Ещё со школьных лет нас учат анализировать литературные произведения. И особенно рьяно учителя берутся, как правило, за стихотворные тексты. Можете ли вы сейчас назвать виды композиций стихотворения и ответить, почему это важно, особенно если ваша профессия связана с творчеством?
Анализ стихотворения. Композиция
В школе необходимость знать, как именно анализировать стихотворный текст, вызывала скуку. Ведь действительно: а зачем это нужно, если текст и так перед глазами, и общий его смысл понятен? Однако попробуйте попросить любого школьника привести пример композиции стихотворения, и он, скорее всего, растеряется и не сможет ответить. Спросите после этого о смысле произведения – и вы снова, скорее всего, услышите либо очень невнятный ответ, либо и вовсе молчание. Так почему же так важен анализ?
Когда мы читаем текст произведения, мы можем только догадываться о том, какие эмоции и чувства хотел в него вложить автор. Иногда и сам смысл меняется, если мы узнаём какие-то, как нам сначала кажется, «ничего не значащие мелочи». Какие бывают виды композиций стихотворения?
- Противопоставление. Обычно используется, чтобы усилить контраст между двумя явлениями: чёрное-белое, день-ночь, добро-зло, и так далее.
- Параллелизм. Изображаются схожие явления, которые как бы усиливают друг друга, придают оттенок многообразия.
- Сопоставление или сравнение. Часто используется для изображения чувств и ощущений, передаёт мироощущение поэта: глаза как звёзды, мир как море, и т.п.
- Повторение или закольцованность – повторение одной и той же фразы или строки для усиления смысла. В закольцованном варианте первые строки повторяются в конце, что придаёт стихотворению особое звучание.
Как определить композицию стихотворения? Прежде всего, внимательно в него вчитаться. Дальше уже несложно. Главное – не пытаться просто пробежать глазами текст. Так вы не только упустите композицию, но и лишитесь всей прелести повествования.
Определение композиции стихотворения для творческого человека
Зачем может пригодиться знание того, как анализировать стихотворение, в жизни? Конечно, чаще всего нам не приходится сталкиваться с необходимостью серьёзно разбирать тексты после окончания учёбы. Но если речь идёт о профессиях творческих, то определение композиции стихотворения может пригодиться. Так, актёр, читающий текст стихотворения со сцены, будет знать, какие именно чувства он должен передать зрителям, какую «изюминку» он должен придать своей роли, если речь идёт о спектакле, и так далее. Авторы произведений – как стихотворных, так и прозаических, умело пользуются такими знаниями, чтобы создать настоящий шедевр. И, конечно, не стоит забывать о том, что литература, как и любое другое творчество, не терпит строгих и точных форм. Поэтому мы так часто можем встретить варианты смешанных композиций. Зная, что такое композиция стихотворения, вы сможете с блеском выступить, к примеру, на конкурсе чтецов. Или подарить необычный стихотворный презент к любому празднику, вложив в него именно те чувства, которые хотите показать.
Чувства в стихах
Теперь-то вас заинтересовал анализ стихотворения? Композиция любого произведения – это не просто каприз автора, и не способ показать «заумность». Это возможность выразить всё то, что сложно сказать обычным текстом. Ведь на самом деле стихи помогают человеку не теряться и преподносить свои чувства в красивом и при этом понятном виде. Хотите сделать близким необычный и запоминающийся подарок? Закажите стихи у автора Татьяны Агаповой и выскажите при помощи композиции свои самые искренние чувства и пожелания. А уж как их усилить с помощью знаний анализа текста, вы теперь знаете.
Дарите искренность и радость!
Как определить композицию стихотворения?
Любое произведение искусства имеет композицию. Можно представить себе рисунок вечернего заката. Каждая деталь на холсте является частью композиции. Расположение воды, деревьев, легкий взмах еле заметной чайки – всё это части композиции.
В литературе, как и в любом другом виде искусства, всегда есть композиция. В литературе под ней следует понимать расположение частей произведения. Автор выбирает ту последовательность, которая позволяет лучше раскрыть образы, передать сюжетную линию.
При этом композиция часто предполагает использование диалогов и монологов, позволяющих поэту выстраивать систему образов. Читатель лучше понимает героев и их мысли/переживания, когда слышит монологические высказывания, или же становится «свидетелем» диалога персонажей.
Пример композиции
Для понимания термина стоит вспомнить поэму «Руслан и Людмила», в которой А.С. Пушкин предстал перед читателями как истинный мастер слова.
Композиционно поэма состоит из вступления (названо посвящением), 6 глав (Пушкин величает их песнями) и эпилога. Такое расположение сюжета удобно для чтения.
Посвящение открывает мир сказки. Поэт даёт свои рекомендации читателям. В песнях последовательно излагает сюжет поэмы. При этом построение катренов в каждой из глав, подчиняется композиционным законам. Например, в первой песне есть стихотворение «У Лукоморья», которым открывается эта глава.
Как видно, обозначенные части в поэме указывают на то, что композиция сложная (многочастная), поэтому можно анализировать эпизоды, чтобы понять содержание поэмы.
Виды композиций
1. Линейная – последовательность событий, идущих в хронологическом порядке.
2. Инверсионная – сначала показан финал, а потом излагаются эпизоды, к которым привели к обозначенной в начале повествования развязке.
3. Параллельная – несколько героев, судьбы которых имеют свои сюжетные линии, но вместе складывают единство стихотворения или прозаического произведения.
4. Полифоническая – не просто каждый герой имеет свою сюжетную линию: судьбы персонажей переплетены, даже одного героя нельзя убрать, чтобы сохранить смысл.
5. Кольцевая – вначале и в конце стихотворения повторяются элементы или эпизоды. Примером служит «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина.
Определение композиции
Нужно понять, как развивается сюжетная линия, кто герои стихотворения, как они взаимосвязаны друг с другом в художественном тексте. Возвращаясь к поэме «Руслан и Людмила». Можно сделать вывод: композиция кольцевая, т.к. действие начинается и заканчивается в Киеве. Это сказочный прием, который был доведен до совершенства А.С. Пушкиным.
Замысел, основной мотив стихотворения развиваются в картинах, образах, суждениях. Их изображение может быть композиционно решено как:
1) Противопоставление друг другу – приём антитезы (ненастный вечер противопоставлен солнечному зимнему утру в стихотворении Пушкина “Зимнее утро”);
2) Параллельное изображение картин – приём параллелизма (используется для передачи многогранности образа, многообразия жизни);
3) Сопоставление – развёрнутое сравнение (в стихотворении Пушкина “Эхо” поэт уподобляется природному явлению, состоящему в отражении всех звуков жизни);
4) Повторение -анафора (повторение строки “Храни меня, мой талисман” в стихотворении Пушкина усиливает передачу эмоций).
Композиция может быть спокойной, взволнованной, нервной, что достигается с помощью разнообразия синтаксических приёмов: нагнетания однородных членов, обращений, вопросительных, восклицательных предложений, включения диалогов…
Композиция стихотворения
Под анализом композиции стихотворения мы понимаем анализ композиционного принципа (если он есть), на котором построен текст, анализ соотношения смысловых частей, особенностей развития в них поэтической мысли. Иначе, мы рассматриваем стихотворную композицию как способ структурирования поэтической идеи, формальное ее развертывание. При этом умение «видеть» особенности композиции часто оказывается главным фактором в понимании смысла стихотворения. Так, глубокое проникновение в идею стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» невозможно без подробного анализа композиции – формальной организации поэтического содержания.
М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;
2
Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;
3
Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —
4
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога!.. 1837г.
Вопросы
На какие части можно композиционно разделить стихотворение? Как развивается поэтическая мысль от одной части к другой? Как изменяется художественное пространство стихотворения по мере движения лирического «повествования» и какой художественный смысл имеет это изменение?
Комментарии
Данное стихотворение – лирическая история приобщения человека к миру природы: обретение через это приобщение важной светлой истины, гармонии, что дает разрешение душевной тревоги в Божественном логосе. Композиция этой истории строго продумана, в ней есть своя смысловая динамика. В описании природы (первые три строфы) выделяются три этапа развития лирического «сюжета»:
первая строфа – о гармонии в природе,
во второй – приветливая обращенность природы к лирическому герою,
третья – об успокоении измученного, тревожного сердца лирического героя, обретении им природной гармонии.
В четвертой, заключительной, строфе – прямое выражение лирическим героем его чувств, его духовного состояния преображения.
Приобщение лирического героя к миру природы также имеет свою внутреннюю динамичность, проявляющуюся, главным образом, через организацию художественного пространства стихотворения.
Первые две строки: максимально широкий взгляд, максимально широкий охват пространства (нива, лес); взгляд «стороннего наблюдателя».
Третья-четвертая строки: более крупный план отдельных предметов (слива, листок), что отражает уже соприкосновение лирического героя с природой.
Вторая строфа: устанавливается контакт, интимная связь героя с природой; отмечаются особенности даже небольшого предмета (ландыш, росой обрызганный душистой).
Третья строфа: возникает диалог с природой; общение, воздействие природы на лирического героя (студеный ключ лепечет лирическому герою и погружает его мысль в сон). И именно в восприятии лирического героя природа оживает: если сначала природные явления описываются в рамках устоявшихся образных значений слов (нива волнуется, лес шумит), то далее – только индивидуальный взгляд на природу (олицетворения: слива прячется, ландыш кивает головой, ключ играет, лепечет).
Композиция стихотворения отражает динамику поэтической мысли, и эта динамика заключается не столько в изменении природного мира, сколько в приобщении лирического героя к природному миру, благодаря чему лирическому герою открывается самое простое, незатейливое, но самое естественное счастье, которое до этого не было доступно его тревожной душе.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как писать план анализа стихотворения по литературе
Краткий план анализа стихотворения — это основные пункты, по которым ученик описывает историю создания произведения, его сюжет, композицию, средства, помогающие автору передать чувства, позицию и характеры героев. Глубина и объем такой работы в школе усложняется от класса к классу.
Как составить план стихотворения
План требуется для структуры и логичной подачи информации. Учителя советуют школьникам для его составления такой алгоритм:
- Определить, о чем произведение. Какими образами и как автор выражает мысли и чувства.
- Найти в тексте основного героя (что или кого описывает автор), определить связь с идеей всего произведения.
- С какой интонацией построен стих.
- Определить композицию стиха.
- Отметить, насколько глубоко автор пользуется изобразительными средствами (подробное описание или краткое, в общих чертах).
- Найти ритмику, ритмическое движение.
- Определить звуковой рисунок.
Порядок составления плана
В среднем звене ученикам важно научиться понимать смысл, эмоции произведения и уметь рассказать о своем личном отношении к прочитанному.
5 класс
Примерный план анализа стихотворения 5 класс (основные пункты):
- Название, автор.
- Эмоциональное восприятие текста.
- Как и какими словами описывается пейзаж, ситуации (словесное рисование).
- Какие обороты речи, слова помогают передать чувства автора (работа на лексическом уровне).
- Определение темы стихотворения, его основной мысли.
- Образ лирического героя.
- Отношение к прочитанному.
6 класс
В 6 классе больше внимания уделяют средствам, помогающим выразить чувства автора. Как выглядит план анализа стихотворения по литературе для 6 класса, по пунктам:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор).
- Какую картину рисует автор в своем произведении (описать, обратить внимание на детали, цветовую гамму, слова).
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Собственное отношение к прочитанному.
7 класс
Чем дальше, тем сложнее. При составлении плана анализа стихотворения по литературе в 7 классе уже учитывают более глубокие знания о структуре и построении подобных произведений, добавляют пункт о ритме и рифме:
- Название, автор.
- Тема стихотворения (о чем оно).
- Основная мысль (что хотел сказать автор, как он относится к тому, о чем говорит).
- Какие мысли и чувства возникают при чтении.
- Какие чувства и настроение передает произведение. Как они меняются он начала к концу произведения.
- Главные образы стихотворения.
- Какими выразительными средствами пользуется автор (сравнения, метафоры, эпитеты). Синтаксис произведения (антитеза, восклицание, обращение).
- Ритм и рифма, как они влияют на настроение и мелодичность произведения.
- Какие строчки запомнились больше всего. Почему?
- Собственное отношение к прочитанному.
Старшие классы
В старших классах требования к анализу еще повышаются. Ученики работают с произведением глубже, детальнее. Подробный план анализа стихотворения в 9 классе (с примерами размера, рифмы, ритма):
- Название, автор.
- История создания стихотворения. Когда написано, кому посвящено, место произведения в творчестве поэта и его вклад в литературу того времени.
- Тема стихотворения (пейзаж, философская, общественно-политическая, интимная, любовная, историческая). Сюжет (есть или отсутствует).
- Художественные средства, которыми автор создает образы. Лексика (бытовая, повседневная, литературная, книжная, публицистическая, устаревшие слова, архаизмы).
- Композиция. Указать основное настроение, чувство, переживание. Отметить стройность построения, подчиненность одной мысли. Выделить лирическую ситуацию, описанную в стихотворении (любовный конфликт, внутренний конфликт, переживание и т. д.). Определить эмоциональный рисунок, основные части произведения и их взаимосвязь. Указать, какая жизненная ситуация спровоцировала переживания (если есть).
- Композиционное деление на строфы. В каждой строфе отражена законченная мысль или отображается только ее часть. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Содержит ли последняя строфа вывод, раскрытие идеи произведения.
- Размер. Акцентный стих, амфибрахий, анапест, верлибр (свободный или белый стих), дактиль, дольник, хорей 3-стопный, ямб 4-стопный.
- Рифма. Анафоры (одинаковое начало строчек), переносы (значение переносимого слова подчеркивается, на нем делается смысловой акцент), парная (аабб), перекрестная (абаб), кольцевая (абба).
- Поэтическая лексика. Выяснить, какие группы общеупотребительной лексики используются больше всего (антонимы, архаизмы, неологизмы, омонимы, синонимы). Определить, насколько близок язык автора к разговорному. Определить своеобразие, активность использования тропов (слов и оборотов, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении). Найти (если есть) аллегории, гиперболы, иронию, литоты, метафоры, олицетворение, эпитеты, параллелизм, сравнение.
- Стилистические фигуры (поэтический синтаксис). Рассмотреть приемы и фигуры поэтической речи в произведении (антитеза или противопоставление, градация, инверсия, риторический вопрос, обращение, повторы или рефрен, умолчание, открытая, невысказанная мысль).
- Поэтическая фонетика. Использование звукоподражаний, звуковых повторов, создающих звуковой рисунок речи (аллитерация, анафора, ассонанс, эпифора).
- Образ лирического героя, образ авторского «Я». Описать, автор играет чью-то роль, рассказ идет от лица персонажа или от лица самого автора.
- Литературное направление (романтизм, модернизм, реализм, авангардизм, футуризм, сюрреализм, символизм, сентиментализм и т. д.).
- Жанр. Определить, в каком жанре написано произведение (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.).
Пример плана и анализа по нему
Краткий план анализа стихотворения по литературе в 10 классе на примере стихотворения А.С. Пушкина «Анчар»:
- Автор и название стихотворения.
- История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
- Жанр стихотворения.
- Тема, идея, основная мысль стихотворения.
- Композиция стихотворения, его деление на строфы.
- Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
- С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
- Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
- Значение этого стихотворения в творчестве поэта.
- Мое восприятие стихотворения.
Анализ стихотворения:
Что вдохновило автора выбрать такую сюжетную линию: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше (он рассказывал в них о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осужденных на смертную казнь). Сюжет вдохновил Пушкина, и он переработал его в соответствии со своим замыслом.
Это стихотворение нередко относят к лирическим, но частично оно является балладой, благодаря событийному сюжету.
Основная тема стихотворения — пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Эта тема на тот момент резонировала с автором, что сделало стихотворение эмоционально глубоким и убедительным.
Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда все живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает природный закон.
Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, — зло во много раз большее, чем ядовитое дерево. Владыка знал, что погибнет раб, и жаждал использовать добытый яд, чтобы нести смерть дальше. Однако повинна не одна власть. Рабы виноваты не меньше: тирания процветает благодаря своим рабам. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.
Стих делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую — четыре.
Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, как символ зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным — ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок ядом.
Во второй части произведения поэт описывает владыку, который, не колеблясь, отправляет раба умирать ради добычи яда (он планирует дальнейшие завоевания). Раб подчиняется ему беспрекословно.
Мысли и чувства лирического героя меняются на протяжении повествования. Вначале повествование довольно спокойное, но уже присутствует зловещий холодок и грозные интонации.
Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.
Автор использовал такие художественные средства, как:
- инверсии — «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный»;
- метафоры — «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек»;
- эпитеты — «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою»;
- сравнения — «Анчар, как грозный часовой».
В стихотворении несложно проследить антитезу «царь — раб». Для ее создания А.С. Пушкин использовал эпитеты («бедный раб» — «непобедимый владыка») и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потек, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».
Стихотворный размер — четырехстопный ямб. Рифма — перекрестная. Благодаря стихотворному размеру, автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.
Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает мировосприятие, характерное для того периода жизни Пушкина. Оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удалось проникнуть в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.
Мое восприятие стихотворения «Анчар» аналогично мнению автора. Пока есть рабы, есть и процветание тирании. Когда человек достаточно смел, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен, чтобы бороться за свое до конца, зло не сможет властвовать над ним.
Скачать подробный план с примером, как анализировать стихотворение (А.С. Пушкин «Анчар»)
Наверх
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.
Adblock
detector
Любое
стихотворение допускает две точки
зрения. Как текст на определенном
естественном
языке
– оно представляет собой последовательность
отдельных знаков (слов), соединенных по
правилам синтагматики данного уровня
данного языка, как поэтический текст –
оно может рассматриваться в качестве
единого знака – представителя единого
интегрированного значения.
В
этом утверждении содержится известное
противоречие. Дело в том, что произведение
искусства (разумеется, хорошее произведение
искусства, то есть такой текст, который
может наилучшим образом и наиболее
длительное время выполнять художественную
функцию в системе текстов данной культуры
или данных культур) в принципе неповторимо,
уникально. Само же понятие знака
подразумевает некоторую повторяемость.
Противоречие
это, однако, лишь кажущееся. Во-первых,
остановимся на минимальной величине
повторяемости – два раза. Для того чтобы
быть способным выполнить функции знака,
сигнал должен хотя бы один раз повториться.
Однако смысл этой величины повторения
различен для условных и иконических
знаков. Условный знак должен хотя бы
раз повторить самого себя, иконический
– хотя бы раз повторить заменяемый им
объект. Сходство знака и объекта и
представляет собой минимальный акт
повторения. Между тем художественные
тексты: словесные, живописные и даже
музыкальные – строятся по иконическому
принципу. Напряжение между условной
природой знаков в языке и иконической
в поэзии – одно из основных структурных
противоречий поэтического текста.
Однако
вопрос к этому не сводится. “Неповторимый”
на уровне текста поэтический знак
оказывается сотканным из многочисленных
пересечений различных повторяемостей
на более низких уровнях и включен в
жанровые, стилевые, эпохальные и другие
повторяемости на сверхтекстовом уровне.
Сама неповторяемость текста (его
“неповторимость”) оказывается
индивидуальным, только ему присущим
способом пересечения многочисленных
повторяемостей.
Так,
образцом неповторимости может считаться
текст, создаваемый в результате
художественной импровизации. Не случайно
романтики приравнивали импровизацию
к высшему проявлению искусства,
противопоставляя ее “педантству”
поэтического труда, убивающему
оригинальность поэтического творения.
Однако какой вид импровизации мы ни
взяли бы: русские народные причитания
или итальянскую комедию дель’арте – мы
легко убеждаемся, что импровизированный
текст – это вдохновенный, мгновенно
рождающийся в сознании творца монтаж
многочисленных общих формул, (*117) готовых
сюжетных положений, образов,
ритмико-интонационных ходов. Мастерство
актера в комедии дель’арте требовало
заучивания многих тысяч поэтических
строк, овладения стандартами поз, жестов,
костюма. Весь этот огромный арсенал
повторяемостей не связывал индивидуальное
творчество импровизатора, а – напротив
– давал ему свободу художественного
самовыражения.
Чем
в большее количество неиндивидуальных
связей вписывается данный художественный
текст, тем индивидуальнее он кажется
аудитории.
Единство
текста как неделимого знака обеспечивается
всеми уровнями его организации, однако
в особенности – композицией.
Композиция
поэтического текста всегда имеет двойную
природу. С одной стороны, это
последовательность различных сегментов
текста. Поскольку в первую очередь
подразумеваются наиболее крупные
сегменты, то с этой точки зрения композицию
можно было бы определить как сверхфразовую
и сверхстиховую синтагматику поэтического
текста. Однако эти же сегменты оказываются
определенным образом уравненными,
складываются в некоторый набор однозначных
в определенных отношениях единиц. Не
только присоединяясь, но и
со-противопоставляясь, они образуют
некоторую структурную парадигму, тоже
на сверхфразовом и сверхстиховом уровнях
(для строфических текстов – и на
сверхстрофическом).
Рассмотрим
композицию стихотворения Пушкина “Когда
за городом, задумчив, я брожу…”.
Когда
за городом, задумчив, я брожу
И
на публичное кладбище захожу,
Решетки,
столбики, нарядные гробницы,
Под
коими гниют все мертвецы столицы,
В
болоте кое-как стесненные рядком,
Как
гости жадные за нищенским столом,
Купцов,
чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого
резца нелепые затеи,
Над
ними надписи и в прозе и в стихах
О
добродетелях, о службе и чинах;
По
старом рогаче вдовицы плач амурный,
Ворами
со столбов отвинченные урны,
Могилы
склизкие, которы также тут
Зеваючи
жильцов к себе на утро ждут, –
Такие
смутные мне мысли все наводит,
Что
злое на меня уныние находит.
Хоть
плюнуть, да бежать…
Но
как же любо мне
Осеннею
порой, в вечерней тишине,
В
деревне посещать кладбище родовое,
Где
дремлют мертвые в торжественном покое.
Там
неукрашенным могилам есть простор;
К
ним ночью темною не лезет бледный вор;
Близ
камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит
селянин с молитвой и со вздохом;
(*118)
На
место праздных урн, и мелких пирамид,
Безносых
гениев, растрепанных харит
Стоит
широко дуб над важными гробами,
Колеблясь
и шумя…
Стихотворение
явственно – в том числе и графически, и
тематически – разделено на две половины,
последовательность которых определяет
синтагматику текста: городское кладбище
– сельское кладбище.
Первая
половина текста имеет свой отчетливый
принцип внутренней организации. Пары
слов соединяются в ней по принципу
оксюморона: к слову присоединяется
другое – семантически наименее с ним
соединимое, реализуются невозможные
соединения:
нарядные
– гробницы
мертвецы
– столицы
мавзолеи
– купцов, чиновников
усопшие
– чиновники
дешевый
– резец
плач
– амурный
По
тому же принципу построены описания
городского кладбища во второй части
текста:
праздные
– урны
мелкие
– пирамиды
безносые
– гении
растрепанные
– хариты
Принципы
несовместимости семантики в этих парах
различны: “нарядные” и “гробницы”
соединяет значение суетности и
украшенности с понятием вечности,
смерти. “Нарядные” воспринимаются
в данном случае на фоне не реализованного
в тексте, но возможного по контексту
слова “пышные”. Семантическое
различие этих слов становится его
доминирующим значением в стихе. “Мертвецы”
и “столица” дают пару, несоединимость
которой значительно более скрыта (разные
степени несоединимости создают в тексте
дополнительную смысловую игру). “Столица”
в лексиконе пушкинской эпохи не просто
синоним понятия “город”. Это город
с подчеркнутым признаком административности,
город как сгусток политической и
гражданской структуры общества, наконец,
это на административно-чиновничьем и
улично-лакейском жаргоне замена слова
“Петербург”. Ср. в лакейской песне:
Что
за славная столица
Развеселый
Петербург!1
Весь
этот сгусток значений несоединим с
понятием “мертвец”, как в рассказе
Бунина “Господин из Сан-Франциско”
роскошный океанский пароход или
фешенебельная гостиница несовместимы
с трупом и скрывают или прячут (*119) его,
поскольку сам факт возможности смерти
превращает их в мираж и нелепость.
“Мавзолеи”
“купцов” в соединении звучат столь
же иронически, как “усопшие чиновники”
или “дешевый резец” (замена
“скульптора” “резцом” придает
тексту характер поэтичности и
торжественности, тотчас же опровергаемый
контекстом). “Мелкие пирамиды” –
пространственная нелепость, “праздные
урны” – смысловая. “Урна – вместилище
праха” – таково понятие, с которым
соотнесены эти урны, ничего не вмещающие
и лишенные всех культурно-значительных
ассоциаций, которые связаны со словом
“урна”.
Этот
принцип раскрытия нелепости картины
посредством проецирования ее на некоторый
семантически “правильный” фон,
сопоставления каждого слова с некоторым
нереализованным его дублетом составляет
основу построения первой части текста.
Так, “склизкие” функционируют на
фоне “скользкие”. Пушкин в одном
из прозаических текстов приводит слово
“склизкие” в пример красочной
народной речи. Однако здесь у него другая
функция. Весь текст построен на
стилистическом диссонансе между
торжественностью некоторых опорных
слов текста (“гробницы”, “резец”,
“добродетель”, “урны” и пр.) и
фамильярностью тона (“склизкий”,
“зеваючи”). В соединении с
канцеляризмами стиля (“под коими”)
это придает тексту сложный характер:
он звучит как пересказанный автором
(погруженный в авторскую речь) текст на
столично-чиновничьем жаргоне.
Диссонансы
стиля проявляются и в других элементах
построения. Так, перечислительная
интонация и синтаксическая однородность
членов уравнивают “добродетель”,
“службу” и “чины”.
Последний
пример особенно показателен. Невозможность
соединений соединяемых пар рисует
невозможный мир. Он организован по
законам лжи (“плач амурный”) или
нелепости, миража. Но он существует. И
одновременно конструируется точка
зрения, с которой подобные соединения
возможны и не кажутся удивительными.
Это – точка зрения, приравнивающая
“добродетели” к “чинам” и
“службе” и допускающая соединение
слов “публичное” и “кладбище”.
Это – “столичная”, петербургская,
чиновничья точка зрения, данная в
обрамлении редкой у Пушкина по однозначной
прямолинейности авторской оценки:
“нелепые затеи”, “злое на меня
уныние находит”.
Вторая
половина текста – не только другая
картина, присоединенная к первой.
Одновременно это и трансформация той
же
картины. Она должна восприниматься в
отношении к ней и на ее фоне.
Уже
разорванный стих-граница дает не только
два полюса настроений:
плюнуть
– любо,
плю
– люб,
но
и знаменательный звуковой параллелизм
(активность оппозиции п/б раскрывается
и на фоне: плюнуть – бежать).
Сопоставление
первой и второй половин текста обнажает
некоторые новые смыслы: в центре каждой
части, взятой в отдельности, стоит тема
кладбища, смерти. Но при сопоставлении:
(*120)
признак
“кладбище” оказывается вынесенным
за скобки как основание для сравнения.
Смысловая дифференциация строится на
его основе, но заключена не в нем, а в
строе жизни. Вперед, и это типично для
Пушкина, выдвигается противопоставление
жизни, построенной в соответствии с
некоторым должным и достойным человека
порядком, и жизни, построенной на ложных
и лживых основаниях. Жизнь и смерть не
составляют основы противопоставления:
они снимаются в едином понятии бытия –
достойного или лживого.
С
этой точки зрения становится заметным
смысловое противопоставление первой
и второй частей еще по одному признаку.
“Городу” свойственна временность:
даже мертвец – лишь гость могилы. Не
случайно слово “гость” употребляется
в первой половине два раза, то есть чаще
всех других.
Естественность
и простота во второй части – синонимы
вечности. В противопоставлении “безносых
гениев” и дуба над могилами активизируется
целый ряд смысловых признаков: “сделанность
– природность”, “ничтожность –
величественность”. Однако следует
выделить один: дерево (особенно “вечное”
дерево – дуб) – устойчивый мифологический
и культурный символ жизни. Этим вводится
и символика вечности как знак бытия, а
не смерти, и мир древности, мифологии,
и важная для Пушкина мысль о настоящем
как звене между прошлым и будущим.
Однако
единство текста достигается сопоставлением
не только его частей между собой, но и
его неединственностью в системе известных
нам текстов. Стихотворение воспринимается
нами как целое еще и потому, что мы знаем
другие стихотворения и невольно
проецируем его на этот фон.
В
данном случае это определяет значимость
концовки. Знакомство с многочисленными
поэтическими текстами вырабатывает в
нашем сознании стереотип законченного
стихотворения. На фоне представления
об обязательных признаках законченности
оборванный последний стих:
Колеблясь
и шумя… –
заполняется
многочисленными значениями – неоконченности,
невозможности выразить глубину жизни
в словах, бесконечности жизненного
потока. Сама неизбежная субъективность
этих истолкований входит в структуру
текста и ею предусмотрена.
Образы
поэта и возвышающегося над гробами дуба
(символа жизни) обрамляют сопоставленные
картины двух кладбищ. Смерть выступает
как начало амбивалентное. Отвратительная
как явление социальное, она может быть
прекрасна. Как проявление вечности, она
синоним, а не антоним жизни в ее
естественном течении.
Так
единство структуры текста раскрывает
в нем содержание, которое вступает в
конфликт с чисто языковыми его значениями:
рассказ о месте смерти – кладбище и
рассказ о порядке жизни, о бытии выступают
во (*121) взаимном напряжении, создавая в
своей совокупности “неповторимость”
значения текста.
1
Эпиграф к стихотворному циклу Н. А.
Некрасова “О погоде” (1858-1865).