Как найти корни уравнения графическим способом

Решение уравнений с помощью графиков

Решение линейных уравнений

Как ты уже знаешь, графиком линейного уравнения является прямая линия, отсюда и название данного вида.

Линейные уравнения достаточно легко решать алгебраическим путем – все неизвестные переносим в одну сторону уравнения, все, что нам известно – в другую и вуаля! Мы нашли корень.

Сейчас же я покажу тебе, как это сделать графическим способом.

Итак, у тебя есть уравнение: ( displaystyle 2{x} -10=2)

Как его решить?

Вариант 1, и самый распространенный – перенести неизвестные в одну сторону, а известные в другую, получаем:

( displaystyle 2x=2+10)

( displaystyle 2x=12)

Обычно дальше мы делим правую часть на левую, и получаем искомый корень, но мы с тобой попробуем построить левую и правую части как две различные функции в одной системе координат.

Иными словами, у нас будет:

( displaystyle {{y}_{1}}=2x)

( displaystyle {{y}_{2}}=12)

А теперь строим. Что у тебя получилось?

Как ты думаешь, что является корнем нашего уравнения? Правильно, координата ( displaystyle x) точки пересечения графиков:

Наш ответ: ( displaystyle x=6)

Вот и вся премудрость графического решения. Как ты с легкостью можешь проверить, корнем нашего уравнения является число ( displaystyle 6)!

Вариант 1. Напрямую

Просто строим параболу по данному уравнению: ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0)

Чтобы сделать это быстро, дам тебе одну маленькую подсказку: удобно начать построение с определения вершины параболы. Определить координаты вершины параболы помогут следующие формулы:

( displaystyle x=-frac{b}{2a})

( displaystyle y=-frac{{{b}^{2}}-4ac}{4a})

Ты скажешь «Стоп! Формула для ( displaystyle y) очень похожа на формулу нахождения дискриминанта» да, так оно и есть, и это является огромным минусом «прямого» построения параболы, чтобы найти ее корни.

Тем не менее, давай досчитаем до конца, а потом я покажу, как это сделать намного (намного!) проще!

Посчитал? Какие координаты вершины параболы у тебя получились? Давай разбираться вместе:

( displaystyle x=frac{-2}{2}=-1)

( displaystyle y=-frac{{{2}^{2}}-4cdot left( -8 right)}{4}=-frac{4+32}{4}=-9)

Точно такой же ответ? Молодец!

И вот мы знаем уже координаты вершины, а для построения параболы нам нужно еще … точек. Как ты думаешь, сколько минимум точек нам необходимо? Правильно, ( displaystyle 3).

Ты знаешь, что парабола симметрична относительно своей вершины, например:

Соответственно, нам необходимо еще две точки по левой или правой ветви параболы, а в дальнейшем мы эти точки симметрично отразим на противоположную сторону:

Возвращаемся к нашей параболе.

Для нашего случая точка ( displaystyle Aleft( -1;-9 right)). Нам необходимо еще две точки, соответственно, ( displaystyle x) можно взять положительные, а можно взять отрицательные? Какие точки тебе удобней?

Мне удобней работать с положительными, поэтому я рассчитаю при ( displaystyle x=0) и ( displaystyle x=2).

При ( displaystyle x=0):

( displaystyle y={{0}^{2}}+0-8=-8)

При ( displaystyle x=2):

( displaystyle y={{2}^{2}}+2cdot 2-8=0)

Теперь у нас есть три точки, и мы спокойно можем построить нашу параболу, отразив две последние точки относительно ее вершины:

Как ты думаешь, что является решением уравнения?

Правильно, точки, в которых ( displaystyle y=0), то есть ( displaystyle x=2) и ( displaystyle x=-4). Потому что ( displaystyle {{x}^{2}}+2{x} -8=0).

И если мы говорим, что ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8), то значит, что ( displaystyle y) тоже должен быть равен ( displaystyle 0), или ( displaystyle y={{x}^{2}}+2{x} -8=0).

Просто? Это мы закончили с тобой решение уравнения сложным графическим способом, то ли еще будет!

Конечно, ты можешь проверить наш ответ алгебраическим путем – посчитаешь корни через теорему Виета или Дискриминант.

Что у тебя получилось? То же самое?

Вот видишь! Теперь посмотрим совсем простое графическое решение, уверена, оно тебе очень понравится!

Решение смешанных неравенств

Теперь перейдем к более сложным неравенствам!

Как тебе такое:

( displaystyle 4x<{{x}^{3}})?

Жуть, правда? Честно говоря, я понятия не имею, как решить такое алгебраически… Но, оно и не надо. Графически ничего сложного в этом нет! Глаза боятся, а руки делают!

Первое, с чего мы начнем, – это с построения двух графиков:

( displaystyle {{y}_{1}}=4x)

( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}})

Я не буду расписывать для каждого таблицу – уверена, ты отлично справишься с этим самостоятельно (еще бы, столько прорешать примеров!).

Расписал? Теперь строй два графика.

Сравним наши рисунки?

У тебя так же? Отлично!

Теперь расставим точки пересечения и цветом определим, какой график у нас по идее должен быть больше, то есть ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}).

Смотри, что получилось в итоге:

А теперь просто смотрим, в каком месте у нас выделенный график находится выше, чем график ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Смело бери карандаш и закрашивай данную область! Она и будет решением нашего сложного неравенства!

На каких промежутках по оси ( displaystyle Ox) у нас ( displaystyle {{y}_{2}}={{x}^{3}}) находится выше, чем ( displaystyle {{y}_{1}}=4x)? Верно, ( displaystyle xin left( -2;0 right)cup left( 2;+infty right)).

Это и есть ответ!

Ну вот, теперь тебе по плечу и любое уравнение, и любая система, и уж тем более любое неравенство!

Подведём итоги наших знаний о графиках функций.

Нами были изучены методы построения таких функций, как:

(y =b) (график — прямая, параллельная оси (x));

(y = kx) (график — прямая, которая проходит через начало координат);

(y = kx + m) (график — прямая);

y=x2

 (график — парабола).

При необходимости мы сможем преобразовать аналитическую модель на графическую. Допустим, аналитическую модель 

y=x2

трансформировать в графическую модель в виде параболы, расположенной в прямоугольной системе координат.

Этот приём полезен при решении уравнений. Продемонстрируем это на примерах.

Пример:

решить уравнение

x2=2x+8

.

Рассмотрим две функции:

y=x2

, (y = 2x + 8) — выполним построение графиков этих функций в одной системе координат, чтобы найти их точки пересечения.

график 2_1.png

Парабола 

y=x2

 и прямая (y = 2x + 8) пересекаются в точках (A (- 2; 4)) и (B (4; 16)).

Корни уравнения

x2=2x+8

 — значения (x), при которых выражения

x2

 и (2x + 16) принимают одинаковые значения. Это первые координаты точек (A) и (B)  пересечения графиков:

x1=−2;x2=4

.

Алгоритм графического решения уравнений

1. Преобразовать уравнение так, чтобы в левой и правой части стояли известные функции.

b.png   y.png 

x.png

2. В одной системе координат начертить графики этих функций.

3. Определить точки пересечения полученных графиков.

4. Взять из них значения абсцисс.

001.png  002.png

003.png

Что значит решить уравнение графически

Для того чтобы решить уравнение графически,надо преобразовать уравнение так (если оно уже не представлено в преобразованном виде), чтобы слева и справа от знака равенства стояли выражения, для которых легко можно нарисовать графики функций. Например, дано такое уравнение:
x² – 2x – 1 = 0

Если мы еще не изучали решение квадратных уравнений алгебраическим способом, то можем попробовать сделать это либо разложением на множители, либо графически. Чтобы решить подобное уравнение графически, представим его в таком виде:
x² = 2x + 1

Из такого представления уравнения следует, что требуется найти такие значения x, при которых левая часть будет равна правой.

Как известно, графиком функции y = x² является парабола, а y = 2x + 1 — прямая. Координата x точек координатной плоскости, лежащих как на первом графике, так и на втором (то есть точек пересечения графиков) как раз и являются теми значениями x, при которых левая часть уравнения будет равна правой. Другими словами, координаты x точек пересечения графиков являются корнями уравнения.

Графики могут пересекаться в нескольких точках, в одной точке, вообще не пересекаться. Отсюда следует, что уравнение может иметь несколько корней, или один корень, или вообще их не иметь.

Тема: Решение уравнений графическим способом

Содержание модуля (краткое изложение модуля):

Решим графическим способом уравнение:

x2 = −3x

Решить уравнение – значит найти такие значения x, при которых выполняется равенство x2 = −3x
Построим в одной системе координат два графика:
график функции y = x2 и график функции y = −3x.
Для каждого графика составим таблицы значений
y = x2 – на рисунке синий график

x 0 1 2 3 −1 −2 −3
y 0 1 4 9 1 4 9

y = −3x – на рисунке красный график

x 0 1 2 3 −1 −2 −3
y 0 −3 −6 −9 3 6 9

Заметим, что графики пересекаются в двух точках: точке с координатами (0 ; 0) и в точке с координатами (–3 ; 9). Это значит, что при x = 0 и при x = –3 функции y = x2 и y = −3x имеют одинаковые значения.
Таким образом получаем, что при x = 0 и при x = –3 выполняется равенство x2 = −3x.
Значит значения x = 0 и x = –3 являются корнями уравнения x2 = −3x.
Корни, найденные графическим способом – приближённые. Чтобы доказать точность значений корней, надо каждый из них подставить в решаемое уравнение и проверить: выполняется ли полученное равенство.
Подставим в уравнение x2 = −3x значение x = 0.

02 = −3•0

0 = 0 – верное равенство, значит x = 0 – точный корень уравнения x2 = −3x.
Подставим в уравнение x2 = −3x значение x = –3.

(−3)2 = −3•(−3)

9 = 9 – верное равенство, значит x = −3 – точный корень уравнения x2 = −3x.
Подведём итог.
Чтобы решить уравнение f1(x) = f2(x) графическим способом, необходимо:
1) Построить в одной системе координат графики функций y = f1(x) и y = f2(x). Абсциссы точек пересечения – это приближённые корни уравнения f1(x) = f2(x).
2) Необходимо подставить каждый приближённый корень в уравнение f1(x) = f2(x). Те корни, при которых получается верное равенство будут являться точными корнями уравнения f1(x) = f2(x).

Алгебра. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова]; под ред. С. А. Теляковского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

Тип урока: Обобщение, закрепление
пройденного материала и объяснение нового.

Цели и задачи урока:

  • повторение изученных графиков функций;
  • повторение и закрепление графического
    способа решения уравнений;
  • закрепление навыков записи и
    копирования формул, построения графиков
    функций в электронных таблицах Excel 2007;
  • формирование и первичное закрепление
    знаний о решении уравнений с
    использованием возможностей электронных
    таблиц Excel 2007;
  • формирование мышления, направленного на
    выбор оптимального решения;
  • формирование информационной культуры
    школьников.

Оборудование: персональные
компьютеры, мультимедиапроектор,
проекционный экран.

Материалы к уроку: презентация Power Point
на компьютере учителя (Приложение 1).

Ход урока

Организационный момент.

Слайд 1 из Приложения1 ( далее
ссылки на слайды идут без указания
Приложения1).

Объявление темы урока.

1. Устная работа (актуализация
знаний).

Слайд 2 – Соотнесите перечисленные
ниже функции с графиками на чертеже (Рис. 1):

у = 6 – х; у = 2х + 3; у = (х + 3)2; у = -(х – 4)2;
.

Рис. 1.

Слайд 3 Графический способ решения
уравнений вида f(x)=0.

Корнями уравнения f(x)=0 являются
значения х1, х2,точек
пересечения графика функции y=f(x) с осью
абсцисс (Рис. 2).

Рис. 2.

Слайд 4

Найдите корни уравнения х2-2х-3=0,
используя графический способ решения
уравнений (Рис.3).

Ответ: -1; 3.

Рис. 3.

Слайд 5 Графический способ решения
уравнений вида f (x)=g (x).

Корнями уравнения f(x)=g(x) являются
значения х1, х2,точек
пересечения графиков функций y=f(x) и у=g(x).
(Рис. 4):

Рис. 4.

Слайд 6 Найдите корни уравнения ,
используя графический способ решения
уравнений (Рис. 5).

Ответ: 4.

Рис. 5.

2. Объяснение нового материала.
Практическая работа.

Решение уравнений графическим способом
требует больших временных затрат на
построение графиков функций и в
большинстве случаев дает грубо
приближенные решения. При использовании
электронных таблиц, в данном случае – Microsoft
Excel 2007, существенно экономится время на
построение графиков функций, и появляются
дополнительные возможности нахождения
корней уравнения с заданной точностью (метод
Подбор параметра).

I. Графический способ решения
уравнений вида f(x)=0 в Excel.


Дальнейшая работа выполняется учителем в
Excel одновременно с учениками с подробными (при
необходимости) инструкциями и выводом
результатов на проекционный экран. Слайды
Приложения 1 используются для формулировки
задач и подведения промежуточных итогов.

Слайд 7


Пример1: Используя средства построения
диаграмм в Excel, решить графическим способом
уравнение –х2+5х-4=0.

Для этого: построить график функции у=-х2+5х-4
на промежутке [ 0; 5 ] с шагом 0,25; найти значения х точек пересечения
графика функции с осью абсцисс.

Выполнение задания можно разбить на этапы:

1 этап: Представление функции в
табличной форме
(рис. 6):

Рис. 6.

Для этого:

  • в ячейку А1 ввести текст Х, в
    ячейку A2Y;
  • в ячейку В1 ввести число 0, в ячейку С1
    – число 0,25;
  • выделить ячейки В1:С1, подвести
    указатель мыши к маркеру выделения, и в
    тот момент, когда указатель мыши примет
    форму черного крестика, протянуть маркер
    выделения вправо до ячейки V1 (Рис. 7).

Рис. 7.

  • в ячейку B2 ввести формулу =-(B1^2)+5*B1-4;

При вводе формулы можно
вводить адрес ячейки с клавиатуры (не
забыть переключиться на латиницу), а
можно просто щелкнуть мышью на ячейке с
нужным адресом.

После ввода формулы в ячейке
окажется результат вычисления по
формуле, а в поле ввода строки формул –
сама формула (Рис. 8):

Рис. 8.

  • скопировать содержимое ячейки B2 в
    ячейки C2:V2 за маркер выделения. Весь
    ряд выделенных ячеек заполнится
    содержимым первой ячейки. При этом ссылки
    на ячейки в формулах изменятся
    относительно смещения самой формулы.

2 этап: Построение диаграммы типа График.

Для этого:

  • выделить диапазон ячеек B2:V2;
  • на вкладке Вставка|Диаграммы|График
    выбрать вид График;
  • на вкладке Конструктор|Выбрать данные
    (Рис. 9) в открывшемся окне «Выбор
    источника данных» щелкнуть по кнопке Изменить
    в поле Подписи горизонтальной оси
    откроется окно «Подписи оси». Выделить в
    таблице диапазон ячеек B1:V1 (значения
    переменной х). В обоих окнах щелкнуть
    по кнопкам ОК;

Рис. 9.

  • на вкладке Макет|Оси|Основная
    горизонтальная ось|Дополнительные
    параметры основной горизонтальной оси
    выбрать:

Интервал между делениями: 4;

Интервал между подписями: Единица
измерения интервала:
4;

Положение оси: по делениям;

Выбрать ширину и цвет линии (Вкладки
Тип
линии и Цвет линии)
;

  • самостоятельно изменить ширину и цвет
    линии для вертикальной оси;
  • на вкладке Макет|Сетка|Вертикальные
    линии сетки по основной оси
    выбрать Основные
    линии сетки
    .

Примерный результат работы приведен на
рис. 10:

Рис. 10.

3 этап: Определение корней уравнения.

График функции у=-х2+5х-4
пересекает ось абсцисс в двух точках и,
следовательно, уравнение 2+5х-4=0 имеет
два корня: х1=1; х2=4.

II. Графический способ решения уравнений
вида f(x)=g(x) в Excel.

Слайд 8


Пример 2: Решить графическим способом
уравнение .

Для этого: в одной системе координат
построить графики функций у1=
и у2=1-х
на промежутке [ -1; 4 ] с шагом 0,25; найти значение х точки
пересечения графиков функций.

1 этап: Представление функций в
табличной форме (рис. 1):


  • Перейти на Лист2.
  • Аналогично Примеру 1, применив
    приемы копирования, заполнить таблицу.
    При табулировании функции у1=
    воспользоваться встроенной функцией Корень
    (Рис. 11).

Рис. 11.

2 этап: Построение диаграммы типа График.


  • Выделить диапазон ячеек (А2:V3);
  • Аналогично Примеру 1 вставить и
    отформатировать диаграмму типа График,
    выбрав дополнительно в настройках
    горизонтальной оси: вертикальная ось
    пересекает в категории с номером 5.

Примерный результат работы приведен на
Рис. 12:

Рис. 12.

3 этап: Определение корней уравнения.

Графики функций у1=
и у2=1-х пересекаются в одной
точке (0;1) и, следовательно, уравнение
имеет один корень – абсцисса этой точки: х=0.

III. Метод Подбор параметра.


Слайд 9

Графический способ решения уравнений
красив, но далеко не всегда точки
пересечения могут быть такими «хорошими»,
как в специально подобранных примерах 1 и 2.

Возможности электронных таблиц
позволяют находить приближенные значения
коней уравнения с заданной точностью. Для
этого используется метод Подбор
параметра
.

Слайд 10


Пример 3: Разберем метод Подбор
параметра
на примере решения уравнения –х2+5х-3=0.

1 этап: Построение диаграммы типа График
для приближенного определения корней
уравнения.

Построить график функции у=х2+5х-3,
отредактировав полученные в Примере 1
формулы.

Для этого:

  • выполнить двойной щелчок по ячейке B2,
    внести необходимые изменения;
  • с помощью маркера выделения
    скопировать формулу во все ячейки
    диапазона C2:V2.

Все изменения сразу отобразятся на
графике.

Примерный результат работы приведен на
Рис. 13:

Рис. 13.

2 этап: Определение приближенных
значений корней уравнения.

График функции у=-х2+5х-3
пересекает ось абсцисс в двух точках и,
следовательно, уравнение 2+5х-4=0 имеет
два корня.

По графику приближенно можно
определить, что х1≈0,7; х2≈4,3.

3 этап: Поиск приближенного решения
уравнения с заданной точностью методом Подбор
параметра.

1) Начать с поиска более точного
значения меньшего корня.

По графику видно, что ближайший
аргумент к точке пересечения графика с
осью абсцисс равен 0,75. В таблице
значений функции этот аргумент
размещается в ячейке E1.

  • Выделить ячейку Е2;
  • перейти на вкладку Данные|Анализ «что-если»|Подбор
    параметра…;

В открывшемся диалоговом окне Подбор
параметра
(Рис. 14) в поле Значение
ввести требуемое значение функции: 0.

В поле Изменяя значение ячейки:
ввести $E$1 (щелкнув по ячейке E1).

Щелкнуть по кнопке ОК.

Рис. 14.

Рис. 15.

  • В окне Результат подбора (Рис. 15)
    выводится информация о величине
    подбираемого и подобранного значения
    функции:
  • В ячейке E1 выводится подобранное
    значение аргумента 0,6972 с требуемой
    точностью (0,0001).

Установить точность можно путем
установки в ячейках таблицы точности
представления чисел – числа знаков
после запятой (Формат ячеек|Число|Числовой).

Итак, первый корень уравнения
определен с заданной точностью: х1≈0,6972.

2) Самостоятельно найти значение
большего корня с той же точностью. 2≈4,3029).

IV. Метод Подбор параметра для
решения уравнений вида f(x)=g(x)
.

При использовании метода Подбор
параметров
для решения уравнений вида f(x)=g(x)
вводят вспомогательную функцию y(x)=f(x)-g(x)
и находят с требуемой точностью значения х
точек пересечения графика функции y(x) с
осью абсцисс.

3. Закрепление изученного материала. Самостоятельная
работа.

Слайд 11


Задание: Используя метода Подбор
параметров,
найти корни уравнения
с точностью до 0,001.

Для этого:

  • ввести функцию у=
    и построить ее график на промежутке [ -1; 4 ] с
    шагом 0,25 (Рис. 16):

Рис. 16.

  • найти приближенное значение х
    точки пересечения графика функции с
    осью абсцисс (х≈1,4);
  • найти приближенное решение уравнения с
    точностью до 0,001 методом Подбор
    параметра (х
    ≈1,438).

4. Итог урока.

Слайд 12 Проверка результатов самостоятельной
работы
.

Слайд 13 Повторение графического
способа решения уравнения вида f(x)=0.

Слайд 14 Повторение графического
способа решения уравнения вида f(x)=g(x).

Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Слайд 15 .

Используя средства построения диаграмм
в Excel и метод Подбор параметра, определите
корни уравнения х2-5х+2=0 с
точностью до 0,01.

Добавить комментарий