Конспект урока.
Русский язык. 3 класс
№ 30
Раздел. Состав слова. Корень слова.
Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.
- В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты
На этом уроке
Узнаем:
- что такое корень;
Научимся:
- находить корень в слове;
- приводить примеры однокоренных слов.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?
Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.
Сегодня на уроке
Узнаем:
- что такое корень;
Научимся:
- находить корень в слове;
- приводить примеры однокоренных слов.
Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Рассмотрим еще одно дерево из слов.
Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.
И это еще не все!
На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:
- обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
- обезводить- «лишить» воды;
- наводнить- – «наполнить» слишком большим количеством воды;
- приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);
А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:
- водопровод;
- водопад;
- водоросль;
- водоснабжение;
- водохранилище;
- водоём;
- водопой:
- водолечебница;
- водомер;
- водоочистительный;
- водораздел;
- полноводный;
- водоплавающий;
- водоотталкивающий.
Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!
У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, – это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»
Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:
Слова, как деревья, ветвисты.
Возьми хоть бы слово любовь.
Войди в этот мир многолистный
И в музыку вслушайся вновь,
Любовь моя, Любонька, Люба.
Любляна, Любань, Люблино.
В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.
Приведем пример таких слов из словаря:
биле’т-ик
биле’т-ец
билет-ѐр → билетѐр-ш-а
биле’т → биле’т-н-ый
без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а
о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)
Как найти корень в слове?
Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.
Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».
- Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
- Определите, какой корень будет в этих словах.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».
Корнем этих слов будет являться –смех-.
Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.
Обратим внимание!
При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:
[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский
[з//з’//ж] – воз, возить, вожу
[г//ж] – дорога, дорожный
[к//ч’] – яблоко, яблочко
[х//ш] – орех, орешек
[ц//ч’] – отец, отеческий
[з//ж] – вязать, вяжу
[с’//ш] – просить, прошу
Разбор заданий
Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).
Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.
Правильный ответ
Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.
Прочитайте. Распределите слова на три группы.
Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.
Правильный ответ
- Чистота, чистить, чистый, чистенький.
- Масло, масляный, маслить, маслице.
- Сказывать, сказка, сказочный.
Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»
- Горевать
- Горный
- Огородить
Правильный ответ
Горевать.
Повышенный уровень
Установите соответствие.
Модельер |
Пишет |
Писатель |
Строить |
Переводчик |
Мода |
Строитель |
Переводить |
Правильный ответ
Модельер |
Мода |
Писатель |
Пишет |
Переводчик |
Переводить |
Строитель |
Строить |
Урок русского языка
по теме
«Как найти корень в слове»»
(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3
класс)
Результаты деятельности :
а) личностные
: развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
б) метапредметные
-регулятивные: планировать
решение учебной задачи, оценивать
правильность выполнения действия по результату.
– познавательные: воспроизводить
по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам,
сравнивать, обобщать ;
– коммуникативные: участвовать
в учебном диалоге и строить монологические высказывания; работать в парах ,группах,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной .
Предметные:
– распознавать однокоренные
слова, находить в словах корень;
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.
Коррекционные : развитие умения отличать родственные слова
от сходных с ними по звучанию.
Цель: Вспомнить
понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах
Ход урока:
1.Мобилизующее начало урока:
2.Артикуляционная
разминка.(слайд)
-Себре-себре-себреле-стоит октябрь на дворе.
Обре-обре-обреле – красива осень в октябре.
3.Пальчиковая
гимнастика.
«Осень»
Ветер северный подул, – подуть на пальцы
все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто
сдувает листочки
Полетели, закружились и на землю
опустились. –
ладони зигзагами плавно опустить на стол
Дождик стал по ним стучать
кап-кап-кап –
постучать пальцами по столу
кап-кап-кап – постучать пальцами по столу
Град по ним заколотил, листья все насквозь
пробил, –
постучать кулачками по столу
снег потом припорошил, – плавные движения
вперед-назад кистями
Одеялом их накрыл. – ладони прижать крепко к столу
4.Минутка чистописания
Учитель: Откройте
тетради и запишите число.
-На минутке чистописания.
-Запишите букву,которая в
слове «пятнадцатое» обозначает парный глухой мягкий согласный
звук.(Пп).Придумайте слова с этим звуком.
5.Словарная работа : Ур.жай, к.пуста, м.рковь,
ябл.ко, р.бина.
(взаимопроверка, слайд)
-В какое время года собирают
урожай ?(осенью)
-Сделайте звуко-буквенный
разбор слова «осень»
6.Самоопределение к деятельности
-Работа с пословицей.(слайд)
Корень учения горек ,а плод сладок.
-Как вы понимаете эту пословицу?(учиться всегда
сложно,но если будешь постигать новое, результат обязательно порадует).
-Найдите многозначное слово в этой пословице.(корень)
-Какие значения имеет это слово?(корень
растения,корень зуба,корень слова)
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Как найти
корень слова).
-Откройте учебник на стр.75,посмотрите,верно ли мы
определили тему урока.
-На какой вопрос мы должны сегодня ответить?(Как найти
корень слова?)
7. Актуализация знаний
-А что такое корень слова?
1) На какие две группы можно
разбить слова. (Слайд ).
Дождь, гриб, дождливый, грибок, дождик, грибной.
-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)
-А какие слова называются однокоренными?
– Приведите пример своих однокоренных слов(Ответы
детей)
-М ы собираем осенью грибы,осенью
дождливая пасмурная погода.
Составьте свои предложения об этом
времени года.
-Запись предложения на доске «Перелетные
птицы потянулись к югу.»
Выделите основу предложения и дайте
ему характеристику).
(простое,повеств.,невоскл.,распр.)
2) Пробное действие
-Я предлагаю вам найти корень в
слове перелетные.
Учащиеся выполняют пробное
действие.
– Итак, у кого появилось затруднение?
Учащиеся поднимают руки.
– А у кого есть варианты ответа (Урок
показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и
спрашивает:)
.- Выявление места и причины
затруднения.
– Что же нужно делать? (Нужно
остановиться и подумать.)
– В чем возникло затруднение? (Мы
не можем выделить корень)
– Почему же возникло затруднение? (У
нас нет способа нахождения корня слова)
8.Работа по учебнику с правилом.
-На стр.75 найдите правило тетушки Совы.
•
Прочитай
слово и пойми его смысл.(слайд и у каждого на столе)
•
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.
•
Проверь,
близки ли они по смыслу.
•
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.
•
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .
•
Лес ,
лесник, лесной .
Учитель: Что позволяет делать этот
план? (находить корень слова.)
– А теперь вернемся к нашему
пробному заданию и выделим корень в слове перелетные.(летать, летчик ,полет,)
9.Физминутка.
10. Первичное закрепление .
«Как зовут мастера?». От названия предметов образуйте
названия профессий, запишите. Выделите корень в словах.
Рыбка – _______________,баян –
____________________комбайн-__________________,
трактор – __________________________.
11. Работа в парах по
карточкам.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.(у Гаврикова и
Безмельницына упрощенное задание)
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Проверка у доски.(на листе
маркером выделяем корень)
12.Закрепление изученного
материала.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
– Вы поработали в парах. А сейчас
время для самостоятельной работы.
-В учебнике на стр.149 есть словарь
однокоренных слов. Найдите в нем слова с общей частью –дар.
Дарить,дар,дареный,подарить.
-Запишите их в тетрадь и
выделите корень.
Проверка проводиться по эталону для
самопроверки . (на доске образец) .
– Сверьте свою работу с образцом,
исправьте ошибки, если они есть.
– У кого есть ошибки? В чем они?
Учащиеся называют свои ошибки.
– Вы молодцы, что нашли у себя ошибки
и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще
тренировать.)
– У кого нет ошибок, сделайте вывод.
(Мы умеем находить корень слова.)
12Итог урока.
– Где нам может пригодиться
сегодняшнее умение находить корень слова?
( проверка безударных гласных в корне
слова, т. к. корень у родственных слов пишется одинаково)
9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке.
«Игра «Третий лишний» (на
доске слова, уберите лишнее слово, найдите корень в родственных словах.)
Игра «Третий лишний».
Холод,
холмик, холодный.
Моряк,
море, морж.
Снеговик,снежный,нежность.
– Какова была цель сегодняшнего
урока? (научиться находить корень в слове..)
– Достигли ли вы цели? Докажите.
Что нужно сделать,чтобы найти корень
слова?(подобрать родственное слово и найти общую часть).
-Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: стр.75 правило,упр.132 по заданию, по
желанию добавить свою группу однокоренных слов и обозначить в них корень.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.
1.Белка,
белый, белить.
2.Вода,
водяной, водить.
3.Лист,
лиса, лисенок.
4.
Лось, лоскут, лосенок.
5.Горный,
горка, горе.
Памятка
«Как найти в слове
корень»
•
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)
•
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.
•
Проверь,
близки ли они по смыслу.
•
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.
•
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник,
лесной .
Памятка
«Как найти в слове
корень»
•
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)
•
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.
•
Проверь,
близки ли они по смыслу.
•
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.
•
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник,
лесной .
Памятка
«Как найти в слове
корень»
•
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)
•
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.
•
Проверь,
близки ли они по смыслу.
•
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.
•
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник,
лесной .
Памятка
«Как найти в слове
корень»
•
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)
•
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.
•
Проверь,
близки ли они по смыслу.
•
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.
•
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .
Лес , лесник,
лесной .
Холод
холмик
холодный
моряк
море
морж
снеговик
снежныйнежность
Урок русского языка в 3 классе
Тема: «Как найти в слове корень?»
Цели:
–познакомить с признаками родственных слов;
-учить выделять общую часть родственных слов;
-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
-формировать орфографическую зоркость.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Здравствуйте! Начинаем наш урок.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Актуализация ранее изученного.
а) Чистописание. (СЛАЙД 2)
БББ // ббб
Барабанщики бараны
Барабанят в барабаны.
-Найдите сходные по смыслу слова. Назовите в них общую часть.
б) Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)
-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?
-Как называется общая часть родственных слов?
-Тема нашего сегодняшнего урока: « КОРЕНЬ СЛОВА и КАК ПРАВИЛЬНО НАХОДИТЬ ЕГО В СЛОВЕ».
в) Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 3-4)
-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.
Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.
Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.( Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.)
-Проверьте, у вас так же?
- Работа по теме урока.
-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов
.-Давайте, их откроем сегодня на уроке.
Вы кто такие?
-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.
-А ты кто?
-А я ваша тётка Гусеница.
-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?
-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.
-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»
-Вы согласны с Петей? Почему?
-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята – гусиный, гусенок.) Выделите корень.
-Вы уверены, что корень выделили правильно?
– Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).
-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)
-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).
– Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково).
-Откройте учебник на стр. 75 и прочитаем правило.
Выполним упражнение 134. Прочитайте задание и текст упражнения.
-Выделите корень в записанных словах и докажите, что именно это корень.
В какой части слова заключён общий смысл? (СЛАЙД 7)
-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.
-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. (СЛАЙД 8)
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Наблюдение за родственными словами.
-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»
СЛАЙД 9
Физкультминутка. (СЛАЙД 10)
-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.
Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.
Работа с родственными словами. (СЛАЙД 11)
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй!
Речка, реченька, речушка,
Рис, рискует, рисковать,
Рисовать, нарисовать.
Лень,лениться и ленивый,
Труд, трудиться и трусливый.
-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.
(СЛАЙД 12-15)
Составь слова.
1 ряд с корнем -гриб-
2 ряд с корнем –дом-
3 ряд с корнем –лист-
Работа с учебником. Вспомним, что в корне согласные звуки могут чередоваться.
Стр. 76 «Страничка для любознательных»
Выполним упр.137,с. 77 (по заданию).
-В русском языке есть слова, которые состоят из нескольких корней и такие слова называют сложными, т.к. два слова слились в одно.
-Посмотрим как же это получилось.
Упражнение 138, с. 77.
Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
(СЛАЙД 16)
4. Итог урока.
-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет – то красный.
Учить, школьник, ученик
Сила, силач, спортсмен
Лень, ленивый лентяй
Вода, подводный, водяной
-Давайте подведём итог урока, начиная со слов
-Я УЗНАЛ (А)…
-Я ПОНЯЛ (А)…
-Молодцы! Урок закончен.
Русский язык 3 класс
УМК «Школа России»
Что такое корень слова?
Как найти в слове корень?
Вастьянова Л.Л.,
учитель начальных классов
МКОУ «Мамонтовская СОШ»
Мамонтовского района
Алтайского края
2019 год
Семнадцатое октября.
Классная работа.
Сижу правильно,
пишу красиво!
Упражнение в чистописании по образцу учителя
Сижу правильно,
пишу красиво!
Определите, по какому разделу начнём работу сегодня?
Чему будем учиться?
с. 73
Состав слова
Определите, по какой теме будем работать на уроке?
Что такое корень слова?
с. 74 – 75
Корень слова
На какие вопросы будем искать ответы?
Как найти в слове корень?
Вот так лес! Чудный лес!
На дереве не только листва,
А растут на дереве слова!
с. 74 упр. 130
- Догадайтесь, о каких словах идёт речь?
Вот так лес! Чудный лес!
На дереве не только листва,
А растут на дереве слова!
Однокоренные слова
Корень слова – главная значимая часть слова с общим лексическим значением всех однокоренных слов.
с. 74
Что такое корень слова?
с. 75
Как найти в слове корень?
Корень есть у разных слов,
Ты найти его готов?
Не ленись и не зевай,
А ищи и выделяй!
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть знаком:
Учимся определять однокоренные слова!
с. 74 упр. 131
ЛЕС-
Учимся разбирать предложения по членам!
Памятка с. 144
Мы вышли в светлый берёзовый
лесок.
Долину окружали лесистые горы.
Работаем со словарём!
с. 149
Словарь однокоренных слов
- 2 ряд
с. 75 упр. 133
-ДАЛ-
ДОЛ-
-МИР-
- 1 ряд
- 3 ряд
Проверим работу!
с. 149
Словарь однокоренных слов
с. 75 упр. 133
-ДАЛ-
ДОЛ-
-МИР-
Далёкий, далеко, даль, издалека, дальний, удалить.
Дол, долина, долинный.
Мир, мирный, мирить, помирить.
Словарная работа
с. 76
СТОЛИЦА
- Узнайте о происхождении слова, пользуясь текстом упражнения 135 на стр. 76.
Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
С.И. Ожегов
Какие группы однокоренных слов встречаются в тексте?
с. 76 упр. 135
СТОЛ-
КНЯЖ-
ЦАР-
с. 75 упр. 132
Как работать с однокоренными словами дома?
Благодарю за работу
на уроке!
Контрольные вопросы
Что такое корень слова?
Как найти корень слова?
По какой теме работали?
Какие виды работ выполняли?
Оцените свою работу!
Получилось и понятно всё!
Получилось и понятно всё, были некоторые ошибки.
Затрудняюсь, были ошибки, постараюсь ещё.
Интернет источники
- http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
- happyuniverse.co.uk
- pshop.by
- antalyaelitestroy.ru
- https://uroki.tv/uprazhnenie-130-russkij-yazyk-3-klass-kanakina-goreckij-chast-1/
- timeout.ru
Использованная литература
- Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс. – М., Просвещение, 2014
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 1– М.: Просвещение, 2018
- Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
Узнаем, что такое корень слова, если подберем слова и вычленим в их составе общую значимую часть, которая объединяет их в одну семью.
Корень — главная морфема
Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:
водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый.
Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
В слове может быть один или два корня
водный — водолаз — водосброс— водохранилище.
Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:
- гора — гористый — горный — горняк- горняцкий;
- угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.
В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.
Корень в составе различных слов
Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:
вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.
Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.
Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:
1. корня, суффикса, окончания
- сельский
- домик
- юность
- голосок
2. приставки, корня , окончания
- предобрый
- соавтор
- побежим
3. приставки, корня, суффикса, окончания
- заплывать
- пришкольный
- украшение
4. приставки, корня, суффикса, суффикса
- по—дружески
- набросив
- уплотнив
и т. д.
Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:
- -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
- -у- разуть, обуть, обувь;
Как определить корень в слове?
Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:
лес — лесной — лесник — лесничий — лесничество;
Общей частью, имеющей значение «множество деревьев в природе», этого ряда однокоренных слов является морфема лес-, которую назовем корнем.
Рассмотрим другой ряд слов:
трава — травка, травинка, травушка, травяной, затравенеть.
Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.
Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 116