Как найти композитора народной музыки

П.И Чайковский
М.И Глинка
Н.А Римский-Корсаков
С.С Прокофьев
М.Мусоргский

В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
А. П. Бородина, использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин.

Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера : Это белочка, в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».

М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.

С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».

Творческие страницы – Русская народная музыка

  • ANiS - carlsonnd

    ANiS – carlsonnd

    Санкт-Петербург!!!!

    All that we need – a little love and some respect.

  • Сергей Чекалин Diamond

  • Андрей Галин

    Андрей Галин  

    Ростов-на-Дону

    Поэт, музыкант и вокалист. Сочиняю стихи и музыку, во всех жанрах, кроме ск…

  • Ансамбль русской песни Хмель

  • Валерий Ниминущий. Музыка моей души

  • Владимир Александров

    Владимир Александров

    Минск

    Авторские симфонические произведения с применением электронных инструментов…

  • Дмитрий Зырянов-ОМский

  • CJ UFA

    CJ UFA

    Уфа

    Пишу музыку в качестве хобби в различных стилях: от современной классики до…

  • Lusi Я

    Lusi Я

    Иркутск

    Песни разных авторов на мои стихи

  • Виа Крапива

    Виа Крапива

    Москва

    Мы поём ВСЁ!
    От народных песен до популярной эстрады!
    И делаем это ПРОФЕ…

  • NeForMat

  • Лясканова Анастасия

    Лясканова Анастасия

    Москва

    Анастасия Лясканова – русская певица, исполнительница народных песен, русск…

  • My Sister's Band

    My Sister’s Band

    Обнинск

    My Sister’s Band – живая смесь кантри, фолка, поп-рока и рок-н-ролла….

  • Виктор Евгеньевич Неешпапа

  • Ансамбль Балагуры

    Ансамбль Балагуры

    Москва

    Ансамбль народной песни “Балагуры” (г. Москва). Содружество музыкантов. В р…

  • DJ Mаt Art

  • Дмитрий Гревцев (Dj Grewcew)

  • и это все мне нравится

  • Dlya dushi

  • Привалов Игорь

    Привалов Игорь

    Барнаул

    Всю свою лажу слышу ,все записи сделаны в домашней студии в больших кавычка…

Под народ­ной пони­ма­ют музы­ку «тра­ди­ци­он­но-сель­скую». Она издав­на про­ти­во­по­став­ля­лась ака­де­ми­че­ской, хотя и име­ла свои кано­ны. Про­фес­си­о­наль­ные ком­по­зи­то­ры до сих пор чер­па­ют в ней вдохновение.

В ХХ веке, с появ­ле­ни­ем мас­со­вой куль­ту­ры, этот жанр пре­тер­пел неко­то­рые изме­не­ния. Появил­ся пост­фольк­лор — твор­че­ство, не име­ю­щее авто­ра, но при этом не свя­зан­ное с тра­ди­ци­ей. Сюда мож­но отне­сти пес­ни сту­ден­тов, воен­ных, а если взять послед­ние три деся­ти­ле­тия, то и все безы­мян­ные тре­ки в интер­не­те. Одна­ко сам фольк­лор нику­да не исчез. Он про­дол­жил слу­жить источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для про­фес­си­о­наль­ных музы­кан­тов, мно­гие из кото­рых явля­ют­ся так­же при­знан­ны­ми учёными-филологами.

Одна­ко к тра­ди­ци­он­ный музы­ке обра­ща­ют­ся теперь отнюдь не толь­ко пред­ста­ви­те­ли высо­ко­ло­бо­го ака­де­миз­ма. Фольк­лор­ные моти­вы отлич­но соче­та­ют­ся с пси­хо­де­ли­че­ским роком, аван­гар­дом, элек­тро­ни­кой, готи­кой, метал­лом и про­чи­ми совре­мен­ны­ми направ­ле­ни­я­ми. VATNIKSTAN зна­ко­мит с музы­каль­ны­ми груп­па­ми, отва­жив­ши­ми­ся на неор­ди­нар­ные экс­пе­ри­мен­ты с уст­ной песен­ной традицией.


«Рада и Терновник». Психоделика, шаманы и рок

В твор­че­стве Рады Анчев­ской соче­та­ют­ся аван­гард и шаман­ство, пси­хо­де­ли­ка и народ­ные моти­вы. Интер­нет-зна­то­ки пооче­рёд­но отно­си­ли груп­пу то к фол­ку, то к дарк-фол­ку, то к чему-то ещё. В дей­стви­тель­но­сти твор­че­ство Рады меня­лось от аль­бо­ма к аль­бо­му, вби­рая чер­ты раз­ных сти­лей. Неиз­мен­ной оста­ва­лась связь с этни­че­ской тра­ди­ци­ей, при­чуд­ли­вые тек­сты и див­ный вокал Рады — кри­ти­ки срав­ни­ва­ли его с голо­сом Диа­ман­ды Галас.

«Рада и Тер­нов­ник». Источ­ник: vk.com/radamusic

В 2005 году Анчев­ская выпу­сти­ла сов­мест­но с ансам­блем «Ясный день» пла­стин­ку «Женить­ба». Сама испол­ни­тель­ни­ца опи­са­ла её сле­ду­ю­щим обра­зом: «На аль­бо­ме зву­чат рус­ские народ­ные пес­ни в их мак­си­маль­но точ­ном испол­не­нии, ансамбль „Ясный день“ пре­кра­сен имен­но тем, что три жен­щи­ны поют, точ­но соблю­дая диа­лект­ные осо­бен­но­сти, соблю­дая точ­но мно­го­го­ло­сие, свой­ствен­ное дан­ной мест­но­сти, точ­но вос­про­из­во­дя экс­пе­ди­ци­он­ные запи­си. Ниче­го не упро­ща­ет­ся и не осовременивается».

Дру­гим инте­рес­ным аль­бо­мом, свя­зан­ным с народ­ной музы­кой, стал «Укок». Про­ект был направ­лен на защи­ту одно­имён­но­го пла­то на Алтае, свя­щен­но­го для мест­ных жите­лей. Груп­па выпу­сти­ла кон­церт­ную запись сов­мест­но­го выступ­ле­ния с масте­ром гор­ло­во­го пения Ного­ном Шумаровым.


Moon Far Away. Ритуал, дарк-вейв и Север

Если бы в Рос­сии сня­ли фильм в духе «Солн­це­сто­я­ния», «Ведь­мы» или «Пле­тё­но­го Чело­ве­ка», то музы­ка Moon Far Away ока­за­лась бы иде­аль­ным саунд­тре­ком. Но пока доб­рот­ный фолк-хор­рор в нашей стране дела­ют лишь в Яку­тии. А рус­ский Север, несмот­ря на бога­тую тра­ди­цию, ещё толь­ко ждёт сво­их режис­сё­ров. Но про­ник­нуть­ся духом Помо­рья мож­но уже сей­час бла­го­да­ря архан­гель­ской груп­пе Moon Far Away.

Moon Far Away. Источ­ник: vk.com/moonfaraway

Озна­ком­ле­ние с их твор­че­ством луч­ше начать с аль­бо­ма Minnesang. Здесь есть выпол­нен­ная в духе англий­ско­го дарк-фол­ка Goe, and Catche, поп-фолк «Олюш­ка», а «Будем жить» так и вовсе пред­став­ля­ет собой адап­ти­ро­ван­ный синти-поп.

Несмот­ря на жан­ро­вую раз­но­го­ло­си­цу, все пес­ни про­ник­ну­ты общим духом, кото­рый сами музы­кан­ты опре­де­ля­ют как «риту­ал». Под этим сло­вом лидер груп­пы, фило­лог и фольк­ло­рист Алек­сей Шеп­ту­нов пони­ма­ет не некий фор­маль­но испол­ня­е­мый алго­ритм дей­ствий, но «при­об­ре­те­ние внут­рен­не­го опы­та, изме­не­ние себя».


«Злыдота». Ереси, готика и алхимия

В сло­ве «Злы­до­та» уда­ре­ние ста­вит­ся на послед­ний слог. Такое назва­ние для сво­ей груп­пы покой­ный куль­ту­ро­лог, поэт и фило­соф Олег Фомин взял из мисти­че­ско­го рома­на Пиме­на Кра­по­ва «Пла­мень».

Фолк-бэнд соче­та­ет в испол­не­нии лют­ню и дуд­ки, неофолк и арт-рок, алхи­ми­че­ские тер­ми­ны и арха­из­мы. Где-то слы­шит­ся цер­ков­ная музы­ка, где-то кре­стьян­ские рас­пе­воч­ки, а где-то и хлы­стов­ские напе­вы. Неко­то­рые тек­сты напи­са­ны на цер­ков­но­сла­вян­ском, неко­то­рые на древнерусском.

Но это соче­та­ние не выгля­дит пост­мо­дер­нист­ским бульо­ном. Фомин в тече­ние жиз­ни искал вдох­но­ве­ние даже не столь­ко в кре­стьян­ском фольк­ло­ре, сколь­ко в «допет­ров­ской» музы­каль­ной тра­ди­ции. И инстру­мен­ты сам раз­ра­ба­ты­вал. А свой стиль назы­вал «гети­кой» — соеди­не­ни­ем гер­ме­ти­ки (сред­не­ве­ко­вой оккульт­но-алхи­ми­че­ской док­три­ны) и готики.

А ещё это дей­стви­тель­но кра­си­во и необычно.


Маточкин. Традиция, былины, гармонь

Алек­сандр Маточ­кин — это чело­век эпо­хи Воз­рож­де­ния. Толь­ко если Ренес­санс обра­щал­ся к антич­ной тра­ди­ции, то фило­ло­га из Петер­бур­га инте­ре­су­ет древ­не­рус­ский фольклор.

Алек­сандр Маточ­кин. Источ­ник: culture.ru

Инду­стри­а­ли­за­ция, урба­ни­за­ция, мас­со­вая куль­ту­ра с радио, теле­ви­зо­ром и интер­не­том, конеч­но, не уби­ли «тра­ди­ци­он­но-сель­скую» куль­ту­ру. Ска­за­ния и пес­ни запи­са­ны, тан­цы изу­че­ны. Но для пере­да­чи фольк­ло­ра тре­бу­ет­ся опре­де­лён­ная сре­да. Чте­ние былин на бума­ге или с экра­на теле­фо­на — это не то же самое, что вос­при­я­тие из уст ска­зи­те­ля. Поэто­му Алек­сандр Маточ­кин пред­по­чи­та­ет высту­пать в узком кру­гу — так, как это было в старину:

«Были­ны, или по-народ­но­му ста́рины, — это преж­де все­го спо­соб обще­ния. Если подоб­ное обще­ние утра­чи­ва­ет­ся, то и сооб­ще­ство рас­па­да­ет­ся. <…> Тут дело в каче­стве обще­ния. В интер­не­те — это одно, а обще­ние меж­ду ска­зи­те­лем былин и слу­ша­те­ля­ми про­хо­дит на дру­гом уровне — оно цель­ное и затра­ги­ва­ет клю­че­вые момен­ты наше­го существования».

Но Маточ­кин зани­ма­ет­ся не толь­ко ска­за­ни­я­ми — есть у него и пес­ни под гар­монь. Из всех фольк­лор­ных каве­ров Маточ­кин отли­ча­ет­ся самой необыч­ной интер­пре­та­ци­ей. Навер­ное, имен­но так бы пере­пе­ва­ли в наро­де хиты Цоя или Hotel California, попа­ди они к нам в кон­це XIX века.


Theodor Bastard. Игры, мистика

За рубе­жом ком­по­зи­тор за музы­ку к филь­му может полу­чить «Оскар», «Золо­той гло­бус» или «Сезар». В нашем оте­че­стве — «Нику» или «Орла». За саунд­трек к играм на Запа­де тоже награж­да­ют. В наших же широ­тах — нет. Одна­ко если бы у нас была ана­ло­гич­ная награ­да, то пер­вым номи­нан­том, без­услов­но, стал бы Фёдор Сво­лочь и груп­па Theodor Bastard. За саунд­трек к Pathalogic 2, она же «Мор Утопия».
Но Тео­дор — это не толь­ко про саунд­трек к играм. Это и уча­стие в фина­ле world music на кон­кур­се John Lennon Songwriting Contest 2021, и туры по горо­дам Евро­пы, и с деся­ток аль­бо­мов. Сре­ди них хочет­ся осо­бо выде­лить «Вет­ви».

Пла­стин­ка цели­ком посвя­ще­на народ­ной музы­ке, но не столь­ко сла­вян­ской, сколь­ко север­ной вооб­ще. Пер­вая пес­ня, напри­мер, испол­ня­ет­ся одно­вре­мен­но на рус­ском и ста­ро­нор­веж­ском. Север­ная атмо­сфе­ра созда­ёт­ся так­же за счёт соче­та­ния самых экзо­ти­че­ских фолк-инстру­мен­тов, от гуслей до вар­га­на. «Местом силы» для аль­бо­ма ста­ла Каре­лия, хотя самих испол­ни­те­лей чаще харак­те­ри­зу­ют как масте­ров «вооб­ра­жа­е­мой, вне­про­стран­ствен­ной этники».

А после «Вет­вей» мож­но дви­нуть­ся к «Вол­чьей яго­де» или к Music for the Empty Spaces. Каж­дый из них пре­кра­сен по-своему.


«Калевала». Тяжёлый металл и гармонь

Фольк­лор отра­зил­ся и на метал­ле. Но всё же и pagan‑, и black‑, и даже folk-metal в при­выч­ном смыс­ле — ско­рее наслед­ни­ки роман­тиз­ма с его мифа­ми и леген­да­ми. Да и повли­я­ли на них не столь­ко этно­гра­фи­че­ские изыс­ка­ния, сколь­ко твор­че­ство пред­ше­ствен­ни­ков по тяжё­лой музыке.

«Кале­ва­ла». Источ­ник: vk.com/kalevalla

Фолк-метал групп в Рос­сии было мно­го. Они оста­лись в душах сотен тысяч под­рост­ков, но при­зна­ние кри­ти­ков и день­ги не при­шли. Одна­ко упо­ми­на­ния они заслуживают.
Груп­па «Кале­ва­ла» соеди­ни­ла в себе металл и лёг­кость рус­ской пляс­ки. Здесь нет экс­тре­маль­но­го вока­ла, нет искус­ствен­ной тяже­сти, посто­ян­ных огля­ды­ва­нии на запад­ных кол­лег. Зато есть аккор­де­он, хард-роко­вые риф­фы, кра­си­вый голос.

Самый удач­ный для зна­ком­ства аль­бом — это «Кукуш­ки­ны Дети». Пес­ни дале­ко не народ­ные, все­го лишь сти­ли­за­ция, одна­ко про­пи­тан­ная поис­ти­не вол­шеб­ной эсте­ти­кой. Впро­чем, сюр­при­зов для гени­ев тоже хва­та­ет: пер­вая пес­ня пере­ска­зы­ва­ет руну фин­ско­го эпо­са «Кале­ва­лы», а в пред­по­след­ней, шуточ­ной, цити­ру­ет­ся Фауст Гёте.


Инна Желанная

Чтоб опи­сать всё твор­че­ство вока­лист­ки, не хва­тит и десят­ка ста­тей. Начи­ная от опе­ре­див­ше­го своё вре­мя аль­бо­ма «Аль­ян­са» «Сде­ла­но в белом» (в 1994 году полу­чил гран-при «Радио Фран­ции») до арт-про­ек­та «Вилы». Начи­нать зна­ком­ство луч­ше все­го с аль­бо­ма «Изво­рот». Где ещё мож­но послу­шать соче­та­ние фольк­ло­ра и сак­со­фон­но­го соло?

Инна Желан­ная

В девя­но­стые-нуле­вые Инна с осно­ван­ной ею груп­пой Farlanders снис­ка­ла оше­лом­ля­ю­щий успех в мире запад­ной этни­че­ской музы­ки. Она объ­ез­ди­ла с кон­цер­та­ми всю пла­не­ту, от Син­га­пу­ра до Эдин­бур­га и Нью-Йор­ка, а в 1996 году высту­па­ла на откры­тии лет­них Олим­пий­ских игр в Атлан­те (США).


«Отава Ё». 46 миллионов просмотров на Ютубе

Попу­ляр­ность арти­стов в соц­се­тях не все­гда бла­го­склон­но вос­при­ни­ма­ет­ся кри­ти­ка­ми. Но зато про­смот­ры мно­гое гово­рят о народ­ной люб­ви и попу­ляр­но­сти: пес­ня «Сумец­кая» питер­ско­го фолк-кол­лек­ти­ва уже набра­ла 46 мил­ли­о­нов, и эта циф­ра толь­ко будет расти.

«Ота­ва Ё». Источ­ник: vk.com/otavayo

Да, у «Ота­вы Ё» нет аутен­тич­ных обря­до­вых пла­чей или гор­ло­во­го пения. Зато есть соче­та­ние совре­мен­но­го зву­ча­ния с весё­лым фольк­ло­ром. Скрип­ки и волын­ка — рань­ше музы­кан­ты игра­ли ирланд­скую музы­ку, и это чув­ству­ет­ся, — созда­ют атмо­сфе­ру дере­вен­ско­го празд­ни­ка. За послед­нее вре­мя репер­ту­ар «Ота­вы Ё» рас­ши­рил­ся: появи­лись необыч­ные рабо­ты с Сер­ге­ем Ста­ро­сти­ным и испол­не­ние воен­ных песен.

Отдель­но раду­ют кли­пы: каж­дый — как малень­кая исто­рия. Если хочет­ся под­нять настро­е­ние, нет ниче­го луч­ше, чем вклю­чить «Сумец­кую» или «Яблоч­ко».


«Мельница»

«Мель­ни­ца» все­гда явля­ла собой ско­рее рок, неже­ли фолк. При этом груп­па ори­ен­ти­ро­ва­лась не на реаль­ное сред­не­ве­ко­вье, а на его вымыш­лен­ный роле­вой образ. Да и вдох­нов­ля­лись они боль­ше кельт­ской тра­ди­ци­ей, неже­ли славянской.

Но всё это не име­ет зна­че­ния. У мно­гих увле­че­ние фол­ком нача­лось имен­но с «Мель­ни­цы». Хела­ви­са пока­за­ла пост­со­вет­ским под­рост­кам, что мож­но, опи­ра­ясь на фольк­лор, тво­рить не толь­ко луб­ки в духе кол­лек­ти­вов из домов куль­ту­ры, но и музы­ку, про­би­ра­ю­щую до дрожи.

«Мель­ни­ца». Источ­ник: vk.com/melnitsamusic

Сла­вян­ские моти­вы всё же мож­но обна­ру­жить в аль­бо­ме «Зов Кро­ви». Под­час весё­лые, как «Тра­вуш­ка», под­час груст­ные, как «Неве­ста поло­за», они созда­ют ска­зоч­ную и таин­ствен­ную атмо­сфе­ру. Да, это не аутен­тич­ное испол­не­ние. Но в наши дни все мы зна­ко­мим­ся со сказ­ка­ми и были­на­ми в обра­бот­ке. Отто­го «Мель­ни­це» уда­лись, навер­ное, пес­ни на сти­хи Нико­лая Гуми­лё­ва, так­же создан­ные поэтом нано­во, но под впе­чат­ле­ни­ем от более древ­них легенд.

Так как «Мель­ни­цу» слу­шал, навер­ное, каж­дый, то её мож­но реко­мен­до­вать лишь переслушать.


«Нейромонах Феофан»

Завер­ша­ет наш неболь­шой обзор «Ней­ро­мо­нах Фео­фан». Недур­ной драм в соче­та­нии с клюк­вой: мед­ведь и бала­лай­ка поз­во­ли­ли ему вырвать­ся в топ iTunes. Участ­ни­ки кол­лек­ти­ва сохра­ня­ют ано­ним­ность, что не поме­ша­ло груп­пе в 2015 году полу­чить ста­тус неза­ви­си­мо­го испол­ни­те­ля года по вер­сии Яндекс.Музыки.

Тек­сты Фео­фан писал сам, а сти­ли­за­ция под народ­ные гуля­ния вку­пе с при­ят­ным голо­сом допол­ня­ла тре­ки. И хотя это выгля­дит шут­кой, стё­бом — чего сто­ит одно назва­ние послед­не­го аль­бо­ма, «Древ­не­рус­ский рейв», — но пля­сать-то хочется.
А ещё с 2020 года испол­ни­тель озву­чи­ва­ет ори­ги­наль­ные дет­ские сказ­ки за автор­ством Ана­ста­сии Пост­ни­ко­вой. Пер­вая из них вышла в канун Ново­го 2021 года — «Лун­ный заяц».


Читай­те так­же «„Рас­та­ма­ны из глу­бин­ки“: яркие адап­та­ции рег­ги в Рос­сии».

Поделиться

Категория:Исполнители русских народных песен

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Страницы в категории «Исполнители русских народных песен»

Показаны 133 страницы из 133, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.

А

  • Анкудинова, Диана Дмитриевна

Б

  • Бабкина, Надежда Георгиевна
  • Багланова, Роза Тажибаевна
  • Баннова, Наталья Геннадьевна
  • Бардина, Ольга Васильевна
  • Барынин, Валерий Николаевич
  • Баянова, Алла Николаевна
  • Белый день (группа)
  • Беляев, Евгений Михайлович
  • Бикель, Теодор
  • Биккулова, Алёна Алексеевна
  • Борзилова, Наташа
  • Броневицкая, Илона Александровна

В

  • Ва-та-га
  • Варвара (певица)
  • Волга (группа)
  • Волжский народный хор
  • Воронец, Ольга Борисовна
  • Воронина, Валентина Валентиновна

Г

  • Глазова, Ольга Геннадьевна
  • Глинкина, Аграфена Ивановна
  • Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К. И. Массалитинова
  • Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
  • Государственный Омский русский народный хор
  • Гуляев, Юрий Александрович

Д

  • Девятов, Владимир Сергеевич
  • Девятова, Марина Владимировна
  • Дольникова, Теона Валентиновна
  • Дулькевич, Нина Викторовна

Е

  • Евдокимов, Ярослав Александрович
  • Егорова, Галина Григорьевна

Ж

  • Жадан, Иван Данилович
  • Жерздева, Эльмира Сергеевна
  • Живая вода (ансамбль)

З

  • Заволокина, Анастасия Геннадиевна
  • Сёстры Зайцевы
  • Захаров, Сергей Георгиевич
  • Зыкина, Людмила Георгиевна

И

  • Иван Ребров (певец)
  • Иванова, Татьяна Павловна
  • Игнатова, Софья Сергеевна

К

  • Кабанов, Андрей Сергеевич
  • Казачий круг (ансамбль)
  • Катульская, Елена Климентьевна
  • Кикоть, Андрей Иванович
  • Кириенко, Зинаида Михайловна
  • Кобзон, Иосиф Давыдович
  • Ковальчук, Анна Леонидовна
  • Козловский, Иван Семёнович
  • Колос (ансамбль)
  • Кондулайнен, Елена Ивановна
  • Крапостина, Марина Юрьевна
  • Кристалл-балалайка
  • Крыгина, Надежда Евгеньевна
  • Кубанский казачий хор
  • Кудашев, Владимир Константинович

Л

  • Лаевская, Анна Сергеевна
  • Лаптев, Константин Николаевич
  • Левкевич, Татьяна Алексеевна
  • Лемешев, Сергей Яковлевич
  • Лещенко, Вера Георгиевна
  • Лещенко, Пётр Константинович

М

  • Макеева, Анастасия Васильевна
  • Максакова, Мария Петровна
  • Милюков, Игорь Владимирович
  • Михайлов, Максим Дормидонтович
  • Молчанов, Иван Евстратьевич
  • Мордасова, Мария Николаевна
  • Морфесси, Юрий Спиридонович
  • Музалёва, Лидия Михайловна
  • Мясникова, Лидия Владимировна

Н

  • Нежданова, Антонина Васильевна
  • Нестеренко, Евгений Евгеньевич
  • Николаева, Людмила Ивановна
  • Никулушкина, Анастасия Захаровна

О

  • Обухова, Надежда Андреевна
  • Оганнисян, Виктория Артёмовна
  • Оленин, Пётр Сергеевич
  • Оренбургский государственный академический русский народный хор

П

  • Пахоменко, Мария Леонидовна
  • Пелагея (певица)
  • Пересек (ансамбль)
  • Песни России (хор)
  • Петров, Иван Иванович (певец)
  • Петрова, Татьяна Юрьевна
  • Петровская, Алёна
  • Пирогов, Александр Степанович
  • Плевицкая, Надежда Васильевна
  • Погудин, Олег Евгеньевич
  • Подболотов, Александр Иванович
  • Понаровская, Ирина Витальевна
  • Пономарёва, Ольга Васильевна
  • Преображенская, Софья Петровна

Р

  • Радонежский, Платон Анемподистович
  • Рейзен, Марк Осипович
  • Россия (русский народный ансамбль)
  • Рубашкин, Борис Семёнович
  • Русичи (ансамбль)
  • Русланова, Лидия Андреевна
  • Русская песня (ансамбль)
  • Рыбалченко, Светлана Викторовна
  • Рюмина, Людмила Георгиевна

С

  • Маруся Сава
  • Сазонова, Нина Афанасьевна
  • Самбурская, Настасья Аниславовна
  • Северный русский народный хор
  • Седьмая вода
  • Семёнкина, Екатерина Ефимовна
  • Сенчина, Людмила Петровна
  • Сергеев, Алексей Тихонович
  • Сергеева, Ольга Федосеевна
  • Муня Серебров
  • Сибирский русский народный хор
  • Скуратов, Иван Иванович
  • Смольянинова, Евгения Валерьевна
  • Сокольский, Константин Станиславович
  • Спиридонова, Анастасия Викторовна
  • Старостин, Сергей Николаевич
  • Степанова, Елена Андреевна
  • Сумарокова, Алла Николаевна
  • Суржиков, Иван Николаевич

Т

  • Трошин, Максим Юрьевич

Ф

  • Фёдорова, Оксана Геннадьевна
  • Сёстры Фёдоровы
  • Феськова, София Николаевна

Х

  • Хворостовский, Дмитрий Александрович
  • Хоровая капелла князя Ю. Н. Голицына

Ш

  • Шаляпин, Фёдор Иванович
  • Шульженко, Клавдия Ивановна

Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.

В сочинениях русских композиторов можно найти  не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова “Снегурочка”, хор поселян из оперы Бородина “Князь Игорь”, многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.

Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов – распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.

Глинка М.И. Вариации на русскую народную песню “Среди долины ровныя”.

{mp3remote}https://www.dropbox.com/s/408eq5irlptpz0d/Glinka-Variacii-na-temu-russkuyu-narodnuyu-pesnyu-quotSredi-doliny-rovnyyaquot%28muzofon.com%29.mp3?dl=1{/mp3remote}

Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.

В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.

В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.

Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.

Песня Марфы из оперы Мусоргского “Хованщина”.

Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера “Хованщина” написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня “Исходила младёшенька” – очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.

В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.

Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный – варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.

Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова “Садко”.

Опера “Садко” написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.

Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор “Высота ли, высота поднебесная” написан на мелодию былины “Соловей Будимерович”. Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.

Народные песни в произведениях П.И. Чайковского.

  • Струнный квартет, II часть, песня “Сидел Ваня”.
  • Первый фортепианный концерт, финал, укр. нар. песня-веснянка “Выйди, выйди, Иваньку”.
  • Симфония № 2, финал, укр. нар. песня “Журавель”.
  • https://www.dropbox.com/s/cepozi0r585sf40/Simfoniya_2_do-minor_op.17._IV_-_Finale._Moderato_assai._Allegro_vivo_-_P.I.CHajkovskij_1840-1893_._%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
  • Симфония № 4, финал, русск. нар. песня “Во поле берёза стояла”.
  • https://www.dropbox.com/s/rzyy8sif4g66pk5/CHajkovskij_Petr_Ilich_-_Simfoniya_4_Or._36_fa_minor_IV_chast_Variacii_na_temu_Vo_pole_beryoza_s_%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0

Вопросы:

1. Каким образом русские композиторы доносили до слушателей записанные ими народные мелодии?

2. Что означает “Цитирование народных песен”?

3. Приведи примеры произведений, созданных композиторами в народном складе.

4. Что является одной из ярких особенностей музыки русских композиторов-классиков?

5. Расскажи о каждом из прослушанных произведений.

6. Мелодии каких народных песен и в каких произведениях использовал П.И. Чайковский?

Добавить комментарий