Как найти корень квадратного уравнения 8 класс

Решение квадратных уравнений

6 июля 2011

Квадратные уравнения изучают в 8 классе, поэтому ничего сложного здесь нет. Умение решать их совершенно необходимо.

Квадратное уравнение — это уравнение вида ax2 + bx + c = 0, где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, причем a ≠ 0.

Прежде, чем изучать конкретные методы решения, заметим, что все квадратные уравнения можно условно разделить на три класса:

  1. Не имеют корней;
  2. Имеют ровно один корень;
  3. Имеют два различных корня.

В этом состоит важное отличие квадратных уравнений от линейных, где корень всегда существует и единственен. Как определить, сколько корней имеет уравнение? Для этого существует замечательная вещь — дискриминант.

Дискриминант

Пусть дано квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0. Тогда дискриминант — это просто число D = b2 − 4ac.

Эту формулу надо знать наизусть. Откуда она берется — сейчас неважно. Важно другое: по знаку дискриминанта можно определить, сколько корней имеет квадратное уравнение. А именно:

  1. Если D < 0, корней нет;
  2. Если D = 0, есть ровно один корень;
  3. Если D > 0, корней будет два.

Обратите внимание: дискриминант указывает на количество корней, а вовсе не на их знаки, как почему-то многие считают. Взгляните на примеры — и сами все поймете:

Задача. Сколько корней имеют квадратные уравнения:

  1. x2 − 8x + 12 = 0;
  2. 5x2 + 3x + 7 = 0;
  3. x2 − 6x + 9 = 0.

Выпишем коэффициенты для первого уравнения и найдем дискриминант:
a = 1, b = −8, c = 12;
D = (−8)2 − 4 · 1 · 12 = 64 − 48 = 16

Итак, дискриминант положительный, поэтому уравнение имеет два различных корня. Аналогично разбираем второе уравнение:
a = 5; b = 3; c = 7;
D = 32 − 4 · 5 · 7 = 9 − 140 = −131.

Дискриминант отрицательный, корней нет. Осталось последнее уравнение:
a = 1; b = −6; c = 9;
D = (−6)2 − 4 · 1 · 9 = 36 − 36 = 0.

Дискриминант равен нулю — корень будет один.

Обратите внимание, что для каждого уравнения были выписаны коэффициенты. Да, это долго, да, это нудно — зато вы не перепутаете коэффициенты и не допустите глупых ошибок. Выбирайте сами: скорость или качество.

Кстати, если «набить руку», через некоторое время уже не потребуется выписывать все коэффициенты. Такие операции вы будете выполнять в голове. Большинство людей начинают делать так где-то после 50-70 решенных уравнений — в общем, не так и много.

Корни квадратного уравнения

Теперь перейдем, собственно, к решению. Если дискриминант D > 0, корни можно найти по формулам:

Формула корней квадратного уравнения

Основная формула корней квадратного уравнения

Когда D = 0, можно использовать любую из этих формул — получится одно и то же число, которое и будет ответом. Наконец, если D < 0, корней нет — ничего считать не надо.

Задача. Решить квадратные уравнения:

  1. x2 − 2x − 3 = 0;
  2. 15 − 2xx2 = 0;
  3. x2 + 12x + 36 = 0.

Первое уравнение:
x2 − 2x − 3 = 0 ⇒ a = 1; b = −2; c = −3;
D = (−2)2 − 4 · 1 · (−3) = 16.

D > 0 ⇒ уравнение имеет два корня. Найдем их:

Решение простого квадратного уравнения

Второе уравнение:
15 − 2xx2 = 0 ⇒ a = −1; b = −2; c = 15;
D = (−2)2 − 4 · (−1) · 15 = 64.

D > 0 ⇒ уравнение снова имеет два корня. Найдем их

[begin{align} & {{x}_{1}}=frac{2+sqrt{64}}{2cdot left( -1 right)}=-5; \ & {{x}_{2}}=frac{2-sqrt{64}}{2cdot left( -1 right)}=3. \ end{align}]

Наконец, третье уравнение:
x2 + 12x + 36 = 0 ⇒ a = 1; b = 12; c = 36;
D = 122 − 4 · 1 · 36 = 0.

D = 0 ⇒ уравнение имеет один корень. Можно использовать любую формулу. Например, первую:

[x=frac{-12+sqrt{0}}{2cdot 1}=-6]

Как видно из примеров, все очень просто. Если знать формулы и уметь считать, проблем не будет. Чаще всего ошибки возникают при подстановке в формулу отрицательных коэффициентов. Здесь опять же поможет прием, описанный выше: смотрите на формулу буквально, расписывайте каждый шаг — и очень скоро избавитесь от ошибок.

Неполные квадратные уравнения

Бывает, что квадратное уравнение несколько отличается от того, что дано в определении. Например:

  1. x2 + 9x = 0;
  2. x2 − 16 = 0.

Несложно заметить, что в этих уравнениях отсутствует одно из слагаемых. Такие квадратные уравнения решаются даже легче, чем стандартные: в них даже не потребуется считать дискриминант. Итак, введем новое понятие:

Уравнение ax2 + bx + c = 0 называется неполным квадратным уравнением, если b = 0 или c = 0, т.е. коэффициент при переменной x или свободный элемент равен нулю.

Разумеется, возможен совсем тяжелый случай, когда оба этих коэффициента равны нулю: b = c = 0. В этом случае уравнение принимает вид ax2 = 0. Очевидно, такое уравнение имеет единственный корень: x = 0.

Рассмотрим остальные случаи. Пусть b = 0, тогда получим неполное квадратное уравнение вида ax2 + c = 0. Немного преобразуем его:

Решение неполного квадратного уравнения

Решение неполного квадратного уравнения

Поскольку арифметический квадратный корень существует только из неотрицательного числа, последнее равенство имеет смысл исключительно при (−c/a) ≥ 0. Вывод:

  1. Если в неполном квадратном уравнении вида ax2 + c = 0 выполнено неравенство (−c/a) ≥ 0, корней будет два. Формула дана выше;
  2. Если же (−c/a) < 0, корней нет.

Как видите, дискриминант не потребовался — в неполных квадратных уравнениях вообще нет сложных вычислений. На самом деле даже необязательно помнить неравенство (−c/a) ≥ 0. Достаточно выразить величину x2 и посмотреть, что стоит с другой стороны от знака равенства. Если там положительное число — корней будет два. Если отрицательное — корней не будет вообще.

Теперь разберемся с уравнениями вида ax2 + bx = 0, в которых свободный элемент равен нулю. Тут все просто: корней всегда будет два. Достаточно разложить многочлен на множители:

Разложение уравнения на множители

Вынесение общего множителя за скобку

Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Отсюда находятся корни. В заключение разберем несколько таких уравнений:

Задача. Решить квадратные уравнения:

  1. x2 − 7x = 0;
  2. 5x2 + 30 = 0;
  3. 4x2 − 9 = 0.

x2 − 7x = 0 ⇒ x · (x − 7) = 0 ⇒ x1 = 0; x2 = −(−7)/1 = 7.

5x2 + 30 = 0 ⇒ 5x2 = −30 ⇒ x2 = −6. Корней нет, т.к. квадрат не может быть равен отрицательному числу.

4x2 − 9 = 0 ⇒ 4x2 = 9 ⇒ x2 = 9/4 ⇒ x1 = 3/2 = 1,5; x2 = −1,5.

Смотрите также:

  1. Теорема Виета
  2. Следствия из теоремы Виета
  3. Тест на тему «Значащая часть числа»
  4. Метод коэффициентов, часть 1
  5. Однородные тригонометрические уравнения: общая схема решения
  6. Задача B4: строительные бригады

Квадра́тное уравне́ние — алгебраическое уравнение второй степени с общим видом

{displaystyle ax^{2}+bx+c=0,;aneq 0,}

в котором x — неизвестное, а коэффициенты a, b и c — вещественные или комплексные числа.

Корень уравнения ax^{2}+bx+c=0 — это значение неизвестного x, обращающее квадратный трёхчлен {displaystyle ax^{2}+bx+c} в ноль, а квадратное уравнение в верное числовое равенство. Также это значение называется корнем самого многочлена {displaystyle ax^{2}+bx+c.}

Элементы квадратного уравнения имеют собственные названия[1]:

Приведённым называют квадратное уравнение, в котором старший коэффициент равен единице[1]. Такое уравнение может быть получено делением всего выражения на старший коэффициент a:

{displaystyle x^{2}+px+q=0,quad p={dfrac {b}{a}},quad q={dfrac {c}{a}}.}

Полным называют такое квадратное уравнение, все коэффициенты которого отличны от нуля.

Неполным называется такое квадратное уравнение, в котором хотя бы один из коэффициентов, кроме старшего (либо второй коэффициент, либо свободный член), равен нулю.

Квадратное уравнение является разрешимым в радикалах, то есть его корни могут быть выражены через коэффициенты в общем виде.

Исторические сведения о квадратных уравнениях[править | править код]

Древний Вавилон[править | править код]

Уже во втором тысячелетии до нашей эры вавилоняне знали, как решать квадратные уравнения[1]. Решение их в Древнем Вавилоне было тесно связано с практическими задачами, в основном такими, как измерение площади земельных участков, земельные работы, связанные с военными нуждами; наличие этих познаний также обусловлено развитием математики и астрономии вообще. Были известны способы решения как полных, так и неполных квадратных уравнений. Приведём примеры квадратных уравнений, решавшихся в Древнем Вавилоне, используя современную алгебраическую запись:

x^{2}+x={frac {3}{4}}; x^{2}-x=14{frac {1}{2}}.

Правила решения квадратных уравнений во многом аналогичны современным, однако в вавилонских текстах не зафиксированы рассуждения, путём которых эти правила были получены.

Индия[править | править код]

Задачи, решаемые с помощью квадратных уравнений, встречаются в трактате по астрономии «Ариабхаттиам», написанным индийским астрономом и математиком Ариабхатой в 499 году нашей эры. Один из первых известных выводов формулы корней квадратного уравнения принадлежит индийскому учёному Брахмагупте (около 598 г.)[1]; Брахмагупта изложил универсальное правило решения квадратного уравнения, приведённого к каноническому виду: {displaystyle ax^{2}+bx=c;} притом предполагалось, что в нём все коэффициенты, кроме a, могут быть отрицательными. Сформулированное учёным правило по своему существу совпадает с современным.

Корни квадратного уравнения на множестве действительных чисел[править | править код]

I способ. Общая формула для вычисления корней с помощью дискриминанта[править | править код]

Дискриминантом квадратного уравнения {displaystyle ax^{2}+bx+c=0} называется величина {displaystyle {mathcal {D}}=b^{2}-4ac}.

Условие {displaystyle {mathcal {D}}>0} {displaystyle {mathcal {D}}=0} {displaystyle {mathcal {D}}<0}
Количество корней Два корня Один корень кратности 2
(другими словами, два равных корня)
Действительных корней нет
Формула {displaystyle x_{1,2}={frac {-bpm {sqrt {mathcal {D}}}}{2a}}}       (1) {displaystyle x=-{frac {b}{2a}}}

Данный метод универсальный, однако не единственный.

II способ. Корни квадратного уравнения при чётном коэффициенте b[править | править код]

Для уравнений вида ax^{2}+2kx+c=0, то есть при чётном b, где

k={frac {1}{2}}b,

вместо формулы (1) для нахождения корней существует возможность использования более простых выражений[1].

Примечание: данные ниже формулы можно получить, подставив в стандартные формулы выражение b = 2k, через несложные преобразования.

Дискриминант Корни
неприведённое приведённое D > 0 неприведённое приведённое
удобнее вычислять значение

четверти дискриминанта:

{frac {D}{4}}=k^{2}-ac

Все необходимые свойства при этом сохраняются.

{frac {D}{4}}=k^{2}-c. x_{1,2}={frac {-kpm {sqrt {k^{2}-ac}}}{a}}. x_{1,2}=-kpm {sqrt {k^{2}-c}}
D = 0 x={frac {-k}{a}} x=-k

III способ. Решение неполных квадратных уравнений[править | править код]

К решению неполных квадратных уравнений практикуется особый подход. Рассматриваются три возможных ситуации.

IV способ. Использование частных соотношений коэффициентов[править | править код]

Существуют частные случаи квадратных уравнений, в которых коэффициенты находятся в соотношениях между собой, позволяющих решать их гораздо проще.

Корни квадратного уравнения, в котором сумма старшего коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту[править | править код]

Если в квадратном уравнении ax^{2}+bx+c=0 сумма первого коэффициента и свободного члена равна второму коэффициенту: a+c=b, то его корнями являются -1 и число, противоположное отношению свободного члена к старшему коэффициенту (-{frac {c}{a}}).

Доказательство

Способ 1. Сначала выясним, действительно ли такое уравнение имеет два корня (в том числе, два совпадающих):

{displaystyle {mathcal {D}}=b^{2}-4ac=(a+c)^{2}-4ac=a^{2}+2ac+c^{2}-4ac=a^{2}-2ac+c^{2}=(a-c)^{2}}.

Да, это так, ведь при любых действительных значениях коэффициентов (a-c)^{2}geqslant 0, а значит и дискриминант неотрицателен. Таким образом, если anot =c, то уравнение имеет два корня, если же a=c, то оно имеет только один корень.
Найдём эти корни:

{displaystyle x_{1,2}={frac {-bpm {sqrt {mathcal {D}}}}{2a}}={frac {-(a+c)pm {sqrt {(a-c)^{2}}}}{2a}}={frac {-a-cpm |a-c|}{2a}}={frac {-a-cpm amp c}{2a}}}.
x_{1}={frac {-a-c-a+c}{2a}}={frac {-2a}{2a}}=-1;
x_{2}={frac {-a-c+a-c}{2a}}={frac {-2c}{2a}}=-{frac {c}{a}}.

В частности, если a=c, то корень будет один: -1.

Способ 2.

Геометрическая интерпретация: парабола, заданная аналитически указанной формулой, пересекает ось x в двух точках, абсциссами которых и являются корни, хотя бы один из которых равен -1

Используем геометрическую модель корней квадратного уравнения: их мы будем рассматривать как точки пересечения параболы y=ax^{2}+bx+c с осью абсцисс. Всякая парабола вне зависимости от задающего её выражения является фигурой, симметричной относительно прямой x=-{frac {b}{2a}}. Это означает, что отрезок всякой перпендикулярной к ней прямой, отсекаемый на ней параболой, делится осью симметрии пополам. Сказанное, в частности, верно и для оси абсцисс. Таким образом, для всякой параболы справедливо одно из следующих равенств: -{frac {b}{2a}}+rho (x_{1};-{frac {b}{2a}})=x_{2} (если x_{1}<x_{2}) или -{frac {b}{2a}}-rho (-{frac {b}{2a}};x_{1})=x_{2} (если верно неравенство противоположного смысла). Используя тождество rho (a;b)=|a-b|, выражающее геометрический смысл модуля, а также принимая, что x_{1}=-1 (это можно доказать, подставив равенство в квадратный трёхчлен: acdot (-1)^{2}+bcdot (-1)+c=(a+c)-b=0, поэтому -1 – корень такого уравнения) , приходим к следующему равенству: -{frac {b}{2a}}pm |-{frac {b}{2a}}-(-1)|=x_{2}. Если учитывать, что разность в том случае, когда мы прибавляем модуль, всегда положительна, а в том, когда отнимаем – отрицательна, что говорит о тождественности этих случаев, и, к тому же, помня о равенстве b-a=c, раскрываем модуль: x_{2}=-{frac {b}{2a}}-{frac {b}{2a}}+1=-{frac {2b-2a}{2a}}=-{frac {b-a}{a}}=-{frac {c}{a}}. Во втором случае,совершив аналогичные преобразования, придём к тому же результату, ч.т.д.

Отсюда следует, что перед решением какого-либо квадратного уравнения целесообразна проверка возможности применения к нему этой теоремы: сравнить сумму старшего коэффициента и свободного члена со вторым коэффициентом.

Корни квадратного уравнения, сумма всех коэффициентов которого равна нулю[править | править код]

Если в квадратном уравнении сумма всех его коэффициентов равна нулю (a+b+c=0), то корнями такого уравнения являются 1 и отношение свободного члена к старшему коэффициенту ({frac {c}{a}}).

Доказательство

Способ 1. Прежде всего заметим, что из равенства a+b+c=0 следует, что b=-(a+c)
Установим количество корней:

{displaystyle {mathcal {D}}=b^{2}-4ac=(-(a+c))^{2}-4ac=a^{2}+2ac+c^{2}-4ac=a^{2}-2ac+c^{2}=(a-c)^{2}.}

При любых значениях коэффициентов уравнение имеет хотя бы один корень: действительно, ведь при любых значениях коэффициентов (a-c)^{2}geqslant 0, а значит и дискриминант неотрицателен. Обратите внимание, что если anot =c, то уравнение имеет два корня, если же a=c, то только один.
Найдём эти корни:

{displaystyle x_{1,2}={frac {-bpm {sqrt {mathcal {D}}}}{2a}}={frac {a+cpm {sqrt {(a-c)^{2}}}}{2a}}={frac {a+cpm |a-c|}{2a}}={frac {a+cpm amp c}{2a}};}
x_{1}={frac {a+c+a-c}{2a}}={frac {2a}{2a}}=1;
x_{2}={frac {a+c-a+c}{2a}}={frac {2c}{2a}}={frac {c}{a}},

что и требовалось доказать.

В частности, если a=c, то уравнение имеет только один корень, которым является число 1.

Способ 2. Пользуясь данным выше определением корня квадратного уравнения, обнаруживаем путём подстановки, что число 1 является таковым в рассматриваемом случае: acdot 1^{2}+bcdot 1+c=0 – верное равенство, следовательно, единица – корень такого вида квадратных уравнений. Далее, по теореме Виета находим второй корень: согласно этой теореме, произведение корней уравнения равно числу, равному отношению свободного члена к старшему коэффициенту – x_{1}x_{2}={frac {c}{a}}Rightarrow x_{2}={frac {c}{ax_{1}}}={frac {c}{acdot 1}}={frac {c}{a}}, ч.т.д.

Отсюда следует, что перед решением уравнения стандартными методами целесообразна проверка применимости к нему этой теоремы, а именно сложение всех коэффициентов данного уравнения и установление, не равна ли нулю эта сумма.

V способ. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители[править | править код]

Если трёхчлен вида {displaystyle ax^{2}+bx+c~(anot =0)} удастся каким-либо образом представить в качестве произведения линейных множителей (kx+m)(lx+n)=0, то можно найти корни уравнения ax^{2}+bx+c=0 — ими будут -{frac {m}{k}} и -{frac {n}{l}}, действительно, ведь {displaystyle (kx+m)(lx+n)=0Longleftrightarrow {biggl [}{begin{array}{lcl}kx+m=0,\lx+n=0,end{array}}} а решив указанные линейные уравнения, получим вышеописанное. Квадратный трёхчлен не всегда раскладывается на линейные множители с действительными коэффициентами: это возможно, если соответствующее ему уравнение имеет действительные корни.

Рассматриваются некоторые частные случаи.

Использование формулы квадрата суммы (разности)[править | править код]

Если квадратный трёхчлен имеет вид (ax)^{2}+2abx+b^{2}, то применив к нему названную формулу, можно разложить его на линейные множители и, значит, найти корни:

{displaystyle (ax)^{2}+2abx+b^{2}=(ax+b)^{2},}
{displaystyle (ax+b)^{2}=0,}
x=-{frac {b}{a}}.

Выделение полного квадрата суммы (разности)[править | править код]

Также названную формулу применяют, пользуясь методом, получившим названия «выделение полного квадрата суммы (разности)». Применительно к приведённому квадратному уравнению с введёнными ранее обозначениями, это означает следующее:

  1. прибавляют и отнимают одно и то же число:
    x^{2}+px+({frac {p}{2}})^{2}-({frac {p}{2}})^{2}+q=0;.
  2. применяют формулу к полученному выражению, переносят вычитаемое и свободный член в правую часть:
    {displaystyle (x^{2}+2{frac {p}{2}}x+({frac {p}{2}})^{2})+(-({frac {p}{2}})^{2}+q)=0,}
    (x+{frac {p}{2}})^{2}={frac {p^{2}}{4}}-q;
  3. извлекают из левой и правой частей уравнения квадратный корень и выражают переменную:
    {displaystyle x+{frac {p}{2}}=pm {sqrt {{frac {p^{2}}{4}}-q}},}
    x_{1,2}=-{frac {p}{2}}pm {sqrt {{frac {p^{2}}{4}}-q}}.

Примечание: данная формула совпадает с предлагаемой в разделе «Корни приведённого квадратного уравнения», которую, в свою очередь, можно получить из общей формулы (1) путём подстановки равенства a = 1. Этот факт не просто совпадение: описанным методом, произведя, правда, некоторые дополнительные рассуждения, можно вывести и общую формулу, а также доказать свойства дискриминанта.

VI способ. Использование прямой и обратной теоремы Виета[править | править код]

Прямая теорема Виета (см. ниже) и обратная ей теорема позволяют решать приведённые квадратные уравнения устно, не прибегая к вычислениям по формуле (1).

Согласно обратной теореме, всякая пара чисел (число) x_{1},x_{2}, будучи решением системы уравнений

{displaystyle {begin{cases}x_{1}+x_{2}=-p,\x_{1}x_{2}=q,end{cases}}}
являются корнями уравнения x^{2}+px+q=0.

Подобрать устно числа, удовлетворяющие этим уравнениям, поможет прямая теорема. С её помощью можно определить знаки корней, не зная сами корни. Для этого следует руководствоваться правилом:

1) если свободный член отрицателен, то корни имеют различный знак, и наибольший по модулю из корней — знак, противоположный знаку второго коэффициента уравнения;
2) если свободный член положителен, то оба корня обладают одинаковым знаком, и это — знак, противоположный знаку второго коэффициента.

VII способ. Метод «переброски»[править | править код]

По своей сущности метод «переброски» является просто модификацией теоремы Виета.

Метод «переброски» — это сведение уравнения, которое нельзя привести так, чтобы все коэффициенты остались целыми, к приведённому уравнению с целыми коэффициентами:

1) умножаем обе части на старший коэффициент:
{displaystyle ax^{2}+bx+c=0quad mid ;cdot a,}
{displaystyle (ax)^{2}+b(ax)+ac=0;}
2) заменяем {displaystyle y=axcolon }
{displaystyle y^{2}+by+ac=0.}

Далее решаем уравнение относительно y по методу, описанному выше, и находим x = y/a.

Как можно заметить, в методе «переброски» старший коэффициент как раз «перебрасывается» к свободному члену.

Графическое решение квадратного уравнения[править | править код]

Квадратное уравнение.gif

Графиком квадратичной функции является парабола. Решениями (корнями) квадратного уравнения называют абсциссы точек пересечения параболы с осью абсцисс. Если парабола, описываемая квадратичной функцией, не пересекается с осью абсцисс, уравнение не имеет вещественных корней. Если парабола пересекается с осью абсцисс в одной точке (в вершине параболы), уравнение имеет один вещественный корень (также говорят, что уравнение имеет два совпадающих корня). Если парабола пересекает ось абсцисс в двух точках, уравнение имеет два вещественных корня (см. изображение справа.)

Если коэффициент a положительный, ветви параболы направлены вверх и наоборот. Если коэффициент b положительный (при положительном a, при отрицательном наоборот), то вершина параболы лежит в левой полуплоскости и наоборот.

Графический способ решения квадратных уравнений[править | править код]

Помимо универсального способа, описанного выше, существует так называемый графический способ. В общем виде этот способ решения рационального уравнения вида f(x)=g(x) заключается в следующем: в одной системе координат строят графики функций y=f(x) и y=g(x) и находят абсциссы общих точек этих графиков; найденные числа и будут корнями уравнения.

Есть всего пять основных способов графического решения квадратных уравнений.

Приём I[править | править код]

Для решения квадратного уравнения ax^{2}+bx+c=0 строится график функции y=ax^{2}+bx+c
и отыскиваются абсциссы точек пересечения такого графика с осью x.

Приём II[править | править код]

Для решения того же уравнения этим приёмом уравнение преобразуют к виду ax^{2}=-bx-c
и строят в одной системе координат графики квадратичной функции y=ax^{2} и линейной функции y=-bx-c, затем находят абсциссу точек их пересечения.

Приём III[править | править код]

Данный приём подразумевает преобразование исходного уравнения к виду a(x+l)^{2}+m=0, используя метод выделения полного квадрата суммы (разности) и затем в a(x+l)^{2}=-m. После этого строятся график функции y=a(x+l)^{2} (им является график функции y=ax^{2}, смещённый на |l| единиц масштаба вправо или влево в зависимости от знака) и прямую y=-m, параллельную оси абсцисс. Корнями уравнения будут абсциссы точек пересечения параболы и прямой.

Приём IV[править | править код]

Квадратное уравнение преобразуют к виду ax^{2}+c=-bx, строят график функции y=ax^{2}+c (им является график функции y=ax^{2}, смещённый на c единиц масштаба вверх, если этот коэффициент положителен, либо вниз, если он отрицателен), и y=-bx, находят абсциссы их общих точек.

Приём V[править | править код]

Квадратное уравнение преобразуют к особому виду:

{displaystyle {dfrac {ax^{2}}{x}}+{dfrac {bx}{x}}+{dfrac {c}{x}}={dfrac {0}{x}};}
{displaystyle ax+b+{dfrac {c}{x}}=0;}

затем

{displaystyle ax+b=-{dfrac {c}{x}}.}

Совершив преобразования, строят графики линейной функции y=ax+b и обратной пропорциональности y=-{frac {c}{x}}; (cnot =0), отыскивают абсциссы точек пересечения этих графиков. Этот приём имеет границу применимости: если c=0, то приём не используется.

Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки[править | править код]

Описанные выше приёмы графического решения имеют существенные недостатки: они достаточно трудоёмки, при этом точность построения кривых — парабол и гипербол — низка. Указанные проблемы не присущи предлагаемому ниже методу, предполагающему относительно более точные построения циркулем и линейкой.

Чтобы произвести такое решение, нужно выполнить нижеследующую последовательность действий.

  1. Построить в системе координат Oxy окружность с центром в точке {displaystyle Sleft(-{dfrac {b}{2a}};{dfrac {a+c}{2a}}right)}, пересекающую ось Oy в точке {displaystyle Cleft(0;,1right)}.
  2. Далее возможны три случая:

Доказательство

Иллюстрация к доказательству.

Рассматриваемый способ предполагает построение окружности, пересекающей ось ординат в точках (точке), абсциссы которых являются корнями (или корнем) решаемого уравнения. Как нужно строить такую окружность? Предположим, что она уже построена. Окружность определяется однозначно заданием трёх своих точек. Пусть в случае, если корня два, это будут точки A(x_{1};0),B(x_{2};0),C(0;1), где x_{1},x_{2}, естественно, действительные корни квадратного уравнения (подчёркиваем: если они имеются). Найдём координаты центра такой окружности. Для этого докажем, что эта окружность проходит через точку D(0;{frac {c}{a}}). Действительно, согласно теореме о секущих, в принятых обозначениях выполняется равенство OAcdot OB=OCcdot OD (см рисунок). Преобразовывая это выражение, получаем величину отрезка OD, которой и определяется искомая ордината точки D: {displaystyle OD={dfrac {OAcdot OB}{OC}}={frac {x_{1}x_{2}}{1}}={frac {c}{a}}} (в последнем преобразовании использована теорема Виета (см. ниже в одноимённом разделе)). Если же корень один, то есть ось абсцисс будет касательной к такой окружности, и окружность пересекает ось y в точке с ординатой 1, то она обязательно пересечёт её и в точке с указанной выше ординатой (в частности, если 1=c/a, это могут быть совпадающие точки), что доказывается аналогично с использованием уже теоремы о секущей и касательной, являющаяся частным случаем теоремы о секущих. В первом случае ({displaystyle {dfrac {c}{a}}not =1}), определяющими будут точка касания, точка оси y с ординатой 1, и её же точка с ординатой {displaystyle {dfrac {c}{a}}}. Если c/a и 1 – совпадающие точки, а корня два, определяющими будут эта точка и точки пересечения с осью абсцисс. В случае, когда (1=c/a) и корень один, указанных сведений достаточно для доказательства, так как такая окружность может быть только одна – её центром будет вершина квадрата, образуемого отрезками касательных и перпендикулярами, а радиус – стороне этого квадрата, составляющей 1. Пускай S – центр окружности, имеющей с осью абсцисс две общие точки. Найдём его координаты: для этого опустим от этой точки перпендикуляры к координатным осям. Концы этих перпендикуляров будут серединами отрезков AB и CD – ведь треугольники ASB и CSD равнобедренные, так как в них AS=BS=CS=DS как радиусы одной окружности, следовательно, высоты в них, проведённые к основаниям, также являются и медианами. Найдём координаты середин названных отрезков. Так как парабола симметрична относительно прямой {displaystyle x=-{dfrac {b}{2a}}}, то точка этой прямой с такой же абсциссой будет являться серединой отрезка AB. Следовательно, абсцисса точки S равна этому числу. В случае же, если уравнение имеет один корень, то ось x является касательной по отношению к окружности,поэтому, согласно её свойству, её радиус перпендикулярен оси, следовательно, и в этом случае указанное число – абсцисса центра. Её ординату найдём так: {displaystyle {dfrac {CD}{2}}={dfrac {OC+(OC+CD)}{2}}={dfrac {OC+OD}{2}}={dfrac {1+{dfrac {c}{a}}}{2}}={dfrac {a+c}{2a}}}. В третьем из возможных случаев, когда ca=1 (и, значит, a=c), то {displaystyle {dfrac {c}{a}}=1={dfrac {2a}{2a}}={dfrac {a+c}{2a}}}.

Итак, нами найдены необходимые для построения данные. Действительно, если мы построим окружность с центром в точке {displaystyle S(-{dfrac {b}{2a}};{dfrac {c+a}{2a}})}, проходящую через точку C(0;1), то она, в случаях, когда уравнение имеет действительные корни, пересечёт ось x в точках, абсциссы которых есть эти корни. Причём, если длина радиуса больше длины перпендикуляра к оси Ox, то уравнение имеет два корня (предположив обратное, мы бы получили противоречие с доказанным выше), если длины равны, то один (по той же причине), если же длина радиуса меньше длины перпендикуляра, то окружность не имеет общих точек с осью x, следовательно, и действительных корней у уравнения нет (доказывается тоже от противного: если корни есть, то окружность, проходящая через A, B, C совпадает с данной, и поэтому пересекает ось, однако она не должна пересекать ось абсцисс по условию, значит, предположение неверно).

Корни квадратного уравнения на множестве комплексных чисел[править | править код]

Уравнение с действительными коэффициентами[править | править код]

Квадратное уравнение с вещественными коэффициентами a,~b,~c всегда имеет с учётом кратности два комплексных корня, о чём гласит основная теорема алгебры. При этом, в случае неотрицательного дискриминанта корни будут вещественными, а в случае отрицательного — комплексно-сопряжёнными:

Уравнение с комплексными коэффициентами[править | править код]

В комплексном случае квадратное уравнение решается по той же формуле (1) и указанным выше её вариантам, но различимыми являются только два случая: нулевого дискриминанта (один двукратный корень) и ненулевого (два корня единичной кратности).

Корни приведённого квадратного уравнения[править | править код]

Квадратное уравнение вида x^{2}+px+q=0, в котором старший коэффициент a равен единице, называют приведённым. В этом случае формула для корней (1) упрощается до

x_{1,2}=-{frac {p}{2}}pm {sqrt {left({frac {p}{2}}right)^{2}-q}}.

Мнемонические правила:

  • Из «Радионяни»:

«Минус» напишем сначала,
Рядом с ним p пополам,
«Плюс-минус» знак радикала,
С детства знакомого нам.
Ну, а под корнем, приятель,
Сводится всё к пустяку:
p пополам и в квадрате
Минус прекрасное[2] q.

  • Из «Радионяни» (второй вариант):

p, со знаком взяв обратным,
На два мы его разделим,
И от корня аккуратно
Знаком «минус-плюс» отделим.
А под корнем очень кстати
Половина p в квадрате
Минус q — и вот решенья,
То есть корни уравненья.

  • Из «Радионяни» (третий вариант на мотив Подмосковных вечеров):

Чтобы x найти к половине p,

Взятой с минусом не забудь,
Радикал приставь с плюсом минусом,
Аккуратно, не как-нибудь.
А под ним квадрат половины p,

Ты, убавь на q и конец,
Будет формула приведенная,
Рассуждений твоих венец.
Будет формула приведенная,
Рассуждений твоих венец.

Теорема Виета [3][править | править код]

Формулировка для приведённого квадратного уравнения[править | править код]

Сумма корней приведённого квадратного уравнения x^{2}+px+q=0 (вещественных или комплексных) равна второму коэффициенту p, взятому с противоположным знаком, а произведение этих корней — свободному члену q:

x_{1}+x_{2}=-p,quad x_{1}x_{2}=q.

С его помощью приведённые уравнения можно решать устно:

Для неприведённого квадратного уравнения[править | править код]

В общем случае, то есть для неприведённого квадратного уравнения {displaystyle ax^{2}+bx+c=0colon }

{displaystyle {begin{cases}x_{1}+x_{2}=-b/a,\x_{1}x_{2}=c/a.end{cases}}}

На практике (следуя методу «переброски») для вычисления корней применяется модификация теорема Виета:

{displaystyle {begin{cases}x_{1}+x_{2}=-b/a&mid cdot a,\x_{1}x_{2}=c/a&mid cdot a^{2};end{cases}}}
{displaystyle {begin{cases}(ax_{1})+(ax_{2})=-b,\(ax_{1})(ax_{2})=ac,end{cases}}}

по которой можно устно находить ax1, ax2, а оттуда — сами корни:

Но у некоторых неприведённых уравнений корни можно устно угадать даже по стандартной теореме Виета:

Разложение квадратного трёхчлена на множители и теоремы, следующие из этого[править | править код]

Если известны оба корня квадратного трёхчлена, его можно разложить по формуле

{displaystyle ax^{2}+bx+c=a(x-x_{1})(x-x_{2})} (2)

Доказательство[править | править код]

Для доказательства этого утверждения воспользуемся теоремой Виета. Согласно этой теореме, корни x_{1} и x_{2} квадратного уравнения ax^{2}+bx+c=0 образуют соотношения с его коэффициентами: {displaystyle x_{1}+x_{2}=-{frac {b}{a}}, x_{1}x_{2}={frac {c}{a}}}. Подставим эти соотношения в квадратный трёхчлен:

{displaystyle {begin{alignedat}{2}ax^{2}+bx+c&=a(x^{2}+{frac {b}{a}}x+{frac {c}{a}})=a(x^{2}-(x_{1}+x_{2})x+x_{1}x_{2})=\&=a(x^{2}-x_{1}x-x_{2}x+x_{1}x_{2})=a(x(x-x_{1})-x_{2}(x-x_{1}))\&=a(x-x_{1})(x-x_{2}).end{alignedat}}}

В случае нулевого дискриминанта это соотношение становится одним из вариантов формулы квадрата суммы или разности.

Из формулы (2) имеются два важных следствия:

Следствие 1[править | править код]

Если квадратный трёхчлен раскладывается на линейные множители с вещественными коэффициентами, то он имеет вещественные корни.

Доказательство[править | править код]

Пусть ax^{2}+bx+c=(kx+m)(nx+l). Тогда, переписав это разложение, получим:

(kx+m)(nx+l)=k(x+{frac {m}{k}})n(x+{frac {l}{n}})=kn(x-(-{frac {m}{k}}))(x-(-{frac {l}{n}})).

Сопоставив полученное выражение с формулой (2), находим, что корнями такого трёхчлена являются -{frac {m}{k}} и -{frac {l}{n}}. Так как коэффициенты вещественны, то и числа, противоположные их отношениям также являются элементами множества mathbb {R} .

Следствие 2[править | править код]

Если квадратный трёхчлен не имеет вещественных корней, то он не раскладывается на линейные множители с вещественными коэффициентами.

Доказательство[править | править код]

Действительно, если мы предположим противное (что такой трёхчлен раскладывается на линейные множители), то, согласно следствию 1, он имеет корни в множестве mathbb {R} , что противоречит условию, а потому наше предположение неверно, и такой трёхчлен не раскладывается на линейные множители.

Для квадратичной функции:
f (x) = x2x − 2 = (x + 1)(x − 2) действительной переменной x, x — координаты точки, где график пересекает ось абсцисс, x = −1 и x = 2, являются решениями квадратного уравнения: x2x − 2 = 0.

Уравнения, сводящиеся к квадратным[править | править код]

Алгебраические[править | править код]

Уравнение вида acdot f^{2}(x)+bcdot f(x)+c=0 является уравнением, сводящимся к квадратному.

В общем случае оно решается методом введения новой переменной, то есть заменой {displaystyle f(x)=t,~tin {mathcal {E}}(f),} где {mathcal {E}} — множество значений функции f, c последующим решением квадратного уравнения acdot t^{2}+bcdot t+c=0.

Также при решении можно обойтись без замены, решив совокупность двух уравнений:

f(x)={frac {-b-{sqrt {b^{2}-4cdot acdot c}}}{2a}} и
f(x)={frac {-b+{sqrt {b^{2}-4cdot acdot c}}}{2a}}

К примеру, если f(x)=x^{2}, то уравнение принимает вид:

{displaystyle ax^{4}+bx^{2}+c=0.}

Такое уравнение 4-й степени называется биквадратным[4][1].

С помощью замены

y=x+{dfrac {k}{x}}

к квадратному уравнению сводится уравнение

ax^{4}+bx^{3}+cx^{2}+kbx+k^{2}a=0,

известное как возвратное или обобщённо-симметрическое уравнение[1].

Дифференциальные[править | править код]

Линейное однородное дифференциальное уравнение с постоянными коэффициентами второго порядка

y''+py'+qy=0

подстановкой y=e^{kx} сводится к характеристическому квадратному уравнению:

k^{2}+pk+q=0

Если решения этого уравнения k_{1} и k_{2} не равны друг другу, то общее решение имеет вид:

y=Ae^{k_{1}x}+Be^{k_{2}x}, где A и B — произвольные постоянные.

Для комплексных корней k_{1,2}=k_{r}pm k_{i}i можно переписать общее решение, используя формулу Эйлера:

{displaystyle y=e^{k_{r}x}left(Acos {k_{i}x}+Bsin {k_{i}x}right)=Ce^{k_{r}x}cos(k_{i}x+varphi ),}

где A, B, C, φ — любые постоянные. Если решения характеристического уравнения совпадают k_{1}=k_{2}=k, общее решение записывается в виде:

y=Axe^{kx}+Be^{kx}

Уравнения такого типа часто встречаются в самых разнообразных задачах математики и физики, например, в теории колебаний или теории цепей переменного тока.

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Квадратное уравнение; Квадратный трёхчлен // Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А. П. Савин. — М.: Педагогика, 1985. — С. 133-136. — 352 с.

Ссылки[править | править код]

  • Weisstein, Eric W. Quadratic Equation (англ.) на сайте Wolfram MathWorld.
  • Вывод формулы корней полного квадратного уравнения. Решение приведённых квадратных уравнений и уравнений с чётным вторым коэффициентом Архивная копия от 28 января 2016 на Wayback Machine / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  • Математические методы

Почему я сейчас пишу эту статью?

Потому, что, наблюдая за детьми, когда они сражаются сами с собой, вычисляя дискриминант с многозначными числовыми коэффициентами, мне становится их жалко. Они знают лишь один способ решения квадратного уравнения – по формулам (см. картинку 1 ниже). В своей статье я расскажу ещё о девяти способах нахождения его корней.

Хитом среди способов решения квадратного уравнения (и он занимает первое место в нашем списке) становится способ решения квадратного уравнения по готовым формулам.

Картинка 1
Картинка 1

Но сможете ли Вы с лёгкостью решить этим способом, например, такие уравнения, как на картинке 2 (см. ниже)?

Картинка 2
Картинка 2

Удивительное рядом: применяя формулы для отыскания корней квадратного уравнения, ученики не могут объяснить, откуда они берутся. Я не стану в этой статье их выводить, а для пытливых посоветую обратиться к учебникам и хотя бы один раз прочитать теоретический материал. Но если всё же кому-то понадобится моя помощь, то вывод формул могу прикрепить в комментариях.

Итак, какой же способ решения квадратного уравнения стоит на втором месте по частоте его применения? Нет, не так, по остаточным воспоминаниям о нём?

Второе место присуждается способу отыскания корней квадратного уравнения по обратной теореме Виета (см. картинку 3).

Картинка 3
Картинка 3

Замечу, что большинству школьников он кажется слишком “мудрёным”, поэтому его используют реже, чем первый (см. картинку 4).

Третьим по популярности способом решения квадратного уравнения является метод разложения на множители. Он успешно применяется в неполных квадратных уравнениях, когда b=0 или с=0 (картинки 5,6). Интересен следующий факт: в “решебниках” из интернета часто используется именно третий способ, причём даже тогда, когда уравнение содержит полный набор слагаемых.

Картинка 5
Картинка 5
Картинка 6
Картинка 6

Следующий способ решения квадратного уравнения, занимающий четвёртую позицию в списке, – это метод извлечения квадратного корня из обеих частей уравнения. К сожалению, применяя его, ученики часто допускают ошибки. Думаю, это происходит потому, что они не знают свойств квадратного корня, модуля и свойств неравенств. На картинках 7 и 8 я покажу, для каких квадратных уравнений его стоит применять, и как это делать правильно.

Картинка 7
Картинка 7
Картинка 8
Картинка 8

Пятая строчка нашего списка отдаётся способу решения квадратного уравнения, имеющего чётное значение коэффициента b (картинка 9). Я считаю этот способ решения весьма эффективным, особенно в тех случаях, когда нельзя применить способы 6 и 7 (о них будет рассказано ниже), а значения коэффициентов уравнения представляются многозначными числами . При нахождении корней этим способом мы извлекаем двойную выгоду: 1) находим дискриминант в 4 раза меньший, чем “обычный”, 2) нам не приходится сначала выносить из-под корня числа, затем раскладывать на множители числитель и “сокращать” дробь.

Картинка 9
Картинка 9
Картинка 10
Картинка 10

Шестой и седьмой способы решения квадратного уравнения опираются на следствия к обратной теореме Виета.

Назову шестым способ решения квадратного уравнения с нулевым значением суммы всех его коэффициентов (картинка 11).

Картинка 11
Картинка 11

На седьмом месте находится способ решения квадратного уравнения с коэффициентом b, равным сумме a и с (картинка 12).

Картинка 12
Картинка 12

Восьмое место отдаётся способу решения квадратного уравнения методом подбора. Этот не очень популярный метод оказывается весьма полезным, если ученик может делить многочлены “уголком” на линейные многочлены. Метод решения опирается на следствие к теореме Безу (см. картинку 13). Первый корень находится подбором, затем многочлен делится “уголком” на разность (х-найденный корень).

Картинка 13
Картинка 13

В каких задачах можно применять восьмой способ решения? Показываю на картинке 14.

Картинка 14
Картинка 14

Отдадим девятое место одному из самых трудных для понимания способов решения квадратного уравнения – методу выделения полного квадрата. Как он работает, покажу на картинке 15.

Топ-10 способов решения квадратного уравнения завершает самый не популярный способ его решения – графический. Я не могла не упомянуть о нём, так как он часто используется при решении задач с параметрами на экзаменах и в 9-ом и в 11-ом классе. Рассмотрим его на примере.

Надеюсь, что статья оказалась Вам полезной.

С уважением, автор.

(a = 4);

(b = -3);

(c = 1).

Корни квадратного уравнения вычисляют по формулам:

 x1

 (=)

−b+D2⋅a

;    

x2

 (=) 

−b−D2⋅a

,  где (D =)

b2
−4ac

.

(D) называется дискриминантом.

По значению дискриминанта можно определить количество корней квадратного уравнения.

Если (D < 0) (отрицательный), то у уравнения нет действительных корней.

Если (D = 0), то у уравнения два равных корня.

Если (D > 0) (положительный), то у уравнения два различных корня.

Приведённое квадратное уравнение (коэффициент при

x2

 равен (1), т. е. (а = 1))

x2+bx+c=0

можно решить с помощью обратной теоремы Виета:

x1⋅x2=cx1+x2=−b

Неполные квадратные уравнения

Неполные квадратные уравнения имеют (2) вида:

1. если (c = 0), то

ax2+bx=0

;

2. если (b = 0), то

ax2+c=0

.

Неполные квадратные уравнения можно решать с помощью формул дискриминанта, но рациональнее выбрать специальные способы:

1.

ax2+bx=0

 можно решить, разложив на множители (вынести за скобку (x))

 (x = 0)  или (ax+b=0).     Значит, один корень равен (0), а второй корень

x=−ba

(т. к. произведение двух чисел равно (0) только тогда, когда хотя бы один из множителей равен (0)). 
 

2×2−30x=0;x2x−30=0;x=0,или2x−30=0;2x=30;x=15.

Ответ: (x = 0);  (x = 15).

2.

ax2+c=0

 можно решить, извлекая корень из каждой части уравнения.

ax2=−c

; (обе стороны делятся на (a)) 

x2=−ca

.

 (|x| =)

−ca

.   Извлекая корень из правой части уравнения, получаем (x) по модулю.

Это значит, что

4×2−100=0;4×2=100|:4×2=25;x=25;

из этого следует, что

x=5

 или

x=−5

.

x2+36=0;x2=−36. 

У уравнения нет решения, т. к. квадратный корень из отрицательного числа не имеет смысла (также известно, что число во второй степени не может быть отрицательным).

Ответ: корней нет.

В предыдущих уроках мы разбирали
«Как решать линейные уравнения», то есть
уравнения первой степени. В этом уроке мы разберем, что называют квадратным уравнением и как его решать.

Что называют квадратным уравнением

Важно!
Галка

Степень уравнения определяют по наибольшей степени, в которой
стоит неизвестное.

Если максимальная степень, в которой стоит неизвестное — «2»,
значит, перед вами квадратное уравнение.

Примеры квадратных уравнений

  • 5x2 − 14x + 17 = 0
  • −x2 + x + = 0
  • x2 + 0,25x = 0
  • x2 − 8 = 0

Важно!
ГалкаОбщий вид квадратного уравнения выглядит так:

ax2 + bx + c = 0

«a», «b» и «c» — заданные числа.

  • «a» — первый или старший коэффициент;
  • «b» — второй коэффициент;
  • «c» — свободный член.

Чтобы найти «a», «b» и «c»
нужно сравнить свое уравнение с общим видом квадратного уравнения
«ax2 + bx + c = 0».

Давайте потренируемся определять
коэффициенты «a», «b»
и «c» в квадратных уравнениях.

Уравнение Коэффициенты
5x2 − 14x + 17 = 0
  • a = 5
  • b = −14
  • с = 17
−7x2 − 13x + 8 = 0
  • a = −7
  • b = −13
  • с = 8
−x2 + x +

1
3

= 0

  • a = −1
  • b = 1
  • с =
    1
    3
x2 + 0,25x = 0
  • a = 1
  • b = 0,25
  • с = 0
x2 − 8 = 0
  • a = 1
  • b = 0
  • с = −8

Как решать квадратные уравнения

В отличии от линейных уравнений для решения квадратных уравнений используется специальная
формула для нахождения корней.

Запомните!
!

Чтобы решить квадратное уравнение нужно:

  • привести квадратное уравнение к общему виду «ax2 + bx + c = 0».
    То есть в правой части должен остаться только «0»;
  • использовать формулу для корней:

Давайте на примере разберем, как применять формулу для нахождения корней квадратного уравнения. Решим квадратное уравнение.

x2 − 3x − 4 = 0

Уравнение «
x2 − 3x − 4 = 0
» уже приведено к общему виду «ax2 + bx + c = 0» и не требует дополнительных упрощений.
Для его решения нам достаточно применить формулу нахождения корней квадратного уравнения.

Определим коэффициенты «a», «b» и
«c» для этого уравнения.

Уравнение Коэффициенты
x2 − 3x − 4 = 0
  • a = 1
  • b = −3
  • с = −4

Подставим их в формулу и найдем корни.


x2 − 3x − 4 = 0

x1;2 =

x1;2 =

−(−3) ±
(−3)2 − 4 · 1· (−4)
2 · 1

x1;2 =

x1;2 =

x1;2 =

x1 =

x2 =

x1 =

x2 =

x1 = 4

x2 = −1


Ответ: x1 = 4; x2 = −1

Важно!
Галка

Обязательно выучите наизусть формулу для нахождения корней.

С её помощью решается любое квадратное уравнение.

В формуле «x1;2 = » часто заменяют подкоренное выражение
«b2 − 4ac» на букву «D» и называют
дискриминантом. Более подробно понятие дискриминанта рассматривается в уроке
«Что такое дискриминант».


Рассмотрим другой пример квадратного уравнения.

x2 + 9 + x = 7x

В данном виде определить коэффициенты «a», «b» и
«c» довольно сложно.
Давайте вначале приведем уравнение к общему виду «ax2 + bx + c = 0».

Используем
правило переноса и
упростим подобные
члены.

x2 + 9 + x = 7x
x2 + 9 + x − 7x = 0
x2 + 9 − 6x = 0
x2 − 6x + 9 = 0

Теперь можно использовать формулу для корней.


x1;2 =

−(−6) ±
(−6)2 − 4 · 1 · 9
2 · 1

x1;2 =

x1;2 =

x1;2 =

x =

x = 3


Ответ: x = 3


Бывают случаи, когда в квадратных уравнениях нет корней. Такая ситуация возникает, когда в формуле под корнем
оказывается отрицательное число.

Мы помним из определения квадратного корня о том,
что извлекать квадратный корень из отрицательного числа
нельзя.

Рассмотрим пример квадратного уравнения, у которого нет корней.


5x2 + 2x = − 3
5x2 + 2x + 3 = 0

x1;2 =

−2 ±
22 − 4 · 3 · 5
2 · 5

x1;2 =

x1;2 =

Ответ: нет действительных корней.

Итак, мы получили ситуацию, когда под корнем стоит отрицательное число.
Это означает, что в уравнении нет корней. Поэтому в ответ мы так и записали «Нет действительных корней».

Важно!
Галка

Что означают слова «нет действительных корней»? Почему нельзя просто написать «нет корней»?

На самом деле корни в таких случаях есть, но в рамках школьной программы они не проходятся, поэтому и в
ответ мы записываем, что среди действительных чисел корней нет. Другими словами «Нет действительных корней».

Неполные квадратные уравнения

Иногда встречаются квадратные уравнения, в которых отсутсвуют в явном виде коэффициенты «b» и/или
«c». Как например, в таком уравнении:

4x2 − 64 = 0

Такие уравнения называют неполными квадратными уравнениями. Как их решать рассмотрено в уроке
«Неполные квадратные уравнения».


Ваши комментарии

Важно!
Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи

«ВКонтакте».

Пришелец пожимает плечами

Оставить комментарий:

8 мая 2018 в 19:54

Safie Bekirova
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Safie Bekirova
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

0,5х(4х2-1)(5х2+2)

0
Спасибоthanks
Ответить

10 мая 2018 в 10:09
Ответ для Safie Bekirova

Ульяночка Звонкова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Ульяночка Звонкова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1


вродебы-2,5embarassed

0
Спасибоthanks
Ответить

29 ноября 2015 в 15:30

Евгения Краснова
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Евгения Краснова
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

Не можем решить уравнение: (х+1)2015 + (х+1)2014 * (х-1) + (х+1)2013 * (х-1)2 +…..+ (х-1)2015 = 0 2015,2014,2013 и 2 — это степени

0
Спасибоthanks
Ответить

12 июня 2016 в 1:55
Ответ для Евгения Краснова

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


Ответ: x = 0.
y =  .
1 + y + y2 +… + y2015 =   = 0.

0
Спасибоthanks
Ответить

12 августа 2015 в 23:35

Наталья Афонина
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(^-^)
Наталья Афонина
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 1

(x2-4)|x|+3=0

0
Спасибоthanks
Ответить

9 июня 2016 в 14:40
Ответ для Наталья Афонина

Евгений Фёдоров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60

(^-^)
Евгений Фёдоров
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 60


±1; ±(?13 ? 1)/2.

0
Спасибоthanks
Ответить

9 августа 2015 в 20:06

Andrey Porshnev
(^-^)
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

(^-^)
Andrey Porshnev
Профиль
Благодарили: 0

Сообщений: 2

x2-3x-4 Как преобразовать это выражение к виду (x-4)?
Подскажите пожалуйста)

0
Спасибоthanks
Ответить

20 августа 2015 в 11:34
Ответ для Andrey Porshnev

Борис Гуров
(^-^)
Профиль
Благодарили: 1

Сообщений: 28

(^-^)
Борис Гуров
Профиль
Благодарили: 1

Сообщений: 28


Здравствуй, Андрей.

Сперва тебе необходимо найти корни своего уравнения по формуле:

x1;2

 

После этого достаточно воспользоваться формулой:
ax2 + bx + c = a (x — x1)(x — x2), где x1 и x2 — корни уравнения.

0
Спасибоthanks
Ответить


Добавить комментарий