КонсультацииОтношения родителей и детей
14 нояб. 2020
Моей дочери 8 лет, я её очень люблю, но мы часто ругаемся и иногда дело доходит до рукоприкладства с моей стороны. За, что я себя очень виню потом. Последний скандал, выбил меня из колеи. Мы были в банке и дочь попросила дать поиграть ей телефон (думаю, что игры в планшет и телефон одна из причин её истерик, хотя даю его ненадолго, но регулярно) я предложила для начала поиграть так сказать в “умные” приложения. На, что я услышала кучу негатива, но всё же она согласилась. Начала тыкать в телефон показывая своё недовольство. Я психанула и забрала телефон – это и стало спусковым механизмом к её очередной истерике. Она начала возмущаться и говорить мне различные гадости, так громко, что все вокруг это слышали. Я решила выйти на улицу, привести её в чувства. Но стало ещё хуже… Она дёргала меня за сумку и куртку. В итоге я села в машину, чтобы не вызывать недоумение прохожих. Она села следом. Что же тут началось. Она кричала, била ногами сидения, пыталась ударить меня. Я понимала, что дело плохо и нужно успокоить её. Но я не сдержалась… Наговорила ей кучу гадостей, а она продолжала истерить. Тогда я сказала, что сейчас же отвезу её в лес и там оставлю. Это не подействовало и я дала ей пощёчину. После этого она начала успокаиваться и через некоторое время пришла в себя. В банк я так и не попала. Мы поехали за сестрой в детсад. Меня трясло всю дорогу, позже я остановилась, тк началась истерика у меня. Она извинялась. Но для меня это были просто слова, я не видела искренности. Приехав домой мы опять повздорили, тк она не захотела делать уроки. Ну то есть она их делала, но тяп-ляп. Аргументируя это тем, что у неё не получается писать буквы. Вообще она умничка у меня, учится не плохо, но я требовательна к ней и всегда хочу видеть старания, даже если не получается что-то, для меня главное стремление. Если я вижу стремление я не ругаюсь, но тут меня понесло… Обозвала её плохими словами, что я часто делаю, когда ругаюсь с ней. И да, гадкие слова тянутся из моего детства. Мама частенько обзывала меня гадкими словами и я видимо перенесла это на своего ребёнка, при этом мама была у меня доброй и ударила меня 2 раза за всю жизнь. Мама работала много, папы нет, поэтому я скорее всего недолюбленный ребёнок. Вообщем со своим дитенком я опять поругалась и так не помирившись со мной она уснула. А я потом пол ночи не спала, анализировала произошедшее. Я поняла, что дочь пытается быть мамой. Постоянно хочет быть впереди меня, попрекает меня, оговаривается. Поговорив в очередной раз с мужем. Он сказал, что дочь отражение меня. Я в полном тупике. Я хочу дружить со своей дочерью, а выходит, что мы постоянно конфликтуем. Такие сцены случаются регулярно, но обычно дома, а тут такой позор на весь банк. Хотела очно обратиться к психологу, но мне так стыдно, что я не справляюсь со своими родительскими обязанностями. Что делать дальше? Как поступить? Ребёнок 1-ый, то есть опыта в воспитании до… У меня не было. Со второй дочерью отношения хорошие, но она видеть, как влетает старшей и не ведёт себя так как она, понимая последствия своих действий. А старшая всё делает на перекор. Прошу прощения за сумбурное описание.
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
14 нояб. 2020
Здравствуйте, Валерия. Если условия консультации вас устраивают, можем начать общение. В каком формате вам удобнее будет общаться?
14 нояб. 2020
Бесплатная в открытом доступе для всех посетителей сайта. Может кому-то ещё это поможет.
14 нояб. 2020
(изменено 14 нояб. 2020)
Валерия, вижу как вас тревожит ваше отношение с дочкой. И понимаю, как вам непросто.
Из написанного вами соглашусь с вашим мужем.
Он сказал, что дочь отражение меня.
Работать надо с вами. Возможно я вас огорчу, но скажу честно, что на подобной консультации это проработать просто нереально. Я конечно помогу вам всем, чем смогу сейчас, мы определим моменты, над которыми надо работать. Но здесь требуется ваша личная терапия по Скайпу, и не одна сессия.
В том, что это кому-то поможет, я тоже не очень уверена. Даже если внешне ситуации бывают похожи, внутренние причины у всех разные, индивидуальные. Да и далеко не всегда родители, даже начиная осознавать причину происходящего, хотят потом ее менять.
И даже не всегда хотят осознавать, потому как осознание начинает причинять боль, а терпеть это хочется не всем.
Ведь это требует в первую очередь работы над собой, своих внутренних и внешних изменений, а не все готовы на это идти.
14 нояб. 2020
(изменено 14 нояб. 2020)
Валерия, подумайте, какой самый важный для вас вопрос мы будем рассматривать в рамках этой консультации?
14 нояб. 2020
И у меня к вам просьба. Когда вы пишите сообщения, не выделяйте их цитатой. Отмечайте лишь те фразы, которые цитируете. Иначе мы с вами запутаемся)
14 нояб. 2020
Валерия, сколько лет вашей второй дочке?
Скажите, как давно начались истерики? Или старшая дочка всегда была такой возбудимой?
14 нояб. 2020
Я предложила для начала поиграть так сказать в “умные” приложения
Что значит в умные приложения? Это какие? А в какие она хотела играть?
Мы часто ругаемся и иногда дело доходит до рукоприкладства с моей стороны
Можете подробнее написать причины ваших ссор? Как часто вы доходите до рукоприкладства? Как это проявляется?
Начала тыкать в телефон показывая своё недовольство. Я психанула и забрала телефон
Что именно вас разозлило в этой ситуации?
Наговорила ей кучу гадостей
Можете написать, какие именно гадости вы говорили своей дочке?
Тогда я сказала, что сейчас же отвезу её в лес и там оставлю. Это не подействовало и я дала ей пощёчину
Получается, что вы сказали своей дочке, что бросите ее, если она не будет вести себя так, как вы ее обязываете. А потом показали, что физически вы гораздо сильнее нее. Валерия, понимаю, что это может для вас звучать неприятно и болезненно, но если я не напишу вам так, как выглядит все на самом деле, от нашей работы толку не будет.
Как вы думаете, что может почувствовать ребенок и какие выводы сделать для себя в такой ситуации?
14 нояб. 2020
Она извинялась. Но для меня это были просто слова, я не видела искренности
А как должно было быть искренне? Для вас извинения дочки выглядели намеренным обманом вас?
14 нояб. 2020
Я требовательна к ней и всегда хочу видеть старания, даже если не получается что-то, для меня главное стремление.
ДЛЯ ВАС главное. Я понимаю, что мы, родители, всегда кажемся себе правыми, мы же умнее, старше, опытнее. Но ребенок-он индивидуален, у него точно также есть свое мнение, свои чувства, которые к сожалению, мы не хотим учитывать. Валерия, а что хочет она? Что главное для нее?
14 нояб. 2020
гадкие слова тянутся из моего детства. Мама частенько обзывала меня гадкими словами
Мама была у меня доброй и ударила меня 2 раза за всю жизнь. Мама работала много, папы нет, поэтому я скорее всего недолюбленный ребёнок
Вот с этим и надо работать, с вашим детством, с вашими обидами детскими, с вашей недолюбленностью.
Знаете, сейчас как бы получается, что в скандалах с вашей дочкой участвует ваш внутренний Ребенок, это он занимается воспитанием. А воспитывать детей должен внутренний Заботливый Родитель. Но вы недополучили любви, и вам ее очень хочется дополучить. И вы как бы вступаете в конкуренцию за это любовь, внимание, заботу со своей дочкой.
14 нояб. 2020
(изменено 14 нояб. 2020)
Валерия, еще я вижу, как вас волнует чужое мнение, как вы от него зависимы. В произошедшей ситуации вас больше волновало не состояние вашего ребенка, а то, что все это произошло на глазах у других. Вы пишите, что даже к психологу обратиться стыдно. Что же о вас подумают?
Скажите, а что вас пугает во мнении чужих людей о вас? Что вы плохая мать, не смогли воспитать ребенка? Или что они осудят вашу дочь?
Вы можете ответить, если бы не произошла эта ситуации с прилюдной истерикой, вы обратились бы к психологам?
14 нояб. 2020
Валерия, вы имеете полное право злиться на своих детей, воспитывать их так, как считаете нужным. Вы имеете право на эмоции. Нужно просто разобраться, что же вас так волнует внутри, на подсознательном уровне. Что вызывает такую реакцию И научиться проявлять экологично свои эмоции в отношении детей, да и вообще других людей. Хотя мне кажется, что со взрослыми у вас подобных конфликтов не случается.
Для ребенка будет важно, если вы и его научите выражать грамотно свои эмоции, и покажите, что эмоции не стоит скрывать, что имеет на них полное право.
14 нояб. 2020
Добрый день Ольга. Вы абсолютно правы во всём. Даже страшно становится, что я такое чудовище. А есть ли у вас консультации по телефону, честно говоря к скайпу не готова.
14 нояб. 2020
Валерия, да, конечно, можно и по аудиосвязи.
Скажите пожалуйста, что именно вас смущает в связи по скайпу? Спрашиваю не потому, что просто интересно. Это тоже имеет значение.
14 нояб. 2020
Валерия, вы не какое не чудовище! Ни в коем случае! Вы просто любящая мама, которая несколько запуталась в себе. Которую не научили в свое время свободно и адекватно выражать свои чувства. Которая возможно не всегда ощущает свои потребности. Вот и все. И это прекрасно исправляется на терапии.
14 нояб. 2020
Валерия, скажите пожалуйста, здесь продолжаем консультацию?
14 нояб. 2020
Закрываем😉Я многое поняла, спасибо. Далее в приват. Спасибо.
14 нояб. 2020
Закрываем😉Я многое поняла, спасибо. Далее в приват. Спасибо.
14 нояб. 2020
Валерия, тогда закройте пожалуйста консультацию, в условиях написано как это сделать. Я написала вам сообщение в личку.
Похожие консультации
Консультацию ведет
132Отзывов
686Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию
Эту консультацию ведёт
Ольга Лаврова
На чтение 10 мин.
Содержание
- Психологические особенности детей в 8-9 лет
- Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
- Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет
- Половое развитие детей в 8-9 лет
- Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь
- Режим дня ребёнка в 8-9 лет
- Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.
И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.
Психологические особенности детей в 8-9 лет
- В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
- Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
- В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
- Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
- Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
- Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
- Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.
Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.
Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.
Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.
Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.
Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет
- Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
- Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
- Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
- Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
- Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
- Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
- Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
- Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
- Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.
Половое развитие детей в 8-9 лет
Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.
В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.
Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.
Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.
Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь
- Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
- Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
- Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
- Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
- Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
- Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
- У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
- Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
- Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.
Режим дня ребёнка в 8-9 лет
На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.
Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.
Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.
Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.
Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».
Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.
Обязанности и труд. Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.
Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет
В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.
Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.
Подвижные: «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.
Настольные: «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).
Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.
Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.
Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.
Здравствуйте, Ольга. Ваше письмо отражает сильную обеспокоенность по поводу отсутствия друзей у дочери. И, правда, ситуация достаточно странная. Как так складываются отношения у девочки, чтобы ни в детском саду, ни в школе не образовалось ни с кем из детей взаимных симпатий? Давайте попробуем разобраться. Рассмотрим несколько вариантов.
1. Скорее всего, с кем- то отношения, хоть непродолжительные, но все- таки были. Ведь, я надеюсь ваша девочка тоже проявляла интерес, общалась по-возможности, как умела. Но, что-то не складывалось. Возможно, чрезмерная обидчивость дочери отталкивала от нее потенциальных друзей, или неуверенность в себе, нерешительность мешали влиться в группу сверстников.
2. Ещё одна возможная причина – ваша девочка слишком отличается от ровесников. Индивидуальными особенностями, интересами, ценностями. Различия настолько выражены, что это не позволяет найти точки соприкосновения в общении, в игре и т.д. В этом случае ваша дочь слишком не понятна для них. А детям легче выстраивать дружбу с теми, с кем легко и интересно.
3. Ещё одна причина – девочка предпочитает общение с близкими или взрослыми людьми, чувствуя себя с ними в большей безопасности, чем с детьми. Здесь ее полностью принимают, не нужно напрягаться и бороться за внимание, трудиться над отношениями, учиться прощать, мириться.
В любом случае, какова бы не была причина, разобраться с этой ситуацией необходимо. Ведь речь идёт о дальнейшей социализации девочки.
Вам, Ольга, очень советую изучить собственные установки. Задать себе вопросы: ” Как я помогаю дочери стать увереннее в себе?” ” Чувствую ли я, что моя дочь -жертва отношений и мне нужно ее защищать?” “Как я могу научить девочку завязывать и поддерживать разговор в беседе?” ” Умею ли я сама видеть хорошее в других людях?” И ещё один важный вопрос – я, сама общительный и жизнерадостный человек, или мне сложно находиться в компании других людей, являюсь подозрительным и недоверчивым человеком?”
От того, каковы будут ваши ответы зависит и ваше дальнейшее поведение.
Смириться с данными особенностями и успокоиться, принимая во внимание наследуемые факторы, характер дочери. Или обратиться за помощью к психологу, где постепенно в совместной работе (и с вами тоже) специалист поможет изменить ситуацию к лучшему. Возможно, вам даже предложат участие в тренинге по развитию коммуникативных навыков.
Надеюсь, я дала вам Ольга, некоторые подсказки для размышления.
С наилучшими пожеланиями, Наталья Романюк.
Оцените ответ психолога:
-
Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше
Конфликты с ребенком неизбежно возникают в любой семье. Психологи говорят, что самые частые причины таких конфликтов — нарушение границ ребенка, которые он начинает осознавать примерно с 3 лет. Малыш активно сопротивляется указаниям родителей. Такое отстаивание независимости может продолжаться и в 3, и в 7, и в 9 лет, принимая при этом разные формы. Как находить с ребенком общий язык?
Критику никто не любит. Вспомните свои ощущения при жесткой критике или запретах. Тогда вы почувствуете, какая волна возмущения поднимается в ребенке.
Раздражение и обида, которые испытывает малыш, мешают ему пойти на контакт, а тем более сделать то, что от него хотят. Учитесь смягчать, хоть иногда это очень сложно. Критика плюс похвала — и вот результат уже совершенно другой!
2. Предлагаем выбор
Соблюдать режим или выполнять домашние обязанности, конечно, надо. И нередко сопротивление вызывает не сам факт, что это нужно сделать, а безапелляционный тон. Предложите выбор, только не слишком обширный: делайте скидку на возраст.
Возможность выбрать и принять решение очень повышает самооценку, а у вас в руках все же остается контроль за поведением малыша.
3. Не отвлекаем от важных дел
Такое простое правило родителям часто оказывается сложно выполнить. Просто потому, что большинство дел ребенка кажутся нам неважными. Собираешь Lego? Ну и что, ведь это просто игра, а маме нужно поговорить с тобой прямо сейчас.
Разговариваешь с подругой? Все равно болтаете о ерунде, а бабушка хочет показать тебе, как печь блины.
Не нужно обесценивать действия ребенка и считать свои намного важнее. Уважайте его личное пространство. Представьте, как бы на его месте отреагировал взрослый?
А вот спросить малыша, может ли он отложить дело, — отличное решение.
4. Умеем отступить от правил
Когда взрослый играет с ребенком, часто в его сознании уже давно «сложены» все правила игр. Заставляя малыша выполнять правила, мы думаем, что это хороший воспитательный момент, ведь во взрослой жизни есть много «надо», с которыми необходимо смириться.
А как же креатив, инициатива, фантазия? Взрослому они пригодятся намного больше скучных рамок. Позвольте ребенку придумать свои правила, назовите игру по-другому. Вдруг новая игра окажется намного веселее и ярче привычной? А если нет — это прекрасная иллюстрация к тому, что новое не обязательно бывает лучше, но пробовать все-таки стоит.
5. Не навязываем помощь
Какое тут может быть терпение, когда ребенок так долго копается или ошибается? Хочется просто взять и сделать вместо него!
«Включайте дзен» и не навязывайте свою помощь без крайней необходимости. Хотите, чтобы малыш рос самостоятельным? Имейте терпение не помогать, пока он не попросит. «Дай я сделаю вместо тебя!» не приносит ничего хорошего и убивает инициативу. Позвольте ему совершать свои ошибки.
И даже если ребенок попросил о помощи, оцените, насколько выполнение этого действия уже подвластно ему, и предложите попробовать еще раз.
6. Просим совета
Когда с тобой советуются — это очень приятно, это значит, что твоим мнением дорожат. Просьбы о совете особенно эффективны с младшими школьниками: в этом возрасте они жаждут принимать на себя больше ответственности.
Задавайте прямые вопросы, помогайте принимать решения, это позволит малышу чувствовать себя серьезным человеком, а вы покажете ему, что между близкими людьми очень важно доверие.
7. Переживаем не за ребенка, а вместе с ним
Когда ребенок рассказывает о своих проблемах, нам жаль его и хочется тут же буквально вложить ему в голову все правильные действия. «Я же говорила!» — вырывается против воли. Мама начинает нервничать, переживать, эмоционально давать советы и раздавать оценки — все это может только оттолкнуть ребенка.
Не заходите с позиции «сверху вниз», но и не обесценивайте переживания ребенка. Будьте рядом. Хочет плакать? Пусть поплачет. Дайте малышу понять, что его чувства важны, спокойно проговорите ситуацию и то, как можно из нее выйти.
8. Обсуждаем гипотетические ситуации
Обсуждение гипотетических ситуаций о другом ребенке и родителях или обсуждение фильмов и книг — довольно действенный прием, если вы хотите, чтобы ребенок что-то осознал. Но залог успеха — это спокойная обстановка и желание ребенка что-либо обсуждать.
«Ваня стал часто драться. Как ты думаешь, почему он дерется? А родители могут ему помочь?»
Важный момент: при обсуждении воображаемых ситуаций не нужно возвращать ребенка в «реальность» вопросами типа «А тебе знакома такая ситуация?» Не думайте, что ребенок не поймет вашей уловки. Если ситуация ему близка, он задумается о ней и без вашей наводки, а также услышит все, что вы хотите до него донести.
Перевод же ситуации на ребенка разрушит всю «магию».
9. Не забываем о чувстве юмора
Кто научит ребенка, что юмор помогает справляться со сложными ситуациями и разряжать обстановку, кроме родителей?
Веселые пародии, говорящие игрушки и предметы, умение просто посмеяться вместе за просмотром мультфильма — все это очень важно для хорошей атмосферы в семье. Показывая свои актерские способности и фантазию, вы учите этому ребенка. К тому же многие дела решаются быстрее не с помощью требований, а с помощью юмора.
Но будьте осторожны — дети очень остро реагируют на сарказм и злое подшучивание.
Близки ли вам эти советы психологов? Какие приемы вы используете в общении с ребенком?
Оглавление:
- Психологические особенности детей в 8 – 9 лет
- Воспитание мальчика и девочки восьми лет
- Советы психологов: что нужно знать родителям детей 8 лет
- Что делать если ребенок не хочет в школу?
- Что если у ребенка нет друзей.
- Помощь психолога и курсы для детей 8 – 9 лет в центре К.О.Т.
Каждый детский возраст – особенный, у него своя психология. По мере взросления своего чада родителям приходится решать новые вопросы. Для того, чтобы было проще воспитывать ребенка, помогать ему и сохранять гармонию в семье, важно знать особенности его возраста.
Психологические особенности детей в 8 – 9 лет
- Происходит активное формирование собственной точки зрения, мировоззрения. Теперь он достаточно чётко может высказывать собственное мнение по многим вопросам..
- Младшие школьники начинают проверять информацию, которая к ним поступает, анализируют её и делают собственные выводы. Слова родителей уже не воспринимаются как 100% правда.
- У детей этого возраста ярко выражена потребность в общении и дружбе, им уже меньше хочется проводить время с родителями.
- Всё же похвала и одобрение взрослых очень важны. Причём школьнику ценно, чтобы говорили именно о нём, делали акцент на его личных особенностях и хвалили за дело.
- Важно наличие хобби, если у ребенка ещё нет увлечения, стоит уделить внимание этому вопросу и найти подходящие дополнительные занятия.
- Несмотря на то, что к 8 годам большинство детей уже хорошо адаптируются к школе, у них достаточно высокая утомляемость. Они быстро устают, и нуждаются в достаточном количестве отдыха.
- У большинства детей уже сформированы понятия «социальных норм» и дисциплины. Они умеют вести себя как на уроках, так и в других общественных местах.
Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет
Детям уже хорошо понятны отличия между мальчиками и девочками. Разница заметна во всём – во внешности, особенностях характера и поведения, обязанностях, которые выполняют дети дома и в школе.
Девочки 8 ми лет
Юные школьницы обычно более послушны и сдержаны отзывчивы, лучше чем мальчики ведут себя на занятиях.
Они активно интересуются своей внешностью, проявляют интерес к одежде. Уже в этом юном возрасте девочка важно выглядеть красиво.
Школьницам 8 лет нравится заботиться о малышах, выполнять поручения родителей относительно младших братьев и сестёр. А мальчикам это чаще даётся с трудом.
Среди увлечений девчонок чаще всего встречаются творческие занятия – музыка и пение, танцы, рукоделие.
Мальчики в восемь лет
Мальчики обычно меньше сдерживают свои эмоции, у них более импульсивное поведение.
У мальчиков очень высока физическая активность, мальчишкам сложно усидеть на одном месте долго. Им близки и интересны активные занятия спортом, командные подвижные игры.
Если мальчику в восемь лет не сложно даётся выполнение уроков, он успешен в учёбе, радуется поощрению со стороны взрослых и учителей. Однако, в случае, когда у него возникают трудности с какой-то дисциплиной, могут возникнуть проблемы с успеваемостью – потому что концентрироваться и тратить много времени на выполнение заданий для него сложно.
В воспитании мальчиков стоит обращать внимание на эту особенность – им тяжело долго сохранять внимание и находиться на одном месте.
Спортивные секции – отличный выбор дополнительных занятий для мальчика. Это возможность активно двигаться, общаться и выплескивать энергию.
Девочке восьми лет важно, чтобы её хвалили как ЛИЧНОСТЬ, а мальчику – чтобы положительно оценивали результат его ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Советы психолога: что нужно знать родителям детей в восьми лет
- Игра важна
В этом возрасте для ребенка важны игры как способ познание общества и себя. Необходимо предоставлять ребенку время для игр и развития. Время, свободное от кружков и домашних заданий.
В этом возрасте ведущей деятельностью всё ещё является игровая, она постепенно уступает место учебной деятельности, но сейчас нужна ребенку.
Учтите эту особенность при воспитании восьмилетних мальчиков и девочек. Обучение эффективнее, когда оно строится в игровой форме. Так детям проще воспринимать информацию. Игры с одноклассниками, совместные мероприятия и досуговая деятельность учат детей общаться, решать конфликты.
- Учимся свободе
Ребенку хочется чувствовать свободу в принятии решений. Там, где можно предоставить школьнику возможность самостоятельно совершать выбор, стоит это сделать.
Сейчас хорошее время для подготовки к самостоятельности.
Конечно, родителям мальчиков и девочек стоит контролировать его, для того, чтобы обеспечить безопасность. Но стоит постепенно уменьшать степень контроля его действий.
- Режим дня
Для мальчиков и девочек в этом возрасте понятное расписание необходимо. Только так вы сможете обеспечить необходимое количество сна и отдыха, во время учебного года, правильно распределить время для посещения кружков, выполнения домашних заданий. Кроме того, понятное расписание удобно и для ребенка – так он понимает, что ему нужно делать и какие требования к нему предъявляются. Так что воспитанием умения соблюдать режим и расписание заниматься нужно.
- Дисциплина и самостоятельность
Стоит следить за выполнением домашней работы, соблюдением других важных правил, обязанностей. Особенно для мальчиков. Сейчас вы ещё можете влиять на ребенка и привить привычку делать все правильно. Позже – это будет всё сложнее. Однако не используйте жёстких указаний. Старайтесь, чтобы ребенок делал все самостоятельно.
- Учитель имеет значение
Порой для ребят во 2 или 3 классе мнение учителя становится важнее родительского.
Учитель обладает большим авторитетом – важно, чтобы ожидания школьника оправдались.
Он помогает школьнику адаптироваться в классе, наладить отношения с ровесниками, служит «проводником» в новое, более взрослое общество. Отнеситесь очень внимательно к тому, как первый школьный учитель общается со своими подопечными, какие ценности им прививает.
Что делать если ребенок не хочет в школу?
Нежелание идти в школу – важный «звоночек», который нельзя игнорировать.
Возможные причины:
- Школа далеко.
Ребенок не высыпается, ему нужно рано вставать, тратить много сил на дорогу.
Стоит наладить режим дня. Школьник должен спать не менее восьми – девяти часов в сутки. В этом возрасте все ещё важно соблюдать «ритуалы» засыпания. Даже если вам кажется, что ваш малыш уже повзрослел, режим ему необходим будет ещё долго.
Перед сном должен быть минимум 1 час свободного времени для отдыха.
Конечно, по возможности лучше выбирать школу, в которую легко добираться, максимально близкую к дому. Но режим дня при этом обязателен.
- Учёба и дополнительные занятия отнимают много времени.
Школьнику важно отдыхать. Уставший ребенок не сможет эффективно учиться, кроме того, так вы рискуете воспитать нелюбовь к школе в принципе.
Заметили, что мальчик или девочка сильно устают? Проанализируйте расписание, обратите внимание на время для отдыха.
Уберите лишнее – у вас нет задачи именно сейчас успеть все. Обучение должно приносить радость.
- Скучно.
Не так часто, но такое случается. Чаще у мальчиков. Постарайтесь разобраться – причина скуки в том, как происходит процесс обучения в школе, или в самом ребенке. Если дело в учителе, то повлиять на методику преподавания вы вряд ли сможете. Тут за вами выбор – менять школу или нет. Если дело в самом школьнике – можно вводить дополнительные методы мотивации – обсуждать пройденный материал, просить рассказать о том, что изучали сегодня.
За хорошие оценки и успехи в учёбе можно устраивать сюрпризы – совместные походы в кино и парки, в общем то, что любит ребенок, что приносит ему радость.
- Плохое отношение одноклассников и учителей.
Обязательно поговорите с учителем, если чувствуете негативное отношение к вашему ребенку.
Плохое отношение ровесников или учителей нельзя игнорировать!
Если его обижают одноклассники пообщайтесь с их родителями. Но это только часть решения вопроса.
Стоит научить ребенка верно вести себя в таких ситуациях – игнорировать или отвечать обидчикам.
Стоит обратить внимание на то, над чем смеются. Если это имя или внешность – учите верно реагировать на такие слова. А если причина насмешек опрятность или неготовность к уроку, то можно постараться это исправить.
Что делать если у ребенка нет друзей?
Умение общаться – ключевой навык для человека в современном обществе.
Несколько причин, по которым могут возникнуть проблемы общением:
Стоит поддерживать школьника, посещать разные компании и знакомить с разными детьми.
Не настаивайте на том, чтобы ребенок общался с новыми людьми – предоставьте возможность для общения.
Оказывайте поддержку, научите его находить общие темы для разговоров. Можно предложить ему упражнения на развитие общительности. Например, узнать дни рождения людей, задавать незнакомым людям какой-то простой вопрос.
Такое может случиться из-за того, что ребенок мало чем интересуется, или напротив – он «слишком» умный, не по возрасту. И ему скучно с ровесниками. В первом случае стоит расширять кругозор чтением, просмотром передач или фильмов. Во втором случае нужно учить ребенка строить отношения и дружить с разными людьми. И, конечно, искать для школьника подходящую компанию по интересам.
Такая проблема возникает у детей, которые часто болеют. Им сложно каждый раз вливаться в школьный коллектив. Конечно, нужно укреплять иммунитет. Также попробуйте поддерживать общение с детьми, когда ребенок не посещает школу – можно приглашать в гости одноклассников.
Умение выразить свои эмоции – важны навык для каждого человека.
Далеко не все дети восьми – девяти лет способны правильно сказать о своей злости. В итоге – они выражают чувства так, как умеют. Лучшее решение этой проблемы – курсы по развитию эмоционального интеллекта.
- Он стеснительный.
- Нет общих интересов.
- Мало посещает школу.
- Он агрессивный или конфликтный
Помощь психолога и курсы для детей в центре К.О.Т.
Если у вас есть проблемы с ребенком, вопросы по воспитанию или сложные ситуации – всегда можно обратиться к детскому психологу. Хороший специалист расскажет об особенностях возраста, ответит на вопросы и поможет найти выход.
В центре К.О.Т. вы можете записаться на консультацию к детскому психологу.
В возрасте 8 9 лет ребенок активно растет. Самое время заняться развитием жизненных навыков, таких как общение, уверенность в себе, умение понимать и свои эмоции.
Если вы думаете, нужен ли ребенку психолог, прочитайте нашу статью на эту тему.
Специально для этого в центре К.О.Т. разработаны детские курсы, на которых под руководством опытных психологов ребята могут развить необходимые навыки.
- Курсы по уверенности и умению понимать эмоции
- Курсы по навыкам общения
- Курсы для детей 6-8 лет
Удачи вам, терпения и хороших взаимоотношений в семье!
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами