П.И Чайковский
М.И Глинка
Н.А Римский-Корсаков
С.С Прокофьев
М.Мусоргский
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
М. И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
А. П. Бородина, использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах, мелодии спокойные и плавные, очень образно изобразил врага — войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин.
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера : Это белочка, в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли, в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко». Выразительная мелодия песни содержит распевы, свойственные народным лирическим песням.
В замечательном 3-м концерте для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова фортепиано, как солист, просто и тихо запевает свою мелодию, которую затем, как хор, подхватывает оркестр. «Я хотел, — писал Рахманинов, — спеть мелодию на фортепиано, как поют её певцы».
М. Мусоргский опера «Хованщина» — в опере звучат мелодии, очень похожие на народные, и подлинные русские народные песни.
С. С. Прокофьев: хор из кантаты- «Вставайте, люди русские…» ,в опере «Повесть о настоящем человеке» звучит русская народная песня «Зелёная рощица».
Творческие страницы – Русская народная музыка
-
ANiS – carlsonnd
Санкт-Петербург!!!!
All that we need – a little love and some respect.
-
-
Андрей Галин
Ростов-на-Дону
Поэт, музыкант и вокалист. Сочиняю стихи и музыку, во всех жанрах, кроме ск…
-
-
-
Владимир Александров
Минск
Авторские симфонические произведения с применением электронных инструментов…
-
-
CJ UFA
Уфа
Пишу музыку в качестве хобби в различных стилях: от современной классики до…
-
Lusi Я
Иркутск
Песни разных авторов на мои стихи
-
Виа Крапива
Москва
Мы поём ВСЁ!
От народных песен до популярной эстрады!
И делаем это ПРОФЕ… -
-
Лясканова Анастасия
Москва
Анастасия Лясканова – русская певица, исполнительница народных песен, русск…
-
My Sister’s Band
Обнинск
My Sister’s Band – живая смесь кантри, фолка, поп-рока и рок-н-ролла….
-
-
Ансамбль Балагуры
Москва
Ансамбль народной песни “Балагуры” (г. Москва). Содружество музыкантов. В р…
-
-
-
-
-
Привалов Игорь
Барнаул
Всю свою лажу слышу ,все записи сделаны в домашней студии в больших кавычка…
Под народной понимают музыку «традиционно-сельскую». Она издавна противопоставлялась академической, хотя и имела свои каноны. Профессиональные композиторы до сих пор черпают в ней вдохновение.
В ХХ веке, с появлением массовой культуры, этот жанр претерпел некоторые изменения. Появился постфольклор — творчество, не имеющее автора, но при этом не связанное с традицией. Сюда можно отнести песни студентов, военных, а если взять последние три десятилетия, то и все безымянные треки в интернете. Однако сам фольклор никуда не исчез. Он продолжил служить источником вдохновения для профессиональных музыкантов, многие из которых являются также признанными учёными-филологами.
Однако к традиционный музыке обращаются теперь отнюдь не только представители высоколобого академизма. Фольклорные мотивы отлично сочетаются с психоделическим роком, авангардом, электроникой, готикой, металлом и прочими современными направлениями. VATNIKSTAN знакомит с музыкальными группами, отважившимися на неординарные эксперименты с устной песенной традицией.
«Рада и Терновник». Психоделика, шаманы и рок
В творчестве Рады Анчевской сочетаются авангард и шаманство, психоделика и народные мотивы. Интернет-знатоки поочерёдно относили группу то к фолку, то к дарк-фолку, то к чему-то ещё. В действительности творчество Рады менялось от альбома к альбому, вбирая черты разных стилей. Неизменной оставалась связь с этнической традицией, причудливые тексты и дивный вокал Рады — критики сравнивали его с голосом Диаманды Галас.
В 2005 году Анчевская выпустила совместно с ансамблем «Ясный день» пластинку «Женитьба». Сама исполнительница описала её следующим образом: «На альбоме звучат русские народные песни в их максимально точном исполнении, ансамбль „Ясный день“ прекрасен именно тем, что три женщины поют, точно соблюдая диалектные особенности, соблюдая точно многоголосие, свойственное данной местности, точно воспроизводя экспедиционные записи. Ничего не упрощается и не осовременивается».
Другим интересным альбомом, связанным с народной музыкой, стал «Укок». Проект был направлен на защиту одноимённого плато на Алтае, священного для местных жителей. Группа выпустила концертную запись совместного выступления с мастером горлового пения Ногоном Шумаровым.
Moon Far Away. Ритуал, дарк-вейв и Север
Если бы в России сняли фильм в духе «Солнцестояния», «Ведьмы» или «Плетёного Человека», то музыка Moon Far Away оказалась бы идеальным саундтреком. Но пока добротный фолк-хоррор в нашей стране делают лишь в Якутии. А русский Север, несмотря на богатую традицию, ещё только ждёт своих режиссёров. Но проникнуться духом Поморья можно уже сейчас благодаря архангельской группе Moon Far Away.
Ознакомление с их творчеством лучше начать с альбома Minnesang. Здесь есть выполненная в духе английского дарк-фолка Goe, and Catche, поп-фолк «Олюшка», а «Будем жить» так и вовсе представляет собой адаптированный синти-поп.
Несмотря на жанровую разноголосицу, все песни проникнуты общим духом, который сами музыканты определяют как «ритуал». Под этим словом лидер группы, филолог и фольклорист Алексей Шептунов понимает не некий формально исполняемый алгоритм действий, но «приобретение внутреннего опыта, изменение себя».
«Злыдота». Ереси, готика и алхимия
В слове «Злыдота» ударение ставится на последний слог. Такое название для своей группы покойный культуролог, поэт и философ Олег Фомин взял из мистического романа Пимена Крапова «Пламень».
Фолк-бэнд сочетает в исполнении лютню и дудки, неофолк и арт-рок, алхимические термины и архаизмы. Где-то слышится церковная музыка, где-то крестьянские распевочки, а где-то и хлыстовские напевы. Некоторые тексты написаны на церковнославянском, некоторые на древнерусском.
Но это сочетание не выглядит постмодернистским бульоном. Фомин в течение жизни искал вдохновение даже не столько в крестьянском фольклоре, сколько в «допетровской» музыкальной традиции. И инструменты сам разрабатывал. А свой стиль называл «гетикой» — соединением герметики (средневековой оккультно-алхимической доктрины) и готики.
А ещё это действительно красиво и необычно.
Маточкин. Традиция, былины, гармонь
Александр Маточкин — это человек эпохи Возрождения. Только если Ренессанс обращался к античной традиции, то филолога из Петербурга интересует древнерусский фольклор.
Индустриализация, урбанизация, массовая культура с радио, телевизором и интернетом, конечно, не убили «традиционно-сельскую» культуру. Сказания и песни записаны, танцы изучены. Но для передачи фольклора требуется определённая среда. Чтение былин на бумаге или с экрана телефона — это не то же самое, что восприятие из уст сказителя. Поэтому Александр Маточкин предпочитает выступать в узком кругу — так, как это было в старину:
«Былины, или по-народному ста́рины, — это прежде всего способ общения. Если подобное общение утрачивается, то и сообщество распадается. <…> Тут дело в качестве общения. В интернете — это одно, а общение между сказителем былин и слушателями проходит на другом уровне — оно цельное и затрагивает ключевые моменты нашего существования».
Но Маточкин занимается не только сказаниями — есть у него и песни под гармонь. Из всех фольклорных каверов Маточкин отличается самой необычной интерпретацией. Наверное, именно так бы перепевали в народе хиты Цоя или Hotel California, попади они к нам в конце XIX века.
Theodor Bastard. Игры, мистика
За рубежом композитор за музыку к фильму может получить «Оскар», «Золотой глобус» или «Сезар». В нашем отечестве — «Нику» или «Орла». За саундтрек к играм на Западе тоже награждают. В наших же широтах — нет. Однако если бы у нас была аналогичная награда, то первым номинантом, безусловно, стал бы Фёдор Сволочь и группа Theodor Bastard. За саундтрек к Pathalogic 2, она же «Мор Утопия».
Но Теодор — это не только про саундтрек к играм. Это и участие в финале world music на конкурсе John Lennon Songwriting Contest 2021, и туры по городам Европы, и с десяток альбомов. Среди них хочется особо выделить «Ветви».
Пластинка целиком посвящена народной музыке, но не столько славянской, сколько северной вообще. Первая песня, например, исполняется одновременно на русском и старонорвежском. Северная атмосфера создаётся также за счёт сочетания самых экзотических фолк-инструментов, от гуслей до варгана. «Местом силы» для альбома стала Карелия, хотя самих исполнителей чаще характеризуют как мастеров «воображаемой, внепространственной этники».
А после «Ветвей» можно двинуться к «Волчьей ягоде» или к Music for the Empty Spaces. Каждый из них прекрасен по-своему.
«Калевала». Тяжёлый металл и гармонь
Фольклор отразился и на металле. Но всё же и pagan‑, и black‑, и даже folk-metal в привычном смысле — скорее наследники романтизма с его мифами и легендами. Да и повлияли на них не столько этнографические изыскания, сколько творчество предшественников по тяжёлой музыке.
Фолк-метал групп в России было много. Они остались в душах сотен тысяч подростков, но признание критиков и деньги не пришли. Однако упоминания они заслуживают.
Группа «Калевала» соединила в себе металл и лёгкость русской пляски. Здесь нет экстремального вокала, нет искусственной тяжести, постоянных оглядывании на западных коллег. Зато есть аккордеон, хард-роковые риффы, красивый голос.
Самый удачный для знакомства альбом — это «Кукушкины Дети». Песни далеко не народные, всего лишь стилизация, однако пропитанная поистине волшебной эстетикой. Впрочем, сюрпризов для гениев тоже хватает: первая песня пересказывает руну финского эпоса «Калевалы», а в предпоследней, шуточной, цитируется Фауст Гёте.
Инна Желанная
Чтоб описать всё творчество вокалистки, не хватит и десятка статей. Начиная от опередившего своё время альбома «Альянса» «Сделано в белом» (в 1994 году получил гран-при «Радио Франции») до арт-проекта «Вилы». Начинать знакомство лучше всего с альбома «Изворот». Где ещё можно послушать сочетание фольклора и саксофонного соло?
В девяностые-нулевые Инна с основанной ею группой Farlanders снискала ошеломляющий успех в мире западной этнической музыки. Она объездила с концертами всю планету, от Сингапура до Эдинбурга и Нью-Йорка, а в 1996 году выступала на открытии летних Олимпийских игр в Атланте (США).
«Отава Ё». 46 миллионов просмотров на Ютубе
Популярность артистов в соцсетях не всегда благосклонно воспринимается критиками. Но зато просмотры многое говорят о народной любви и популярности: песня «Сумецкая» питерского фолк-коллектива уже набрала 46 миллионов, и эта цифра только будет расти.
Да, у «Отавы Ё» нет аутентичных обрядовых плачей или горлового пения. Зато есть сочетание современного звучания с весёлым фольклором. Скрипки и волынка — раньше музыканты играли ирландскую музыку, и это чувствуется, — создают атмосферу деревенского праздника. За последнее время репертуар «Отавы Ё» расширился: появились необычные работы с Сергеем Старостиным и исполнение военных песен.
Отдельно радуют клипы: каждый — как маленькая история. Если хочется поднять настроение, нет ничего лучше, чем включить «Сумецкую» или «Яблочко».
«Мельница»
«Мельница» всегда являла собой скорее рок, нежели фолк. При этом группа ориентировалась не на реальное средневековье, а на его вымышленный ролевой образ. Да и вдохновлялись они больше кельтской традицией, нежели славянской.
Но всё это не имеет значения. У многих увлечение фолком началось именно с «Мельницы». Хелависа показала постсоветским подросткам, что можно, опираясь на фольклор, творить не только лубки в духе коллективов из домов культуры, но и музыку, пробирающую до дрожи.
Славянские мотивы всё же можно обнаружить в альбоме «Зов Крови». Подчас весёлые, как «Травушка», подчас грустные, как «Невеста полоза», они создают сказочную и таинственную атмосферу. Да, это не аутентичное исполнение. Но в наши дни все мы знакомимся со сказками и былинами в обработке. Оттого «Мельнице» удались, наверное, песни на стихи Николая Гумилёва, также созданные поэтом наново, но под впечатлением от более древних легенд.
Так как «Мельницу» слушал, наверное, каждый, то её можно рекомендовать лишь переслушать.
«Нейромонах Феофан»
Завершает наш небольшой обзор «Нейромонах Феофан». Недурной драм в сочетании с клюквой: медведь и балалайка позволили ему вырваться в топ iTunes. Участники коллектива сохраняют анонимность, что не помешало группе в 2015 году получить статус независимого исполнителя года по версии Яндекс.Музыки.
Тексты Феофан писал сам, а стилизация под народные гуляния вкупе с приятным голосом дополняла треки. И хотя это выглядит шуткой, стёбом — чего стоит одно название последнего альбома, «Древнерусский рейв», — но плясать-то хочется.
А ещё с 2020 года исполнитель озвучивает оригинальные детские сказки за авторством Анастасии Постниковой. Первая из них вышла в канун Нового 2021 года — «Лунный заяц».
Читайте также «„Растаманы из глубинки“: яркие адаптации регги в России».
Поделиться
Категория:Исполнители русских народных песен
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Страницы в категории «Исполнители русских народных песен»
Показаны 133 страницы из 133, находящихся в данной категории. Список ниже может не отражать последних изменений.
А
- Анкудинова, Диана Дмитриевна
Б
- Бабкина, Надежда Георгиевна
- Багланова, Роза Тажибаевна
- Баннова, Наталья Геннадьевна
- Бардина, Ольга Васильевна
- Барынин, Валерий Николаевич
- Баянова, Алла Николаевна
- Белый день (группа)
- Беляев, Евгений Михайлович
- Бикель, Теодор
- Биккулова, Алёна Алексеевна
- Борзилова, Наташа
- Броневицкая, Илона Александровна
В
- Ва-та-га
- Варвара (певица)
- Волга (группа)
- Волжский народный хор
- Воронец, Ольга Борисовна
- Воронина, Валентина Валентиновна
Г
- Глазова, Ольга Геннадьевна
- Глинкина, Аграфена Ивановна
- Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К. И. Массалитинова
- Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
- Государственный Омский русский народный хор
- Гуляев, Юрий Александрович
Д
- Девятов, Владимир Сергеевич
- Девятова, Марина Владимировна
- Дольникова, Теона Валентиновна
- Дулькевич, Нина Викторовна
Е
- Евдокимов, Ярослав Александрович
- Егорова, Галина Григорьевна
Ж
- Жадан, Иван Данилович
- Жерздева, Эльмира Сергеевна
- Живая вода (ансамбль)
З
- Заволокина, Анастасия Геннадиевна
- Сёстры Зайцевы
- Захаров, Сергей Георгиевич
- Зыкина, Людмила Георгиевна
И
- Иван Ребров (певец)
- Иванова, Татьяна Павловна
- Игнатова, Софья Сергеевна
К
- Кабанов, Андрей Сергеевич
- Казачий круг (ансамбль)
- Катульская, Елена Климентьевна
- Кикоть, Андрей Иванович
- Кириенко, Зинаида Михайловна
- Кобзон, Иосиф Давыдович
- Ковальчук, Анна Леонидовна
- Козловский, Иван Семёнович
- Колос (ансамбль)
- Кондулайнен, Елена Ивановна
- Крапостина, Марина Юрьевна
- Кристалл-балалайка
- Крыгина, Надежда Евгеньевна
- Кубанский казачий хор
- Кудашев, Владимир Константинович
Л
- Лаевская, Анна Сергеевна
- Лаптев, Константин Николаевич
- Левкевич, Татьяна Алексеевна
- Лемешев, Сергей Яковлевич
- Лещенко, Вера Георгиевна
- Лещенко, Пётр Константинович
М
- Макеева, Анастасия Васильевна
- Максакова, Мария Петровна
- Милюков, Игорь Владимирович
- Михайлов, Максим Дормидонтович
- Молчанов, Иван Евстратьевич
- Мордасова, Мария Николаевна
- Морфесси, Юрий Спиридонович
- Музалёва, Лидия Михайловна
- Мясникова, Лидия Владимировна
Н
- Нежданова, Антонина Васильевна
- Нестеренко, Евгений Евгеньевич
- Николаева, Людмила Ивановна
- Никулушкина, Анастасия Захаровна
О
- Обухова, Надежда Андреевна
- Оганнисян, Виктория Артёмовна
- Оленин, Пётр Сергеевич
- Оренбургский государственный академический русский народный хор
П
- Пахоменко, Мария Леонидовна
- Пелагея (певица)
- Пересек (ансамбль)
- Песни России (хор)
- Петров, Иван Иванович (певец)
- Петрова, Татьяна Юрьевна
- Петровская, Алёна
- Пирогов, Александр Степанович
- Плевицкая, Надежда Васильевна
- Погудин, Олег Евгеньевич
- Подболотов, Александр Иванович
- Понаровская, Ирина Витальевна
- Пономарёва, Ольга Васильевна
- Преображенская, Софья Петровна
Р
- Радонежский, Платон Анемподистович
- Рейзен, Марк Осипович
- Россия (русский народный ансамбль)
- Рубашкин, Борис Семёнович
- Русичи (ансамбль)
- Русланова, Лидия Андреевна
- Русская песня (ансамбль)
- Рыбалченко, Светлана Викторовна
- Рюмина, Людмила Георгиевна
С
- Маруся Сава
- Сазонова, Нина Афанасьевна
- Самбурская, Настасья Аниславовна
- Северный русский народный хор
- Седьмая вода
- Семёнкина, Екатерина Ефимовна
- Сенчина, Людмила Петровна
- Сергеев, Алексей Тихонович
- Сергеева, Ольга Федосеевна
- Муня Серебров
- Сибирский русский народный хор
- Скуратов, Иван Иванович
- Смольянинова, Евгения Валерьевна
- Сокольский, Константин Станиславович
- Спиридонова, Анастасия Викторовна
- Старостин, Сергей Николаевич
- Степанова, Елена Андреевна
- Сумарокова, Алла Николаевна
- Суржиков, Иван Николаевич
Т
- Трошин, Максим Юрьевич
Ф
- Фёдорова, Оксана Геннадьевна
- Сёстры Фёдоровы
- Феськова, София Николаевна
Х
- Хворостовский, Дмитрий Александрович
- Хоровая капелла князя Ю. Н. Голицына
Ш
- Шаляпин, Фёдор Иванович
- Шульженко, Клавдия Ивановна
Многие народные мелодии, записанные и обработанные композиторами-классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей.
В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (то есть точного воспроизведения) народных песен, но и множество мелодий, созданных в народном складе. Песни Леля из оперы Римского-Корсакова “Снегурочка”, хор поселян из оперы Бородина “Князь Игорь”, многие темы в симфонических произведениях Чайковского, в операх и романсах Глинки, Мусоргского порою очень трудно бывает отличить от народных мелодий.
Одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов – распевность и широта мелодий, их выразительность, идущие от народных песен.
Глинка М.И. Вариации на русскую народную песню “Среди долины ровныя”.
{mp3remote}https://www.dropbox.com/s/408eq5irlptpz0d/Glinka-Variacii-na-temu-russkuyu-narodnuyu-pesnyu-quotSredi-doliny-rovnyyaquot%28muzofon.com%29.mp3?dl=1{/mp3remote}
Эта лирическая песня была популярна у городского населения. Глинка написал на её основе произведение для фортепиано в форме вариаций.
В народном напеве композитора привлекли плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувств. В песне выражено настроение задумчивости, печали.
В начале произведения тема звучит тихо и задушевно, затем к ней присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
Тема по-разному видоизменяется (варьируется) в каждой из пяти вариаций. Её развитие обогащается виртуозными приёмами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными.
Песня Марфы из оперы Мусоргского “Хованщина”.
Модест Петрович Мусоргский в своих произведениях часто обращался к русским и украинским песням. Опера “Хованщина” написана на русский исторический сюжет. Среди нескольких замечательных подлинных песенных мелодий в опере звучит известная протяжная лирическая песня “Исходила младёшенька” – очень задушевная, с плавной мелодией, в которой движение по ступеням чередуется с широкими выразительными оборотами.
В опере эту песню поёт Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания.
Во всех шести куплетах мелодия остаётся неизменной, зато аккомпанемент различный – варьируется в зависимости от содержания каждого куплета.
Песня Садко с хором из оперы-былины Римского-Корсакова “Садко”.
Опера “Садко” написана композитором на сюжет русской былины о новгородском гусляре Садко, который своими песнями покорил грозного Морского царя и принёс богатство и славу родному Новгороду.
Композитор назвал своё произведение оперой-былиной. Подобно неторопливому былинному сказу, развёртывается действие на сцене. Многие мелодии и речитативы оперы очень близки к напевам древних русских былин. Композитор использует и подлинно народные былинные напевы. Например, хор “Высота ли, высота поднебесная” написан на мелодию былины “Соловей Будимерович”. Композитор сохранил здесь народные слова. Но характер мелодии былины был изменён. Вместо неторопливого рассказа-повествования речитативного склада, исполняемого одним сказителем в опере напев превратился в хоровую молодецкую песню, энергичную и раздольную.
Народные песни в произведениях П.И. Чайковского.
- Струнный квартет, II часть, песня “Сидел Ваня”.
- Первый фортепианный концерт, финал, укр. нар. песня-веснянка “Выйди, выйди, Иваньку”.
- Симфония № 2, финал, укр. нар. песня “Журавель”.
- https://www.dropbox.com/s/cepozi0r585sf40/Simfoniya_2_do-minor_op.17._IV_-_Finale._Moderato_assai._Allegro_vivo_-_P.I.CHajkovskij_1840-1893_._%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
- Симфония № 4, финал, русск. нар. песня “Во поле берёза стояла”.
- https://www.dropbox.com/s/rzyy8sif4g66pk5/CHajkovskij_Petr_Ilich_-_Simfoniya_4_Or._36_fa_minor_IV_chast_Variacii_na_temu_Vo_pole_beryoza_s_%28iPlayer.fm%29.mp3?dl=0
Вопросы:
1. Каким образом русские композиторы доносили до слушателей записанные ими народные мелодии?
2. Что означает “Цитирование народных песен”?
3. Приведи примеры произведений, созданных композиторами в народном складе.
4. Что является одной из ярких особенностей музыки русских композиторов-классиков?
5. Расскажи о каждом из прослушанных произведений.
6. Мелодии каких народных песен и в каких произведениях использовал П.И. Чайковский?