Как найти концентрацию раствора в фармакологии

Лекарства и математика: как рассчитать дозу лекарства

28 августа 201918269 тыс.

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка…

Единицы измерения

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы:

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы при дозировке лекарственных средств является грамм и его производные — миллиграмм и микрограмм.

Конечно, мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема — кубический метр (м3), а не миллилитр, но для ясности изложения пренебрегаем условностями. 

Общепринятые сокращения

  • грамм — г;
  • миллиграмм — мг;
  • микрограмм — мкг.
  • 1 г = 1000 мг = 1 000 000 мкг.
  • 1 мг = 1000 мкг.
  • 1,0 — это грамм;
  • 0,001 — это миллиграмм;
  • 0,000001 — это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр. Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы — 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии — 1,5 литра».

Общепринятые сокращения

  • литр — л;
  • миллилитр — мл.
  • 1 л = 1000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 — значит, это не объем, а масса — 15 граммов. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.

Важно!

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка — это когда путаются МГ и МЛ.

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!
Не путать единицы массы и единицы объема — это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцем для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных (дозируемых миллилитрами) лекарственных средств для приемавнутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит, для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля. Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл.

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит, вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать для измерения необходимого объема жидкости одноразовый шприц.

Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель — соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу: количество мл = количество капель разделить на 20.

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл.

И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли — 0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка — 5 мл;
  • десертная ложка — ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка — в странах СНГ — 18 мл, в США, Канаде — 15 мл, в Австралии — 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка:

  • детская ложка — 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане. Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т.п.

  • Один стакан — 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора.

Выражение «5 % раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1 % раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами.

Поэтому пересчитываем:

100 мл — 1 г;
10 мл — 0,1 г;
1 мл — 0,01 г.

0,01 г — это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1 % раствора содержится 10 мг действующего вещества.

Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов.

Тренируемся:

  • в 1 мл 5 % раствора аскорбиновой кислоты — 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50 % раствора анальгина — 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1 % раствора лоратадина — 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7 % раствора лактулозы — 667мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05 % раствора хлоргексидина — 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к математическим способностям родителей этих самых детей. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1 %», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» — надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, сиропы лактулозы практически все производители выпускают в виде 66,7 % раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое — только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам назначили 200 мг.
А в таблетке 0,4 — это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в миллилитрах (мл). Для местного применения и дозирования каплями это не менее актуально.
И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь — 0,1 % или 0,05 %?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1 %», то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5 %, 1 %, 2,5 %…

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц. Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т.е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц.

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат, таблетки по 0,5;
  • цефалексин, капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу при отсутствии сведений о содержании действующего вещества может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме — выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина. Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, — не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен, таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства — парацетамола.

Известно, что разовая доза парацетамола составляет 10–15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х15) мг.

  • Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2–9,3 мл.
  • Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 3–4,5 мл.
  • Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 1 таблетка.
  • Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4–5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4 часов.

Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем: 15 х 60 = 900 мг.

  • Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза — 37,5 мл (900/24).
  • Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).
  • Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.
  • Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки.

Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20–25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг.

Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики.

Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор — 200 мг/5 мл, флакон 15 мл — этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2 недель».

Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.
Итак, приходим в аптеку за лоратадином, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях — 1 мг/1мл.

5 мг — это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 — получается, на курс лечения надо 70 мл. А сколько же там во флаконе?

Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл — дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!), это полграмма — 0,5 г.

0,25 — это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Настоящий текст представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент из книги Е. О. Комаровского «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей».

Источник: http://articles.komarovskiy.net/lekarstva-i-matematika-kak-rasschitat-dozu-lekarstva.html

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное
автономное образовательное учреждение

среднего
профессионального образования Республики Крым

«Керченский
медицинский колледж имени Г.К. Петровой»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 1

по
дисциплине «Математика»

по
теме: Определение процента, объема и концентрации препаратов

Для
специальности:
31.02.02 Акушерское дело

Методическая разработка
практического занятия составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 
31.02.02
Акушерское дело

Организация-разработчик:
ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»

Разработчик:

Дунаева
Д.В.
– преподаватель дисциплины Математика ГАОУ СПО РК
«Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»  

Методическая разработка рассмотрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии естественно-научных и
общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.
Петровой»,

протокол №____от______________  20__ г.

Председатель
предметной (цикловой) комиссии _________________ Т.В. Мамонтова

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Государственное
автономное образовательное учреждение

среднего
профессионального образования Республики Крым

«Керченский
медицинский колледж имени Г.К. Петровой»

МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО
ЗАНЯТИЯ № 1

по
дисциплине «Математика»

по
теме: Определение процента, объема и концентрации препаратов

Для специальности:
34.01.02 Сестринское дело 

Методическая разработка теоретического
занятия (лекции) составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 
34.01.02 Сестринское дело 

Организация-разработчик:
ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.Петровой»

Разработчик:

Дунавева
Д.В.

– преподаватель дисциплины Математика ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им.
Г.К.Петровой»  

Методическая разработка рассмотрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии естественно-научных и
общеобразовательных дисциплин ГАОУ СПО РК «Керченский медколледж им. Г.К.
Петровой»,

протокол №____от______________  20__ г.

Председатель
предметной (цикловой) комиссии _________________ Т.В. Мамонтова

I.
Методический блок

Тема: Определение процента, объема и концентрации препаратов.

Количество
часов
: 2

Вид занятия: практическое
занятие

1. Учебные цели:

Студент
должен знать:

       
определение процента;

       
определение пропорции;

       
правила работы с метрическими единицами;

       
основные способы расчета концентрации
(приготовления) рабочих растворов.

Студент
должен уметь:

       
применять математические знания в
практической работе

2. Развивающие цели: развитие
логических и вычислительных способностей студента; развитие и закрепление
знаний по метрической системе единиц; закрепление знаний по расчету
концентрации растворов;

3.
Воспитательные цели:
воспитание
чувства любви к Родине, ответственного отношения к обучению.

Учебно-методическое оснащение:
конспект лекций, Гилярова М.Г. «Математика для медицинских колледжей»,
индивидуальные карточки

Ход занятия

пп

Основные этапы лекции и
их содержание

Время этапа, мин

Методы, приёмы и формы обучения

Учебно-методическое обеспечение

1

Организационный этап

5

1.1.

Проверка присутствующих

Проверка готовности
студентов к занятию

1.2.

Сообщение темы занятия, ее
актуальности, целей, плана занятия

2

Основной этап

80

Групповое и самостоятельное
решение заданий

Конспект лекции

Индивидуаль-ные карточки

2.1

Формирование
профессиональных

умений и навыков:
решение задач по теме

2.2

Контроль и коррекция уровня:
решение индивидуальных карточек

3

Заключительный этап

5

Уч. «Математика для
медицинских колледжей» М.Г. Гилярова

3.1

Подведение итогов

3.2

Анализ и оценка
деятельности студентов на занятии.
Ответы
на вопросы студентов

3.3

Домашнее задание

Уч. «Математика для
медицинских колледжей» М.Г. Гилярова, п . 1.1-1.3, задачи по карточкам

1.       ЗАДАЧИ НА ВЫЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМА
ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА (ДОЗИРОВКА):

Давая пациенту таблетки и
капсулы, всегда нужно помнить, что
дозировка препарата, имеющегося у вас, и дозировка,
назначенная врачом, должны быть в одинаковых единицах измерения. Так, если
врач назначил 1 г препарата, а у медсестры таблетки препарата по 250 мг, то она
должна знать, что 1 г = 1000 мг, и дать больному 4 таблетки.

Задачи:

1. Пациенту назначен препарат
в дозе 600 мг на прием. Препарат расфасован по 1 грамму. Сколько грамм нужно
дать пациенту?

Решение:

Составим пропорцию: 1 г – 1000 мг

                                      
Х г – 600 мг

Теперь решим эту пропорцию

Х= hello_html_7999ad1d.gif = 0,6 г

Ответ: необходимо дать пациенту 0,6
г препарата.

 

2. Пациент должен принимать
лекарство в р-ре по одной чайной ложке 2 р. в день в течение 10 дней. Какое
количество лекарственного р-ра ему назначит врач? Объем одной чайной ложки = 5
мл.

Решение:

В день необходимо принять 2
чайные ложки, т.е. 5 мл* 2 = 10 мл

В течение 10 дней, т.е. 10
мл*10 = 100 мл

Ответ: необходимо выписать 100 мл
лекарственного раствора

3. Таблетка содержит 0,5 мг
активного вещества. Назначение врача 0,125 мг. Сколько таблеток необходимо
дать пациенту?

Ответ: 0,25 таблетки.

2.      
ЗАДАЧИ
НА ВЫЧИСЛЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРА

В
работе медицинской сестры вы часто будете сталкиваться с приготовлением
растворов для различных манипуляций, например для дезинфекции оборудования.

Каждый раствор
характеризуется концентрацией растворенного вещества, т.е. количеством
вещества, содержащегося в определенном количестве раствора.

Запомните!

hello_html_m1403b0cf.gif

Задачи:

1. Сколько грамм сухой
глюкозы содержится в 1л 5% раствора глюкозы?

Решение: Составляем пропорцию
100 ml — 5 г

                                           
                1000 ml — Х г

Отсюда количество глюкозы в
1л 5% раствора составит hello_html_m2c22e74e.gif = 50 г.

Ответ : 50 г

2. Приготовить 3л 3% раствора соды.

Решение:

Кол-во соды в л 3% р-ра:

В 100 мл – 3 г соды

В 1000 л (1 л) – 30 г соды

В 3 л – 90 г соды

Кол-во воды в л 3% р-ра:

3000 л (3 л) всего р-ра – 90 г соды
= 290 л воды

Ответ: 90 г соды и 2910 мл воды

3. Приготовить 2 литра 1,5 %
раствора гипохлорида кальция
Ca(ClO)2 из 5 % раствора.

Решение:

Имеем: 

5% р-р Ca(ClO)2

Значит:

В 100 мл – 5 г Ca(ClO)2

Необходимо: 

2 л 1,5 % р-ра Ca(ClO)2

Значит: 

В 100 мл – 1,5 г Ca(ClO)2

В 1000 л (1 л) – 15 г Ca(ClO)2

В 2 л – 30 г Ca(ClO)2

Т. к. имеем в 100 мл 5% р-р Ca(ClO)2   – 5 г сухого вещества Ca(ClO)2, а необходимо
приготовить 2 л  1,5 % р-ра
Ca(ClO)2 , в котором будет
содержаться 30 г
Ca(ClO)2, то необходимо взять:

5 % р-ра:

[ 100 мл – 5 г Ca(ClO)2 ] *6

  600 мл – 30 г Ca(ClO)2

Воды:

2000 мл 1,5% необходимого
р-ра – 600 мл 5% имеющегося р-ра = 1400 мл = 1,4 л воды

Ответ: Для приготовления 2 литров
1,5% раствора гипохлорита кальция необходимо взять 600 мл 5% раствора ( в нем
будет содержаться 30 г вещества) и добавить 1,4 литра воды.

3.      
ЗАДАЧИ
НА РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

Внимание! Некоторые препараты
дозируются не в единицах метрической системы (например, граммах), а в ЕД или
МЕ.

В ЕД (единицах
действия
) измеряются, например, антибиотики, инсулин, панкреатин, нистатин.

Причем, на флаконе
антибиотика могут быть указаны граммы или миллиграммы, или ЕД.

МЕ (международная единица) —
в 
фармакологии это единица измерения количества вещества,
основанная на биологической активности. Используется для 
витаминовгормонов, вакцин, составляющих крови и
подобных биологически активных веществ

Задачи:

1. Во флаконе 1 000 000ЕД
пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина.

Назначение врача: необходимо
сделать инъекцию 90 000 ЕД

Вычислить:

1.      
Сколько
мл раствора вы набираете в шприц для инъекции?

2.      
Сколько
остается во флаконе ЕД антибиотика?

3.      
Сколько
остается во флаконе мл раствора антибиотика?

Решение:

1.      
Сколько
мл р-ра набрать в шприц:

Имеем во флаконе пенициллин + новокаин

Значит в 10 мл содержится 1 000 000 ЕД

Необходимо 90 000 ЕД

Значит

в 10 мл – 1 000 000 ЕД

в 1 мл – 100 000 ЕД

в 0,1 мл – 10 000 ЕД     * 9

в 0,9 мл – 90 000 ЕД

ИЛИ

Составим пропорцию

10 мл – 1 000 000 ЕД

 Х мл – 90 000 ЕД

Х = (10 * 90 000) / 1
000 000 = 0,9 мл

2.      
Сколько
останется во флаконе ЕД антибиотика:

1 000 000 ЕД – 90 000 ЕД = 910 000 ЕД

3.      
Сколько
останется во флаконе мл раствора антибиотика:

10 мл – 0,9 мл = 9,1 мл

ОТВЕТ: 0,9мл ; 910 000 ЕД.; 9.1 мл
;

Вопросы для самоконтроля:

1.      
Как приготовить
раствор из вещества в сухом виде (порошок, таблетки)

2.      
Как  приготовить
рабочий раствор из раствора более высокой концентрации

3.      
Как
рассчитать концентрацию полученного рабочего раствора

4.      
Какие
растворы используются для разведения антибиотиков? Какой концентрации?

5.      
При
произвольном (практическом, рабочем) разведении использовать ___ мл раствора
антибиотика на одного пациента на 1 инъекцию

Литература

Основные
источники:

1.       Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала
математического анализа. 11 класс: учебник / С.М. Никольский, М.К. Потапов,
Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 464 с.

2.       Математика:
учебник для учащихся сред. проф. Образования / А.Г. Луканкин. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 320 с.

3.       Математика:
учебник для учреждений нач. и сред. проф. Образования / М.И. Башмаков. – 5-е
изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

4.       Математика
для медицинских колледжей.-Изд.4-е.-Ростов н/Д:Феникс,2015.-442 с.(Среднее
медицинское образование)

Дополнительные
источники:

1. 
Математика
: компьютерные технологии в медицине : учебник / В.П. Омельченко, А.А.
Демидова. – Ростов  н/Д : Феникс, 2012. – 588 с.

ИНСТРУКЦИЯ

ПРОВЕДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКОГОЗАНЯТИЯ № 1

ТЕМА: Определение
процента, объема и концентрации препаратов

ОСНАЩЕНИЕ: Таблица «Проценты», уч.пособие
«Математика для мед.колледж.», и
ндивидуальные карточки

ЦЕЛИ:

Знать: определение процента,
пропорции; правила работы с метрическими единицами; основные способы расчета
концентрации (приготовления) рабочих растворов.

Уметь: применять математические
знания в практической работе;

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

1.       ВЫЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМА
ЛЕКАРСТВЕННОГО ВЕЩЕСТВА (ДОЗИРОВКА):

Мера длины:

1 м = 10 дм

1 м = 100 см

1 м = 1 000 мм

Мера веса:

1 г = 1 000 мг

1 г = 1 000 000 мкг

Мера объема:

1 л = 1 000 мл

1 л = 1 000 000 мкл

Задачи:

1. Пациенту назначен препарат
в дозе 600 мг на прием. Препарат расфасован по 1 грамму. Сколько грамм нужно
дать пациенту?

2. Пациент должен
принимать лекарство в растворе по одной чайной ложке 2 раза в день в течение 10
дней. Какое количество лекарственного раствора ему назначит врач? Объем чайной
ложки =5 мл.

3. Таблетка содержит 0,5 мг
активного вещества. Назначение врача 0,125 мг. Сколько таблеток
необходимо дать пациенту?

2.      
ВЫЧИСЛЕНИЕ
КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРА

Запомните!hello_html_m1403b0cf.gif

Задачи:

1. Сколько грамм сухой глюкозы
содержится в 1л 5% раствора глюкозы?

2. Приготовить 3л 3% раствора соды.

3. Приготовить 2 литра 1,5 % раствора
гипохлорида кальция из 5 % раствора.

3.      
ЗАДАЧИ
НА РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

Внимание! Некоторые препараты
дозируются, например, не в граммах, а в ЕД или МЕ.

В ЕД (единицах действия) измеряются
антибиотики, инсулин, нистатин. Причем, на флаконе антибиотика могут быть
указаны граммы или миллиграммы, или ЕД.

МЕ (международная
единица
) — это 
единица
измерения
 количества вещества, основанная на биологической активности.
Используется для 
витаминовгормонов, вакцин, составляющих крови.

Задачи:

Во флаконе 1 000 000ЕД
пенициллина. Для разведения использовали 10 мл раствора новокаина. Назначение
врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД

Вычислить: Сколько мл
раствора вы набираете в шприц для инъекции?

Сколько остается во флаконе
ЕД антибиотика?

Сколько остается во флаконе
мл раствора антибиотика?

4.     
РЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КАРТОЧЕК

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Ураков А.Л.

2

Ураков А.Л.

1

Уракова Н.А.

2

Касаткин А.А.

2

Решетников А.П.

2

Никитюк Д.Б.

2

Никитюк Д.Б.

1


1 ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова»

2 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия Минздрава России»

На примере растворов нестероидных противовоспалительных лекарственных средств показано, что лекарства обладают осмотической активностью, которая определяется суммарной концентрацией всех растворенных ингредиентов. В связи с этим, величина концентрации активного вещества, указанная на ампуле с раствором лекарства, не является истинным показателем его качества. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что более информативным показателем качества растворов является показатель их осмотической активности, дополненный показателем суммарной концентрации всех растворенных ингредиентов.

качество лекарств

безопасность фармакотерапии

нестероидные противовоспалительные лекарственные средства

1. Касаткин А.А., Уракова Н.А., Решетников А.П. Экспертиза безопасности растворов натрия цефоперазона при внутримышечных инъекциях // Проблемы экспертизы в медицине. – 2013. – Т. 13, №2(50). – С. 13-15.

2. Ураков А.Л., Лукоянов И.А. Осмотическая активность и клеточная токсичность урографина. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №8-4. – С. 65-68.

3. Ураков А.Л., Стрелков Н.С., Садилова П.Ю., Уракова Н.А., Гасников К.В. Способ биологической оценки степени постинъекционной безопасности лекарственных средств. Проблемы экспертизы в медицине. – 2006. – № 4. – С. 67-69.

4. Ураков А.Л., Уракова Н.А., Касаткин А.А., Дементьев В.Б., Волков А.А. Повреждение периферических вен верхних конечностей пациентов с сочетанной травмой при катетеризации разными типами катетеров // Уральский медицинский журнал. – 2009. – №9. – С.113.

5. Ураков А.Л., Стрелков Н.С., Уракова Н.А, Ивонина Е.В., Гордон Д.М., Решетников А.П. Использование физико-химических факторов действия таблеток аскорбиновой кислоты для предотвращения деминерализации зубной эмали и ожога слизистой оболочки ротовой полости и желудка // Клиническая стоматология. – 2007. – №3. – С. 40-45.

6. Ураков А.Л., Уракова Н.А., Михайлова Н.А., Решетников А.П., Шахов В.И. Местная постинъекционная агрессивность растворов лекарственных средств в инфильтрированных тканях и способы ее устранения. Медицинский альманах. – 2007. – № 1. – С. 95–97.

7. Ураков А., Никитюк Д., Уракова Н., Сойхер М.И., Сойхер М.Г., Решетников А. Виды и динамика локальных повреждений кожи в местах инъекций лекарств // Врач. 2014. – №7. – С. 56-60.

8. Kasatkin A.A. Effect of drugs temperature on infrared spectrum of human tissue. Thermology International. 23/2 (2013). P.72.

9. Urakov A., Urakova N., Kasatkin A. Safe injections of antimicrobial drugs. Journal of Infection Prevention. 2013. V. 14, № S1. P. S9.

10. Urakov A., Urakova N., Kasatkin A., Chernova L. Physical-Chemical Aggressiveness of Solutions of Medicines

Результаты исследований локального постинъекционного действия растворов лекарственных средств на живые ткани человека и животных показали важную роль концентрации и других физико-химических показателей качества растворов в формировании ятрогенного воспаления и повреждения тканей в месте инъекции. [3, 5, 9]. Было установлено, что подкожные и внутримышечные инъекции высококонцентрированных лекарственных растворов, величина концентрации которых превышала 10 %, чаще приводили к образованию воспалительных инфильтратов. Также обнаружено, что развитие флебитов и тромбозов подкожных вен пациентов может быть обусловлено локальным действием высококонцентрированных растворов при их длительном и многократном внутривенном введении [4, 6]. Микроскопические исследования мазков крови после смешивания ее с растворами лекарственных средств, имеющих разные показатели концентрации активного вещества также показали наличие агрессивных свойств высококонцентрированных растворов на клетки крови [2].

Таким образом, высокая концентрация может придавать растворам лекарственных средств агрессивные раздражающие свойства по отношению к инъецируемым тканям, вызывая развитие в них воспаления и повреждения, вплоть до необратимого повреждения [1, 7]. Однако, было замечено, что раздражающим действием на ткани могут обладать растворы не только с высокими, но и с низкими показателями концентрации активного вещества, значение которой указаны на ампуле с раствором лекарственного средства, например растворы нестероидных противовоспалительных средств [8, 10]. Поскольку величина концентрации, указанная на ампуле или флаконе с раствором отражает лишь содержание активного инградиента в единице объема, то изучение концентрации вспомогательных ингредиентов в готовом растворе и определение их роли в формировании суммарной концентрации и осмотической активности раствора является актуальным.

Цель исследования – изучить влияние концентрации активных и вспомогательных инградиентов готовых растворов лекарственных средств на их активность.

Материалы и методы исследования

Проведено изучение состава и свойств растворов нестероидных противовоспалительных лекарственных средств, предназначенных для инъекций. Показатели концентрации действующих и вспомогательных веществ, входящих в состав растворов для инъекций, определяли по данным Паспортов лекарственных средств. С помощью осмометра марки VAPRO 5600 (USA) были исследованы показатели осмотической активности лекарственных растворов. В качестве контроля был использован раствор 0,9 % натрия хлорида. Для оценки биологической активности лекарств в экспериментах на 10 здоровых 2-месячных поросятах породы ландрас изучена динамика изменений температуры и спектра инфракрасного излучения кожи над в области медикаментозных инфильтратов, образованных подкожным введением в области передней брюшной стенки растворов нестероидных противовоспалительных лекарственных средств разной концентрации в объеме 0,5 мл. В качестве контроля были использованы значения температуры кожи над поверхностью инфильтрата, образованного подкожным введением 0,5 мл раствора 0,9 % натрия хлорида. Растворы лекарственных средств имели показатели температуры + 24 ± 0,8 ºС. Состояние поверхности кожи поросят в области инъекции оценивали в видимом и инфракрасном спектре излучения с помощью тепловизора марки ThermoTracer TH9100XX (NEC, USA) в диапазоне температур от + 25 до + 36 °С с последующей обработкой полученной информации с применением программ Thermography Explorer и Image Processor.

С помощью статистической программы BIOSTAT на персональном компьютере Lenovo R60 (USA) вычисляли среднюю арифметическую (M), ошибку средней арифметической (m), коэффициент достоверности (±). Степень различий показателей определяли в каждой серии по отношению к исходным показателям в контрольной серии. Разницу значений считали достоверной при Р ≤ 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Для исследования нами были выбраны растворы нестероидных противовоспалительных лекарственных средств с разными показателями концентрации активного вещества. Ими оказались растворы нестероидных противовоспалительных средств, а именно 5 % раствор для инъекций Кетопрофен® (ОАО «Синтез», г. Курган, Россия), 3 % раствор для инъекций Кеторол® (Д-р Редди̕с Лабораторис Лтд., г.Хайдерабад, Андхра Прадеш, Индия) и 50 % раствор для инъекций Анальгин (ОАО «Ереванская химико-фармацевтическая фирма», г. Ереван, Республика Армения).

Результаты наблюдений за изменением температуры и спектра ифракрасного излучения поверхности кожи поросят в области инъекций показали, что инфильтрат, образованный подкожным введением 0,9 % натрия хлорида не вызывал развития локальной гипертермии на протяжении 60 минут после инъекции, а восстановление исходной температуры после первоначального охлаждения, вызванного введением «холодного» раствора, наступало через 5-7 минут. В то же время, растворы выбранных для исследования лекарственных средств вызывали локальное повышение температуры кожи в области инъекции на 0,3-1,8 °С, при этом локальная гипертермия регистрировалась на экране тепловизора в течении 15-60 минут после инъекции. Таким образом, все исследуемые растворы лекарственных средств, независимо от величины концентрации активного вещества, проявили раздражающие действие для мягкие ткани передней брюшной стенки, вызвав в них развитие воспаления, проявляющееся в первую очередь локальной гипертермией.

Исследования осмотической активности указанных растворов показали, что 50 % раствор анальгина имею величину осмолярности 4638 ± 12,5*мОсм/л воды, 5 % кетопрофен – 4767 ± 11,5*мОсм/л воды, а 3 % кеторол – 2971 ± 9,8*мОсм/л воды (достоверно при Р ≤ 0,05, n = 5 по сравнению с контролем), свидетельствующие о том, что низкая концентрация действующего вещества, указанная на ампуле или флаконе с раствором лекарственного средства, не исключает наличия у раствора высокой суммарной осмотической активности.

Дальнейший анализ паспортов и инструкций к применению данных лекарственных средств показал, что в состав изучаемых растворов входит от 2 до 7 различных вспомогательных веществ (таблица).

Качественный и количественный состав растворов

Анальгин

Кетопрофен

Кеторол

Действующее вещество, мг

Метамизол натрия, 500 мг

Кетопрофен, 50 мг

Кеторолака трометамин, 30 мг

Вспомогательные вещества, мг

пропиленгликоль, 400 мг

пропиленгликоль, 400 мг

этанол, 100 мг

этанол, 100 мг

бензиловый спирт, 20 мг

октоксинол, 0,07 мг

натрия гидроксид

натрия гидроксид

натрия хлорид, 4,35 мг

динатрия эдетат, 1 мг

Вода для инъекций до 1 мл

Из приведенных данных следует, что Анальгин обладает высокой осмотической активностью за счет высокой концентрации действующего вещества – метамизола натрия (500 мг/мл), а высокая осмотическая активность препаратов Кетопрофен и Кеторол обусловлена, прежде всего, высокой концентрацией вспомогательного инградиента – пропиленгликоля, концентрация которого в указанных растворах составила 40 %.

Таким образом, величина концентрации активного вещества, указанная на ампуле с раствором лекарства, не является истинным показателем его качества. Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что более информативным показателем качества растворов является показатель их осмотической активности. Происхождение имеющейся величины осмотической активности может объяснить информация о величине суммарной концентрации всех растворенных ингредиентов. Следовательно, величина осмотической активности растворов является интегральным показателем активности лекарств и поэтому она должна отражаться на этикетках и упаковках растворов лекарственных средств.


Библиографическая ссылка

Ураков А.Л., Ураков А.Л., Уракова Н.А., Касаткин А.А., Решетников А.П., Никитюк Д.Б., Никитюк Д.Б. КОНЦЕНТРАЦИЯ И АКТИВНОСТЬ ЛЕКАРСТВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12-1.
– С. 106-108;

URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6273 (дата обращения: 21.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Проверка и расчет доз в рецептах.

Определение
массы ЛВ и суточной дозы в рецепте

Пример 1.
Определить суточную дозу преднизолона.

Rp.:
Prednisoloni 0,005

D.t.d.
N. 100 in tab.

S.
По одной таблетке 4 раза в день.

Решение
задачи.
Разовая
доза преднизолона равна 0,005 (5 мг). Для
того чтобы определить суточную дозу,
необходимо разо­вую дозу умножить на
количество приемов препарата в сутки:
0,005 х 4 = 0,02 г.

Преднизолон
относится к списку Б. Его ВРД = 0,015 г, ВСД
= 0,1 г, следовательно, ни разовая, ни
суточная дозы не завышены.

Ответ: суточная
доза преднизолона равна 2 сантиграммам
(20 мг).

Расчет доз
лекарственных веществ в граммах

Пример 2. Выпишите
рецепт, рассчитайте количе­ство
вещества, содержащееся в 1 мл указанного
раствора: Возьми: Раствор атропина
сульфата 0,1 % — 1 ml,
Дай таких доз N. 6 в ампулах, Обозначь. По
1 мл под кожу.

Решение задачи.
0,1 %
раствор
означает, что 0,1 г атропина сульфата
содержится в 100 мл раствора, а в 1 мл
раствора — X
г вещества. X
== 0,1 г х 1 мл : 100 мл = 0,001 г.

Ответ: в
1 мл 0,1 % раствора содержится 0,001 г (1 мг)
атропина сульфата. Этот рецепт выписывают
следующим об­разом:

Rp.:
Sol.
Atropini
sulfatis
0,1 % — 1 ml

D.t.d.
N. 6 in
amp.

S.
По 1 мл под кожу.

Расчет концентраций
лекарственных веществ в процентах

Пример 3. Рассчитать
количество ЛВ в процентах, если в 1 мл
раствора содержится 0,01 г вещества;

Решение задачи.
Правильная
пропорция выглядит следую­щим образом:
в 1 мл раствора содержится 0,01 г ЛВ, а в
100 мл —X.
X
будет равен 1 %.

Ответ: концентрация
раствора 1 %

Расчет доз
лекарственных
веществ, содержащихся в микстурах

Пример 4. Рассчитайте
количество каждого вещества, содер­жащегося
в одной столовой ложке микстуры, если
известны концентрации их растворов:
0,1 % и 10 %.

Решение задачи.
Необходимо
помнить, что в 1 столовой ложке содержится
15 мл микстуры, в 100 мл 0,1 % раствора — 0,1
г ЛВ, а в 15 мл — 0,015 г. Количество вещества
в 1 столовой ложке 10 % раствора равно 1,5
г (10 г х 15 мл : 100 мл = 1,5 г).

Ответ: при
0,1 % концентрации раствора в 1 столовой
ложке содержится 0,015 г ЛВ, при концентрации
10 % — 1,5 г.

Расчет доз
лекарственных веществ в каплях

Пример 5. Выписать
5 мл 1 % раствора тропикамида. На­значить
в качестве глазных капель по 1 капле в
оба глаза 2 раза в течение 5 мин 1 раз в
сутки. Рассчитать суточную дозу
тропикамида.

Решение задачи.
Расчет
количества вещества в 5 мл 1 % раствора.
1 г вещества содержится в 100 мл; 0,1 г
вещества содержится в 10 мл; 0,05 г тропикамида
содержится в 5 мл раствора. При стандартных
условиях 20 капель водного раство­ра
занимают объем 1 мл, следовательно, в 2
каплях (0,1 мл) содержится 1 мг (0,001 г)
вещества. При закапывании в оба глаза
доза увеличивается в 2 раза в соответствии
со схемой дозирования (0,002 г).

Ответ: разовая
доза = суточной дозе = 0,002 (2 мг).

Rp:
Sol.
Tropicamide
1 % — 5 ml

D.S.
По 1 капле в оба глаза 2 раза в течение 5
мин.

Проверка
доз лекарственных веществ, содержащихся
в
растворах
для
инъекций

Концентрацию ЛВ
в растворах для инъекций, как правило,
обозначают в процентах или ЕД (ME),
поэтому расчет доз в таких растворах
сходен с расчетом доз в тех случаях,
когда известна концентрация в процентах.

Пример 6. Проверить
высшие разовые и высшие суточные дозы
строфантина К в следующем рецепте:

Rp.:
Sol.
Strophanthini
К 0,025 % – 1 ml

D.t.d.
N. 10 in
amp.

S.
По 1 мл внутривенно в 20 мл 20 %
раствора
глюкозы, медленно
в течение 5—6 мин.

Решение
задачи.
ВРД
для строфантина 0,0005 г (0,5 мг), ВСД 0,001
г (1 мг). 0,025 г строфантина содержится в
100 мл рас­твора, в 10 мл – 0,0025 г (2,5 мг) и
в 1 мл 0,00025 (0,25 мг, или 250 мкг). Выписанная
в рецепте доза строфантина в 2 раза ниже
ВРД.

Ответ: доза
строфантина в рецепте = 0,00025 г (0,25 мг).
Эта доза не превышает ВРД (0,5 мг).

Проверка
доз в рецептах, содержащих сильнодействующие
и
наркотические препараты

Пример
7.

Rp.: Magnesii oxydi 0,5

Bismuthi subnitratis 0,2

Extr. Belladonnae sicci 0,01

M.f. pulv.

D.t.d.
N. 10

S.
По одному порошку 3 раза в день.

Решение задачи.
Проверяем
дозы сухого экстракта красав­ки.
Разовая доза равна 0,01 г, суточная доза
с учетом схемы дозирования составляет
0,03 г. Дозы не завышены, так как ВРД = 0,1
г, ВСД = 0,3 г, а в данном рецепте дозы в 10
раз

меньше.

Ответ: разовая
доза сухого экстракта красавки 0,01 г,
су­точная доза 0,03 г.

Расчет курсовых
доз

Пример 8. Правильно
рассчитать общее количество пре­парата,
необходимое больному на курс лечения.

Rp.:
Biseptoli 0,48 D.t.d.
N. 20

S.
По 2 таблетки 2 раза в день утром и вечером
после еды в
течение 10 дней.

Решение
задачи.
Рассчитываем
суточную дозу препарата: на один
прием 2 таблетки 2 раза в день, значит, в
сутки 4 таблетки. Препарат
необходимо применять 10 дней. Больному
на курс лечения нужно: 4 таблетки х 10
дней = 40 таблеток.

Ответ: выписанного
количества бисептола недостаточно на
курс лечения. Необходимо 2 упаковки по
20 таблеток в блис­тере. Правильно
выписанный рецепт выглядит следующим
об­разом:

Rp.: Biseptoli 0,48

D.t.d.
N. 40

S.
По 2 таблетки 2 раза в день утром и вечером
после еды в течение 10 дней.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Добавить комментарий