Алгоритм “Определения корня слова”
Скачать материал
без ожидания
Скачать материал
без ожидания
- Сейчас обучается 642 человека из 77 регионов
- Сейчас обучается 859 человек из 78 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 256 892 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 30.12.2015
- 757
- 1
- 30.12.2015
- 782
- 0
Рейтинг:
4 из 5
- 30.12.2015
- 3011
- 76
- 30.12.2015
- 2229
- 11
- 30.12.2015
- 688
- 1
Рейтинг:
5 из 5
- 30.12.2015
- 7556
- 162
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»
-
Курс повышения квалификации «Профессиональная компетентность педагогов в условиях внедрения ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Средства педагогического оценивания и мониторинга в работе учителя в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Содержательные аспекты профессионального и личностного развития педагогических работников в рамках реализации профессионального стандарта»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»
-
Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Скачать материал (медленно)
Настоящий материал опубликован пользователем Саковец Людмила Николаевна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 7 лет и 4 месяца
- Подписчики: 1
- Всего просмотров: 11914
-
Всего материалов:
8
Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.
Как научить ребенка разбирать слова по составу?
Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.
Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:
- ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
- не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
- не владеет алгоритмом разбора слов по составу.
Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.
Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.
Корень
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Приставка
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.
Суффикс
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.
Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.
Окончание
Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.
Основа слова
Основа слова – это часть слова без окончания.
В основу слова входит приставка, корень и суффикс.
Второе — это знать, как правильно находить ту или иную часть слова.
Проверь свои знания
Тест «Состав слова»
1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?
а) антонимы;
б) синонимы;
в) родственные.
2. Часть слова без окончания называется:
а) основой;
б) корнем;
в) суффиксом.
3. Общая часть родственных слов называется:
а) основой;
б) корнем;
в) окончанием.
4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это:
а) окончание;
б) суффикс;
в) приставка.
5. Определи окончание в слове мечтой.
а) -той;
б) -ой;
в) -й.
6. Продолжи фразу. Основа слова — это:
а) изменяемая часть слова;
б) общая часть родственных слов;
в) часть слова без окончания.
7. Из каких частей может состоять основа слова?
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.
а) гусеница, гусь, гусята, густой;
б) школа, школьный, пришкольный, школьник;
в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.
9. Дополни фразу. Приставка — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) часть слова, которая стоит после корня;
в) служебная часть речи.
10. Какое из данных слов имеет приставку по-?
а) полезный;
б) подарок;
в) по дороге.
11. Дополни фразу. Суффикс — это:
а) часть слова, которая стоит перед корнем;
б) изменяемая часть слова;
в) часть слова, которая стоит после корня.
12. Выбери слово с суффиксом.
а) завод;
б) зонтик;
в) собака.
13. Выбери значимые части слова.
а) приставка, корень, окончание;
б) корень, суффикс, окончание;
в) приставка, корень, суффикс.
Третье — это необходимо запомнить порядок разбора слов по составу.
Схема морфемного разбора слова
- Определи слово как часть речи.
- У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
- Укажи основу слова.
- Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
- Выдели приставку.
- Выдели суффикс.
Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:
покупка
1. Часть речи -имя существительное
2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)
3. основа — ПОКУПК-
4. корень -КУП-
5. приставка ПО-
6. суффикс — -К-
пришкольный
1. Часть речи -прилагательное
2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)
3. основа — ПРИШКОЛЬН-
4. корень -ШКОЛЬ-
5. приставка ПРИ-
6. суффикс — -Н-
расцветают
1. Часть речи -глагол
2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)
3. основа — РАСЦВЕТА-
4. корень -ЦВЕТ-
5. приставка РАС-
6. суффикс — -А-
Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.
Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.
Самые распространённые приставки русского языка:
без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)
Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.
Самые распространённые суффиксы имен существительных
ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, —изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —льник, —льщик(-льщиц-), —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик)
Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.
Например:
- ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)
- иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)
- ист, щик, ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)
- ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
- ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно—ласкательную форму предмету.
Суффиксы прилагательных
—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(-инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), —чат, —к(а), —ск, —тель, —ист—
Суффиксы глаголов
—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л, —ну, —ся, сь, —ть (-ти)
Полезно помнить:
- л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)
- ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)
Пятое — обязательная тренировка.
Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.
Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.
Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.
1 вариант
1.Разбери слова по составу:
Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький
2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Тропа — …………………………………………………………………………
Трус — …………………………………………………………………………..
Тепло — …………………………………………………………………………
3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
беззащитный | дарить | вкусный | добрый | |
подъехать | вода | сводный | тяжёлый | |
безобразный | жизнь | съеденный | белый | |
донёс | пришкольный | водный | чёрный | |
простота | домашний | цветик | ключи | |
поворот | садик | свалка | рыба | |
замёрз | сухая | куча | курица | |
вышёл | дума | каменщик | смысл | |
завёл | жаркий | рыбка | одежда | |
подход | застава | лавка | сорока |
2 вариант
1)Разбери по составу:
качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток
2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Сырой — ………………………………………………………………………….
Стекло — …………………………………………………………………………
Стена — …………………………………………………………………………..
3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.
приставка | корень | суффикс | окончание | |
конь | лето | плакучий | мягкий | |
подтянул | локоток | мясник | молодость | |
вписать | проходить | зима | мяч | |
прожить | водитель | книга | сады | |
заяц | часы | кормовой | земляной | |
срок | котёнок | мир | ножницы | |
заря | школа | лесник | радость | |
ссора | покрасить | низкий | лодка | |
стул | сиреневый | погода | карандаш | |
подъезд | поле | крыша | полк |
По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.
Тренировочная работа по теме «Состав слова»
Если ребенку сложно учиться, то нужно ему помочь.
Предлагаю вам пособия, которые очень помогут вашему ребенку улучшить свою технику чтения, развить устную и письменную речь, мышление, внимание, память и повысить грамотность.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Осень
Вместо скучных списываний — интерес и прогресс!
Девиз этой рабочей тетради.
Умение хорошо читать и грамотно писать – залог успешной учёбы.
Задания рабочей тетради направлены на развитие навыков чтения и безошибочного письма.
«Хитрые» необычно зашифрованные тексты максимально включают мозг ребёнка в работу, одновременно с этим развивая внимание! память! технику чтения! и умение списывать без ошибок!
Поэтому тексты мы читаем, списываем и выполняем задания.
Рабочая тетрадь содержит тексты различной сложности с индивидуальными заданиями.
Кому необходимо данное пособие?
• Ребенку, который плохо читает;
• Ребенку, который допускает много ошибок при письме;
• Ребенку, у которого недостаточное внимание и слабая память;
• Учителю, который хочет разнообразить уроки и домашние задания;
• Родителю, который хочет помочь своему ребенку и получить действенный инструмент;
• Репетитору, который заинтересован в быстрых положительных результатах своего ученика.
Какую пользу принесут занятия по данному пособию ребёнку?
• Улучшение техники чтения;
• Развитие навыка понимания прочитанного;
• Повышение уровня орфографической зоркости;
• Развитие внимания;
• Улучшение памяти;
• Развитие навыка грамотного списывания текстов;
• Увеличение словарного запаса;
• Развитие навыка самоконтроля;
• Повышение уровня заинтересованности в учебе.
Рекомендуемая методика работы подробно изложена внутри пособия.
Рабочая тетрадь в формате PDF, 72 страницы.
Рекомендуемый возраст 7+
Подходит для индивидуальной и групповой работы.
Ольга Наумова «Хорошо читаю, грамотно пишу» Зима
О. Наумова ТРЕНИНГ Скорочтение и развитие речи
Этот ТРЕНИНГ полезно пройти каждому ребенку. Он прекрасно развивает мозг ребенка!
Удобный и результативный тренинг по скорочтению и развитию речи.
- 100 готовых текстов для развития навыков скорочтения.
- Гарантированный результат после прохождения.
- Лучшие приемы.
- Подходит как для индивидуальной работы, так и для работы с целым классом.
- Интересные тексты, написанные мастерами слова.
- Легко распечатать.
- Каждая страница содержит отдельный текст-задание.
- 180 страниц ценных упражнений.
- Самые результативные приёмы.
- 80 страниц дополнительных, самых эффективных упражнений по развитию речи, навыков скорочтения и внимания.
Пройдя тренинг, ваш ребёнок получит:
- Увеличение скорости и качества чтения в 2-3 раза;
- Развитие речи;
- Увеличение скорости мышления;
- Приобретение навыков осознанного чтения;
- Развитие внимания;
- Улучшение показателей в учёбе.
Тренинг успешно может быть использован родителями, репетиторами, учителями.
Самостоятельные занятия по ТРЕНИНГУ дома со своим ребенком позволяют полноценно заменить занятия с репетитором!
20 слоговых таблиц в подарок
Тренировочная рабочая тетрадь «Я умею сочинять»
О. Наумова НЕЙРОТРЕНИНГ Безударные гласные
Большой полноценный ТРЕНИНГ с выстроенной системой упражнений.
НЕЙРОТРЕНИНГ позволит продуктивно отработать самую распространенную и трудную орфограмму в русском языке — безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Что даст прохождение ТРЕНИНГА:
- повышение уровня грамотности;
- развитие внимания;
- активацию работы мозга;
- умение применять полученные знания на практике;
- увеличение скорости обработки информации;
- развитие речи;
- развитие памяти;
- улучшение успеваемости в школе и т.д.
Кому нужен этот ТРЕНИНГ?
- Ребенку, который делает ошибки на письме;
- Родителям, которые хотят разобраться в теме и помочь своему ребенку;
- Учителю, который использует нестандартные и действенные приёмы в обучении;
- Репетитору желающему в разы увеличить результативность своих занятий.
Что найдете в ТРЕНИНГЕ:
- Продуманную и проверенную на практике систему упражнений;
- 200 страниц результативных заданий;
- 9 уровней сложности нейроупражнений;
- Нестандартные и наиболее эффективные задания по основной теме;
- Упражнения для развития речи;
- Дополнительные задания к упражнениям на отработку знаний частей речи, состава слова, деления на слоги, умения составлять предложения и др.
В результате прохождения ТРЕНИНГА ребенок получит:
- умение видеть в текстах и слышать слова с безударными гласными;
- умение быстро и без ошибок подбирать проверочные слова;
- повышение грамотности в целом;
- развитие «орфографического чутья»;
- уменьшение количества ошибок;
- активацию работы мозга;
- развитие мышления;
- увеличение скорости мысли;
- улучшение показателей в учёбе.
ПОДХОДИТ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЫ.
Ольга Наумова НЕЙРОАЛФАВИТ
Упражнения тренажера — настоящий эликсир для любого мозга! Во время занятий идет эффективное развитие мышления, межполушарных связей, внимания, памяти.
В тренажере вы найдете:
- 72 таблицы для занятий;
- 9 уровней сложности + усложнения внутри каждого уровня;
- Четкие и удобные инструкции;
- Авторские таблицы, разработанные и усовершенствованные во время практических занятий с детьми.
Регулярные занятия позволят:
- улучшить мышление и память;
- сделать работу полушарий более слаженной;
- развить внимание;
- облегчить процесс чтения и письма;
- увеличить скорость реакции;
- повысить работоспособность;
- выработать устойчивость к отвлекающим факторам;
- улучшить показания в учебе.
Кому необходим этот тренажер?
- Любому ребенку, испытывающему какие-либо затруднения в учебе;
- Дошкольнику при подготовке к школе;
- Человеку, который хочет улучшить внимание и память;
- Любому ребенку, который хочет развить свои способности;
- Любому взрослому, который хочет стать более энергичным и успешным.
Т.е. упражнения будут полезны как детям (4+), так и взрослым!
Регулярные занятия очень быстро дадут видимый результат!
Заходите также в Книжную лавку за полезными книгами!
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Тип урока: Урок «открытия новых знаний».
Цель урока: создать условия для усвоения темы «Как найти в слове корень?»
Задачи урока:
- обобщить знания учащихся о кроне слова, научить находить и выделять эту часть слова, составить алгоритм;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации;
- работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
- Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи.
- Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Принятие и сохранение учебной задачи.
- Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
- Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
- Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- Осуществление контроля по результату и способу действия.
- Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
- Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
- Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа.
- Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.
- Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач.
- Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
- Владение общим способом решения задач.
- Установление причинно-следственных связей, аналогий.
- Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
- Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- Построение монолога, владение диалогической формой речи.
- Точная и последовательная передача необходимой информации.
- Использование речи для планирования и регуляции своего действия.
- Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.
- Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.
- Формулирование собственного мнения и позиции.
Предметные: ученик закрепит знания о корне как значимой части слова; научится находить корень слова; образовывать новые слова с помощью корня.
Средства обучения:
- мультимедиа
- учебник
- карточки для групповой и индивидуальной работы.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
Технологическая карта урока
I. ОРГМОМЕНТ
– Доброе утро.
Я рада приветствовать вас!
И пусть у нас в классе всем будет светло,
Пусть будет уютно и очень легкоДевочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
– В ваших глазах я увидела волнение, но думаю, что всё у нас получится.
– У вас на столах лежат карты урока, в которых мы будем сегодня работать.
– Сели правильно. Запишите дату в тетрадях.
II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА
На следующей строке запишите букву, которая в слове «октябрь» обозначает парный, глухой согласный звук.
– Какую букву записали? У кого верно.
Дописываем букву красиво, аккуратно до конца строки.
III. Формулирование темы урока
ЗАДАНИЕ 1. – Вставьте пропущенные буквы и запишите их в таблицу под соответствующим номером.
1) К (Красная площадь),
2) О (сОбака),
3) Р (Россия),
4) Е (дЕвочка),
5) -,
6) Ь (компЬютер).
– Плавной линией соедините буквы.
– Кто догадался какой буквы не хватает? (н) Какое слово получилось? (корень)
– Оцените ответ в рабочей карте.
– А что такое корень слова? (главная значимая часть слова В корне заключено общее лексическое значение всех однородных слов.)
– А всегда ли легко найти корень?
– Давайте сформулируем тему урока. (Как найти корень слова?)
Откройте учебник на стр.75,посмотрите, верно ли мы определили тему урока.
– На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как найти корень слова?)
IV. Работа по теме урока. Формирование умений и навыков
1. Самостоятельная работа со словами
ЗАДАНИЕ 2. – В рабочей карте найдите 2 задание и выполните его. Отметьте пары однокоренных слов, выделите в них корень.
Угол-уголь | побелка-белка |
Дуб-дубовый | вылепить-лепка |
– Проверим, как вы выполнили это здание. Кто правильно выполнил задание оцените себя в отдельном поле.
ФИЗМИНУТКА (зрительная зарядка)
2. Образно-словесное задание
– Мы отдохнули и продолжаем работать.
ЗАДАНИЕ 3. – С помощью рисунков подбери однокоренные слова, впишите недостающую часть слова.
(Светло, светлый, светлячок.
Старик, старушка, старинный.
Холод, холодильник, холодноватый.)
Выделите корень.
– Проверим корни: свет, старик, стар.
Оценку работы в карте отметьте, пожалуйста.
3. Работа с учебником. Работа в группах
– Для того чтобы сделать это без ошибки, надо выполнять по порядку нужные действия – алгоритм.
– Давайте поработаем в группах и попробуем составить алгоритм для выделения корня в слове. Повторим правила работы в группе (напоминалка на листочке).
– Для этого в учебнике на стр. 75 прочитайте теоретический материал и составьте алгоритм.
– Поднимите руку, чья группа смогла составить правильный алгоритм, как нужно находить и выделять корень в слове.
– Отметьте в ваших картах под номером _4__ваш вклад в работу группы. Оцените какую пользу принесли вы при выполнении этого задания.
4. ФИЗМИНУТКА (двигательная)
– Займите свои места
5. Работа в тетрадях и на доске
– Немного отдохнули? Продолжим дальше работать. В карте урока в поле под № 5 напишите, как называются слова, в которых есть общий корень.
– Следующее задание: я читаю слова, а вы записываете их и определяете и выделяете в них корень. ЗВОНКИЙ, ЗВОН, ЗВОНИТЬ, ЗВОНОК. (Я вызов к доске, кладу мелок)
– Какой корень вы выделили? Почему эти слова можно назвать однокоренными?
V. Проверка понимания темы и усвоения первичных знаний
– Продолжим, но уже устно. Если слова будут однокоренными, вы хлопните в ладоши, если нет, то потопаете ногами.
– Чистый, ореховый, морозный, вышивать.
– Мир, морской, садовник, засолить.
– Снег, снежный, подснежник, снегопад.
– Почему вы не хлопали вначале? Чем отличаются однокоренные слова?
6. Проблемное задание
– Итак, вы хорошо поняли, как определять корень в слове, знаете, какие слова являются однокоренными. Но я предлагаю вам ну очень сложное задание. Зато уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. В карте урока в задании № 6 я подготовила игру «Третий лишний». Учени, выполняя задание, допустил ошибки, вставь правильную букву и зачеркни лишнее слово.
- Г__ра, г__ревать, г__рный
- В__да, в__дитель, в__дяной
- С_ль, с_лить, с__лнчечный
ПРОВЕРКА
– Какую букву вставили? Какое правило повторили?
– Какое слово зачеркнули?
– Почему вы так сделали? (не однокоренное слово)
– Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
– Выделите в словах корень. Но ведь в словах 1 и 2 группы корень одинаковый!!! Почему же они не однокоренные? Молодцы!
– Оцените себя, как выполнили это задание.
7. Работа на повторение и контроль усвоения первичных знаний
– Снова возвращаем к работе в тетрадях. Составьте с любым словом из предыдущего задания небольшое предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи над словами, постарайтесь выделить корни в 1-2 словах.
ПРОВЕРКА (пройти и проверить в тетради)
VI. Домашнее задание
– Наш урок подходит к концу. И домашнее задание я даю вам на карточках. У каждого есть выбор в его выполнении. Думаю, что вы выберете задание по силам.
Третий уровень «5 Подчеркни лишнее слово. Выдели корень.
Рисовать, рисовый, рисунок Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое. |
Второй уровень «4» Найди однокоренные слова, выдели корень.
Корм, кормушка, корона, кормилец, корова |
Перрвый уровень «3» Выдели корень в словах. Боль, больной, болеть, больничный, больница. |
VII. Рефлексия
– За работу, выполненную в рабочих картах урока, вы получите отметки, после проверки всех карт.
А теперь последнее, что вы должны сделать – это заполнить табличку, оценив, с чем вы уходите с урока.
– Напомню вам, что в начале урока мы ставили вопрос: Как найти корень слова? Скажите, пожалуйста, чему же вы научились за урок.
Умею |
Умею, но частично |
Не умею совсем |
Мне нужна помощь |
|
Умею подбирать однокоренные слова. |
||||
Могу рассказать, что такое корень слова. |
||||
Умею выделять корень в словах. |
– Спасибо за урок! РЕЗЕРВ Стр. 75 упр. 133 (Работа со словарем в учебнике)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм нахождения безударной гласной
Лист содердит 4 карточки- памятки по безударным гласным. Они помогут родителям и детям построить правильный алгоритм нахождения и проверки безударных гласных….
алгоритм нахождения окончания в словах
Памятка по определению окончания различных частей речи на этапе знакомства с данной темой….
Алгоритм нахождения безударной гласной
Лист содердит 4 карточки- памятки по безударным гласным. Они помогут родителям и детям построить правильный алгоритм нахождения и проверки безударных гласных….
План-конспект урока по русскому языку.Тема:Алгоритм нахождения окончания у имён существительных.
Урок показывает групповые,парные формы работы.Все этапы урока соответствут требованиям ФГОС.Идёт работа в парах на минутке чистописания.Словарная работа построена ,используя групповую форму работы.Уро…
Памятка по математике.4 класс.Алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки.
Памятка по математике.4 класс.Алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки….
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс – значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс – значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса…
Алгоритм нахождения орфограммы: безударный гласный в корне слова.
Ученик часто не видет орфограммы. Ему необходимо помочь. Один из способов – алгоритм действий….
Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение. Вспоминаем родственные слова: восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события). Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ. Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах: похитить, похищение, хищение. Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных. Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано “на засыпку”, конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так: у-креп-ление. Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова: крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж, не учитывая корневого чередования: б//бл гребет – гребл-я; п//пл сыпать – сыпл-ю; в//вл любить – любл-ю; м//мл кормить – кормл-ю; ф//фл графить – раз-графл-енный. В слове “укрепление” – корень крепл-. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Zummy out off 5 лет назад Знать, какой корень у слова нужно не только для выполнения заданий по разбору слова, но иногда и для объяснения правильного написания слова. Как же определить, какой корень в слове? Методом подбора: вспомнить как можно больше родственных именно по значению этому слову других слов, имеющих одинаковую часть, и, сравнив все найденные слова, выделить общую часть, которая и будет являться корнем слова. Пример нахождения корня в слове «игрушка»: найдём родственные слова (по смыслу связанные с понятием «игра»): игра, игрок, поиграть, заигрывать, игривый, игральный, розыгрыш. Общая часть «ИГР» – корень всех этих слов, в том числе и слова «игрушка». Колючка 555 7 лет назад Естественно нужно подобрать однокоренные слова. Например слово пришкольный. Тут можно обойтись одним проверочным словом “школа” (можно и добавить: школота, дошкольный, школы, школьная). Мы видим что отсекается приставка -при- и суффикс -н- (естественно и окончание -ый-). Правда корень будет не -школ-, а -школь-. Так как мягкому знаку больше не куда деваться. Подведем итог: чтобы определить корень слова, нужно подобрать такие слова в которых отсутствовали все морфемы, кроме корня (если это конечно возможно, ведь некоторые слова , например, без приставки вообще не употребляются). Тот же корень будет и в требуемом слове. Пример я уже привела З В Ё Н К А 7 лет назад Что нужно помнить? Ищите корень только в самостоятельных частях речи. В служебных корня, как правило, нет, поэтому не нужно силиться искать корни в словах “из”, “с”, “в”, “за” и так далее. Корень может состоять из одной буквы (редко), а может и включать в себя всё слово (чаще). Поэтому не думайте, что корень – это нечто фонетически завершённое. Всякое бывает. Корень может иметь разный вид в разных однокоренных словах. Некоторые буквы (и гласные, и согласные) способны чередоваться (чередующиеся) или исчезать (беглые). Например: выРАСТу – выРАЩивает. Как определять? Вдумайтесь в смысл слова. Подберите все известные вам однокоренные слова и выставьте их в один ряд. Подчеркните совпадающие места. У нас образовалась наглядная картина. Теперь вернёмся к нужному слову и проверим: есть ли там такая часть? Совпадает ли с соответствующими частями других слов? Если Да, то корень найден правильно. Например: КУПить, поКУПка, переКУПаю. Ксарфакс 5 лет назад Для того, чтобы определить корень в слове, нужно чётко представлять, какое лексическое значение имеет данное слово и что оно означает. Это позволит понять, какие слова являются однокоренными – и на основе этого можно будет определить, какой корень имеет анализируемое слово. Кроме того, нужно помнить правила словообразования той или иной части речи. Иногда корень может состоять из одной буквы, а иногда в слове может быть несколько корней одновременно. Например, выделим корень в слове “перекресток”. Подберём однокоренные слова – крест, окрестность, окрест. Становится понятно, что слово “перекресток” было образовано приставочно-суффиксальным способом. Оно имеет корень “крест”, приставку “пере” и суффикс “ок”. дольфаника 8 лет назад Корень слова это не основа слова, куда входят еще приставка и суффикс, а корень слова – это та часть, которая не изменяется ни в каких словах, эти слова называют однокоренные. Например, слово “погода”, однокоренные “распогодилось”, “погодные” условия, а вот “ну погоди”, сюда не входит, смысл другой. Корень в слове “погод”. берем другое слово “прекрасный”, однокоренные слова “прекрасен”, “красна” девица, “красить”. Корень в словах “крас”. Чем больше однокоренных слов найдете, тем меньше допустите ошибок при разборе слова. Есть слова трудные, определить корень трудновато из-за беглых букв,поэтому некоторые слова лучше запомнить, где у них корень Ольга сама 3 года назад Кто определил, что корень укрепления – крепл, а не креп, оно точно также образовано от слова креп (крепкая) и лен (линия). Какой прекрасный человек определил, что в слове именно такой корень, где та грань которая определяет степень неизменяемости корня, если все слова, особенно в русском языке образованы из букв, имеющие свою смысловую нагрузку. Например со словами блудить и блуждать, наши филологи определяют корень – блуд, а во втором слове – блужд. Да как такое возможно! это абсолютно родственные слова образованные от слова блуд, а блуд образован от слов бл (болтание = множество (Б) направлений (Л)) и уд (отходящее (У) от целого (Д)). А придумано это для того чтобы даже филологи, увидев похожие слова в русском и иностранном языке, даже и не подумали искать корни и истоки в русском языке, и отметали даже любые попытки, потому что там -а- в корне а за границей -о-. ALeSkA 5 лет назад Нас в школе учили так , чтобы определить корень слова, нужно подобрать к данному слову , слова с таким же лексическим значением (это и будут однокоренные слова) . Например, нужно определить корень в слове -Дворик (подбираем слова): Дворовой Дворник Дворец Дворянин ,итак, мы должны определить часть, которая повторяется у все этих слов и не меняется, эта часть и будет корнем слова : ДВОР (часть с лексическим значением и есть корень) Но есть слова не только однокоренные, а и те у которых корней два и более, они называются многокоренными . Прежде, чем определить корни у таких слов, их нужно разбить на слова из которых они состоят : снегопад – снег и падает Деревообрабатывающий – дерево и работа Водоросль – вода и рост А затем разобрав слово на его составляющие, нужно определять при помощи подбора слов. Alen4uk 8 лет назад Корень в слове представляет собой главную значимую часть и выражает основное лексическое значение данного слова. Для того, чтобы определить корень слова, нужно подбирать однокоренные слова. Эта общая часть однокоренных слов и будет конем. Например, беглец, бег, прибежать, бегать, побег,разбег,бегун. В данном случае у всех общая часть – слово “бег”. Оно и будет корнем всех этих слов. valentina51 8 лет назад Подбираются однокоренные слова (не формы одного слова, а именно однокоренные) лес лесничий, лесной, перелесок и т д. выделяется общая часть. желательно подобрать однокоренные разные части речи, обычно выделить нетрудно, в трудных случаях обратитесь к словарю. moreljuba 5 лет назад Для того чтобы определить корень в слове нужно изменяя слово в разные формы найти его неизменяемую часть. При определении корня нужно подбирать однокоренные слова и вычленять общую неизменяемую часть. Например, найдём корень в слове пробегусь. Пробегусь – бежит – бег. Корень – бег. Знаете ответ? |