Вопрос: Добрый вечер! Работаю в ДОУ уже 3 месяца, но до сих пор с отдельными детьми не могу найти общий язык: все равно делают все наоборот и по-своему. Тем более в этой подготовительной группе свой сын, который с каждым днем все сильнее наглеет, а за ним остальные идут. Хоть садись и реви! Что делать и как? Лиза
Отвечает Екатерина Зиновьева, психолог:
Лиза, вы работаете в детском саду всего три месяца и за этот срок УЖЕ успели найти общий язык с большей частью группы! Это немалая заслуга! То, что есть дети, с которыми вам пока тяжело, это нормально. Это процесс вашей взаимной адаптации, с которым, я уверена, вы со временем справитесь!
То, что в группе есть ваш сын, похоже, действительно усложняет вашу задачу. Уверена, ему тоже непросто воспринимать вас то как маму, то как педагога. С мамой он может быть одним, ему позволено одно, а с воспитателем отношения должны быть более дистантными. Для ребёнка 5-6 лет трудно постоянно перестраиваться, да и вам, скорее всего, тоже. Возможно, вам обоим будет легче, если вы будете в разных группах.
Итак, что может помочь вам установить контакт со всеми детьми:
— Более чёткие границы.
Определите, что можно делать в группе, а что нельзя. Можете обсудить это вместе с ребятами. Можно устроить что-то типа интерактива: вы выносите правило на обсуждение (например: хождение в группе в уличной обуви), а детям предлагаете обсуждение «Давайте решим, будем ли мы ходить в группе в уличной обуви или будем переобуваться в коридоре?». В процессе обсуждения можно выслушать разные мнения детей на этот счёт, поговорить, почему лучше переобуваться, что делать, если кто-то все-таки зайдёт в группу в ботинках и т.п. И утвердить, в итоге, то правило, которое вы (большинством голосов) примете. Для детей старшей группы и вполне посильно, и очень полезно.
— Те правила, которые не обсуждаются (их не так много), а являются законом, нужно просто донести до детей.
Например: «В нашей группе дети не бьют друг друга или не воруют, или не портят вещи друг друга». Соответственно за нарушение таких правил следует разбирательство, разговор с родителями, ребёнок не будет играть в подвижную игру после тихого часа и т.п.
— Обсудите с детьми, что будет, если установленные правила будут ими нарушаться.
Лучше всего и доходчивей для детей являются естественные последствия от случившегося. Например: разлил воду – придется самому вытереть пол тряпкой, разбросал игрушки – самому и убираться. Поссорился с мальчиком – не с кем играть, грустное настроение. Естественное следствие поступка – лучший вариант наказания, показывающий ребёнку связь между тем, что он делает и тем, что в результате получается.
— Обсудите с детьми, как проходят режимные моменты (еда, сон, сборы на прогулку, прогулка) – пропишите и произнесите детям прямо алгоритм действий.
Часто дисциплина нарушается именно в эти моменты и часто из-за того, что дети забывают, что им делать дальше. Пока они ждут остальных, начинают скучать и задирать окружающих.
— Играйте с детьми в подвижные игры.
Есть замечательные подборки игр на сплочение группы, снятия напряжения и агрессии, на тактильное взаимодействие. Такие игры можно сделать хорошими ритуалами после как раз режимных моментов. Например, после завтрака и перед началом утренних занятий, или после сна или перед прогулкой, и на прогулке, конечно. Помимо того, что и сами по себе они помогают выровнять эмоциональный фон в группе, когда у ваших ребят появятся любимые игры, такие игровые пятиминутки станут для них дополнительным мотивирующим фактором и для хорошего поведения, и для преодоления режимных моментов. Эти игры можно найти в интернете или в специализированных психологических отделах в книжных магазинах.
Если все-таки не получится перевести сына в другую группу, можно попробовать привлечь его на свою сторону и сделать своим союзником. Например, поиграть в выбранные вами для группы игры дома, научить его правилам и попросить его помогать вам показывать и объяснять эти игры в группе.
Замечайте и хвалите его попытки следовать установленным правилам. Говорите, что своим примером он помогает освоить правила и другим детям. А это очень большая помощь для вас, и вы это очень цените.
Лиза, удачи Вам! Уверена, у Вас всё получится, и думаю, что скоро.
Зиновьева Екатерина, психолог (kamalovak@mail.ru)
Фото: Анна Кузнецова
Установление контакта с детьми группы
Составитель: Савчук Ольга Владимировна
I. Психологический контакт с ребенком
Психологический контакт – это отношения между людьми, характеризующиеся желанием и готовностью собеседников общаться друг с другом. Установление психологического контакта является необходимым условием успешного взаимодействия.
Для того чтобы начать работу с ребенком, необходимо установить с ним психологический контакт. Без взаимного желания взаимодействовать, педагог не может способствовать процессу прогресса в жизни этого ребенка.
Когда родители в первый раз приводят ребенка в детский сад, это является огромным стрессом для малыша: слезы, крики, истерики это вполне ожидаемая реакция на смену обстановки, окружающих детей. Для того чтобы процесс социализации протекал плавно, без огромного стресса, воспитателю необходимо знать основные приемы и методы установления психологического контакта, учитывая особенности каждого ребенка в отдельности и условий его воспитания в семье.
Установление контакта может происходить не в первый день знакомства и даже не во второй, потому что понять истинные мотивы поведения, индивидуальные черты характера нельзя так быстро. Но понравиться ребенку и помочь ему раскрыться, преподаватель может с первых минут, проведенных с воспитанником.
Методы установления контакта с воспитанниками:
«Опуститесь» до уровня ребенка. Да, ребенок должен уважать воспитателя, как взрослого человека, но многие допускают ошибку, держа своих воспитанников на дистанции. Играя в то, что нравится детям, получая от этого удовольствие – верный путь построить отношения с ними.
Основные компоненты, которые складывают первое впечатление:
1) Внешний вид
Требования к внешнему виду педагога:
– приходить на работу в чистой одежде и обуви;
-одежда должна соответствовать учреждению (запрещается носить вещи с глубоким вырезом и т. д.);
-оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды;
– коротко стричь ногти;
– одежда не должна стеснять движения.
2) Выражение лица
Вне зависимости от того, что происходит в личной жизни воспитателя, нельзя нести негатив и ни в коем случае срываться на детях. От того, с каким настроением вы встретили ребенка, будет зависеть первое впечатление. Среди детей есть любимые воспитатели и «злюки», которым они не очень доверяют.
3) Тембр голоса
Тембр голоса ассоциируется с определенной чертой характера:
– визгливый голос ассоциируется с истеричным человеком;
– томный и вялый с ленивым, быстрая и сбивная речь показывает неуверенность в себе;
– ровная, четкая речь и звонкий голос с жизнерадостным, уверенным в себе человеком.
4) Парфюм
По запаху многое можно сказать о человеке, его характере, образе жизни. Человек, умеющий грамотно подбирать духи и в нужном количестве их использовать, производит приятное впечатление. Не каждый ребенок пойдет к человеку, от которого резко пахнет парфюмом. Так же у детей может быть аллергия на запахи, и поэтому лучше не стоит пользоваться ими в большом количестве.
5) Жестикуляция
Жесты, как и тембр голоса, могут много сказать о характере человека и, как и парфюм, оттолкнуть, или наоборот расположить к себе. Это невербальный тип общения и самый важный. Агрессивные, резкие жесты сигнализируют о раздраженности человека. Плавные, умеренные об уверенности и доброжелательности.
6) Поза
Позы делятся на открытые и закрытые:
Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения, он открыт для общения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены), стопы с полной опорой, мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.
Закрытая поза формируется в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника.
Учитывая индивидуальные особенности детей, соблюдая компоненты первого впечатления и участвуя в играх детей, можно за короткий срок установить контакт с детьми.
II. Игры для налаживания контакта с ребенком
Игры привлекают малышей своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий. Игры являются не только средством физического воспитания с раннего возраста, но и способствуют закаливанию и оздоровлению. Они способствуют развитию познавательных процессов, приобретению опыта общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из условий успешной адаптации. Взрослый и воспитатель являются активными участниками игр. Одновременно действуя вместе с детьми, являются образцом для подражания. Объяснение и показ действий происходит в ходе игры. Интонацией взрослый подчеркивает характерные черты игрового персонажа. На протяжении всей игры взрослый поддерживает интерес детей к игре, следит за их действиями, поощряет самостоятельность, инициативу, активность. Продолжительность игры зависит от характера движений, числа игроков, условий проведения, настроения детей, ориентировочно от 5 до 8 минут. Количество повторений в течение прогулки 4-6 раз.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период
1. Они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
2. Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
3. Всем детям предлагаются одинаковые предметы;
4. Инициатором игры выступает взрослый.
Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно.
Игры для налаживания контакта с ребенком.
«Дай ручку!»
Ход игры: Педагог протягивает руку ребенку:
— Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
«Привет! Пока!»
Ход игры: Педагог машет рукой, здороваясь.
— Привет! Привет! Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
— Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока! Затем предлагает малышу попрощаться.
— Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце дня. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
«Хлопаем в ладоши!»
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
— Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
— Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать.
«Хлопушки»
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
«Детка хлопать так умеет, своих ручек не жалеет. Вот так, вот так-так, своих ручек не жалеет!»
«Лови мячик!»
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
– Давай поиграем в мячик. Лови мячик! Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
— Кати мячик! Oп! Поймала мячик! Прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Платочек»
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки.
Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня! Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау! После этих слов стяните платок с головы ребенка.
«Ку-ку!»
Оборудование: кукла Петрушка.
Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами:
— Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет! Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
«Сорока-белобока»
Ход игры: Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке — «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с большого. При словах «и этому дала» пощекочите ладошку ребенка.
«Сорока-белобока кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
И этому дала: ты, сынок, еще мал,
Я тебе каши дам».
«Коза рогатая»
Ход игры: Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец — получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.
«Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
Ножками топ-топ! глазками хлоп-хлоп:
Кто каши не ест, кто молока не пьет,
Того забодаю, забодаю, забодаю!»
«Выдувание мыльных пузырей».
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«Прячем мишку».
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте.
«Собираем игрушки».
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, Мы игрушки собираем и на место убираем»
Источники:
1. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
2. Лялина И.В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад». – Волгоград: Учитель, 2001.
3. https://nsportal.ru
«Как научить ребёнка дружить?» Ответ на этот вопрос всё чаще ждут от психологов родители современных детей. Мамам и папам важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноко, имел возможность устанавливать связи, обмениваться информацией и развиваться в социуме. Ребёнок, умеющий дружить и взаимодействовать, быстрее и легче адаптируется в условиях любого коллектива. Ему гораздо легче учиться и развивать свои способности.
Из нашей статьи вы узнаете о возможных проблемах коммуникации детей и способах их решения, об особенностях вхождения детей в новые детские коллективы и вариантах реагирования на детские «разборки в песочницах».
Содержание:
- Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?
- Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?
- Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?
- Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива
- Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?
- Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?
Почему у ребёнка могут возникнуть проблемы в коммуникации со сверстниками?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Для начала давайте попробуем разобраться, в чём заключается смысл понятия «дружба»?! Существует огромное количество определений. Если применять это понятие к детям, то дружба — это, скорее, близкие и доверительные отношения, включающие взаимную привязанность, поддержку, сопереживание.
Проблемы детей часто кажутся взрослым несерьёзными, несущественными и не требующими особого внимания. В реальности же ребёнок может страдать из-за трудностей в общении со сверстниками и не только. Большую часть этих переживаний ребёнок не осознаёт. Но психика детей ранима и восприимчива, и ребёнку сложно справиться с этой проблемой самостоятельно.
Попробуем выделить основные причины коммуникативных проблем у ребёнка.
Ребёнок-интроверт
Prostock-studio/Shutterstock.com
Люди-интроверты, в том числе и дети, тщательно избегают общения. В силу личностных особенностей им комфортнее в одиночестве или с ограниченным кругом людей. Они ощущают себя уверенно только дома, в общении с мамой и папой и другими близкими людьми. Такие дети не станут пытаться разнообразить свою жизнь общением, не будут стремиться «выйти в свет».
«Мнительный» ребёнок
Застенчивого малыша или подростка часто называют «мнительным». Такие дети испытывают сильный страх в новых условиях, им страшно что-то сказать или сделать. Им сложно ответить у доски, даже если они отлично знают тему, сложно играть в коллективные игры. Им кажется, что это вызовет насмешки окружающих. Такое поведение может свидетельствовать о закомплексованности ребёнка и о проблемах с самооценкой.
Семья и её влияние
Prostock-studio/Shutterstock.com
Первое место, где ребёнок может «показать» себя, проявить свои личностные особенности – это семья. Если в семье его готовы воспринимать как личность – «любым, каким бы он ни был», то есть учитывать его мнение, которое часто противоположно мнению родителей, поддерживать в проявлениях самостоятельности в различных сферах, – то такому ребёнку будет не сложно проявлять себя и в других местах, «вне семьи». Подсознательно он будет ожидать такого же отношения со стороны любых других людей.
Если же в семье ребёнок и его мнение не интересны, его не пытаются слушать и слышать, то в таком случае и в отношении со сверстниками общение предсказуемо: трудностей определённо следует ожидать.
Как научить ребёнка дружить и общаться со сверстниками?
Prostock-studio/Shutterstock.com
К сожалению, в этом вопросе нет пошаговой инструкции.
Главное, что стоит помнить родителям: огромное значение имеет личный пример. Если в семье принято приглашать в гости друзей, ходить на совместные прогулки, то детям в таких семьях гораздо легче заводить друзей.
Не стоит в присутствии детей оценивать других людей, в том числе своих друзей, и высказываться о них в «негативном ключе». Контролируйте свои эмоции. Ваше уважительное и доброе отношение к другим – это самый лучший ориентир для ребёнка.
Согласно одной крылатой фразе: «Дети – как губка, впитывают всё, что видят и слышат от нас».
В связи с этим:
- говорите с ребёнком о самом понятии «дружба», постарайтесь вместе дать определение этому понятию;
- рассуждайте о том, какую роль играет дружба в жизни человека, сколько она привносит добра и позитива;
- обсуждайте героев книг, мультфильмов, фильмов в которых речь идёт о дружбе, их поступки, выстраивайте причинно-следственную связь в ситуациях, когда герои «становятся друзьями» или, наоборот, теряют дружбу.
Для совместного просмотра вы можете подобрать варианты книг и мультфильмов из предложенного ниже списка:
Книги:
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Виктор Юзефович Драгунский «Денискины рассказы».
- Михаил Александрович Самарский «Радуга для друга».
- Людмила Александровна Дунаева «Дождь».
- Тиаки Окада «Кролик и Веснушка».
- Николай Николаевич Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
- Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
- Вениамин Александрович Каверин, «Два капитана».
- Аркадий Петрович Гайдар «Тимур и его команда».
- Лев Николаевич Толстой «Два товарища».
- Чингиз Торекулович Айтматов «Пегий пес, бегущий краем моря».
Мультфильмы:
Prostock-studio/Shutterstock.com
- «Крошка Енот».
- «По дороге с облаками».
- «Кот Леопольд».
- «Чебурашка и Крокодил Гена».
- «Жил-был пес…».
- «Король Лев».
- «А что ты умеешь?».
- «Золотая антилопа».
- «Рио».
- «Рио 2».
- «Ледниковый период».
- «История игрушек».
- «Как приручить дракона».
Ищите все шедевры «Союзмультфильма» (золотая коллекция и новинки) на нашем портале!
Фильмы:
Prostock-studio/Shutterstock.com
- «Пеликан».
- «Дамбо».
- «Мой друг мистер Персиваль».
- «Освободите Вилли».
- «Восточный ветер».
- «Девочка и лисёнок.
- «Белль и Себастьян».
- «Миа и белый лев».
- «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён».
- «Великан».
- «Сорванец»
- «Привет, Джули!».
- «Хористы».
А также:
- по возможности расширяйте круг общения детей. Варианты могут быть разными: знакомство на детской площадке или в кружках по интересам. Важно, чтобы ребёнок имел возможность общаться с разновозрастными категориями людей: как со сверстниками, так и со старшими по возрасту детьми/людьми;
- учите ребёнка решать конфликтные ситуации мирным путём, предлагайте варианты развития событий, пусть даже уже случившейся ситуации. Если ребёнок сумел проявить дипломатичность – обязательно похвалите. Важно обсуждать эмоции и чувства самого ребёнка и предполагаемые чувства других людей;
- создавайте условия для развития детей, реализации их способностей. Это придаст ребёнку уверенности в себе, поможет понять и оценить свои «сильные» стороны.
Как помочь ребёнку влиться в новый двор или подружиться с соседскими детьми?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Некоторые дети легко идут на контакт и знакомство с другими детьми, а для других подойти к играющим ребятам – это сложный, часто непреодолимый шаг, особенно, если это «новая» площадка. Как в такой ситуации действовать родителям?!
Попробуем выделить основные моменты:
- Приводя ребёнка в новое общество детей, старайтесь не давить на ребёнка и не просите, а тем более не заставляйте подружиться со всеми.
- Напоминайте ребёнку слова из одной известной детской песенки: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернется». Объясните, что с хмурым и сердитым человеком навряд ли у кого-то появится желание знакомиться и играть.
- Объясните ребёнку, что важно смотреть при общении «в глаза» – это очень сближает.
- Иногда, чтобы стать друзьями, достаточно просто поиграть. Позвольте ребёнку максимально расслабиться, адаптироваться и вступить с кем-то из детей в игру.
- Старайтесь не вмешиваться в общение или игру детей. Напомнить о себе стоит только в критических ситуациях: когда назревает явный конфликт. Детям сложно контролировать эмоции, поэтому любая ситуация может вызвать бурную реакцию.
- Если ребёнок готов делиться игрушками, то стоит предложить ему пригласить в игру соседа по песочнице и поиграть вместе личными игрушками.
- Разрешите ребёнку приглашать других детей к вам в гости. Домашняя обстановка благоприятно влияет на развитие дружеских отношений.
- Объясните ребёнку, как важно мириться после ссоры и осознавать свои проступки. Главное в ссоре – уметь признавать свои ошибки и уметь извиниться. Акцентируйте, что это умеют делать только очень сильные духом люди!
- Если кто-то из детей вызывает у ребёнка страх или отторжение, обязательно проговорите это и выясните, из-за чего сложилась такая ситуация.
Как научить детей играть вместе? Советы родителям для сплочения детского коллектива
Prostock-studio/Shutterstock.com
Игре принадлежит огромная роль в воспитании и развитии ребёнка. А задача взрослого – помочь детям в организации игры, сделать её увлекательной для всех.
О каких же правилах не следует забывать взрослому?
- Не давите и не заставляйте детей играть. Нужно именно заинтересовать.
- Игра должна продолжаться до тех пор, пока она приносит удовольствие каждому из играющих детей.
- Предлагайте детям различные командные игры. Лучший вариант: игры, где дети не соперничают между собой. Примером таких игр могут служить: «Поиск сокровищ» (когда команда отправляется искать хорошо спрятанный клад), «Передай дальше» (дети по кругу передают любой предмет, пока ведущий не скомандует «стоп», тот, у кого остался предмет, выполняет физическое упражнение), «Ручеёк» (участники встают парами и держат руки, образуя коридор, в который заходит водящий и уводит с собой любого из пары, они встают в конце коридора, а свободный игрок становится водящим) и т.д.
- Не сдерживайте двигательную активность детей, постарайтесь создать непринуждённую, но вместе с тем безопасную обстановку.
- Выбирайте универсальные по возрасту игры.
- Выбирайте неструктурированные варианты игр. В таких играх нет особых целей и правил, таким образом, все дети будут чувствовать себя комфортно. К ним можно отнести различные спортивные игры с элементами лазанья, бега, прыжков, но не имеющие конкретной цели: хождение или лазанье по бревну, пускание мыльных пузырей и бег за ними; различные игры с водой, песком, пластилином; игры с элементами «строительства»: постройка «шалаша» из подручных средств (покрывало, стулья и т.д).
Какие варианты можно придумать для организации совместной деятельности детей?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Узы детской дружбы завязываются самостоятельно тогда, когда дети заняты чем-то не только объединяющим, но и очень интересным. Благодаря общим переживаниям и действиям появляется интерес. Дети видят в другом ребёнке «похожего, близкого по духу» человека.
Для детей дошкольного возраста этим связывающим звеном может стать, к примеру, свободная игра. Для того, чтобы игра получилась нужно обязательно предлагать какие-то варианты, что-то придумывать, учиться следовать правилам и разрешать разные конфликтные ситуации.
Для детей школьного возраста – это прогулки, походы, совместное выполнение «домашки» и, конечно, объединения по интересам.
Для младших детей нужно и важно «созидать», а для подростка – «предлагать» возможности для того, чтобы задатки приятельства, а в дальнейшем и дружбы, могли «прорости и окрепнуть»: игры, различные активности, секции, студии, различные тренинги и т.д.
Тематическая вечеринка
Prostock-studio/Shutterstock.com
Особое предпочтение следует отдавать организации тематических вечеринок (пиратские квесты, квесты на военную тематику, пижамные вечеринки, этнические вечеринки, Ковбойские, гангстерские, зомби и т.д.) Конечно, взрослому придётся хорошенько подготовиться и продумать конкурсы согласно тематике (благо, их огромное количество в сети), но результат превзойдёт все ожидания! Ни один ребёнок не останется равнодушным, особенно, если тема вечеринки придётся всем по душе.
Пикник
Prostock-studio/Shutterstock.com
Идея организации пикника кажется банальной и избитой, но совместная деятельность по подготовке пикника сближает детей. Разжечь костёр, пожарить сосиски или маршмеллоу, испечь картошку, игры в мяч – обязательно сплотят детей.
Туристический поход
Prostock-studio/Shutterstock.com
Организовать однодневный туристический поход – один из вариантов для того, чтобы сблизить и детей, и взрослых. Можно объединиться семьями с друзьями или соседями, разработать несложный маршрут. Новые приключения, новые эмоции – это всегда про объединение и снятие зажимов.
Кроме того, сдружившись с родителями других детей, можно организовывать: совместные прогулки, походы в парк, в кафе, в кино и т.д. Есть большая вероятность того, что ваш ребёнок раскрепостится, и диалог с другими детьми получится сам собой.
Кружки, секции, студии, объединения
Prostock-studio/Shutterstock.com
Каждый родитель видит у своего ребёнка те или иные способности, интересы, увлечения. Их тоже можно использовать для того, чтобы сформировать дополнительный круг общения. Благо, сейчас такие возможности есть и в больших городах и в небольших посёлках.
Ребёнок любит рисовать? Бинго! В изостудии ребёнок сможет найти себе новых друзей. Ребёнок любит конструировать? Бинго! На занятиях кружка по робототехнике можно найти детей с такими же интересами. Спорт – спортивные объединения; танцы – танцевальные коллективы; склонность к сцене и литературе – объединения кукольного театра, драматические кружки; поделки – объединения по бумагопластике, бисероплетению, лепке и.д. и т.п..
Если ребёнка обижают во дворе или на детской площадке – что делать?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Родителям следует помнить, что, как только ребёнок выходит на детскую площадку, потенциально возможно развитие различных конфликтных ситуаций: случайно сломанный кулич из песка, отобранные игрушки, желание покататься на занятых качелях и т.д. Вариаций развития событий может быть огромное количество: обозвали обидным словом, не пригласили в игру или не пригласили в гости; а иногда это выливается в бойкоты и систематическую травлю.
Давайте попробуем разобраться, как вести себя родителю в той или иной ситуации?
Наблюдение «со стороны»
Prostock-studio/Shutterstock.com
Попробуйте понаблюдать за ребёнком дистанционно. Легко ли он находит контакт? Ищет ли выход из затруднительной ситуации или сразу бежит за помощью? Как реагирует на конфликтную ситуацию, на несправедливость, агрессию?
Останавливайте агрессию
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если родитель не приходит на помощь в моменты агрессии, ребёнок может почувствовать себя брошенным и в следующий раз станет избегать общения, для того, чтобы вновь не попасть в подобную ситуацию.
Не оставляйте ребёнка «один на один» с трудностями
Prostock-studio/Shutterstock.com
Постарайтесь обсудить проблему, возникшую у ребёнка, а также пути её решения в сложившейся ситуации. Если помощь, которую вы оказали, будет своевременной, ребёнок получить опыт победы над препятствием.
Не стоит решать проблемы вместо ребёнка. Только совместно, поддерживая и подсказывая варианты.
Не допускайте посягательств на собственность
Prostock-studio/Shutterstock.com
Если ребёнок готов делиться игрушками – здорово, но если такой готовности нет – не заставляйте его это делать «под нажимом». Вряд ли вам понравится ситуация, если вам предложат поделиться с соседкой по лестничной площадке вашей косметичкой, платьем, ноутбуком и т.д. Примерно такие же эмоции испытывает ваш ребёнок.
Читайте подробное интервью с психологом на тему Детские конфликты: как научить ребёнка постоять за себя?
Подводя итог, хочется пожелать всем нам, родителям, быть друзьями нашим детям: уважать их, принимать такими, какие они есть. Это поможет им в общении и дружбе. Родительское уважение станет фундаментом для дальнейшего развития коммуникабельных и доверительных отношений с другими людьми.
И пусть современным детям не так просто найти друзей и товарищей, нежели предыдущим поколениям, в наших, родительских, силах показать им личный пример настоящей дружбы!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Отдавая ребенка в детский сад, многие родители вздыхают с облегчением и надеются на то, что ребенок без их помощи сможет овладеть искусством общения со сверстниками. Найдет себе новых, а может быть даже первых друзей, с которыми будет играть и учиться строить общение.
В развитии малыша одну из важнейших ролей выполняет общение. С младенчества дети учатся общению со взрослыми, в ходе которого получают знания об окружающем его мире, совершенствуют полученные навыки, получают заботу и любовь. До трёх лет малышу достаточно общения с родителями и близкими людьми, а дальше появляется потребность в общении со сверстниками. Игры с друзьями приносят массу удовольствия, учат выстраивать взаимоотношения, а также помогают выразить свою индивидуальность. Вот тут-то мы, взрослые, должны научить ребенка общению со сверстниками, если у него возникают проблемы – помочь ему их решить и поддержать.
Общение со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Ребенок воспринимает родителя или другого взрослого как учителя или кумира и общение с ним строится из позиции ведомого, а с друзьями он общается на равных. Это общение приносит массу положительных эмоций, а также нет четко установленных границ, поэтому малыш может быть более раскрепощенным.
Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте:
Возраст 0,5 – 1,5 года. Малыши этого возраста воспринимают другого ребенка как кого-то нового и неизвестного. Они не стремятся к взаимодействию друг с другом, не организуют совместных игр. В этом возрасте ребенку достаточно общения с родителями.
Возраст 2 – 4 года. В данном возрасте детки учатся взаимодействовать друг с другом, находят общие игры и шалости. Но для ребенка важным остается не коммуникация, а само действие.
Возраст 4 – 6 лет. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно–ролевая игра, а она не может быть без партнёра. Поэтому в этом возрасте игра с друзьями выходит на первый план и общение со сверстниками занимает главную роль в жизни ребенка. Для них становится важным признание со стороны сверстников.
Возраст 6 – 7 лет. В подготовительной группе у деток уже сформированы навыки общения. Они заботятся о своих друзьях, сопереживают им, стараются учитывать их интересы во время игр или занятий. В семь лет дети уже умеют делиться своими переживаниями или впечатлениями и обязательно делают это со своими друзьями.
Родителям нужно не забывать, что все дети разные по характеру и типу темперамента. Так холерикам легче и проще находить новых друзей, потому что они заводные и бойкие, тогда как меланхолику, который больше привязан к матери, в новом коллективе намного сложнее, они более робкие и застенчивые. Поэтому им завести новых друзей гораздо сложнее.
Одно из причин неумения заводить друзей может стать микроклимат в семье. Если родители часто конфликтуют или спорят на глазах у ребенка, это может послужить его замкнутости, пассивности и недружелюбию. Таким деткам сложно выстраивать добрые взаимоотношения, так как перед их глазами совсем другой пример.
Чтобы у ребенка не возникало проблем в общении со сверстниками, ему нужно объяснить несколько простых правил:
-
Внешний вид. Никто в детском саду, да и во взрослой жизни не захочет общаться с неухоженным, грязным и плохо пахнущим человеком. Нужно объяснить малышу, что следить за своим внешним видом – это обязательное правило.
-
Грубость. Расскажите ребенку про волшебные слова, с помощью которых он сможет легко и просто найти общий язык даже со взрослым. Ведь никто не любит, когда с ним разговаривают грубо и в приказном тоне.
-
Эрудированность. Старайтесь обсуждать с малышом как можно больше разных тем по разным направлениям, чтобы его словарный запас был многогранным и ярким, с таким ребенком приятно будет поговорить даже воспитателю.
Также одной из проблем общения со сверстниками могут стать личностные качества ребенка:
-
Агрессивные дети редко находят себе друзей среди сверстников, так как никто не желает быть обиженным или остаться без своей любимой игрушки, потому что ее могут отобрать.
-
Чересчур стеснительные дети также испытывают проблемы в общении, так как они чувствуют себя неуверенно в коллективе сверстников.
-
Эгоистичные дети, которые зациклены только на себе, могут потерять своих друзей, так как им будет не интересно общаться с эгоистами.
-
Пассивные дети могут остаться без друзей, так как не способны проявить инициативу, которая больше всего ценится в этом возрасте.
Что же делать родителю, если с его ребенком не хотят дружить в детском саду. Конечно, первое что нужно сделать – это поговорить с ребенком и выяснить причину у него, далее пообщаться с воспитателем. Желательно сделать это в отсутствии ребенка. Выяснив причину, постараться совместными усилиями ее решить, но иногда бывает так, что проблема скрыта и на первый взгляд не видна. В таком случае лучше обратиться за помощью к специалистам.
Мы хотели бы рассказать о двух самых распространенных причинах нежелания дружить с детьми и привести варианты их решения.
1. Плохие отношения с неформальным лидером:
-
Повышайте самооценку, хвалите малыша, помогите ему приобрести навык, который будет интересен его сверстникам, например, научите играть в самую актуальную игру.
-
Если проблема не решается и ребенок продолжает жаловаться на обидчика, то поговорите с воспитателем и родителями.
2. Если причина в самом ребенке: его робости и застенчивости, то работаем над его самооценкой:
-
Конструктивное выражение своих негативных чувств. Ругайте поступки, а не личность ребенка.
-
Снижайте планку требований к ребенку.
-
Хвалите даже за самые незначительные достижения и поступки, говорите о том, что любите его любым, несмотря ни на что.
-
Разговаривайте с ребенком дружелюбно и вежливо – это даст понять и ощутить его важность и нужность.
-
Позволяйте принимать самостоятельные решения – это позволит малышу быть более решительным в общении со сверстниками.
Советы родителям, как научить ребенка общению со сверстниками:
-
Искренние и открытые взаимоотношения в семье помогут ребенку понять, как можно с помощью простых и вежливых слов или оказание помощи построить общение со сверстниками.
-
Разговаривайте с малышом о тех эмоциях, которые вы испытываете, будь то печаль или радость. Учите ребёнка выражать свои эмоции с помощью слов.
-
Учите ребёнка уважать интересы других людей, но при этом не идти на поводу у них. Говорите о том, что его интересы тоже важны.
-
Учите выходить из конфликтных ситуаций и отстаивать свое мнение словесными аргументами и доводами, а не дракой.
-
Не влезайте в детский конфликт, если это не угрожает здоровью детей.
-
Относитесь положительно к новым знакомствам.
-
Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних или на улице.
-
Не высказывайтесь негативно о других детях, особенно о его друзьях.
-
Как можно чаще посещайте места скопления детей его возраста (детские клубы, площадки и пр.)
-
Уважительно общайтесь с родителями его друзей, даже если Вам неприятен этот человек.
Не забывайте, что основы общения закладываются в семье. Ребенок с рождения наблюдает за взаимоотношениями между мамой и папой, а в дальнейшей копирует их. Одной из важнейшей задачи родителей является научить ребенка общению с обществом.
Развивайтесь с нами!
- Почему умение дружить так важно для человека?
- Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
- Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
- Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?
Содержание:
Каждый родитель мечтает о том, чтобы у его ребенка были друзья — круг людей, с которыми ему или ей будет комфортно и интересно. Взрослые всячески стараются расширять круг общения своего чада, предлагают все новые и новые обстоятельства, в которых ребенок мог бы найти себе друзей. Но в силах ли родителей научить ребенка дружить с другими и зачем, собственно, дружба так нужна подрастающему человеку — об этом говорим сегодня.
Почему умение дружить так важно для человека?
Умение дружить — важный социальный навык, который человек приобретает в процессе жизни. Налаживание и поддержание доверительных отношений со сверстниками помогает ребенку в дальнейшем взаимодействовать не только с друзьями, но и малознакомыми людьми разных возрастов.
Здоровая дружба нужна детям, поскольку обеспечивает им чувство принадлежности и идентичности. Ощущать себя частью какой-то группе людей повышает самооценку и помогает справлять с критикой, которая поступает в адрес ребенка. И даже если ребенок по какой-то причине подвергнется буллингу со стороны сверстников, именно наличие друзей поможет справиться с психологическим давлением из-за травли.
Помимо этого, в процессе общения со сверстниками ребенок учится разрешать и преодолевать конфликты, ведь дружба — это, в первую очередь, про умение искать компромисс и договариваться.
Когда ребенок начинает нуждаться в общении со сверстниками?
Когда взрослые видят своего полуторогодовалого малыша в песочнице рядом с таким же карапузом, пытающихся поделить между собой игрушки, им может показаться, что именно так завязывается первая дружба. Однако, родители глубоко ошибаются.
Потребность в социальных контактах с ровесниками возникает ближе к трем годам. До этого момента дети могут просто находить рядом в ограниченном пространстве, но необходимости в общении друг с другом они не испытывают.
Первые дружеские отношения, основанные, как правило, на физическом (одного возраста и пола) и географическом (живет рядом) сходстве. До 7 лет, друг — это товарищ по играм, с которым у ребенка похожие интересы. Чувства и точка зрения других ребят пока для ребенка не берутся во внимание.
Лишь позднее, ближе к 7-9 годам зарождается идея взаимности и осознания чувств другого ребенка. На этом этапе начинается «восприятие перспективы», или осознание того, что может чувствовать другой ребенок, учитывая наши действия. Следует отметить, что восприятие перспективы более доминирует у девочек, чем у мальчиков, на этом этапе и на всех последующих этапах развития.
Как помочь ребенку наладить отношения с другими детьми?
Есть дети, которые с легкостью заводят новые знакомства, быстро находят общий язык со сверстниками и комфортно себя чувствуют в любой социальной группе. Есть те, для кого взаимодействие с другими детьми дается довольно непросто. И для каждого ребенка помощь родителей в установлении и поддержании дружбы будет разной. Но есть несколько универсальных советов, которые помогут родителям поддержать своего ребенка.
Слушайте ребенка. Будьте внимательны и участливы к тому, что говорит ваш ребенок. «Петя сказал, что не будет больше со мной играть!» — это может стать настоящей трагедией для пятилетнего малыша! Даже если вам кажется, что очередная ссора между ребенком и его друзьями пустяк, поймите: масштаб горя для незрелого ребенка совсем иной.
Наблюдайте и помогайте, только если просят. Глобальная задача родителя — не мешать ребенку учиться устанавливать социальные контакты. Даже если, наблюдая за своим ребенком, вы считаете, что ребенок ведет себя не так, как вам казалось бы правильно, не вмешивайтесь. Вы лишь сторонний наблюдатель. И лишь в случае прямой просьбы от ребенка помогайте ему.
Ищите решение вместе. Если ребенок стал участником конфликта, попробуйте вместе с ребенком прийти к пониманию того, что именно послужило причиной недопонимания и как лучше выйти из этой ситуации. Не навязывайте свое мнение, дайте ребенку учиться мыслить критически самому. Ненавязчиво направляйте его к правильному решению.
Приводите примеры. Детям трудно мыслить абстрактными понятиями и размышлять в долгосрочной перспективе. Да и опыта дружбы с другими детьми у ребенка тоже нет. Поэтому гораздо понятнее будет, если какие-то ситуации вы будете объяснять ребенку на примерах их собственной жизни, мультфильмов, книг.
Дайте понять ребенку, что вы всегда рядом. Взаимоотношения со сверстниками невозможно без конфликтов. И ребенку важно понимать, что у него есть любящий и принимающий его взрослый, к которому он всегда может обратиться за помощью и поддержкой.
Чего не стоит делать при обучении ребенка общаться со сверстниками?
Иногда, преследуя благие намерения, родители допускают ошибки, когда дают советы своим детям, как выстраивать дружеские отношения. Вот самые распространенные из них.
Считать своего ребенка всегда правым. Безусловно, каждый родитель старается занимать сторону своего ребенка в любой конфликтной ситуации. Однако, в том числе в силу отсутствия опыта, ваш ребенок может оказаться не правым. И ваша задача максимально беспристрастно разобраться в ситуации, если это требуется, и научить ребенка справедливо разрешать конфликты, признавать свои ошибки.
Заставлять ребенка мириться с друзьями или менять свое окружение. Критически разбирайте любую непростую ситуацию со своим малышом и учите самому принимать решения по отношению к своим друзьям.
Не решайте конфликты за ребенка. Очень плохая идея пытать вмешиваться в детские ссоры (за редким угрожающим жизни и здоровью исключением). Ребенок должен самостоятельно учиться преодолевать конфликты, а не ждать, когда придет мама или папа и «все решит».
Не игнорируйте жалобы ребенка. Существует две крайности среди родителей: чрезмерно вмешиваться в жизнь ребенка и добровольно отстраняться от нее. Обе эти стратегии безрезультатно, само собой. И если первый тип родителей мешают ребенку учиться самостоятельности, то отчужденные мама и папа могут казаться для ребенка равнодушными и безучастными, что, несомненно, влияет на доверие между взрослыми и детьми. Поэтому слушайте ребенка и пытайтесь понять его, учитывая возраст и темперамент малыша.
В заключении, хочется сказать: чтобы ребенок учился дружить со сверстниками, у него должна быть возможность с ними общаться, поскольку дружба — это навык, который нужно тренировать. Поэтому:
-
посещайте детский сад или любое другое учреждение, где будут детки, с которыми ребенку придется выстраивать социальные контакты;
-
ходите в кружки и секции — там ребенок сможет научиться устанавливать доверительные отношения с группой детей, близких по интересам;
-
личным примером показывайте дружеские отношения;
-
если все ваши попытки тщетны, обратитесь с детскому психологу — специалист поможет определиться с истинной причиной отсутствия друзей и определит вектор, в ключе которого стоит работать.
Надеемся, эта статья была вам полезна. Чтобы получать подобные материалы, подпишитесь на нашу рассылку. Она будет снабжать вас полезной и актуальной информацией не только во время беременности, но и в первые, самые сложные месяцы материнства.
Источники:
-
https://www.mentalhelp.net/blogs/why-it-is-important-for-our-children-to-have-friends/
-
https://raisingchildren.net.au/school-age/connecting-communicating/connecting/supporting-friendships#:~:text=Friendships%20also%20help%20children%20develop,and%20make%20friends%20at%20school
-
https://www.verywellfamily.com/girls-friendships-and-bullying-4065064