Теорема Виета
Теорема Виета звучит так:
Теорема Виета широко используется при решении задач, в которых
- не требуется найти корни квадратного уравнения, а лишь некоторое их соотношение;
- нужно найти значение параметра, при котором значение корней удовлетворяет заданному соотношению.
С помощью теоремы Виета можно устно находить корни квадратного уравнения, а также проверять, являются ли заданные числа корнями уравнения.
Чтобы грамотно использовать теорему Виета, ее нужно хорошо понимать.
Остановимся подробнее на каждом слове этой теоремы. Сначала о коэффициентах квадратного уравнения:
Квадратное уравнение называется приведенным, если старший коэффициент равен 1, то есть если
В общем случае не каждое квадратное уравнение является приведенным, например, уравнение не является приведенным. В этом уравнении .
Но каждое квадратное уравнение можно сделать приведенным, для этого достаточно обе части уравнения вида разделить на :
В полученном уравнении старший коэффициент равен 1, второй коэффициент равен , свободный член равен .
То есть корни произвольного квадратного уравнения , согласно теоремы Виета, удовлетворяют системе:
Например корни уравнения
Обратная теорема Виета позволяет составить квадратное уравнение по значениям его корней:
Например, числа -7 и -2 являются корнями уравнения , или
Решим несколько задач с использованием теоремы Виета.
Задача 1. Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, если известно, что один из корней равен
Так как произведение корней должно быть числом рациональным, второй корень может представлять выражение, сопряженное выражению , то есть дополняющее его до формулы разности квадратов. Это выражение :
Тогда ;
Отсюда получаем уравнение:
Задача 2. Найдите значения выражения , где и — корни уравнения .
Если в задаче не требуется найти значения корней квадратного уравнения, а только их соотношение, следовательно, нужно воспользоваться теоремой Виета.
Запишем теорему Виета для этого уравнения:
Теперь мы знаем, чему равны сумма и произведение корней. Представим выражение в виде комбинации суммы и произведения. Приведем дроби к общему знаменателю.
Задача 3. Найдите значение выражения , где и — корни уравнения .
Эта задача аналогична предыдущей, только в ней чуть сложнее преобразование выражения в комбинацию выражений и .
Вспомним формулу квадрата суммы: . Перенесем влево и получим соотношение (1)
Запишем теорему Виета для уравнения :
(по формуле 1)
Задача 4. Решите устно уравнение:
Теорем Виета позволяет в некоторых случаях легко находить корни квадратного уравнения.
Для этого удобно придерживаться такой последовательности шагов:
- Выписываем теорему Виета для данного уравнения.
- Определяем знаки корней.
- Раскладываем на два множителя свободный член, и определяем, какая пара множителей в сумме дает второй коэффициент, взятый с противоположным знаком.
Для данного уравнения
1
2 Определим знаки корней.
Для определения знаков удобно пользоваться такой таблицей:
Так как в уравнении произведение корней отрицательно, корни имеют разные знаки. Сумма корней также отрицательна, следовательно, корень с большим модулем отрицателен.
3. Будем раскладывать на множители число 24, имея в виду, что множитель с большим модулем отрицателен, и выбираем пару чисел, сумма которых равна -2.
Очевидно, что это числа -6 и 4.
Задача 5. Решите устно уравнение:
1
2 Определим знаки корней.
Так как в уравнении
произведение корней отрицательно, корни имеют разные знаки. Сумма корней отрицательна, следовательно, корень с большим модулем отрицателен.
В данном случае корни проще подобрать, зная их сумму: . Можно предположить, что . Проверим, чему равно произведение этих выражений:
Ответ:
Следствием из теоремы Виета являются такие полезные факты:
Задача 6. Найти корни уравнения:
Заметим, что , следовательно, .
Найти корни уравнения:
Заметим, что , следовательно,
Как решать задачи с параметром с помощью теоремы Виета читайте здесь.
Тема урока: «Рациональные решения квадратных уравнений». 8-й класс
Разделы: Математика
Класс: 8
Цели:
- образовательная: обобщить и систематизировать знания и умения решения квадратных уравнений;
- развивающая: формировать умения определять тип квадратного уравнения и выбирать рациональное решение по его коэффициентам;
- воспитательная: воспитывать внимательность и краткость изложения решений.
Тип урока: обобщение знаний и умений решения квадратных уравнений.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, доска.
Эпиграф
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть — и далее подтвердить это, — что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
(Г.Лейбниц)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель настраивает учащихся на урок и даёт установку на внимательность в подходе к решению квадратных уравнений.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся сдают тетради на проверку. Учитель отвечает на возникшие вопросы у учащихся.
3. Формулирование цели и задачи урока.
Рассмотрим несколько вариантов решения квадратных уравнений, сравним их и научимся выбирать рациональное решение.
4. Классификация квадратных уравнений.
На интерактивной доске учащимся представляется таблица классификации квадратных уравнений и предлагается её прокомментировать.
Полное квадратное уравнение | Частные случаи полного квадратного уравнения |
ax 2 + bx + c = 0, где х – переменная, |
a, b, c – некоторые числа, причем a 0.
D = b 2 – 4ac (дискриминант);
если D > 0, то уравнение имеет два корня
х1 ; х2 ;
если D = 0, то уравнение имеет один корень (или ещё говорят, имеет два равных корня)
х (х1 х2 = );
если D 2 +2kx + c =0,
D = 4(k 2 –ac) = 4D1 (дискриминант), где D1 = k 2 –ac;
если D1 >0, то D >0, уравнение имеет два корня
х1 ; х2;
если D1 = 0, то D = 0, уравнение имеет один корень х ;
б) D > 0, если a+b+c=0, то
х1 = 1; х2 = ;
D = 0, если a+b+c=0, то
в) D > 0, если a-b+c=0, то
х1 = -1; х2 = ;
D = 0, если a-b+c=0, то
х = -1.Приведенное квадратное уравнениеЧастный случай приведенного квадратного уравненияx 2 + px + q = 0, если D > 0, уравнение имеет два корня и решается по теореме, обратной теореме Виета х1+х2 = -p, х1·х2 = q.Если p – четное, D = 4(– q)= 4D2 (дискриминант),
где D2 = (– q);
D2 > 0, то D > 0, уравнение имеет два корня
х1 + , х2 — .
Неполное квадратное уравнениеа) ax 2 + c = 0, где с0;
если — > 0, то
х1 — , х2 = ;
если — 2 + bx = 0, где b0; уравнение имеет два корня
х1 = 0, х2 = — .в) ax 2 = 0; уравнение имеет один корень
х = 0.Метод “переброски”
ax 2 + bx + c = 0, для решения данного квадратного уравнения составим и решим вспомогательное квадратное уравнение путём умножения свободного члена на первый коэффициент и запишем это произведение в новом уравнении свободным членом, т.е. получим квадратное уравнение вида
у 2 + by + ac = 0. Полученное квадратное уравнение можно решать любым рациональным способом (как правило, по теореме, обратной теореме Виета). Его корни — у1 и у2. Корни исходного квадратного уравнения:
х1 = и х2 = .
5. Ознакомившись с таблицей классификации, трём учащимся предлагается составить свои уравнения для каждого случая и решить их на доске с последующими комментариями.
1. 5х 2 – 11х + 2 = 0;
D = b 2 – 4ac = (-11) 2 — 45·2 = 81; D > 0, уравнение имеет два корня;
х1 = = = 0,2;
х2 = = = 2.
2. 3х 2 – 14х + 16 = 0;
D1 = k 2 –ac = (-7) 2 — 316 = 1; D > 0, уравнение имеет два корня;
х1 = = = 2;
х2 = = = 2.
Ответ: 2; 2.
3. 15х 2 +22х — 37 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
Так как 15 + 22 – 37 = 0, то х1 = 1, х2 = = — 2 .
Ответ: 1; — 2 .
Следующим трём учащимся предлагается аналогичное задание, но для других случаев.
4. -15х 2 + 22х + 37 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
Так как -15– 22 + 37 = 0, то х1 = -1 , х2 = = 2 .
Ответ: -1; 2 .
5. х 2 – 5х + 6 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
по теореме, обратной теореме Виета х1+х2 = 5, х1·х2 = 6.
6. х 2 – 6х + 7 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
по формуле корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом имеем
х1 + , х2 — .
Ответ: — , + .
Следующему учащемуся предлагается решить квадратное уравнение методом “переброски”.
7. 5х 2 + 37х — 24 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
составим вспомогательное уравнение
у 2 + 37y – 120 = 0; по теореме, обратной теореме Виета у1+ у2 = -37, у1·у2 = -120.
Значит, у1 = -40, у2 = 3, тогда корни исходного уравнения
х1 = — 8, х2 = .
Ответ: — 8, .
6. Устные упражнения:
(учащимся предлагается прокомментировать возможные способы рационального решения квадратного уравнения).
1. 2х 2 + 3х + 1 = 0; (D > 0, a – b + c = 0);
2. х 2 + 5х — 6 = 0; (D > 0, a + b + c = 0);
3. 3х 2 — 7х + 4 = 0; (D > 0, a + b + c = 0);
4. 5х 2 + 8х + 3 = 0; (D1 > 0, значит, D > 0, a – b + c = 0);
5. у 2 — 10y – 24 = 0; (D2 > 0, значит, D > 0, по формуле корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом);
6. у 2 + y – 90 = 0; (D > 0, по теореме, обратной теореме Виета);
7. у 2 — 8y – 84 = 0; (D2 > 0, значит, D > 0, по формуле корней приведенного квадратного уравнения с чётным вторым коэффициентом);
8. 3х 2 — 8х + 5 = 0; (D1 > 0, значит, D > 0, a + b + c = 0);
9. 3х 2 + 6х = 0; (неполное квадратное уравнение; случай б));
10. 4х 2 — 16 = 0; (неполное квадратное уравнение; случай а));
11. 3у 2 — 3y + 1 = 0; (D 2 — 5х — 1 = 0; (D > 0, метод “переброски”).
7. Творческая самостоятельная работа
(по карточкам; в двух вариантах; с последующей устной проверкой).
8. Домашнее задание.
1. Повторите таблицу классификации квадратных уравнений.
2. Решите квадратные уравнения наиболее рациональным способом:
3. Составить пять квадратных уравнений с недостающими коэффициентами.
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, если известно, что один из корней уравнения равен :а) — √6 ;б)√7 ;в)2 — √5Покажите как это делается плиз(очень надо), сделайте хотя бы пе?
Алгебра | 5 — 9 классы
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, если известно, что один из корней уравнения равен :
Покажите как это делается плиз(очень надо), сделайте хотя бы первые 2!
Если х1 и х2 — корни квадратного уравнения, то это уравнение можно записать в виде а(х — х1)(х — х2) = 0.
А) х1 = — √6 пусть у нас а = 1, тогда х2 = √6 и получим (х — √6)(х + √6) = 0, т.
б) аналогично для х1 = √7 пусть у нас а = 1, тогда х2 = — √7 и получим (х — √7)(х + √7) = 0, т.
в) сложнее для х1 = 2 — √5.
Чтобы при умножении избавиться от символа «корень», берем х2 = 2 + √5, тогда
$(x-(2-sqrt5))(x-(2+sqrt5))=0\ x^2-(2-sqrt5)x-(2+sqrt5)x+(2-sqrt5)(2+sqrt5)=0\ x^2-2x+xsqrt5-2x-xsqrt5+4-5=0\ x^2-4x-1=0$.
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, если : сумма корней равна — 1дробь6, а произведение равно 11дробь12?
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, если : сумма корней равна — 1дробь6, а произведение равно 11дробь12.
Существует ли квадратное уравнение с целыми коэффициентами один из корней которого равен?
Существует ли квадратное уравнение с целыми коэффициентами один из корней которого равен.
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, у которого один из корней равен ?
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами, у которого один из корней равен .
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, один из корней которого равен 1 / (6 + корень из 2)?
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, один из корней которого равен 1 / (6 + корень из 2).
1. СОСТАВЬТЕ КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЯ В КОТОРОМ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ НЕИЗВЕСТНОМ В ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ РАВНЯЛСЯ БЫ — 15 И ОДИН КОРЕНЬ БЫЛ БЫ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ДРУГОГО 2?
1. СОСТАВЬТЕ КВАДРАТНОЕ УРАВНЕНИЯ В КОТОРОМ КОЭФФИЦИЕНТ ПРИ НЕИЗВЕСТНОМ В ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ РАВНЯЛСЯ БЫ — 15 И ОДИН КОРЕНЬ БЫЛ БЫ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ДРУГОГО 2.
Составьте квадратное уравнение, корнями которого являются x1 — 2 и x2 — 2 где x1и x2 — корни квадратного уравнения 3×2 — 2x — 5 = 0.
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами корнями которого являются числа, — 1 / 2и 3?
Составьте квадратное уравнение с целыми коэффициентами корнями которого являются числа, — 1 / 2и 3.
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффицентами один из корней которого равен 1 разделить на 6 + корень из 2?
Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффицентами один из корней которого равен 1 разделить на 6 + корень из 2.
Составьте квадратное уравнение у которого старший коэффициент равен 8 коэффициент при Х равен 5 свободный член равен 1?
Составьте квадратное уравнение у которого старший коэффициент равен 8 коэффициент при Х равен 5 свободный член равен 1.
Составьте приведённое квадратное уравнение если известны его корни 1 и 5?
Составьте приведённое квадратное уравнение если известны его корни 1 и 5.
Составьте квадратное уравнение, если известны корни х 1 = — 1, 8 и х2 = 5?
Составьте квадратное уравнение, если известны корни х 1 = — 1, 8 и х2 = 5.
На этой странице вы найдете ответ на вопрос Составьте квадратное уравнение с рациональными коэффициентами, если известно, что один из корней уравнения равен :а) — √6 ;б)√7 ;в)2 — √5Покажите как это делается плиз(очень надо), сделайте хотя бы пе?. Вопрос соответствует категории Алгебра и уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском», который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.
источники:
http://urok.1sept.ru/articles/648424
http://algebra.my-dict.ru/q/2932729_sostavte-kvadratnoe-uravnenie-s-racionalnymi-koefficientami/
Цели:
- образовательная: обобщить и систематизировать
знания и умения решения квадратных уравнений; - развивающая: формировать умения определять тип
квадратного уравнения и выбирать рациональное
решение по его коэффициентам; - воспитательная: воспитывать внимательность и
краткость изложения решений.
Тип урока: обобщение знаний и умений
решения квадратных уравнений.
Оборудование: компьютер,
интерактивная доска, карточки с заданиями, доска.
Эпиграф
Метод решения хорош, если с самого начала
мы можем предвидеть – и далее подтвердить это, –
что, следуя этому методу, мы достигнем цели.
(Г.Лейбниц)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель настраивает учащихся на урок и даёт
установку на внимательность в подходе к решению
квадратных уравнений.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся сдают тетради на проверку. Учитель
отвечает на возникшие вопросы у учащихся.
3. Формулирование цели и задачи урока.
Рассмотрим несколько вариантов решения
квадратных уравнений, сравним их и научимся
выбирать рациональное решение.
4. Классификация квадратных уравнений.
На интерактивной доске учащимся
представляется таблица классификации
квадратных уравнений и предлагается её
прокомментировать.
Полное квадратное уравнение |
Частные случаи полного квадратного уравнения |
|
ax2 + bx + c = 0, где х – переменная, a, b, c – некоторые числа, причем a 0. D = b2 – 4ac (дискриминант); если D > 0, то уравнение имеет два корня х1 ; если D = 0, то уравнение имеет один корень (или х (х1 х2 если D < 0, то уравнение не имеет корней. (D не всегда обязательно вычислять, иногда |
а) если b=2k, то ax2 +2kx + c =0,
D = 4(k2 если D1 >0, то D >0, уравнение имеет два х1 ; если D1 = 0, то D = 0, уравнение имеет один б) D > 0, если a+b+c=0, то х1 = 1; х2 = ; D = 0, если a+b+c=0, то х=1; в) D > 0, если a-b+c=0, то х1 = -1; х2 = ; D = 0, если a-b+c=0, то х = -1. |
|
Приведенное квадратное уравнение |
Частный случай приведенного квадратного уравнения |
|
x2 + px + q = 0, если D > 0, уравнение имеет два корня и решается по теореме, обратной теореме Виета х1+х2 = -p, х1·х2 = q. |
Если p – четное, D = 4(– q)= 4D2 (дискриминант), где D2 = (– q); D2 > 0, то D > 0, уравнение имеет два корня х1 + , х2 – . |
|
Неполное квадратное |
||
а) ax2 + c = 0, где с0;
если – > 0, то х1 – , х2 = если – |
б) ax2 + bx = 0, где b0; уравнение имеет два корня х1 = 0, х2 = – . |
в) ax2 = 0; уравнение имеет один корень х = 0. |
Метод “переброски”
ax2 + bx + у2 + by + ac = 0. Полученное квадратное х1 = и х2 = . |
5. Ознакомившись с таблицей
классификации, трём учащимся предлагается
составить свои уравнения для каждого случая и
решить их на доске с последующими комментариями.
Например:
1. 5х2 – 11х + 2 = 0;
D = b2 – 4ac = (-11)2 – 45·2 = 81; D > 0, уравнение имеет два
корня;
х1 = = = 0,2;
х2 = = = 2.
Ответ: 0,2; 2.
2. 3х2 – 14х + 16 = 0;
D1 = k2 –ac = (-7)2 – 316 = 1; D > 0, уравнение
имеет два корня;
х1 = = = 2;
х2 = = = 2.
Ответ: 2; 2.
3. 15х2 +22х – 37 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
Так как 15 + 22 – 37 = 0, то х1 = 1, х2 = = – 2 .
Ответ: 1; – 2 .
Следующим трём учащимся предлагается
аналогичное задание, но для других случаев.
4. -15х2 + 22х + 37 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
Так как -15– 22 + 37 = 0, то х1 = -1 , х2 = = 2 .
Ответ: -1; 2 .
5. х2 – 5х + 6 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
по теореме, обратной теореме Виета х1+х2
= 5, х1·х2 = 6.
Значит, х1 = 2, х2 = 3.
Ответ: 2; 3.
6. х2 – 6х + 7 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
по формуле корней приведенного квадратного
уравнения с чётным вторым коэффициентом имеем
х1
+ , х2 – .
Ответ:
– , + .
Следующему учащемуся предлагается решить
квадратное уравнение методом “переброски”.
7. 5х2 + 37х – 24 = 0;
D > 0, уравнение имеет два корня;
составим вспомогательное уравнение
у2 + 37y – 120 = 0; по теореме, обратной теореме
Виета у1+ у2 = -37, у1·у2 = -120.
Значит, у1 = -40, у2 = 3, тогда корни
исходного уравнения
х1 = – 8, х2 = .
Ответ: – 8, .
6. Устные упражнения:
(учащимся предлагается прокомментировать
возможные способы рационального решения
квадратного уравнения).
1. 2х2 + 3х + 1 = 0; (D > 0, a – b + c = 0);
2. х2 + 5х – 6 = 0; (D > 0, a + b + c = 0);
3. 3х2 – 7х + 4 = 0; (D > 0, a + b + c = 0);
4. 5х2 + 8х + 3 = 0; (D1 > 0, значит, D > 0, a –
b + c = 0);
5. у2 – 10y – 24 = 0; (D2 > 0, значит, D >
0, по формуле корней приведенного квадратного
уравнения с чётным вторым коэффициентом);
6. у2 + y – 90 = 0; (D > 0, по теореме, обратной
теореме Виета);
7. у2 – 8y – 84 = 0; (D2 > 0, значит, D > 0, по
формуле корней приведенного квадратного
уравнения с чётным вторым коэффициентом);
8. 3х2 – 8х + 5 = 0; (D1 > 0, значит, D > 0, a + b
+ c = 0);
9. 3х2 + 6х = 0; (неполное квадратное
уравнение; случай б));
10. 4х2 – 16 = 0; (неполное квадратное
уравнение; случай а));
11. 3у2 – 3y + 1 = 0; (D < 0, уравнение не имеет
корней);
12. 14х2 – 5х – 1 = 0; (D > 0, метод
“переброски”).
7. Творческая самостоятельная работа
(по карточкам; в двух вариантах; с последующей
устной проверкой).
8. Домашнее задание.
1. Повторите таблицу классификации квадратных
уравнений.
2. Решите квадратные уравнения наиболее
рациональным способом:
3. Составить пять квадратных уравнений с
недостающими коэффициентами.
Решение биквадратных уравнений
Математической моделью практических задач могут быть разные уравнения. В школе мы чаще всего будем сталкиваться с линейными и квадратными уравнениями, которые уже умеем решать. Но иногда могут встречаться и более сложные уравнения. Существуют компьютерные алгоритмы, которые позволяют приближенно найти решение практически любого уравнения, а вот точное решение найти удастся не всегда. На этом уроке мы рассмотрим некоторые приемы, которые позволяют эквивалентными преобразованиями свести более сложные уравнения к тем, которые мы уже умеем решать, – линейным и квадратным.
Задание 1. Решить уравнение:
Решение.
Воспользуемся свойством степеней и перепишем уравнение в виде:
Обратим внимание, что неизвестная величина присутствует в уравнении только в составе «конструкции» . В таком случае применяют метод замены переменной.
Суть его состоит в том, что эту повторяющуюся конструкцию мы заменяем новой переменной:
Заменяя на , получаем уравнение:
Получили квадратное уравнение. С его решением вы можете ознакомиться ниже.
Решение квадратного уравнения с помощью дискриминанта
Имеем следующее квадратное уравнение:
Решим уравнение с помощью дискриминанта. Коэффициенты из общего вида квадратного уравнения:
Тогда:
Найдем корни квадратного уравнения:
Ответ: .
Далее решения линейных и квадратных уравнений не будут разбираться подробно. Внимание будет сконцентрировано на том, как свести более сложное уравнение к линейному или квадратному. Если же у вас возникают проблемы при решении линейных или квадратных уравнений, пересмотрите соответствующие уроки:
- «Линейное уравнение с одной переменной (Г.Г. Гаицгори)»;
- «Квадратные уравнения».
Решаем уравнение, получаем корни:
Мы нашли значения . Но в исходном уравнении фигурировала переменная , и решить уравнение – значит, найти значения . Вернемся к замене:
Тогда:
Получили два квадратных уравнения. Первое уравнение имеет два решения:
Второе уравнение не имеет действительных корней.
Ответ: .
В процессе решения нам пришлось дважды решать квадратные уравнения: сначала для переменной , затем для переменной . Поэтому такие уравнения, в которых присутствуют только -я и -я степень неизвестной, а также свободный член, называются биквадратными уравнениями, т. е. «дважды квадратными»:
Решение дробно-рациональных уравнений
Теперь перейдем к решению дробно-рациональных уравнений. По названию понятно – это те уравнения, которые содержат в себе дробно-рациональные выражения. Если вы забыли, что это за выражения и как с ними работать, рекомендуем пересмотреть соответствующий видеоурок: «Дробно-рациональные выражения».
При решении дробно-рациональных уравнений важно:
- в самом начале найти ОДЗ выражений, которые встречаются в уравнении;
- после нахождения корней нужно проверить, входят ли они в ОДЗ.
Рассмотрим несколько примеров простейших дробно-рациональных уравнений.
Задание 2.Решить уравнение:
Решение.
Знаменатель дроби не должен равняться нулю, т. е. ОДЗ:
Поскольку , можем умножить обе части уравнения на , чтобы избавиться от дроби, тогда:
Получили линейное уравнение, решением которого является x = -3. Это решение входит в ОДЗ.
Ответ: -3.
Задание 3.Решить уравнение:
Решение.
Выпишем ОДЗ:
Чтобы избавиться от дроби, умножим обе части уравнения на . Мы это можем сделать, поскольку , тогда:
Раскроем скобки, перенесем все слагаемые в одну сторону, приведем подобные слагаемые. Получим квадратное уравнение:
Найдем корни этого уравнения:
Первый корень не входит в ОДЗ. Поэтому не является решением уравнения.
Ответ: .
Решение более сложных рациональных уравнений
Решим более сложные дробно-рациональные уравнения.
Задание 4. Решить уравнение:
Решение.
Выпишем ОДЗ:
Решим каждое из этих неравенств:
Можем объединить эти неравенства в одно:
Перенесем все слагаемые в одну сторону:
Выполним сложение дробей – для этого разложим знаменатели на множители:
Приведем все дроби к общему знаменателю :
Тогда:
Дробь равна , если ее числитель равен :
Раскрыв скобки и приведя подобные слагаемые, получаем квадратное уравнение:
Найдем корни квадратного уравнения:
Корень не входит в ОДЗ.
Ответ:
Отметим, что для решения дробно-рациональных уравнений можно использовать разные способы. Первый – это умножить обе части уравнения на некоторые выражения так, чтобы избавиться от дробей. Таким способом мы решили первые два примера с дробно-рациональными выражениями. Второй способ – перенести все слагаемые в одну сторону, преобразовать выражение и приравнять числитель полученной дроби к нулю. Так мы решили последний пример. Вы можете выбрать тот способ, который вам удобнее и понятнее. Главное в каждом из них – не забывать про ОДЗ.
Задание 5. Решить уравнение:
Решение.
Выпишем ОДЗ:
Решим эти неравенства:
Обратим внимание, что неизвестная присутствует в уравнении в похожих конструкциях , которые являются взимнообратными выражениями. В таком случае можно применить метод замены переменной:
Тогда:
Исходное уравнение будет иметь вид:
Чтобы избавиться от дроби, умножим обе части уравнения на , при этом , поскольку :
Получили квадратное уравнение, решениями которого являются:
Вернемся к замене:
Решаем первое уравнение:
Решаем второе уравнение:
Полученные корни удовлетворяют ОДЗ.
Ответ:.
Задание 6. Решить уравнение:
Решение.
Выпишем ОДЗ:
В подобных уравнениях стандартной является замена:
Чтобы выразить через , произведем следующие действия:
После замены исходное уравнение будет иметь вид:
Преобразуя это выражение, получаем квадратное уравнение:
Найдем корни уравнения:
Вернемся к замене:
Поскольку , можем умножить обе части каждого из уравнений на и получить квадратные уравнения:
Первое уравнение имеет решения:
Оба решения удовлетворяют ОДЗ. Второе уравнение не имеет вещественных корней.
Ответ: .
Решение иррациональных уравнений
Теперь перейдем к решению иррациональных уравнений. Так называются уравнения, которые содержат операцию извлечения корня из переменной.
Задание 7. Решить уравнение:
Решение.
Как мы знаем, выражение имеет смысл только для значения . Поэтому ОДЗ для данного уравнения будет следующей:
Чтобы привести иррациональное уравнение к линейному или квадратному, нужно избавиться от иррациональности. В данном случае – избавиться от квадратного корня. Для этого воспользуемся свойством корня:
Возведем обе части уравнения в квадрат:
Получили линейное уравнение, корнем которого является:
Полученное значение входит в ОДЗ:
При решении уравнения мы возвели обе части уравнения в квадрат, при этом могли возникнуть посторонние корни, т. е. те, которые не являются решением исходного уравнения.
Посторонние корни
Операция возведения в квадрат обеих частей равенства не является равносильным преобразованием. При применении этой операции можно получить из неправильного равенства правильное. Например, равенство очевидно неправильное. Но при возведении в квадрат получим правильное:
При этом из правильного равенства мы не получим неправильное, ведь если числа равны, то их квадраты также равны. Поэтому любой корень исходного уравнения является корнем уравнения, полученного после возведения в квадрат обеих частей. Но не все корни полученного уравнения являются корнями исходного. Могут возникнуть посторонние корни. Чтобы исключить их, проще всего выполнить проверку, подставив полученные значения в исходное уравнение.
Выполним проверку. Подставим полученный корень в исходное уравнение:
Мы получили правильное равенство, значит, является решением уравнения.
Ответ: .
Задание 8. Решить уравнение:
Решение.
Подкоренные выражения должны быть неотрицательными. Поэтому ОДЗ будет следующей:
Возведем обе части уравнения в квадрат:
После преобразования получим квадратное уравнение:
Найдем корни уравнения:
Проверим, входят ли корни в ОДЗ.
:
Неравенство неверное, значит, корень не входит в ОДЗ и не является решением исходного уравнения.
:
Корень входит в ОДЗ.
Теперь выполним проверку, подставив в исходное уравнение:
Получили правильное равенство, следовательно, исходное уравнение имеет один корень .
Ответ:.
Заключение
Итак, сегодня мы познакомились с некоторыми приемами, которые позволяют свести уравнения высших порядков, дробно-рациональные и иррациональные уравнения к квадратным и линейным уравнениям.
Список литературы
- Никольский С.М., Решетников Н.Н., Потапов М.К., Шевкин А.В. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: ФГОС, издательство «Просвещение», 2018.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: «Просвещение», 2018.
- Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б./Под ред. Теляковского С.А. Алгебра, 8 класс. Учебник. – М.: «Просвещение», 2018.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал yaklass.ru (Источник)
- Интернет-портал youclever.org (Источник)
- Интернет-портал kontromat.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Решить биквадратное уравнение:
2. Решить дробно-рациональное уравнение:
3. Решить иррациональное уравнение:
решить уравнение
5x−3x−3−2=−3x
.
Перенесём все слагаемые в левую часть
5x−3x−3−2+3x=0
.
Для этого пользуемся равенствами (F = G) и (F – G = 0), которые выражают одну и ту же зависимость между (F) и (G). На основании этого правила мы перенесли член
−3x
в левую часть уравнения, изменив при этом его знак.
Преобразуем левую часть уравнения:
5x−3(xx−3−2(x(x−3)1+3(x−3x=x⋅(5x−3)−2xx−3+3x−3xx−3=5×2−3x−2×2+6x+3x−9xx−3==3×2+6x−9xx−3=3×2+2x−3xx−3.
Получили:
3×2+2x−3xx−3=0
.
Напомним, когда дробь равна нулю:
ab=0
— тогда, и только тогда, когда сразу удовлетворены два условия:
1. числитель дроби равен нулю ((а = 0));
2. знаменатель дроби отличен от нуля:
b≠0
.
Приравниваем к нулю числитель дроби в левой части уравнения, получим:
3×2+2x−3=0;x2+2x−3=0;x1,2=−2±22−4⋅1⋅(−3)2=−2±4+122=−2±42;x1=−2+42=1;x2=−2−42=−3.
Выполним проверку второго указанного выше условия. Соотношение
b≠0
означает для уравнения, что
xx−3≠0→x≠0;x≠3
. Корни
x1=1;x2=−3
являются решениями уравнения, т. к. удовлетворяют поставленному условию.
Ответ: (1; -3).