Как найти конспект по учебнику

  • Биология/Окр. мир

    Издательство: Ксеноксс

    Вид УМК: Конспекты

  • География

    Издательство: Ксеноксс

    Вид УМК: Конспекты

  • История

    Издательство: Ксеноксс

    Вид УМК: Конспекты

  • Физика

    Издательство: Ксеноксс

    Вид УМК: Конспекты

  • Обществознание

    Конспекты

    уроков

    Обществознание

    Издательство: Ксеноксс

    Вид УМК: Конспекты

Конспектирование — удобная и эффективная, с точки зрения организации и проверки процесса освоения знаний, форма работы. Она позволяет существенно упростить и ускорить процесс систематизации и запоминания даже больших объемов информации. Именно на конспектировании, как основе, строится послешкольный образовательный процесс — в колледжах, ВУЗах и техникумах. Поэтому эта технология, освоенная еще в школьный период, позволит быстрее адаптироваться к особенностям преподавания, с которыми подросток столкнется впоследствии. Удобные и понятные конспекты уроков по всем предметам позволят в кратчайшие сроки повторить всю необходимую информацию перед проверочной, контрольной, коллоквиумом, экзаменом и пр. Если повторение по учебникам и практикумам заняло бы дни, недели, то законспектированный материал позволит сделать это за считанные часы. Но только в том случае, если оно выполнено грамотно и профессионально. Научиться составлять собственные материалы-конспекты возможно, а в качестве образца многие эксперты и педагоги рекомендуют готовые, представленные на платформе Еуроки.

Кому пригодятся конспекты уроков по различным предметам?

Актуальные и практичные в применении конспекты для классных записей, приведенные на указанной выше площадке, будут полезны:

  • школьникам, активно интересующимся той или иной наукой. С их помощью они смогут ознакомиться с учебным материалом, изложенным в разных программах, УМК по выбранной ими дисциплине. Тем самым, расширится их кругозор, знания станут более полными и глубокими;
  • подросткам, испытывающим те или иные трудности с освоением курса определенных школьных программ. Законспектированные понятия, законы, термины, их взаимосвязи помогут быстрее запомнить базовые, ключевые моменты из учебного материала школьных предметов. Спустя непродолжительное время учащиеся смогут заметить улучшение результатов — более высокие оценки, глубокие знания, интерес к познанию в целом;
  • тем учащимся, которые часто по тем или иным причинам пропускают уроки в школе. Например, ездят на соревнования, спортивные сборы, творческие конкурсы, часто болеют или проходят долгую и сложную реабилитацию. С помощью законспектированных данных они смогут, не тратя много времени на подготовку, быть в курсе того, что в данный момент изучается в школе их одноклассниками.

Есть ли толк от готовых конспектов по различным предметам?

Полезные материалы площадки оценили многие, но не все. Например, некоторые родители и школьные педагоги с предубеждением относятся к различным платформам. Возможно, их точка зрения изменится, если они оценят все те преимущества, которыми располагает краткая запись параграфов учебника по школьным дисциплинам:

  • наглядность. Вся информация представлена в сжатой форме, а значит можно, бегло изучив ее, быстро найти все необходимое для ответа, выполнения задания учителя;
  • удобство применения. Заниматься по этому источнику можно в любое время и в любом месте, удобном пользователю. Можно составить свой собственный план работы, учитывающий все индивидуальные задачи и особенности обучения;
  • быстрота запоминания. Краткие тезисы, основные мысли запомнить намного проще, чем обширный материал учебников, особенно по ряду дисциплин.

Еще одно важное преимущество, которое отмечают практически все пользователи, в том числе — педагоги и эксперты. Занимаясь по готовым законспектированным материалам, школьники постепенно обретают и закрепляют навыки самостоятельного грамотного конспектирования. Главное, чтобы эта работа велась системно и регулярно. И тогда уже в школе столь ценное умение, которое обязательно пригодится впоследствии, будет приобретено и отработано. Это актуально, полезно и выгодно для семейного бюджета.

Где найти конспекты?



Ученик

(158),
на голосовании



2 года назад

Дополнен 2 года назад

Я искал, но не нашёл

Дополнен 2 года назад

Уточню, 7 класс

Голосование за лучший ответ

Марина В

Искусственный Интеллект

(362862)


2 года назад

так конспект на лекции и пишется… преподаватель проговаривает тему, студент его речь конспектирует… у одногруппников спрашивай

Danil qweУченик (158)

2 года назад

Во первых я учусь в школе, во вторых одноклассники жмоты, в третьих у меня один параграф в учебнике в среднем около 7-10 страниц, а мне надо написать 10 параграфов

Маша Исаева

Мастер

(2464)


2 года назад

Посмотри по автору учебника в интернете. Если не найдешь, то придётся писать по самому учебнику. Не обязательно списывать параграфы полностью. Вот например, написано, что Россия вступила в семилетнюю войну и описывается вся война, а ты пиши, что Россия вступила в семилетнюю войну и итоги войны. Вот так делаются конспекты, это выписка ключевой информации, а не переписывание всего параграфа.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Обновлено: 19.05.2023

Пользование конспектами при изучении учебного материала для закрепления и систематизации знаний способствует как подсознательному запоминанию, так и осознанному усвоению материала. На сайте представлены конспекты по следующим дисциплинам:

Другие проекты:

Школьные предметы:

Поиск конспекта

Новые конспекты

  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-5 Уровень 1 (легкий)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 3 (сложный)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 2 (средний)
  • Алгебра 9 КР-4 Уровень 1 (легкий)
  • Электромагнитные колебания

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

До сих пор конспектирование остается одним из основных способов работы с текстом и звучащей речью в университете и колледже.

Конспекты с записями лекций позволяют оперативно и системно запоминать услышанную информацию и быстро воспроизводить нужные детали при необходимости.
Конспекты монографий, научных статей и определенных глав из учебника, сделанные от руки, задействуют моторную память (кстати, одну из самых долговечных) и способствуют осмыслению только что прочитанного.
Напечатанный на компьютере текст-конспект удобен для его дальнейшего использования в электронно-цифровой среде.

Так или иначе, пусть даже в какой-то обновленной и осовремененной форме (например, в электронном формате), но конспекты как вид обязательной университетской повинности работы останутся.

Поэтому не удивительно, что и ЛаЛаЛань писала о конспектах и их подготовке.

  • Хотите попробовать новый формат ведения конспекта, узнать больше о майндмэп, или ментальных картах, навести порядок в тетради?
  • Находитесь в поисках новых сервисов и электронных инструментов, которые помогают с написанием текстов, их переводом, с вычислением результатов по формулам?

Сегодня разбираемся именно с конспектами и с работой с текстом. Как ее, эту работу, которой не избежать, можно упростить, ускорить, автоматизировать?

В новой статье ЛаЛаЛани — 6 онлайн-сервисов и мобильных приложений, которые помогут в этом.

Преобразовать речь в текст

Голосовой блокнот Speechpad позволяет преобразовывать звучащую речь в текст. Это онлайн-сервис, который работает со звуком с микрофона и ранее записанными файлами (можно попробовать его применить даже для видеороликов с YouTube).

Во всем остальном это неплохой сервис для преобразования речи в текст, но будьте готовы к последующей вычитке и корректуре.

Похожая по своему функционалу программа SpeechTexter представлена в формате мобильного приложения, а не онлайн-сервиса, что, возможно, делает ее использование более удобным в аудитории на лекции.

Это диктофон, обладающий возможностью быстро переводить звучащий текст в написанный. В основе программы — те же технологии распознавания речи, что используют и в Google Assistant.
Приложение позволяет загрузить языковые пакеты для более чем
60 языков (русский там тоже есть), а также работать без подключения к Интернету.

Можно сделать шрифт чуть более небрежным, напоминающим ваш стиль письма, настроив параметры приложения. Меняйте шрифт, кегль и наклон текста, уменьшайте или увеличивайте расстояние между словами и строками, меняйте цвет и стиль начертания.

Но будьте осторожны: ходят слухи, что нераспознаваемые символы программа заменяет не на ◻, а на интерпретированное изображение, связанное с мужской физиологией. Не знаем, так ли это, но обязательно перечитайте свои конспекты перед сдачей (тем более что не лишним будет повторить важные детали перед экзаменом или зачетом).

Разумеется, обе эти программы позволяют в быстром темпе выполнить большой объем работы по написанию конспектов, но при ближайшем рассмотрении все равно заметно отличие рукотворного письма от машинного: например, отсутствуют следы нажима ручки и пр. Так что если вы знаете, что лектор или семинарист будет вчитываться в ваши работы, то, возможно, стоит их написать самому от руки.

Сделать свои конспекты системными (и красивыми)

Сервис содержит более 20 профессиональных типов графиков и разработанные профессиональными дизайнерами шаблоны, которые упростят вашу работу.

Конспекты, созданные с помощью функционала конструктора, могут стать готовым вложением для вашей презентации или отчета, а для создания красивой и понятной картинки не нужно обладать профессиональными компетенциями графического дизайнера.

Читать и писать конспекты в одной программе

Только до 9 марта

ШАГ 1: подайте 3 заявки на любые курсы ПК

Бесплатным становится курс с наименьшим количеством часов

Подсказка: выгоднее всего, если все курсы будут на одинаковое количество часов

  • Стоимость курса 1 — ₽
  • Стоимость курса 2 — ₽
  • Стоимость курса 3 0 ₽

Для участия в акции Вам необходимо подать 3 заявки на любые курсы ПК (повышения квалификации) Для участия в акции выбираются 3 последних поданных заявки.

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 1 404 366 материалов

5831937 5831933 5831921 5831919 5831917 5831913 5831910 5831908 5831907 5831903 5831900 5831885 5831883 5831878 5831871 5831869 5831867 5831866 5831857 5831853

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта “Инфоурок”.

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Команда библиотеки взяла интервью об “академической кухне” у 19 выпускников, преподавателей и студентов Шанинки. Перед вами ― один из наборов карточек, которые библиотека составила, обрабатывая получившийся корпус историй. На вопросы о том, как работать с чужим и своим текстом, зачем и как вести конспект, отвечали исследователи из разных областей ― социологи, политические философы, историки и проектировщики. Ответы, конечно, получились разные и не всегда универсальные: то, что работает в одном поле, не всегда принято или применимо в другом. Тем не менее, мы надеемся, что эти карточки хотя бы немного облегчат путь начинающих исследователей любого направления.

Некоторые считают, что конспекты ― умирающий жанр, но невозможно усваивать информацию с лекций и семинаров и тем более читать литературу без заметок для себя. Конспекты ― это не просто формальность, а академическая необходимость.

1
Что можно назвать конспектами текстов?

В широком смысле, это любой материальный след, который вы оставляете после или во время прочтения: нарисованная схема, заметки на полях, план, рисунки, mindmap, выписанный тезисно текст или ключевые концепты.

Рукописные выжимки или комментарии в электронном виде ― неважно. Конспектом может быть все, что восстановит логику текста или отдельные важные фрагменты, поможет в обработке знаний или послужит материалом для написания собственной работы. Конспекты существуют для того, чтобы к ним возвращаться. Если вы не перечитываете свои конспекты, это сигнал задуматься о том, зачем и как вы усваиваете знания. Хотя иногда нужно записать, чтобы мысли стали частью вашей жизни и можно было начать думать о мире по-новому.

2
Я и так все запомню, зачем конспекты?

Если вы только начали читать текст, то может возникнуть ощущение, что вы и так все запомните. Но при больших объемах это проблематично.

Память в принципе несовершенный механизм, а тут на это ограничение накладывается постоянное усложнение вашего знания. Вы начинаете обращать внимание на те слова и концепты, которые пропускали в самом начале. Если не фиксировать в конспекте этот путь усложнения понимания текста, вы не сможете окинуть взглядом итог многомесячного чтения. Конспекты помогают вспомнить все сразу после прочтения, а иногда и через несколько лет помогут быстро восстановить в памяти, о чем был прочитанный текст ― и может ли он вам помочь сейчас.

3
Что обязательно должно быть в конспекте?

Пока записываете свои и чужие мысли, помечайте, где вы это прочитали и на какой странице, ― это облегчит вам задачу в прицельном перечитывании нужных фрагментов в будущем.

Всегда в конспекте отмечайте не просто книгу или статью, откуда вы взяли ту или иную мысль, а прямо главу, раздел, страницу или даже абзац. Это сэкономит вам потом время на поиски для оформления цитаты.

Обязательно выписывайте мысли и озарения: вы не запомните их, если не запишете. Это может быть фраза в тексте, с которой вы не согласны, ваш комментарий, почему вы обратили на нее внимание, а может быть пример или кейс. Записывайте ремарки, даже если они пока просто эмоциональные.

4
Как можно вести электронные конспекты?

В электронные конспекты можно сразу копировать отрывки текстов из doc или pdf формата. Последний удобен для всех платформ, потому что везде отображается одинаково и не съезжает при конвертировании. Кроме того, в электронном формате можно оставлять комментарии к текстам. Это можно делать и в pdf-readers разного формата, и в электронных читалках. Можно и в самом документе. Но могут оказаться полезны такие исследовательские софты как Zotero или Mendeley, о которых мы написали в другом наборе карточек. Если обращать внимание именно на их функционал для ведения конспектов, то Zotero/Mendeley etc полезны тем, что позволяют конспектировать внутри файлов. Вы загружаете pdf в программу и потом выгружаете опять же в программу все комментарии, которые оставите внутри файла.

Хотите вспомнить, что вы читали о тоталитарных режимах? Заходите в Zotero/Mendeley, вводите “Тоталитаризм” и программа выдает текст, которые вы читали какое-то время назад с этим понятием и вашими комментариями.

Если пользоваться этой программой постоянно, наработается корпус текстов, которые всегда будут с вами (пока рядом ноутбук). Конспекты в этом случае могут быть не самыми детальными. Чем больше слов в заметках ― тем больше они помогут вам в будущем. Например, если вам нужно сделать обзор литературы для эссе или статьи, вы просто можете скопировать эти заметки в Word, добавить связки-ссылки и получить текст, с которым можно уже работать, а не писать с нуля.

Как лучше пользоваться Zotero/Mendeley и др.?

1. Загрузить в программу книгу

2. Оставлять комментарии минимум к каждой главе (можно чаще). Обязательно ― около тех фрагментов текста, где у вас возникла важная мысль или идея.

3. Даже если вы плохо поняли главу ― все равно выписать, что вам показалось в ней важным.

4. Не забывайте в заметках использовать ключевые слова из книги.

Встроенная возможность конспектирования есть в некоторых электронных базах РАНХиГС, к которым у шанинцев есть доступ. Например, в ЭБС издательства “Лань” вы можете (бесплатно зарегистрировавшись) выделить фразу, и она сразу “улетит” в конспект. И так у вас могут жить несколько конспектов параллельно из разных источников. Кроме того, база автоматически создаст готовую ссылку на статью или книгу.

Храните все заметки, конспекты, наработки в одном месте. Это может быть один софт, одна папка, при работе над эссе или диссертацией ― даже один файл. Важно не раскидывать информацию по разным медиумам ― так вы можете потерять часть идей или ссылок. В папке можно создать свою систему работы с информацией ― выделять цветом, размером, курсивом, сразу оставлять рядом сноски.

5
Как вести конспекты от руки?

В таком конспекте можно легко ориентироваться ― листать страницы, прочерчивать связи, отмечать пересечения, можно даже вырезать и сопоставлять фрагменты разных заметок между собой. Некоторые люди лучше запоминают, когда пишут текст вручную. Выработайте свою систему обозначений: символами и цветами. При подчеркивании текста на распечатанных листах или в своих рукописных конспектах, используйте несколько маркеров разных цветом. Каждый цвет может что-то значить: цитата, с которой вы не согласны; цитата, которая противоречит другой мысли в тексте; цитата, которой можно подтвердить ваше положение.

Используйте восклицательные знаки, размер текста, положение его на странице ― все это подскажет вам в будущем, как и для чего вы выписали эту мысль, где ее можно использовать.

6
В чем смысл конспекта? Сделать себе краткую выжимку? Выписать набор цитат?

Делать конспект формально ― не имеет смысла. Конспект ― инструмент перевода информации в понятный для себя вид, обнаружение собственного способа систематизировать получаемое знание. Например, есть подход к конспекту как отображению понятийной сетки. При этом методе, нужно отмечать в тексте две вещи: понятия и различения.

Если какое-то слово встречается в тексте много раз ― это не просто слово, а понятие (или концепт). Автор либо эксплицитно раскрывает его в этом тексте, либо раскрывал в других работах. В любом случае, это слово для автора неслучайно и значит больше. Например, в работах Эмиля Дюркгейма слово “солидарность” означает не совсем то, что понимается под этим в обыденном мире, потому что это социологическое понятие ключевое для Дюркгейма.

Понятийную сетку можно оформлять как тезаурус: выписывать концепты и находить их определения в тексте. Смотрите, как концепты работают друг с другом, как они взаимосвязаны и чертите схемы из этих связей и противоречий.

Например, у Аристотеля есть определение человека (политическое животное), группы людей (домохозяйство), группы домохозяйств (деревня/поселение), объединенных поселений (полис). Здесь эта схема будет важна, потому что для Аристотеля существование в рамках Полиса ― финальная форма человека. Он эволюционирует через семью к политическому сообществу, потому что только в нем он раскрывается как человек. Все это можно нарисовать стрелками, и потом разобрать, как может быть устроен Полис, например, при различных видах режимов и т.д. по классификациям.

Это все нужно воспроизвести, чтобы понятийную сетку можно было вытащить из текста и применить к чему-то другому. Например, оценить по аристотелевской классификации современное государство.

Помимо понятий в теоретических текстах стоит обращать внимание на различения . Различения ― это отношения между двумя понятиями, которые выражаются через структуру А ― это не В. Условно, Тирания ― это все, что не демократия. Или “Свобода ― это все, что не рабство”. Или, наоборот, “Рабство ― это все, что не свобода”.

Важно понимать, какие между понятиями отношения. Например, антагонизм или одно понятие ― это структурно более высокий или низкий уровень другого понятия.

7
Понятийная сетка ― звучит сложно. Как подступиться, если я только начинаю работу со сложными текстами?

Если нет привычки к чтению условно сложных текстов, есть хороший приём. Работайте с конспектом в две стадии: сначала просто пишите полотном всё, что вас зацепило в книге, все мысли, которые пришли в голову по ходу чтения, все определения важных вещей, которые даёт автор. Второй этап: перечитайте то, что написали, попробуйте систематизировать, разбить мысли по группам, по темам, найти всё, что относится к определению важных понятий (например, все определения габитуса, которые вам попались у Бурдье). Составьте отдельный список тем, которые поднимает в тексте автор ― это поможет быстро ответить на вопрос “о чем эта книга или статья”.

Еще хороший метод – пересказать текст другу.

8
На что ещё обращать внимание, читая текст?

Помимо понятийной сетки, различений и вопроса “О чем книга?”, важно обращать внимание на то, как организован и устроен текст. Смотрите на любой текст как на набор приемов: какую структуру выстраивает автор, как он доказывает свои тезисы и т.д. Эти приемы можно подсматривать, отмечать и некоторые из них потом использовать в своей работе, если они покажутся вам уместными.

9
Я часто делаю конспекты. У меня везде разбросаны разные заметки, бумажки, файлы. Но кажется, в этом не хватает системности.

Для конспектов важна систематизация, чтобы понимать, как прочитанные вами тексты могут работать друг с другом. Вы можете придумать свой способ систематизации знаний, которые приобретаете в университете, но мы предлагаем один интересный и очень библиотечный метод ― “Картотека”.

Полезная техника по принципу библиотечных картотек. У вас копится большое количество конспектов из прочитанных книг, статей. Делайте в физическом или электронном виде “карточки”, на которой отмечайте (можно в формате тега), по какой теме этот текст, хороший и полезный он или нет.

Карточки все нужно держать в одном месте. Принцип картотеки в том, что это замкнутая совокупность обобщенной информации, куда вносится все. Вы прочитали статью, оценили ― запишите в картотеку название статьи, свою характеристику.

Если вам понравился автор, то в картотеку можно внести карточку автора. И информацию о нем: ФИО автора, где работал, у кого учился, какие у него есть идеи и в каких текстах он их развивал. Потом можно прочесть тексты учителя этого автора (или единомышленника, или соперника по идеям) и сделать карточку уже про него. Так вы соберете идеи авторов и сделаете раздел историй этих идей.

От простого чтения текстов, после которых ненадолго сохранится приятное, но короткое впечатление, вы придете к четкой категоризации авторов в своей личной системе.

Картотека ― это метафора. Совершенно неважно, в какой форме ее хранить, это ваш выбор.

Даже если у вас отличная память, картотеку можно использовать как полезный и эффективный инструмент.

10
На что ещё обращать внимание, читая текст?

Есть разные программы, которые помогают писать тексты большого формата. О Zotero и Mendeley мы писали в других карточках, но есть и другие:

OneNote – ежедневник, в который можно записывать заметки и набрасывать черновики. Там можно удобно структурировать по страницам, папкам и проч. Можно выписывать ваши задачи и дробить по разделам на разных страницах, чтобы не отвлекаться. Потом переносить в Word и расписывать, расширять и дополнять.

Endnote (платный софт, похож на Mendeley) – программа по управлению библиографией, она автоматически оформляет и формирует библиографию, а также хранит все источники в одном месте.

Citavi (платный, похоже на Mendeley) – удобная программа для нарезки цитат, она из PDF позволяет вытаскивать цитаты и хранить их в одном месте с удобной навигацией. Можете ознакомиться с тем как работать с ней в материале наших коллег из библиотеки РАНХиГС.

Google Keep ― в нем тоже можно хранить заметки. Благодаря цветовой кодировке, можно для себя выстроить систему, и потом фильтровать по цветам, желая найти ту или иную мысль, фразу, цитату или заметку. Можно сохранять хорошие куски текста для потенциальных эпиграфов, удачные формулировки, которые станут панчлайнами в вашем тексте или просто цепкие идеи, из которых можно развернуть статью.

11
Как сочетать чтение, конспектирование и написание собственного текста?

Первый метод ― классический. Вы читаете, делаете конспект и после того, как почувствуете, что прочли достаточно, садитесь за написание работы, комбинируя идеи других авторов и свои размышления.

Второй ― метод сокращения. Во время чтения пишите не просто конспект, а сразу фрагменты своего текста в рабочий файл. Это послужит основой работы в одном месте. В итоге у вас получится огромный документ, где можно редактировать фрагменты, менять их местами и много-много сокращать. При всех плюсах этого метода, он обрекает на мучительный, но важный этап “выкидывания” лишнего из работы. Хорошая новость ― благодаря такой редактуре текст может стать более сфокусированным.

12
Зачем и как рисовать mind map?

Mind map ― это карта ваших мыслей или ментальная карта. Если совсем просто, то это схема, которую вы рисуете на бумаге или в каком-то приложении, показывая ваши размышления о проблеме.

Mind map помогает визуально структурировать информацию: выразить ход ваших мыслей, найти связи и ассоциации.

Что нужно сделать, чтобы нарисовать ментальную карту?

найдите ключевое понятие (слово, автора, тему, сферу)

напишите его на листе бумаги (или на онлайн-доске ― например, Miro ) по центру

в течение 3-5-минутного брейнсторминга выписывайте все ассоциации, которые приходят в голову, не фильтруя: подтемы, сюжеты, имена, связки

нарисуйте между ними линии связи, пересечения, смежные зоны. Отметьте то, что вас волнует, что на что влияет. Задайте к каждой связке несколько уровней вопросов.

Так вы получите разветвленное дерево ― внутреннюю карту самоопределения в теме. Вооружившись ей, можно приступить к разработке темы для диссертации или другого исследования.

Пример карты в Miro. Credits: Александр Зарицкий.

Пример рукописной карты. Credits: Полина Колозариди.

Создание mindmap должно проходить в свободной форме ― не стесняйтесь себя и своих идей, фантазируйте. Лучше писать короткие слова или фразы, чтобы сделать мысль прозрачнее. Можно делать рисунки, это подстегивает азарт размышлений.

Когда закончите, отложите mindmap, чтобы вернуться к нему чуть позже, например, на следующий день.

Ментальная карта поможет вам набросать примерный план работы. Согласуйте его с научным руководителем: он/она подскажет, что хорошо, что нужно убрать, чтобы уместиться в объем, что стоит добавить и какие формулировки более уместны.

Полезные материалы:

Подробнее о техниках создания mindmap (ссылки предоставлены Екатериной Новиковой, студенткой программы “Фундаментальная социология”) :

Карточки от библиотеки Шанинки

Статьи для начинающих исследователей в группе библиотеки РАНХиГС Вконтакте

Автор : Наташа Винокурова

Консультанты : Полина Колозариди, Екатерина Кулиничева

Редактура: Лиза Канатова, Вероника Хомякова

Огромное спасибо участникам интервью: Даниил Воскобойников, Всеволод Герасимов, Анастасия Гришина, Александр Зарицкий, Александр Калгин, Константин Кокарев, Полина Колозариди, Артем Кравченко, Екатерина Кулиничева, Денис Ломов, Татьяна Маргулян, Екатерина Новикова, Татьяна Новоселова, Алина Петрова, Алексей Сафронов, Алексей Титков, Арнольд Хачатуров, Юрий Шишлов

Читайте также:

      

  • План конспект уроку призначення зміст визначення завдань уроку освітніх оздоровчих виховних
  •   

  • Словосочетание как единица синтаксиса виды словосочетаний 8 класс конспект урока
  •   

  • Болотина л а ильина е а психология и педагогика конспект лекций
  •   

  • Конспект физика 7 класс грачев параграф 7
  •   

  • Конспект урока развития речи работа над изложением

Мы знаем, как нелегко написать диссертацию самому. Поэтому нередко используют копирайт текста. Чтобы программма проверки на уникальность не обнаружила заимствований, можно воспользоваться сервисом Анти-антиплагиат. Мы обрабатываем документы через программу Антиплагиат Киллер, которая не изменяя текста, увеличивает процент оригинальности до 90-95%. Услуга предоставляется без предоплаты. Поэтому при получении документа вы сможете сначала убедиться в повышении уникальности и в нашей честности перед тем, как оплатить заказ. 
Также мы поможем оформить работу по требованиям ГОСТ онлайн. Вы сможете пройти нормоконтроль с первого раза без ошибок.

Содержание

  1. Что такое конспект?
  2. Какой объем должен иметь конспект?
  3. Основные требования при написании конспекта
  4. Виды конспектов
  5. Как составить конспект – общие рекомендации
  6. Как составить конспект по различным видам текста
  • Как правильно сделать конспект по лекциям?
  • Как правильно конспектировать статьи
  • Как сделать конспект по книге
  • Как написать конспект по параграфу
  • Как составить конспект по учебникам
  1. Главные ошибки при составлении конспекта
  2. Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?
  3. Как повысить уникальность конспекта

01 Что такое конспект?

Конспект – это текст, который студент пишет, сокращая чужой. Он представляет собой запись, включающую выписки, тезисы, схемы, планы. Связующей основой становится логическая цепочка, которая соединяет все сокращения и все части записей.

Студентов начинают учить готовить конспекты правильно с первого курса. Обычно преподаватель предоставляет краткий план на учебное занятие, какие темы и микротемы будут рассмотрены на паре; затем называет литературу, которую можно и нужно изучить самостоятельно.

После 5 минут настраивания на рабочее настроение, лектор читает своей урок, а студенты должны выделять ключевые фразы и слова и добавлять из в свои записи.

Только с опытом приходит навык записывать под диктовку большой объем текста. Также со временем у студента появляются свои собственные сокращения слов, которые появляются слишком часто.

Сокращения подсказывает преподаватель перед началом курса. Так проще держать ритм лектору и быстрее записывать учащимся.

К сожалению, у первокурсников не всегда находится добрый преподаватель, который будет так заботлив, что научит студентов правильно готовить записи. Поэтому многим приходится самостоятельно по опыту выяснять, как составлять конспекты.

Лайфхак
Если вы студент, то рано или поздно вам может понадобиться повышение уникальности текста. На нашем сервисе вы сможете не только увеличить процент уникальности, но и проверить свою работу на плагиат через преподавательскую систему. 
Для поднятия уровня оригинальности мы используем программу Антиплагиат Киллер. Она обрабатывает документ, шифрует файл, не изменяя слов и порядка в предложениях, и выдает 90% процент уникальности. Мы предоставляем услуг по принципу – сначала вы проверяете готову работу на повышение, а затем мы присылаем чек на оплату. 
Также вы сможете заказать оформление любой работы по требованиям ГОСТ или по методичке. Поможем быстро и эффективно. 

Проверить уникальность

Повысить уникальность

Оформить работу по ГОСТУ

Что такое конспект

02 Какой объем должен иметь конспект?

Объем конспекта не имеет четких границ. Существует несколько факторов, которые влияют на объем.

Начинается все со скорости написания текста. У кого-то почерк мелкий, у кого-то широкий. Одни могут записывать почти все слова под диктовку и не уставать, другие теряются в потоке речи и цепляют только ключевые слова.

Также существует соотношение объема конспекта и исходного источника, например, учебника или речи лектора.

При составлении конспекта ориентироваться на объем явно не стоит. А вот на что надо полагаться – расскажем дальше.

03 Основные требования при написании конспекта

Основными требованиями при написании конспекта выступают внимательность, погружение в текст и умение вычленять самое главное из потока слов и фраз.

Каждому студенту нужно научиться распределять свою энергию на выполнение всего конспекта.

К примеру, если на первой паре учащийся будет записывать практически каждое слово за лектором, то он израсходует всю энергию за 2-3 пары. К началу 4 пары рука уже будет отваливаться, желания что-либо писать уйдет, вместо ясных и понятных записей в тетради появятся кружочки и фигурки.

Вот основные положения, которые помогут научиться писать конспект правильно:

Нужно сохранять силы и распределять нагрузку между парами. Для этого не надо стараться записывать каждое слово преподавателя. Нужно отбирать наиболее важные моменты, которые включают в себе основной смысл.

Почерк должен всегда сохраняться ровным и понятным для чтения. Если какие-то пропуски в предложениях и словах еще можно восстановить, то ломанный почерк потратит все ваши усилия и время в пустоту.

Между тезисами и выписками должна сохраняться логическая связь. Весь конспект должен иметь смысловую целостность. Если логическая цепочка будет нарушена, то связь всех элементов останется бессмысленно.

требования при написании конспекта

Чтобы составить конспект, достаточно применить пару техник.

  • Майнд-карты. На листе тетради по центру размещается тема работы. Она обводится кружочком. К ядру присоединяются определенные блоки, которые содержат ключевую информацию по теме. Это могут быть рисунки, слова, идеи, ассоциации и т.д.
  • Метод Корнелла. Еще одна техника, которая поможет записывать только нужное и важное.

Разделите текст на три блока. Для начала внизу отделите одну пятую часть по горизонтали. Затем верхний блок разделите по вертикали. Причем левый столбец должен быть гораздо меньше, чем правый. 

В правом блоке ведутся привычные записи лекций, куда сводится основная информация. В левом столбце уже после завершения написания конспект выводятся ключевые слова и идеи. Последний нижний столбец необходим для подведения сжатой мысли всего конспекта.

Это поможет вам восстановить всю информацию из памяти по многочисленным напоминаниям.  К тому же вам не удастся навсегда забыть основную идею, ведь ее вы будете переписывать и обрабатывать несколько раз.

Метод Корнелла заключается в том, что вся техника должна проводится в течение 24 часов с завершения написания текста в правой колонке. Для удобства лучше использовать тетрадь формата А4.

  • Конспекты по теме можно скачать из интернета. Существуют готовые варианты по самым распространенным темам. Однако необходимо помнить, что любую студенческую работу проверяют на уникальность. Чтобы пройти проверку на антиплагиат, нужно воспользоваться специальными способами повышения уникальности. Бесплатные методы подходят для тех, кто может позволить себе потратить некоторое время на доработку текста.

Если у вас нет времени самостоятельно исправлять конспект, то воспользуйтесь нашим сервисом анти-антиплагиат.рф. Мы поможем вам поднять процент оригинальности до 80-90% всего за пару минут. Также вы сможете проверить свою работу на уникальность через преподавательскую программу Антиплагиат ВУЗ. Нажимайте на кнопки для перехода на страницы заказа.

Итак, мы рассмотрели основные требования и методики для того, чтобы составить конспект быстро и правильно. Теперь рассмотрим, какие виды написания конспекта существуют.

04 Виды конспектов

Виды конспектов

Виды конспектов бывают разными. Они отличаются по структуре, по объему, а также по технике написания.

  • План-конспект. Это наиболее классический вариант составления конспектов. Мы уже представляли его в самом начале. Сперва дается общий план. Он может включать около 4-5 позиций. Каждая строчка должна раскрываться в основном содержании. Таким образом, у вас получается объемный текст, наполненный ключевым смыслом.
  • Схематический план. Это конспект, который представляет собой определенную структуру. Она включает вопросы, которые соединяются друг с другом по смыслу. Под каждым вопросом ставится несколько определенных ответов. Это помогает связывать весь текст краткими предложениями и выписками.
  • Текстуальный конспект – это вариант, который отлично подходит для работы с книгами. Вам нужно выписывать как можно чаще цитаты. Наполнить текст между цитатами можно тезисами и терминами.
  • Тематический конспект. Этот вид конспекта заключается в том, что вы рассматриваете определенный вопрос с помощью разных источников. Вам нужно кратко перефразировать основные мысли и идеи, которые представляют разные точки зрения исследователей на проблемы. Это поможет охватить всю картину в целом и захватить как можно больше информации.
  • Свободный конспект. Проще говоря, это запись под диктовку лектора. Некоторые студенты вместо слов используют рисунки или другие знаки, которые для них передают больше информации. Можно использовать разные методы в комплексе: тезисы, выписки, план, цитаты и т.д. Это наиболее тяжелая работа, но студенты к ней быстрее привыкают, чем к систематичным видам конспектирования.

Мы рассмотрели разные варианты, как составлять конспект по теме. Давайте рассмотрим, к каким видам текста подходит тот или иной вариант конспектирования.

05 Как составить конспект – общие рекомендации

В общие рекомендации, как составить конспект, входят такие положения

  • Нужно ознакомиться с материалом, по которому будет вестись конспектирование. Если вы работаете с учебником, то это вполне возможный вариант. В случае с лекциями – преподаватель должен всегда 5 минут с начала пары посвящать краткому обзору темы, о чем будет говориться на паре.
  • Составить план или структуру работы. Это поможет представить готовый «скелет» конспекта. Также в случае с записью преподавательских лекций нужно вначале попросить лектора представить план.
  • Выписывайте как можно чаще цитаты и тезисы. Они помогут вам вернуть память и вспомнить цепочку мысли.
  • Не начинайте писать в конспект каждое слово преподавателя под диктовку. Дослушайте предложение до конца и только потом запишите ключевое слово или тезис.
  • Преподаватель специально вставляет небольшие комментарии, чтобы в это время студенты успели записать мысль.
  • Используйте общеизвестные сокращения и условные обозначения. Например, вместо написания слова сантиметр – «см».
  • Можно использовать интернет сленг или английские короткие слова, например, ok.
  • Оставьте небольшую колонку с левой стороны тетради, чтобы помечать знаками непонятные или важные моменты в конспекте.
  • Не бойтесь переспрашивать какие-либо пропущенные моменты после пары. Перебивать чтеца ни в коем случае не стоит.
  • Оставляйте место, если что-то пропустили, и не забывайте их заполнять после пары.

Мы перечислили 10 общих правил, которые помогут вам кратко и понятно конспектировать все работы, будь они письменные или устные. Осталось узнать, как составить конспект по теме для разных видов текста.

составить конспект

06 Как составить конспект по различным видам текста

Один из самых сложных вопросов, как составить конспект по различным видам текста. Вам нужно совместить все полученные рекомендации и привести их к общему знаменателю. Далее мы подберем под каждый источник информации определенный вид конспектирования.

  • Как правильно сделать конспект по лекциям?

Для лекций наиболее подходят план конспект и свободный конспект. Выбор определенного варианта зависит не только от студента, но и от преподавателя.

Чаще всего происходит соединение этих видов и тогда план предоставляется в самом начале конспекта, а затем студент использует свое собственное виденье кратких записей.

Главное, чтобы сохранялась логическая цепочка между тезисами и выписками.

как составить конспект лекций

  • Как правильно конспектировать статьи

Конспектировать статьи можно с помощью тематического конспекта, а также схематического.

В первом случае можно сохранять наиболее важные моменты из статей, обобщая их в один текст.

Схематичность помогает отделить статьи и показать разность взглядов. К тому же тематический конспект он более субъективен, нежели схематический. Поэтому здесь важен выбор студента, как именно хочет проводить записи.

Наиболее быстрым и удобным вариантом все-таки является схематический конспект. Он не предполагает продумывания текстуальной составляющей. С помощью вопросно-ответной формы можно передать больше информации в кратком предложении.

  • Как сделать конспект по книге

Конспект по книге лучше выполнять с помощью двух вариантов вкупе: текстуальный + свободный конспекты.

Это поможет вам передать не только большое количество информации, но и сделать конспектирование более увлекательным и интересным.

Передача эмоциональной и выразительной основы поможет автору погрузиться в ту атмосферу, которую он представлял, когда читал книгу. Это вызовет ассоциативный ряд, и память вернет все забытые элементы.

  • Как написать конспект по параграфу

Написать конспект по параграфу лучше всего в свободном стиле. Это довольно небольшой источник, поэтому автор может заполнить конспект почти слово в слово.

  • Как составить конспект по учебникам

Как составить конспект по учебникам? Довольно легко. В самих учебниках часто выделены теории и положения, которые важно заучить. Именно их и надо записывать в тетрадь. Главное разглядеть эти выделенные места.

Если вы не видите никаких выделений в тексте, то вам придется использовать план-конспект. К тому же, готовый план есть у вас на руках – это содержание учебника.

Итак, мы подробно рассмотрели, как составить конспект по учебникам. Вам осталось лишь применить все советы и рекомендации в своей работе. Однако прежде изучите, с какими проблемами может столкнуться каждый из учащихся.

07 Главные ошибки при составлении конспекта

Ошибки при составлении конспекта могут сыграть плохую шутку с автором. Поэтому не допускайте следующего.

  • Не пишите каждое слово под диктовку и не старайтесь начать писать с первых слов автора или текста.
  • Не пропускайте ключевые слова и термины, если вы не услышали, то обязательно оставьте место, которое нужно будет заполнить после пары.
  • Сохраняйте почерк ровным до конца всех пар. Каракули невозможно будет прочитать – а это значит, что информация будет потеряна.
  • Не используйте отдельные листочки для конспектов или сразу старайтесь их переписывать или пришивать в тетрадь.

ошибки при составлении конспекта

Итак, здесь перечислены все ошибки студентов, которые повторяются из года в год. Учитесь на чужом опыте, а не на своем. Иногда конспекты лекций могут спасти студента от тройки или от незачета.

08 Нужно ли проверять конспект на Антиплагиат?

Конспекты нужно проверять на антиплагиат лишь в том случае, если вы выполняете их в электронном виде. Многие преподаватели просят вести записи через ноутбук или с помощью планшета. В таком случае конспекты проверяются на антиплагиат аналогично реферату и курсовой. Тогда они могут повлиять на итоговую оценку на экзамене.

Также если вы скачали готовые конспекты вам обязательно нужно узнать, насколько низкий у них процент уникальности. Это поможет понять, сможете ли вы пройти допустимый порог плагиата или нет.

Лучше всего проверить конспект в преподавательской системе. Только Антиплагиат ВУЗ может гарантировать точный процент оригинальности. К тому же можно сразу получить отчет по проверке и увидеть, где были обнаружены заимствованные части текста.

09 Как повысить уникальность конспекта

Перефразируйте найденные заимствования, чтобы повысить уникальность конспекта. Если их не так много, то вы легко справитесь с задачей.

Однако, если ваш конспект имеет совсем низкий процент оригинальности, то вам нужно повысить уникальность с помощью программы Антиплагиат Киллер.

Она поможет поменять код вашего файла, и система обработки антиплагиат не сможет найти плагиат. Тогда вы увидите показатель 80-90% самостоятельности текста.

Таким образом, вы легко сможете пройти проверку на оригинальность с высоким показателем.

Чтобы понять, как работает представленная программа, посмотрите специальное видео.

Итак, сегодня мы разобрались, как составить конспект. Представили разные виды конспектирования и распределили их для разных видов текстов. Теперь вы знаете, какой способ конспектирования в том или ином случае будет наиболее удобным.

Полезные ссылки:

Что такое антиплагиат и как он работает?

Антиплагиат – обзор сайта, отзывы, видео 

Отчислили за Антиплагиат: реальная история студента

Цитирование в антиплагиате: как оформить – Пример

Антиплагиат эксперт: 30 способов поднять процент

Что такое плагиат – как снизить и убрать из текста

Добавить комментарий