Произвольно выбираем несколько значений
и находим значения функции –
Контрольные точки (x,
помогают
более точно построить график функции.
9 Построение графика функции
Построим графики функций
,
используя результаты исследования в
п.1-7
Рис.6
Рис.7
Замечание После того как рассмотрите построение графиков сопоставьте с результатами исследования.
10 Образцы выполнения исследования функции и построения графиков
Исследовать
поведение функции и построить график.
10.1
1 Область определения
Данная функция, существует при любом
действительном значении х, тогда
.
2 Исследование функции на четность и
нечетность
Так как область определения функции
множество четное относительно начала
координат, то найдем
:
.
Видим, что
и
,
значит функция ни четная ни нечетная,
т.е. функция общего вида.
3 Точки пересечения графика функции с
осями координат
С осью
:
полагаем
и, подставляя это значение в данную
функцию
,
находим
.
Получим точку
.
С осью
:
полагаем
,
находим
из уравнения
(*)
Корни уравнения являются делителями
свободного члена 16. Следовательно,
попробуем подставить в уравнение (*)
числа:
При
:
получаем
,
следовательно
является корнем уравнения (*). Тогда
многочлен
делится на
без остатка. Выполним деление:
Итак,
.
Уравнение (*) принимает вид:
,
откуда
(эти значения называют нулями функции).
Таким образом, график функции пересекает
ось
в точках:
.
4 Промежутки знакопостоянства функции.
Исследование функции на концах
промежутков знакопостоянства
Промежутки знакопостоянства функции
разделяют точки разрыва и нули функции.
Для данной функции – это
.
Обратите внимание, что
кратный корень, значит в интервалах
прилегающих к этой точке функция знак
не меняет. Изобразим их на числовой
оси:
Знак функции определяется непосредственной
подстановкой любого значения
из полученных интервалов в аналитическое
выражение функции.
Если на интервале
функция
отрицательная, то ее график располагается
под осью
,
на интервалах
функция положительная, то над осью
.
Для выяснения поведения функции на
концах промежутков знакопостоянства
Найдем пределы функции при
:
;
,
таким образом, знак бесконечности
определяется знаком старшего члена
.
Это означает, что слева график функции
уходит неограниченно вниз, а справа –
неограниченно вверх.
5 Асимптоты графика функции
Т.к. функция не имеет бесконечных
разрывов, то вертикальные асимптоты
отсутствуют.
Для отыскания наклонных асимптот
,
найдем
:
,
т.к
,
то график функции наклонных асимптот
не имеет.
6 Исследование функции на монотонность.
Точки экстремума
Найдем критические точки функции.
Согласно необходимого условия экстремума:
в точках экстремума производная равна
нулю или не существует.
Найдем производную:
.
Решим уравнение
:
;
;
Производная функции обращается в нуль
в точках
и
– критические точки. Они делят область
определения на интервалы монотонности
(интервалы убывания и возрастания).
Интервалы
изобразим их на числовой оси (рис.8):
Рис.8
Поведение функции на каждом интервале
определяется знаком производной.
Для определения знака производной на
каждом интервале достаточно взять
любое значение
из этого интервала и подставить в
производную
.
На интервале
,
возьмем любое
,
например
,
и подставим в производную
.
Получили
,
следовательно функция
на интервале
возрастает.
Аналогично устанавливаем:
– на интервале
,
следовательно функция убывает;
– на интервале
,
следовательно функция возрастает.
Знаки производной
проставлены на рисунке 8 в каждом
интервале. Стрелками схематично указано
поведение функции
.
Замечаем, что при переходе через точку
производная меняет знак, с «+» на «-».
Это означает, что в точке
функция имеет максимум (на основании
достаточного условия существования
экстремума). Найдем значение
при
:
.
Значит, точка максимума
.
При переходе через точку
производная меняет знак с «-» на «+».
Это означает, что при
функция имеет минимум:
.
Точка минимума
.
7 Исследование графика функции на
выпуклость и вогнутость. Точки перегиба
Это исследование проводится с помощью
второй производной. Найдем точки,
подозрительные на перегиб, используя
необходимое условие перегиба: в точках
перегиба вторая производная либо равна
нулю, либо не существует.
Так как
,
то
и существует при любых
.
Приравняем вторую производную к нулю
и найдем корни уравнения:
.
Отсюда
– точка, подозрительная на перегиб.
Точка
делит область определения на интервалы
и
Рис.9
Определим знак второй производной на
каждом из полученных интервалов,
непосредственным способом.
На интервале
получаем
,
значит, при
график функции вогнутый (),
рисунок 8.
На интервале
получаем
,
значит, при
график функции выпуклый (),
рисунок 8.
Так как при переходе через точку
вторая производная
меняет знак, то график меняет выпуклость
на вогнутость, то есть
абсцисса точки перегиба.
.
Точка перегиба
.
8 Контрольные точки
Для более точного построения графика
найдем насколько дополнительных точек:
,
точка
9 Построение графика по полученным
результатам исследования
Замечание При исследовании
будем использовать только краткую
запись, так как все действия аналогичны
исследованной функции
.
10.2
1 Область определения
2 Исследование функции на четность и
нечетность
Так как область определения множество
симметричное относительно начала
отсчета, то найдем
:
.
Делаем вывод: функция нечетная. Для
дальнейшего исследования будем
использовать свойства нечетной функции
на симметричных интервалах:
– меняет знакопостоянство;
– сохраняет монотонность;
– точки максимума и минимума симметричны
относительно начала координат;
– меняет выпуклость на вогнутость;
– график функции симметричен относительно
начала координат.
3 Точки пересечения графика функции с
осями координат
С осью
:
.
Решим уравнение:
.
Получили точки:
С осью
:
.
. Получили
точку
.
4 Промежутки знакопостоянства функции.
Исследование функции на концах
промежутков знакопостоянства
Для выяснения поведения функции на
концах промежутков знакопостоянства
вычислим следующие пределы:
5 Асимптоты графика функции
5.1 Так как в точках
функция
претерпевает бесконечный разрыв, то
график функции имеет вертикальные
асимптоты :
5.2
.
Получили
– наклонная асимптота.
6 Исследование функции на монотонность.
Экстремумы функции
Решим уравнение
:
Критические точки (по первой производной):
точек, в которых производная равна нулю
нет,
Отметим на числовой прямой критические
точки и исследуем знак производной на
каждом из полученных интервалов
Делаем вывод, что функция возрастает
на всей области определения.
Так как функция в области определения
монотонности не меняет, то точек
экстремума нет.
7 Исследование графика функции на
выпуклость и вогнутость. Точки перегиба
Найдем вторую производную функции:
.
Решим уравнение
:
Критические точки (по второй производной):
Отметим на числовой прямой полученные
точки и исследуем знак второй производной
При
график функции имеет перегиб.
Точка
– точка перегиба.
9 Контрольные точки
|
|
|
|
|
|
9 Построение графика по полученным
результатам исследования
При построении графика помним, что он
симметричен относительно точки
.
11.3
Замечаем, что функция задана в неявном
виде. Выразим y в явном
виде
.
Достаточно
исследовать и построить график функции
,
а за тем отобразить симметрично оси
OX.
1 Область определения функции
Решим методом интервалов:
.
Делаем вывод:
.
На интервалах
и
функция в дальнейшем не исследуется,
т.к. они не входят в область определения.
2 Исследование функции на четность и
нечетность
Так
как область определения множество
несимметричное относительно начала
координат, то делаем вывод, что функция
ни четная ни нечетная.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
0 рейтинг
Как в параболе находить контрольные точки?
помогите решить и построить параболы,пожалуйста
- параболе
- находить
- точки
- помогите
- решить
- построить
- 5 – 9 классы
- алгебра
irinakisa1_zn
в разделе Алгебра
Всего ответов: 1
0 рейтинг
Можно найти вершину параболы.
X вершины = -b/2a
что бы найти y вершины, нужно подставить найденный x вершины в формулу.
rinii_zn
Начинающий
0
спасибо,но это я знаю
irinakisa1_zn
0
Ну а что тут тогда делать, если знаешь? Построить вершины, дальше провести.
rinii_zn
Начинающий
0
c – точка пересечения с осью y. в первом случае, например, -2.
rinii_zn
Начинающий
0
спасибо
irinakisa1_zn
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Алгоритм
нахождения значения коэффициентов a, b, c
по графику квадратичной функции
y= ax2 +bx+c. -
2 слайд
Нахождение коэффициента a
1) по графику параболы определяем координаты вершины (m,n)
2) по графику параболы определяем координаты любой точки А (х1;у1)
3) подставляем эти значения в формулу квадратичной функции, заданной в другом виде:
4) решаем полученное уравнение. -
3 слайд
Нахождение коэффициента b
1) Сначала находим значение коэффициента a
(шаг I, смотри выше)2)В формулу для абсциссы параболы m= -b/2a подставляем значения
m и a3) Вычисляем значение коэффициента b.
-
4 слайд
Нахождение коэффициента с:
1)Находим координату у точки пересечения графика параболы с осью Оу, это значение равно коэффициенту с, т.е. точка (0;с)-точка пересечения графика параболы с осью Оу.
2)Если по графику невозможно найти точку пересечения с осью Оу, то выполняем шаги I, II (находим коэффициенты a,b)
3)Подставляем найденные значения a, b , А(х1 ;у1) в уравнение
у=ax2 +bx+c и находим с. -
5 слайд
По графику функции найдите значения коэффициентов a, b, c
-
-
-
Функция вида , где называется квадратичной функцией.
График квадратичной функции – парабола.
Рассмотрим случаи:
I СЛУЧАЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАБОЛА
, то есть , ,
Для построения заполняем таблицу, подставляя значения x в формулу:
Отмечаем точки (0;0); (1;1); (-1;1) и т.д. на координатной плоскости (чем с меньшим шагом мы берем значения х ( в данном случае шаг 1 ), и чем больше берем значений х, тем плавнее будет кривая), получаем параболу:
Нетрудно заметить, что если мы возьмем случай , , , то есть , то мы получим параболу, симметричную относительно оси (ох). Убедиться в этом несложно, заполнив аналогичную таблицу:
II СЛУЧАЙ, «a» ОТЛИЧНО ОТ ЕДИНИЦЫ
Что же будет, если мы будем брать , , ? Как изменится поведение параболы? При парабола изменит форму, она “похудеет” по сравнению с параболой (не верите – заполните соответствующую таблицу – и убедитесь сами):
На первой картинке (см. выше) хорошо видно, что точки из таблицы для параболы (1;1), (-1;1) трансформировались в точки (1;4), (1;-4), то есть при тех же значениях ордината каждой точки умножилась на 4. Это произойдет со всеми ключевыми точками исходной таблицы. Аналогично рассуждаем в случаях картинок 2 и 3.
А при парабола «станет шире» параболы :
Давайте подитожим:
III СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «С»
Теперь давайте введем в игру (то есть рассматриваем случай, когда ), будем рассматривать параболы вида . Нетрудно догадаться (вы всегда можете обратиться к таблице), что будет происходить смещение параболы вдоль оси вверх или вниз в зависимости от знака :
IV СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «b»
Когда же парабола “оторвется” от оси и будет, наконец, “гулять” по всей координатной плоскости? Когда перестанет быть равным .
Здесь для построения параболы нам понадобится формула для вычисления вершины: , .
Так вот в этой точке (как в точке (0;0) новой системы координат) мы будем строить параболу , что уже нам по силам. Если имеем дело со случаем , то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, один вверх, – полученная точка – наша (аналогично шаг влево, шаг вверх – наша точка); если имеем дело с , например, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, два – вверх и т.д.
Например, вершина параболы :
, . Теперь главное уяснить, что в этой вершине мы будем строить параболу по шаблону параболы , ведь в нашем случае.
При построении параболы после нахождения координат вершины очень удобно учитывать следующие моменты:
1) парабола обязательно пройдет через точку . Действительно, подставив в формулу x=0, получим, что . То есть ордината точки пересечения параболы с осью (оу), это . В нашем примере (выше), парабола пересекает ось ординат в точке , так как .
2) осью симметрии параболы является прямая , поэтому все точки параболы будут симметричны относительно нее. В нашем примере, мы сразу берем точку (0; -2) и строим ей симметричную относительно оси симметрии параболы, получим точку (4; -2), через которую будет проходить парабола.
3) Приравнивая к , мы узнаем точки пересечения параболы с осью (ох). Для этого решаем уравнение . В зависимости от дискриминанта, будем получать одну (, ), две (, ) или нИсколько () точек пересечения с осью (ох). В предыдущем примере у нас корень из дискриминанта – не целое число, при построении нам особо нет смысла находить корни, но мы видим четко, что две точки пересечения с осью (ох) у нас будут (так как ), хотя, в общем, это видно и без дискриминанта.
Итак, давайте выработаем
Алгоритм для построения параболы, если она задана в виде
1) определяем направление ветвей ( а>0 – вверх, a<0 – вниз)
2) находим координаты вершины параболы по формуле , .
3) находим точку пересечения параболы с осью (оу) по свободному члену , строим точку, симметричную данной относительно оси симметрии параболы (надо заметить, бывает, что эту точку невыгодно отмечать, например, потому, что значение велико… пропускаем этот пункт…)
4) В найденной точке – вершине параболы (как в точке (0;0) новой системы координат) строим параболу . Если , то парабола становится у’же по сравнению с , если , то парабола расширяется по сравнению с
5) Находим точки пересечения параболы с осью (оу) (если они еще сами “не всплыли”), решая уравнение
Пример 1
Пример 2
Замечание 1. Если же парабола изначально нам задана в виде , где – некоторые числа (например, ), то построить ее будет еще легче, потому что нам уже заданы координаты вершины . Почему?
Возьмем квадратный трехчлен и выделим в нем полный квадрат: Посмотрите, вот мы и получили, что , . Мы с вами ранее называли вершину параболы , то есть теперь , .
Например, . Отмечаем на плоскости вершину параболы , понимаем, что ветви направлены вниз, парабола расширена (относительно ). То есть выполняем пункты 1; 3; 4; 5 из алгоритма построения параболы (см. выше).
Замечание 2. Если парабола задана в виде, подобном этому (то есть представлен в виде произведения двух линейных множителей), то нам сразу видны точки пересечения параболы с осью (ох). В данном случае – (0;0) и (4;0). В остальном же действуем согласно алгоритму, раскрыв скобки.
Как в параболе находить контрольные точки?
Помогите решить и построить параболы, пожалуйста.
На этой странице находится вопрос Как в параболе находить контрольные точки?, относящийся к категории
Алгебра. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 5 – 9 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Алгебра. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.