Как найти координаты точки пересечения отрезка

Как найти точку пересечения отрезков

Простейшие геометрические примитивы, такие как точки, прямые, плоскости, фигурируют в большинстве научных и инженерных задач, связанных с проектированием, графическими построениями, визуализацией и машинной графикой. Подобные задачи, как правило, решаются путем применения принципа декомпозиции и сведения их к последовательностям элементарных действий с геометрическими примитивами. Так, сложные трехмерные объекты в машинной графике аппроксимируются полигонами, а те в свою очередь – треугольниками, треугольники задаются отрезками ребер, которые определяются их конечными точками. Именно поэтому понимание того, как решить простейшие геометрические задачи, например того, как найти точки пересечения отрезков, весьма важно для любого технического специалиста.

Как найти точку пересечения отрезков

Вам понадобится

  • Лист бумаги, ручка.

Инструкция

Подготовьте исходные данные. В качестве исходных данных удобно принять отрезки, заданные координатами точек их концов в декартовой системе координат. В данной системе координатные оси ортогональны и имеют одинаковый линейный масштаб. Допустим, имеются отрезки O1 и O2. Отрезок O1 задан точками с координатами P11(x11, y11) и P12(x12, y12), а отрезок O2 задан точками с координатами P21(x21, y21) и P22(x22, y22).

Составьте уравнения прямых, к которым принадлежат отрезки O1 и O2. Уравнение прямой отрезка O1 будет иметь вид: K1*x+d1-y=0. Уравнение прямой отрезка O2 будет иметь вид: K2*x+d2-y=0. Здесь K1=(y12-y11)/(x12-x11), d1=(x12*y11-x11*y12)/(x12-x11), K2=(y22-y21)/(x22-x21), d2=(x22*y21-x21*y22)/(x22-x21).

Решите систему уравнений, состоящую из уравнений прямых, составленных на предыдущем шаге. Вычтя из первого уравнения второе, можно получить: K1*x-K2*x+d1-d2=0. Откуда x=(d2-d1)/(K1-K2). Подставив x в первое уравнение, получим: y=K1*(d2-d1)/(K1-K2)+d1. Значения K1, K2, d1, d2 известны. Точка P(x, y) является пересечением прямых, на которых лежат исходные отрезки.

Проверьте, является ли точка с найденными координатами точкой пересечения именно отрезков, а не прямых, на которых они лежат. Для этого убедитесь, что координата точки x принадлежит одновременно диапазонам значений [x11,x12] и [x21,x22], а координата y принадлежит одновременно диапазонам [y11,y12] и [y21,y22].

Видео по теме

Источники:

  • как пересекаются два отрезка

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Оглавление

  1. Расположение отрезков на плоскости
  2. Параметрическое уравнение отрезка
  3. Найти точку пересечения двух отрезков
  4. Отрезки не пересекаются
  5. Метод SegmentSegment(…)
  6. Исходник приложения с классом Intersections

Расположение отрезков на плоскости

Варианты пересечения отрезков

Два отрезка могут иметь различные положения на плоскости относительно друг друга. Поскольку отрезок ограниченная с двух сторон линия, данная геометрическая фигура предлагает больше вариантов расположения в сравнении с прямой и лучом.

Из вариантов пересечения или непересечения можно выделить несколько особых случаев, например: начала и концы отрезков совпадают, отрезки параллельны и не лежат друг на друге, начало или конец одного отрезка лежит на другом отрезке, совпадают только начальные или конечные точки.

Параметрическое уравнение отрезка

Расположение отрезка в координатной системе и его геометрия, также как прямой и луча, может описываться параметрическими уравнениями. Параметрическое уравнение отрезка(прямой, луча) представляет из себя выражение включающее координату начала, вектор направления и параметр задающий множество точек отрезка(прямой, луча).

Параметр может иметь ограничения или не иметь их.

система из параметрических уравнений:
| x = x0 + vt
| y = y0 + wt

где v и w координаты (x, y) вектора направления
v =  x1 - x0
w = y1 + y0

при  0 ≤ t ≤ 1 - уравнения описывают отрезок,
при  0 ≤ t < +∞ - уравнения описывают луч,
при -∞ < t < +∞ - уравнения описывают прямую

Найти точку пересечения двух отрезков

Точка пересечения двух отрезков

Система из 4-х параметрических уравнений позволяет найти точку пересечения двух отрезков. Нахождение точки пересечения отрезков аналогично описанному для двух лучей.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек – A(2;2) и B(7;3), отрезок CD с координатами – C(4;1) и D(5;6). Найти возможную точку пересечения отрезков AB и CD.

Отрезки имеют точку пересечения если оба параметра отрезков больше или равно нулю и меньше или равно единице.

| x = 2 + (7 - 2)tab    | x = 2 + 5tab
| y = 2 + (3 - 2)tab => | y = 2 + tab
| x = 4 + (5 - 4)tcd    | x = 4 + tcd
| y = 1 + (6 - 1)tcd    | y = 1 + 5tcd

Чтобы узнать есть ли точка пересечения отрезков AB и CD вычислим их параметры:

найдём соотношение параметров через возможно общую координату x
2 + 5tab = 4 + tcd =>  
5tab = 2 + tcd =>
tab = (2 + tcd)/5 (у.1)

вычислим параметр tcd через возможно общую координату y
2 + tab = 1 + 5tcd =>
2 + (2 + tcd)/5 = 1 + 5tcd =>
10 + 2 + tcd = 5 + 25cd =>
tcd = 7/24 ≈ 0.292

вычислим параметр tab использую полученное соотношение (у.1)
tab = (2 + 0.292)/5 ≈ 0.458 

Оба параметра положительные и меньше единицы – отрезки пересекаются. Найдем точку пересечения используя уравнения из системы для двух отрезков:

x = 2 + 5tab =>
x = 2 + 5 * 0.458 = 4.29
y = 2 + tab =>
y = 2 + 0.458 = 2.458

Точка пересечения отрезков AB и CD имеет координаты (4.29; 2.458).

Отрезки не пересекаются

Отрезки не пересекаются

Отсутствие точки пересечения двух отрезков, безусловно, также подтверждается вычислением.

Дано: отрезок AB с координатами начальной и конечной точек – A(5;4) и B(10;5), отрезок CD с координатами – C(3;3) и D(7;6). Определить: отрезки пересекаются или не пересекаются. Если отрезки не пересекаются, найти мнимую точку пересечения.

Отрезки не пересекаются если хотя бы один из параметров отрицательный или больше единицы. Для вычисления используем систему из параметрических уравнений.

| x = 5 + (10 - 5)tab   | x = 5 + 5tab
| y = 4 + (5 - 4)tab => | y = 4 + tab
| x = 3 + (7 - 3)tcd    | x = 3 + 4tcd
| y = 3 + (6 - 3)tcd    | y = 3 + 3tcd

Чтобы узнать пересекаются отрезки или нет вычислим их параметры, вычисление будет происходит аналогично случаю пересечения описанному выше.

3 + 4tcd = 5 + 5tab =>
4tcd = 2 + 5tab =>
tcd = (2 + 5tab)/4

3 + 3tcd = 4 + tab =>
3 + 3(2 + 5tab)/4 = 4 + tab =>
3 + (6 + 15tab)/4 = 4 + tab =>
2 + 11tab = 0 =>
tab = -2/11 ≈ -0.182
параметр tab меньше нуля, значит отрезки не пересекаются

tcd = (2 + 5tab)/4 =>
tcd = (2 + 5*-0.182)/4 ≈ 0.273
параметр tcd положительный и меньше единицы, 
значит мнимая точка лежит на отрезке CD

Найдем мнимую точку, расположенную на отрезке CD:

x = 5 + 5 * -0.182 = 4.09
y = 4 - 0.182 = 3.818

Метод SegmentSegment(…)

Метод вычисления точки пересечения отрезков инкапсулирован в классе Intersections. Метод статический, для вычисления точки пересечения не требуется создание экземпляра класса. Методы вычисляющие точки пересечения прямых и лучей описаны на страницах точка пересечения двух прямых на плоскости, пересечение луча и прямой, пересечение двух лучей.

В исходнике приложения, прикрепленного к странице происходит вычисление точки пересечения и создание параметрических уравнений каждого отрезка.

class Intersections
{
    // Вычисление точки пересечения отрезков.
    public static bool SegmentSegment(Point r1, Point r2, Point p1, Point p2, out Point pCross, out Info info)
    {
        // Параметрическое уравнение отрезка
        // x = x0 + vt
        // y = y0 + wt
        // где v = x1 - x0
        //     w = y1 - y0
        // при 0 <= t <= 1
        

        // Оповещение о событиях пересечения или не пересечения.
        info = new Info();

        // Координаты направления вектора синего отрезка
        double v = r2.X - r1.X;
        double w = r2.Y - r1.Y;

        // Координаты направления вектора красного отрезка
        double v2 = p2.X - p1.X;
        double w2 = p2.Y - p1.Y;

        // ===== Частные случаи не пересечения =====

        // Отрезки должны быть определены
        if (v == 0 && w == 0 && v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 10;
            info.Message = "Отрезки неопределённы";

            return false;
        }
        else if (v == 0 && w == 0)
        {
            info.Id = 11;
            info.Message = "Синий отрезка неопределён";

            return false;
        }
        else if (v2 == 0 && w2 == 0)
        {
            info.Id = 12;
            info.Message = "Красный отрезка неопределён";

            return false;
        }

        // Для вычисления параллельности отрезка 
        // необходимо сравнить направления их векторов.

        // Вычисляем длины векторов
        double lenBlue = Math.Sqrt(v * v + w * w);
        double lenRed = Math.Sqrt(v2 * v2 + w2 * w2);

        // Нормализация векторов - создание единичного вектора направления
        double x = v / lenBlue;
        double y = w / lenBlue;
        double x2 = v2 / lenRed;
        double y2 = w2 / lenRed;

        // Точность совпадения величин double
        double epsilon = 0.000001;

        // Проверка на совпадение
        if (r1.X == p1.X && r1.Y == p1.Y && r2.X == p2.X && r2.Y == p2.Y)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Отрезки совпадают";

            return false;
        }

        // Проверка на параллельность с определенной точностью.
        if (Math.Abs(x - x2) < epsilon && Math.Abs(y - y2) < epsilon)
        {
            info.Id = 21;
            info.Message = "Отрезки параллельны";
            return false;
        }

        // ===== /Частные случаи не пересечения =====


        // ===== Вычисление точки пересечения =====

        // Проверка факта пересечения
        // x = p1.X + v2t2
        // y = p1.Y + w2t2

        // r1.X + vt = p1.X + v2t2 => vt = p1.X - r1.X + v2t2 =>
        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1) соотношение t-параметров
        //
        // Вычисление одного параметра с заменой соотношением другого
        // r1.Y + wt = p1.Y + w2t2 => wt = p1.Y - r1.Y + w2t2 => t = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w
        // (p1.X - r1.X + v2t2) / v = (p1.Y - r1.Y + w2t2) / w =>
        // (p1.X - r1.X + v2t2) * w = (p1.Y - r1.Y + w2t2) * v =>
        // w * p1.X - w * r1.X + w * v2t2 = v * p1.Y - v * r1.Y + v * w2t2 =>
        // w * v2t2 - v * w2t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // (w * v2 - v * w2) * t2 = -w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y =>
        // t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2) - (у.2)
        double t2 = (-w * p1.X + w * r1.X + v * p1.Y - v * r1.Y) / (w * v2 - v * w2);

        // t = (p1.X - r1.X + v2t2) / v - (у.1)
        double t = (p1.X - r1.X + v2 * t2) / v;

        // Если один из параметров меньше 0 и больше 1, значит пересечения нет.
        if (t < 0 || t > 1 || t2 < 0 || t2 > 1)
        {
            info.Id = 20;
            info.Message = "Пересечения нет";


            return false;
        }

        // Координаты точки пересечения
        pCross.X = p1.X + v2 * t2;
        pCross.Y = p1.Y + w2 * t2;


        info.Id = 0;
        info.Message = "Пересечение есть";

        return true;

        // ===== /Вычисление точки пересечения =====
    }
}

public class Info
{
    // Для визуального сообщения.
    public string Message;

    // Для автоматических действий.
    public int Id;
}

Исходник приложения с классом Intersections

К странице приложен исходник приложения на языке C#. Приложение демонстрирует вычисление точки пересечения двух отрезков. Графика приложения создает различные положения отрезков на плоскости окна. Управление начальными и конечными точками мышью и служебными клавишами.

Скачать исходник

  • WpfAppCrossSegmentSegment-vs17.zip
  • Размер: 205 Кбайт
  • Загрузки: 185

Не такая тривиальная задача, скажу я вам. Всякий раз, когда возникает необходимость посчитать координату пересечения пары прямых, каждая из которых задана парой точек, снова беру блокнот и вывожу пару формул. И всякий раз – блин, ну это уже когда-то было, опять надо что-то делать с параллельными прямыми, опять появляется пакостная строго вертикальна линия, когда на (x1-x2) никак не разделить и т.д.

Поэтому – в подборку теории и практики, пригодится, сэкономим блокнот, спасем дерево.

Коэффициенты А, B, C

Все помним со школы формулу:

Latex formula

Тоже самое, но с претензией на образование (некоторые индивидуумы утверждают, что существует такая, и только такая, и никакая другая, формулировка):

Latex formula

Те же фаберже, только сбоку.

В теории надо составить и решить систему уравнений для первой и второй линии, где переменными будут X и Y точки пересечения.

Latex formula

Загвоздка в том, что мы не знаем коэффициенты для обеих линий.

В нашем случае известны координаты двух точек, по которым проходит линия. Поэтому мне, как последователю геометрического агностицизма, более привлекательная следующая формула:

Latex formula

Путем несложных операций приходим к следующей записи:

Latex formula

Глядя на вариант в исполнении высшего образования, получаем следующие формулы для нахождения коэффициентов:

Latex formula

Пока все идет отлично, нигде вероятного деления на ноль не встретилось.

Итак, мы можем легко найти два набора коэффициентов для первой и второй прямых. Переходим к системе уравнений.

Система уравнений

Как правило, подобная система уравнений решается путем выражения одной переменной через другую, подстановкой во второе уравнение, получая таким образом уравнение одной переменной. Далее переменная находится, подставляется, решается. Или определяется, что система решения не имеет.

Но нас интересует метод Крамера. Потому что с помощью этого метода можно получить сразу значения для обеих переменных, без дополнительных телодвижений.

Сразу же запишем метод под нашу систему.

Имеем следующую систему:

Latex formula

Определители будут такими:

Latex formula

Latex formula

Latex formula

Исходя из метода, решение выглядит так:

Latex formula

Latex formula

Ага! Вот и возможное деление на ноль, скажете вы. И правильно! В этой, в высшей степени непозволительной ситуации, когда знаменатель равен нулю, решения нет, прямые либо параллельны, либо совпадают (что, впрочем, частный случай параллельности).  В коде, естественно, этот момент надо учитывать.

Практика 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

//*******************************************************

//  Нахождение точки пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//  Результат – факт пересечения

//*******************************************************

function CrossLines(const p1,p2,p3,p4: TxPoint;

  var res: TxPoint): Boolean;

const

  Prec = 0.0001;

var

  a1, a2: Extended;

  b1, b2: Extended;

  c1, c2: Extended;

  v: Extended;

begin

  a1 := p2.y p1.y;

  a2 := p4.y p3.y;

  b1 := p1.x p2.x;

  b2 := p3.x p4.x;

  v := a1*b2 a2*b1;

  Result := (abs(v) > Prec);

  if Result then

  begin

    c1 := p2.x*p1.y p1.x*p2.y;

    c2 := p4.x*p3.y p3.x*p4.y;

    res.X := (c1*b2 c2*b1)/v;

    res.Y := (a1*c2 a2*c1)/v;

  end;

end;

Пересечение прямых, построенных по двум точкам. Точка пересечения принадлежеит обоим отрезкам.

Рис.1. Пересечение прямых

Частные случаи

  • Прямые параллельны: ∆ab = 0
    • (A1B2 – B1A2 = 0);
  • Прямые совпадают:  ∆ab = ∆X = ∆Y = 0 
    • (A1B2 – B1A2 = 0) И (A1C2 — A2C1 = 0) И (C1B2 -B1C2 = 0);
  • Прямые перпендикулярны:
    • (A1 A2 + B1 B2 = 0).

Пересечение перпендикулярных прямых

Рис.2. Пересечение перпендикулярных прямых
Параллельные прямые
Рис.3. Параллельные прямые не пересекаются

Принадлежность точки отрезку

В общем случае, чтобы определить принадлежность точки отрезку, надо установить две вещи:

  1. Точка принадлежит прямой, проходящей через конечные точки отрезка. Для этого достаточно подставить значение X и Y в уравнение прямой и проверить получившееся равенство. В нашем случае, этот пункт уже выполнен, т.к. точка пересечения априори принадлежит обеим прямым.
  2. Проверить факт нахождения точки между концами отрезка.

Займемся пунктом 2. Данный факт можно установить двумя способами:

  • Логически, т.е. (x1 <= x <= x2) ИЛИ (x1 >= x >= x2). На случай «вертикальности» линии добавить проверку на Y:
    • (y1 <= y <= y2) ИЛИ (y1 >= y >= y2).
  • Арифметически. Сумма отрезков |x-x1| + |x-x2| должна быть равна длине отрезка |x1-x2|. Аналогично, на случай «вертикальности» , добавить проверку:
    • |y-y1| + |y-y2| = |y1-y2|

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

//*****************************************************

//  Проверка факта нахождения точки res между

//  концами отрезка (p1,p2).

//  Решение с помощью условных операторов и

//  коэффициентов A=(y2-y1) B=(x1-x2).

//  Выступают в качестве параметров, чтобы не тратить

//  время на их подсчет, т.к. в вызывающей стороне

//  они уже посчитаны

//*****************************************************

function CheckCrossPoint(const p1, p2, res: TxPoint;

  const A,B: Extended): Boolean;

begin

  Result :=

    (((B<0) and (p1.X < res.X) and (p2.X > res.X)) or

     ((B>0) and (p1.X > res.X) and (p2.X < res.X)) or

     ((A<0) and (p1.y > res.Y) and (p2.Y < res.Y)) or

     ((A>0) and (p1.y < res.Y) and (p2.Y > res.Y)));

end;

//*****************************************************

//  Проверить факт нахождения точки res между

//  концами отрезка (p1,p2)

//  Арифметическое решение без коэффициентов

//*****************************************************

function CheckCrossPoint(const p1, p2, res: TxPoint): Boolean;

begin

  Result :=

    (abs(p2.xp1.x)>= abs(p2.xres.x) + abs(p1.xres.x)) and

    (abs(p2.yp1.y)>= abs(p2.yres.y) + abs(p1.yres.y));

end;

Практика показывает, что арифметический способ быстрее примерно в 3 раза. Когда-то я считал, что операции сравнения самые быстрые. Это давно уже не так.

Задача нахождения принадлежности точки P(x,y) отрезку, заданного двумя точками с координатами P1(x1, y1) и P2(x2, y2) подробно рассмотрена в отдельной статье.

Угол пересечения прямых

Угол пересечения прямых — это угол пересечения направляющих векторов. Т.е., взяв уже знакомые ранее точки p1 и p2, получим направляющий вектор V(p1,p2), и аналогично второй вектор M(p3,p4). В теории мы должны вычислить достаточно «затратную» функцию, с корнями, квадратами, дробями и арккосинусом.

Давайте не будем останавливаться на ней, она долгая, нудная и в нашем случае ненужная. Рассмотрим вектор:

Вектор из точки p1 в точку p2 с указанием расстояний по Y и X

Рис.4. Вектор V(p1,p2)

α — угол наклона вектора к оси X, который можно найти, как:

α = arctan (A1 / B1)

Где расстояния:

A1 = (y1 — y2)

B1 = (x2 — x1)

Что-то знакомое? Да это ни что иное, как коэффициенты в уравнении прямой от образованных фанатов. Может они и правы в своем испепеляющем фанатизме…

Одним словом, коэффициенты (расстояния) у нас уже есть по обеим прямым.

Пересекающиеся векторы

Рис.5. Пересекающиеся вектор V(p1,p2) и вектор M(p3,p4)

Судя по рисунку, угол между векторами, это сумма углов наклона векторов к оси X. Ммм… не совсем так, на самом деле это разность.

Пересекающиеся векторы

Рис.6. Пересекающиеся векторы в положительной Y

По рисунку явно видно, что угол между векторам это γ = (βα).

В предыдущем примере все правильно, просто знаки углов разные, т.к. находятся по разные стороны от оси X, а формула работает та же.

От теории к практике

Теперь в плане практического применения. Мне нужно точно знать, откуда, куда и в каком направлении этот угол. В теории, углом между прямыми считается наименьший из пары γ и (180-γ). Так вот, нам это не надо. Какой угол получится – такой нам и нужен.

Поэтому, под углом между векторами понимаем угол от вектора V(p1,p2) к вектору M(p3,p4). Если знак угла – отрицательный, понимаем, что он против часовой стрелки, иначе – по часовой стрелке.

Следует заметить, что, зная коэффициенты, для нахождения угла пересечения, координаты уже не нужны. Листинг таков:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

//**********************************************************

// Посчитать угол пересечения векторов по коэфф-ам А и B

//**********************************************************

function CalcCrossAngle(const a1,b1: Extended;

  const a2,b2: Extended): Extended;

var

  c1, c2: Extended;

begin

  c1 := ArcTan2(a1,b1);

  c2 := ArcTan2(a2,b2);

  Result := c2c1;

  if Result < pi then

    Result := 2*pi + Result;

  if Result > pi then

    Result := Result 2*pi;

end;

Тут ситуация с вертикальной прямой, т.е. когда теоретически происходит деление на ноль, явно не обрабатывается. Она корректно обрабатывается функцией ArcTan2, которая вернет в этом случае и знак, и 90 градусов.  

Пересечение перпендикулярных векторов с верным подсчетом особого "вертикального" случая.

Рис.7. Пересечение перпендикулярных векторов

Практика 2

В дополнение к функции нахождения точки пересечения, напишем «продвинутую» функцию, которая находит эту точку, определяет нахождение на каждом из отрезков, и определяет угол между направляющими векторами. Или же определяет, что прямые параллельны/совпадают.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

//**********************************************************

//  Тип пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//**********************************************************

type

  TxCrossLineResult = (

    xclrEqual    = 32// эквивалентны

   ,xclrParallel = 16// параллельны

   ,xclrOk       = 0  // как минимум пересечение есть

   ,xclrFirst    = 1  // попадает в первый отрезок

   ,xclrSecond   = 2  // попадает во второй отрезок

   ,xclrBoth     = 3  // попадает в оба

   ,xclrPerpend  = 4  // перпендикулярны

   // можно найти по маске через AND, но для полноты картины

   ,xclrFirstP   = 5  // перпендикулярны и попадает в первый

   ,xclrSecondP  = 6  // перпендикулярны и попадает в второй

   ,xclrBothP    = 7  // перпендикулярны и попадает в оба

   );

//**********************************************************

//  Нахождение точки пересечения прямых (p1,p2) и (p3,p4)

//  Определяет параллельность, совпадение,

//  перпендикулярность, пересечение.

//  Определяет, каким отрезкам принадлежит.

//  Находит угол(рад.) от (p1,p2) к (p3,p4):

//    отрицательное значение – против часовой

//    положительное – по часовой

//**********************************************************

function CrossLines(const p1,p2,p3,p4: TxPoint;

  var res: TxPoint; var Angle: Extended): TxCrossLineResult;

const

  Prec = 0.0001;

var

  a1, a2: Extended;

  b1, b2: Extended;

  c1, c2: Extended;

  v: Extended;

begin

  Angle := 0;

  a1 := p2.y p1.y;

  a2 := p4.y p3.y;

  b1 := p1.x p2.x;

  b2 := p3.x p4.x;

  c1 := p2.x*p1.y p1.x*p2.y;

  c2 := p4.x*p3.y p3.x*p4.y;

  v := a1*b2 a2*b1;

  if abs(v) > Prec then

  begin

    Result := xclrOk;

    res.X := (c1*b2 c2*b1)/v;

    res.Y := (a1*c2 a2*c1)/v;

    if CheckCrossPoint(p1,p2,res) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrFirst));

    if CheckCrossPoint(p3,p4,res) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrSecond));

    if (abs(a1*a2 + b1*b2) < Prec) then

      Result := TxCrossLineResult(Integer(Result) +

        Integer(xclrPerpend));

    Angle := CalcCrossAngle(a1,b1,a2,b2);

  end else

  begin

    Result := xclrParallel;

    if ((abs(c1*b2 c2*b1) < Prec) and

       (abs(a1*c2 a2*c1) < Prec))

    then

      Result := xclrEqual;

  end;

end;

Исходники

Небольшие комментарии по интерфейсу.

Интерфейс программы

Рис.8. Интерфейс программы

Скачать (219 Кб): Исходники (Delphi XE 7-10)

Скачать (1.14 Мб): Исполняемый файл

При запуске генерируется случайным образом 4 точки, по две на прямую. Точки и отрезки можно перетаскивать мышкой. Также, слева присутствует панель, на которой можно ввести координаты точек или коэффициенты уравнения прямой. При нажатии «Enter» или когда элемент ввода теряет фокус, происходит перерасчет и перерисовка.

Внизу есть 4 кнопки переключения режимов отображения. Начиная со второй, помимо координат точки пересечений в верхнем левом углу будет отображаться текущий угол пересечения между направляющими векторами.

Если точка пересечений попадает в какой-либо из отрезков, соответствующий заголовок линии отрезка станет жирным. На рисунке это зеленая линия 2.

По умолчанию, рабочее поле системы координат имеет размерность [-10..10], которую можно изменить ползунком в нижнем правом углу.

Пусть даны два отрезка. Первый задан точками P1(x1;y1) и P2(x2;y2). Второй задан точками P3(x3;y3) и P4(x4;y4).

Взаимное расположение отрезков можно проверить с помощью векторных произведений:

Рассмотрим отрезок P3P4 и точки P1 и P2.

Точка P1 лежит слева от прямой P3P4, для нее векторное произведение v1 > 0, так как векторы положительно ориентированы.
Точка P2 расположена справа от прямой, для нее векторное произведение v2 < 0, так как векторы отрицательно ориентированы.

Для того чтобы точки P1 и P2 лежали по разные стороны от прямой P3P4, достаточно, чтобы выполнялось условие v1v2 < 0 (векторные произведения имели противоположные знаки).

Аналогичные рассуждения можно провести для отрезка P1P2 и точек P3 и P4.

Итак, если v1v2 < 0 и v3v4 < 0, то отрезки пересекаются.

Векторное произведение двух векторов вычисляется по формуле:

где:
ax, ay – координаты первого вектора,
bx, by – координаты второго вектора.

Уравнение прямой, проходящей через две различные точки, заданные своими координатами.

Пусть на прямой заданы две не совпадающие точки:P1 с координатами (x1;y1) и P2 с координатами (x2; y2). Соответственно вектор с началом в точке P1 и концом в точке P2 имеет координаты (x2-x1, y2-y1). Если P(x, y) – произвольная точка на прямой, то координаты вектора P1P равны (x – x1, y – y1).

С помощью векторного произведения условие коллинеарности векторов P1P и P1P2 можно записать так:
|P1P,P1P2|=0, т.е. (x-x1)(y2-y1)-(y-y1)(x2-x1)=0
или
(y2-y1)x + (x1-x2)y + x1(y1-y2) + y1(x2-x1) = 0

Последнее уравнение переписывается следующим образом:
ax + by + c = 0,     (1)
где
a = (y2-y1),
b = (x1-x2),
c = x1(y1-y2) + y1(x2-x1)

Итак, прямую можно задать уравнением вида (1).

Как найти точку пересечения прямых?
Очевидное решение состоит в том, чтобы решить систему уравнений прямых:

ax1+by1=-c1
ax2+by2=-c2
    (2)

Ввести обозначения:

Здесь D – определитель системы, а Dx,Dy – определители, получающиеся в результате замены столбца коэффициентов при соответствующем неизвестном столбцом свободных членов. Если D ≠ 0, то система (2) является определенной, то есть имеет единственное решение. Это решение можно найти по следующим формулам: x1=Dx/D, y1=Dy/D, которые называются формулами Крамера. Небольшое напоминание, как вычисляется определитель второго порядка. В определителе различают две диагонали: главную и побочную. Главная диагональ состоит из элементов, взятых по направлению от верхнего левого угла определителя в нижний правый угол. Побочная диагональ – из правого верхнего в нижний левый. Определитель второго порядка равен произведению элементов главной диагонали минус произведение элементов побочной диагонали.

Пересечение в евклидовой геометрии — точка или кривая, общие для двух или более объектов (таких как кривые, плоскости и поверхности). Простейший случай — пересечение двух различных прямых на плоскости, которое либо является одной точкой, либо не существует, если прямые параллельные.

Красная точка представляет собой точку пересечения двух линий

Задача нахождения пересечения плоскостей — двумерных линейных геометрических объектов, встроенных в многомерное пространство — сводится к решению системы линейных уравнений.

В общем случае, пересечение определяется системой нелинейных уравнений, которая може быть решена численно, например, с использованием метода Ньютона. Задачи о пересечении прямой и конического сечения (круг, эллипс, парабола и т. д. ) или квадрики (сфера, цилиндр, гиперболоид и т. д. ) приводят к квадратным уравнениям, которые легко решаются. Пересечения между квадриками приводят к уравнениям четвёртой степени, которые можно решить алгебраически.

На плоскости[править | править код]

Две линии[править | править код]

Для определения точки пересечения двух непараллельных прямых:

{displaystyle a_{1}x+b_{1}y=c_{1}, a_{2}x+b_{2}y=c_{2}}

можно использовать, например, правило Крамера, или подставляя переменную, координаты точки пересечения {displaystyle (x_{s},y_{s})}:

{displaystyle x_{s}={frac {c_{1}b_{2}-c_{2}b_{1}}{a_{1}b_{2}-a_{2}b_{1}}},quad y_{s}={frac {a_{1}c_{2}-a_{2}c_{1}}{a_{1}b_{2}-a_{2}b_{1}}}}.

(Если {displaystyle a_{1}b_{2}-a_{2}b_{1}=0}, то эти линии параллельны, а это значит, что эти формулы нельзя использовать, так как они предполагают деление на 0.)

Два отрезка[править | править код]

Пересечение двух отрезков прямой

Для двух непараллельных линейных отрезков {displaystyle (x_{1},y_{1}),(x_{2},y_{2})} и {displaystyle (x_{3},y_{3}),(x_{4},y_{4})} эта точка не обязательно является точкой пересечения (см. диаграмму), потому что точка пересечения (x_{0},y_{0}) соответствующих линий не обязательно должна содержаться в линейных отрезках. Для проверки ситуации используются параметрические представления линий:

{displaystyle (x(s),y(s))=(x_{1}+s(x_{2}-x_{1}),y_{1}+s(y_{2}-y_{1})),}
{displaystyle (x(t),y(t))=(x_{3}+t(x_{4}-x_{3}),y_{3}+t(y_{4}-y_{3})).}

Отрезки пересекаются только в общей точке (x_{0},y_{0}) соответствующих линий, если соответствующие параметры {displaystyle s_{0},t_{0}} удовлетворяют условию {displaystyle 0leq s_{0},t_{0}leq 1}.
Параметры {displaystyle s_{0},t_{0}} являются решением линейной системы

{displaystyle s(x_{2}-x_{1})-t(x_{4}-x_{3})=x_{3}-x_{1},}
{displaystyle s(y_{2}-y_{1})-t(y_{4}-y_{3})=y_{3}-y_{1} .}

Его можно решить для s и t с помощью правила Крамера (см. выше). Если выполняется условие {displaystyle 0leq s_{0},t_{0}leq 1}, то вставляется {displaystyle s_{0}} или t_0 в соответствующее параметрическое представление и получается точка пересечения (x_{0},y_{0}).

Пример: Для отрезков {displaystyle (1,1),(3,2)} и {displaystyle (1,4),(2,-1)} получается линейная система

{displaystyle 2s-t=0}
{displaystyle s+5t=3}

и {displaystyle s_{0}={tfrac {3}{11}},t_{0}={tfrac {6}{11}}}. Это означает: линии пересекаются в точке {displaystyle ({tfrac {17}{11}},{tfrac {14}{11}})}.

Примечание: Рассматривая прямые, а не отрезки, определяемые парами точек, каждое условие {displaystyle 0leq s_{0},t_{0}leq 1} может быть опущено, и метод даёт точку пересечения линий (см. выше).

Пересечение прямой и окружности

Линия и круг[править | править код]

Для пересечения отрезка ax+by=c и окружности {displaystyle x^{2}+y^{2}=r^{2}} решают линейное уравнение для x или y и подставляют в уравнение окружности и получают решение (используя формулу квадратного уравнения) {displaystyle (x_{1},y_{1}),(x_{2},y_{2})} с:

{displaystyle x_{1/2}={frac {acpm b{sqrt {r^{2}(a^{2}+b^{2})-c^{2}}}}{a^{2}+b^{2}}}},
{displaystyle y_{1/2}={frac {bcmp a{sqrt {r^{2}(a^{2}+b^{2})-c^{2}}}}{a^{2}+b^{2}}}},

если {displaystyle r^{2}(a^{2}+b^{2})-c^{2}geq 0}. Если это условие выполняется со строгим неравенством, то существуют две точки пересечения; в этом случае прямая называется секущей линией окружности, а отрезок прямой, соединяющий точки пересечения, называется хордой окружности.

Если выполняется {displaystyle r^{2}(a^{2}+b^{2})-c^{2}=0}, то существует только одна точка пересечения и прямая касается окружности. Если слабое неравенство не выполняется, линия не пересекает окружность.

Если середина круга не является началом координат[1], можно рассматривать пересечение прямой и параболы или гиперболы.

Две окружности[править | править код]

Определение точек пересечения двух окружностей:

{displaystyle (x-x_{1})^{2}+(y-y_{1})^{2}=r_{1}^{2}, quad (x-x_{2})^{2}+(y-y_{2})^{2}=r_{2}^{2}}

сводится к предыдущему случаю пересечения прямой и окружности. Путём вычитания двух данных уравнений получается линейное уравнение:

{displaystyle 2(x_{2}-x_{1})x+2(y_{2}-y_{1})y=r_{1}^{2}-x_{1}^{2}-y_{1}^{2}-r_{2}^{2}+x_{2}^{2}+y_{2}^{2}.}

Эта особая линия является радикальной осью двух окружностей.

Пересечение двух окружностей с центрами на оси абсцисс, их радикальная ось тёмно-красного цвета.

Особый случай {displaystyle ;x_{1}=y_{1}=y_{2}=0}; в этом случае начало координат — это центр первого круга, а второй центр лежит на оси абсцисс (см. диаграмму[уточнить]). Уравнение радикальной прямой упрощается до:
{displaystyle ;2x_{2}x=r_{1}^{2}-r_{2}^{2}+x_{2}^{2};} а точки пересечения можно записать как {displaystyle (x_{0},pm y_{0})} с

{displaystyle x_{0}={frac {r_{1}^{2}-r_{2}^{2}+x_{2}^{2}}{2x_{2}}},quad y_{0}={sqrt {r_{1}^{2}-x_{0}^{2}}} .}

В случае {displaystyle r_{1}^{2}<x_{0}^{2}} окружности не имеют общих точек.
В случае {displaystyle r_{1}^{2}=x_{0}^{2}} окружности имеют одну общую точку, а радикальная ось является общей касательной.

Любой общий случай, как написано выше, можно превратить сдвигом и поворотом в частный случай.

Пересечение двух кругов (внутренности двух окружностей) образует форму, называемую линзой[en].

Пересечение круга и эллипса.

Два конических сечения[править | править код]

Задача пересечения эллипса, гиперболы, параболы с другим коническим сечением сводится к системе квадратных уравнений, которую в частных случаях легко решить, исключив одну координату. Специальные свойства конических сечений могут быть использованы для получения решения. В общем, точки пересечения могут быть определены путём решения уравнения с помощью итерации Ньютона. Если а) обе коники заданы неявно (посредством уравнения), необходима двумерная итерация Ньютона; б) одна неявно, а другая параметрически — необходимо, чтобы была задана 1-мерная итерация Ньютона.

Две плавные кривые[править | править код]

Трансверсальное пересечение двух кривых.

Касание пересечения (слева), касание (справа).

Две кривые в mathbb {R} ^{2} (двумерном пространстве), которые непрерывно дифференцируемы (то есть нет резкого изгиба),
имеют точку пересечения, если они имеют общую точку плоскости и имеют в этой точке

a: разные касательные (трансверсальное пересечение) или
b: касательная линия общая, и они пересекают друг друга (касание пересечения, см. диаграмму).

Если обе кривые имеют общую точку S и касательную, но не пересекают друг друга, они просто «касаются» в точке S.

Поскольку касания пересечений возникают редко и с ними трудно справиться, следующие соображения не учитывают этот случай. В любом случае ниже предполагаются все необходимые дифференциальные условия. Определение точек пересечения всегда приводит к одному или двум нелинейным уравнениям, которые можно решить с помощью итерации Ньютона. Список возникающих случаев следующий:

Пересечение параметрической и неявной кривых.

Пересечение двух неявных кривых.

  • Если заданы обе кривые явно: {displaystyle y=f_{1}(x), y=f_{2}(x)}, приравнивание их даёт уравнение
{displaystyle f_{1}(x)=f_{2}(x) .}
  • Если заданы обе кривые параметрически: {displaystyle C_{1}:(x_{1}(t),y_{1}(t)), C_{2}:(x_{2}(s),y_{2}(s)).}
Приравнивая их, получаем два уравнения с двумя переменными:

{displaystyle x_{1}(t)=x_{2}(s), y_{1}(t)=y_{2}(s) .}
  • Если заданы одна кривая параметрически, а другая неявно: {displaystyle C_{1}:(x_{1}(t),y_{1}(t)), C_{2}:f(x,y)=0.}
Это простейший случай помимо явного. Нужно вставить параметрическое представление C_{1} в уравнение f(x,y)=0 кривой C_{2}, и получится уравнение:

{displaystyle f(x_{1}(t),y_{2}(t))=0 .}
  • Если заданы обе кривые неявно: {displaystyle C_{1}:f_{1}(x,y)=0, C_{2}:f_{2}(x,y)=0.}
Здесь точка пересечения — это решение системы

{displaystyle f_{1}(x,y)=0, f_{2}(x,y)=0 .}

Любая итерация Ньютона требует удобных начальных значений, которые можно получить, визуализировав обе кривые. Параметрически или явно заданная кривая может быть легко визуализирована, потому что для любого параметра t или x соответственно легко вычислить соответствующую точку. Для неявно заданных кривых эта задача не так проста. В этом случае необходимо определить точку кривой с помощью начальных значений и итерации[2].

Примеры:

1: {displaystyle C_{1}:(t,t^{3})} и окружность {displaystyle C_{2}:(x-1)^{2}+(y-1)^{2}-10=0} (см диаграмму).

Итерация Ньютона {displaystyle t_{n+1}:=t_{n}-{frac {f(t_{n})}{f'(t_{n})}}} для функции

{displaystyle f(t)=(t-1)^{2}+(t^{3}-1)^{2}-10} должна быть выполнена. В качестве начальных значений можно выбрать −1 и 1.5.
Точки пересечения: (−1.1073, −1.3578), (1.6011, 4.1046)
2:{displaystyle C_{1}:f_{1}(x,y)=x^{4}+y^{4}-1=0,}

{displaystyle C_{2}:f_{2}(x,y)=(x-0.5)^{2}+(y-0.5)^{2}-1=0} (см диаграмму).
Итерация Ньютона

{displaystyle {x_{n+1} choose y_{n+1}}={x_{n}+delta _{x} choose y_{n}+delta _{y}}} должна быть выполнена, где {displaystyle {delta _{x} choose delta _{y}}} является решением линейной системы
{displaystyle {begin{pmatrix}{frac {partial f_{1}}{partial x}}&{frac {partial f_{1}}{partial y}}\{frac {partial f_{2}}{partial x}}&{frac {partial f_{2}}{partial y}}end{pmatrix}}{delta _{x} choose delta _{y}}={-f_{1} choose -f_{2}}} в точке {displaystyle (x_{n},y_{n})}. В качестве начальных значений можно выбрать (−0.5, 1) и (1, −0.5).
Линейная система может быть решена по правилу Крамера.
Точками пересечения являются (−0.3686, 0.9953) и (0.9953, −0.3686).

Два многоугольника[править | править код]

Пересечение двух многоугольников: метод окон.

Если кто-то хочет определить точки пересечения двух многоугольников, можно проверить пересечение любой пары линейных сегментов многоугольников (см. выше). Для многоугольников с большим количеством сегментов этот метод довольно трудоёмок. На практике алгоритм пересечения ускоряется с помощью оконных тестов. В этом случае можно разделить многоугольники на маленькие подполигоны и определить наименьшее окно (прямоугольник со сторонами, параллельными осям координат) для любого подполигона. Перед началом трудоёмкого определения точки пересечения двух отрезков линии любая пара окон проверяется на наличие общих точек[3]

В пространстве (три измерения)[править | править код]

В трёхмерном пространстве есть точки пересечения (общие точки) между кривыми и поверхностями. В следующих разделах мы рассматриваем только трансверсальное пересечение.

Линия и плоскость[править | править код]

Пересечение прямой и плоскости

Пересечение прямой и плоскости в общем положении в трёх измерениях является точкой.

Обычно линия в пространстве представляется параметрически {displaystyle (x(t),y(t),z(t))}, а плоскость — уравнением {displaystyle ax+by+cz=d}. Вставка представления параметра в уравнение даёт линейное уравнение

{displaystyle ax(t)+by(t)+cz(t)=d ,}

для параметра t_0 точки пересечения {displaystyle (x(t_{0}),y(t_{0}),z(t_{0}))}.

Если линейное уравнение не имеет решения, либо прямая лежит на плоскости, либо параллельна ей.

Программный код (Бейсик) для вычисления координат точки пересечения прямой и плоскости

'x1,y1,z1, x2,y2,z2, x3,y3,z3 - координаты заданной плоскости
'x4,y4,z4, x5,y5,z5 - координаты заданной прямой

'Коэффициенты для уравнения плоскости
A = y1*(z2 - z3) + y2*(z3 - z1) + y3*(z1 - z2)
B = z1*(x2 - x3) + z2*(x3 - x1) + z3*(x1 - x2)
C = x1*(y2 - y3) + x2*(y3 - y1) + x3*(y1 - y2)
D = -1*(x1*(y2*z3 - y3*z2) + x2*(y3*z1 - y1*z3) + x3*(y1*z2 - y2*z1))

'Нормальный вектор к заданной плоскости
xN = A
yN = B
zN = C

'Вспомогательный вектор
xV = x1-x4
yV = y1-y4
zV = z1-z4

'Расстояние до плоскости по нормали
dist1 = xN*xV + yN*yV + zN*zV

'Вспомогательный вектор
xW = x5-x4
yW = y5-y4
zW = z5-z4

'Приближение к плоскости по нормали
dist2 = xN*xW + yN*yW + zN*zW

'Проверка на параллельность
IF dist1 <> 0 THEN 'Прямая не принадлежит плоскости
	IF dist2 <> 0 THEN 'Прямая не параллельна плоскости

		'Вспомогательное отношение
		ratio = dist1/dist2

		'Вспомогательный вектор
		xW = xW*ratio
		yW = yW*ratio
		zW = zW*ratio

		'Искомые координаты
		x0 = x4 + xW
		y0 = y4 + yW
		z0 = z4 + zW
	END IF
END IF

Три плоскости[править | править код]

Если линия определяется двумя пересекающимися плоскостями {displaystyle varepsilon _{i}: {vec {n}}_{i}cdot {vec {x}}=d_{i}, i=1,2} и должна пересекаться третьей плоскостью {displaystyle varepsilon _{3}: {vec {n}}_{3}cdot {vec {x}}=d_{3}}, необходимо оценить общую точку пересечения трёх плоскостей.

Три плоскости {displaystyle varepsilon _{i}: {vec {n}}_{i}cdot {vec {x}}=d_{i}, i=1,2,3} с линейно независимыми нормальными векторами {displaystyle {vec {n}}_{1},{vec {n}}_{2},{vec {n}}_{3}} имеют точку пересечения

{displaystyle {vec {p}}_{0}={frac {d_{1}({vec {n}}_{2}times {vec {n}}_{3})+d_{2}({vec {n}}_{3}times {vec {n}}_{1})+d_{3}({vec {n}}_{1}times {vec {n}}_{2})}{{vec {n}}_{1}cdot ({vec {n}}_{2}times {vec {n}}_{3})}} .}

Для доказательства следует установить {displaystyle {vec {n}}_{i}cdot {vec {p}}_{0}=d_{i}, i=1,2,3,} используя правила тройного скалярного произведения. Если тройное скалярное произведение равно 0, то плоскости либо не имеют тройного пересечения, либо это прямая (или плоскость, если все три плоскости одинаковы).

Кривая и поверхность[править | править код]

Пересечение кривой {displaystyle (t,t^{2},t^{3})}
с поверхностью {displaystyle x^{4}+y^{4}+z^{4}=1}

Аналогично плоскому случаю следующие случаи приводят к нелинейным системам, которые могут быть решены с использованием 1- или 3-мерной итерации Ньютона[4]:

  • параметрическая кривая {displaystyle C:(x(t),y(t),z(t))} и
параметрическая поверхность {displaystyle S:(x(u,v),y(u,v),z(u,v)) ,}
  • параметрическая кривая {displaystyle C:(x(t),y(t),z(t))} и
неявная поверхность {displaystyle S:f(x,y,z)=0 .}

Пример:

параметрическая кривая {displaystyle C:(t,t^{2},t^{3})} и
неявная поверхность {displaystyle S:x^{4}+y^{4}+z^{4}-1=0} (см. рисунок).
Точки пересечения: (−0.8587, 0.7374, −0.6332), (0.8587, 0.7374, 0.6332).

Пересечение линии и сферы[en] — это частный случай.

Как и в случае линии и плоскости, пересечение кривой и поверхности в общем положении состоит из дискретных точек, но кривая может частично или полностью содержаться на поверхности.

Прямая и многогранник[править | править код]

Две поверхности[править | править код]

Две трансверсально пересекающиеся поверхности дают кривую пересечения[en]. Самый простой случай — линия пересечения двух непараллельных плоскостей.

Примечания[править | править код]

  1. Хартманн, 2003, p. 17.
  2. Хартманн, 2003, p. 33.
  3. Хартманн, 2003, p. 79.
  4. Хартманн, 2003, p. 93.

Литература[править | править код]

  • Erich Hartmann. Geometry and Algorithms for Computer Aided Design. — Darmstadt University of Technology, 2003.

Добавить комментарий