Как найти контакты замка зажигания

В продолжение этой темы…

В прошлой теме я выяснил, что до управляющего провода втягивающего реле ток не доходит.
Значит нужно было проверить еще одну версию — контактную группу замка зажигания.
А точнее гнездо, куда вставляется штырь от личинки закмка зажигания.

На одном из форумво прочитал, что при “разношенном” отверстии в контактной группе, штырь от личинки замка зажигания до конца не мог провернуть контактную группу и поэтому машина не могла завезтись.

Износ гнезда контактной группы под штырек замка зажигания легко проверяется следующим образом:
1. Снимаем обшивку под рулем.
2. Выворачиваем руль так, чтобы под ним был доступен болтик справа. Откручиваем его.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Откручиваем болтик справа на рулевой колонке.

3. Таким же методом выворачиваем руль, чтобы нам “открылся” болтик слева. Откручиваем и его.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Откручиваем болтик слева на рулевой колонке.

4. Верхний кожух рулевой колонки отщелкиваем от нижней части.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Верхняя часть кожуха рулевой колонки на защелках. Отщелкиваем ее.

5. На нижней части под рулем нащупываем три отверстия. Откручиваем все три болта (скажу сразу, что это не легко. А еще сложнее потом их закрутить на место).

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Три болтика на нижней части кожуха рулевой колонки. Нужно их открутить.

6. Снимаем нижнюю часть кожуха рулевой колонки и находим контактную группу замка зажигания.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Справа находится сама личинка замка зажигания.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

А слева — контактная группа замка зажигания. Она то нам и нужна.

7. Откручиваем болтик контактной группы (он всего один, больше ничего не держит) и вынимаем ее из личинки замка зажигания.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Вот этот один болтик держит контактную группу. Откручиваем и вынимаем. Все просто.

8. Оцениваем состояние гнезда под штырек.

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Вот это гнездо, которое у некоторых может быть разношено.

9. Теперь вставляем в это гнездо, например, отвертку и аккуратно поворачиваем по часовой стрелке (все должно происходить аналогично повороту ключа).

Фото в бортжурнале Daewoo Leganza

Вставляем отвертку и поворачиваем по часовой стрелке аналогично повороту ключа (с отверткой фотки небыло, поэтом изобразил схемотично).

Из вышепроделанного делаем выводы:
— Если машина завелась (и после повтора несколько раз последней операции она безукоризненно заводилась), то значит гнездо имеет износ.
В этом случае либо меняем контактную группу, либо в это гнездо “колхозим” какую нибудь плоскую палочку, чтобы убрать люфт штырька от личинки замка зажигания.
— Если же машина не завелась, значит дело не в гнезде контактной группы. Но возможно, что сама контактная группа неисправна.
В этом случае нужно проверить контакты самого разъема контактной группы; поменять контактную группу на заведомо исправную, и убедиться в неисправности своей, если с другой автомобиль заведется.

В моем случае гнездо на контактной группе было в порядке, машина от отвертки с первого раза не завелась.
Я шевелил руками разводное реле (которое под панелью находится и щелкает при повороте ключа), много раз пытался крутить отверткой контактную группу и машина опять внезапно завелась.
После этого глушил и заводил несколько раз (отверткой в контактной группе) — машина всегда заводилась.

Теперь как найти причину неисправности, когда все стало работать? Хотя заводил не много раз, потом еще попробую, посмотрю, как себя будет вести машина.
Может контактную группу на всякий случай заменить?

Замок зажигания является основным элементом системы запуска двигателя. Но и он подвержен различного рода повреждениям, особенно, если это касается автомобилей отечественного производства.

В этой статье мы рассмотрим, как устроен и функционирует замок зажигания на примере ВАЗ 2110. Также мы поговорим о его неисправностях и способах их устранения.

Конструктивные особенности устройства

В конструкцию замка зажигания «десятки» входят:

  • сам замок (личинка);
  • ключ;
  • запорное устройство;
  • контактная группа.

Личинка с ключом служат для предотвращения несанкционированного доступа к системе зажигания. Они работают по тому же принципу, что обычный дверной замок. Мы вставляем ключ определенной конфигурации в скважину и получаем доступ к запуску двигателя. Кроме этого, при первом повороте ключа мы разблокируем руль, выключая механический запорный механизм.

Главное устройство, к которому мы получаем доступ, вставив ключ в замок зажигания – контактная группа. При ее помощи электричество от аккумуляторной батареи подается на стартер и катушку.

Основные составляющие элементы замка

Прежде чем описывать устройство замка зажигания, необходимо знать, что появился данный узел в автомобиле не сразу. Так как он чаще всего используется для запуска стартера, который был внедрен в конструкцию авто не на ранних этапах. Первые машины заводились криволинейным рычагом, вставляемым в переднюю часть авто, и напрямую вращающие коленвал.

Замком зажигания принято называть базовый коммутирующий элемент, обеспечивающий подачу питания непосредственно на электрические системы и способствующий минимизации разрядки аккумуляторной батареи во время парковки либо стоянки транспорта.

Большинство моделей замков конструкционно поделены на механические и электрические блоки. Блок с механикой включает в себя личинку замка. В этом цилиндрическом устройстве скрывается механический «секрет», состоящий из цилиндров и пружинок, располагающихся в определенном порядке. Это обеспечивает необходимость использования уникального ключа для конкретного замка.

Рекомендуем: Свеча накаливания в дизельном двигателе

Второй блок наделен группой электрических контактов. Их соединение между собой осуществляется по определенному алгоритму, который зависит от того, насколько повернут ключ.

Встроенный замок кроме вращения модуля с контактами способствует блокировке руля. В данной операции задействован установленный в конструкцию блокировочный штекер. При установке в крайнюю первоначальную точку он выезжает из замочного корпуса и фиксируется в спецпазу, расположенном на рулевой колонке. В популярных ВАЗовских моделях завод-изготовить монтирует типы замков:

  • KZ-813;
  • 2108-3704005-40.

Конструкция замка зажигания предполагает наличие нескольких обязательных частей. Основными составляющими узлов являются элементы:

  • кожух;
  • скобка;
  • контактный узел;
  • «секрет» замка;
  • оболочка;
  • штифтовой фиксатор.

Секрет жестко взаимодействует с кабелем и монтируется внутри крупной пружины. Первый конец пружинки зафиксирован на замочном корпусе, а второй – на личинке. Благодаря вмонтированной пружине происходит сомопроизвольное возвращение замка в первоначальную позицию.

Конструкция замка рассчитана как на поворот, так и на фиксацию его в каком-либо из положений. На этот случай цилиндрический поводок оснащен сквозным радиальным каналом. По обе стороны на нем имеются подпружиненные шарики. После поворота на определенный угол шарики попадают в лунку, что позволяет зафиксировать конструкцию в такой позиции.

Контактный узел, разработанный инженерами, включает в себя два элемента: статичную колодку с установленными на ней соединительными контактами и вращающийся диск с вмонтированными пластинками. По пластинам пускается электричество, в момент вращения ключа водителем. Обычно на колодке располагается шесть или больше контактов с выходами к тыльной стороне. Большинство выпускаемых сейчас замков оснащено пластинными контактами с единственным разъемом. Входящая в состав замка и расположенная внутри корпуса группа контактов рассчитана на запуск следующих узлов:

  • электростартер;
  • система зажигания;
  • сигнальные приборы.

Мониторинг работоспособности группы обычно осуществляют подключаемой контрольной лампой. Однако до этой операции специалисты рекомендуют тестировать подходящие к разъему кабели на возможные повреждения. При выявлении проблем с изоляцией необходимо их исправить.

Как работает замок зажигания

Когда ключ вынут из замка, запорный механизм активирован. Подпружиненный штырь входит в специальное отверстие рулевого вала, фиксируя его в одном положении. Для того чтобы его разблокировать, нужно вставить ключ в скважину и повернуть его в первое положение.

Замена контактной группы замка зажигания

Когда мы переводим во вторую позицию замок зажигания, контактная группа подает напряжение на устройство запуска двигателя. Стартер начинает вращаться, приводя в движение коленвал силового агрегата. Вот таким нехитрым образом работает узел включения зажигания «десятки».

Установка кнопки «Старт»

Некоторые владельцы ВАЗ 2106 для удобства пуска двигателя устанавливают кнопку. Она подключается по цепи питания стартера в разрыв красного провода, который идёт к выводу 50 выключателя зажигания. В этом случае запуск мотора происходит следующим образом:

  1. В замок вставляют ключ.
  2. Поворачивают его в положение I.
  3. Запускают стартер посредством нажатия на кнопку.
  4. Когда двигатель запускается, кнопку отпускают.

Чтобы остановить силовой агрегат, необходимо повернуть ключ против часовой стрелки. Возможен и несколько иной вариант подключения кнопки, чтобы с её помощью можно было не только завести двигатель, но и заглушить его. Для этих целей потребуются следующие детали:

  • реле фар РС 711;
  • реле стартера 113.3747–10 или 90.3747–10.

Согласно схеме, питание в момент нажатия на кнопку поступает на реле фар, а после замыкания контактов — на стартер. При запуске силового агрегата кнопка отпускается, тем самым происходит размыкание контактов реле стартера и разрыв его цепи питания. Если нажать кнопку повторно, происходит размыкание контактов коммутирующего устройства, цепь зажигания разрывается и работа мотора прекращается. Второй вариант использования кнопки называется «Старт-Стоп».

Заменить или отремонтировать замок зажигания на ВАЗ 2106 под силу даже автовладельцу, который впервые сталкивается с такой проблемой. Для проведения работы потребуется минимум инструментов и соблюдение пошаговых инструкций. Главное, подключить проводку к замку в соответствии со схемой.

Что может произойти с замком зажигания

Неисправностей у рассматриваемого устройства не так уж много. Может выйти из строя сам замок зажигания, контактная группа или запорный механизм. Для каждой поломки характерны свои признаки.

Если вы, вставляя ключ в скважину, заметили, что входит он туда с трудом, или сердцевина не проворачивается (проворачивается не полностью), скорее всего, сам замок пришел в негодность.

В случае, если не происходит разблокировки рулевого вала в первом положении, неисправность следует искать в запорном механизме. Ну, а когда замок исправно работает, но зажигание не включается, либо включается, а стартер не функционирует – проблема явно в контактной группе. Попытаемся разобраться с каждой из проблем.

Замок и блокиратор

Обнаружив проблему в работе замка или блокирующего механизма, лучше не экспериментировать. Даже если вам и удастся их отремонтировать, проблема обязательно заявит о себе позже.

Контактная группа замка зажигания ВАЗ

Если пришла проблема

Как быть, если с замком зажигания что-то не так? Без усилия ключ не повернуть, или его вообще заклинивает? Ясно, что повреждена личинка замка, а на таком автомобиле далеко не уедешь. Произойти это может по разным причинам: личинка попалась с браком, или со временем в нее просто набилась пыль и грязь. В этом случае можно попробовать заменить личинку.

Маленькая неисправность может повлечь большие проблемы

Если ключ все же поворачивается, но система зажигания не реагирует — тут явно вышла из строя контактная группа. Конечно, вы можете ее заменить, но в таком случае есть риск столкнуться с покупкой не слишком качественной запчасти. Это не избавит от проблемы, а лишь временно отложит её решение.

Замок зажигания

А если вы просто-напросто потеряли ключ, а он у вас был единственный? Или еще одна, очень неприятная ситуация: была предпринята попытка угона вашей машины (не дай Бог, конечно!), и замок зажигания испорчен окончательно.

Как проверить группу контактов

Первичную диагностику группы контактов можно выполнить без демонтажных работ. Для этого потребуется омметр или мультиметр.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Обесточиваем бортовую сеть автомобиля, сняв минусовую клемму с аккумулятора.
  2. Находим разъем замка. Рассоединяем его. Контактная группа замка зажигания ВАЗ-2110 имеет 8 выводов: 4 верхних и 4 нижних.
  3. Поворачиваем ключ в первое положение и производим замеры сопротивления между контактами 30 и 15. Оно должно быть нулевым.
  4. Устанавливаем ключ во второе положение и измеряем сопротивление между контактами 30 и 15, а после между 30 и 50. У исправного устройства сопротивление должно равняться нулю. Если же прибор выдает другие показатели, вам предстоит ремонт или замена контактной группы замка зажигания.

Как видите, диагностика этого узла не составляет особых трудностей. Идем дальше.

Как демонтировать замок зажигания

Если вышли из строя замок зажигания, контактная группа, или сломался блокиратор, дальнейшая проверка устройства может быть осуществлена только после его демонтажа. Для того чтобы снять узел, понадобятся следующие инструменты:

  • ключ на «10»;
  • отвертка с крестообразной битой;
  • молоток;
  • зубило.

    Цена контактной группы замка зажигания

Порядок действий такой:

  1. Откручиваем ключом на 10 гайку зажима минусовой клеммы аккумулятора. Снимаем клемму.
  2. Крестовой отверткой откручиваем 5 винтов крепления пластикового кожуха рулевой колонки. Снимаем обе половинки защиты. На рулевой колонке вы увидите сам замок зажигания в сборе. Он крепится к валу при помощи двух хомутов, соединенных между собой болтами без шляпок. Не пугайтесь, это сделано для того, чтобы уберечь машину от угона.
  3. При помощи зубила и молотка аккуратно сбиваем эти болты (металл, из которого они сделаны, достаточно мягкий).
  4. Отсоединяем от замка разъем с проводами.

Вот, в принципе, и все. Теперь замок готов для последующей диагностики и ремонта.

Как установить подсветку своими руками?

Перед покупкой необходимых материалов сделайте замер кольца зажигания. Определить нужно сам диаметр. В магазине сообщите продавцу данные и он вам выдаст нужный размер кольца под ваш замок. Купите светодиоды необходимого цвета с готовыми проводками и фишками, это избавит вас от работы с паяльником. Также нужен будет эпоксидный клей, чтобы приклеить провода, которые будут расположены в пластике рулевой колонки.

Подсветка замка зажигания выполняется поэтапно – сначала нужно снять пластмассу с рулевой колонки и вытянуть замок зажигания. Как снять замок зажигания в автомобиле, мы рассмотрели выше. После этого определите посадочное место кольца в пластике замка зажигания и просверлите в нужном месте кольца дырки под светодиоды. На следующем этапе вставьте светодиоды и соедините их между собой.

На фото — светодиоды для кольца замка зажигания

Кольцо подсветки при помощи клея приклейте в нужное место. Минусовый конец провода можно подсоединить к массе на замке зажигания. Второй же контакт необходимо подключить к механизму открывания дверей. Для этого посмотрите электрическую схему автомобиля и сделайте монтаж. Если вы ни разу не делали подключение сами, лучше обратиться к опытному электрику.

Очень важно, чтобы подсветка замка зажигания срабатывала именно на открывание дверей. Еще есть вариант подключения подсветки замка зажигания к плафону, который расположен в потолке автомобиля. Для этого подсоединитесь к нему, предварительно проверив полярность контактов на лампе.

Как снять контактную группу замка зажигания

Демонтаж замка – это только полдела. Теперь нужно снять контактную группу. Сделать это совсем несложно. Для этой процедуры потребуется тонкая шлицевая отвертка. С ее помощью необходимо отогнуть две пластиковые защелки, которые крепят группу контактов к металлическому корпусу замка. После этого ее можно смело отсоединять.

Для того чтобы произвести ремонт контактной группы замка зажигания, ее необходимо разобрать. Здесь также пригодится тонкая отвертка. Берем ее и отгибаем две защелки с обеих сторон крышки.

Когда крышка будет снята, осмотрите состояние контактов. Если они немного пригорели или окислились, возможно, это и есть причина неисправности. Зачищают контакты мелкой наждачной шкуркой. Ни в коем случае не используйте для этих целей нож или напильник. Так узел можно вывести из строя основательно.

Если же выводные пластины находятся в очень плохом состоянии, устройство лучше заменить. Цена контактной группы замка зажигания для ВАЗ-2110 составляет порядка 80-100 рублей. Согласитесь, что это не так дорого, чтобы узел опять заработал как новый.

Ремонт контактной группы замка зажигания

Замена контактной группы замка зажигания также не требует никаких дополнительных навыков. Достаточно просто присоединить ее к корпусу устройства и защелкнуть фиксаторы. Далее присоединяем разъем с проводами и устанавливаем замок на рулевую колонку. Но здесь есть один нюанс. Для установки вам потребуются новые болты с обламывающимися шляпками (4 шт). Приобрести их можно в любом автомагазине. Болты затягиваются до того момента, пока их шляпки сами не обломятся. После этого можно устанавливать кожух на рулевую колонку.

Не забудьте про реле

Случается и так, что замок исправен, но зажигание не включается, а стартер вообще не реагирует на поворот ключа. В этом случае следует проверить реле. Оно так и называется – реле зажигания. Служит это устройство для защиты контактов замка от пригорания во время включения электрооборудования.

Как снять контактную группу замка зажигания

Реле зажигания расположено в дополнительном монтажном блоке автомобиля. Чтобы добраться до него, потребуется снять пластиковую панель центральной консоли слева от пассажирского сиденья. Там находятся три реле и три предохранителя. Нужное нам устройство обычно находится справа.

Чтобы проверить, рабочее ли реле, установите на его место одно из соседних устройств, включите зажигание и попробуйте запустить стартер. Если он начал крутить, замените неисправное устройство.

Фиксированные положения

Чтобы водители чувствовали себя комфортно в любом автомобиле, производители унифицировали работу замка зажигания. Последовательный проворот ключа обеспечит включение одного из режимов:

  • «Включено». В отечественных машинах изначальное положение маркируется как «нулевое», но в некоторых моделях старых машин оно является «первым». Для современных авто не принято уже маркировать данную позицию.
  • «Зажигание». Поворот по часовой стрелке до щелчка запустит режим зажигания, обозначенный на замке «ON» или «З».
  • «Стартер». Очередное переключение маркируется подписью «Start» или номером позиции.
  • «Стоянка». Иностранные автомобили при подобной позиции переходят в режим блокировки или стоянки. Он обозначен «Lock».
  • «Допооборудование». Обычно российские машины не оснащены такой позицией замка. В иномарках используется обозначение «Acc».

Любой счастливый обладатель автомобиля знает, что в наше время «быть на колесах» — удовольствие не из дешевых. Постоянно ползущие вверх цены на бензин, систематические техосмотры, налоги и всем известные инспектора, выписывающие штрафы. Помимо всего этого, к сожалению, ничто не вечно, и детали могут ломаться, изнашиваться и обнаруживать заводской брак. Гнать автомобиль в сервис по каждому пустяку – решение очень затратное, поэтому многие автомобилисты справляются с поломками своими силами. Одна из таких поломок – дефект замка зажигания. И полезно знать хотя бы основы про замки зажигания, если решили проводить мелкие ремонты своими руками.

Сердцевина замка с ключами

Замок зажигания

Что может случиться с замком зажигания

Неисправность замка может возникнуть по разным причинам. Чаще всего это бывает связано с окислением или подгоранием контактов. Выгорание контактов обычно вызвано тем, что при перепадах напряжения между контактами происходят резкие скачки.

Чаще всего это происходит во время запуска двигателя. Это повышает температуру материала электропровода, в следствии чего его изоляционный материал выгорает. В этом случае при повороте ключа в замке никакой реакции от системы зажигания не последует. Если так, то замок можно не менять полностью, а сэкономить и поменять только его контактную группу. Если проблема с замком возникла впервые, то первые несколько раз можно обойтись зачисткой контактов.

Ключ зажигания в замке

Установленный замок зажигания

Повреждение может быть и механического характера. Если есть трудности в проворачивании ключа, если его клинит в замке, значит, менять нужно его личинку. Причиной всего этого может быть как заводской брак личинки, так и попадание в нее мелких предметов, пыли, грязи. Случаются и более неприятные ситуации – утеря единственного ключа зажигания, окончательная порча замка в следствии попытки угона. В этом случае замок необходимо менять полностью.

Что собой представляет и как работает замок зажигания

Схема устройства замка зажигания

Строение замка зажигания

Поворот ключа в замке зажигания является отправной точкой работы всей системы автомобиля. Замок зажигания состоит из двух базовых частей: личинки и контактной группы. В первую мы вставляем ключ, который осуществляет регулировку позиции контактов, выбирая одну из нескольких вариаций соединения цепей: включение и остановка двигателя, подача питания на электроприборы. Вторая предусмотрена для удобного сцепления всех электроцепей автомобиля. Во время поворота ключа электрическая цепь замыкается, ток по проводам двигается от клеммы «-» к клемме «+» аккумулятора, проходя через индукционную катушку зажигания. В следствии чего, контакты цепи зажигания замыкаются, и запускается двигатель.

Ремонт замка зажигания

Отверстие для ключа

Личинка

Для замены неисправных частей замка зажигания, его необходимо отсоединить и извлечь. Для этого обязательно нужно соблюдать правила осторожности, а также иметь под рукой отвертку и шило. Мы рассмотрим демонтаж замка на примере «классических» моделей автомобиля ВАЗ (2101-2107). На этих машинах замок зажигания находится в нижней левой части рулевой колонки. В более поздних моделях ключ зажигания перемещается на правую часть рулевой колонки, что, в общем-то, удобно для водителей-правшей.

Снимаем замок

Болты крепления откручиваются отверткой

Демонтаж

  • Первым делом не забываем отключить аккумулятор, для этого снимаем с него минусовую клемму.
  • Поворачиваем ключ в замке в позицию «ноль», при которой шапка ключа оказывается параллельной полу.
  • Отверткой откручиваем крепежные винты декоративного кожуха подрулевой колонки.
  • Находим и откручиваем два винта крепления замка зажигания к колонке. После этого ключ не выпадает вам в руки, а остается в зафиксированном состоянии. В более поздних моделях замок может крепиться на четыре винта с отрывными головками, для ослабления которых не обойтись без зубила и плоскогубцев.
  • Поджимаем фиксатор замка, вставляя шило в круглое отверстие в левой части кронштейна. Зажимая, тянем ключ на себя.
  • Отсоединяем провода или цельную фишку с проводами. Теперь замок у вас в руках.

Замена неисправной части

Чтобы заменить одну из частей замка зажигания, нужно её отсоединить, поддев стопорное кольцо, после чего установить новую на то же место.

Снятый замок

Разбираем замок зажигания

Подключение контактов к замку зажигания

Если ремонт замка окончен, или приобретен новый замок, его необходимо подключить и установить в исходное место. Сделать это очень просто, особенно, если отключая провода от клемм замка, вы их промаркировали, или, еще лучше, если моток проводов заканчивается сплошной фишкой. Если же нет, то тоже не беда.

Как правило, на клеммной колодке замка есть обозначения, которые помогут вам правильно подключить провода к клеммам. В автомобильных инструкциях обязательно прописывается, провод какого цвета должен быть подключен к клемме с определенным обозначением. Мы же рассмотрим подключение на примере клеммной колодки автомобилей ВАЗ (2101-2107).

Клемная колодка

Цветная проводка

Моток ваших проводов должен состоять из двойного провода черного цвета, одинарного розового провода, двойного провода голубого цвета, одинарного коричневого и одинарного красного провода. Берем провода и последовательно, начиная с черного, подключаем их к клеммам с обозначениями: 1NT, 30, 15, 30/1, 50. После подключения нижняя часть единственной двойной клеммы остается без провода. Теперь контакты подключены, и мы можем возвращать замок на место.

Места подключения клемм

Разъемы подключения

Устанавливая замок, проделываем вышеперечисленные действия в обратной последовательности: утапливаем замок в посадочное место до щелчка фиксатора, закручиваем крепежные винты, возвращаем на место верхнюю и нижнюю часть кожуха. Ремонт окончен, теперь нужно убедиться в его успешности.

Проверка работы замка зажигания

Чтобы убедиться в том, что все контакты были подключены правильно, нам нужно вновь подключить «-» клемму аккумулятора, и вставить ключ в замок зажигания. При постановке ключа зажигания в положение «0», все механизмы системы должны быть отключены. Когда ключ перемещается в положение «I», включается двигатель и подается питание на электроприборы. В положении «II» к этому еще прибавляется запуск стартера.

Так же обращаем внимание на стержень противоугонного механизма. При перемещении ключа из позиции «0» в позицию «I» и наоборот он будет выдвигаться и задвигаться обратно.

Варианты позиций ключа

Положения ключа в замке

Как видите, в замене поврежденного замка зажигания нет ничего сверхсложного. Имея немного терпения и желание, вы можете самостоятельно устранять поломки, не прибегая для этого к помощи специалистов. Главное, не забывайте о мерах предосторожности! Удачи на дорогах!

Рисунок автомобиля

Удачи на дорогах!

Замена замка зажигания на поздних моделях ВАЗ

В наше время не представляется возможным эксплуатация автомобиля без замка зажигания. Ведь он служит для активации всей электроники и запуска двигателя. При его поломке можно конечно завести машину с «толкача» или на буксир, или соединив провода напрямую.

Содержание статьи:

  1. Принцип работы замка зажигания.
  2. Если не работает замок зажигания авто.
  3. Поломки замка зажигания.
  4. Видео.

Замок зажигания: схема, устройство, работа

Для того, чтобы понять как работает он работает, надо понять, из чего состоит замок зажигания. Как и любое другое контактное электро устройство, в нем есть механизм, который соединяет и разъединяет цепь электропроводки. Помимо включения выключения зажигания, замок еще выполняет некоторые функции, которые активируются при повороте ключа:

  • в положение №1 — осуществляется подача энергии на панель приборов и различные электронные устройства;
  • в положение №2 — производится запуск двигателя;
  • в положение №3 — блокируется руль.

Для каждой из этих положений ключа используется своя контактная группа замка зажигания.

Ломается замок зажигания не так часто, как другие детали электрооборудования автомобиля. При неисправном замке системы зажигания определить причину можно самому.

Устройство автомобильного замка зажигания

устройство замка зажигания ваз
Конструкция замка состоит из двух блоков:

  • электронная часть — это группа контактов, которые замыкают и размыкают цепи в заданной последовательности;
  • механическая часть.

Вынимать ключ из замка представляется возможным только в одном положении.

Не работает замок зажигания

Частая причина выхода из строя замка зажигания — это реле. Реле стоит не дорого и заменить его легко. Достаточно купить подходящее для конкретной марки и модели авто реле, установить его вместо старого и подсоединить штекера.

На автомобилях семейства ВАЗ всех моделей наиболее частая поломка — это заклинивание замка зажигания (ЗЖ), то есть невозможно повернуть ключ после вставки в замок. То есть блокировка руля активируется сама собой. Это лечится небольшим вращением руля, дальше ключ можно поворачивать.снятие замка зажигания

Замена замка зажигания

Легче всего менять замок полностью, чем какую-то его часть. Для замены не обязательно покупать такой же замок, который стоял раньше. Ключ можно будет связать потом с центральным замком.

Последовательность замены:

  1. Отсоединить питание от АКБ.
  2. Снять кожух рулевой колонки.
  3. Выкрутить болты крепления замка.
  4. Освобождают замок от фиксаторов и вынимают его.
  5. Сделать маркировку проводов на снятом замке или можно сфотографировать разъем проводов, чтобы потом не путаться, какой провод в какой штекер подсоединять.
  6. Отсоединить провода и подсоединить их на новый замок.
  7. Установить новый замок.
  8. Проверить работоспособность до монтажа обшивки рулевой колонки.

Если нужно заменить только личинку замка, то надо удалить штифт и произвести замену внутренности.

Если все правильно сделать, то на несколько лет можно забыть о проблемах с замком зажигания.

Как заменить контактную группу замка зажигания

Работа проходит в таком порядке:

  1. Выставить руль ровно. Можно проверить по колесам, чтобы колеса стояли ровно.замена замка зажигания
  2. Разъединить клеммы аккумуляторной батареи.отсоединить клеммы акб
  3. Снять обшивку звукового сигнала. Смотря какой руль, делается по-разному.замена группы контактов замка зажигания
  4. Отсоединить питание от сигнала.контактная группа замка зажигания

Если руль с подушкой безопасности, то порядок работы такой:

  1. Выставляем руль. Колеса ровные.выставить руль
  2. Отсоединить аккумулятор.замена замка зажигания своими руками
  3. Подождать пол часа.
  4. Открутить 2 винта обшивки руля.замена контактной группы зажигания
  5. Снять подушку безопасности.снятие подушки безопасности на руле
  6. Отсоединить заднюю часть сборки подушки безопасности AirBag.
  7. Отсоединить звуковой сигнал.

Дальше, порядок для обоих вариантов:

  1. Снять резиновую прокладку.замена контактов замка зажигания
  2. Открутить гайку крепления руля и снять ее вместе с шайбой.группа контактов замка зажигания ваз
  3. Сделать маркировку деталей, чтобы было легче при сборке.замена контактной группы замка зажигания дэу
  4. Снять рулевое колесо.замена группы контактов замка
  5. Открутить 3 винта крепления рулевых переключателей (поворотники, дальний и ближний свет, звуковой сигнал и т.д.).как снять контактную группу замка зажигания
  6. Аккуратно снять переключатели управления электронными приборами.как снять контактную группу замка зажигания
  7. Снять пластиковый кожух.как снять контактную группу замка зажигания
  8. Открутить болт слева внизу панели.как снять контактную группу замка зажигания
  9. Снять замок и отсоединить провода.снятие контактную группу замка зажигания
  10. Открутить маленький винт на замке зажигания в задней части.как снять контактную группу замка зажигания
  11. Вытянуть контактную группу зажигания.как выглядит группа контактов зажигания
  12. Новую контактную группу перед установкой надо смазать.как выглядит группа контактов зажигания
  13. Подсоединить провода к новой группе контактов.как снять контактную группу замка зажигания
  14. Собрать все в порядке обратном разборке.как снять контактную группу замка зажигания
  15. Подсоединить клеммы АКБ.как снять контактную группу замка зажигания
  16. Проверить исправность отремонтированного замка (с замененными контактами).как снять контактную группу замка зажигания

Проверка контактной группы Омметром

  1. Для проверки целостности контактной группы надо отсоединить клемму «-» от аккумулятора. контактная группа замка зажигания замена
  2. Далее — снимаем защитный кожух руля, и под ним отсоединяем штекер проводов.
  3. Мультиметром в положение определения сопротивления или омметром определяем сопротивление. Крокодильчиками или иголками измерительного устройства поочередно тестируем клеммы на штекере (фишке).контактная группа замка зажигания То есть, подсоединили сначала к первой паре (контакты надо проверять попарно — верхний с нижним) к клемме и крутим ключ зажигания во все режимы. Если обнаружился слабый контакт, то скорее всего поломалась сердцевина замка. Сердцевина замка взаимозаменяема, ее можно заменить или полностью поставить новый замок.

Поломки замка зажигания

Кроме заклинивания замка, есть еще причины, когда ключ не поворачивается. К ним относятся:

  • образование льда в замке (в этом случае поможет ВД-40, которые надо побрызгать прямо в личинку замка);
  • механ износ внутренностей замка;
  • износ зубьев ключа.

Все перечисленные причины неполадок связаны с механической частью замка. Также бывает неполадки в контактной группе. При поломке контактной части замка, ее просто меняют.

Видео

Что такое контактная группа, как она работает.

Ремонт контактной группы на Дэу Нексия.

Контактная группа замка зажигания Volkswagen B5 (Фольксвагнен Б5).

Замена контактной группы на автомобиле ВАЗ.

Не заводится Daewoo Nexia (Дэу Нексия). Причина в контактной группе.

Как заменить замок зажигания ВАЗ 2109.

Автор публикации

15

Комментарии: 25Публикации: 326Регистрация: 04-03-2016

На чтение 12 мин Просмотров 35.1к. Опубликовано 27 апреля, 2022

Предотвращение угона автомобиля является одной из важнейших функций, заложенной инженерами в системе запуска мотора. Учитывая большую массу автомобиля незаконное завладение данным видом движимого имущества, без запуска силового агрегата, является нетривиальной задачей, поэтому так важно поддерживать замок зажигания в хорошем техническом состоянии.

Конструкция замка зажигания

Замок зажигания машины представляет собой конструкцию, состоящую из следующих частей:

  • Механической.
  • Электрической.

Типы замков зажигания

Замки зажигания могут не оснащаться блокировкой руля. Несмотря на снижение уровня безопасности, такие устройства будут иметь более простую конструкцию, поэтому и срок службы у механизма будет выше, чем у аналогичных систем.

Различаются коммутационные элементы и по количеству положений замка зажигания. Как правило, применяются устройства двух типов:

  • С тремя положениями.
  • С четырьмя положениями.

Второй тип замков в настоящее время встречается практически во всех современных автомобилях, оснащенных замком зажигания. Механизмы с тремя положениями ключа применяются в основном на автомобилях старше 40 лет.

Некоторые современные автомобили оснащаются только выключателем зажигания. Системы этого типа представляют собой кнопку, которая позволяет запустить двигатель без ключа.

Устройство замка зажигания

Устройство замка зажигания

Замок зажигания устроен несложно. Всего несколько элементов позволяют обеспечить блокировку возможности запуска стартера без ключа и зафиксировать рулевое колесо.

Личинка

Личинка находится в середине цилиндра. Этот элемент оснащается пружиной, которая одной стороной соединяется с личинкой, а второй – с цилиндром. Упругий элемент предназначен для возврата личинки в исходное положение после запуска двигателя.

Поводок

Поводок замка применяется для поворота контактной группы и для фиксации положения ключа. Эта деталь также имеет цилиндрическую форму. Внутри цилиндра имеется радиальный канал с шариками, которые позволяют зафиксировать личинку замка в определенном положении. Поводок работает с функцией фиксации во всех положениях, кроме режима запуска двигателя.

Как устроен контактный узел замка зажигания

Контактный узел замка состоит из подвижных и неподвижных элементов. Изделие также состоит из контактных пластин, которые замыкаются и размыкаются при повороте ключа.

Контактная группа

В зависимости от модели замка зажигания на колодке может быть от 4 до 6 контактных элементов. На современных автомобилях с целью включения электрических цепей может применяться пластинчатые контакты с одним разъемом.

Предназначение и функции

Основными функциями контактной группы является обеспечение всех без исключения электрических приборов автомобиля постоянным током от аккумулятора или генератора. Наличие возможности выбора режима позволяет надежно зафиксировать положение выключателя и обесточить неиспользуемые приборы автомобиля.

Устройство замка зажигания

Устройство

Контактная группа представляет собой обычный прерыватель электроэнергии, который активируется при повороте личинки замка. В зависимости от угла поворота внутреннего элемента обеспечивается возможность запуска двигателя либо активация определенной группы потребителей электроэнергии.

Для предохранения от короткого замыкания корпус контактного элемента выполняется из прочного пластика.

Основные неисправности

Все подвижные элементы замка подвержены естественному механическому износу. Контактная группа может также изнашиваться по причине окисления. Коммутирующие элементы могут использоваться в течение продолжительного времени без каких-либо существенных отклонений функциональности, но, в некоторых случаях, возможет преждевременный выход изделия по следующим причинам:

  • Попытка взлома замка зажигания. Если злоумышленники пытались угнать автомобиль, то могли быть применены специальные инструменты, которые позволяют разрушить личинку замка и провернуть этот механизм с целью запуска двигателя.
  • Чрезмерная токовая нагрузка на контактные элементы. Может появляться в результате короткого замыкания в электрической цепи автомобиля или неправильного подключения дополнительного оборудования.
  • Естественное истирание контактных дорожек. Может наблюдаться на автомобиле с солидным пробегом, но иногда такие технические отклонения появляются на бракованных изделиях.

Замок зажигания может быть отремонтирован, если повреждена только контактная группа. Детали необходимые для ремонта, а также стоимость работы по их установке могут в сумме превышать цену нового изделия, поэтому при обнаружении существенных технических недостатков рекомендуется полностью заменить изделие.

Принцип работы замка зажигания

Принцип работы замка зажигания

Для обеспечения правильной эксплуатации замка зажигания, а также замены устройства в случае неисправности, важно хорошо понимать принцип работы изделия. Основное назначение детали заключается в возможности включения и разъединения электрических цепей, поэтому образно можно сравнить эту деталь с электрическим выключателем или рубильником.

Как работает замок зажигания

Контактная группа замка зажигания надежно закрыта внутри герметичного корпуса, поэтому о происходящих внутри процессах водитель может только догадываться. Несложно понять, что при вхождении ключа в личинку замка происходит совмещение внутренних элементов таким образом, что появляется возможность проворачивания подвижной части. Благодаря наличию фиксирующего механизма, а также специальной пружины, удается выбрать необходимый режим работы коммутирующего устройства.

В каких положениях может работать замок зажигания

Положения ключа зажигания позволяют выбрать оптимальный режим электрического обеспечения определенной группы устройств и приборов. Стандартными положениями ключа зажигания на современных автомобилях являются:

  • «Выключено». Непосредственно на корпусе замка такое положение может быть обозначено, как «0» или «I». При переводе ключа в это положение все электроприборы, кроме работающих в дежурном режиме, отключены.
  • «Включено». В этом режиме задействованы все электрические схемы автомобиля, кроме цепи электродвигателя стартера и втягивающего реле. Обозначаться положение ключа на корпусе может следующим образом: «I», «II», «ON», «3».
  • «Стартер». Включает обмотку электродвигателя стартера и втягивающего реле. Может обозначаться следующим образом: «II», «III», «START», «4».
  • «Стоянка». В таком режиме задействованы только некоторые электрические цепи автомобиля. Обозначается, как: «III», «IV», «LOCK», «0».

На автомобилях иностранного производства может также быть режим включения дополнительного оборудования, который обозначается на корпусе как «Асс» или «2».

Как работает группа контактов замка зажигания

При повороте ключа зажигания металлические контактные элементы соединяются и, в зависимости от выбранного положения, становится возможна работа определенной группы электрических приборов и устройств. После возвращения ключа в положение «Выключено» контакты разъединяются, и ток перестает поступать к потребителям. В режиме активации работы стартера, положение ключа подпружинивается, чтобы не допустить продолжения работы электродвигателя после отсутствия приложенного к ключу усилия.

Поломки замка зажигания

Что может произойти с замком зажигания

Корпус замка зажигания изготавливается из прочных материалов, поэтому механическое разрушение изделие возможно только в случае приложения к нему значительного физического воздействия. В процессе эксплуатации деталь выходит из строя, как правило, по причине износа, обусловленного наличием процесса трения. Истираются, прежде всего, электрические контактные элементы, но может также заклинить запорный механизм в личинке.

Какие поломки могут быть в замке зажигания

Характерными симптомами неисправности замка зажигания являются:

  • Затруднительное проворачивание личинки.
  • Не включается зажигание либо происходит произвольное отключение приборов. Иногда неработоспобность устройства проявляется только отсутствием работы электрооборудования автомобиля в определенном положении ключа зажигания. Например, зажигание может включаться, но при попытке завести мотор проворачивания коленвала не будет наблюдаться.
  • Не включается стартер при переводе ключа в положение запуска двигателя.

При частичном подгорании электрических контактов может также наблюдаться прерывистая работа электрооборудования.

Отказы замка зажигания по механической части

Электрическая часть замка зажигания может быть в полностью исправном состоянии, но изделие будет непригодным для дальнейшей эксплуатации по причине нарушения работы механической части. Проявляться такого вида поломки могут отсутствием возможности проворачивания личинки замка, блокировкой вала рулевого колеса, невозможностью извлечения ключа зажигания.

При наличии проблем в механической части замка зажигания рекомендуется также заменить деталь.

Отказы замка зажигания по механической части

Отказы замка по электрической части

Если механическая часть замка зажигания работает идеально, но зажигание не включается, то неисправны электрические элементы. Износ контактной группы – это естественный процесс, поэтому, чем чаще происходит переключение режимов работы коммутационной детали, тем раньше изделие выйдет из строя. Кроме износа в результате трения может также наблюдаться коррозийное разрушение контактов. Особенно часто такой эффект наблюдается на «утопленниках» и при постоянной эксплуатации автомобиля в условиях повышенной влажности.

  • Красный провод – подключение стартера.
  • Синий провод с черной полосой – система зажигания.
  • Черный провод – система освещения.

На принципиальной схеме электрические проводники также могут быть обозначены цифрами.

Схема подключения замка зажигания

На электрической схеме замка зажигания подключаемые провода могут быть обозначены следующим образом:

  • Клемма «50» — стартер.
  • Клемма «15» — зажигание и электроприборы.
  • Клемма «30» — подключения положительного контакта от батареи.
  • Клемма «INT» — освещение.

После подключения замка осуществляется проверка правильности соединения контактных элементов. Ошибки могут привести к выходу из строя электрооборудования и даже вызвать возгорание автомобиля. Сразу после сборки элемента потребуется также убедиться в работоспособности механизма блокировки рулевого вала (при наличии такой функции).

Проверка работоспособности контактной группы замка зажигания

Проверку работоспособности замка зажигания следует проводить, не только визуально определяя правильность подсоединения электрических проводников. Для выполнения этой работы рекомендуется применить мультиметр или омметр.

Очередность проведения работ

Работу по проверке работоспособности механической и электрической части рекомендуется выполнять в строго определенной последовательности. Пошаговые рекомендации позволят не допустить ошибок и ложного выявления неисправностей коммутирующего элемента. Работу по проверке замка зажигания следует выполнить в такой последовательности:

  • Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
  • Снять контактную колодку с устройства.
  • Осуществить замер сопротивления контактной группы детали.

При наличии окислов на контактах, перед выполнением проверки, детали следует очистить.

Мультиметр

Показания мультиметра

Все замкнутые цепи в определенных положения ключа зажигания должны иметь минимальное сопротивление (порядка нескольких 1 – 3 Ом). Если проводимость отсутствует либо показатели прибора постоянно меняются, то замок зажигания следует заменить или отремонтировать.

Замена контактной группы замка

Если контактная группа замка неисправна, то ее замена осуществляется следующим образом:

  • Отключить аккумуляторную батарею.
  • Снять пластиковый кожух.
  • Открутить фиксирующие болты.
  • Отключить противоугонное устройство.
  • Отсоединить контактные провода.

Установка замка зажигания осуществляется в обратном снятию порядке.

Как продлить срок службы замка зажигания

Основной «врагом» контактной группы замка зажигания является нагрев во время прохождения тока значительной силы. Чтобы уменьшить негативное влияние этого фактора можно использовать дополнительные разгрузочные реле в цепи включения наиболее мощных потребителей электроэнергии. Величина силы в цепи таких устройств крайне мала, поэтому при включении деталей контакты замка не будут разогреваться.

Добавить комментарий