Епископ Пантелеимон (Шатов) в своем блоге Рождественским постом пишет о Таинстве Исповеди.
Чтобы договориться о встрече со священником, лучше не обращаться к людям, которые работают в храме, они не всегда смогут вам помочь. Обычно они оберегают батюшку, зная, что у него много дел. Поэтому лучше всего сразу подойти к священнику и поговорить с ним лично. Но прежде чем это сделать, посмотрите, как он общается с другими людьми.
Если вы поймете, что батюшка добрый, увидите, как он ласково с кем-то беседует, кому-то улыбается, – можно смело к нему подходить. Для первой исповеди очень важно найти доброго священника. Быть может, потом вы выберете себе в духовники сурового старца, который будет строго вас воспитывать, и это будет полезно, но для первой встречи, для первой исповеди нужен священник, который как привратник стоит у дверей и всех пропускает в храм беспрепятственно.
Если вы живете в большом городе, где много храмов, лучше постараться выбрать священника, близкого вам по духу. Человеку образованному более подошел бы священник интеллигентный, простому – попроще, а кому-то, может быть, хочется, чтобы у батюшки было чувство юмора… Но хорошо бы выбрать священника в возрасте – опытного, который уже слышал много самых разных исповедей. Его вы вряд ли чем-либо удивите и он спокойно отнесется ко всему, что вы скажете. Добрый и опытный священник – вот кто вам нужен! О том, чтобы найти такого, нужно обязательно помолиться Богу.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Многие скажут,что ничего сложного в этом нет.Иди в любой Храм и исповедуйся.Но в больших городах – это,своего рода,проблема.Священника очень сложно “поймать”. После службы его хотят видеть многие для общения,совета и т.д.Когда приходишь вне службы,его можно не застать на месте. А исповедь,особенно первая,это не формальность.Занимает довольно много времени и душевных сил.Хочется,чтобы священник уделил тебе достаточно времени… Поэтому меня интересует вопрос,как найти священника,который располагал бы эти временем и желанием тебя слушать.Возможно,кто-то поделится своим опытом в этом вопросе. У нас в храме в Москве все священники нормальные: и выслушают и время уделят. Алексеевский Ставропигиальный женский монастырь. Крестят и венчают за произвольное пожертвование. Надо подходить и говорить священнику, что это Ваша первая исповедь, чтоб выбрал свободное время. А не ждать, что батюшка угадает это по выражению Вашего лица. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Борисов Игорь 8 лет назад Я не священник. Более того, я неверующий, хотя и крещен в Русской Православной Церкви. Мой статус по отношению к религии весьма точно определил мой преподаватель научного атеизма (из попов-расстриг). Он сказал, что я даже не атеист, я безразличный к религии и атеизму человек. Но, почему-то с самого раннего юношества, ко мне тянулись люди на “исповедь”. Доверяли всегда самое сокровенное, каялись в грехах и даже преступлениях. Я что-то невразумительное мычал в ответ. Но люди, почему-то уходили после этих “исповедей” какими-то другими. Что-то менялось в них. И в лучшую сторону. Было даже несколько почти смешных моментов, когда те же самые люди приходили опять ко мне лет через ннадцать, вспоминали свои старые “исповеди” со мной, но меня не узнавали! Не можете найти Батюшку, найдите такого как я. Он (она), денег не возьмет, советов не даст, но облегчение непременно испытаете. Или езжайте в глухую провинцию, в действующую сельскую церковь, к попам, что не потеряли еще истиную веру из-за денег. Они тоже помогут. keepline 8 лет назад В виду завышенных до небес цен на все, что только можно придумать, мой сын крестил свою дочку не в Москве, а в области. Замечательный батюшка просто очаровал всех, своей внутренней добротой. Он никуда не спешил, говорил нормальным голосом и нормальным тоном. Это довольно большая редкость сейчас, в нашем мире, где даже священники стали разговаривать с прихожанами тоном сотрудников ГИБДД)) В результате все присутствующие решили ездить только в этот храм В большом городе священники просто “зажрались” Надо в глубинку ехать Если и есть у кого то еще связь с богом, то наверное только там. Shenia 8 лет назад Священника для исповеди лучше искать днем. Если вы придете в большой храм, то там всегда есть дежурный священник, который специально сидит и ждет того, кто придет для беседы или исповеди. Именно у него можно исповедоваться не спеша. Исповедоваться обстоятельно не получиться в преддверии большого праздника. Слишком много людей тоже хотят попасть на исповедь. Хороший вариант – поехать в глухую деревню в храм. Там священник точно найдет для вас время. mychange 6 лет назад Для исповеди найти священника не сложно, можно исповедоваться в присутствии любого священника, лишь бы выслушал до конца. Когда я исповедовалась первый раз, за всю жизнь, то исповедовалась частями, приходила, рассказывала все, что помню, потом вычеркивала, в следующий раз – остальное. Когда рассказала все, причастилась. Но многие записывают грехи на бумажку и приходят с такой простынью, так вот, не надо приходить на первую исповедь в Великий четверг, например, когда весь храм причащается и большие очереди на исповедь, нужно выбрать время, будний день, когда в храме мало народа и священник сможет выслушать вас и не будет разрываться между вами и другими людьми. Но если одной исповеди недостаточно, нужны духовные советы, то есть, нужна не исповедь, а духовная беседа, то лучше посоветоваться со знакомыми верующими, к какому священнику лучше обратиться (можно договориться о конкретном времени), я несколько раз ездила с аналогичной целью в Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге, у сестер очень хороший, опытный духовник. Если сможете приехать в Москву, как выше советовали, в центре города, во многих храмах очень хорошие внимательные священники, я иногда заходила в первый попавшийся храм и никогда не была разочарована. А для чего это Вам надо? Если Вы думаете Бог Вас услышит, то Вы ошибаетесь, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих проблемах. Верить конечно надо, но держите веру у себя в душе, вот со своей душой и советуйтесь, как жить по совести, чтоб душа не страдала и не надо тогда к попам ходить. И кстати, раньше попы, может не все, но большинство, были агентами КГБ- эта информация 100%. Знаете ответ? |
Дорогие читатели! Эта статья для начинающих христиан или для тех, кто ищет Бога. Хотя она может оказаться полезной и для опытных христиан.
Некоторые люди говорят, что получили свои греховные наклонности (страсти) по наследству, и этим себя оправдывают. Или говорят, что у них такой дурной характер, и с этим ничего нельзя поделать, нельзя измениться. В этом они как бы обвиняют своих родителей и Бога. Этот грех самооправдания страшен тем, что не дает человеку покаяться и начать исправляться.
А есть такие люди, которые считают себя хорошими и совсем не видят своих грехов, но в других людях видят грехи и осуждают. Таким людям гордость не дает увидеть свою греховность. Но каждый человек рождается и с хорошими задатками, и с плохими. И он должен потрудится, чтобы от плохих своих качеств (грехов) избавится, а хорошие качества (добродетели) развить, чтобы стать подобием Божиим.
Иисус Христос говорил фарисеям (которые считали себя праведниками), что мытари и блудницы ( которые считали себя грешниками) раньше них войдут в Царство Небесное. Первым вошел в Божье Царство покаявшийся разбойник, который был распят справа от Христа. И еще Господь сказал, что пришел призвать не праведников, а грешников на покаяние, потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные.
Также читайте: как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн.
Содержание:
- Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
- Как правильно подготовиться к исповеди?
- Как правильно называть свои грехи на исповеди
- Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
- Список основных грехов для мужчин и для женщин
- Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
- Пример написания грехов на листочке
Что такое исповедь в православной церкви, как она проходит?
Когда Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане, он говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Иисус Христос говорил то же самое, когда вышел на проповедь.
В девятом символе веры мы говорим: «(Верую) Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь». Господь создал Свою Церковь — Духовное Тело Христово, внутри которой человек спасается, то есть кается, очищается от грехов, исцеляется и «прививается» Богу. Главою Церкви является Иисус Христос.
Церковным таинством называется священное действие, через которое тайно, невидимо, человеку подается благодать Святого Духа (спасительная сила Божья). Если человек уверует в Христа, покается и крестится, то он входит в Церковь Христову и может пользоваться другими таинствами.
В таинстве крещения мы омываемся от всех грехов, которые совершили до крещения, отрекаемся от сатаны и соединяемся с Христом. И становимся членами Церкви — детьми Бога Отца, а значит братьями и сестрами для других христиан.
По благодати Божией мы начинаем свой духовный путь внутри Церкви Христовой. Наша цель — обожение, совершенствование. Однако, по нашему нерадению, этот путь может прерваться, и не один раз. В большинстве случаев в православной Церкви человека крестят в младенчестве и не могут воспитать его правильно, по-христиански. В таком случае человек перестает быть членом Церкви.
Но в какой-то момент своей жизни, особенно в период скорбей или болезней, человек может прийти в себя и обратиться к Богу. И Бог человеколюбец дает нам возможность вернуться в лоно Церкви, для исцеления наших ран, посредством таинства покаяния, исповедания своих грехов. Хороший пример — возвращение блудного сына (Лк.15;11-32). Мы все, как блудные сыновья, от греха возвращаемся к Богу.
Исповедь в православной Церкви — это таинство покаяния, в котором мы исповедуем (открываем устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получаем через священника прощение грехов от самого Иисуса Христа.
Господь наш дал святым апостолам, а через них всем епископам и священникам, власть прощать грехи: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20,23).
Для получения разрешения грехов от исповедующегося требуется:
- вера в Господа Иисуса Христа,
- искреннее сокрушение о грехах,
- устное исповедание грехов,
- твердое намерение исправить свою жизнь,
- примирение с ближними,
- надежда на милосердие Божье.
Кающемуся подается спасительная помощь Божья для борьбы с грехом.
Как правильно подготовиться к исповеди?
Грех — это рана, которую мы наносим себе сами. Грех — это результат удаления человека от Бога, неисполнение Его заповедей. Иоанн Златоуст говорит, что грех — это самое великое в мире зло. Церковь Христова — это духовная лечебница, имеющая множество средств для нашего исцеления.
Когда мы приходим к врачу, то называем ему симптомы нашей болезни. Так же и в духовной лечебнице мы исповедуем свои грехи, как симптомы болезни, показываем наши раны Господу. И милостивый Господь подает нам лекарства для исцеления наших духовных болезней.
Сначала определим понятия покаяние и исповедь. Покаяние — по-гречески «метанойя» и означает обращение к Богу, изменение ума. Покаянием человек избавляется от невыносимой тяжести прошлого и от беспросветного отчаяния относительно будущего. Покаяние рождается из желания исправится, очистить свое сердце, послужить Богу и ближнему.
Хороший пример из Евангелия — обращение Закхея. Когда Иисус проходил через город Иерихон, начальник мытарей Закхей залез на дерево, чтобы видеть Иисуса, потому что был малого роста. Иисус, проходя мимо, сказал Закхею, чтобы он слез с дерева: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме». И Закхей с радостью принял Его в своем доме.
Как мытарь, Закхей стяжал себе неправедное богатство. Его все иудеи ненавидели и считали грешником. От прикосновения Божьей благодати Закхей покаялся и изменил свою жизнь, сразу лишился всего своего богатства: «Господи, половину имения моего я отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо». (Лк.19;1-10). Господь же сказал, что ныне пришло спасение дому сему, ибо Он пришел взыскать и спасти погибшее. По преданию, впоследствии Закхей стал священномучеником за Христа.
Покаяние — это труд, жертва, борьба с самим собой, со своими неправдами и грехами, со страстями. Самый трудный бой — это бой с самим собой. Покаяние — труд целой жизни.
А исповедь — одно из главных действий покаяния. После того, как человек придет в себя, познает свои грехи, сокрушится о них перед Богом и оплачет их, он должен искренне исповедать их в Церкви в таинстве исповеди, обнаружить свое греховное состояние.
При подготовке к исповеди надо постараться со всеми примириться, попросить прощения. Если невозможно лично примириться, то мысленно, от всего сердца всех простить. Это необходимо, потому что Господь сказал, что если вы будете прощать согрешения людям, то и Отец ваш Небесный простит вам, а если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мф.6;14).
Обычно человек, начавший вести духовную жизнь, записывает грехи в тетрадку. Это удобно при подготовке к исповеди, чтобы не забыть. Чтобы научится каяться, надо приучить себя постоянно контролировать свои мысли, слова и поступки.
Как только заметим что-нибудь плохое (например, оскорбили ближнего или прекословили), сразу сокрушенно обратимся к Богу: «Господи, прости меня и помилуй! Я опять оскорбил ближнего». А потом этот грех записать.
Записывание грехов приучает человека следить за собой. Так делал, например, св. Иоанн Кронштадтский.
На исповеди не нужно бояться, что священник вас осудит. Наоборот, батюшка будет рад, что вы покаялись и вернулись к Богу. На небе ангелы радуются каждому покаявшемуся грешнику. Не бойтесь называть самые стыдные свои грехи, потому что если вы сознательно скроете какой-нибудь грех, то Господь не простит вам его. В Церкви мы все блудники, блудницы, разбойники и мытари, которые каются и очищаются, и друг друга не осуждают. Как больные в больнице не осуждают друг друга за болезни, а, наоборот сочувствуют.
Святые отцы советуют, что грехов чувственности (блудных) подробно описывать не надо, а сказать только образ греха, чтобы памятью подробности не осквернить чувств. Но другие грехи, наводящие стыд самолюбию, надо исповедать подробнее, с обвинением себя.
Еще святые отцы рекомендуют нам обращать внимание на то, в чем нас упрекают и укоряют близкие люди, какие грехи они в нас видят. Потому что в другом человеке легче замечать грехи, чем в себе самом. Даже когда мы смотрим на себя в видеозаписи, со стороны, то кажемся себе не такими, как представляли.
Перед исповедью надо помолиться, чтобы Господь дал нам видеть наши грехи и не осуждать никого. Нельзя на исповеди оправдывать свой грех или обвинять других людей в совершенном нами грехе (например, когда каются в ссорах, раздражительности, гневе). Надо говорить только о своих грехах и обвинять только себя.
Совесть свою можно проверять по десяти заповедям Моисея или по Евангельским заповедям. Если мы начнем понуждать себя к исполнению заповедей Христовых, то нам будут открываться наши немощи. Естественный процесс правильной духовной жизни приводит человека к видению своей греховности. Человек познает свои грехи по мере познания Бога.
Для возгревания покаянного чувства хорошо читать канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы к святому причащению (из молитвослова), нагорную проповедь Иисуса Христа (Мф.5-7), псалтирь. Хорошо слушать псалтирь на русском языке под духовную музыку, записанный Русским библейским обществом. В псалтири много покаянных молитв, особенно пс.50.
Для умягчения своего сердца нужно читать духовные книги, святых отцов церкви. Для мирян лучше всех объясняет авва Дорофей в «Душеполезных поучениях».
Как правильно называть свои грехи на исповеди
На исповеди не нужно подбирать такие слова, чтобы казаться лучше. Нужно обвинить себя прямо. Например, воровал. Так и говорить: «я воровал на работе детали (или зерно, или еще что-нибудь, в магазине, или у человека, или на рынке…). Главное — это наше раскаяние, а не форма. Форма исповеди у каждого человека может быть разной.
Например, правый разбойник на кресте исповедался так: «Мы осуждены справедливо, достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал…Помяни меня, Господи, когда придешь в Царство Твое!» И этого было достаточно, чтобы Господь ему сказал: «Ныне же будешь со мною в раю».
А блудный сын сказал: «Отче, я согрешил против неба и перед тобой и недостоин уже называться сыном твоим!» А отец простил его даже раньше, чем сын повинился перед ним.
Если вы исповедуетесь в первый раз, то можно назвать только те грехи, в которых вы покаялись перед Богом, когда вас настигла Его призывающая благодать. Во второй раз вы можете вспомнить и другие грехи, которые совершили в жизни и в которых вас обличает совесть, и принести эти грехи на исповедь.
Если вы в первый раз по настоящему покаялись, то Господь своей призывающей благодатью будет вам помогать вести духовную жизнь и воцерковляться. Он пошлет вам людей в помощь или книги духовные и т.д. И, по мере духовного совершенствования, вы сможете видеть в себе и более тонкие грехи и страсти, такие как гордость, самолюбие, тщеславие и т.п., которые описывают святые отцы Церкви (например, авва Дорофей, Иоанн Лествичник, Игнатий Брянчанинов, письма Никона Беляева).
В следующие разы вы уже можете исповедовать не только дела, но и свое внутреннее устроение. Главное — всех прощать, чтобы и Господь вас простил, и не оправдывать себя, а обвинять, потому что Христос спасает не «праведников», а грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи.
Так как страсти сразу искоренить нельзя, то и грехи по этим страстям могут повторяться. Поэтому на исповеди надо исповедовать грех повторно до тех пор, пока он не перестанет вас тревожить. На это могут уйти годы (у всех по-разному).
Если у вас нет чувства покаяния, то можно исповедать окамененное нечувствие или жестокосердие, и Господь может умягчить ваше сердце даже во время исповеди или после нее и пробудить покаянное чувство.
Как проходит таинство исповеди в церкви – что надо делать и с каких слов начать
В православной церкви обычно проводится исповедь на вечернем Богослужении или утром перед Литургией. Хотя в некоторых храмах бывает и во время Литургии, перед причастием (для немощных и детей).
В православной Церкви существует обычай перед исповедью покупать свечу в церковной лавке и класть ее на аналой. Эта свеча является нашей маленькой жертвой Богу, символом очищения нашего сердца. Потому что исповедь — это очищение души от грязи.
Перед началом исповеди священник кладет на аналой Крест и Евангелие и читает общую молитву. Затем исповедник подходит к аналою и кается в своих грехах перед Господом Иисусом Христом в присутствии священника, как свидетеля, который внимательно слушает. Священник может дать совет исповеднику, чтобы скорректировать его духовную жизнь, особенно если человек пришел в первый раз.
Исповедь можно начать, например, так: «Господи, я согрешил(а)…», а закончить так: «согрешил(а) и множеством других грехов, которых и не упомнишь. Господи, прости меня, каюсь». Это только пример формы исповеди, у всех может быть по разному.
В конце исповеди священник спрашивает имя исповедника и, видя его искреннее раскаяние, возлагает на его наклоненную голову конец епитрахили, осеняет крестным знамением и произносит разрешительную молитву. Грехи прощает сам Иисус Христос. Затем исповедник целует Крест и Евангелие. Если после исповеди человек собирается причащаться Святых Христовых Таин, то он берет у батюшки благословение на причастие.
Но в некоторых храмах благословляется проведение общих исповедей. Здесь батюшка читает список самых распространенных грехов, а затем читает разрешительную молитву или над всеми сразу (исповедники называют свои имена), или над каждым в отдельности, или небольшими группами.
В первый раз лучше исповедаться лично, а не в общей исповеди. Хорошо, если человек сам говорит о своих грехах. Но в некоторых случаях, когда исповедник смущается, боится или забывает, священник может ему помочь. Если нужно исповедать много грехов, то можно их записать на листе бумаги и на исповеди прочитать.
Список основных грехов для мужчин и для женщин
Греховность — это не только внешнее плохое поведение, но в большей степени внутреннее расположение и пристрастие к греховному. Человеку с плохим поведением бывает легче покаяться, чем человеку с хорошим поведением, потому что у «плохого» все грехи на виду, а у «хорошего» — скрыты внутри. Поэтому важно видеть и исповедовать согрешения делом, словом и мыслью. И бороться со страстями с помощью нашего Спасителя.
Источник всех человеческих страстей — эгоизм, то есть забота только о себе и своих интересах (у св. отцов — себялюбие, самолюбие). Страсти в православии — это искаженные добродетели (греховные навыки). Святые отцы выделяют восемь главных страстей и восемь противоположных им добродетелей:
- Чревоугодие (добродетель — воздержание):
Объядение, пристрастие к вкусной и вредной пище, пьянство, несоблюдение или нарушение Церковных постов, лакомство, невоздержание. Излишняя и неправильная забота о теле. Это нарушение второй заповеди: «Их бог -чрево» (Фил.3;19).
- Любодеяние, или блуд (добродетель — целомудрие, чистота сердца):
Грехи блудные естественные: блуд, прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. Блудные ощущения и пожелания тела и души. Разжжение. Принятие нечистых помыслов, услаждение ими, медление в них и соизволение им. Блудные мечтания и пленения. Ночное осквернение во сне. Чтение книг и смотрение фильмов и картин развратных. Сквернословие. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5;28).
- Любостяжание или сребролюбие (добродетель — нестяжание, милосердие):
Пристрастие к деньгам и всякому имуществу. Желание и размышление об обогащении. Корыстолюбие. Скупость, накопительство, алчность. Неверие в Божественный промысел. Жестокосердие к нуждающимся. Все виды кражи: воровство, грабительство, святотатство, взяточничество, мошенничество, обман. Сребролюбие — это идолопоклонство. (Грехи против второй, восьмой и десятой заповеди Закона Божьего)
- Гнев (добродетель — кротость):
Внутренний гнев: вспыльчивость, раздражительность, возмущение сердца яростью, жажда мести, принятие гневных помыслов.
Наружный гнев: споры, ссоры, крики, оскорбления, бранные и обидные слова; драки, убийство. Аборты.
Злопамятство: ненависть, вражда, мщение, осуждение, злословие, клевета, возмущение и обида ближнего.
- Душевредная печаль (добродетель — блаженный плач, умиление, печаль по Богу):
Скорбь от житейских неприятностей или потери близких людей (стресс). Печаль от неисполнения желаний. Ропот на Бога и на людей. Обидчивость, недовольство своей судьбой. Нетерпение, тоска, огорчения.
Опасение и страх за свою участь. Ненадеяние на Бога. Недоверие Богу и его промыслу о нас. Неблагодарение Бога за все, что с нами случается (неблагодарный всегда всем недоволен). Страх, малодушие, боязнь страданий и болезней.
- Уныние (добродетель — трезвение):
Первый вид уныния повергает в сон. Расслабление души, духовное изнеможение. Леность (непринуждение себя) к молитве, поклонам и добрым делам. Сонливость, рассеянность во время молитвы. Оставление чтения духовной литературы. Лень. Излишнее успокоение сном, лежанием (как Обломов). Забвение о страшном суде. Забвение Христовых заповедей и своих грехов. Лишение страха Божия и нерадение о своем спасении. Неблагоговение. Гнетущее, скорбное состояние души (духовное замерзание души). Депрессия.
Второй вид уныния ввергает в праздность. Празднословие, пустые разговоры, шутки, постоянные развлечения (игры, телевизор, зрелища, компьютер, наркотики, пьянство и др.). Окамененное нечувствие сердца, ожесточение сердца. Отчаяние.
- Тщеславие (добродетель — смирение):
Влечение к положительному мнению окружающих людей. Желание и поиск земных почестей, суетной славы, высоких должностей, человеческой похвалы. Пристрастие к наукам и искусствам суетным (артисты, певцы, танцоры и др). Пристрастие к политике, профессиональному спорту для приобретения славы. «Звездная болезнь». Желание первенства.
Превозношение своими плотскими преимуществами и видимыми вещами. Хвастовство. Пристрастие к красивым вещам и одеждам, к косметике. Самолюбование перед зеркалом, красование перед другими, внимание к красоте своего лица, фигуры, голоса и др. (себя показать).
Стыд исповедовать свои грехи, утаивание их перед духовником и перед людьми. Желание казаться лучше, чем есть на самом деле. Самооправдание. Лукавство. Лицемерие. Прекословие. Ложь, подозрительность, притворство. Зависть. Лесть, человекоугодие. Уничижение ближнего. Бессовестность. Переменчивость нрава. Бесовские нрав и жизнь.
- Гордость (добродетель — любовь):
Гордость плотская: Высокомерие, презрение (уничижение) ближнего. Предпочтение себя всем. Властолюбие. Своеволие. Дерзость. Колкое насмешничество.
Гордость духовная: Омрачение ума и сердца, пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Прелесть. Непокорность Божьему Закону. Оставление смирения. Нелюбовь к Богу и ближнему. Ложное мировоззрение. Ересь, сектантство. Неверие. Волшебство, колдовство, гороскопы. Безбожие. Безумие.
Как правильно исповедоваться детям, что говорить батюшке
Если родители сами неверующие или не ведут духовную жизнь, но ребенка хотят воспитать православным верующим, то они могут отвести его в воскресную школу при церкви. И здесь верующие учителя и батюшка научат ребенка православной вере и научат его исповедоваться и причащаться Христовых тайн. Такой ребенок может даже родителей привести к Богу, потому что родители увидят, как их ребенок меняется в лучшую сторону.
Не давая детям общаться с Господом в таинствах Церкви, мы нарушаем евангельскую заповедь «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10;14).
Если родители верующие и участвуют в таинствах, то такому ребенку будет легче в первый раз пойти на исповедь, потому что дети воспитываются примером родителей. Если в семье каждый день или перед сном читают детям Евангелие, то дети знают, что такое покаяние. И Иисус Христос, и Иоанн Креститель проповедовали покаяние для прощения грехов.
А грех — это те поступки и мысли, за которые ребенку стыдно и в которых его обличает совесть. Бесы действуют на детей так же, как и на взрослых и всевают им дурные мысли, заставляют делать дурные поступки. Надо научить ребенка отделять грех от него самого.
И если ребенок поймет это, то можно давать ему в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь и причастие. Можно приучить ребенка следить за собой и записывать грехи, которые он потом понесет на исповедь.
Готовиться можно по десяти заповедям Закона Божия и Евангельским. Можно читать детям душеполезные поучения аввы Дорофея о страхе Божием, о совести; о смиренномудрии; о том, что не должно лгать; о злопамятстве; о том, чтобы не судить ближнего; о том, что надо скорее отсекать страсти, чтобы они не превратились в злой навык души; Сказание о блаженном Досифее (о послушании); и др.
Не нужно исповедовать сразу много грехов, достаточно два, три, четыре самых главных, которые ребенок сам осознает. Нельзя ребенку навязывать исповедь. Родители должны относиться к этому деликатно, чтобы не навредить ребенку. Если ребенок пока не хочет исповедоваться, то нужно подождать и продолжить подготовку.
Родители должны побуждать детей к исповеди. Например, собственным примером учить их, как повиниться перед близкими, перед детьми, попросить у них прощения. Так же надо просить прощения и у Бога на исповеди и дома. Учить детей всех прощать и не таить обиды. Дальше родители должны передать ребенка в руки любящего и внимательного батюшки, который будет главным учителем того, как ребенку каяться.
Родители не должны выпытывать тайну исповеди ребенка и не должны использовать ее в качестве инструмента воспитания. После искренней исповеди и причастия Господь подает ребенку помощь в борьбе с грехом. Сам ребенок не сможет справиться с грехом, ибо Господь сказал: «человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу» (Мк.10;27). А родители должны молиться за детей, это их самая действенная помощь.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.
Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.
01
Когда можно исповедоваться в храме?
Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.
02
Как проходит таинство Исповеди?
Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.
03
О чем говорить на исповеди?
На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.
04
Можно ли использовать книжки со списком грехов?
Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».
05
Зачем на исповеди священник?
Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.
Как правильно начать исповедь в храме? В статье описано, что нужно говорить батюшке или написать в записке.
Содержание
- Исповедь перед священником: почему считается, что это начало новой жизни?
- Как правильно подготовиться к генеральной исповеди?
- Начало исповеди: какими словами правильно начать каяться перед батюшкой в церкви, пример
- Видео: Что говорить на исповеди? Подробная исповедь грехов батюшке
- Как здороваться с батюшкой на исповеди?
- Как начать записку на бумаге на исповедь: какие слова написать, чтобы правильно покаяться?
- Какими словами надо закончить исповедь в церкви: что говорить, пример
- Что спрашивает батюшка на исповеди?
- Подготовка к причастию: как правильно?
- Видео: Как правильно каяться на Исповеди?
- Видео: О чем говорить на исповеди?
- Видео: Что делать, если не знаешь, что сказать на исповеди, и повторяешь одно и то же?
Исповедь — это часть обряда покаяния в присутствии священнослужителя. Христианин признает свои согрешения перед Создателем. Исповедь является важным Таинством для человека, его духовного существования и спасения. Покаяние как фундамент духовности.
Прочитайте на нашем сайте другую статью по теме: «Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила». Вы узнаете, можно ли и как правильно молиться своими словами, и какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину.
В этой статье мы расскажем, как нужно правильно исповедоваться, что говорить священнику, когда только к нему подходите. Также вы узнаете, что спрашивает батюшка на исповеди. Читайте далее.
Исповедь перед священником: почему считается, что это начало новой жизни?
Греховность — это грязь, а исповедь — очищение от духовной грязи. Грех является ядом для души, Покаянием можно излечиться от яда греха. Вот почему считается, что это начало новой жизни. Чтобы вылечить свою душу человеку необходимо пойти в церковь. Многие задаются вопросом: почему исповедоваться нужно в церкви и в присутствии священника? Бог слышит каждого, кто согрешил, но попросить у него прощения будет недостаточно. К примеру:
- Если человек упал в грязь и ему стыдно за это, то он не станет чище.
- Для очищения потребуется внешний источник с водой.
- Чтобы очистить свою душу от греха нужно пойти в церковь и совершить процесс омовения — Таинство Исповеди.
Не всегда получается легко простить кающегося, но так необходимо каяться перед тем, кого обидели. Важнее всего покаяться перед Отцом Небесным, ведь только он дает спасение. Только перед Ним у человека имеется множество грехов.
Как правильно подготовиться к генеральной исповеди?
Полное признание требует предварительной подготовки. На этой требе человеку придется изложить священнослужителю много фактов из своей жизни за один раз. Все эти греховные события лучше всего записать и принести с собой. Как правильно подготовиться к генеральной исповеди?
- Перед обрядом человек должен хорошо подумать о том, какая у него вина перед Богом и окружающими.
- Важно вспомнить обо всех плохих мыслях и делах.
- Необходимо проанализировать все заповеди Божьи.
- Вспомните, почему вас ругают близкие родственники, потому что они видят со стороны больше.
- Если есть возможность, то произнесите «Прости» всем, кого когда-либо обижали. Помните о том, что обидеть можно словами, поступками, непониманием, равнодушием. Нужно со всеми примириться.
- Если это не получается, то помириться нужно в сознании и в вашем сердце.
- Не нужно оправдывать свою личность, обвинять посторонних в своих ошибках.
До совершения Таинства готовятся от 3 до 7 дней, трое суток стоит соблюдать пост и произносить молитвенные слова. Пересматриваются все свои греховные и правильные поступки в жизни. Предварительно подготовленная генеральная исповедь с различными пояснениями поможет увидеть свой жизненный путь со стороны. Это поможет понять, в каком направлении нужно двигаться дальше.
Очень важно найти хорошего духовника для проведения обряда. Но не каждый хочет открываться перед священником. Лучше всего пойти к уже знакомому священнослужителю.
Начало исповеди: какими словами правильно начать каяться перед батюшкой в церкви, пример
На требу не опаздывайте, в Божий дом приходите к 7-30 утра, если вы будете исповедоваться утром. Если вечером, то к 16-30 (но лучше время уточнить у тех, кто служит в храме). Внешний вид верующего христианина должен быть скромным. Запрещается надевать вызывающие платья, юбки и блузы, большие бусы или серьги и использовать духи с резким ароматом. Женщина обязана покрыть голову.
ВАЖНО ЗНАТЬ: Во время критических дней лучше не посещать храм для треб и, особенно, на Причастие.
Заранее настройтесь на необходимый лад. Христианин обязан быть глубоко почтенным при обращении к Господу во время требы. Сначала верующий полностью признает свою греховность и начинает перечислять все свои проступки. Упоминать нужно не только совершенные проступки, но и плохие помыслы.
Какими словами правильно начать каяться перед батюшкой в церкви? Для начала требы в Божьем доме можно использовать следующие слова — пример:
Далее проговорите грехи по отношению к Богу, к близким и к своей личности.
Видео: Что говорить на исповеди? Подробная исповедь грехов батюшке
Как здороваться с батюшкой на исповеди?
У некоторых православных христиан возникает вопрос на счет обращения к священнослужителю. Как здороваться с батюшкой на исповеди? Сначала важно поприветствовать и проговорить:
- «Благословите, батюшка!».
Поздороваться со священнослужителем за руку может только приравненный к нему по сану. Другие люди, и даже диаконы, при разговоре с ним, только могут принять от него благословение. Чтобы это сделать нужно ладошки сложить в виде креста, правую наверх левой. Нужно принимать благословляющую руку и поцеловать ее в знак почитания священного сана. Не стесняйтесь, так делают все верующие.
Благословиться у него можно, если вы встретились вдруг на улице, а не только тогда, когда он в церковном обряде. Батюшка может быть одет в обычный костюм. Поговорить с ним можно и на улице, в магазине, на рынке, любом общественном месте. Но не стоит подходить за получением благословения вне церкви к не одетому батюшке, если он вас не знает лично.
Как начать записку на бумаге на исповедь: какие слова написать, чтобы правильно покаяться?
Храм посещает огромное кол-во людей, но не все имеют смелость вслух сказать о своей греховности и содеянном. Сначала следует подойти к священнослужителю и попросить его назначить часы для исповедования. При встрече можно будет побеседовать один на один. Перед обрядом Исповеди нужно прочитать Покаянный канон. Именно он настроит христианина на верный лад и уберет все плохие мысли.
Как начать записку на бумаге на исповедь? Какие слова написать, чтобы правильно покаяться?
- Можно написать сначала, как и будете говорить: «БЛАГОСЛОВИТЕ, БАТЮШКА!».
Затем набросайте список грехов на чистый лист бумаги, чтобы потом ничего не забыть от чрезмерного волнения. Не только семь смертных грехов попадают в этот перечень. Существует очень много других:
Для дам — это может быть:
Для мужчин:
Если у вас имеются какие-то из этих грехов или может другие, напишите на бумажный лист, который приготовлен для исповеди. Ниже еще больше полезной информации. Читайте далее.
Какими словами надо закончить исповедь в церкви: что говорить, пример
Очень важно верно окончить требу в храме. Какими словами, что говорить? Когда завершается Исповедь, вы должны раскаяться о неправильных проступках и смиренно вопрошать Создателя о прощении своих грехов — пример:
После исповедания нужно стараться избегать повтора совершенных ошибок. Каждый раз это засчитывается еще более сложным и опасным для человека согрешением. Священнослужитель, который выполнял обряд, посоветует, как вести себя верно и начать существование, достойное настоящего верующего.
Что спрашивает батюшка на исповеди?
Священнослужитель сам вопрошает у человека на исповеди: «В ЧЕМ ОН СОГРЕШИЛ ПЕРЕД СОЗДАТЕЛЕМ?».
Не надо проговаривать все в подробностях, стоит перечислять все грехи верными определениями, которые присущи для церкви. Священнослужитель может сам начать спрашивать все в подробностях, только в таком случае нужно рассказывать все подробности ситуации.
В конце исповедания батюшка поинтересуется, все ли грехи были открыты перед Создателем, не затаилось ли чего-то еще. Обычно он спрашивает, кается ли человек в совершенных греховностях? Есть ли сожаление о содеянных поступках, не будет ли человек в дальнейшем будущем совершать подобные действия? Нужно отвечать на все вопросы батюшки. После этого он накроет верующего епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над ним разрешительные молитвенные слова.
Подготовка к причастию: как правильно?
До исповедания стоит готовиться хотя бы 3 дн., а лучше — неделю, и важно поститься. Нужно исключить такие продукты как мясо, молочку и яйца, иногда рыбу. Супруги не должны жить половой жизнью. Вся семья отказывается от просмотра телевизора и других развлечений, и посещаем храм во время богослужений. Им необходимо читать молитвенные слова утром и вечером. После исповедания, на Литургии можно причаститься. Как правильно подготовиться к этому Таинству?
Независимо от времени проведения требы, накануне ЛИТУРГИИ, нужно посетить вечернее служение. Перед вечерними молитвенными правилами, перед тем как лечь в постель, обязательно читают три канона:
Каждый из канонов читают по отдельности или при помощи молитвослова. Там эти молитвы объединены вместе. Затем прочитывается канон ко Святому Причащению до молитвенного правила ко Святому Причащению, которые прочитываются в 5-6 утра. Если человек не может за 1 день прочитать все молитвенные правила, священник может разрешить сделать это за все дни говения.
Деткам тяжело соблюдать все правила по приготовлению к Причастию. Родители должны совместно со священнослужителем выбрать правильный способ прочтения молитв. Ребенок может начинать с минимального количества, а затем понемногу добавлять число необходимых слов. Так будет проходить комфортный процесс подготовки к требе. И со временем будут соблюдаться молитвенные строки ко Св. Причащению.
Стоит знать:
- Иногда человек не может прочитать необходимое количество молитвенных слов. Это выступает причиной, по которой он длительное время не идет на исповедь и, соответственно, на причастие.
- Приготовление к покаянию не требует какого-то огромного объема прочитанных молитвенных строк.
- Чтобы подготовиться ко Причастию, нужно вычитать много молитвенных слов и это вызывает сложности.
- Верующие должны приступать к Таинствам Исповеди и Причастия спокойно.
- Для начала важна подготовка к исповеданию и при этом процессе попросить у священника совета.
- Нужно читать молитвенные слова к Господу, чтобы Он помогал на пути преодоления проблем и подал силы для подготовки к требе.
Отправляться на Причастие нужно на голодный желудок:
- С 12 час. ночи есть и пить запрещено (курящие люди — не курят).
- Исключительным моментом могут быть только самые маленькие дети. Малышей с конкретного возрастного периода — с 5-6 л., а если возможно и раньше, важно приучать к действующему общему правилу.
Утром даже не заходите на кухню и откажитесь от сигарет. С утра нужно вычитать утренние молитвенные слова ко Святому Причащению. Если это невозможно сделать, то человеку нужно взять благословение у священнослужителя, чтобы сделать это вечером. В храм, к утренней Литургии, приходите вовремя, до начала процесса исповедания. Если вы провели этого вечером, то исповедующийся приходит к 7-30 и молится с остальными верующими.
Видео: Как правильно каяться на Исповеди?
Видео: О чем говорить на исповеди?
Видео: Что делать, если не знаешь, что сказать на исповеди, и повторяешь одно и то же?
Прочитайте по теме:
- Чем отличается церковь от храма, собора, монастыря, костела, мечети?
- Как правильно нужно креститься православным христианам?
- Как правильно носить нательный православный крест?
- Можно ли и как правильно выбрасывать иконы, талисман, оберег?
- Масло освященное, какое бывает?