Композиция в дизайне интерьера – это первый шаг в работе над дизайн-проектом. Без знания основ построения композиции создать гармоничный интерьер невозможно. Владение основными приемами композиционного оформления поможет избежать визуального дисбаланса, наличия «пустот» или «заполненности» в интерьере и обеспечит правильную взаимосвязь элементов.
Первое, о чем стоит позаботиться – композиционный центр. Это объект, на который мы в первую очередь обращаем внимание, входя в комнату. Он выделяется из всего дизайна формой, цветом, текстурой или размером.
Центр композиции не обязательно должен находиться в центре комнаты. Его можно отодвинуть к стене или расположить в углу. Важно, чтобы он уравновешивал композицию интерьера.
Располагайте остальные предметы мебели и декора относительно композиционного центра, они должны гармонично сочетаться с ним и между собой. В качестве композиционного центра используйте:
- диван;
- кровать;
- окно;
- ковер;
- камин;
- барная стойка.
Основные принципы композиционного построения:
Симметрия
Симметричным называется равномерное расположение предметов вокруг композиционного центра. Это могут быть два дивана напротив друг друга, две одинаковые тумбочки возле кровати, напольные торшеры рядом с камином или стеллажи по обе стороны от окна. Так создается симметрия дизайна в горизонтальной плоскости.
Вертикальную, когда высота потолков больше стандартной, уравновешивайте длинной люстрой. При этом на стенах, на уровне глаз, должны быть картины или другой декор.
Асимметрия
Противоположный способ построения композиции в дизайне – асимметричный. Здесь важно, чтобы в интерьере не создавалась дисгармония, не было лишних предметов и неуместных пустот.
Часто при таком оформлении используют принцип равнобедренного треугольника: 2/3 площади заставлены разными предметами мебели и декора, а 1/3 остается для одного массивного объекта, например, зеркала, камина, панно, стола или шкафа-купе. Такое сложное построение поможет внести разнообразие в дизайн интерьера, главное, соблюдать баланс и не перенасытить комнату предметами.
Ритм
Ритм в дизайне интерьера создается многократным повторением горизонтальных или вертикальных элементов: карнизов, колонн, арок, светильников. Можно использовать предметы мебели, например, стулья. Необычным решением будет «перебивание» ритма отличным от общего единства предметом – ряд одинаковых стульев дополните одним стулом другого цвета.
Статика
В статичной композиции не должно быть диагональных и криволинейных поверхностей, главенствует устойчивое оформление. Оно создается за счет горизонтальных элементов, низкой мебели, глубоких диванов. Чаще всего такая композиция применяется к классическому стилю интерьера. Чрезмерная «стабильность» рискует лишить дизайн жизни, поэтому экспериментируйте с декором и аксессуарами.
Динамика
Динамичная композиция в дизайне подойдет для современных стилей. Движение в таких интерьерах создает асимметричная расстановка мебели, диагональные направления, вертикальные линии. Здесь может быть много свободного пространства, которое будет уравновешивает обилие сложных конструкций и элементов.
———————-
Смотрите также по теме:
Анкета для заказчика дизайн-проекта
Интерьерная фотосъемка. Как снять интерьер без фотографа
Построение инсталляции при оформлении убранства выполняет не менее важную роль, чем при художественном создании рисунка. Чем элитнее недвижимость, тем больше внимания нужно уделять проекту. Чтобы сделать из квартиры или дома шедевр, изначально следует опираться на основы дизайна, среди которых одно из главных мест отводится приемам композиции в интерьере, а они напрямую зависят от архитектурных элементов, присущих тому или иному помещению.
Правильная композиция в интерьере классической спальни: центральное место отведено кровати
Что такое композиция в интерьере?
Композиция имеет многоаспектное значение. С одной стороны, это выверенное сочетание элементов архитектуры, дизайны и декора, где присутствует определённая стилистическая идея. С другой стороны, если обратиться к более широкому смыслу термина, это гармоничное расположение составляющих в пространстве. При создании интерьера учитывают правила композиции, которые характеризуются взаимной комбинаторностью.
Сочетаться должны не только все предметы, участвующие в облагораживании помещения, но и их уникальные свойства, присущие каждому фрагменту, например: фактура поверхностей отделки, форма и количество мебельных экспонатов, текстура сопутствующей атрибутики и пр. Здесь важно осознавать, что каждый отдельный элемент выступает самостоятельной деталью, которую нужно правильно внедрить в общую картину.
Композиция в интерьере — правильная расстановка элементов дизайна в определенной архитектурной обстановке
Композиционный центр – обязателен ли при создании современного дизайна?
Упорядочить обстановку можно не только с помощью симметрии, на что чаще всего намекают правила композиции в интерьере, это делается еще и при помощи несимметричной расстановки предметов вокруг композиционного центра — обязательного компонента гармоничного дизайна. Он как раз и берет на себя главенствующую роль, приковывая к себе внимание благодаря целостности художественных элементов, переплетающихся между собой фактурой, формой или стилистикой (или всем вместе). Композиционный центр способен расположиться посередине площади, возле какой-то одной стены или вообще в углу. Вокруг него уже расставляются поддерживающие общую картину детали, которые выполняют вспомогательную функцию с точки зрения инсталляции.
Композиционным центром в ванной комнате чаще всего выступает большая тумба с умывальниками и крупным зеркалом
Композиционным центром может служить:
- большая кровать в спальне с балдахином или коваными элементами;
- камин в гостиной комнате с необыкновенным лепным декором;
- панорамное окно на несколько этажей, как часто бывает в двухуровневых квартирах;
- каменная барная стойка или островная кухня в столовой;
- комплект мягкой мебели, состоящий из нескольких однородных предметов;
- широкая лестница в просторном холле загородного дома и пр.
Композиционным центром в роскошной гостиной выступает мягкая зона с диванами и креслами возле камина
Композиционный центр способен одновременно выполнять сразу две функции: основную, которая понятна из названия, и вспомогательную — отвечающую за, например, зонирование. При помощи той же самой барной стойки или комплекта мягкой мебели можно отделить одно место от другого, что особенно важно для помещений не слишком больших размеров. И даже если пространства много, его тоже нужно использовать благородно, чтобы общий фон не смотрелся излишне пустотно. В элитных домах большинство комнат обладают несколькими композиционными центрами, что совсем не рушит дизайн-проект и не сбивает общую картину.
Композиционный центр в спальне — кровать молочного цвета с прилегающими тумбочками, торшерами и прикроватной софой в цвет
Основы композиции в роскошном интерьере: три важных нюанса
Использование композиционных приемов в дизайне интерьера — важнейшая составляющая, дающая гарантию того, что итоговая картина убранства получится не просто гармоничная, но и роскошная, где сразу будет видно художественное мастерство профессионала. Зная правильные формулы обстановки помещения, можно облагородить и слишком просторные холлы, нуждающиеся в дополнении сложного архитектурного ансамбля, и маленькие прихожие, где всего должно быть в минимальном количестве, и длинные коридоры, требующие тщательной проработки пространства.
Верная композиция создается при соблюдении трех основных требований, о них подробнее:
1. Нужной динамики в интерьере можно добиться с помощью использования, как отмечалось выше, композиционного центра. Доминирование одних составляющих над другими и есть та важная составляющая, которая становится залогом выигрышного дизайна. Тут важно не забывать, что вспомогательные зоны не могут оставаться незамеченными, но и выйти на передний план не имеют права.
Композиционный центр в кухне-гостиной чаще всего большой стол со стульями, отличающийся по габаритам или цвету от общего направления
2. Уравновесить общую картину необходимо выверенным расположением всех элементов художественной конструкции. Их нужно разместить таким образом, чтобы все смотрелось лаконично, емко и более или менее равномерно. В противном случае есть риск получить неуравновешенный интерьер «с плохим характером»: либо чрезмерно неказистый или очень сложный, напоминающий забитую разбалансированную кладовку.
Уравновешенная композиция всегда отличается равномерным распределением мебели и аксессуаров
3. Нельзя не затронуть тот факт, что чем более подходят составляющие дизайн-проекта друг другу, тем все смотрится куда более эффектно. Важно, чтобы в картину не пробрались лишние элементы, которые станут выбиваться из общей массы или перетягивать ненужное внимание на себя. Соединить элементы между собой можно, например, по принципу тождественности или по методу контрастности. Каждая, даже самая мелкая, деталь должна коррелировать с остальными, пусть то по цвету, фактуре, форме, составу материала, нанесенному рисунку, стилистике, стране происхождения.
Симметрия и правильное сочетание цветов между собой делает композицию в гостиной особенно роскошной
Более подробно об игре на контрастах и принципе тождественности
Контраст не всегда авангарден
Композиционный контраст часто применяется в эксцентричной авангардности, поп-арте, пин-апе, китче и прочих причудливых стилях. Однако это не так показательно, ведь совершенно классическое убранство способно украшаться некими переходами. Эстетическое пространство обычно разделяется на базовые и вспомогательные элементы, чтобы в итоге получилась оригинальная картинка. Помимо цветовой композиции в интерьере, контраста можно достичь при помощи неоднородных фактур: матовых и глянцевых, шероховатых и гладких, с рисунком и без. Например: рельефная плитка рядом с шлифованной из той же коллекции; обивка с полосочками на креслах и узор на диване, когда предметы мебели из одного комплекта; орнамент на шторах повторяется на абажурах, но ткани совсем разные и т. д. Здесь везде присутствует наличие контраста, хотя некоторые свойства (текстура, материал) противопоставлены друг другу. Столкновение интересов создает сложный и волшебный аристократизм.
Контраст черного и белого всегда актуален при построении композиции в элитном интерьере ванной комнаты
Тождественность для единства композиции
Единства композиции можно достичь гораздо проще, если не пренебрегать тождественностью, в которой некоторые изделия обладают весьма схожими свойствами, не обязательно всеми, но какими-то конкретными. Для ориентирования в дизайне берется принцип основы (цвета, формы, фактуры, узора и др.). Вот примеры: базисом часто служит: общий цветовой фон, а ему подчиняются детали в тон; геометрические линии, стремящиеся к кругу и овалу (квадрату и прямоугольнику), зазывают к себе в пару предметы с теми же линиями; определенный орнамент или узор, расстелившийся на большинстве составляющих интерьера. Таким образом элементы дополняет друг друга, создавая собой идеальную композицию.
Принцип цветовой тождественности в тандеме с неполной симметрией всегда приятен глазу
Не забывайте, что в нашей дизайн-студии можно оформить разработку дизайна коттеджа. Команда профессиональных дизайнеров выполнит любые ваши желания!
Профессиональные композиционные приемы в элитном дизайне
Симметрия — выгодная позиция
Сам термин намекает на то, что расстановка элементов дизайна будет подчиняться определенной оси или уровню. Чем зеркальнее картина, тем интерьер станет смотреться благороднее и правильнее, а еще строже и прямолинейнее. Такой прием свойственен классическим канонам, где практически все подвластно некому «золотому сечению». Симметричная композиция в любом интерьере приятна глазу, а еще выступает беспроигрышным вариантом для любого убранства. А если вдобавок к ней располагать предметы на равноудаленном расстоянии друг от друга и от композиционного центра, получится эффектное пространство, отличающееся высокими показателями вкуса.
Частичная симметрия на кухне в паре с базовой монохромностью выглядит волшебным образом
Безусловно, идеально зеркальную картину создавать не стоит, подобного эффекта достаточно в определенной зоне, например: его можно достичь с помощью диванчика и мягких кресел возле камина в гостиной, тумбочек с бра (торшерами) вокруг кровати в спальни или же кухонного гарнитура, который и так часто обладает симметричностью своих шкафчиков. Если нужно снизить эту абсолютную отражательную способность, следует использовать прием с фактурой или цветом, что смотрится очень необычно и действительно стильно.
Идеальная симметрия в гостиной-столовой — точный признак классического стиля, отвечающего за четкость композиции
Если в горизонтальной плоскости все понятно, то что же делать с вертикальной, которая влияет на композицию не меньшим образом?! Здесь нужно уметь верно комбинировать верх и низ, понимая, что пространство не одномерное, а трехмерное. Потолочную часть можно уравновесить при помощи элегантных люстр, лепного декора по типу барельефов, плинтуса, фресок и прочих архитектурно-художественных способов отделки и дизайна.
Асимметрия — если не барокко, то рококо
Сравнение с такими стилями интерьера неслучайно, потому что на первый взгляд оба направления классические, изобилующие, излишне вычурные и почти неотличимые друг от друга. Но нет! Барокко подчиняется идеальным пропорциям, а вот рококо — нет, он и пришел когда-то на смену идеальной симметрии, считаясь по сей день родоначальником асимметричных приемов в интерьере.
Уйти от дисгармонии в дизайне комнаты с помощью асимметричного способа просто: нужно просто заполнить все пустоты, верно распределив детали композиции. Можно применить геометрический принцип, в основе которого лежит равнобедренный треугольник: большую часть (две трети пространства) обставить главными составляющими интерьера, а меньшую (одну треть) облагородить неким эксклюзивным объектом, отличающимся внушительной габаритностью. Как правило, это бывает мозаичное панно на стене, большая живописная картина, огромное зеркало, книжный шкаф во всю стену. Такие внедрения служат неким противовесом общей асимметрии.
Асимметричный уравновешенный дизайн спальной комнаты в загородном доме имеет свою уникальную изюминку
Динамика — обособленный ритм дизайна
Если не учитывать основные приемы, такие как симметрия и противопоставляющая ей асимметрия, то следует обратиться к другому принципу, который называется динамичная пространственная композиция интерьера. Эстетика дизайна может проявляться в некой ритмике, где движение достигается за счет использования как архитектурных составляющих, так и мебели, декораций и атрибутики.
Динамика в детской комнате достигнута за счет повторяющихся звездочек на ковре и картин с изображением двигающихся персонажей
Динамику в интерьере обычно создают с помощью:
- определенной несимметричной геометрии;
- неклассической расстановки мебельных элементов;
- неординарного внедрения редких аксессуаров;
- четких прямых или волнообразных линий;
- аквариума с водорослями и живыми рыбками;
- клетки с подвижными громкими попугаями;
- «танцующего» рисунка на полу или на стенах и пр.
Вариантов обустройства помещения в ритмичном стиле крайне много. Важнее — определиться с назначением комнаты: она должна быть предназначена для игр, танцев, чтобы побуждать к активности; лаундж-зонам динамика точно не подойдет. Чтобы понизить движение, можно доработать дизайн беспроигрышным приемом — внедрением яркого акцента, который будет отличаться от остальных составляющих по цвету, фактуре или назначению. Им может стать выпадающий из общей картины стол какого-то кислотного цвета или среди одинаковых картин в багетах — одна без рамки за стеклом.
Динамика композиции в столовой снижена за счет голубой яркой люстры, которая перетягивает внимание на себя
Статика — уравновешивающее свойство
Статичность в дизайне интерьера — не что иное, как главное уравновешивающее композицию звено, которое точно не обладает такими характеристиками, как назойливая асимметричность или криволинейная конструктивность. Если обратиться к классическим канонам, то можно увидеть непревзойденную статику со своими уникальными свойствами, там она выверенная, логичная, устойчивая и пропорциональная. Современная же отличается стабильными свойствами, но это не имеет ничего общего с минимализмом или скучностью. Статика завершенная, элегантная и спокойная, но не лишенная своеобразного шарма. Хороший пример — интерьер в стиле французского шато, где часто встречается приятная взору композиция без динамичных переходов.
Статика при создании композиции на кухне подходит классическим или неоклассическим канонам
Акцентирование и доминирование при создании композиции
Усиление акцентирования
Как динамичность можно «успокоить» ярким акцентом, так и, например, стойкую симметрию — предметом непонятной формы. Тем самым пространство становится более интересным, ведь происходит уход от правильности. Аккуратное внедрение нескольких «зазывающих» деталей, не вписывающихся в общую стилистику, выгодно подчеркнет основной прием композиции, использованный в интерьере.
Идеальными акцентами может стать:
- маленький цветной элемент на большой монохромной поверхности;
- наличие матовости в одном месте на общем глянцевом фоне;
- единичный орнамент при однотонной стилистике.
Акцент композиции может быть применим в виде красной стены в современной ванной комнате
Доминанта — изюминка интерьера
Сама по себе доминанта — это, как чаще всего случается, определенная составляющая, входящая в группу композиционного центра, однако не всегда. Лидирующий предмет должен обязательно бросаться в глаза, быть привлекательным и особенным, таким, чтобы подчинять себе все остальные интерьерные экспонаты. Доминант может быть несколько, но лучше, чтобы какая-то одна брала на себя главенствующую роль. Чтобы добиться максимального эффекта, дизайнеры прибегают к игре на контрастности или масштабности. Это и немудрено: яркое или большое пятно всегда выделяется среди сопутствующих элементов.
Малиновое кресло в интерьере ванной комнаты выступает одновременно акцентом и цветовой доминантой
1 звезда
2 звезды
3 звезды
4 звезды
5 звезд
Симметрия, ассиметрия, ритм, статика и другие приемы, которые помогут вам добиться идеальной обстановки.
1 Симметрия
Один из самых простых в воплощении приемов композиции — симметрия. Она выручит во многих ситуациях:
- если обстановке не хватает организованности;
- если интерьер кажется слишком воздушным, легким, бесхарактерным;
- если создается впечатление, что мебель в комнате расставлена хаотично и плохо сочетается между собой;
- если взгляду не за что «зацепиться», нет ни акцентов, ни композиционного центра;
- если нужно четче обозначить деление комнаты на зоны;
- если хочется создать более статичный, спокойный, солидный интерьер.
2 Асимметрия
Грубо и очевидно нарушая симметрию, вы получите другой выразительный прием — асимметричное расположение мебели или декора. В каких целях можно его использовать:
- снизить строгость, вычурность обстановки;
- сместить «центр тяжести» (нарочитое нарушение симметрии притягивает взгляд, заставляет нас концентрировать внимание на определенном участке помещения);
- функционально расставить мебель в помещениях сложной конфигурации (комнатах-«вагончиках», мансардных помещениях, комнатах с выступающими несущими колоннами и т.д.).
3 Ритм
Используя в интерьере повторяющиеся элементы обстановки, можно создать ритмичную композицию, которая станет весьма эффектным решением для помещений любой площади. В каких случаях это особенно актуально:
- в комнате нет выраженных, четко отделенных функциональных зон, но хочется внести элемент упорядоченности;
- вы — поклонник нейтральных цветов и не любите узоры, но хотите оживить обстановку, сделать ее нескучной и интересной;
- нужно выделить одну из функциональных зон в помещении.
4 Статика
Статичный интерьер создать не так сложно, если опираться на ряд ключевых моментов.
- Делайте упор на выраженные вертикальные и горизонтальные линии.
- Выбирайте более «тяжеловесную» мебель — низкую, на невысоких крепких ножках.
- Вносите элементы симметрии.
- Ориентируйтесь на солидные природные материалы (дерево, камень, металл).
Что даст прием выраженной статики в интерьере
- придать обстановке веса, сделать ее зрительно более солидной, дорогостоящей;
- подчеркнуть выбранное стилистическое решение (чаще — классика, неоклассика, ретро-стили, но прием может быть уместен и в лофт-интерьерах, и в помещениях в стиле рустик, и в других);
- создать обстановку «вне времени»;
- превратить вынужденную плотную расстановку мебели в маленьком помещении в осознанный композиционный выбор;
- подчеркнуть функциональное назначение помещения (рабочий кабинет, спальня).
5 Динамика
Противоположный статике прием — динамика. Пожалуй, использовать этот композиционный прием несколько сложнее, чем другие, но с нашими подсказками вы точно справитесь.
- Оставляйте достаточно свободного места в помещении.
- Делите комнату на несимметрично расположенные функциональные зоны.
- Вносите в оформление линии и полосы: вертикальные, диагональные (поможет выбор отделки стен, диагональная укладка напольного покрытия, соответствующий текстиль и декор).
- Пользуйтесь приемом асимметрии.
- Вносите элементы ритмичной композиции.
- Добавляйте в интерьер геометрию.
- Расставляйте контрастные цветовые акценты.
Для чего создавать динамичную композицию
- оживить обстановку, отойти от статичности;
- подчеркнуть функциональное назначение помещения (оформить гостиную для частого приема гостей, детскую или комнату подростка);
- визуально расширить помещение (большинство приемов для внесения в интерьер динамики также зрительно раздвигают стены);
- отвлечь внимание от недостатков конфигурации пространства (динамичная композиция заставляет взгляд «попрыгать», и минусы помещения становятся куда менее заметны);
- подчеркнуть выбранную стилистику интерьера (современный, хай-тек, эклектика, фьюжн).
6 Доминантный элемент
Еще один несложный в воплощении, но довольно эффектный композиционный прием — выбор доминанты. Заставьте предмет или группу предметов заметно выделяться на фоне остальных — и вот он, ваш центр композиции.
Для чего использовать динамичную композицию
- внести яркий акцент;
- перетянуть внимание в нужную часть комнаты, отвлекая внимание от остального пространства (актуально, например, в спальне-гостиной или кухне-столовой);
- повысить статус интерьера (к примеру, один-единственнный яркий и заметный дизайнерский светильник может поднять статус всего помещения);
- придать пространству нужное настроение (акцент на камин, пусть даже био или фальш) моментально сделает комнату уютнее, а пестрый килим на полу придаст обстановке модные этнические нотки);
- сэкономить (если основная мебель не блещет красотой и стилем, отвлеките от нее внимание ярким аксессуаром).
7 Правило трех
Простой выход для тех, кто хочет подкорректировать имеющуюся расстановку, стильно оформить композиции на открытых стеллажах и полках, разбавить излишнюю вычурность симметричного расположения элементов обстановки — размещение предметов группами по три.
Секрет прост: в большинстве случаев наш взгляд воспринимает композицию из трех предметов как достаточную и завершенную.
Если дизайн интерьера рассматривать как искусство по созданию гармоничного пространства, то он должен строиться по определенным принципам и законам. Понятие композиции основано на главном принципе – это гармония соединения ее элементов. Облицовка стен, потолка, пола, выбор освещения, мебели, декора должны быть выстроены в одну сюжетную линию для передачи определенного настроения.
Основные принципы создания композиции интерьера
Все элементы композиции интерьера должны органично и гармонично сочетаться между собой, дополняя один другого. Для достижения этого, используются три главных приема взаимодействия элементов интерьера:
- определяют центр композиции;
- подчиняют взаимосвязь элементов законам равновесия;
- детали гармонично подбирают по форме, цвету и фактурам.
Определяют центр композиции через проведение двух диагоналей. Точка их пересечения, являющаяся геометрическим центром, и будет главным ориентиром по размещению акцентов или элементов интерьера. Но, при создании гармонии не обязательно, чтобы композиционный центр абсолютно совпадал с геометрическим. При смещении доминирующего объекта от центра геометрии пространства создает эффект динамичности. Согласно этого настроения подбираются остальные элементы.
Они, подчиняясь законам равновесия, могут быть размещены относительно ее симметрично или ассиметрично. Симметрия – это однозначный прием создания гармоничного пространства. А вот, при использовании асимметрии, необходимо равновесие визуальное, которое создается подбором элементов интерьера по размеру, форме, цвету и типу фактур. И здесь, главное правильно создать акценты, и аккуратно, без излишеств добавлять элементы. Они должны главным образом сочетаться с центром композиции, а их формы и размеры уравновешиваться между собой.
Внимание! Главный инструмент – это сбалансированная цветовая гамма.
Способы выделения центра композиции
Выделяют центр композиции визуально. Объект, который будет акцентировать внимание входящего, должен поражать цветом, размером или формой. Для этого хорошо использовать такие приемы как создание акцентов на противопоставлении. В общей спокойной цветовой гамме стен и пола, центр композиции выделить более ярким или сложным цветом иной фактуры. Выбранный акцент центра композиции должен перекликаться с аксессуарами и декором. Обивка мягкой мебели и шторы могут сочетаться по фактуре и цветовой гамме.
Создание сбалансированного интерьера может быть основано на сочетании не сочетаемого. Главное, направление от центра композиции и соблюдение пропорций: от простого к более сложному, от светлого к более темному, от однотонного к многоцветному и т.п. Визуальный баланс следует создавать от композиционного центра с построением гармоничных взаимосвязей между всеми элементами интерьера. Дизайнерское искусство интерьера – это мастерство художника и душа хозяина жилого пространства.
Советы
Как не превратить квартиру в выставку мебели и шоурум, раскрываем секреты
Чтобы превратить квартиру не в выставку мебели, а в продуманное и эргономичное пространство, стоит задуматься о композиции в интерьере. Есть приемы, которые помогут вам создать уютное пространство для жизни. Во всем подробнее разбираемся с художником-декоратором интерьера Анастасией Филимоновой.
Начнем с определения: композиция в интерьере — это художественная связь всех элементов в определенном пространстве, которые должны располагаться в нем в определенном порядке и количестве, чтобы поддержать общую идею гармоничного образа.
Ингредиенты интерьера, из которых составляется композиция:
- цвет;
- текстура;
- размер;
- фактура;
- форма;
- материал;
- ориентация (вертикаль/горизонталь).
Правила и приемы композиции пришли к нам из художественной среды. Основные композиционные приемы: симметрия, асимметрия, ритм, доминанта.
Симметрия
Симметрия — это равноудаленное расположение элементов относительно композиционного центра. Для создания симметричного баланса нужно определить центральную точку ровно посередине одной из стен или в центре комнаты. То есть композиционный центр — это ось, по обе стороны от которой элементы «отзеркаливают» друг друга.
Примеры симметрии в горизонтальной плоскости: две тумбочки возле кровати, стеллажи по обе стороны от окна, два дивана напротив друг друга.
Еще один пример симметрии в горизонтальной плоскости: два дивана напротив.
Симметрия воспринимается нашим глазом как гармоничная и упорядоченная
композиция. Этот прием создает уравновешенность композиции не только в
масштабе, но и в тоне, в цвете, в фактуре. Симметрия характерна для
классических и консервативных стилей, подходит при большом масштабе
комнаты.
Пример симметрии в вертикальной плоскости: высокие потолки, тогда можно повесить длинную люстру, а на стенах на уровне глаз — картины.
Симметрия в горизонтальной плоскости: стеллажи по обе стороны рабочего стола.
Асимметрия
Асимметрия — этот прием
композиции противоположен симметрии. При создании асимметричного интерьера
можно выбрать композиционный центр, смещенный от центральной точки или оси.
Этот прием отлично подходит для любого современного стиля и для любого
масштаба.
Помогают создать асимметрию: угловые диваны, мебель разной высоты,
картины и постеры, расположенные асимметрично, шторы на одну сторону, маленькие
и большие журнальные столики. Кстати, картины — это простой способ внести
асимметрию в интерьер, так как картины бывают разных форм, размеров и сюжетов.
Если вы хотите применить этот способ, то вам помогут рекомендации в этой
статье.
Пример: если с одной стороны комнаты крупный диван, с другой стороны легкий журнальный столик, то в центре для равновесия фактурный декор, комод.
Ритм
Ритму характерны закономерность и повторение. Ритм может выражаться в повторении орнамента, цвета, фактуры, размера, текстуры. Давайте разберем несколько способов использования ритма. Один из способов — повторение форм и линий. Если вам кажется какой-то предмет мебели чужеродным, то его стоит повторить. Например, вы приобрели круглый журнальный столик, а все остальные предметы мебели имеют прямые формы. В таком случае, например, вы можете повторить форму в круглом настольном или напольном светильнике. Если нет места для нового предмета, то можно подобрать полукруглые ручки на тумбе.
Простой способ использования ритма — парные предметы. Например, пара
изящных торшеров по бокам комода, приставные столики по бокам дивана.
Банальный, но всегда рабочий способ создать ритм — это использование декоративных подушек. Если подушки будут перекликаться по цвету с мебелью, то они помогут объединить пространство. При этом тон подушек можно менять, например, если у вас синие шторы, то подушку можно использовать светло-синюю.
Доминанта
Доминанта является визуальным центром композиции, когда сначала внимание обращается на доминанту, а потом на другие предметы. Этот прием может выражаться с помощью масштаба и цвета мебели, орнамента, текстуры, светильников и других аксессуаров в пространстве.
Как видите, композиция — это не так сложно, как могло показаться. Эти приемы помогут вам создать цельное и гармоничное пространство.