Как найти корень в слове сложные слова

В сложных словах, как правило, имеется два и более корня. Чтобы правильно разобрать любое слово по составу, не только сложное, вначале определяем изменяемое ли слово, и тогда вычленяем в нем окончание, например: в изменяемом сложном слове “доброжелательный” выделим окончание -ый.

В сложных словах могут быть словообразовательные суффиксы, если, предположим, слово образовано методом сложения и суффиксацией, например:

слово “старшеклассник” образовано от двух слов: старший + класс, но в образовании слова принял участие суффикс -ник, значит, следует его выделить.

В сложных словах, образованных методом сложения, обязательно присутствует соединительная морфема – интерфикс. Основными интерфиксами являются о и е:

водопровод, миномёт, чернозём, тёмнобровый;

рыжеволосый, грязелечебница.

Следует отличать слова, образованные методом слияния, в которых нет соединительной гласной, так как первым словом в их составе является наречие, и, следовательно, на границе двух слов выделим суффикс о/е, например:

быстрорастущий, вышеизложенный.

Кроме соединительных морфем “о”, “е” в составе сложных слов встречаются морфемы:

и пятитомник, семиборье;

а сорокадневный;

у двубортный, двусмысленный;

ух двухколесный;

ёх трёхсуточный.

Выделим также, само собой, корни сложных слов.

система выбрала этот ответ лучшим

Чаще всего такие слова соединены А О Е. СамОлет, вертОлет, самОход. Здесь очень просто находим однокоренные слова к двум составляющим этих слов.

Сам, самостоятельный, полет, летать

Вертеть, вертушка, летать.

Самостоятельность, ходка.

сам, лет

верт, лет

сам, ход.

Все это корни.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Сначала разберемся какие слова называют сложными. К ним относятся те слова, в составе которых присутствует два и более корня. Как правило, между корнями в слове можно встретить соединительную гласную, чаще всего к ним относятся о, е, и. Разбор слова или морфемный разбор – это разбор слова о составу, когда в слове выделяется приставка, корень, суффикс и другие его части.

Зная особенность сложных слов, мы можем так же разобрать его по составу. Как и в случае с односоставным словом разбор начинается с корня, в сложных словах их два и мы выделяем оба. Кроме этого, в сложных словах может быть суффикс, окончание и приставка. Как только мы их определили и выделили, подчеркиваем основу слова. Соединительную гласную выделять не обязательно.

Virid­i
[158K]

4 года назад 

Для начала разберёмся что такое сложные слова. Таким термином в русском языке обозначают слова, в которых не один , а несколько, например два или три, корня. К ним можно отнести следующие примеры: пароход, снегопад, правозащитник и так далее.

Чтобы ответить на вопрос, для наглядности мы разберём по составу слово ” старшеклассников “. Если следовать памятке, то в первую очередь нужно выделить окончание. В нашем случае это ” ов “. Затем выделяем основу слова – ” старшеклассник “.

Ищем корень и выделяем в данном слове их два: ” старш ” и “класс”. Приставки в слове нет, зато есть суффикс – ” ник “. Буква “е” в этом слове служит соединительной гласной. В итоге в тетради разбор слова будет выглядеть так:

Мален­ький ёжик
[4.7K]

более года назад 

Чтобы разобрать по составу сложное слова, нужно в первую очередь понять, каким образом оно образовано.

Сложные слова образуются с помощью интерфиксов.

Один из методов их образования – это метод сложения с соединительными гласными “о” или “е” (эти гласные разновидность интерфиксов).

В разборе слова над этими гласными мы ставим галочку (птичку).

Также существует метод сложения без соединительных гласных (такие сложные слова могут писаться в некоторых случаях и через дефис) или метод слияния (сращения), где соединительных гласных тоже не будет.

Но в этих случаях могут быть такие интерфиксы, как “а”, “и”, “я”.

После того, как мы определились с исходными словами и соединительными гласными, находим окончание и разбираем отдельно каждую часть сложного слова.


Пример 1

Вертолёт.

1) Это сложное слово образовано методом сложения, соединительная гласная – “о”.

2) Выделяем окончание, для этого склоняем слово.

Вертолёт -> ВертолётА -> ВертолётУ -> Вертолёт -> ВертолётОМ -> ВертолётЕ.

То есть будет нулевое окончание.

3) Разбираем 1 часть (“верт”).

Это будет корень целиком, однокоренные слова – вертеть, вертится.

4) Разбираем 2 часть (“лёт”).

Это также будет корень целиком, однокоренное слово – летать.

Таким образом, получаем:

(1 корень) верт

(соед. гласная) о

(2 корень) лёт

(нулевое окончание)


Пример 2

Времяисчисление.

1) Это слово образовано путём слияния 2 слов – “время” и “исчисление”, соединительной гласной здесь нет.

Но зато есть интерфикс “я”, который в исходном слове “время” был окончанием.

2) Окончание слова “времяисчисление” разумеется такое же, как окончание “исчисление” – Е.

ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЯ -> ВремяисчислениЮ -> ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЕМ -> ВремяисчислениИ.

3) Разбираем 1 часть (“врем”).

Это будет корень целиком.

4) Разбираем 2 часть (“исчислени”).

Корень здесь будет “числ”, однокоренное слово – число.

Приставка – “ис” (буква “с” здесь пишется, так как согласная “ч”, стоящая после неё – глухая), а суффикс “ени” (такой суффикс образует существительные со значением действия).

Таким образом, получаем:

(1 корень) врем

(интерфикс) я

(приставка) ис

(2 корень) числ

(суффикс) ени

(окончание) е

Я почему-то очень люблю разбирать сложные слова, то есть слова имеющие больше одной корневой морфемы. Мне они кажутся такими красивыми и при это строгими, а разбор просто доставляет наслаждение.

Что касается самого алгоритма разбора такого слова, то в моем понимании он следующий.

Прежде всего определяем часть речи. Далее находим окончание слова, то есть вычленяем основу. Окончание в сложном слове будет только одно. Затем примерно определяем корни, то есть пытаемся понять от каких простых слов это сложное слово образовано. Обычно это не сложно. Проверяем корни однокоренными словами. И наконец разбираемся с остальными морфемами – приставками, их может быть много, суффиксами, их может быть еще больше, и прочими (интерфиксы, постфиксы). Наконец обращаем внимание на соединительную гласную, которая может быть, а может ее и не быть.

Соединительных гласных в русском языке две, это гласные О и Е. Но часто между корнями сложного слова можно встретить другие гласные – А, И, У, УХ. Это уже интерфиксы. В чем различие этих интерфиксов от соединительных гласных? Соединительные гласные добавляются к словам, чтобы их соединить. Интерфиксы используются при слиянии слов и обычно принадлежат окончанию первого слова.

Божья коров­ка
[160K]

6 лет назад 

Как ни странно, но сложные слова разбирать не так уж и сложно. В этих словах, в отличие от простых, только две (редко больше) корневые морфемы. И есть еще гласная, которая соединяет эти корневые морфемы.


Для примера приведем разбор сложного слова, например, ГАЗОПРОВОД

Как и обычно, выделим сначала окончание и основу слова:

Окончание НУЛЕВОЕ:

газопровод-0, но газопроводА, газопроводУ, газопроводОМ.

Основа слова ГАЗОПРОВОД (т. к. в слове нулевое окончание).

Теперь нам нужно вычленить в составе слова корневые морфемы, поэтому приводим однокоренные слова:

газ, газовик, газовый – первый корень ГАЗ,

провод, водить, выводить – второй корень ВОД.

Перед вторым корнем есть приставка ПРО.

Отметим также соединительную гласную О.

газ/о/про/вод/0

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Вот например, недавно разбирала по составу сложное слово драгоценных.

В нем имеется 2 корня и соединительная гласная -о- между ними. Далее разбор слова происходит по обычному плану. Есть суффикс -н- и окончание -ых-.

Или вот другое слово: пароход.

Здесь 2 корня, соединительная -о- и нулевое окончание. Другие морфемы отсутствуют.

Так и остальные сложные слова разбираются аналогично.

Знаете ответ?

Тема 
урока русского языка : К
орень слова. Правописание сложных слов

Педагогические цели

Создать условия для формирования
представления о сложных словах, их образовании и написании, для отработки
умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу,
находить сложные слова

Тип урока

Постановка и решение учебных
задач

Планируемые результаты
(предметные)

Знают понятие сложного слова,
умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор

Личностные результаты

Проявляют способности к самооценке
на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию
русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия  (метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ,
сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно
выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение,
осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс
и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые
коррективы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге,
общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Основное содержание темы,

понятия и термины

Сложное слово, корень слова,
однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,
 словообразовательный
разбор слова

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

организационная структура
(сценарий) урока

Этапы
урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово
учителя

Приветствует
учащихся.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют
свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе
на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.
Практический. Письмо

К к (характеристика букв)

– Выберите сочетание букв,
которые вам больше всего нравится.

Что за чудо агрегат

Может делать все подряд-

Петь, читать, играть, считать,

Может лучшим другом стать.

Слово компьютер.

Какой частью речи является слово?

Образуйте  новое слово, которое
является именем прилагательным. (Компьютерный).

Образуйте словосочетания с этими
словами.

Компьютерный стол, новый
компьютер, компьютер на столе.

Определите главное и зависимое
слово

Выполняют письмо по образцу

Пр. –  вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Повторение

Парная.

Словесный. Чтение

Как-то
много лет назад,

Посадили
странный сад:

Не
был он
фруктовым,

Был
он только словом.

Это
слово – слово корень,

Разрастаться
стало вскоре.

И
плоды нам принесло.

Корень этого дерева ЛЕС– лесник, лесная, лесок,
лесничий.

– С любым  словом составить
предложение.

 Я иду по лесной тропинке. (Основа предложения)

Подбирают к заданным словам
однокоренные с чередованием. Зачитывают самостоятельно найденные группы
однокоренных слов, доказывают правильность выбора. Знают и правильно
воспроизводят определение однокоренных слов

К – осуществляют взаимопроверку,
контролируют работу партнера; участвуют
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Р – контролируют процесс и
результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые
коррективы

Правильное выполнение домашнего
задания, устные монологические ответы

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

На кране
появляются герои мультфильма «Следствие ведут колобки»

– Ребята
вы узнали кто это?

На доске
появляется текст телеграммы:

– “Нас
отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться.
Помогите!”

– Ну
что? Поможем?

– Итак,
перед нами задача – разгадать новую тайну слова.

– Итак следствие ведут ученики 3
класса «б».

Каждая
группа работает со  своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.)

(Раздаю
задания группам):

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

Выступление
каждой группы

  Слова сталевар, водопад, 
самокат, рыболов, носорог, самовар, водомерка.

– Мы
выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет.

-Уважаемые
коллеги, каким способом образованы все слова?


Попытаемся раскрыть, под каким названием они скрываются?

– Итак,
какую же тайну слов мы открыли?

– Тема нашего урока «Сложные
слова»

Анализируют пред-ложенные для
наблюдения слова.

Находят лишнее слово, объясняют
свой выбор.

Формулируют цель работы на уроке

Сложением, соединением

Сложные слова

П – осуществляют анализ, сравнение
языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно
выделенным основаниям.

Р –  принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют диалоге, общей
беседе

Беседа
по вопросам, развернутые монологические ответы

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Понятие
о сложных словах, соединительных гласных

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Почему же эти слова называются
сложными?

Работа по группам.

– Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

1
группа     

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

каша,
варить__________________

  
сад, водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

– Запишите  свои слова, выделите
корень.

Физкультминутка

Высказывают пред-положение о
смысле названия.

Пр. –  знают понятие сложного слова,
умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор.

П – используют ознакомительное и
поисковое чтение, осознают цель чтения

Правильное выполнение письменного
упражнения; устные ответы

2. Выполнение упр. 138(учебник)

Коллективная. Словесный,
проблемный. Чтение, беседа, комментированное письмо

– Найдите в словах (учебник,  упр. 138) корни,
понаблюдайте над тем, при помощи чего связываются корни в сложных словах

Записать слова в алфавитном
порядке. Первый ряд записывает 1 столбик, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд – 3
столбик.

После записи слов.

– Возникли ли у вас трудности? В
чем? (В записи слов в алфавитном порядке)

– Как можно было решить ту
проблему?

– Проверьте слова с образцом.

– Оцените свою работу.

Выполняют задание, комментируя
свои действия по цепочке

П – анализируют изучаемые языковые
объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков.

Правильное выполнение упражнения

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1.Игра «Найди третий лишний»
(учебник,
упр. 140)

2. Выполнение упражнения
в рабочей
тетради

Индивидуальная. Словесный,
практический. Чтение, письмо

Объясняет задание, контролирует
выполнение

– Выполните упр. 103 в рабочей
тетради. Объясните значение сложных слов

В игровой форме выполняют
упражнение учебника в рабочей тетради

Р – планируют свои действия для
решения учебной
 задачи.

К – ориентируются на позицию
партнера в общении и взаимодействии

П – овладевают общими способами
решения конкретных лингвистических
задач.

Р – планируют свои действия для
решения учебной
задачи

Правильное выполнение упражнения
устный монологический ответ

VII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Кому мы с вами сегодня
помогали?

– О чем нас просили колобки?

– Как вы думаете, помогли ли мы
колобкам в раскрытии тайны слов.

– Посмотрите, что вам говорят
колобки.

– Закончите предложения.

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в
зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и
оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Саморегуляция

Приложение

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово сталевар.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
водопад

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

            1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
самокат

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

Слово
рыболов

 
_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
носорог                     

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово самовар.
__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

 
Слово водомерка.                       

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

каша,
варить__________________

сад,
водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

1 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

каша,
варить__________________

сад,
водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
  3. золотохлористоводородный.

Сложные слова это

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнямиПравописание сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопромышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспособный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощеконсервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавтомат  
  • платьехалат  
  • счёт  фактура
  • креслокровать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтернат  
  • салон  ателье
  • плуг  сеялка
  • библиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересторан  
  • роман  эпопея
  • вакуум  камера
  • вышивкапанно
  • магазин  ателье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло-кровать (ср. р.);
  • далекая школа-интернат (ж. р. );
  • стальной плуг-сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе-клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
  • слабое альфа-излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69

                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»

                                                            МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ  

                                                                          СИМФЕРОПОЛЬ  РЕСПУБЛИКИ  КРЫМ

                              МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  УРОКА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ  

                     ТЕМА  : «КОРЕНЬ  СЛОВА.ПРАВОПИСАНИЕ  СЛОЖНЫХ  СЛОВ»  

                                                                                                                                 Урок  разработала и провела учитель

высшей  квалификационной категории

Дяченко  Лилия  Анатольевна

Педагогические
цели

Создать условия для формирования представления о сложных словах, их образовании и написании, для отра-ботки умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу, находить сложные слова

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор

Личностные
результаты

Проявляют способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс
и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Сложное слово, корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,
словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практиче-ский. Письмо

– Напишите пословицу и объяс-ните ее смысл.

На доске: Под лежачий камень вода не течет.

Выполняют письмо по образцу

Пр. –  вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего

задания

Парная.

Словесный. Чтение

– Подберите однокоренные слова
с чередованием для слов «лежачий», «течет».

– Что вы знаете о чередовании звуков в корнях однокоренных слов?

– Какие группы однокоренных слов нашли в словаре?

Подбирают к заданным словам однокоренные с чередованием. Зачитывают самостоятельно най-денные группы однокоренных слов, доказывают правильность выбора. Знают и правильно воспро-

К – осуществляют взаимо-проверку, контролируют работу партнера; участвуют
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Правильное выполнение домашнего
задания, устные монологические ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Минутка  чистописания

прописываем  буквы  Ш,ш

– Словарная  работа:

Шёл ,шоссе ,щавель, яблоко, ягода,язык, январь.

– фонетический  разбор ( язык)

-Работа  с  предложением:

Морозы  распушили  деревья  и  рисуют  на  стёклах  лебединые  перья.

изводят определение однокоренных слов

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Внимательно рассмотрите ряд слов.

На доске: возить, воз, вожу,
водовоз.

– Найдите среди них одно лишнее. (Водовоз.) 

– Объясните ваш выбор.

– Какие же секреты слова нам предстоит открыть сегодня?
(Секреты сложных слов.)

– Какие  слова   называются  однокоренными  ?

-упр.131,записать  предложения ,найти  однокоренные  слова.

Анализируют пред-ложенные для наблюдения слова.

Находят лишнее слово, объясняют свой выбор.

Формулируют цель работы на уроке

П – осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным,
так и по самостоятельно
выделенным основаниям.

Р –  принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют диалоге, общей беседе

Беседа
по вопросам, развернутые монологические ответы

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Понятие
о сложных словах, соединительных гласных

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

– Почему же эти слова называются сложными?

– Найдите в словах (учебник,
упр. 138) корни, понаблюдайте над тем, при помощи чего связы-ваются корни в сложных словах

Высказывают пред-положение о смысле названия.

Выполняют упражнение 138 по рядам.

Делают выводы
о соединительных гласных

Пр. –  знают понятие сложного слова, умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор.

П – используют ознакомительное и поисковое чтение, осознают цель чтения

Правильное выполнение письменного упражнения; устные ответы

2. Выполнение упр. 139
(учебник)

Коллективная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, комментированное письмо

Объясняет задание, комментирует выполнение

Выполняют задание, комментируя свои действия по цепочке

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Правильное выполнение упражнения

1

2

3

4

5

6

Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения.

К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

3. Выполнение

Упр.137

Парная

Объясняет задание, выслушивает представителя от каждой
пары, комментирует ответы

Выполняют задания, работая в паре.

После выполнения представляют свои ответы

Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами.

К – ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии

Правильное выполнение упражнения

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний
и способов действий

Фронтальная. Словесный. Письмо

– Обратите внимание на слово «самолет». Какую особенность
вы можете отметить?
(Сложное слово.) Разберите это слово
по составу.

Производят разбор слова «самолет»
по составу.

Письменно выпол-
няют упражнение

Пр. – знают понятие сложных слов; умеют находить сложные слова и образовывать их из двух простых.

Письменное выполнение упраж-
нения;

1

2

3

4

5

6

1. Самостоятельная  работа

Записать  слова ,выделить  корень.

Золото ,мир ,просить, рябина, кормить , болеть, жёлтый ,варить, цветик ,летать,льдина.

в рабочей тетради

П – овладевают общими способами решения конкретных лингвистических
задач.

Р – планируют свои действия для решения учебной
задачи

устный монологический ответ

2. Игра «Найди третий лишний» (учебник,
упр. 140)

Индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, письмо

Объясняет задание, контролирует выполнение

В игровой форме выполняют упражнение учебника

Р – планируют свои действия для решения учебной
задачи.

К – ориентируются на по-зицию партнера в общении и взаимодействии

Правильное выполнение упражнения

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Закончите предложения.

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее задание (учебник,
упр. 139)
 

Фронтальная. Словесный. Чтение

Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения

Слушают учителя,
делают записи

Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги        .

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Кофе, кофемолка, электрокофеварка

Слова с несколькими корнями называют сложными.

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

Например:

ленточка (лента, ленточный)

подвязка (завязать, связка)

красный (краснота, прекрасный)

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказание, рассказывать, сказочно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книга – книжный, заря – зо́ри

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Советуем посмотреть:

Однокоренные слова и формы слова

Сложные слова

Окончание

Основа слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162,
Полякова, Учебник

Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 123,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 152,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 3,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 118,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 168,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 122,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 130,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 256,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 4,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 110,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 131,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 143,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 159,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 53,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 61,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 72,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 119,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 80,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 76,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 89,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 127,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 98,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 99,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 377,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 393,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 417,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-5,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 40,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 78,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 160,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 28,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 – 49,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Добавить комментарий