- Установка контакта с детьми
- Формулировка основных правил поведения
- Обучение детей соблюдению правил
- Обучение детей оценивать свое поведение
- Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило
- Нарушение правил и дальнейшее поведение
Хорошо, когда воспитатель получает удовольствие от своей работы. Но не всегда это возможно, если дети кричат и бегают, не хотят убирать игрушки и никак не реагируют на замечания. Приходится тратить много энергии и принимать строгие меры, чтобы установить порядок в группе. Как наладить дисциплину в группе мягкими методами?
Дисциплина подразумевает следование определенным правилам. Когда дети их придерживаются, в группе соблюдается порядок. Он идет на пользу как детям, так и воспитателям. Педагог тратит меньше времени на организационные моменты. А ребенок чувствует себя в безопасности, потому что благодаря правилам его жизнь становится более понятной и предсказуемой. Это говорит о том, что изначально у детей нет желания целенаправленно нарушать дисциплину. Возможно им просто не хватает активности, внимания или признания лидерских качеств. А может они не понимают, каких правил нужно придерживаться и зачем. Чтобы дети соблюдали правила, нужно проделать работу в шесть этапов.
Установка контакта с детьми
Дети с удовольствием слушаются воспитателей, которых они любят и уважают. Для этого нужно заслужить авторитет деток. Если на этапе знакомства у воспитателя не получилось создать о себе правильное впечатление, можно изменить стиль общения и со временем стать для них авторитетом.
Как завоевать авторитет?
Уважение может заслужить тот воспитатель, который любит детей и проявляет интерес к каждому из них. Обречен на провал тот специалист, который кричит и оскорбляет подопечных, делит всех на “любимчиков” и “не любимчиков”. Воспитателю следует постараться создать условия, где каждый ребенок получает внимание, доброту и понимание. В то же время он должен быть справедливым, уверенным в себе и строгим в некоторых ситуациях. Результатом такого отношения станет доверие и послушание со стороны детей.
Формулировка основных правил поведения
Чтобы дети соблюдали правила, они должны сами их сформулировать. Тогда они хорошо запомнят их и будут с ними внутренне согласны. Чтобы помочь детям вывести правило, погрузите их в ситуацию, когда это правило нарушается.
Напомните воспитанникам случай, когда их кто-то обижал. Спросите, что они чувствовали в этот момент, было ли им приятно. Хотят ли они, чтобы их снова обидели. И тогда попросите их объяснить, почему обижать других нехорошо. Таким образом вы вывели правило: “Не обижать других. Все проблемы решать мирным путем”.
Обратите внимание, что мы написали две формулировки – запрет и вариант альтернативного поведения. Запрет должен касаться не самих эмоций и желаний, а способа их выразить. Например, злиться допустимо, но нельзя бить другого ребенка. Аналогичным образом нужно формулировать другие правила. Их должно быть не больше пяти.
Вводите правила постепенно с начала учебного года. Когда вы сформулировали правила, оформите их визуально и повесьте на видное место. Например, нарисуйте разбросанные игрушки, и напишите фразу “Убери” или “Помоги”. Правила должны быть простыми и наглядными. Если дети освоили предложенные в таком виде правила, можно заменить их новыми.
Обучение детей соблюдению правил
Дети хорошо запоминают правила, если их отрабатывать в формате игры или в обсуждении поступков персонажей из мультиков. Остановитесь на ситуации из мультика, в которой персонаж причинил кому-то боль. Попросите детей изобразить эту ситуацию в виде рисунка. Тогда они пропустят это правило “через себя” и смогут не только понять, но и прочувствовать его смысл.
А чтобы дети начали использовать правила в жизни, напоминайте им заранее об договоренности перед ситуацией, в которой ее нужно будет выполнить. Сначала дети будут часто нарушать правила, но постепенно они привыкнут. Тогда напоминать можно только фразой “Вспомните правило!”. Попросите малышей проговорить правило вслух, выполнить его и проконтролировать, чтобы другие ребята тоже его придерживались.
Работу некоторых правил можно довести до автоматизма, если привязать его к определенному звуку или предмету. Например, по хлопку нужно умолкнуть и посмотреть на воспитателя. Аналогично можно использовать свисток, колокольчик или бубен. Если регулярно привлекать внимание детей одинаковым звуком, со временем у них выработается подходящая реакция.
Обучение детей оценивать свое поведение
Способность анализировать свое поведение влияет на соблюдение правил. Нарисуйте таблицу, в которой дети будут каждый день отмечать уровень своей дисциплины по основным правилам. Если ребенок считает, что он сегодня хорошо себя вел, он рисует в таблице зеленый кружочек. Если он вел себя неплохо, но нарушил некоторые правила, он рисует желтый кружочек. А если вел себя плохо – красный.
Бывают ситуации, когда ребенок не хочет рисовать себе красный и желтый кружочек. Он расстраивается и начинает плакать. Подбодрите его и договоритесь, что он нарисует зеленый кружочек, но больше не будет нарушать правило.
Обсуждение с детьми, что будет, если ребенок нарушит правило
Ребенок должен понимать, почему нельзя нарушать правила. Не нужно пугать его наказанием, лучше объясните естественные негативные последствия. Например, если ребенок будет обижать других детей, они перестанут с ним играть и дружить. Или если он пойдет прыгать по лужам и испачкает одежду, ее нужно будет почистить.
Если он сломает игрушку, ее нужно будет починить. Не всегда дети сами понимают эту связь. Ребенок должен думать, что соблюдать правила приятней, чем не соблюдать. Тогда он будет следовать им не из страха перед наказанием, а из стремления к удовольствию. Например, участвовать в занятии интересней, чем пропустить его.
Нарушение правил и дальнейшее поведение
Если ребенок все же нарушил правило, сначала проверьте виноват ли он в этом. Возможно, окружающая обстановка мешала выполнить правило или сам воспитатель дал противоречивое указание. Если по вашему мнению ребенку ничего не мешало, не кричите на него и не начинайте разговаривать повелительным тоном. Посмотрите на него спокойным пристальным взглядом без осуждения и злобы. Этот взгляд напомнит ребенку о правиле, и он успокоится. Если продолжает бегать, спокойно скажите ему о нарушении и расскажите о последствиях его поведения. Дайте ему второй шанс выполнить правило.
Если ребенок и дальше нарушает дисциплину, поставьте его перед выбором – либо он выполняет правило, либо получает наказание. Цель не в том, чтобы наказать ребенка, а в том, чтобы он сделал выбор. Если мальчик бегает по классу, окликните его и остановите. Скажите: “Я вижу тебе хочется подвигаться. По классу бегать нельзя. Ты можешь пойти в соседнюю комнату попрыгать на батуте. Если продолжишь бегать, значит ты выбираешь просидеть 10 минут на стуле для размышлений”.
Вы можете выбрать любые методы для улучшения дисциплины в группе, но они не должны ущемлять достоинства ребенка. Требовательность к соблюдению дисциплины должна сочетаться с уважением к малышам. Воспитателю следует смотреть на ситуацию с позиции ребенка – поставить себя на его место и попытаться понять причину нарушения дисциплины.
Виктория Богданова – о том, как воспитателю быстро найти с детьми общий язык.
Сентябрь – горячая пора не только для учителей, но и для воспитателей. Воспитатели каждый год принимают в детские сады новых воспитанников. Детей, которые не по своей воле становятся дошкольниками, вступают в новую жизнь и впервые надолго остаются без родителей. Естественно, что это огромный стресс для них. В интернете можно запросто найти множество советов для родителей, как пережить адаптацию к детскому саду, чем помочь дорогому ребёнку, но совсем мало информации о том, как быть молодому специалисту дошкольного образования, что делать воспитателям, чтобы завоевать авторитет со стороны ребёнка и стать компаньоном для родителей.
Дети, которые впервые попадают в детский сад, не только удивлены и дезориентированы в новой обстановке, но и переживают кризис трех лет. Это двойная нагрузка на психологическую систему малышей. Поэтому педагогу необходимо организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы смягчить эту нагрузку и избежать серьёзных последствий.
Для начала стоит показать каждому ребёнку, что он рядом с вами в безопасности и что в любое время он может подойти к вам с любой проблемой. Разговаривать с детьми необходимо мягко и с улыбкой. Любое проявление паники и истерики ребёнка нужно прекратить методом отвлечения. Отвлечь ребенка можно на игру, какое-нибудь занятие, ещё один верный способ – начать душещипательный рассказ. Например, такой: «Ребята, а вы знаете, что у меня есть дочка! Да-да! И она такая же маленькая, как и вы! Она тоже первый раз пошла в садик….» Ну и дальше подключите фантазию, расскажите, как вы переживаете этот период, что вы делаете вместе после садика и что каждый ребёнок проходит этот этап жизни. Дети – отличные слушатели.
В первые дни можно провести знакомство с детьми в игровой форме. “Собрать детей в круг” и предложить каждому представиться и назвать, например, свою любимую игрушку, передавая мяч по кругу. Круг замыкает воспитатель, он также представляется.
Также для адаптации в новой среде отлично подходит сказкотерапия, используемая многими психологами. Суть метода заключается в том, чтобы в сказочной форме рассказать о переживаниях и трудностях, которые могут встретиться детям во время адаптации. И, разумеется, в конце сказки подвести к конкретным методам решения проблем. К выбору темы для сказкотерапии можно подойти достаточно широко: от соблюдения распорядка дня до проблем взаимодействия воспитанников другом.
Для самых юных воспитанников, которые ранее не посещали дошкольное учреждение, отлично подойдут потешки и прибаутки. Они также могут быть узконаправленными от поддержания режимных моментов, до развития навыков речи. Так, например, потешка “Только трусы с дураками спор решают кулаками” направляет детей на решение проблем через диалог. Молодой специалист может организовать себе целую картотеку подобных потешек для решения целого ряда проблем.
Для педагога инструмент его работы – это, в первую очередь, его Личность. Поэтому воспитателю необходимо оставаться авторитетным и, одновременно, понимающе-мягким в глазах воспитанников и их родителей. Задача это непростая. И реализовать ее можно только в тандеме с родителями. Для этого необходима беседа с родителями о том, что с момента поступления ребенка в детский сад все педагогические и поведенческие вопросы будут решаться как родителями, так и педагогами. Дошкольное учреждение в одну из первых своих задач ставит социализацию ребенка, поэтому детский сад должен быть для ребенка и родителей не “местом отбывания пока мама/папа на работе”, а средой мягкой, познавательной и интересной.
Воспитатель детского сада рассказала корреспонденту «АиФ-Камчатка» о детских переживаниях, как найти подход к любому малышу, удовлетворить детскую любознательность и развить таланты ребёнка.
«Эта маленькая, худенькая девочка в очках — уникальный специалист, который умеет любить! От неё без ума и дети, и родители», — отрекомендовала своего работника заведующая петропавловским детским садом № 40 Елена Лукьяненко.
Но связаться с воспитателем средней группы детсада «Красная Шапочка» Светланой Киселёвой удалось не сразу: перед профессиональным праздником — 27 сентября в России отмечался День воспитателя и дошкольного работника — она взяла неделю в счёт отпуска, чтобы совершить восхождение на вулкан.
На одном языке
Мы встретились на детской площадке во время утренней прогулки. Детвора, как быстрая ртуть, то окружала свою воспитательницу плотным кольцом, то разбегалась по горкам и беседкам.
– Светлана Васильевна! — подбежал краснощёкий карапуз, — Там, на горке — зомби!
Педагог заботливо поправляет малышу шапочку и со словами «Уже нет!» отправляет его гулять дальше. С детьми у Светланы Васильевны — полное взаимопонимание. И очевидно, что они говорят на одном языке.
Татьяна Боева, kamchatka.aif.ru: Как вы оказались в этой профессии?
Светлана Киселёва: С детства играла с куклами в школу, потом мне очень нравились русский язык и литература, и я поступила в педагогический. Но после практики в школе на старших курсах идти в учителя передумала — испугалась нагрузки. К урокам приходилось готовиться до глубокой ночи.
И, окончив институт, пошла по садикам. Этот, «Красная Шапочка», был вторым по счёту и пришёлся мне по душе сразу: атмосферой, отношением руководства и педагогов.
Сначала взяла старшую группу, выпустила. А потом — малышей. И стала получать такую отдачу! С ними очень интересно, это самые умные и искренние люди! Расслабляться не дают, постоянно заставляют думать, находить ответы на непростые вопросы.
Понимаете, такого душевного равновесия, как в нашем детском саду, у меня никогда не было. Это чудо, а не работа! Прихожу сюда и ухожу отсюда с улыбкой. Мы с детьми разговариваем на одном языке, гуляем, занимаемся — всё так естественно и органично. У нас прекрасный тандем с Ксенией Александровной Шевелёвой, моей сменщицей. Мне вообще очень повезло и с коллективом воспитателей, и с руководством, и с группой. Дети необыкновенные, и родители все очень отзывчивые и понимающие.
– Анечка, иди, шапочку завяжу! — подзывает Светлана Васильевна девочку, ни на минуту не выпуская из поля зрения играющую детвору. Тут же подбегает двое мальчишек.
– Я вот как умею прыгать!
– А я — ещё выше!
– Давай, помогу, — берёт малыша за руки воспитательница, и тот подпрыгивает изо всех сил, заливаясь смехом.
Чувствительные люди
– С какими детьми интереснее — с младшими или старшими?
– Я нашла себя именно с малышами, у них нет такого соревнования, как у старших: кто кого круче. Но есть здоровый эгоизм. Те, кто младше, руководствуются только своими мыслями и желаниями, без авторитетов, и я с ними — в одном эмоциональном потоке.
– А как успокаиваете детей, если они заиграются?
– Я и сама могу с ними заиграться! Но потом — переключаемся. Хорошо срабатывают эмоции: «Ах, посмотрите, что здесь!» — и всё внимание сразу на меня. Рассказываю им сказки, например, о царице Тишине — и все замирают.
Вообще дети — очень интересные и чувствительные люди. Например, они реагируют на погоду. Перед её резкой сменой часто капризничают, плачут, обижаются. Но к средней группе детсада они уже подрастают эмоционально, а ещё учатся договариваться между собой.
– Каким образом?
– Конечно, я предлагаю им модель поведения. Например, часто яблоко раздора — «моя игрушка». Проговариваем одну из считалочек: «Ехал Лунтик на тележке, продавал он вам орешки, кому два, кому три — дирижёром будешь ты!». На ком считалочка окончилась, тот и забирает игрушку. Дети перенимают от воспитателя и такой принцип: отбирать не нужно, нужно попросить! Чтобы ребёнок «включился» на тебя, не надо говорить ему сверху вниз, а присесть на один уровень и посмотреть в глаза.
Мы привыкли к определённому положению вещей, а дети видят мир по-другому. Задают такие вопросы, на которые не сразу найдёшь ответ. Зачем человеку слёзы и от чего он плачет? Почему кровь красная? Почему у мёртвой мухи лапки поджаты? Ищу ответ. Уходить от вопроса нельзя!
Узнаем это вместе
– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.
– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.
Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.
Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.
– Я всё съел!
– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.
– Я не устал! — дети понимают всё буквально.
– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).
– Татьяна. А тебя?
– Дмитрий Александрович!
– Значит, твоего папу зовут Сашей?
– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).
Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.
– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!
Своё мнение
– Кстати о проблемах. Дадите несколько полезных советов родителям растущих малышей?
– Главное — осознавать, что твой ребёнок — самое важное существо в этом мире! Слушать малыша! У него не должно создаться впечатления, что маме или папе можно о чём-то не говорить, потому что это им не интересно.
Запреты должны быть обоснованы: если что-то нельзя — обязательно объяснить, почему, чтобы у вашего дитя формировалась логика. И помнить, что он — отдельная личность, а не ваша проекция. Даже у малыша должно быть своё мнение и своё решение, а задача взрослых — не навязывать, а объяснять.
Чего ни в коем случае нельзя делать? Говорить: «У тебя не получится, ты не сможешь». Ребёнок должен знать, что он может всё!
И ещё одно очень важно. Наблюдайте за тем, что у малыша получается лучше всего, и постарайтесь это развить. Не надо воплощать в отпрыске собственные нереализованные мечты! Ко мне приходила на дом заниматься русским языком девочка и говорила с отвращением: «Мне сейчас на музыку идти, а я её терпеть не могу! Я в волейбол хочу играть!». Как выяснилось, её мама мечтала стать пианисткой. Но, может быть, в этом ребёнке с пухлыми короткими пальчиками, не приспособленными к игре на пианино, пропадает великая спортсменка?
У Светланы Васильевны талантов хватает с избытком. Кроме путешествий по Камчатке, сноуборда и горных лыж педагог увлекается рисованием. Она расписала сказочными сюжетами многие помещения своего детского сада. На одной из стен в коридоре рыбак-камчадал ловит рыбу, причём сеть как бы вырастает из стены — самая настоящая, с рыбой из пенопласта. На лестничном пролёте «Красной Шапочки» Иван-царевич ловит Жар-птицу, в одной из групп на стене расцвела радуга, в другой — взлетел в облака воздушный шар со сказочными пассажирами…
Светлана КИСЕЛЁВА.
Родилась 28 мая1990 г. в Молдавии. На Камчатке — с 1991 года. Окончила КамГУ им. Витуса Беринга по специальности «учитель русского языка и литературы». Педагогический стаж — три года.
Смотрите также:
- Юлия Ромейко: «Люди не должны проходить мимо чужой беды!» →
- Есть ли будущее у умственно отсталого ребёнка? →
- «Грядка» Марианны: 10 детей – это не предел →
Установление контакта с детьми группы
Составитель: Савчук Ольга Владимировна
I. Психологический контакт с ребенком
Психологический контакт – это отношения между людьми, характеризующиеся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.
Для того чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.
Когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад, это является огромным стрессом для малыша: слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.
Установление контакта может происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя так быстро. Но понравиться ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.
Методы установления контакта с воспитанниками:
«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.
Основные компоненты, которые складывают первое впечатление:
1) Внешний вид
Требования к внешнему виду педагога:
– приходить на работу в чистой одежде и обуви;
-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.);
-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;
– коротко стричь ногти;
– одежда не должна стеснять движения.
2) Выражение лица
Вне зависимости от того, что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.
3) Тембр голоса
Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:
– визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком;
– томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе;
– ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.
4) Парфюм
По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи, и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.
5) Жестикуляция
Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как и парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.
6) Поза
Позы делятся на открытые и закрытые:
Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены), стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.
Закрытая поза формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.
Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.
II. Игры для налаживания контакта с ребенком
Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации. Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность. Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений в течение прогулки 4-6 раз.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. Всем детям предлагаются одинаковые предметы;
4. Инициатором игры выступает взрослый.
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игры для налаживания контакта с ребенком.
«Дай ручку!»
Ход игры: Педагог протягивает руку ребенку:
— Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Ход игры: Педагог машет рукой, здороваясь.
— Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
— Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.
— Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
— Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
— Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.
«Хлопушки»
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
«Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!»
«Лови мячик!»
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
– Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
— Кати мячик! Oп! Поймала мячик! Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки.
Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка.
«Ку-ку!»
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами:
— Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Сорока-белобока»
Ход игры: Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с большого. При словах «и этому дала» пощекочите ладошку ребенка.
«Сорока-белобока кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
И этому дала: ты, сынок, еще мал,
Я тебе каши дам».
«Коза рогатая»
Ход игры: Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
«Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ! глазками хлоп-хлоп:
Кто каши не ест, кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю!»
«Выдувание мыльных пузырей».
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«Прячем мишку».
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте.
«Собираем игрушки».
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, Мы игрушки собираем и на место убираем»
Источники:
1. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». – Волгоград: Учитель, 2001.
3. https://nsportal.ru
Вопрос: Добрый вечер! Работаю в ДОУ уже 3 месяца, но до сих пор с отдельными детьми не могу найти общий язык: все равно делают все наоборот и по-своему. Тем более в этой подготовительной группе свой сын, который с каждым днем все сильнее наглеет, а за ним остальные идут. Хоть садись и реви! Что делать и как? Лиза
Отвечает Екатерина Зиновьева, психолог:
Лиза, вы работаете в детском саду всего три месяца и за этот срок УЖЕ успели найти общий язык с большей частью группы! Это немалая заслуга! То, что есть дети, с которыми вам пока тяжело, это нормально. Это процесс вашей взаимной адаптации, с которым, я уверена, вы со временем справитесь!
То, что в группе есть ваш сын, похоже, действительно усложняет вашу задачу. Уверена, ему тоже непросто воспринимать вас то как маму, то как педагога. С мамой он может быть одним, ему позволено одно, а с воспитателем отношения должны быть более дистантными. Для ребёнка 5-6 лет трудно постоянно перестраиваться, да и вам, скорее всего, тоже. Возможно, вам обоим будет легче, если вы будете в разных группах.
Итак, что может помочь вам установить контакт со всеми детьми:
— Более чёткие границы.
Определите, что можно делать в группе, а что нельзя. Можете обсудить это вместе с ребятами. Можно устроить что-то типа интерактива: вы выносите правило на обсуждение (например: хождение в группе в уличной обуви), а детям предлагаете обсуждение «Давайте решим, будем ли мы ходить в группе в уличной обуви или будем переобуваться в коридоре?». В процессе обсуждения можно выслушать разные мнения детей на этот счёт, поговорить, почему лучше переобуваться, что делать, если кто-то все-таки зайдёт в группу в ботинках и т.п. И утвердить, в итоге, то правило, которое вы (большинством голосов) примете. Для детей старшей группы и вполне посильно, и очень полезно.
— Те правила, которые не обсуждаются (их не так много), а являются законом, нужно просто донести до детей.
Например: «В нашей группе дети не бьют друг друга или не воруют, или не портят вещи друг друга». Соответственно за нарушение таких правил следует разбирательство, разговор с родителями, ребёнок не будет играть в подвижную игру после тихого часа и т.п.
— Обсудите с детьми, что будет, если установленные правила будут ими нарушаться.
Лучше всего и доходчивей для детей являются естественные последствия от случившегося. Например: разлил воду – придется самому вытереть пол тряпкой, разбросал игрушки – самому и убираться. Поссорился с мальчиком – не с кем играть, грустное настроение. Естественное следствие поступка – лучший вариант наказания, показывающий ребёнку связь между тем, что он делает и тем, что в результате получается.
— Обсудите с детьми, как проходят режимные моменты (еда, сон, сборы на прогулку, прогулка) – пропишите и произнесите детям прямо алгоритм действий.
Часто дисциплина нарушается именно в эти моменты и часто из-за того, что дети забывают, что им делать дальше. Пока они ждут остальных, начинают скучать и задирать окружающих.
— Играйте с детьми в подвижные игры.
Есть замечательные подборки игр на сплочение группы, снятия напряжения и агрессии, на тактильное взаимодействие. Такие игры можно сделать хорошими ритуалами после как раз режимных моментов. Например, после завтрака и перед началом утренних занятий, или после сна или перед прогулкой, и на прогулке, конечно. Помимо того, что и сами по себе они помогают выровнять эмоциональный фон в группе, когда у ваших ребят появятся любимые игры, такие игровые пятиминутки станут для них дополнительным мотивирующим фактором и для хорошего поведения, и для преодоления режимных моментов. Эти игры можно найти в интернете или в специализированных психологических отделах в книжных магазинах.
Если все-таки не получится перевести сына в другую группу, можно попробовать привлечь его на свою сторону и сделать своим союзником. Например, поиграть в выбранные вами для группы игры дома, научить его правилам и попросить его помогать вам показывать и объяснять эти игры в группе.
Замечайте и хвалите его попытки следовать установленным правилам. Говорите, что своим примером он помогает освоить правила и другим детям. А это очень большая помощь для вас, и вы это очень цените.
Лиза, удачи Вам! Уверена, у Вас всё получится, и думаю, что скоро.
Зиновьева Екатерина, психолог (kamalovak@mail.ru)
Фото: Анна Кузнецова