Ещё со школьных лет нас учат анализировать литературные произведения. И особенно рьяно учителя берутся, как правило, за стихотворные тексты. Можете ли вы сейчас назвать виды композиций стихотворения и ответить, почему это важно, особенно если ваша профессия связана с творчеством?
Анализ стихотворения. Композиция
В школе необходимость знать, как именно анализировать стихотворный текст, вызывала скуку. Ведь действительно: а зачем это нужно, если текст и так перед глазами, и общий его смысл понятен? Однако попробуйте попросить любого школьника привести пример композиции стихотворения, и он, скорее всего, растеряется и не сможет ответить. Спросите после этого о смысле произведения – и вы снова, скорее всего, услышите либо очень невнятный ответ, либо и вовсе молчание. Так почему же так важен анализ?
Когда мы читаем текст произведения, мы можем только догадываться о том, какие эмоции и чувства хотел в него вложить автор. Иногда и сам смысл меняется, если мы узнаём какие-то, как нам сначала кажется, «ничего не значащие мелочи». Какие бывают виды композиций стихотворения?
- Противопоставление. Обычно используется, чтобы усилить контраст между двумя явлениями: чёрное-белое, день-ночь, добро-зло, и так далее.
- Параллелизм. Изображаются схожие явления, которые как бы усиливают друг друга, придают оттенок многообразия.
- Сопоставление или сравнение. Часто используется для изображения чувств и ощущений, передаёт мироощущение поэта: глаза как звёзды, мир как море, и т.п.
- Повторение или закольцованность – повторение одной и той же фразы или строки для усиления смысла. В закольцованном варианте первые строки повторяются в конце, что придаёт стихотворению особое звучание.
Как определить композицию стихотворения? Прежде всего, внимательно в него вчитаться. Дальше уже несложно. Главное – не пытаться просто пробежать глазами текст. Так вы не только упустите композицию, но и лишитесь всей прелести повествования.
Определение композиции стихотворения для творческого человека
Зачем может пригодиться знание того, как анализировать стихотворение, в жизни? Конечно, чаще всего нам не приходится сталкиваться с необходимостью серьёзно разбирать тексты после окончания учёбы. Но если речь идёт о профессиях творческих, то определение композиции стихотворения может пригодиться. Так, актёр, читающий текст стихотворения со сцены, будет знать, какие именно чувства он должен передать зрителям, какую «изюминку» он должен придать своей роли, если речь идёт о спектакле, и так далее. Авторы произведений – как стихотворных, так и прозаических, умело пользуются такими знаниями, чтобы создать настоящий шедевр. И, конечно, не стоит забывать о том, что литература, как и любое другое творчество, не терпит строгих и точных форм. Поэтому мы так часто можем встретить варианты смешанных композиций. Зная, что такое композиция стихотворения, вы сможете с блеском выступить, к примеру, на конкурсе чтецов. Или подарить необычный стихотворный презент к любому празднику, вложив в него именно те чувства, которые хотите показать.
Чувства в стихах
Теперь-то вас заинтересовал анализ стихотворения? Композиция любого произведения – это не просто каприз автора, и не способ показать «заумность». Это возможность выразить всё то, что сложно сказать обычным текстом. Ведь на самом деле стихи помогают человеку не теряться и преподносить свои чувства в красивом и при этом понятном виде. Хотите сделать близким необычный и запоминающийся подарок? Закажите стихи у автора Татьяны Агаповой и выскажите при помощи композиции свои самые искренние чувства и пожелания. А уж как их усилить с помощью знаний анализа текста, вы теперь знаете.
Дарите искренность и радость!
Композиция стихотворения
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции – формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!.. 1837г.
Вопросы
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение – лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа – о гармонии в природе,
во второй – приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья – об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе – прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее – только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Содержание
- – Как понять композицию стиха?
- – Как определить композицию?
- – Как сделать анализ стихотворения 7 класс?
- – Как можно охарактеризовать стих?
- – Что входит в композицию?
- – Как составить план к стихотворению?
- – Как делается анализ стихотворения 6 класс?
- – Как сделать анализ?
- – Какие есть формы стиха?
- – Как определить мотив в стихотворении?
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Как понять композицию стиха?
Композиция (лат. сотропеrе — складывать, строить) — построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее .
Как определить композицию?
1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.
Как сделать анализ стихотворения 7 класс?
План анализа стихотворения 7 класс по литературе
- Заглавие, автор.
- Краткая история создания.
- Тема, основная мысль, идея (для чего создан стих, какие чувства он должен вызвать), наличие или отсутствие сюжета.
- Использование художественных средств, анализ лексики.
- Композиционные черты: размер стиха, тип рифмы, ритм.
Как можно охарактеризовать стих?
План анализа стихотворения:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). …
- Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). …
- Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: …
- Композиция лирического произведения. …
- Поэтическая лексика.
Что входит в композицию?
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия “издателей” (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни (например, Сон …
Как составить план к стихотворению?
Как составить план стихотворения
Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства. Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения. С какой интонацией построен стих.
Как делается анализ стихотворения 6 класс?
План анализа стихотворения для 6 класса
- Историко-биографический материал и место стихотворения в творчестве поэта.
- Тема и идея (основная мысль) стихотворения.
- Образ лирического героя.
- Настроение стихотворения.
- Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения и др.). …
- Размер стихотворения.
Как сделать анализ?
Определитесь с темами, которые вы хотите обсудить в анализе.
- Проанализируйте повествование и стиль его написания. …
- Обсудите место действия. …
- Обсудите стиль написания автора. …
- Обсудите персонажей произведения; наличие протагониста и антагониста. …
- Выберите несколько тем или тезисное утверждение для обсуждения.
Какие есть формы стиха?
Стихотворения. Виды стихотворений
- Белый стих характеризуется полным отсутствием рифмы, окончания его строк не имеют созвучия, однако сами строфы пишутся с учетом требований метрики, то есть они имеют одинаковое количество стоп и выдержаны в одном размере. …
- Смешанный стих
Как определить мотив в стихотворении?
Мотив стихотворения – это основная мысль произведения, то что хотел донести читателю автор, когда создавал произведение. В основном, авторы пишут свои произведения в одном мотиве, то есть у каждого автора во всех его стихотворениях присутствует одна тема.
Интересные материалы:
Что такое индекс и как его узнать?
Что такое индекс почты и как узнать?
Что такое провайдер и как его узнать?
Что такое специальные знания?
Community id как узнать?
Для чего нужны камни знаний в игре великий султан?
Долг перед коллекторами как узнать?
Джум как узнать где посылка?
Экологический класс транспортного средства как узнать?
Где этот дом узнать год постройки дома?
Как определить композицию стихотворения?
Любое произведение искусства имеет композицию. Можно представить себе рисунок вечернего заката. Каждая деталь на холсте является частью композиции. Расположение воды, деревьев, легкий взмах еле заметной чайки – всё это части композиции.
В литературе, как и в любом другом виде искусства, всегда есть композиция. В литературе под ней следует понимать расположение частей произведения. Автор выбирает ту последовательность, которая позволяет лучше раскрыть образы, передать сюжетную линию.
При этом композиция часто предполагает использование диалогов и монологов, позволяющих поэту выстраивать систему образов. Читатель лучше понимает героев и их мысли/переживания, когда слышит монологические высказывания, или же становится «свидетелем» диалога персонажей.
Пример композиции
Для понимания термина стоит вспомнить поэму «Руслан и Людмила», в которой А.С. Пушкин предстал перед читателями как истинный мастер слова.
Композиционно поэма состоит из вступления (названо посвящением), 6 глав (Пушкин величает их песнями) и эпилога. Такое расположение сюжета удобно для чтения.
Посвящение открывает мир сказки. Поэт даёт свои рекомендации читателям. В песнях последовательно излагает сюжет поэмы. При этом построение катренов в каждой из глав, подчиняется композиционным законам. Например, в первой песне есть стихотворение «У Лукоморья», которым открывается эта глава.
Как видно, обозначенные части в поэме указывают на то, что композиция сложная (многочастная), поэтому можно анализировать эпизоды, чтобы понять содержание поэмы.
Виды композиций
1. Линейная – последовательность событий, идущих в хронологическом порядке.
2. Инверсионная – сначала показан финал, а потом излагаются эпизоды, к которым привели к обозначенной в начале повествования развязке.
3. Параллельная – несколько героев, судьбы которых имеют свои сюжетные линии, но вместе складывают единство стихотворения или прозаического произведения.
4. Полифоническая – не просто каждый герой имеет свою сюжетную линию: судьбы персонажей переплетены, даже одного героя нельзя убрать, чтобы сохранить смысл.
5. Кольцевая – вначале и в конце стихотворения повторяются элементы или эпизоды. Примером служит «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Определение композиции
Нужно понять, как развивается сюжетная линия, кто герои стихотворения, как они взаимосвязаны друг с другом в художественном тексте. Возвращаясь к поэме «Руслан и Людмила». Можно сделать вывод: композиция кольцевая, т.к. действие начинается и заканчивается в Киеве. Это сказочный прием, который был доведен до совершенства А.С. Пушкиным.
Замысел, основной мотив стихотворения развиваются в картинах, образах, суждениях. Их изображение может быть композиционно решено как:
1) Противопоставление друг другу – приём антитезы (ненастный вечер противопоставлен солнечному зимнему утру в стихотворении Пушкина “Зимнее утро”);
2) Параллельное изображение картин – приём параллелизма (используется для передачи многогранности образа, многообразия жизни);
3) Сопоставление – развёрнутое сравнение (в стихотворении Пушкина “Эхо” поэт уподобляется природному явлению, состоящему в отражении всех звуков жизни);
4) Повторение -анафора (повторение строки “Храни меня, мой талисман” в стихотворении Пушкина усиливает передачу эмоций).
Композиция может быть спокойной, взволнованной, нервной, что достигается с помощью разнообразия синтаксических приёмов: нагнетания однородных членов, обращений, вопросительных, восклицательных предложений, включения диалогов…
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector