Третья часть статьи о разработке мотивов. Если Вы еще не прочитали предыдущие, то они находятся здесь и здесь..
Контрастные мотивы могут образовываться в следующих случаях:
1) Мотивы следуют один за другим и не имеют ничего общего ни в интонационном, ни в ритмическом плане – это мелодический контраст. Мелодический контраст встречается очень часто, однако, несмотря на кажущуюся простоту, для многих этот прием может быть сложен для воплощения. Очень часто начинающие композиторы с трудом уходят от основного мотива и даже контраст получается похож на основную тему (а это естественно не контраст, а подобие). В области мелодического контраста лежат огромные возможности, но необходимо помнить, что контраст используется для изображения одного образа, а не огромного их количества (здесь не идет речь о контрасте больших построений или частей крупной формы).
2) Если меняется метр, то образуется метрический контраст. Основа метрического контраста это работа с 2-х и 3-х дольными метрическими стопами
3) При изменении лада – ладовый контраст. При ладовом контрасте мотивы могут принадлежать разным ладам и иметь разные наклонения. Очень часто используется изменение ладового наклонения мажорной мелодии на минорную или наоборот. Такая перекраска мелодии с одной стороны делает ее узнаваемой, но в то же время может довольно сильно изменять ее образный строй (в зависимости от гармонизации).
4) Протяженному, напевному мотиву противопоставляется серия коротких мотивов – структурный контраст. Структурный контраст основан на системе дробления, суммирования и т.д. (Подробнее об этом можно узнать здесь )
При разном интонационно-ритмическом содержании могут применяться следующие приемы:
Смена регистров
Изменение динамических оттенков
Изменение способов игры и штрихов
Мотивы имеют разную инструментовку
Контраст возникает тогда, когда в новом структурном звене (мотив, предложение, часть произведения) используются приемы противоположные только что использованным.
Интонационный контраст может проявляется в смене интервалов, типе изложения (например, после напевного мотива идет речитативный на одной ноте), смене диапазона и т.д.
Ритмический контраст может проявляться в смене размера, типе длительностей и их делении,смена пульсации,контраст ровного ритма и синкопированного,использование полиритмии.
Отдельно следует выделить популярный в джазе – гармонический контраст. При гармоническом контрасте, одна и та же интонация гармонизуется разными аккордами (иногда даже в другой тональности). Очень часто это прием используется в джазовых версиях блюза.
В следующем примере из композиции Benny Bugle использовано три разных аккорда для гармонизации одного мотива:
Возможен и контраст с помощью переаранжировки частей произведения.
Рассмотренные приемы развития мотива от самых простых до сложнейших имеют одну цель – сохранить баланс между развитием и однообразием.
Развитие музыкального материала помогает создавать прочную музыкальную форму,полнее раскрывать музыкальный образ.
Каждый прием имеет свою специфику воздействия на слушателя. Повторение способствует лучшему запоминанию, при длительном повторении создается гипнотический эффект.
Варьирование расцвечивает музыкальную ткань и вовлекает слушателя в процесс узнавания мотивов в вариациях. Производные мотивы детализируют музыкальный образ и позволяют акцентировать внимание на определенных мотивах.
Контрастные мотивы создают линию аналогичную сюжету в литературе. Различное противостояние двух образов, как правило, в конце произведения сливается в один.
Мотивная работа является одним из самых сложных навыков, которыми должен владеть композитор. Это та область, которая практически не меняется столетиями, поскольку не зависит от стиля музыки и может в равной степени использоваться как в классике, так и в роке, металле и т.д.
]]>
Контраст может служить фундаментальным принципом построения для многих музыкальных форм. В этой части урока рассмотрим это на примере трехчастной формы.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Ася Захарьева
Ведущая лекций-интерактивов об академической музыке в России и Нидерландах. Куратор проекта по соединению визуального искусства и музыки (Музей ван Аббе, г. Эйндховен)
Узнаем, какую функцию выполняет каждый из условных разделов в трехчастной форме (ABA), и начнем с драматургии музыкального произведения.
🌟 Внимание к контрастам разных уровней и масштабов позволяет понять драматургию любого сочинения. Что это означает? Например, в драматургию фильма, спектакля или книги входят как минимум характеристики героев, их взаимоотношения, траектория развития событий. В музыке действуют такие же правила. Героем здесь будет музыкальная тема — запоминающийся фрагмент музыки, часто обладающий яркой мелодией. События — это трансформация темы, например, когда в ней что-то меняется, но мы все равно ее узнаем. Или же ввод нового героя — принципиально нового музыкального материала.
🔍 Осознавать драматургию музыкального сочинения помогает нащупывание его музыкальной формы — вариации, сонатная форма, рондо и так далее. Форма сочинения очень важна и никогда не случайна. Ее важно и интересно исследовать при прослушивании. Но причем здесь контраст? Дело в том, что «здание» многих музыкальных форм строится на образных контрастах, без которых оно бы рухнуло. Разберем это на примере трехчастной формы.
🎼 Трехчастная форма — ABA, содержит три условных раздела, каждый из которых выполняет свою функцию.
▪️ Первый раздел представляет нам героя — музыкальный материал, который будет претерпевать развитие, изменение. Внутри этого раздела тоже могут происходит какие-то трансформации характера, но не столь значительные.
▪️ А вот середина формы ABA — главный источник контрастов разного масштаба. Давайте послушаем примеры разных видов контраста, которые можно встретить.
→ Контраст лада (мажор или минор) в «Смелом наезднике» Шумана
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 34 секунды
→ Контраст динамики (piano или forte) и рельефа мелодии в «Похоронах куклы» Чайковского
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 2 минуты
→ Контраст темпа во французских увертюрах Баха
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 10 минут
→ Контраст регистра в «Танце Эльфов» Грига
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 1 минута
▪️ Третий раздел в трехчастной репризной форме возвращает нас к знакомым героям — музыкальным характерам из начала, иногда с точным повтором, иногда с изменениями. И здесь не обойтись без образного контраста.
Посмотрим, как работает контраст в масштабном сочинении трехчастной формы — прелюдии соль минор Рахманинова (op. 23 № 5). Сначала послушаем произведение.
→ Сергей Рахманинов. Прелюдия соль минор (op. 23 № 5)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 4 минуты
Прелюдия Рахманинова имеет форму ABA1 ↓
1️⃣📣 Первая часть — А (0:00–1:17). В первой части музыкальная тема звучит решительно, волево, немного воинственно, как будто бросает нам вызов. «Рубленность» мелодии и восходящие мелодические мотивы вызывают ассоциации с актом манифестации. Низкий регистр придает этому высказыванию убедительную суровость, а повторения аккордов в аккомпанементе — пафос.
💥 Первый контраст появляется уже внутри первой части (0:35). Мелодия меняет рельеф: фразы становятся короче, мы слышим один и тот же мотив, воспроизводимый все с большей экспрессией. Атмосфера накаляется до предела, накал достигает своей кульминации. Но при этом нетрудно услышать, что в целом музыка рассказывает о том же «герое» — схожем образе или настроении. После достижения кульминации в этом разделе происходит возвращение к «герою» в его первоначальном виде (с 0:53).
2️⃣🌘 Вторая часть — B (с 1:17), здесь все резко меняется в середине. Это яркий пример коренного контраста — перед нами совершенно иной «музыкальный персонаж». На смену маскулинности и воинственности приходит музыка, полная тонкого упоительного лиризма и неизбывной тоски, которую Рахманинов умело создавал. Меняется регистр, мелодия звучит плавно и распевно, при прослушивании даже хочется повторять ее голосом. Новую музыкальную тему дополняет «бурлящий» аккомпанемент в любимой Рахманиновым фактуре арпеджио. Это придает теме еще большей глубины и выразительности.
🌊 Настроение музыки в части В спокойным не назовешь. Постепенно нарастает экспрессия — тема устремляется в более высокий регистр и от этого звучит пронзительнее и шире, словно вода выходит из берегов. В конце центрального раздела все успокаивается и будто из глубины (низкий регистр) возникают уже известные нам интонации совершенно другой природы.
3️⃣📢 Последняя часть — A1 (с 2:24). В ней нет точного повтора материала первой части — вместо этого дана некая его вариация. Такие репризы называют измененными или динамизированными. В этой части композитору удается еще больше усилить шквал и без того ярких эмоций нашего первого «героя» из начала.
Другой пример работы контраста — Интермеццо Иоганнеса Брамса (op.117, 1), сочинение позднего периода творчества композитора.
→ Иоганнес Брамс. Интермеццо (op.117, 1)
Видеопример
⏱ Время прослушивания: 17 минут
🎲 Сочинение написано в трехчастной форме. Это тот самый случай формы, когда материал середины коренным образом отличается от того, что было представлено в первом разделе, то есть пример «коренного образного контраста».
1️⃣ Разберем музыкальный образ первой части. Лиричная, плавная мелодия andante moderato (медленно, спокойно, умеренно, сдержанно) транслирует состояние покоя и благоговения — того, что можно описать фразой «тишь да гладь». Повторяющиеся ритмические фигуры и в мелодии, и в аккомпанементе еще больше успокаивают, гипнотизируют, усыпляют. Подробнее устройство музыки можно посмотреть на картинке ниже. Даже после того, как в музыке начинается развитие материала (с 0:30–0:48, первый раздел сам по себе тоже написан в трехчастной форме), сохраняется общее состояние мягкости, неги, дремоты. «Спокойная», «убаюкивающая» — эпитеты, которые мы интуитивно хотим применить к данной музыке, находят и свое фактическое подтверждение. Интермеццо наследует мелодию народной колыбельной, как указывает нам сам композитор (или издатель) в нотах.
2️⃣ Перейдем к середине произведения (2:07–3:44). Здесь многое меняется. Во-первых, лад — исчезает мажор. Брамс описывает желаемый характер исполнения этого раздела словами «очень экспрессивно». Музыка наполняется то напряженными и смурными, то «тревожно-растерянными» красками аккордов — Брамс создает здесь богатейшую гармоническую палитру. Меняется рельеф мелодии — вместо одной широкой линии короткие фразы с интонациями вздоха. Будто и не было той идиллической неги — музыка транслирует состояние «глубоких дум» и душевных терзаний.
3️⃣ Наконец, послушаем репризу (с 3:44). После периода неспокойствия третий раздел возвращает нас к музыкальному образу беззаботной колыбельной, дополняя уже известный материал новыми оттенками — то есть реприза проводится с некоторыми изменениями. Здесь в музыкальную тему вкрапляются звуки «высокого регистра», что создает эффект мерцания, поблескивания. Также тут и там в обновленной гармонии обнаруживаются новые эмоции — то печали, то мечтательной меланхолии.
➡️ Контрастный образ этой музыки при внимательном прослушивании дарит интересный эмоциональный опыт и позволяет ощутить силу образного контраста.
В одной из статей я рассказывал, что контрасты — отличный способ сделать аранжировку ярче и динамичнее. Сегодня я объясню, как именно добиться этого эффекта.
Контрасты лучше всего работают на структурном уровне композиции. Проще говоря, ваша задача сделать так, чтобы различные части композиции контрастировали друг с другом. Это привлечёт дополнительное внимание слушателя и подтолкнёт дослушать ваш трек до конца, а, может, даже переслушать его снова.
Существует несколько видов контраста, и с каждым из них мы познакомимся ближе.
Динамический контраст
Рiano или forte, тихо или громко. Это, наверное, самый простой и доступный вид контраста. Сделайте куплет или бридж немного тише припева, и слушатель сразу обратит на это внимание. Обычно этот приём используют на этапе сведения, но лучше всего заложить его основу еще в ходе аранжировки.
Ритмический контраст
Смена ритмической фактуры партий отдельных инструментов, интенсивности ударной секции, использование half-time или double-time, смена ритмического рисунка, смена размера такта. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, или куплетом и бриджем.
Гармонический контраст
Смена прогрессии аккордов и / или её длины, смена тональности, переход из мажора в минор, и наоборот, и так далее. Чаще всего используется чтобы создать контраст между куплетом и припевом, либо между припевом и завершающей частью композиции.
Мелодический контраст
Смена характера или фактуры мелодии. Например, вы можете использовать простую мелодическую партию в припевах и более сложную и динамичную в куплетах, или наоборот.
Тембральный контраст
Изменение набора инструментов (тембров) в различных частях композиции, введение новых инструментов, или исключение уже имеющихся, использование различных эффектов обработки звука. Помните, изменение тембров может также отразиться и на общей динамике композиции.
Комбинация нескольких видов контраста
Вы также можете использовать комбинацию нескольких видов контраста, чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя. Для иллюстрации этого приёма приведу простой пример:
- Куплет: используются ударные, бас, ритм-гитара, вокал. Ритмическая партия размеренная, частота смены гармонии — один аккорд на такт, на протяжении всего куплета используется прогрессия из четырёх аккордов.
- Припев: к инструментам, использованным в куплете, добавляются клавишные и синтетическая секвенция, ритмическая партия становится более динамичной и агрессивной, частота смены гармонии — два аккорда на такт, используется прогрессия из восьми аккордов.
Самое главное при использовании контрастов (как и при использовании любого другого приёма) — не переборщить. Всё должно быть в меру и к месту.
Надеюсь, мои знания и опыт помогут вам в аранжировке. Желаю всем творческих успехов и хитовых треков!
Автор: Андрей Девятых — звукорежиссёр, композитор, основатель Unusual Sound Studio© WAVEFORUM
From Wikipedia, the free encyclopedia
In music and musical form, contrast is the difference between parts or different instrument sounds. The three types of contrast are rhythmic contrast, melodic contrast, and harmonic contrast.[1] Procedures of contrast include stratification, juxtaposition, and interpolation. Procedures of connection include gradation, amalgamation, and dissolution.
Harmonic contrast means to have a change in keys or chords or even cadences.
Contrast is not only a way of adding
interest, and difference in a song, but is essential to the aesthetic illusion of dramatic resolution of conflict.[2]
Contrast is a sector that provides a sub-conscious break to absorb the material from the main expository piece.
References[edit]
- ^ “What is Musical Contrast.” Ask.com. Web. 28 June 2013.
- ^ Laney, R., Samuels, R., Capulet, E. Cross Entropy as a Measure of Musical Contrast. In the proceedings of Mathematics and Computation in Music 2015, International Publishing.
Контраст в музыке
- Контраст в музыке
- — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон.
1890—1907.
Смотреть что такое “Контраст в музыке” в других словарях:
-
Контраст, в музыке — сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. К. встречаются всюду: в гармонии, мелодии, ритме, стиле, скорости движения, оркестровке, нюансировке … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Темп (в музыке) — Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т.… … Большая советская энциклопедия
-
Полифония — (от греч. polus многий и ponn звук, голос; букв. многоголосие) вид многоголосия, основанный на одноврем. звучании двух и более мелодич. линий или мелодич. голосов. Полифонию, в высшем ее смысле, указывал А. Н. Серов, надобно понимать… … Музыкальная энциклопедия
-
ТАНЕЦ — ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Танец возможно, древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека… … Энциклопедия Кольера
-
Русская музыка — Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… … Музыкальная энциклопедия
-
Вариации — (от лат. variatio изменение, разнообразие) муз. форма, в к рой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.… … Музыкальная энциклопедия
-
Земфира — В Википедии есть статьи о других людях с именем Земфира (значения). В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рамазанов. Земфира … Википедия
-
Танцевальная музыка — в общем смысле муз. элемент иск ва хореографии, музыка для сопровождения танцев (бальных, ритуальных, сценических и др.), а также производная от неё категория муз. произв., не предназначенных для танцев и имеющих самостоят. художеств.… … Музыкальная энциклопедия
-
Стопа — (калька греч. pous, лат. pes, букв. нога, ступня) составная часть метрич. построения стиха. Возникший в антич. стихосложении на стадии муз. танц. словесного единства, этот термин применяется к др. стиховым и муз. ритмич. системам с нек… … Музыкальная энциклопедия
-
Шнитке — Альфред Гариевич (1934 1998) Русский композитор советского и постсоветского периодов. Родившись в г.Энгельсе АССР немцев Поволжья (ныне Саратовская обл.), большую часть жизни прожил в Москве, с 1989 в Гамбурге (ФРГ). Один из наиболее крупных… … Энциклопедия культурологии