Как найти композиционные части текста

Композиционные части текста, обычно называются структурными элементами текста. Они служат для организации текста и помогают читателю легче ориентироваться в содержании.

Основными структурными элементами текста являются:

Заголовок – краткое название текста, которое дает представление о его содержании.

Введение – первый абзац текста, который знакомит читателя с темой, целью и основным содержанием текста.

Основная часть – это главная часть текста, которая содержит основную информацию, факты и аргументы в поддержку темы.

Заключение – последний абзац текста, который подводит итоги, выражает мнение автора и закрывает тему.

Подзаголовки – заголовки меньшего размера, разбивающие основную часть текста на логические блоки и помогающие читателю быстрее ориентироваться в содержании.

Сноски – дополнительные пояснения, комментарии или ссылки на другие источники, которые расположены в нижней части страницы.

Эпилог – дополнительная информация, которая не относится к основной теме, но может быть полезной для читателя.

Примечания – дополнительные комментарии или пояснения, которые помещаются внизу страницы или в конце текста.

В зависимости от жанра текста, композиционные части могут различаться и иметь другие названия. Например, в художественной литературе могут использоваться такие элементы, как “экспозиция”, “кульминация”, “развязка”, “эпилог”, а в научных работах – “введение”, “теоретическая часть”, “экспериментальная часть”, “заключение”

Каждый текст имеет заголовок.

Заголовок — это название текста, которое отражает его тему или основную мысль.

Заголовок всегда предшествует тексту. По нему читатель определяет, о ком или о чём пойдёт речь.

Пример:

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина — матушка Россия.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина (К. Д. Ушинский «Наше отечество»).

В этом примере заголовок текста — «Наше отечество» — указывает на то, что текст содержит информацию о родине.

Композиция текста (от латинского compositio — «сочинение») — это структура текста, в которой отражаются порядок следования его частей и их соотношение.

Как правило, тексты состоят из трёх частей.

Части текста

  • Вступление (начало) представляет собой введение в тему текста, привлекает внимания читателя к проблеме, которая поднимается в тексте.

Пример:

Наше отечество, наша родина — матушка Россия.

  • Главная часть содержит развитие темы или основной мысли, заявленной во вступлении. В ней автор рассказывает о каком-либо событии, описывает что-либо или кого-либо, приводит какие-либо аргументы (доказательства).

Основная часть текста может состоять из нескольких небольших частей, каждая из которых выполняет свою задачу.

Пример:

1) Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
2) Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…

Основная часть в приведённом примере состоит из двух микрочастей. В первой части говорится о том, почему мы называем Россию отечеством, Родиной, матерью. Вторая часть содержит размышления автора о величии нашей родины.

  • Заключение (конец) содержит выводы, итог того, о чём говорилось в тексте.

Пример:

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

В этой части автор подводит читателя к мысли о том, что родина у человека одна.

В зависимости от количества частей текст делится на абзацы.

Абзац (от нем. аbsatz — «раздел, часть текста») — это отрывок текста, состоящий из нескольких предложений, связанных между собой и объединённых одной микротемой.

Каждый абзац начинается с красной строки (строки с отступом).

План текста — это краткая запись его содержания.

При составлении плана важно учитывать композицию текста. Все пункты выстраиваются последовательно в соответствии с содержанием текста и отражают микротемы каждого абзаца.

Пример:

1. Наша родина — Россия.
2. Значимость родины:
1) отечество, Родина, мать — названия России;
2) величие России.
3. Родина у человека одна.

Источники:

Ушинский К. Д. Наше отечество // https://peskarlib.ru/k-ushinskiy/nashe-otechestvo/ (дата обращения: 03.12.2022).

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.

В переводе с латинского «композиция» значит «построение». В литературоведении она строит целостное произведение из различных элементов текста. Проектировщиком является, конечно, автор, а стройматериалами — события, образы, хитросплетения сюжета, авторские отступления и так далее. При помощи композиции автор как бы проводит читателя за руку из точки «А» к точке «Z», попутно демонстрируя ему «достопримечательности».

  • При помощи термина «композиция» можно описать и объекты нефилологического плана: театральные постановки, музыкальные действа, религиозные ритуалы, архитектурные сооружения.

Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

  • Оратор привлекает аудиторию — например, при помощи резкого, провокационного высказывания.

  • Именование темы.

    Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

  • Повествование.

    Рассказ об истории предмета обсуждения: его происхождении, репутации, взглядах на него.

  • Описание.

    Рассказ о том, что происходит с предметом обсуждения в настоящий момент.

  • Доказательство.

    Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

  • Опровержение.

    Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

  • Воззвание.

    Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

  • Заключение.

    Выводы по поводу обсуждаемого вопроса.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

  • Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

  • Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.

Виды композиции в литературе классифицируются по форме подачи материала:

  • События идут один за другим в хронологической последовательности. Вектор повествования не меняется от начала до конца. Пример — комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума».

  • Обратная или инверсионная.

    Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

  • Параллельная.

    В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Пример — «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает жизнь одновременно нескольких семей.

  • Полифоническая.

    Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

  • Кольцевая композиция.

    Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

  • Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

  • Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Отличный пример можно вновь найти у Пушкина в «Евгении Онегине»: если в начале Татьяна признается в любви Онегину, то завершением истории служит обратное признание Онегина Татьяне.

  • Умолчание.

    Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Один из самых жутковатых примеров — финальная сцена с Судьей и Мальцом в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти.

  • Концентрическая.

    Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий коренятся в прошлом. По концентрической модели написано «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

  • Ретроспективная.

    Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Так построена «Машенька» В. В. Набокова.

  • Рамочная.

    Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. В качестве примера возьмем «Госпожу
    Бовари» Г. Флобера. Основной персонаж здесь — Эмма, однако произведение пишется в виде биографии другого действующего лица, Шарля.

  • Свободная.

    Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Элементы композиции в литературе традиционно делятся на следующие типы:

  • Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делает более интересным.

  • Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия.

  • Развитие сюжета. Череда событий.

  • Кульминация. Пиковый момент произведения.

  • Развязка. То, чем завершается кульминация.

  • Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей.

Речевые элементы композиции помогают оживить произведение и включают в себя:

  • Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

  • Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

К образным элементам относят:

  • Персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора.

  • Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог. Словом, ландшафт произведения.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик.

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:

  • Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

  • Ретроспекция.

    «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

  • Мотив.

    Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

  • Разрыв.

    Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

  • Экспозиция.

    Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

  • Монтаж.

    Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

  • Противопоставление.

    Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни. В произведении Э. М. Ремарка «Искра жизни» рассказывается о концлагерных условиях существования заключенного № 509 и его товарищей. Этим сценам противопоставляются сибаритские заботы коменданта лагеря Бруно Нойбауэра.

Особенности сюжетной композиции

Понятия фабулы и сюжета путают часто, а ведь для понимания сюжетной композиции текста важно понимать разницу.

  • Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
  • Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.

Например, в романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.

  • Интересно, что попытки подсчитать количество в принципе существующих сюжетов предпринимались на протяжении всего существования литературы. Гете, например, насчитал 36 возможных вариантов, в рамках которых можно уложить абсолютно любое литературное произведение.

Особенности композиции сказки

Фольклорные произведения (былины, сказания) в литературе стоят особняком, поэтому и внимания заслуживают отдельного. Их композиции отличаются практически непреложными особенностями.

Например, сказки. Стандартная композиция сказки включает в себя следующие составные части:

  • Присказка. Нередко не имеет ничего общего с сюжетом; присказку обычно облачали в стихотворную форму. «Расскажу я сказку от Сивки-Бурки, от вещей каурки…», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», — типичные примеры присказок.

  • Зачин. «В тридевятом царстве, за горами, за лесами, жили-были король с королевой…». Между героями затем возникает противоречие.

  • Развитие сюжета. Конфликт формируется, развивается цепочка событий.

  • Кульминация. Наивысшая точка, после которой напряжение спадает.

  • Развязка. Те события, что еще происходят после конфликта. Описывается, как изменились главные герои после разрешения конфликта.

  • Концовка. Она также традиционна. Например: «Я на свадьбе был, мед-пиво пил…».

Один из самых часто встречающихся композиционных приемов в сказке — это повтор (нередко троекратный). Чтобы добиться желаемого, Иван-Царевич должен искупаться в трех котлах; прекрасная царевна — побывать в гостях у трех разных колдуний.

Композиция художественного произведения влияет на восприятие материала читателем. От нее зависит, удастся ли автору передать изначальный замысел. При помощи грамотно составленной композиции можно увлечь читателя даже в том случае, если сюжет самой истории не назовешь особенно оригинальным.

Каким бы ни был выбранный автором вид композиции, нельзя забывать о важнейшем принципе: принципе правдоподобия. На этом чаще всего обжигаются начинающие писатели. Например, их главная героиня встречает богатого благодетеля именно в тот момент, когда ей это и нужно. Читатель такие моменты воспринимает негативно — ведь если героиня не сделала чего-либо достойного, то и уважения такой сюжет не заслуживает.

Выбор композиционной формы произведения во многом зависит от его жанра. Для детективного произведения наиболее очевидным вариантом станет инверсионная композиция. Для драмы или эпопеи — зеркальная, концентрическая и другие виды.

А иногда бывает так, что творческий процесс сам создает композиционную форму, буквально «в прямом эфире» работы над книгой. Так что — теорию знать важно, а вот применение ее на практике целиком зависит от смелости и самобытности автора.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Билет
№15. Композиция текста. Структурные
элементы текста. Принципы разработки
содержания. Типичные недостатки
композиции и их исправление.

Композиция
— это схема организации и структурной
упорядоченности целого текста, отражающая
его строение, взаимное расположение и
соотношение составных частей, образующих
целостный и связный в отношении содержания
и формы текст. Композиция текста – это
способ его построения, связи его частей,
фактов, образов, так чтобы текст приобрел
смысловую ценность.

Композиция
связана напрямую с такими свойствами
текста как целостность и членимость.
Композиция может присутствовать и в
разговорной речи.

Рамочные
элементы
– это элементы и самого
текста, и газетной/журнальной полосы в
целом. К ним относятся:

1) Заголовки

2) Подзаголовки

3) Вступления

4) Заключения
5)
Врезы
– выделенные графически абзацы,
резюмирующие тему.

В рекламе:
1)
Слоган
– основная ударная фраза
текста, содержащая рекламное предложение.

2) Эхо-фраза – ударная фраза текста,
поддерживающая, комментирующая слоган.

3) Рубрика – название серии
материалов, которую публикуют
продолжительное время.
4) Выделитель
– название темы одного или нескольких
материалов (а не постоянной серии),
занимающее место рубрики.

Функции
рамочных элементов:

1) обозначение
рамок текста – выделение в потоке
коммуникации

2) привлечение
и удержание внимания адресата

3) информирование
о теме и содержании текста

4) в рекламе
– формирование положительного отношения
к объекту рекламы

5) не должны
противоречить друг другу ни по содержанию,
ни по стилю.

6) содержат
ключевые слова – не ограничены контекстом,
понятны, тематически связаны, вне корпуса
текста

Композиция
может быть простой и сложной.
Для многих жанров (типов текстов)
существуют готовые стандартные формы
не только выражения мысли (на уровне
предложения, абзаца), но и на уровне
построения текста (документы, деловые
письма, авторефераты диссертаций и др.
– см. жанры ОДС, жанры научной
литературы
). В связи с этим выделяется
“нулевой уровень” композиции
с присущим ему линейно-последовательным
и объективно-нейтральным изложением
(например, N родился в… году в селе…
В детстве… В юности…
и т.п.). Стремление
к большей выразительности требует от
автора трансформации нейтрально-линейной
последовательности изложения – реальной
(т.е. изменение естественного течения
факта, явления) либо логической (т.е.
изменение отношений элементов в системе,
установленной в той или иной научной
области). Трансформированные композиционные
структуры широко используются не только
в художественных произведениях, но во
многих нехудожественных жанрах –
очерках, фельетонах, научно-популярных
текстах, учебниках, в судебной речи и
т.д.

Более
популярна трехчастная композиция,
которая включает в себя такие основные
части композиции, как вступление
(зачин) — основная часть — заключение
(концовка)
.

Актуализация
вступления/заключения:

  1. Цитата

  2. Кольцо

  3. Обобщение суждения в начале или конце

  4. Историческая или литературная аналогия

  5. Этимологическая справка

  6. Интригующее вступление

  7. Вступление – конкретная ситуация

  8. Дубитация – постановка вопросов для
    определения проблемы и направления
    рассуждения

  9. Открытая концовка

  10. Ироничная концовка

Композиционная
разработка содержания – концепции
Одинцова:

  1. экстенсивная
    разработка содержания: основа –
    содержательно-логические понятия,
    ориентирована на рациональную
    составляющую восприятия – научный,
    ОДС, фрагментарно публицистический

  2. интенсивная
    разработка содержания: основа – система
    образов, ориентация на эмоциональную
    составляющую: публицистический стиль
    и ЯХЛ

Принципы
разработки содержания

  1. Хронологический – как события развиваются
    во времени

  2. Пространственный – композиция отражает
    изменение предмета речи в пространстве

  3. Логический – композиция передает
    анализ и систематизацию объекта речи

  4. Сопоставительный – сравнение или
    противопоставление объекта

  5. Ступенчатый – движение мысли вперед,
    без возвращений

  6. Кольцевой

  7. Концентрический – возвращение к одной
    мысли (поверхностное, углубленное,
    обобщенное, детализированное)

Правка-сокращение
принцип оптимизации композиции и
исправления ошибок

Цель – уменьшение объема текста

Составляем план и определяем назначение
каждой из частей

  1. Более короткие синонимы (лексические
    и синтаксические)

  2. Отказ от уточнений, определений, вводных
    слов, вставных конструкций, тропов и
    фигур

Правильно сокращенный текст не потерял
смысла, творческий почерк автора сохранен

Просматриваем текст на наличие «хвостов»
– упоминаний ранее удаленных фактов

Типичные
недостатки композиции:

  • Отход от темы, бессистемное развитие
    нескольких тем

  • Несоразмерность частей:
    непроработанность одних аспектов
    содержания или излишняя детализация
    других.

  • Нарушение последовательности изложения

  • Смысловая скважина – такой недостаток
    информации, который делает неясной
    логику связи двух соседних
    предложений/абзацев

  • Неудачные композиционные приемы
    (лирическое отступление)

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

  1. Архитектоника,
    или внешняя композиция текста, —
    членение его на определённые части
    (главы, подглавки, абзацы, строфы и
    пр.), их последовательность и взаимосвязь.

В особенностях
архитектоники текста проявляется такой
его важнейший признак, как связность.
Выделенные в результате членения отрезки
(части) текста соотносятся друг с другом,
«сцепляются» на основе общих элементов.
Различаются два вида связности: когезия
и когерентность (термины предложены
В. Дресслером).

Когезия
(от лат. cohaesi— «быть связанным»), или
локальная связность, — связность
линейного типа, выражаемая формально,
преимущественно языковыми средствами.
Она базируется на местоимённой
субституции, лексических повторах,
наличии союзов, соотнесённости
грамматических форм и др. См., например:

Зимой
Левицкий проводил все своё свободное
время в московской квартире Данилевских,
летом стал приезжать к ним на дачу
в сосновых лесах по Казанской дороге.

Он перешел
на пятый курс, ему было двадцать
четыре года, но у Данилевских
все… звали его Жоржем и Жоржиком.
(И.А.Бунин)

Когезия
определяет непрерывность семантического
континуума в тексте.

Когерентность
(от лат. cohaerentia— «сцепление»), или
глобальная связность, — связность,
нелинейного типа, объединяющая элементы
разных уровней текста (например, заглавие,
эпиграф, «текст в тексте» и основной
текст и др.). Важнейшие средства создания
когерентностиповторы (прежде
всего слов с общими семантическими
компонентами) и параллелизм.

  1. Сюжет
    – это система событий и отношений
    между героями, развивающаяся во времени
    и пространстве. При этом события не
    всегда в произведении располагаются
    в причинно-следственной и временной
    последовательности.

Сюжет
как сложное целое состоит из элементов,
каждый из которых имеет свою функцию.
Элементами сюжета являются экспозиция,
завязка, развитие действия и
кульминация, развязка и эпилог.
(Классическая схема строения сюжета:
экспозиция (фон для начала действия)
завязка (начало основного действия)
развитие действиякульминация
(высшее напряжение) – развязка).

Принято
выделять (вполне условно) обязательные
и необязательные элементы. К
обязательным относятся те, без
которых классический сюжет вовсе
невозможен: завязка
– развитие действия – кульминация –
развязка. К необязательным
– те, которые в ряде произведений (или
во многих) не встречаются. Сюда часто
относят экспозицию
(хотя не все авторы так считают), пролог,
эпилог, послесловие и др.

Экспозиция
– сведения о жизни персонажей до начала
движения событий. Это изображение тех
обстоятельств, которые составляют фон
действия. Экспозиция может быть прямой,
т.е. следовать до завязки, или задержанной,
т.е. идти после развязки.

Завязка
– событие, с которого обостряются или
возникают противоречия, ведущие к
конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
завязкой являются несколько событий:
получение городничим письмо о приезде
ревизора, сон городничего и рассказ
городских сплетников Бобчинского и
Добчинского об «инкогнито из столицы».

Развитие
действия
– это выявление связей и
противоречий между персонажами, раскрытие
их характеров.

Момент
высшего напряжение действия называется
кульминацией. В кульминации
особенно ярко проявляются цели и
характеры героев. В романе «Евгений
Онегин» кульминация действия в эпизоде
дуэли Онегина и Ленского. В «Ревизоре»
высшая точка напряжения – сватовство
Хлестакова и празднование его помолвки
с Марьей Антоновной.

Кульминация
непосредственно предшествует развязке.
Развязка – это момент разрешения
конфликта, завершения связанных с ним
событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
развязкой служит известие о приезде
настоящего ревизора и разоблачение
Хлестакова.

В некоторых
произведениях в сюжете могут быть пролог
и эпилог. Прологом обычно открывается
произведение. Пролог – это
вступление к основному развитию сюжета,
в котором раскрываются первопричины
событий, изображённых в произведении.
Эпилог – изображение того,
что произошло через некоторое время
после завершения событий, т.е. следствие,
вытекающее из этих событий («Война и
мир» Л.Н. Толстой). [Эпилог
повествование о судьбе героев после
развязки основного действия и / или
размышления автора по поводу проблематики
произведения.]

Билет
№17. Описание как функционально-смысловой
тип речи: типология, композиционные и
языковые особенности. Оптимизация
описания.

Функционально-смысловые
типы речи
– коммуникативно обусловленные
типизированные разновидности
монологической речи. Типы речи зависят
от ее назначения и смысла.

Важнейшие
ФСТР — описание, повествование,
рассуждение
.

Иногда
расширяют перечень ФСТР, добавляя к
трем названным типам речи определение,
характеристику как разновидность
описания и сообщение как вариант
повествования.

Описание

Описание
– это тип речи, в котором предмет или
объект речи дается как совокупность
деталей и характеристик (временных или
постоянных). Отличается перечислительным
характером изложения и интонацией.

Цель
описания: «Назначение описания, всегда
состоящего из отдельных элементов –
создать впечатление целого».

Объединяет
равноправные составляющие объекта. Не
предполагает развития событий; это
констатация таких одновременно
существующих характеристик объекта,
которые адресат оценивает как важные
для его коммуникативных целей.

Виды
описаний:

  1. Объективированные
    описания:
    деловые (например,
    перечень примет разыскиваемого лица
    и т. п.) и научные (главные,
    отличительные признаки предмета, его
    свойства).

Характерны: точность, логичность
приведения признаков, их объективность,
существенность, достаточность (полнота)

  1. Субъективированные
    описания:
    художественные
    (преобладают субъективность изображения,
    образы, впечатления, лирический элемент).
    Главное здесь — дать яркое представление
    о предмете, при этом необязательно
    исчерпывающее, полное.

Характерны: выразительность,
контекстуальная ценность, оригинальность

  1. Статическое
    описание:
    преобладающий вид описания.
    Больше по объему. Объект описания
    находится в покое/позиция наблюдателя
    не изменяется. Тормозит развитие
    действий (прием ретардации) 
    имеет ограничение на введение в тексты,
    требующие стремительного развития
    действия.

  1. Динамическое
    описание:
    встречается относительно
    редко. Меньше по объему. Объект в
    движении/меняется позиция наблюдателя.
    Не прерывает развитие события, т.к.
    включено в него и невелико по объему.
    Может иметь композиционную рамку.
    Усиливается роль глагола.

Синтаксические
особенности:

статика

  1. Однотипность
    форм сказуемых

  2. Синтаксический
    параллелизм

  3. Использование
    номинативных предложений, в которых
    обозначается только наличие, бытие
    предметов или явлений и не выражается
    действие или состояние («Тысяча
    девятьсот шестнадцатый год. Октябрь.
    Ночь. Дождь и ветер»)

  4. Безличные
    предложения
    со значением состояния
    – часто бывают нераспространенными и
    стоят в первом ряду с номинативными
    предложениями: в номинативных предложениях
    выражается бытие чего-то, а в безличных
    — состояние, например: («Маленькая
    комната на чердаке. Светло, тепло и
    скучно…»)

  5. Эллиптические
    предложения
    в описании природы,
    обстановки и т. д. («Справа от них —
    густая чаща из молодого пихтача, а слева
    — сухостойные кедры»)

  6. Активность
    определений, однородных членов

Морфологические
особенности:

  1. основную
    смысловую нагрузку несут существительные,
    прилагательные
    , наречия с оценочным
    значением
    .

  2. Часто
    используются глаголы несовершенного
    вида в настоящем и прошедшем времени

    – дают ситуацию как бы в одной плоскости;
    Настоящее время – для приведения
    постоянных признаков объекта.

  3. Широко
    используются эмоционально-экспрессивные
    лексические и фразеологические средства:
    метафоричность (особенно глагольная),
    употребление эпитетов, обстоятельств,
    уточняющих сказуемое, и т. д. – в
    художественных описаниях

Ошибки
в описании:

  1. Нарушение
    фактологической точности детали

  2. Отсутствие
    логики в отборе и приведении деталей

  3. Излишняя
    детализация/обобщенность

  4. Отсутствие
    связи с предыдущим и/или последующим
    ССЦ (отступление от темы)

  5. Немотивированное
    нарушение сложившихся описательных
    схем.

Билет
№18. Повествование как функционально-смысловой
тип речи: композиционные и языковые
особенности. Оптимизация повествования.

Повествование
– способ изложения, ориентированный
на представление события в его динамике.
Предполагает развитие события/явления
во времени, часто и в пространстве.
Служит для передачи последовательности
различных событий, явлений, действий.

По своему
значению, структуре и модальности
повествованию с его динамичностью
противопоставлено описание.

Морфологические
особенности:

  1. Употребление
    глаголов совершенного вида, которые
    обозначают сменяющие друг друга события
    и конкретные действия (конфликт возник,
    владелец заправил, машина сломалась,
    компания взяла на себя расходы)

  2. Смена
    временного плана
    в формах глагола
    (прошедшее и настоящее время)

  3. Вспомогательные
    глаголы
    , обозначающие возникновение
    действия или признака;

  4. Обстоятельственные
    слова
    со значением временной
    последовательности: наречия времени
    и места, …

  5. Употребление
    конкретных, неотвлеченных существительных

Синтаксические
особенности:

  1. Использование
    союзов со значением чередования,
    сопоставления или возникновения
    действия.

  2. Обычно
    предложения в повествовании не бывают
    относительно длинными
    , не имеют
    сложной структуры.

  3. Соблюдается
    определенный порядок слов в предложении
    (нарративный порядок слов): сказуемое
    стоит после подлежащего и служит цели
    изображения последовательности
    действий.

Повествование
художественного стиля богато и
экспрессивно-эмоциональными, и
стилистическими средствами выражения
мысли, особенно в речи рассказчика, где
используются различные стилистические
пласты лексики, эмоциональные частицы,
экспрессивные грамматические формы.

Виды
хронологического изложения в повествовании:

  1. Прямая
    хронология

  2. Обратная
    хронология

  3. Смешанная
    хронология (с забеганием вперед, чаще
    всего в зачине)

Узлы
повествования
– относительно
законченные по времени и смыслу этапы
развития события. Верное расположение
узлов
: предыдущий узел 
следующий = отсутствие смысловых скважин
= понятная логика развития событий.

Ошибки
в повествовании:

  1. Недостаточность
    повествования: пропуск необходимых
    узлов 
    образование смысловых скважин

  2. Избыточность
    повествования: включение лишних узлов

  3. Хаотичность
    повествования – немотивированное
    нарушение хронологии

  4. Непропорциональность
    узлов: длительность повествования об
    определенном событии не всегда говорит
    о его важности

Чем плохи лишние узлы?

  1. Нарушается
    закон тождества

  2. Затрудняют
    выделение и восприятие информации

  3. Перебивают
    ритм повествования, делают изложение
    вялым

Повествование
может идти:

  1. От 1го
    лица – интимизация, сближение с автором

  2. От 2го
    лица – обобщение

  3. От 3го
    лица – объективность, авторизация

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Наталья Вадимовна Гурева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Композиция художественного произведения – это взаимная соотнесенность и расположение изображаемого и художественно-речевых средств.

Элементы композиции текста

Определение 2

Художественный текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство, что проявляется в его композиции.

Композиция произведения – это построение произведения, определяющее его единство, целостность и завершенность. Она обусловлена жанром, авторскими интенциями и содержанием произведения. Композиция произведения – это система соединения всех его элементов. Она имеет самостоятельную содержательность, раскрывающуюся во время филологического анализа текста.

Объектом филологического анализа текста могут быть разные аспекты композиции:

  • внешняя композиция текста – архитектоника,
  • система образов произведения,
  • смена в структуре текста точек зрения,
  • композиция деталей,
  • соотнесенность с другими компонентами текста.

Архитектоника текста – это его деление на определенные части (главы, строфы, абзацы и т. д.), их взаимосвязь и последовательность.

Проблем точки зрения является центральной проблемой композиции. Рассмотрение разных точек зрения, существующих в структуре текста, в соотношении с архитектоникой позволяет выявить динамику развития художественного содержания.

Анализ композиции деталей позволяет раскрыть способы углубления изображаемого.

Архитектоника произведения

Прежде всего, при анализе композиции текста следует разграничивать архитектонику текста и внутреннюю композицию. Внутренняя композиция определяется системой образов, своеобразием сюжета и особенностями конфликта, внешняя – деление текста на дискретные единицы. Следовательно, композиция – это проявление значимой прерывистости и непрерывности.

«Внешняя и внутренняя композиция литературного произведения» 👇

Границы композиционной единицы (разделы, главы, части, явления в драме и т. д.) четко определены автором. Это организует восприятие читателя, направляет его. Архитектоника текста – это способ «порционирования» смысла. Автор с помощью композиционных единиц читателю указывает на деление или объединение элементов текста (значит, и его содержания). Не менее значимым является и отсутствие деления текста либо его развернутых фрагментов. Так, немаркированность композиционных единиц подчеркивает недискретность организации повествования, целостность пространственного континуума, недифференцированность картины мира героя или повествователя. Например, это особенно ярко проявляется в жанре «поток сознания».

Композиционные единицы характеризуются приемами выдвижения, которые обеспечивают выделение самых важных смыслов текста, а также активизируют внимание его адресата. Такими приемами являются:

  • повторы языковых единиц;
  • различные графические выделения;
  • сильные позиции текста, связанные с установлением иерархии смыслов, с акцентированием внимания на самом важном.

К сильным позициям относят: заглавия, эпиграфы, части, главы, главки. Автор с их помощью подчеркивает элементы структуры, имеющие важное значение для понимания произведения, одновременно определяет ключевые «смысловые вехи» какой-либо композиционной части или текста в целом.

Таким образом, элементы архитектоники текста являются единицами текстовой структуры.

Различают два вида членения художественного текста: контекстно-вариативное и объемно-прагматическое.

Объемно-прагматическое учитывает объем произведения и особенности читательского восприятия. В этом случае основными единицами являются: книга, часть, том, глава, главка, явление, абзац, отбивка.

Объемно-прагматическое деление взаимодействует с контекстно-вариативным. В результате контекстно-вариативного членения выделяются контексты, организованные речью повествователя (авторской речью) и контексты, в которых содержится «чужую речь»; а также повествование, описание и рассуждение. Такие композиционные формы выделяются с учетом субъекта речи.

Объемно-прагматическое деление может выполнять и другие функции, например: передавать особенности течения времени, подчеркивать динамику повествования, выделять изображаемую реалию, выражать эмоциональную напряженность и т. д.

В особенностях внешней композиции текста проявляется один из ее важнейших признаков– связность. Отрезки текста, выделенные в результате членения, соотносятся, «сцепляются» друг с другом на основе общих элементов. Существуют два вида связности: когерентность и когезия.

Когезия – локальная связность – это связность линейного типа, которая выражается формально, языковыми средствами. Когезия основывается на лексических повторах, местоименной субституции, соотнесенности грамматических форм, наличии союзов и т. д.

Когерентность – глобальная связность – это связность нелинейного типа, которая объединяет элементы разных уровней текста (эпиграф, заглавие и основной текст и т. д.). Одними из важнейших средств создания когерентности являются повторы и параллелизм.

Внутренняя композиция текста

В отличие от внешней композиции, внутренняя не выделяется графически. Понятие внутренней композиции связано с определением сложных, неоднозначных связей, с помощью которых соединяются отдельные группы, системы образов литературного произведения.

Внутренняя композиция – это организация всех частей литературного произведения в целостное единство, которое подчиняется решению его основных проблем. В таком случае организующим центром внутренней композиции является точка зрения автора, выраженная в каждой детали, компоненте произведения.

Важнейшим композиционным средством произведения является сюжет.

Определение 3

Сюжет – это развивающаяся в художественной реальности произведения последовательность действий или событий, в которых раскрываются характеры персонажей, их взаимоотношения.

Другими словами, сюжет – это цепь событий, изображенная в произведении. Это жизнь персонажей в пространственно-временных изменениях, в сменяющихся обстоятельствах и положениях.

Выделяют следующие элементы сюжета:

  • экспозиция – описание обстановки действия, взаимоотношений героев до начала конфликта;
  • завязка – случай, эпизод, с которого начинается развитие конфликта;
  • кульминация – момент наивысшего напряжения;
  • развязка – разрешение конфликта.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Добавить комментарий