25.05.2018
≈ 8 мин время прочтения
Контакт мамы и новорожденного
Содержание
-
Когда возникает эмоциональная связь с малышом
-
Общение с малышом сразу после рождения
-
Зачем нужен телесный контакт после родов
-
Налаживаем контакт сразу после родов
-
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
-
Привязанность мамы и ребенка
-
Для чего нужна привязанность к маме
-
Диалог мамы и малыша
-
Контакт папы и новорожденного
-
Трудности с установлением контакта
-
Контакт установлен
-
Поддерживаем контакт
Формирование эмоциональной близости между мамой и малышом, и как это способствует развитию ребенка.
Когда возникает эмоциональная связь с малышом
Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает складываться сразу после появления малыша на свет — с первого взгляда, прикосновения, поглаживания.
Но у женщины все начинается еще раньше, во время беременности, когда будущая мама приходит к осознанию величия момента — зарождения внутри нее новой жизни. Вынашивая малыша, она ведет мысленный диалог со своим сыночком или дочуркой, придумывает имя, разговаривает, читает книги, слушает музыку. Правильно питаясь и поддерживая позитивный настрой, мама передает малышу крепкое здоровье и оптимистичное отношение к жизни. Готовить вещи для новорожденного, обустраивать детскую комнату — это тоже канал общения с ребенком, который еще не появился на свет, но уже всецело занимает мысли будущих родителей.
И наконец, рождение ребенка закрепляет эмоциональную связь, делает ее реальной.
Установление контакта после рождения — это возврат к тому единству, которое было у женщины и будущего ребенка в их общей вселенной. В «прежней» жизни малыш получал питание от мамы через пуповину; теперь, после того как она перерезана, в «этой» жизни мама начинает давать ему молоко, заботу, уход и все свое внимание.
Общение с малышом сразу после рождения
В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.
В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.
Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.
Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.
Зачем нужен телесный контакт после родов
- Ребенок успокаивается, считается, что впоследствии он будет меньше плакать;
- Устанавливаются и остаются стабильными температура тела малыша (в норме — 36,5 – 37,5 °С), уровень глюкозы в крови, сердцебиение и кровяное давление;
- Организм малыша заселяется бактериями, обитающими на теле мамы; в комплексе с грудным вскармливанием это считается важной профилактикой аллергии;
- Становится возможным первый контакт глаз, что, как полагают, важно для установления крепкой эмоциональной связи;
- Стимулируется поисковый рефлекс: выложенный на живот мамы малыш через некоторое время начинает искать грудь и прикладывается к ней;
- У недоношенных малышей снижается потребность в кислороде и стабилизируются другие показатели общего состояния;
- Дети, которые находятся в кожном контакте с матерью с самого рождения, с большей вероятностью смогут правильно взять грудь без посторонней помощи;
- Повышается вероятность длительного грудного вскармливания.
Налаживаем контакт сразу после родов
Что можно сделать, чтобы первое знакомство родителей и малыша прошло успешно и контакт был установлен?
- Ответственно отнеситесь к выбору роддома: узнайте, практикуется ли в этом учреждении пребывание мамы и ребенка в одной палате, возможны ли совместные роды с мужем, если вы в этом заинтересованы, насколько уважительно персонал относится к желанию мамы проводить максимальное количество времени вместе с малышом;
- Поскольку в нашей стране это пока не принято, стоит заранее договориться с врачом-акушером о том, чтобы малыш как можно скорее после родов был выложен вам на живот. Все традиционные процедуры по уходу за только что родившимся ребенком могут быть отложены на некоторое время (кроме мер экстренной помощи): это можно сделать после того, как кроха приложился к груди;
- После рождения, когда малыш выложен вам на живот, постарайтесь установить контакт глаз: загляните ему в глаза и дайте ребенку разглядеть вас. Прикоснитесь к малышу, погладьте его;
- Дайте ребенку отдохнуть и начать самостоятельную поисковую активность. Когда он нашел вашу грудь, помогите ему правильно взять сосок. Несколько капель молозива обеспечат иммунную защиту, а контакт «кожа к коже» позволит малышу безопасно заселить свой организм вашими бактериями;
- Постарайтесь находиться в одной палате с малышом до самой выписки. Только мама под воздействием гормонов может вовремя реагировать на сигналы со стороны малыша. Помимо этого, отделение новорожденного от матери сразу после родов вызывает у него сильный стресс, и это может сказаться на общей стабильности его здоровья: такие дети хуже сосут, у них наблюдаются более значительные потери в весе в первое время после рождения;
- Попросите медицинский персонал обучить вас уходу за новорожденным. Поначалу делать это не так сложно: он только ест, спит и пачкает подгузники. С первых дней возьмите ответственность по уходу за малышом на себя: без постоянной опоры на медицинский персонал вы быстрее овладеете всеми необходимыми навыками и обеспечите себе легкое вхождение в совместную с малышом жизнь дома.
Последствиями отделения новорожденного от мамы сразу после родов могут быть: выброс большого количества гормонов стресса в кровь, возбужденное состояние малыша, плач, непродолжительный сон, снижение уровня глюкозы в крови, понижение температуры тела, проблемы с грудным вскармливанием (неправильное сосание, болезненность сосков), снижение объема выпиваемого молока и, как следствие, потеря в весе в первое время после рождения.
Грудное вскармливание как способ наладить контакт
Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.
Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.
Если по каким-то причинам грудное вскармливание невозможно, это не значит, что связь с малышом будет утеряна. Иногда у мам, которые не могут кормить ребенка грудью, появляется чувство вины перед малышом. Задача близких людей — убедить маму, что она не виновата в сложившейся ситуации, что ее любовь, забота и общение с ребенком сохранят контакт с ним.
Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.
Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:
- Возьмите ребенка на руки;
- Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
- Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
- Поддерживайте контакт глаз;
- Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Привязанность мамы и ребенка
Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека. Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими. Привязанность создается постепенно.
- Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз;
- Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама);
- Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение;
- Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.
Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.
Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.
Для чего нужна привязанность к маме
Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания. Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и, если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.
- Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира;
- По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте;
- Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.
Диалог мамы и малыша
Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.
При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».
Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.
Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.
- «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими;
- Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность;
- Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.
Процесс узнавания друг друга, привыкания друг к другу — взаимный, малыш не является пассивным объектом манипуляций мамы. Своими реакциями он регулирует материнское поведение — инициируя контакт, поддерживая его или прекращая. Можно говорить о том, что не только мама социализирует младенца, но и младенец обучает и воспитывает маму.
Контакт папы и новорожденного
Хорошо, если папа будущего ребенка присутствовал на родах, помогал жене, массировал ей спину, держал за руку, перерезал пуповину. Все это эмоционально вовлекало его в происходящее, заранее настраивало на встречу с малышом, готовило морально.
Отцы имеют свой собственный, уникальный подход к общению с ребенком. Установление контакта с малышом после рождения пробуждает в папе чувствительность. Она другая, чем у мам, равно как и чувство защищенности, которое отцы дарят своим детям, иное, нежели то, что дает ребенку мама. Заботливое участие отца в уходе за новорожденным, как и сама отцовская любовь, важно ребенку не меньше, чем материнская забота.
Вот что можно посоветовать папам для налаживания контакта с новорожденным:
- Заботьтесь о малыше: кормите из бутылочки (если это актуально для вашей семьи), купайте, переодевайте, выходите на прогулку;
- Поддерживайте тактильный контакт, при каждом удобном случае гладьте малыша, берите его на руки, дайте поспать у вас на груди;
- Проводите время наедине с малышом, когда присутствие третьих лиц не мешает вам выражать открыто свои эмоции.
Любой папа может стать таким же заботливым, как и мама. Несмотря на то, что у отцов гормональная связь не такая крепкая, как у матерей, и они способны на установление сильной привязанности к своим детям в период новорожденности.
Трудности с установлением контакта
Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?
- Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение;
- У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок;
- Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа. Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи;
- Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии. Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.
Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу. Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.
Контакт установлен
Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.
Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.
К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.
Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.
Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:
- Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
- Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
- Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
- Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.
Поддерживаем контакт
Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?
- Безусловный отклик. Берите малыша на руки, когда он плачет. Не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием: оно не ваша любезность или самопожертвование, а необходимое условие для развития здоровой, уверенной в себе личности. Ребенок, на призывы которого не отвечают, вырастает с отсутствием мотивации проявить себя, поскольку с раннего детства привыкает к тому, что его желания и потребности не находят удовлетворения;
- Кормление по требованию. Кормите малыша тогда, когда он голоден. Ребенок ничего не знает о режиме дня, о котором вы вычитали в книге по уходу за младенцами. Своим криком он просто сообщает вам о своей потребности, которую нужно удовлетворить, а не тренировать. Следовать режиму дня во многих случаях разумно, но не тогда, когда малышу отказывают в жизненно важном для него удовлетворении физиологических потребностей;
- Грудное вскармливание. Постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до возраста 6 месяцев;
- Грудное молоко — идеальная пища для младенца. Оно является источником гормонов роста и необходимых для крепкого иммунитета антител. Грудное вскармливание также и способ поддержания эмоциональной привязанности;
- Неразлучность. Попробуйте носить малыша в слинге (перевязь) или кенгуру. Это изменит и концепцию вашего общения, и ваш образ жизни. Вы перестанете метаться между кроваткой и необходимостью сделать что-то по дому, сходить в магазин или просто недолго пройтись без громоздкой коляски и утомительного приготовления к прогулке. Дети, которых носят в слинге, спокойно и крепко спят, слыша биение сердца мамы, чувствуя тепло ее тела, запах ее кожи, слыша сквозь сон ее голос.
Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!
Статья на нашем канале Яндекс Дзен
Список использованной литературы
- Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 304 с.
- Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2016. — 304 с.
- Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. — Москва: Издательство «Каро», 2009. — 160 с.
Когда у вас рождается первый ребенок, как бы вы ни готовились к этому событию, отсутствие опыта будет давать о себе знать. Вы — родитель-новичок, а большинство навыков в уходе за малышами приходит только с личным опытом. Неудивительно, что на этом пути мы периодически чувствуем себя бессильными. В первую очередь это касается ситуаций, когда мы не понимаем своего ребенка — ведь он еще не может нам ничего сказать…
Как научиться?
Раньше, вырастая в традиционной большой семье, девочка училась всему, что связано с материнством, наблюдая, как растут ее младшие братья и сестры. В наше время нередки случаи, когда собственный ребенок оказывается первым младенцем, с которым контактирует молодая мама.
С чего тут начать?
Настраивайтесь на ранний контакт с новорожденным еще до родов. Важно понимать, что младенец, который только что родился — уже существо, ориентированное на контакт и нуждающееся в нем. Для малыша после родов жизненно важно почувствовать, что мама тут, никуда не делась. Да и для матери крайне важно ощущать около себя своего новорожденного, чувствовать его тепло и запах. Этот контакт — очень простой, телесный — успокаивает обоих и на уровне сознания, и на более глубоком, подсознательном уровне.
Такой контакт возможен и полезен и отцу ребенка, да и всем, живущим в доме, но матери он просто необходим. Но для того чтобы такой контакт возник, нужен настрой и даже инициатива со стороны матери. Ведь, к сожалению, в отличие от большинства европейских стран и Америки, совсем в немногих наших роддомах практикуется подобный контакт.
Причины просты: большой поток рожениц, недостаток среднего и младшего медперсонала… Но если вы попросите, вам непременно дадут подержать малыша, если не будет к тому препятствий. Если же инициативы со стороны матери нет — никто не будет настаивать. Также персонал роддома довольно редко показывает приемы обращения с малышом.
В итоге — истории, типа этой: при выписке из роддома врач протягивает молодой матери сверток с новорожденным, а она не берет и со страхом говорит: «Ой, это не мне! Там стоит моя мама, вы ей отдайте».
Кожа к коже
Для того чтобы ребенок был готов к контакту с мамой и папой, должно пройти всего несколько минут после рождения. А контакт с маленьким ребенком — это контакт «кожа к коже» и любые другие действия, в которых задействовано осязание. 80% всей информации о мире новорожденный получает именно с помощью осязания. Поэтому не бойтесь прижимать к груди, целовать и гладить младенца. Для него любой мягкий контакт с родителями будет полезным, безусловно успокаивающим и даже развивающим.
Не бойтесь того, что контакт «кожа к коже» не гигиеничен — ребенок уже познакомился со всей вашей микрофлорой, проходя по родовым путям. Кроме того, во многих других странах вот уже более 20 лет в роддомах существует традиция давать подержать новорожденного ребенка его отцу. И кладут малыша на обнаженное предплечье папы. Считается, что такой контакт полезен, помогает возникновению нежных чувств у отца к малышу с первых дней его жизни.
Восстановить контакт с сенсорным миром матери
Малыш будет гораздо спокойнее в первые недели, если вы будете много держать его на руках, позволяя ему слышать стук вашего сердца (это наиболее привычный из всех звуков для ребенка, сопровождавший его во внутриутробный период развития).
Очень важен для младенца запах мамы — ведь с его химическими компонентами он тоже был знаком внутриутробно. Поэтому для того чтобы малыш спокойней засыпал, ему в кроватку стоит положить вашу футболку или платок — любую вещь, которую вы недавно носили. Особенно это удобно, когда вам нужно ненадолго отлучиться и малышу предстоит заснуть самому.
Идеально положение для вашего контакта с первых недель до трех месяцев: малыш лежит животиком на животе мамы, а его головка находится над вашей левой грудью — там легче всего услышать стук сердца.
Не расстраиваться, если в самые первые дни малыш не с вами
Бывает так, что по состоянию здоровья или другим обстоятельствам малыш должен некоторое количество времени провести не с вами. Помните, что послеродовый период длится 6 недель, и за это время установление тесного контакта с малышом возможно не хуже, чем в первые часы после родов. Если, конечно, вы не станете терроризировать себя чувством вины.
Материнские тревоги, блокирующие интуицию
Нередко у мамы достаточно информации о том, как лучше ухаживать за малышом, есть правильный настрой и достаточная поддержка, но воля ее как будто парализована высоким уровнем тревоги: «Все ли я делаю правильно?», «Все ли в порядке с ребенком?», «Должна ли я делать что-то еще?», “Почему у других получается лучше?»
Эти и многие другие вопросы безостановочно вертятся в голове недавно родившей женщины, лишая ее сил и покоя. Как держать тревоги под контролем — долгий разговор. Коротко можно порекомендовать вот что: старайтесь останавливать эти навязчивые мысли. Помните — пользы от них никакой, а вот вреда с избытком. Психологическая усталость и чувство несостоятельности — далеко не все негативные последствия тревог.
Попробуйте хвалить себя и просить поддержки и положительной обратной связи у близких. Избегайте по возможности всех ситуаций и контактов, усиливающих ваши тревоги. Малышу очень важно иметь уверенную маму, которая не слишком сомневается в себе.
Помните, что главный «эксперт» по собственному ребенку — вы. А основой ваш источник знаний — интуиция и непосредственное чувствование малыша.
Часто разноречивые мнения различных специалистов только изолируют маму от того, что она наверняка знает про собственного ребенка.
Успокаиваемся на руках, а засыпаем самостоятельно
Младенцу, который расплакался, проще всего успокоиться и расслабиться на руках мамы, чувствуя ее тепло и запах. Не думайте, что часто беря ребенка на руки, вы «испортите» и избалуете его. Это миф о воспитании, рожденный временем тотального посещения ясель в нашей стране. И его по-прежнему могут транслировать некоторые бабушки и дедушки, но большинство современных специалистов по развитию и здоровью младенцев считают, что телесный контакт и время на руках делают малыша более общительным и даже развитым.
И все же, вам будет значительно проще, если ориентируясь на тесный контакт с ребенком, вы научите его засыпать в своей кроватке, люльке или коляске. Ведь чем старше ребенок, тем больше времени будет уходить на его укладывание. А это как раз не способствует контакту, а лишь усиливает материнскую усталость и раздражение.
Кормление грудью и контакт с малышом
Крайне важно, чтобы кормление грудью было не утомляющей обязанностью, а временем, приносящим радость.
Для этого стоит создать комфортную обстановку, выбрать удобную позу и попробовать сделать так, чтобы вас ничто не отвлекало — ни телефонные звонки, ни подгорающая картошка.
Попробуйте подойти к моментам кормления, как ко времени дополнительного отдыха и возможности насладиться тесным контактом с младенцем. Кормление не должно быть утомляюще продолжительным или чересчур быстрым из-за недоделанных дел. Для вас и малыша стоит попытаться выбрать оптимальное время сосания.
Пытаемся понять, кто у нас родился
Даже самые маленькие дети значительно отличаются друг от друга с первых дней жизни по темпераменту. Есть очень требовательные и громкие младенцы, есть беспокойные, а есть слишком терпеливые.
Одна из первых задач мамы — научиться различать сигналы, которые подает малыш. И если в первые 4-5 недель плач малыша в разных ситуациях звучит примерно одинаково, то к 6 неделям, как считают специалисты, характер плача становится разнообразным. И очень полезно научиться различать, как в какой ситуации плачет младенец.
Например, плач с покряхтыванием может говорить о том, что малыш готовится покакать, а пронзительный писк о том, что наступил час колик. Совсем по-другому плачет малыш, который проснулся и зовет маму. И если плач маленького будет вызывать у вас не тревогу, а исследовательский интерес, вам, возможно, будет проще разобраться.
Учитывайте тот факт, что если требовательный малыш сам добьется того, чтобы на него обратили внимание, то к спокойным деткам надо сформировать особый подход: ведь слишком терпеливый малыш может пропускать время кормления и терпеть слишком полный памперс.
Общая стратегия может быть такой: учим требовательных деток хотя бы несколько мгновений подождать, и относимся очень внимательно ко всем сигналам, которые подают спокойные малыши.
“Бодрячок” или “соня”?
С самых первых дней жизни детки очень сильно отличаются друг от друга по потребности в сне и способности к засыпанию.
Первое, что стоит пытаться определить: может ли малыш заснуть самостоятельно, когда устал? К сожалению, в 80% случаев ответ: «Нет». Только будущие флегматики могут засыпать сами. Всем прочим потребуется помощь в засыпании, иначе ребенок станет капризным и «ручным».
“Бодрячкам” больше, чем другим малышам требуется достаточно четкий режим дня: в определенное время проще перейти от состояния бодрствования ко сну.
Налаживаем ритм дня
И вам, и малышу будет гораздо проще, если хаос первых дней жизни и ощущение, что ребенок абсолютно непредсказуем, сменится более спокойным, размеренным и упорядоченным периодом.
Для большинства деток первых трех лет жизни полезен упорядоченный ритм кормлений, бодрствований, засыпаний. Но сам по себе ритм не возникнет, его нужно создавать, помогая малышу засыпать в определенное время, стараясь кормить по требованию, но ритмично, соблюдая интервал между кормлениями не менее 1-1,5 часов.
Подключаем папу к уходу за младенцем
Первые месяцы жизни — лучший период для установления контакта папы и малыша. Но для того, чтобы он мог возникнуть, маме нужно постараться не замыкать все заботы о ребенке на себе, бабушке, няне. Стоит с первых дней выделить «папины» обязанности, за которые отвечает он и никто другой.
Например, прекрасно подходят купание малыша и помощь в укладывании на ночь. Эти дела не только сблизят папу и маленького, но и помогут ему раньше возвращаться с работы. Только ни в коем случае не комментируйте стиль действий мужа — это может быстро отбить всякую охоту участвовать в каждодневных заботах о младенце.
Отдыхать — это важно
Даже самая выносливая и старательная мама быстро выбьется из сил, если не станет отдыхать в то время, когда малыш спит. Очень часто из желания успеть все, мы бросаемся убирать или готовить в те редкие спокойные минуты, когда в доме тихо.
На мой взгляд, это неправильная стратегия. Отдохнувшая мама может гораздо больше дать младенцу: и молока, и внимания, и адекватной заботы. Есть поговорка «Дела никогда не кончатся» или «Всех дел не переделаешь». Она как нельзя лучше описывает ситуацию с работой по дому.
Правильно расставленные приоритеты в первый год жизни ребенка это: сначала отдых, после — забота о малыше, потом общение с супругом, и только потом — домашние дела.
Если мешает перфекционизм
Вы не должны делать все на «отлично» прямо сейчас. Родительство — марафон, а не спринт. Нужно выйти на правильный ритм для себя, мужа, ребенка, а не выбиваться из сил, пытаясь сделать все как можно быстрее и лучше.
Рекомендации для мам
— Настраивайтесь на то, чтобы в первые недели проводить с малышом как можно больше времени в покое, учась получать удовольствие от контакта с ним.
— Старайтесь контролировать уровень собственной тревоги. Помните: вы не обязаны уметь делать на «отлично» все, связанное с уходом за ребенком.
— Очень полезно делиться опытом и впечатлениями с другими родителями. На мой взгляд, родительские клубы — крайне полезные сообщества, дающие значительную поддержку и помощь, устраняющие ощущение, что ты «выпал из контекста». Годятся также и интернет-сообщества, но лучше все же очные встречи.
— Вместе с отцом малыша отслеживайте уровень собственной тревоги и депрессии, и при необходимости обращайтесь к специалистам. Не давайте себе застревать на полюсе негативных эмоций.
— Делитесь с мужем тревогами, заботами, непониманием, а главное — радостью. Не замыкайте ежедневные заботы о ребенке на себя, даже если папа очень занят.
— Старайтесь тратить на домашние дела поменьше времени, а при необходимости смело пользуйтесь помощью по хозяйству. Лучше пусть кто-то помоет за вас пол и погладит, а вы отдохнете и побудете в гармонии с малышом.
Что почитать
Мамы, которые во время беременности читали книжки, посвященные уходу за ребенком, и посещали специальные занятия, оказываются более готовыми к заботам первых дней и недель. Почитайте 2-3 книжки, желательно представляющие разные подходы к уходу.
Можно порекомендовать книги Уильяма и Марты Серз «Все, что вам нужно знать о вашем ребенке от рождения до 2 лет», Б. Спока «Ребенок и уход за ним», Ж. Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым».
Последняя — довольно экзотическая книжка, которую нельзя воспринимать как руководство к действию, но она может хорошо подчеркнуть и оттенить основные моменты ухода за малышом. Книги разных направлений помогут формированию вашей личной точки зрения, и даже первый собственный родительский опыт будет начинаться не с полного нуля.
Автор: Екатерина Бурмистрова, семейный психолог, мама 11 детей.
Как разговаривать с младенцами
В любом случае — не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?
«Через месяц, мой зайчик, мы переедем. Мы с твоим папой много думали и решили найти квартиру поближе к его работе. Так он сможет раньше возвращаться и больше времени проводить с нами…»
Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право знать о важных событиях в семье, которые касаются его самого и его будущего. Более того, знать это ему необходимо, чтобы чувствовать себя уверенно и спокойно, благополучно расти и развиваться.
Но как он поймет смысл наших слов, если сам еще не говорит? И до какой степени в общении с ним родителям стоит вдаваться в детали?
Не только о самом важном
Даже едва появившийся на свет младенец — тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей».
Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие.
Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог
Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей — утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать.
Однажды к ней на консультацию пришла буквально изможденная женщина: ее новорожденный сын тревожно спал и постоянно просыпался ночью. Она рассказала психоаналитику о том, что у нее был еще ребенок, который умер совсем недавно, и младшего назвали тем же именем, что и брата.
Франсуаза Дольто обратилась к мальчику. «Я сказала ему, что брат на него не сердится, что он дал ему свое имя и что его мама, даже когда он спит, знает, что он не умер». Когда мать с сыном вернулись домой, младенец проспал десять часов подряд.
Слова активизируют память ребенка, работу разных отделов мозга
Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном. Это значит также говорить с ним непринужденно и легко, обо всем на свете и ни о чем особенном — как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства.
«В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, — поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. — Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».
Открыто и честно
Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка — языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого.
«Нужно говорить не ребенку, а с ребенком, — объясняет разницу психолог Ольга Варпаховская, руководитель проекта «Зеленая дверца». — Это значит вести с ним диалог, находить равновесие между чересчур подробным общением и мимолетным».
С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах
Непросто приходится современным молодым матерям. «Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так, — говорит Борис Цирюльник.
— Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно».
Кратко и в настоящем времени
Сколько копий сломано вокруг baby talk, «детского» языка: не вреден ли он для ребенка, не задерживает ли его развитие? Нет, уверены наши эксперты, потому что он выполняет особую роль — в первый год жизни учит ребенка общаться.
«Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.
Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова… Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот.
Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения — появляется гуление». Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.
Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего
С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, — продолжает Галина Филиппова. — Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает».
Психолог рекомендует использовать настоящее время, ведь «младенец не владеет понятиями прошлого и будущего: первое представление о времени появляется у него не раньше двух лет.
Лучше использовать настоящее время и говорить короткими, в два-три слова, утвердительными предложениями, например: «Смотри, собачка!», а не «Ты видишь черно-белую собачку, которая гуляет с нашей соседкой?».
Все… или почти все
Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, — рассказывает Галина Филиппова. — И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревоженна».
Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала: если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.
Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну.
Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему
Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».
Но не надо навязывать грудному ребенку роль исповедника и изливать ему душу по любому поводу. Достаточно говорить с ним о том, что непосредственно его касается. Будь то траур, переезд или развод родителей — все эти события нужно ему объяснить.
Франсуаза Дольто говорила, что даже присутствие на похоронах кого-то из близких помогает младенцу почувствовать себя «неотделимой частью семьи»
Голос отца
«Я разговаривал с дочкой с того самого дня, когда жена сказала мне, что беременна, — вспоминает 34-летний Дмитрий. — Произносил что-то вроде: «Привет, малыш, я твой папа. Вот подрастешь, и мы увидимся!» Я чувствовал какое-то особое, незнакомое прежде волнение и одновременно — свою ответственность».
«Известно, что в утробе матери младенцы лучше слышат мужские голоса, — отмечает Ольга Варпаховская. — И после рождения ребенка прекрасно убаюкивают слова отца, его (уже знакомый) голос».
Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов
Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю».
Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности».
Когда мужа нет рядом, 32-летняя Татьяна говорит о нем со своим трехмесячным сыном: «Тебе нравится купаться? Твой папа тоже очень любит плавать!» Эти слова могут показаться бессмысленными, но они помогают поддерживать образ отца — ведь он так часто бывает в командировках.
Если не получается
Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. — Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».
«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, — поясняет Галина Филиппова. — Но не нужно тревожиться: если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться».
Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. «И совершенно нет необходимости непрерывно твердить ребенку «я тебя люблю», — добавляет Борис Цирюльник. — Чтобы младенец почувствовал нашу любовь, не обязательно ее формулировать».
С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя
Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие. Песенки, считалки, книжки — «их можно напевать, читать и рассматривать вместе, — советует нейропсихолог.
— В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма».
Именно так Наташа стала общаться со своими детьми: «Я почувствовала себя увереннее, когда нашла «свою» интонацию, нечто среднее между словами и пением. Я стала сочинять для них песенки на мотивы, которые сама помнила с детства».
Каждый родитель может выбрать свой собственный способ общения с ребенком. И если оно приносит искреннюю радость обоим, значит, на вопрос «как?» ими был уже найден лучший ответ.
Двигаясь к независимости
«Сейчас покушаем и пойдем спать», «Нам пора купаться!» — в первые месяцы воспринимая младенца все еще как продолжение себя, многие матери непроизвольно употребляют это общее «мы».
«С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя, — рассказывает перинатальный психолог Галина Филиппова. — Мать становится для него зеркалом, которое не только отражает, но и поясняет то, что с ним происходит, называет его желания, успокаивает».
Через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка
Так появляется то, что психолог Эрик Эриксон называл «базовым доверием к миру» — вера в то, что мир, в котором мы живем, — в целом хорошее и надежное место. Такое чувство Эриксон считал главным результатом психического развития ребенка в первый год жизни.
Однако через некоторое время «слитное» общение будет уже сдерживать развитие ребенка: в свои 11–13 месяцев он начинает делать первые самостоятельные шаги, и родителям важно поддержать это его движение к независимости. В этот момент из речи взрослых (в идеале) уходит «мы», и начинают развиваться новые отношения — «я» и «ты».
Источник фотографий:Getty Images
Сразу после рождения новорожденный малыш нуждается в тесном контакте с мамой и папой. Эмоциональная близость сильно влияет на развитие малыша, поэтому нужно держать его на ручках как можно чаще и дольше. На сближение влияет не только контакт при грудном вскармливании, но и «кожа к коже». Рассмотрим в рамках данной публикации все о контакте новорожденного с родителями.
Больше интересного на сайте mommysjoy.ru
Как эмоциональная привязанность мамы и малыша влияет на развитие ребенка
Если между мамой и ребенком есть контакт, привязанность, это очень много значит. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви.
Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться и к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей.
Малыш, у которого установлен контакт с родителями, меньше капризничает и плачет. А это значит, что в подростковом возрасте будет меньше проблем: с переходным возрастом, психикой.
А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя в будущем, достигают большего.
Когда между мамой и младенцем зарождается эмоциональная связь
Мамочка ощущает связь со своим ребенком еще до его рождения. Она разговаривает с ней или с ним, подбирает имя, интересуясь, нравится ли оно малышу. Женщина понимает волшебство моментов, пока в ее чреве зарождается новая жизнь. Она читает ребенку сказки, ставит детские песни, рассказывает о чем-то.
Но, вопреки мнению многих людей, у малыша во время утробного развития еще нет эмоционального контакта и связи с мамой. Она зарождается с момента рождения — с первого прикосновения, улыбки и взгляда.
Рождение малыша создает связь, когда мамочка и ее кроха не могут друг без друга, ощущают друг друга, а при телесном прикосновении успокаиваются.
Общение с новорожденным сразу после рождения
В ряде стран проводили исследования, при которых выявляли необходимость контакта мамы и ее ребенка сразу же после родов. В ходе эксперимента одних малышей уносили сразу для проведения процедур, других же укладывали на мамин животик. И вот какой была реакция женщин и малышей:
- Те, которых сразу приложили на живот, начинали активно двигаться, искать грудь, высовывать язычок. При прикладывании к груди они начинали сосать молоко. У мамочек же резко повышался уровень гормона окситоцина, который отвечает за удовольствие и привязанность. В свою очередь, данный гормон помогает выработке другого — пролактина, который отвечает за выработку молока.
- Малыши, которых сразу после родов унесли, при прикладывании к маме вели себя настороженно. Они мало двигались, не хотели брать грудь, плохо сосали молоко. У женщин же окситоцина вырабатывалось в разы меньше, чем у тех, чьи ляльки после рождения оказались рядом сразу.
Зачем после родов нужен контакт мамы и новорожденного
- Малыш становится более спокойным в последствии, не капризничает и меньше плачет.
- Температура крохи устанавливается на нормальном уровне, так как идет обмен теплом с мамой.
- Происходит первый зрительный контакт, он отвечает за эмоциональную привязанность.
- Поисковый рефлекс зарождается быстрей, новорожденный ищет грудь самостоятельно, быстрее учится правильно сосать.
- Недоношенные ляльки показывают улучшение всех показателей здоровья.
- Повышается вероятность продолжительного вскармливания грудным молоком, так как больше вырабатывается гормона пролактина.
- У ребенка сразу же возникает защитная микрофлора на коже, передаваемая от мамочки при контакте «кожа к коже».
Как наладить контакт мамочки и младенца после рождения
Чтобы установить контакт, и знакомство мамочки с малышом прошло успешно, нужно придерживаться следующих правил:
- Выбирайте роддом, где практикую совместное нахождение в единой палате мамы и новорожденного.
- Попросите акушера, чтобы после окончания родов он приложил малыша к животу.
- Когда ляльку уложили на животик, погладьте ее, посмотрите в глазки, дайте рассмотреть себя.
- Не давайте грудь самостоятельно, пусть малыш ее найдет сам.
- Находиться рядом с новорожденным нужно до выписки. Даже если по состоянию здоровья его перевели в ПИТ, постарайтесь быть с крохой как можно дольше (пока врачи не выгонят).
- С самого момента рождения учитесь ухаживать за своим ребенком самостоятельно, не отдавая его на попечение нянечек. Пеленайте, кормите, убаюкивайте, подмывайте.
Последствия разлуки новорожденного малыша с мамочкой после родов следующие:
- короткий сон, частый плач;
- плохое сосание груди;
- отсутствие лактации у мамочки;
- стресс у новорожденного и матери;
- в крови пониженное содержание глюкозы;
- пониженная температура новорожденного;
- сильные потери веса малыша.
Как при искусственном вскармливании установить контакт
Во время кормления грудью мама и ее сыночек или дочка проводят в тесном контакте не менее получаса. Малыш и женщина ощущают сердцебиение друг друга, обмениваются теплом и улыбками, взглядами. Грудное вскармливание — это больше, чем обычное удовлетворение физиологических нужд ребенка, это установка связи между мамой и чадом на долгие годы.
Но как быть тем мамочкам, которые не могут кормить своим молочком? Ведь из бутылочки кроха потребляет смесь в течение 10 минут, а для контакта это мало. Более того, женщина может покормить младенца в кроватке, доверить процедуру папе или няне, бабушке.
Чтобы при искусственном вскармливании устанавливать контакт между мамой и новорожденным, следуйте рекомендациям:
- Кормите ребенка только на руках, тесно прижав к своей коже голым животиком.
- Не пеленайте, пусть ручки будут свободными, так малыш сможет дотрагиваться до вас.
- Смотрите при кормлении в глаза, улыбайтесь и поглаживайте его.
- После кормления не спешите укладывать кроху, посидите с ним, носите на руках по комнате. В это время тихо говорите с ребенком, спойте песню.
Привязанность между мамой и ребенком очень важна. В будущем она поможет улаживать конфликты, понимать друг друга.
Как папе установить контакт с новорожденным
Привязанность между отцом и ребенком не менее важна. Папа дарит совершенно иную любовь, чем мама, он защитник, кормилец, глава семьи, и малыш это должен воспринимать. Осуществить контакт между новорожденным и папой проще, если муж присутствовал при рождении, поддерживал супругу, видел первый вздох малыша, и малыш сразу видел его. Но не каждый мужчина решится пойти на такой шаг, да и не в каждом роддоме имеется таковая возможность.
Как установить связь и тесный контакт между папой и новорожденным:
- Папа должен заботиться о малыше так же, как имама. Пусть он кормит ребенка из бутылочки, переодевает, купает, убаюкивает, читает сказки, выводит на прогулку.
- Нужно поддерживать тактильный контакт. папа должен держать малыша на руках, поглаживать его своей большой рукой, давать поспать у себя на руках или животе.
- Оставляйте малыша с папой наедине, когда никто не будет мешать их общению.
Почему отсутствует материнский инстинкт
Не каждая женщина после родов буквально влюбляется в свое творение. Бывает так, что мамочка даже подойти к крохе не может, не хочет оставаться с ним наедине, не то, чтобы взять на ручки и покормить грудью. Причины этому могут быть в послеродовой депрессии, когда гормоны устраивают в организме настоящую войну. Нельзя перебарывать себя, давить эмоционально. Материнский инстинкт со временем проснется, а пока не делайте хуже себе, через силу направляясь к кроватке. Что делать?
Пусть в это время, пока мамочка отходит от родов и переживает внутреннюю войну, за ребенком ухаживает папа и бабушки. Скорее всего лактация пропадет, потому что женщина будет находиться в депрессии, пролактин не вырабатывается в данном случае. Можно стимулировать выработку молока, используя молокоотсос, организм поймет, что нужно кормить ребенка, и начнет производить молочко.
Если молока так и не появилось, придется кормить ребенка смесями. Но это не так страшно, как могут наговорить бабушки. В современных питательных смесях для новорожденных имеется все необходимое для жизнедеятельности, здоровья и развития ребенка. По статистике, более 30% малышей вскармливаю именно искусственно, и они не отличаются от тех, что кушают грудное молоко матери.
Читайте также по теме: Как наладить грудное вскармливание и повысить лактацию
Все дети от рождения умеют улыбаться. Но…не все улыбаются. Малыши, лишённые общения, не улыбаются, но в то же время даже слепые младенцы улыбаются в первые месяцы жизни, когда их берут на руки или разговаривают с ними. Так как же сделать общение с младенцем увлекательным и радостным?
Грудное вскармливание – основа основ общения мамы и малыша. Оно помогает создать между матерью и ребёнком отношения любви и доверия, которые остаются на всю жизнь. Постарайтесь сделать всё возможное для того, чтобы кормить ребёнка грудью. Это и телесный контакт, и зрительный, и эмоциональный. Мамы, которые кормят грудью своих детей, имеют тенденцию чаще трогать, качать, малышей, улыбаться им.
Разговаривайте с ним.
Для многих это достаточно сложно. Но можно не просто так “в пустоту” выдавать какие-то фразы, а говорить с помощью шуток, прибауток, потешек, присказок. Они очень помогают находиться в контакте с ребёнком, при этом не чувствуя себя глупо. Существует огромное количество потешек, стишков, колыбельных, практически на все случаи жизни. Конечно, трудно выучить так много фольклорных стишков, но если об этом помнить, постепенно у вас в голове останется некий набор наиболее симпатичных вам прибауток. Ребёнок очень хорошо воспринимает ритмичную речь, он будет живо реагировать на потешки и присказки, к тому же они в основном ещё и познавательные. Где найти потешки? Существует сейчас огромное количество книг и сайтов.
Как улучшить взаимопонимание?
Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из книги У. И М. Сёрз “Ваш ребёнок”:
Подсказки маме
Последние результаты, полученные при анализе речи, показывают, что каждая мать заслуживает почетного звания учителя словесности. Есть некоторые приемы, помогающие быстрее наладить общение с младенцем.
Смотрите на слушателя.
Начиная разговаривать с ребенком, постарайтесь поймать его взгляд и удерживать внимание малыша, глядя ему в глаза. Так вы скорее ощутите ответную реакцию. Обращайтесь к ребенку по имени. В первые месяцы малыш может не ассоциировать собственное имя с самим собой, но чем чаще он будет его слышать, тем быстрее наладится эта ассоциативная связь – всегда сначала именно эти звуки, а уж потом другие, более разнообразные. В результате ребенок, совсем как взрослый, научится поворачивать голову, слыша свое имя.
Старайтесь говорить просто.
Используйте предложения, состоящие из 2-3 слов, растягивая гласные: “Хо-ро-шенький ма-а-а-льчик”. Старайтесь избегать служебных слов. Не прибегайте к местоимениям “я” и “мне” – они не имеют никакого смысла для ребенка. Говоря ему о себе, используйте слова “мама” и “папа”.
Сопровождайте речь жестами.
Скажите: “Помаши киске ручкой: “пока” и сделайте такой жест, повернувшись к кошке. Младенцы лучше запоминают слова, если они сопровождаются жестами. Ставьте главное слово в конец фразы и делайте на нем акцент, растягивая гласные постепенно добавляйте новые. Дети легко могут заскучать, если набор звуков не меняется.
Задавайте вопросы.
“Митя хочет на ручки”, “Пойдем спать?” Беседа в форме вопросов естественно предполагает ответ на вопрос.
Поясняйте ваши действия.
Когда вы переодеваете или купаете ребенка, рассказывайте ему, что вы делаете – приблизительно так, как это делают комментаторы спортивных соревнований: “Сейчас папа снимет пелёнку, а теперь мы положим другую…” Не думайте о том, что со стороны это выглядит странно, – помните, что вы разговариваете не с каменной стеной. У маленького человечка всегда “ушки на макушке”, он воспринимает каждый издаваемый вами звук и хранит его в неисчерпаемых глубинах своей памяти.
Дайте ребенку возможность ответить вам.
Задавая ребенку вопрос, дайте ему время “ответить”. Ведь так же вы поступаете в разговоре с другими людьми. Делайте почаще паузы, и у малыша будет возможность покряхтеть или издать какой-то другой ответный звук. Малыши стараются как-то отреагировать на обращённую к ним речь.
Продолжайте вашу беседу.
Если вы видите ответную реакцию ребенка или он первым начинает разговор улыбкой, радостными телодвижениями и приятным воркованием, постарайтесь ответить ему. Мимика добавит вашему ответу значимости и поощрит малыша продолжить общение. Читайте вслух·
Детские стихи и поэмы отличаются особой музыкальной ритмикой. Если у вас в семье два малыша, и вы читаете вслух старшему, не забывайте, что послушать вас полезно и грудничку; это развивает его внимание. Возможно, когда-нибудь вам потребуется нечто более содержательное, нежели “Гуси-гуси…” Что ж, почитайте вслух свой любимый журнал или взрослую книгу, сохраняя при чтении ритм, привычный для восприятия младенца.
Игры с младенцем.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. Игры не только приносят радость малышам, но и помогают установить близкие, доверительные отношения.
Играйте с младенцем в игрушки, но не стоит часто и надолго оставлять его с ними одного, заменить живое общение невозможно. Вот вкратце игрушки, которые наверняка понравятся младенцу до года :
10 дней -1 месяц
Идеальной “игрушкой” для младенца является рука матери (ладонь, пальцы) .
1-3 месяца
Погремушки с кольцами для подвешивания, погремушки с ручками; разные по форме и цвету; мелодичные по звучанию игрушки; неваляшки.
4-6 месяцев
Погремушки-подвески; погремушки с ручками; резиновые игрушки, издающие звук; неваляшки разной формы и цвета.
7-9 месяцев
Звучащие игрушки, мячи, шары разной величины для катания, кубики разного цвета и размера, мисочки, игрушечное ведро с вложенными в него игрушками для вынимания и вкладывания, бидончик, кастрюля с крышкой для открывания и закрывания .
10-12 месяцев
Матрешки, пирамидки, кирпичики; сюжетные (называемые) игрушки – кукла, мишка, собака и др.; для развлечения – заводные игрушки, звучащие, плавающие, машины; для куклы -чашечка, кроватка; резиновые надувные игрушки, корзиночки, сумки, обруч, тележка, картинки однопредметные, кубики с картинками и буквами.
Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.
Вместе делайте домашние дела, “обсуждайте” всё, что происходит вокруг, гуляя рассказывайте малышу о том, как прекрасен этот мир. Вместе можно и в магазин сходить и обед приготовить и в гости съездить. Малышу этого только и надо – всё время быть в курсе ваших дел, стать вашим “компаньоном”. Такое общение на равных станет залогом вашей искренней дружбы.
Со всеми младенцами можно играть в пальчиковые игры. Постарайтесь купить книжку с описанием пальчиковых игр или
скачайте неплохую подборку этих игр.
Также игры можно найти в книге Ваш Ребёнок У. и М.Сёрз (скачать можно
здесь ).
Совершенно замечательна книга Первушиной “Развивающие игры для детей от 0 до года” рекомендуем всем!