Как найти корабль викингов

 

Началась деcятая неделя шестого сезона Fortnite и в одном из её испытаний необходимо найти корабль викингов, верблюда и обломки боевого автобуса. В данной статье вы узнаете где находится эти объекты.

Ниже вы найдёте карту, на которой отмечены необходимые места:

Подписывайтесь на нашу группу в VK по Fortnite для того, чтобы следить за новостями игры и узнавать о материалах, выходящих на сайте.

современная реконструкция драккара

Новостные ленты обошла новость про обнаруженный в Америке, на берегах Миссисипи, корабль викингов. Мы решили копнуть еще глубже, чем американские археологи и вспомнить обо всех кораблях викингов, найденных за последние несколько лет.

2008 год, Эстония, о-в Сааремаа

На острове Сааремаа, в поселке Сальме, рабочие прокладывали электрический кабель и случайно наткнулись на кости. Найдя кости, сообщают СМИ, они поступили с ними в высшей степени цивилизованно и  толерантно. Вытащили из траншеи и бросили в кучу рядом, чтобы не мешали.

Местные власти сперва решили, что это эхо Отечественной войны, однако археологи обнаружили среди костей наконечник копья.

Лодка длиной 11,5 метров, была обнаружена с началом раскопок. Деревянные части сгнили, однако в земле остались железные заклепки – ровно 275 штук. Они показали археологам силуэт корабля — узкий, и, насколько тогда понимали это слово, обтекаемый.

корабль викингов в походе

Паруса на корабле не было, двигались на нем исключительно на веслах.

Внутри нашли скелеты семи человек 18-45 лет, а так же кое-какие вещи. Представители Тартуского университета в лице Марге Конса заявили СМИ, что все убитые пришли из Скандинавии.

По останкам древесины корабля был проведен радиоуглеродный анализ – оказалось, что лодку сделали между 650 и 700 годами. Это значит что обитатели Скандинавии, похороненные в ней, жили еще до эпохи викингов.

Первый морской поход, открывший эпоху викингов, состоялся летом 793 года, когда скандинавы разграбили монастырь св. Кутберта на острове Линдисфарн.

Но святым Кутберт был признан уже после смерти, а в то время, когда была изготовлена эта лодка он не только был вполне живым, но и служил в чине епископа этого самого острова Линдисфарн.

2009 год. Швеция, дно озера Вэнерн

Этот корабль, а вернее, его останки, обнаружили шведские военные водолазы на дне озера Вэнерн. Произошло это во время очередной тренировки. Затем в дело вступили подводные археологи.

драккар в озере

И вот что мы знаем об этом корабле на сегодняшний день.

  1. Корабль погиб в результате кораблекрушения.
  2. Корабль поднимать на поверхность нельзя – он покрыт мощным слоем ила и немедленно развалится. Однако это не касается его содержимого. Поэтому почти сразу на поверхность удалось поднять наконечник копья, рукоять каролингского меча и кое-какие фрагменты самого корабля.
  3. В ходе обследования окрестностей дна оказалось что военные обнаружили настоящее кладбище — 6 кораблей разных эпох.
  4. До сих пор в водах Швеции  еще не удавалось обнаружить ни одного затонувшего корабля викингов. Это не значит, что их не находили вовсе. Просто это первый корабль, именно утонувший, а не превращенный в огромный гроб для погребения военного вождя на суше.

2009 год, Ирландия, озеро Лох-Корриб

Еще один корабль викингов, который так и остается на дне озера, потому что поднимать его пока преждевременно. В начале апреля 2009 года СМИ сообщили, что точный размер корабля — предположительно, драккара будет определен в будущем. Однако ирландские власти оперативно запретили погружения в том районе, где была сделана находка.

На борту однако были обнаружены предметы тысячелетней давности, среди которых главный интерес представляет оружие. В 2013 году археологи подняли со дна вот эти три топора с рукоятями из вишневого дерева:

топорры викингов из драккара

Боевые топоры оказались надежно законсервированы в слое ила на дне озера, поэтому дошли до нас в своем первозданном виде. С 10 апреля 2014 года они выставлены в Национальном музее Ирландии.

Благодаря, в частности, им, удалось датировать затонувший корабль XI — началом XII века, то есть временем последних викингов, либо — такое тоже возможно — эпохой, начавшейся сразу же после их гибели.

По поводу того, как корабль оказался на дне озера, есть версия о древнем причале, на котором стоял корабль. Вероятно, он мог затонуть во время шторма — Лох-Корриб, хотя и считается озером, но имеет площадь в 176 квадратных километров.

На территории озера существует порядка трехсот островов разной величины, а по реке Корриб, впадающей в озеро, можно спокойно выйти в Атлантический океан. Поэтому нахождение в водах озера драккара вполне обосновано историей с географией.

2010, Норвегия, округ Вестфолд

Архзеологам повезло. Они обнаружили в округе Вестфолд, к югу от столицы страны – Осло – сразу два корабля эпохи викингов!

два корабля викингов

Нашли их правда на суше, при проведении дорожных работ. Самое интересное, что на момент публикации этой новости в СМИ, корабли не были еще толком раскопаны. Ученые  рассмотрели их с помощью георадара – специального устройства, которое сканирует землю и создает трехмерные изображения «увиденного». Как оказалось, один из обнаруженных драккаров достигает в длину 25 метров, это рекордный размер.

На данный момент свежих новостей о двойной находке в округе Вестфолд нету.

2011 год, опять Эстония, о-в Сааремаа, рядом с находкой 2008 года.

Находка была сделана в сотне метров от первой лодки, так что вскрытие асфальта было не в пустую. Длина обнаруженного корабля составила 16 метров, ширина – 3.  Его назвали «Сальме-2», тогда как предшественника – «Сальме-1».

Судно вероятно имело киль, а так же – самое раннее из всех найденных судов – мачту и парус.
На борту были найдены мечи и 33 скелета. Это практически 33 богатыря, выходящие из морской пены! Вот и верь потом классикам!

В течении двух сезонов полевых работ археологи расчистили останки, лежавшие в 4 ряда внутри корабля, друг поверх друга. На самом верху лежал, очевидно, военный вождь.

15 человек были накрыты большими круглыми щитами, которые хоть и сгнили, но были опознаны по металлическим элементам.

Интересно, что воины были похоронены с мечами двух типов.

меч из могилы в корабле

Меч из корабля «Сальме-2»

Пять богато украшенных мечей были обоюдоострыми, а основная масса – заточенными только с одной стороны.

Как мы уже писали в статье «Однолезвийный меч норвежских викингов», такой тип оружия ни шведы ни датчане не использовали. Так что, возможно, речь идет о норвежской – хотя бы частично — дружине.

Повреждения скелетов – рубленые травмы рук, череп, у которого верх был снесен точным ударом, видимо меча, и так далее говорят что воины погибли в бою.

Еще нюанс. Если захоронение в ладье «Сальме-2» было полно оружия, то в лодке «Сальме-1» максимум, что представляло опасность это хозяйственные ножи.  Так что возможно в ней похоронили рабов, прислугу, пленников или кого-то еще, кто не являлся воином.

В любом случае ясно одно. Тысячу триста лет назад там, где были похоронены воины, находилась береговая линия и природный пляж. Со временем она отступила и поднялась, так что корабли оказались в 200 метрах от моря на глубине почти 3 метра.

2011 год, Шотландия, п-ов Арднамурхан

Два зуба и несколько фрагментов костей – вот и все, что осталось за тысячу лет от когда-то славного воина, которого похоронили на северо-западе Шотландии.

Однако, даже несмотря на практически никакую сохранность скелета, ученым удалось увидеть в его могиле немало интересного для науки.

Итак, воин был захоронен в лодке, по обычаю тех лет. Принято считать, что викингов хоронили исключительно в драккарах, однако это совершенно не так. Их хоронили в любом пригодном для погребения судне — например, конкретно эта могила представляла собой  пятиметровую лодку. Однако всегда умерших окружали оружием и другими вещами, которые были необходимы на том свете.

корабль викинга это его могила

Судно было наполнено камнями, однако в нем лежал еще и полный комплект вооружения – копье, каролингский меч, наконечник боевого топора, останки щита.

Оружие викинга из Шотландии

Доспехов в могиле найти не удалось, а может быть они оказались среди тех предметов, которые уже не подлежат идентификации.

2014, США, берег реки Миссисипи

Самый свежий и самый далекий от Скандинавии корабль викингов был обнаружен в Америке, на берегу реки Миссисипи.

Вообще, последние лет десять уже мало кто сомневается, что именно викинги Лейфа Эриксона были первыми европейцами, шагнувшими на берега Винланда – так они называли американский континент. Произошло это за добрых полтысячелетия до Колумба.

Мы уже рассказывали о руническом камне викингов, обнаруженном в США. Это один из тех предметов, о подлинности которого люди будут спорить еще очень долго. А вот в подлинности обнаруженного корабля викингов сомнений уже меньше.

корабль викингов из Америки

Во-первых, свидетельство археологов из университета города Мемфис, которые выдвинулись на место находки уже в первые часы с момента обнаружения. Радиоуглеродный анализ древесины, из которой был сделан кнорр, позволил датировать судно 990-1050 годами.

Во-вторых, место находки – неподалеку от того места, где в единое русло сливаются Миссисипи и река Вольф. То есть, место вполне подходящее для корабля.

Специалисты считают, что это не драккар, а кнорр – особый тип скандинавского корабля, предназначенный для торговли.

Длина судна исчисляется 16 метрами, а на борт оно было способно поднимать 24-28 тонн полезного груза. Вероятно, в окрестностях удастся сделать еще какие-то находки, относящиеся к викингам. Поживем – увидим.

К слову. Буквально в начале 2014 года на побережье озера Гурон были найдены 194 предмета скандинавского происхождения.  Вполне возможно, археологам, искавшим следы сгинувшего индейского поселения, удалось наткнуться на место, где тысячу лет назад викинги торговали с местным населением.

В обзоре использованы материалы отечественных и зарубежных СМИ. Фото — jpo1970, Renque do Chan, Geoff Robinson, Getty Images, worldnewsdailyreport.com, apxeo.info, facebook, «ВКонтакте»


 

  Метки: 10 век, 11 век, 7 век, 8 век, 9 век, Америка, Вендельский период, викинги, Ирландия, корабль, Норвегия, Прибалтика, Швеция

Подпишитесь на Proshloe

Только лучшие материалы и новости науки

Прошло уже более ста лет с тех пор, как в Норвегии был раскопан последний корабль викингов. В 2018 году, практически случайно, георадаром было обнаружено судно, возраст которого составляет около 1200 лет. Огромная погребальная ладья, судя по всему, является последним пристанищем для воинов-викингов. Это очень редкая находка и большая удача для археологов. В этом году исследователи столкнулись с чем-то, что заставило их забить тревогу и обратиться к правительству с просьбой о помощи. Если не поторопиться, этот уникальный редкостный артефакт будет уничтожен.

Корабль был обнаружен на фермерской земле, поэтому курган там отсутствовал. Уже в июне археологи планируют приступить к раскопкам, чтобы полностью откопать ладью. Средства для этого правительство Норвегии уже выделило. Ни много ни мало это обойдётся норвежским налогоплательщикам в полтора миллиона долларов США.

Георадарное изображение корабля викингов.

Георадарное изображение корабля викингов.

Это место было кладбищем викингов.

Это место было кладбищем викингов.

Корабль довольно велик по своим размерам.

Корабль довольно велик по своим размерам.

Корабль более тысячи лет служил усыпальницей для великого полководца викингов или для нескольких храбрых воинов. Это планируют выяснить в ходе археологических работ, когда раскопают судно целиком. Министр по вопросам климата и окружающей среды Норвегии, Свейнунг Ротеватн, прокомментировал это так: «Мы чрезвычайно взволнованы, ведь последний раз подобное делали более ста лет назад!»

Когда-то место, где был найден корабль было кладбищем викингов. Самое важное в этом то, что судно лежит возле дренажного рва. Там очень влажно и мокро. Это очень опасно для древесины из которой изготовлена ладья. Её атакует грибок. Ведь для него понятие исторической ценности данного артефакта мало что значит. Поэтому историки забили тревогу. Пока корабль полностью не сгнил, его нужно откопать.

Для истории Норвегии чрезвычайно важно сохранить эту находку и подробно исследовать. Ведь последние находки такого значения были более столетия назад. Найдены они были тогда с небольшим интервалом. Три судна: одно в 1868 году, другое в 1880 году и третье в 1904 году.

Восстановленное парусное судно или баркас викингов в заливе Пегуэлл в Кенте, Великобритания.

Восстановленное парусное судно или баркас викингов в заливе Пегуэлл в Кенте, Великобритания.

Корабль Gokstad в специально построенном музее кораблей викингов в Осло, Норвегия.

Корабль Gokstad в специально построенном музее кораблей викингов в Осло, Норвегия.

Корабль Gokstad, Культурно-исторический музей (Музей кораблей викингов), Осло, Норвегия.

Корабль Gokstad, Культурно-исторический музей (Музей кораблей викингов), Осло, Норвегия.

Сегодня, к счастью, в распоряжении специалистов современные технологии. На это выделены огромные средства. Правительство Норвегии не без оснований считает археологическую находку национальным достоянием. Нужно, чтобы всё было проделано максимально аккуратно, правильно, безопасно и тщательно.

Команда из Института исследования культурного наследия Норвегии (NIHR) использовала георадар, чтобы найти корабль два года назад. К сожалению, только в прошлом году было замечено, что канава, расположенная так близко к судну, вызывает сильное разрушение древесины. Влажность также привела к образованию плесени и всё это при разрушительном воздействии воздуха.

Если проект отложить до лучших времён, судно просто развалится, прежде чем команда сможет достать его на поверхность. В прошлом году было проведено первоначальное расследование, чтобы выяснить, насколько деликатным является состояние корабля, и это исследование показало, что на самом деле верхняя часть корпуса действительно гниёт.

Конечно, эксперты не могут быть уверены в том, что происходит с остальной частью судна. Известно только, что чем дольше он подвергается воздействию воздуха, и чем дольше его будет есть грибок – тем более серьезным будет ущерб. Археологи также надеются, что раскопки многое расскажут о традициях викингов при захоронении на кораблях. Ведь до сих пор не до конца понятно учёным, как это всё происходило на самом деле.

Ян Билл, куратор Коллекции кораблей викингов в Музее истории культуры, рассказывает об этом: «С оборудованием, которое у нас есть сегодня, мы имеем просто потрясающие возможности разобраться в традициях корабельных захоронений. Теории об этом расходятся. Историки предполагают, что это символический ритуал для одного или нескольких человек, погибших в морском бою. Возможно, ритуал предназначен для кого-нибудь высокопоставленного, адмирала, командовавшего этим кораблём. Это подобно тому, как в Древнем Египте фараонов хоронили с различными предметами, сокровищами и даже животными».

Корабль был обнаружен на фермерских землях.

Корабль был обнаружен на фермерских землях.

Курган на месте захоронения отсутствовал.

Курган на месте захоронения отсутствовал.

Этот проект раскопок самый крупный археологический проект за всю историю существования Института исследования культурного наследия Норвегии. Команда стремится приступить к раскопкам как можно скорее. Также благодаря новому георадару, команда из Института надеется, что им удастся обнаружить ещё не одно подобное захоронение на территории их страны. Это открывает колоссальные возможности для изучения истории викингов. Сейчас же самое главное, вынуть это бесценное сокровище викингов из земли, насколько это возможно эффективно и быстро, и сохранить.

Очень важно сохранить эту археологическую находку, ведь это национальное достояние Норвегии.

Очень важно сохранить эту археологическую находку, ведь это национальное достояние Норвегии.

Археологам последние годы везёт на находки эпохи викингов, прочтите нашу статью о том,как археологи обнаружили древние артефакты викингов на тающем леднике.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Что и говорить, не повезло археологам с находками доспехов викингов. Всего-то один единственный «шлем из Гъермундбю» это, конечно, явно недостаточно. Но зато им повезло с их кораблями, которых нашли вполне достаточно для того, чтобы как следует изучить. Причем, что особенно интересно, находили корабли викингов как на суше, так и под водой, причем последние удалось даже поднять на поверхность, собрать, законсервировать, защитить от дальнейшего разрушения и выставить в музее. Речь идет о кораблях викингов, обнаруженных на дне датского фьорда Ро́скилле (дат. Roskilde).

Здание музея кораблей викингов в Роскилле.

А было так, что местные рыбаки знали о корабле, лежащим в этом районе, уже давно. Более того, существовала легенда, что этот корабль приказала затопить великая королева Маргрете, правившая Данией в XIV веке, чтобы таким образом преградить вражескому флоту путь в порт Роскилле. Однако, когда в 1956 году два спортсмена-аквалангиста подняли с морского дна дубовую доску с этого корабля и передали ее специалистам из Датского национального музея, выяснилось, что оно старше этой королевы на целых четыреста лет! То есть этот корабль мог принадлежать только викингам!

Поскольку все пять судов были обнаружены неподалеку от порта Скульделев, их для простоты так и называли «Скульделев I», II, III, IV, V. Вот это самый большой из найденных кораблей – «Скульделев I».

Опыты проведения подводных археологических исследований у датских историков не было никакого, да и сам акваланг, позволивший проводить такие исследования, появился не так и давно, и его только начали по-настоящему осваивать. Поэтому особых надежд на результаты подводных работ они не возлагали. Кроме того, они опасались, что за долгие годы лед и приливы должны были бы разрушить большую часть корабля. Тем не менее в 1957 году поисковая группа, состоявшая из пяти человек, взяв напрокат акваланги, пожарный насос для удаления ила, понтон для размещения оборудования, приступила к подводным изысканиям.

«Скульделев II».

Работа была очень трудной. Пожарный нанос поднимал тучи ила, так что нужно было ждать, пока его не унесет течением и только тогда продолжать работу. Кроме того, остов корабля был завален тяжелыми камнями. И вот тут, разбирая их, подводные археологи сделали свое первое открытие – рядом с килем первого корабля они увидели второй! Значит корабль здесь лежал не один?

Викинги и их корабли (часть 2)

«Скульделев III».

Однако тут как раз сезон закончился, и только спустя год они смогли возобновить свою работу. И тут оказалось, что на дне фарватера Пеберренден – одного из важнейших фарватеров, лежит не один, и не два корабля, а целых пять! Сначала исследователям удалось откопать два первых корабля, а затем расчистить часть корпуса третьего судна. Причем дуб, из которого оно было сделано, сохранился настолько хорошо, что на нем были различимы даже зарубки от топоров корабелов, то есть о такой сохранности можно было только мечтать. Археологи находили и поднимали на поверхность части обшивки, поперечные балки и детали крепления. Кроме того, поскольку этот корабль лежал глубоко, все не расчищенные его части также должны были хорошо сохраниться.

За первые три года работы под водой археологи подняли на поверхность наиболее крупные и хорошо сохранившиеся деревянные детали, а то, что еще оставалось на дне, они вновь осторожно прикрыли сверху камнями. В таком виде корабли оставались на дне до тех пор, пока место раскопок не обнесли специальной дамбой.

Затем уже в 1962 году внутри этой дамбы установили понтон с насосами и начали осторожно откачивать из него воду. Существовала опасность, что камни при этом могут сдвинуться и раздавить хрупкое дерево. Поэтому воду откачивали очень осторожно, снижая ее уровень всего на несколько дюймов в день.

«Скульделев V».

Когда корабли оказались уже поверхности воды, к работе были привлечены студенты, которые начали высвобождать их из каменного плена. Приходилось лежать ничком на узких деревянных мостках, устроенных над местом раскопок, и сначала расшатывать камни струями воды из шлангов, а затем собирать их в ведра и вывозить на тачках.

Любые металлические инструменты использовать запрещалось, чтобы случайно их не уронить и не повредить хрупкую древесину. Приходилось использовать ведра из пластмассы, а также детские совки для песка и кухонные скребки из пластика – единственные инструменты, облегчавшие рабочим их ручной труд.

Вот так под водой трудились аквалангисты, расчищавшие детали найденных кораблей и поднимавшие их на поверхность.

Кроме того, приходилось опасаться и того, что дерево, оказавшись на воздухе, станет высыхать и при этом коробиться, то есть детали уменьшатся в объеме и потеряют свою форму! Поэтому над местом работы установили специальные разбрызгиватели и непрерывно поливали место работ водой, из-за чего работать приходилось в дождевиках и в сапогах.

Объем работы был проведен поистине колоссальный. Так, каждую находку фотографировали и прикрепляли к ней бирки с описанием к какому кораблю она принадлежит и на каком месте ей следует находиться. Всего таким образом удалось поднять с морского дна 50000 обломков и все их тщательно каталогизировать!

Устройство корпуса, как вы видите, было продуманным и рациональным. Обшивка внакрой, что увеличивало его прочность, а также поперечные и продольные крепления – все это выглядит даже сегодня вполне технически грамотным.

Интересно, что в процессе раскопок оказалось, что два корабля из пяти не боевые, а торговые. То есть викинги умели не только воевать, но и торговать и даже строили для этой цели специальные суда.

Причем один из этих кораблей, так называемый «кнорр», оказался достаточно крепким и вместительным, чтобы выдерживать бури Атлантического океана. Так, что возможно, именно на таких судах викинги-переселенцы и отправлялись осваивать Исландию и Гренландию, а вовсе не плавали туда на боевых судах – драккарах. Другой, относительно небольшой и легкий корабль, был типичным каботажным судна, каких викинги использовали для плаваний по Балтийскому и Северному морям. Борта у этих кораблей были выше, а сами они шире, чем боевые корабли, узкие и обтекаемые. В средней части находился вместительный трюм, который можно было при необходимости закрыть кожаным тентом для защиты от влаги. Интересно, что оба торговых судна несли на себе очевидные следы эксплуатации, причем многолетней, настолько они были потерты и побиты во многих местах.

Трудно себе представить, но вот этому дереву около 1118 лет!

Между прочим, более легкое суденышко, уступая в размерах тому, второму, оказалось самой ценной находкой. Дело в том, что в отличие от других кораблей, найденных на дне фьорда, оно сохранило свои первоначальные очертания. Причем, 75 процентов длины его тринадцати с половиной метрового корпуса вообще не пострадали. От кормы, правда, практически ничего не осталось, зато его выгнутый нос из цельного куска дубовой древесины прекрасно сохранился, несмотря на тысячелетнее пребывание под водой. Он не имел украшений, поскольку это было торговое судно, но несмотря на это очертания его были очень красивы и эстетичны. На судне были отверстия для весел, однако следы износа были не во всех. Это дало возможность установить численность его экипажа – всего 4-6 человек, и также то, что оно чаще ходило под парусом нежели на веслах.

Корабли викингов: драккар – слева, кнорр – справа. Рис. В. Королькова.

Как только стало известно о находках на дне фьорда Роскилле, сразу несколько датских городов заявили о своей готовности обустроить для их хранения соответствующее музейное помещение. Выбрали Роскилле, так как там уже было запланировано строительство музейного комплекса из стекла и стали. Правда, тут начались чисто технические неприятности уже с самими находками. Дело в том, что для того, чтобы дерево не высыхало и не теряло своей формы, его обрабатывают в ваннах с водой и специальным веществом – гликолем, причем операция эта занимает от шести месяцев до двух лет. По идее это должно было защитить древесину. Однако, когда все было готово и ученые начали сборку деталей в одно целое, было замечено, что древесина некоторых деталей все же подвергалась усушке. Оказалось, что гликоль проник в них только в верхние слои древесины, но не вглубь. Понимая, к чему со временем это приведет, ученые решили удалить гликоль, для чего принялись купать деревянные детали в ваннах сначала с горячей водой, а затем промывать холодной, после чего дерево вновь набухло и приобрело прежний объем.

Теперь процесс решили усовершенствовать. Воду заменили бутанолом – разновидностью спирта, который способствовал равномерному внедрению гликоля в поры древесины, что позволило ее укрепить, но усушкой уже не грозило. В итоге реставраторы смогли продолжить свою работу по сборке кораблей и довести ее до конца.

Рядом с музеем находится судоверфь, где современные мастера по технологиям прошлого создают точно такие же корабли, как и те, что экспонируются в музее.

Детали кораблей помещали на специальные металлические остовы, имитирующие обводы корпуса, причем недостающие части так ничем и не заменялись, хотя общие очертания корпусов сохранились при этом полностью. Один из залов пришлось удлинить, поскольку корабль, который в нем должен был находиться, оказался для него слишком уж большим. Двум торговым кораблям отвели почетное место на фоне огромного окна с видом на фьорд, ставшего превосходной декорацией для их силуэтов.

А потом на них за деньги (всего-то 80 крон!) катают всех желающих. Ощущения от этого плавания, как говорят, остаются незабываемые!

Самое главное, что даже частичная реконструкция всех этих судов показала, что те люди, которые их строили, обладали большим опытом и являлись настоящими мастерами своего дела. То есть умели создавать одновременно и функциональные, и красивые суда. При этом работали они, используя самые примитивные орудия труда, не знали математики и сопромата, и тем не менее смогли построить корабли с прекрасными мореходными качествами. С другой стороны, все эти пять кораблей викингов являются также и памятником современным ученым, которые сумели добыть их обломки со дна моря, предохранить от неминуемого разрушения при высыхании на воздухе и спасти их для нас и наших потомков.

Ну, а вот этот корабль нашли лишь в 1996 году здесь же в Роскилле, причем совершенно случайно. Это оказался самый большой среди всех найденных на сегодня кораблей викингов. Уже подсчитали, что на его постройку в то время, а построен он было около 1025 года, ушло примерно 30 тысяч человекочасов труда судостроителей, да еще к этому следует добавить работу лесорубов и перевозку материалов к месту строительства. Длина корабля превышает 36 метров, что на целых четыре метра больше длины флагманского корабля Генриха VIII «Мэри Роуз», который построили пять столетий спустя. На борт корабль мог взять 100 воинов, которые по очереди гребли 39 парами весел, если вдруг ветра для его шерстяного квадратного паруса было недостаточно. На борту было тесно, спать приходилось, устроившись между своими сундуками, да и места для припасов было тоже очень мало. Поэтому брали их по минимуму и лишь в один конец, поскольку плавание было недолгим. Опытными плаваниями судов-копий кораблей викингов удалось доказать, что они легко выдерживают среднюю скорость хода в 5,5 узла, а при свежем ветре они могут мчаться со скоростью 20 узлов. Осталось от этого корабля не так уж и много, но, тем не менее, вполне себе можно представить, как именно выглядел этот самый настоящий супер-драккар…

Продолжение следует…

Летом этого года в Норвегии состоятся раскопки древнего корабля викингов. Известно, что правительство Норвегии уже выделило средства для этих целей из госбюджета. Более тысячи лет назад этот корабль служил огромной гробницей для кого-то из воинов прошлого.

  • Ученые нашли корабль викингов
  • Особенности захоронений викингов

Обнаружить этот корабль у археологов получилось только при помощи георадаров. Теперь они намерены вытащить обломки из-под земли.

«Мы взволнованы, ведь последний раз мы такое делали 100 лет назад», — заявил Свейнунг Ротеватн, являющийся министром климата и окружающей среды Норвегии.

Находка получила название «Корабль Геллестада».

Ученые нашли корабль викингов

В последний раз корабли викингов откапывали целиком в 1904 году. Но случай с гробницей «Геллестад» особый. Погребальная ладья, о которой говорят археологи, может быть разрушена грибком. Потому нужно извлечь его как можно скорее. Как выяснилось, древний корабль викингов все это время был на виду.

«Геллестад» скрывался на глубине 50 сантиметров от поверхности. Над ладьей находилось обычное поле. Сотни лет норвежцы вспахивали землю и даже не догадывались, какое историческое сокровище находится у них под ногами. Несмотря на то что рядом с этим местом находится знаменитый погребальный курган, археологи по какой-то причине не исследовали окрестности возле него.

Специалисты считали, что если под землей и есть что-то ценное, то оно было давно уничтожено в ходе сельскохозяйственных работ.  Обнаружить ладью получилось случайно. Фермер, которому принадлежало поле, просил осушить его. Именно тогда археологи решили просканировать поле георадаром. Результаты проверки превзошли самые смелые ожидания. На экранах ученые увидели очертания корабля, длина которого составляет 20 метров.

На протяжении двух лет археологи изучали, что кроется за расшифровками радара. Как показали результаты исследования, «Геллестаду» более 1000 лет, он сделан из дерева, которое росло в период с 603 по 724 год. Корабль стал гробницей для какой-то важной персоны. Современные норвежцы, даже после того как обнаружили корабль, не торопились его извлекать из-под земли.

По большей части ученые просто проводили разведочные работы. Но согласно последним данным, грибок постепенно уничтожает ладь. По этой причине археологи всполошились и оправили обращение к властям Норвегии. Из госбюджета уже выделили 15,6 миллиона норвежских крон (1,5 млн. долларов США), чтобы археологи начали работу.

«Надо спешить, у нас немного времени, поэтому нам нужны эти деньги», — заявил министр климата и окружающей среды Норвегии Свейнунг Ротеватн.

Археологи, в свою очередь, опасаются, что у них не получится полностью извлечь ладь, а об ее транспортировке в музей вовсе речи не идет. Вместе с тем, есть надежда, что находка поможет закрыть белые пятна в истории викингов.

Особенности захоронений викингов

В древние времена славянские племена расселялись в Верхней Волге и Верхнем Днепре. В то время как в Европе росла и ширилась Франкская империя, а на Востоке арабы создавали первое объединенное исламское государство. На территории Норвегии в этот период только начиналась Эпоха Викингов. Согласно словам специалистов, в те времена нужно быть по-настоящему значимым человеком, чтобы тебя захоронили на роскошной ладье, длиной в 20 метров.

Из-за художественных фильмов у нас сложилось впечатление, что викинги всех своих вождей хоронили, поджигая их драккары в море на закате. На самом деле, показанные в фильме традиции не имеют ничего общего с реальностью. Кремацию викинги проводили довольно редко. Чаще всего викингов хоронили в погребальных курганах. В корабль же складывали различные сокровища. Это значит, что ладь, захороненная под землей, хранит в себе древнее оружие или украшения, если ладь не успели разграбить в древние времена.

Добавить комментарий