доходов в иностранном государстве, владение имуществом в иностранном государстве, иные факты и обстоятельства, требующие подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации. К таким документам относятся, в том числе:


  • договор (контракт); копии платежных поручений или кассовые чеки, бухгалтерские справки или первичные документы;
  • копии упредительных документов (для целей освобождения средств, направленных юридическим лицом своему обособленному подразделению в иностранном государстве, от налогообложения в этом государстве);
  • решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов или иные документы, подтверждающие выплату дивидендов.

По желанию заявителя также к заявлению может быть приложен перечень и опись прилагаемых документов.

Если к заявлению прилагаются документы на иностранном языке, такие документы должны быть переведены на русский язык и заверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При необходимости заверения подписью должностного лица и печатью уполномоченного налогового органа формы, установленной законодательством иностранного государства, необходимо приложить указанную форму к заявлению о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации. Заверение формы, установленной законодательством иностранного государства осуществляется в случае, если компетентные органы этого государства в установленном порядке уведомили Федеральную налоговую службу о наличии таких форм, либо если информация о них размещена на официальных сайтах компетентных органов иностранного государства.

ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТА, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО СТАТУС НАЛОГОВОГО РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, по желанию заявителя может быть направлен:

  • через интерактивный сервис ФНС России
  • по почте по адресу, указанному в заявлении о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, может быть выдан для целей применения двустороннего международного договора Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, а также для иных целей, требующих подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, выдается за один календарный год в соответствии с тем календарным годом, который указан в заявлении.

Документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, может быть выдан за предыдущие календарные годы.

При необходимости получения нескольких экземпляров документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации за один календарный год, налогоплательщик вправе вместе с заявлением направить сопроводительное письмо с указанием необходимого количества экземпляров.

В соответствии с Приказом срок рассмотрения заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, составляет:

  • 10 календарных дней в случае подачи заявления в электронной форме через интерактивный сервис.
  • 20 календарных дней в случае подачи заявления лично или по почте.

В случае если по итогам рассмотрения заявления не подтверждается статус налогового резидента Российской Федерации, налогоплательщику (его представителю) направляется письмо с указанием причин отказа в выдаче документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации.


(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации в целях настоящего Кодекса признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

КонсультантПлюс: примечание.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

2. В целях подпункта 3 пункта 1 настоящей статьи местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Для целей настоящего подпункта руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

3. Осуществление следующей деятельности (как по отдельности, так и в совокупности) в Российской Федерации само по себе не признается осуществлением управления иностранной организацией в Российской Федерации:

1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

2) подготовка к проведению заседания совета директоров, а также иных коллегиальных органов управления иностранной организации, включая разработку повестки заседаний и проектов решений;

3) осуществление российской организацией или физическим лицом, признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, являющимися взаимозависимыми лицами иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации, функций в рамках планирования деятельности такой иностранной организации и контроля за ее деятельностью.

К планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью в целях настоящего подпункта относятся, в частности, следующие функции, осуществляемые в отношении иностранной организации (организаций):

стратегическое планирование и бюджетирование;

подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности;

анализ деятельности;

внутренний аудит и внутренний контроль;

подготовка и организация привлечения финансирования;

управление инвестиционными, финансовыми, производственными и иными рисками;

принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на иностранные организации, взаимозависимым лицом которых является российская организация или физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации, выполняющие схожие функции или принадлежащие к отдельным операционным сегментам или бизнес-сегментам;

согласование решений, принимаемых иностранными организациями, в целях осуществления контроля за соответствием таких решений указанным в настоящем подпункте стандартам, методикам и (или) политикам.

Для целей определения состава и содержания функций по планированию деятельности иностранной организации и контролю за ее деятельностью налогоплательщик руководствуется положениями настоящего Кодекса, а также обязан руководствоваться положениями внутренних политик и локальных нормативных актов (при их наличии);

4) осуществление контроля (включая согласование решений, принимаемых иностранной организацией) за ходом геолого-разведочных работ и (или) работ по добыче полезных ископаемых, осуществляемых за пределами Российской Федерации иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях настоящего Кодекса иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами Российской Федерации, в частности признается иностранная организация, если ее деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019. О случаях продления предельного срока ликвидации см. ФЗ от 24.11.2014 N 376-ФЗ.

5. В случае, если в отношении иностранной организации выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, и такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств, Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в Российской Федерации;

2) ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;

3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

6. Вне зависимости от выполнения в отношении иностранной организации условий, предусмотренных пунктами 2 – 5 настоящей статьи, эта иностранная организация признается налоговым резидентом Российской Федерации исключительно в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей статьи, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

1) иностранная организация участвует в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или иными соглашениями (контрактами) на условиях риска при одновременном соблюдении следующих условий:

иностранная организация является стороной таких соглашений (контрактов) либо создание иностранной организации предусмотрено этими соглашениями (контрактами) и она осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых исключительно на основании и в соответствии с условиями указанных соглашений (контрактов);

такие соглашения (контракты) заключены с иностранным государством (территорией), правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными этим правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями) либо деятельность в рамках таких соглашений (контрактов) осуществляется на основании лицензии на пользование участком недр (иного аналогичного разрешения, выданного уполномоченным органом такого государства);

(в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля доходов, полученных от участия в соглашениях (контрактах), указанных в абзаце первом настоящего подпункта, за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации формируется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов общей суммы доходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период либо доходы у такой организации за указанный период отсутствуют;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) иностранная организация признается в соответствии с частью первой настоящего Кодекса активной иностранной холдинговой компанией или активной иностранной субхолдинговой компанией;

3) иностранная организация является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья;

4) иностранная организация осуществляет деятельность по предоставлению в аренду или субаренду морских судов, судов смешанного (река – море) плавания, воздушных судов и (или) деятельность по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, при этом доля доходов от таких видов деятельности в общей сумме доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 80 процентов в общей сумме доходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(пп. 4 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Налоговыми резидентами Российской Федерации не признаются иностранные организации, отвечающие одновременно всем следующим условиям:

1) иностранная организация является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация;

2) в отношении обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, соблюдаются требования, установленные подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;

3) иностранные организации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры Российской Федерации по вопросам налогообложения;

4) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, связаны с возникновением долговых обязательств российских или иностранных организаций перед иностранными организациями, указанными в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:

договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;

условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;

проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;

5) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, указанным в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в общей сумме расходов такой иностранной организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения, а также настоящей статьей, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в Российской Федерации через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации.

При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории Российской Федерации наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 27.11.2018 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом Российской Федерации, вправе отказаться от статуса налогового резидента Российской Федерации на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом Российской Федерации, при соблюдении иностранной организацией положений настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении налоговых резидентов Российской Федерации указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании статьи 25.13 настоящего Кодекса.

Заявление указанной в настоящем пункте иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации (при наличии нескольких обособленных подразделений – в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору налогоплательщика) по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения настоящего пункта в части самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом Российской Федерации (самостоятельного отказа от статуса налогового резидента Российской Федерации) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом Российской Федерации налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных настоящей статьей (за исключением иностранных организаций, указанных в пункте 6 настоящей статьи).

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 32-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Признание управляющего лица иностранного инвестиционного фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации, а равно факт осуществления таким управляющим лицом деятельности по управлению активами такого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) на территории Российской Федерации сами по себе не являются основаниями для признания этого фонда (иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Российской Федерации.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не может рассматриваться в качестве руководящего управления иностранным инвестиционным фондом (паевым инвестиционным фондом) или иностранными организациями, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, осуществление на территории Российской Федерации его управляющим лицом или нанятыми им лицами, их сотрудниками или представителями функций, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении российских и иностранных организаций, в капитале которых прямо или косвенно участвует такой фонд, а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций.

(п. 10 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

Именно по этому принципу определяют налоговый статус человека.

В статье подробно разберем, кто такой налоговый резидент, почему может измениться этот статус и как этого избежать.

Кто такой налоговый резидент и нерезидент

Налоговый резидент РФ – физлицо, которое оплачивает НДФЛ в размере 13%. Он может получить налоговые вычеты. Человека признают налоговым резидентом РФ, если его пребывание на территории России не меньше 183 календарных дней подряд за 12 месяцев. Эти дни могут быть с перерывами, главное – чтобы в итоге по подсчетам выходило 183.

От статуса резидента зависит, какие правила налогообложения будут для него действовать. По закону гражданство человека не имеет значения в определении статуса.

Исключения из правил, когда человек все равно остается резидентом РФ:

  • Физлицо отсутствовало из-за лечения или обучения за границей сроком до шести месяцев.

  • Военнослужащий или сотрудник органов власти находится в командировке за пределами страны.

  • Если есть международный договор, который устанавливает другой порядок определения резидента. Юридическая сила договора будет выше.

Конкретного списка документов, по которому можно было бы определить статус налогоплательщика, нет. Тем не менее, по письму Минфина от 21.04.2020 № 03-04-05/31921 можно использовать копию паспорта с отметками пограничной службу и выписки из отеля.

Дополнительно могут брать информацию из:

  • загранпаспорта;

  • удостоверения личности моряка (матрос, судовой повар, механик и т. д.);

  • данных миграционной службы;

  • справок с места работы или учебы в РФ.

С 2020 года человек, который ограниченное время пребывает в России, может подать заявление в налоговую инспекцию, чтобы стать резидентом.

Если же физическое лицо не находится на территории России в течение 183 и больше дней за 12 месяцев, то он становится нерезидентом. В этом случае ставка повышается до 30% и никакие налоговые вычеты не предусмотрены.

Как считать срок пребывания

Срок пребывания рассчитывается из суммы всех календарных дней фактического пребывания в РФ и дней, когда человек выезжал из страны на обучение или лечение. Этот срок высчитывается из 12 месяцев. Такой расчет подтверждает письмо Минфина от 22.05.2012 № 03-04-05/6-654.

Если сумма выходит больше 183, то тогда физлицо считается резидентом, в ином случае – нерезидентом. Что нужно учитывать при подсчете:

  • Эти дни могут идти не подряд, так как статья 207 НК не вводит никаких ограничений. То есть, если физлицо бывает в командировке или отпуске, эти разрывы никак не мешают при расчете срока пребывания.

  • День отбытия и прибытия в РФ считается в период пребывания.

  • С нового года дни, которые физлицо пребывало за границей, не обнуляется. Если человек вы в этом году были за границей всего 90 дней, а в новом году будете за рубежом еще 95 дней, то потеряете статус резидента.

Окончательный статус резидент определяется 31 декабря.

Почему можно перестать быть резидентом

В течение года статус налогоплательщика может измениться. За этим нужно следить и работодателю – если сотрудник был резидентом, а теперь перестал им быть, то сумма налогов и отчислений изменится с 13% до 30%.

Физлицо будет оставаться резидентом, если проходил обучение или лечение до шести месяцев в другой стране. Но при предоставлении подтверждающих документов:

  • договор и выписки от медицинской организации, где проходило лечение;

  • справка о прохождении обучения.

Согласно письму ФНС от 15.10.2015 № ОА-3-17/3850, эти документы будут учитываться при определении статуса, и они должны быть переведены с иностранного языка на русский. В ином случае, человек становится нерезидентом.

Кроме этого Минфин обращает внимание, что при совмещении служебной поездки и обучения, например, статус резидента все равно не сохраняется. Это отмечают в письме от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128. То есть, если человек уехал за рубеж в командировку по работе и в это время прошел там обучение, этот срок не будут включать в период нахождения на территории России, даже если этот период – меньше 6 месяцев.

Отправили в долгую командировку за границу: что будет с налоговым статусом

Компания может отправить сотрудника в длительную командировку за границу. В этом случае служебная поездка считается полноценным выездом за пределы РФ. То есть, если работодатель отправляет в поездку больше, чем на 183 дня, то работник может потерять статус резидента. Даже если это будет официальна командировка, статус не сохранится.

Если все это время он продолжал получать зарплату у российского работодателя, то из его зарплаты придется удержать сумму в размере 30%, при это общая сумма удержания не должна превышать 50% от дохода.

При этом рабочее место сохраняется за сотрудником – даже если он перестал быть налоговым резидентом РФ, он может продолжить работать с российскими компаниями. Для того чтобы вновь стать резидентом, необходимо больше 183 дней находиться на территории России за последний год.

Но по заявление в трудовую инспекцию можно сократить этот срок – пребывание должно быть от 90 до 183 дней. Это указано законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ в статье 207 НК. Чтобы получить статус по сокращенному пребыванию, нужно предоставить в налоговый орган заявление по месту жительство, приложив ИНН и количество дней, проведенных на территории РФ. Заявление можно найти на сайте ФНС.

Налоговый статус резидента РФ сохраняется, если сотрудник работает по международному договору. Они имеют значение, если у физлица есть признаки резидента сразу двух стран. Если же вы налоговый резидент только РФ, то действует российской законодательство. Это указано в письме Минфина от 21 мая 2018 № 03-08-05/34060.

Минусы статуса нерезидента для сотрудника

Налоговое резидентство дает много плюсов для сотрудника. Как только физлицо становится нерезидентом, он лишается:

  • Ставки НДФЛ в 13%. Теперь налоги оплачивают по ставке в 30%. При этом повышенная ставка касается не только налога с заработной платы, но и с продажи жилья или другого имущества.

  • Нет возврата НДФЛ с помощью вычетов. Со статусом нерезидента нельзя сделать даже социальные вычеты, например, на лечение;

  • Нельзя уменьшить доходы на вычеты при продаже имущества. Плюс, со сделки нужно заплатить не 13%, а все 30%.

Если же налоговый статус поменялся с нерезидента на резидента, можно запросить пересчет НДФЛ. В таком случае налог пересчитают по ставке 13% с начала года, а переплату за время смены статуса – вернут.

Минусы статуса нерезидента для компании

Для компаний выгоднее работать именно с резидентами РФ. Работодателю обязательно нужно следить за сменой статуса своего работника – удержание налога по неверной ставке будет грозить штрафом в 20% от невыплаченной суммы. Если ваши сотрудники, например, релоцировались только во второй половине года, то в этом году никаких проблем или изменений в налогообложении не будет.

Но если сотрудник стал нерезидентом, то теперь компания обязана удерживать не 13″%, а 30% налога и перечислять их государству. А с 2023 года должны поменяться и правила уплаты страховых взносов.

Компаниям нужно будет платить единый платеж в Социальный фонд – это объединение ПФР и ФСС. Этот платеж за одного сотрудника вырастет, согласно информации РБК. Кроме того, повышенная ставка отчислений может спровоцировать увольнение среди сотрудников, которые переехали жить в другую страну, из-за чего компания будет терять ценные кадры.

И дополнительно к этому, против практики работы с налоговыми нерезидентами РФ активно выступает Минтруд. Министерство упоминало это в письме от 9 сентября 2022 № 14-2/ООГ-5755, указывая, что сотрудничество с лицами, которые проживают за границей, становится серьезной проблемой для российского рынка.

Сервис для перевода денег фрилансеру

Для избежания проблем с выплатами налогов, компания может начать работать с фрилансерами и удаленными подрядчиками. А чтобы получать все необходимые акты и успешно переводить зарплату, нужно использовать сервис для перевода фрилансеру.

В этом поможет MadeTask. Он решает следующие задачи:

  • собирает всех внештатных исполнителей и фрилансеров в одном сервисе;

  • законно переводит деньги без комиссии на любую карту сотрудника и помогает с конвертацией;

  • создает и хранит все закрывающие документы в личном кабинете;

Оставьте заявку и попробуйте сервис бесплатно!

Проведите первый платеж на 100 000 рублей без комиссии.

У работодателей не так много вариантов сотрудничества с релоцированными или внештатными сотрудниками без резидентства РФ. Чтобы не отслеживать налоговый статус и не переживать за законодательство РФ в сторону сотрудников, лучше сотрудничать через специальные сервисы, которые берут на себя решение всех этих вопросов.

Налоги14 июня 2018 в 08:0059 496

Как узнать, являюсь ли я налоговым резидентом РФ?

О простых правилах самоидентификации

Определение налогового резидента РФ

письма Минфина России от 20.01.2017 № 03-15-06/2335, от 21.07.2017 № 03-04-06/46690

письмо Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37275

письмо ФНС России от 24.04.2015 N ОА-3-17/1702@

Какие документы подтвердят, что я налоговый резидент РФ?

письма Минфина России от 13.01.2015 N 03-04-05/69536, от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182, ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@, от 30.12.2015 N ЗН-3-17/5083

письма Минфина России от 25.12.2014 N 03-04-05/67311, от 17.07.2009 N 03-04-06-01/176

Больше интересных материалов

Содержание статьи


Показать


Скрыть

В России решение о создании особых экономических зон (ОЭЗ) приняли в 2005 году. Число их регулярно растет, они активно привлекают инвесторов и предпринимателей. Рассказываем, что такое ОЭЗ, зачем их создают в РФ, как стать резидентом и какие риски нужно учесть.

Что такое особая экономическая зона

Особая экономическая зона — территория с особым юридическим статусом, который помогает снизить налоговую нагрузку и создать комфортные условия для научных исследований и производства.

Любые власти заинтересованы в развитии экономики. Особые экономические зоны помогают стране сформировать условия, чтобы средства остались внутри государства, а не утекли за рубеж, при этом бизнес платил налоги в казну своей страны.

Выгодные условия помогают ОЭЗ привлекать иностранных инвесторов для развития местного бизнеса.

В России такие территории еще называют свободными экономическими зонами (СЭЗ). Их деятельность регулирует Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ. В документе также сказано, что такие ОЭЗ может создавать только государство.

Свободные экономические зоны открывают по всей стране. Сначала приоритет отдавали территориям с выгодным географическим расположением в южной и центральной части России. Постепенно география проекта расширилась — сейчас ОЭЗ есть в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока. В 2022 году в России действовало 45 особых экономических зон. На момент публикации в 2023 году их число увеличилось до 56.

Свободные экономические зоны предлагают более комфортные условия для ведения бизнеса: предприниматели могут платить налоги на льготных условиях и оформлять кредиты по низкой ставке, участвовать в программах субсидий и пользоваться другими льготами для развития своего дела.

Например, компании-резиденты экономической зоны «Дубна» в Московской области освобождены от налога на имущество на десять лет, а от земельного и транспортного налогов — на пять лет. Для них также действует сниженный налог на прибыль: первые восемь лет они уплачивают его по ставке 2%, с девятого года до 14 лет — по ставке 7%, а затем по ставке 15,5%.

Часто для компаний действует выгодная аренда помещений. Иногда они в принципе могут не платить за аренду недвижимости в свободной экономической зоне или даже построить там свои здания.

Рядом с такими компаниями часто строят жилые комплексы, развивают инфраструктуру, чтобы сотрудники компаний в ОЭЗ могли жить недалеко от работы.

При этом компании-резиденты могут иметь филиалы только в пределах своей ОЭЗ. Иметь отделения за ее пределами запрещено.

Опыт особых экономических зон Россия переняла у иностранных коллег. Первая особая зона появилась в аэропорту Шаннон в Ирландии. Ее запустили 1959 году для развития экономики страны и создания новых рабочих мест.

Такие зоны распространены в странах Азии, например, Китае, Южной Корее и Малайзии, а также в Белоруссии, Гондурасе и Грузии. В 2019 году в мире действовало больше 4,3 тыс. особых экономических зон более чем в 130 странах. Более свежих данных на момент публикации не было.

Особая экономическая зона «Medini Iskandar Malaysia» входит в пятерку самых эффективных ОЭЗ мира.

В Китае действует более 200 особых экономических зон, а также несколько десятков территорий подобного типа с ограниченным количеством льгот. Согласно оценке Всемирного банка, такие зоны приносят КНР 22% ВВП, 46% иностранных инвестиций и 60% экспорта.

Отметим, что в разных странах они могут называться по-разному. Например, в США их называют технопарками, в Китае — свободными экономическими зонами, а в Грузии — свободными индустриальными зонами.

Для чего нужны ОЭЗ

Государству выгодно, чтобы предприниматели платили налоги в России, а не за рубежом, поэтому они создают для них особые условия. Иностранные инвесторы смогут получить доход больше, поскольку компания платит меньше налогов.

Особые экономические зоны помогают развивать регионы, инфраструктуру рядом с СЭЗ и создавать рабочие места.

Решение о создании такой зоны может принять только правительство России. При этом цели ее создания должны полностью отвечать целям, прописанным в законе:

  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
  • развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
  • развитие портовой и транспортной инфраструктуры;
  • разработка технологий и коммерциализация результатов;
  • производство новых видов продукции.

Кроме того, интерес государства к созданию и развитию СЭЗ заключается в:

  • налаживании импортозамещения;
  • росте экспорта;
  • освоении новых технологий на производстве;
  • привлечении инвесторов;
  • введении новых методов управления и организации рабочего пространства;
  • быстром получении продукции потребителем;
  • снижении затрат на таможенные сборы.

Какие ОЭЗ есть в России

В РФ существуют четыре вида особых экономических зон и три зоны, которые нельзя отнести ни к одному типу и которые регулируются отдельными законами.

Вид ОЭЗ определяет, какой бизнес может стать резидентом, какие льготы будут положены и что можно построить на территории определенного типа. Например, в зоне туристского-рекреационного типа можно построить жилые объекты, а в остальных — нельзя.

В России действуют следующие типы ОЭЗ:

  1. Портового типа.
  2. Промышленно-производственного типа.
  3. Технико-внедренческого типа.
  4. Туристско-рекреационного типа.

В зонах промышленно-производственного типа резидентами могут стать предприниматели, которые занимаются промышленным производством, перевозкой и складированием товаров, сказано в ч. 1 ст. 10, ч. 3 ст. 12 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

Минимальная сумма капитальных вложений составляет 120 млн рублей, 40 млн из этой суммы нужно инвестировать в первые три года.

Критерии создания особых экономических зон (ОЭЗ) будут дополнены положениями, которые повысят эффективность этого инструмента развития территорий. Такое постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.



17.07.2021 15:01

При сумме инвестирования меньше сделку расторгнут, компанию исключат из числа резидентов и могут оштрафовать. Например, в типовом соглашении прописан штраф в 5% от суммы планируемых инвестиций с учетом вычета того, что компания успела вложить в инвестиции, но не более 5 млн рублей и не менее 150 тыс. рублей.

В России действует 31 зона промышленно-производственного типа из общего числа в 56. Среди зон такого типа в РФ действуют ОЭЗ «Калуга», «Титановая долина» в Свердловской области, где построен Уральский завод гражданской авиации.

В зонах технико-внедренческого типа резидентами могут стать юрлица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются разработкой новых технологий и IT-услугами. Минимальной суммы для инвестиций здесь нет.

Резиденты могут:

  • создавать и производить инновационную и научно-техническую продукцию;
  • разрабатывать программное обеспечение, например, базы данных, системы управления контентом сайта, операционные системы, оказывать услуги по внедрению и обслуживанию такой продукции. Компании также могут предоставлять услуги другим резидентам, необходимые для их деятельности, например, устанавливать программное обеспечение, сказано в ч. 2 ст. 10 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

В зоны технико-внедренческого типа входит, например, «Иннополис» в Татарстане. В числе резидентов значится компания «Магнит ИТ Лаб», которая разрабатывает IT-решения для сети магазинов «Магнит».

Некоторые компании, которые подходят для технико-внедренческой зоны, могут работать также на территориях промышленно-производственного типа, и наоборот. Решение об этом принимают эксперты особой экономической зоны. Такой совет формирует Министерство экономического развития РФ.

ОЭЗ портового типа располагаются на территориях рядом с морскими или речными портами, которые открыты для международного сообщения и захода иностранных судов. Для резидентства минимальный порог капитальных вложений составляет 120 и более млн рублей, сказано в ч. 2.2 ст. 10, ч. 4 ст. 12 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

Компании могут заниматься портовой деятельностью, например, складировать товары, снабжать суда, заниматься их снаряжением, производством, ремонтом, обслуживанием и модернизацией, а также переработкой водных биологических ресурсов.

В России действуют две портовые зоны: «Оля» в Астраханской области и «Ульяновск» в Ульяновской области.

ОЭЗ туристско-рекреационного типа допускают юрлиц и ИП в сфере туризма и отдыха. Минимального порога для инвестиций здесь нет. В зонах такого типа возможно строительство жилых объектов.

Обычно зоны туристско-рекреационного типа включают в себя отели, санатории, горнолыжные и развлекательные центры, в которых могут отдыхать туристы. Такие зоны есть на Алтае, в Тверской области и на Кавказе.

К зонам, регулируемым отдельными законами, относятся экономические зоны в Калининградской и Магаданской областях и Крыму. Их нельзя отнести ни к одному из четырех видов, перечисленных выше.

Например, зону в Калининградской области создали по Федеральному закону «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 N 16-ФЗ. Резидентами могут стать юрлица и ИП, которые смогут инвестировать определенную сумму за три года. Сумма определяется с учетом отрасли:

  • бизнес в сфере IT, научных исследований, опытно-конструкторских работ должен инвестировать 1 млн рублей;
  • бизнес в сфере здравоохранения — 10 млн рублей;
  • бизнес в сфере производства и сельского хозяйства — 50 млн рублей;
  • бизнес в других отраслях — 150 млн рублей.

Если зона регулируется отдельным законом, для нее может быть очень ограниченный список возможной деятельности. Например, компании в экономической зоне могут заниматься только производством бытовой техники или автомобилей и так далее.

Что дает резидентство в ОЭЗ бизнесу

Общая экономическая зона позволяет быстрее начать свой бизнес, сэкономить средства на аренде, налогах и пошлинах, а также снизить расходы на приобретение активов и обслуживание кредитов на развитие дела.

Условия в экономических зонах могут различаться, у каждой есть свои преимущества и ограничения.

Например, для компаний доступны льготные цены на аренду или покупку земли. Так, резиденты экономической зоны «Санкт-Петербург» могут приобрести земельный участок за четверть от его кадастровой стоимости, когда построят на земле свое здание.

Для таких компаний меньше административных барьеров. Они могут пройти все процедуры в режиме одного окна. Руководство СЭЗ принимает документы на регистрацию резидента, решает земельные вопросы, занимается вопросами строительства и подключения объектов к инженерно-техническим сетям.

Управляющие органы особой экономической зоны сопровождают бизнес на всех этапах реализации проекта. Они могут предоставить дополнительные услуги, например, помощь в подборе работников или организации мероприятий.

У компаний в особых экономических зонах есть налоговые льготы. Первые пять — десять лет резиденты могут не платить имущественный, земельный и транспортный налоги. Кроме того, у них есть налоги на прибыль.

На некоторых ОЭЗ есть таможенные льготы. Бизнес может ввозить на территорию оборудование, сырье и материалы без уплаты пошлин и НДС.

Упрощается выбор площадки для производства. Часто производители не могут найти участок для завода с необходимой инфраструктурой, однако в некоторых СЭЗ это есть.

Рассчетно-кассовое обслуживание для резидентов ОЭЗ

Какие риски у резидентства в ОЭЗ

Важно также учитывать риски резидентства в ОЭЗ. Часто бизнесу нужно вложить большие суммы. Например, в некоторых зонах минимальный порог вложений составляет 120 млн рублей, 40 млн из которых инвесторы должны вложить в дело уже в первые три года. При этом гарантий, что вложения окупятся, нет.

Как стать резидентом ОЭЗ

Процесс регистрации отличается для каждой зоны, однако в целом шаги достаточно похожи.

Зарегистрируйте компанию или ИП на территории, где открыта особая экономическая зона.

Заполните анкету на сайте ОЭЗ. Сотрудники свяжутся с вами и расскажут о необходимых шагах далее.

Оформите заявку и подготовьте необходимые документы для соглашения о ведении бизнеса на территории свободной экономической зоны в орган исполнительной власти субъекта РФ, где находится зона, сказано в ч. 1 ст. 13 закона «Об особых экономических зонах в РФ», п. 1 инструкции Минэкономразвития. Например, в Москве вопросами регистрации бизнеса в ОЭЗ занимается департамент инвестиционной и промышленной политики.

В какую организацию подавать заявку именно вам, расскажут сотрудники ОЭЗ. Отправить документы можно лично, заказным письмом с отметкой о вручении или через портал «Госуслуг».

К заявке важно приложить:

  • копии учредительных документов;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговой службе;
  • бизнес-план, форму для которого утверждает Минэкономразвития.

Потребуются также оригиналы документов для сверки.

Заявку рассматривают в течение пяти рабочих дней с момента получения документов. После этого ее либо передадут для рассмотрения в экспертный совет экономической зоны, либо отклонят.

Отказать в рассмотрении заявки могут, если:

  • вы подали не все нужные документы;
  • на территории свободной экономической зоны нет имущества, необходимого компании;
  • на территории нет свободного подходящего земельного участка;
  • деятельность бизнеса не подходит ОЭЗ;
  • объем капитальных вложений ниже необходимого порога;
  • рассмотрение заявок ограничило правительство РФ.

Дождитесь ответа от экспертного совета. Специалисты изучат вашу заявку и примут решение о вашем резидентстве или отказе. Срок рассмотрения документов составляет до 40 дней с момента получения заявки, сказано в п. 11 ст. 14 закона «Об особых экономических зонах в РФ».

В течение пяти дней с момента получения решения от экспертного совета вам вышлют уведомление:

  • о заключении соглашения о деятельности на территории ОЭЗ;
  • об отказе (при необходимости вы можете оспорить его в суде);
  • о заключении соглашения, если необходимо внести изменения в бизнес-план.

Заключите соглашение о ведении бизнеса на территории экономической зоны. Его составляет и направляет на подписание в региональное ведомство Минэкономразвития РФ.

Получите свидетельство о регистрации в качестве резидента особой экономической зоны. Минэкономразвития внесет запись в специальный реестр о регистрации компании или ИП в качестве резидента в течение трех дней после подписания соглашения. После этого заявителю выдадут соответствующее свидетельство. Заключите договор аренды земли или помещения с особой экономической зоной и начните реализацию бизнес-плана.

Взять кредит на развитие бизнеса

Рейтинг особых экономических зон в России

Ежегодно Минэкономразвития составляет рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ. В рейтинг включают все зоны, кроме зон туристско-рекреационного типа.

В 2022 году лидером рейтинга среди зон промышленно-производственного и портового типа стала ОЭЗ «Липецк».

ОЭЗ

Субъект РФ

Тип

«Липецк»

Липецкая область

Промышленно-производственная

«Алабуга»

Республика Татарстан

Промышленно-производственная

«Моглино»

Псковская область

Промышленно-производственная

«Ульяновск»

Ульяновская область

Промышленно-производственная

«Тольятти»

Самарская область

Промышленно-производственная

«Титановая долина»

Свердловская область

Промышленно-производственная

«Ступино квадрат»

Московская область

Технико-внедренческая

ОЭЗ в России: кратко

Особая экономическая зона — территория с особым юридическим статусом. Юрлица и ИП получают здесь льготы, например, они могут платить пониженный налог на прибыль и освобождаются на время от имущественного, транспортного и земельного налогов.

Существуют ОЭЗ нескольких типов: технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового. Также есть три особенных ОЭЗ. Они расположены в Калининградской и Магаданской областях и в Крыму.

Статус резидента может получить не каждая компания. Она должна соответствовать определенным критериям. Например, заниматься бизнесом в определенной сфере или быть готовой вложить определенную сумму.

Чтобы стать резидентом СЭЗ, необходимо зарегистрировать юрлицо или ИП в определенном регионе, подготовить документы и бизнес-план, а также подать заявку в органы власти, которые занимаются особыми экономическими зонами. Если заявку одобрят, с вами заключат соглашение об осуществлении деятельности.

После подписания соглашения необходимо заключить договор аренды участка или помещения с ОЭЗ и начать реализацию бизнес-плана. Деятельность необходимо заключать на территории экономической зоны.

Расторгнуть соглашение можно по согласию сторон, в судебном порядке при нарушениях, например, бизнес не инвестировал определенную сумму. В этом случае также можно получить штраф до 5 млн рублей. Если компания утратила статус резидента ОЭЗ, она может продолжить работу на территории экономической зоны, однако получать льготы больше не сможет.

Добавить комментарий