Как найти корни в сложных словах

В сложных словах, как правило, имеется два и более корня. Чтобы правильно разобрать любое слово по составу, не только сложное, вначале определяем изменяемое ли слово, и тогда вычленяем в нем окончание, например: в изменяемом сложном слове “доброжелательный” выделим окончание -ый.

В сложных словах могут быть словообразовательные суффиксы, если, предположим, слово образовано методом сложения и суффиксацией, например:

слово “старшеклассник” образовано от двух слов: старший + класс, но в образовании слова принял участие суффикс -ник, значит, следует его выделить.

В сложных словах, образованных методом сложения, обязательно присутствует соединительная морфема – интерфикс. Основными интерфиксами являются о и е:

водопровод, миномёт, чернозём, тёмнобровый;

рыжеволосый, грязелечебница.

Следует отличать слова, образованные методом слияния, в которых нет соединительной гласной, так как первым словом в их составе является наречие, и, следовательно, на границе двух слов выделим суффикс о/е, например:

быстрорастущий, вышеизложенный.

Кроме соединительных морфем “о”, “е” в составе сложных слов встречаются морфемы:

и пятитомник, семиборье;

а сорокадневный;

у двубортный, двусмысленный;

ух двухколесный;

ёх трёхсуточный.

Выделим также, само собой, корни сложных слов.

система выбрала этот ответ лучшим

Чаще всего такие слова соединены А О Е. СамОлет, вертОлет, самОход. Здесь очень просто находим однокоренные слова к двум составляющим этих слов.

Сам, самостоятельный, полет, летать

Вертеть, вертушка, летать.

Самостоятельность, ходка.

сам, лет

верт, лет

сам, ход.

Все это корни.

Чёрна­я Луна
[265K]

4 года назад 

Сначала разберемся какие слова называют сложными. К ним относятся те слова, в составе которых присутствует два и более корня. Как правило, между корнями в слове можно встретить соединительную гласную, чаще всего к ним относятся о, е, и. Разбор слова или морфемный разбор – это разбор слова о составу, когда в слове выделяется приставка, корень, суффикс и другие его части.

Зная особенность сложных слов, мы можем так же разобрать его по составу. Как и в случае с односоставным словом разбор начинается с корня, в сложных словах их два и мы выделяем оба. Кроме этого, в сложных словах может быть суффикс, окончание и приставка. Как только мы их определили и выделили, подчеркиваем основу слова. Соединительную гласную выделять не обязательно.

Virid­i
[158K]

4 года назад 

Для начала разберёмся что такое сложные слова. Таким термином в русском языке обозначают слова, в которых не один , а несколько, например два или три, корня. К ним можно отнести следующие примеры: пароход, снегопад, правозащитник и так далее.

Чтобы ответить на вопрос, для наглядности мы разберём по составу слово ” старшеклассников “. Если следовать памятке, то в первую очередь нужно выделить окончание. В нашем случае это ” ов “. Затем выделяем основу слова – ” старшеклассник “.

Ищем корень и выделяем в данном слове их два: ” старш ” и “класс”. Приставки в слове нет, зато есть суффикс – ” ник “. Буква “е” в этом слове служит соединительной гласной. В итоге в тетради разбор слова будет выглядеть так:

Мален­ький ёжик
[4.7K]

более года назад 

Чтобы разобрать по составу сложное слова, нужно в первую очередь понять, каким образом оно образовано.

Сложные слова образуются с помощью интерфиксов.

Один из методов их образования – это метод сложения с соединительными гласными “о” или “е” (эти гласные разновидность интерфиксов).

В разборе слова над этими гласными мы ставим галочку (птичку).

Также существует метод сложения без соединительных гласных (такие сложные слова могут писаться в некоторых случаях и через дефис) или метод слияния (сращения), где соединительных гласных тоже не будет.

Но в этих случаях могут быть такие интерфиксы, как “а”, “и”, “я”.

После того, как мы определились с исходными словами и соединительными гласными, находим окончание и разбираем отдельно каждую часть сложного слова.


Пример 1

Вертолёт.

1) Это сложное слово образовано методом сложения, соединительная гласная – “о”.

2) Выделяем окончание, для этого склоняем слово.

Вертолёт -> ВертолётА -> ВертолётУ -> Вертолёт -> ВертолётОМ -> ВертолётЕ.

То есть будет нулевое окончание.

3) Разбираем 1 часть (“верт”).

Это будет корень целиком, однокоренные слова – вертеть, вертится.

4) Разбираем 2 часть (“лёт”).

Это также будет корень целиком, однокоренное слово – летать.

Таким образом, получаем:

(1 корень) верт

(соед. гласная) о

(2 корень) лёт

(нулевое окончание)


Пример 2

Времяисчисление.

1) Это слово образовано путём слияния 2 слов – “время” и “исчисление”, соединительной гласной здесь нет.

Но зато есть интерфикс “я”, который в исходном слове “время” был окончанием.

2) Окончание слова “времяисчисление” разумеется такое же, как окончание “исчисление” – Е.

ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЯ -> ВремяисчислениЮ -> ВремяисчислениЕ -> ВремяисчислениЕМ -> ВремяисчислениИ.

3) Разбираем 1 часть (“врем”).

Это будет корень целиком.

4) Разбираем 2 часть (“исчислени”).

Корень здесь будет “числ”, однокоренное слово – число.

Приставка – “ис” (буква “с” здесь пишется, так как согласная “ч”, стоящая после неё – глухая), а суффикс “ени” (такой суффикс образует существительные со значением действия).

Таким образом, получаем:

(1 корень) врем

(интерфикс) я

(приставка) ис

(2 корень) числ

(суффикс) ени

(окончание) е

Я почему-то очень люблю разбирать сложные слова, то есть слова имеющие больше одной корневой морфемы. Мне они кажутся такими красивыми и при это строгими, а разбор просто доставляет наслаждение.

Что касается самого алгоритма разбора такого слова, то в моем понимании он следующий.

Прежде всего определяем часть речи. Далее находим окончание слова, то есть вычленяем основу. Окончание в сложном слове будет только одно. Затем примерно определяем корни, то есть пытаемся понять от каких простых слов это сложное слово образовано. Обычно это не сложно. Проверяем корни однокоренными словами. И наконец разбираемся с остальными морфемами – приставками, их может быть много, суффиксами, их может быть еще больше, и прочими (интерфиксы, постфиксы). Наконец обращаем внимание на соединительную гласную, которая может быть, а может ее и не быть.

Соединительных гласных в русском языке две, это гласные О и Е. Но часто между корнями сложного слова можно встретить другие гласные – А, И, У, УХ. Это уже интерфиксы. В чем различие этих интерфиксов от соединительных гласных? Соединительные гласные добавляются к словам, чтобы их соединить. Интерфиксы используются при слиянии слов и обычно принадлежат окончанию первого слова.

Божья коров­ка
[160K]

6 лет назад 

Как ни странно, но сложные слова разбирать не так уж и сложно. В этих словах, в отличие от простых, только две (редко больше) корневые морфемы. И есть еще гласная, которая соединяет эти корневые морфемы.


Для примера приведем разбор сложного слова, например, ГАЗОПРОВОД

Как и обычно, выделим сначала окончание и основу слова:

Окончание НУЛЕВОЕ:

газопровод-0, но газопроводА, газопроводУ, газопроводОМ.

Основа слова ГАЗОПРОВОД (т. к. в слове нулевое окончание).

Теперь нам нужно вычленить в составе слова корневые морфемы, поэтому приводим однокоренные слова:

газ, газовик, газовый – первый корень ГАЗ,

провод, водить, выводить – второй корень ВОД.

Перед вторым корнем есть приставка ПРО.

Отметим также соединительную гласную О.

газ/о/про/вод/0

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Вот например, недавно разбирала по составу сложное слово драгоценных.

В нем имеется 2 корня и соединительная гласная -о- между ними. Далее разбор слова происходит по обычному плану. Есть суффикс -н- и окончание -ых-.

Или вот другое слово: пароход.

Здесь 2 корня, соединительная -о- и нулевое окончание. Другие морфемы отсутствуют.

Так и остальные сложные слова разбираются аналогично.

Знаете ответ?

Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:

  1. золото, золотко, золотце, золотник, золотой;
  2. золотоносный, золотокудрый, золотокрылый, золотопромышленник;
  3. золотохлористоводородный.

Сложные слова это

Слова с двумя и более корнями в морфемном составе называются сложными. В большинстве сложных слов между корнями находятся соединительные гласные «о», «е» , или эти интерфиксы в морфемном составе слова могут отсутствовать.

Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с двумя корнямиПравописание сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусоропровод  
  • молоковоз  
  • музыковед  
  • хлебороб  
  • звездолёт  
  • тайнопись  
  • счетовод  
  • снегоход  
  • лесовоз  
  • машинопись  
  • верхолаз  
  • тихоход  
  • смолокур  

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лесопромышленник  
  • мухоловка
  • золотоискатель  
  • соковарка
  • властолюби[йэ]
  • плодожорка
  • градоначальник  
  • медоварня
  • первокурсник  
  • маслобойня
  • плодороди[й’э]
  • плоскодонка

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плодоягодный
  • смолоносный
  • черноволосый
  • мукомольный
  • счетоводный
  • шарообразный
  • планомерный
  • равноценный
  • розовощекий
  • сероглазый
  • пивоваренный

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овцевод  
  • нефтепровод  
  • жизнелюб  
  • полевод  
  • лежебока
  • пищевод  
  • овощевод  
  • солнцепёк  
  • птицевод  
  • солнцеворот  
  • чаевод  
  • птицеед  
  • солнцецвет  
  • птицелов  

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • пламевидный
  • кораблестроительный
  • платёжеспособный
  • птицеводческий
  • мужеподобный
  • пальцевидный
  • овощеконсервный
  • жизнелюбивый
  • мореходный
  • солнцезащитный
  • пешеходный

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.

Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащпалатка
  • машинаавтомат  
  • платьехалат  
  • счёт  фактура
  • креслокровать  
  • автомобиль  цистерна
  • школаинтернат  
  • салон  ателье
  • плуг  сеялка
  • библиотекахранилище
  • каноэдвойка
  • кафересторан  
  • роман  эпопея
  • вакуум  камера
  • вышивкапанно
  • магазин  ателье
  • письмозаявка
  • кофемолка
  • мелодрама
  • кофемашина
  • кофеварка

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:

  • красивое кресло-кровать или красивая кресло-кровать;
  • уютное кафе-клуб или уютный кафе-клуб?

В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:

1. по первой части, если изменяются обе части слова:

  • красивое кресло-кровать (ср. р.);
  • далекая школа-интернат (ж. р. );
  • стальной плуг-сеялка (м. р.);

2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:

  • уютный кафе-клуб (м. р.);
  • быстрая каноэ-двойка (ж. р.);
  • слабое альфа-излучение (ср. р.).

Видеоурок «Сложные слова»

Средняя оценка: 4.5.
Проголосовало: 69

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы узнаете, какие слова называются сложными, какие гласные соединяют два корня в сложных словах. Увидите, какая орфограмма есть в сложных словах. Потренируетесь в написании сложных слов и в их образовании.

2.8. Сложные слова. Соединительные гласные и суффиксы в сложных словах. Правописание гласных в сложных словах

1. Как отмечалось (см. п. 2.2), в русском языке есть достаточно большое число сложных слов, то есть слов с несколькими (обычно двумя) корнями.

Голуб о глаз ый, тепл о люб ивый, бел о- красн о- голуб ой.

В сложных словах корни могут соединяться с помощью специальных морфем – соединительных гласных. Традиционно считается, что соединительных гласных в русском языке две – о и е .

Пар о ход, тысяч е летие, бел о лицый, син е глазый.

2. В то же время в качестве соединительных частей сложных слов могут использоваться другие элементы. Некоторые из них иногда приравнивают к соединительным гласным. Но в школьной традиции их обычно относят к суффиксам.

К таким суффиксам относятся, например, следующие:

суффиксы -о- и -е- в сложных словах, образованных из сочетания «наречие + прилагательное»;

Мал о симпатичный, вечн о зелёный.

суффиксы -и-, -ух-, -у- в сложных словах с первой частью – формой числительного в родительном падеже. Хотя эти суффиксы совпадают по форме с окончаниями числительных: пят и дней, дв ух дней, однако это не окончания, а суффиксы (!);

Пят и этажный, дв ух дневный, дв у стволка.

а) путём сращения группы слов в одно слово;

Cум а сшедший, ум а лишённый.

б) с использованием первой части – начальной формы слова;

Врем я препровождение, сем я почка.

суффикс -и- в сложных словах с первой частью – формой глагола в повелительном наклонении;

Верт и головка, верт и хвостка, держ и морда, перекат и -поле;

суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

3. В ряде случаев конечная гласная первой части сложного слова (обычно это иноязычный элемент) входит в состав корня.

Ави а база, кин о фильм, авт о база, мот о гонки.

4. Правописание гласной в середине сложных слов зависит от того, каким элементом является эта гласная (соединительная гласная, суффикс, часть корня) и каким образом образовано сложное слово.

Правописание соединительных гласных подчиняется следующему правилу:

-о- пишется после твёрдых согласных (кроме ж, ш, ц ), -е- пишется после мягких согласных и ж, ш, ц .

Вод о ворот, син е глазый, свеж е выбритый.

2) В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный используется соединительная гласная -о- :

  • зверь – звер о лов, звер о бой, звер о подобный;
  • власть – власт о любие;
  • честь – чест о любие;
  • шерсть – шерст о ткацкий;
  • плоть – плот о ядный;
  • басня – басн о писец;
  • кровь – кров о подтёк.

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в начальной форме.

Врем я исчисление, врем я препровождение, сем я доля, сем я ножка, сем я почка.

Но в других случаях с первой частью – тем же корнем – используется соединительная гласная (в сочетании с суффиксом -ен- ).

Ср.: семен о хранилище, семен о водство.

Сохраняются конечные гласные корня в сложных словах с первой иноязычной частью:

о и е : авто- (авт о база), агро- (агр о химия), био- (би о стимулятор), гео- (ге о политика), гидро- (гидр о узел), зоо- (зо о техник), кино- (кин о альманах), макро- (макр о элемент), метео- (мете о сводка), мото- (мот о спорт), радио- (ради о механика), теле- (тел е очерк), фото- (фот о ателье), электро- (электр о мотор).
Исключение: кин е скоп;

а : авиа- (ави а почта, ави а линия);

и : квази- (кваз и научный), мульти- (мульт и миллионер), поли- (пол и витамины), мини- (мин и -платье).

В некоторых словах (центр и фуга, агр и культура, электр и фикация, электр и фицировать, электр и фицированный, газ и фикация, газ и фицировать, газ и фицированный) произносится гласный [и] и пишется гласная буква и . В сложных словах с этими корнями используется соединительная гласная -о- .

Ср.: центр о бежный, агр о школа, электр о бритва, газ о обмен.

Сохраняются гласные а, я бывшего падежного окончания в сложных словах, возникших из словосочетаний:

ум а лишённый, сум а сшедший, себ я любие, себ я любец.

В сложных словах, в первой части которых выступают числительные, используется форма родительного падежа с гласными и, а .

Пят и кратный, пят и этажный, сем и летка, сорок а дневный, полутор а процентный.

Исключения:

сложные слова с первой частью – числительными один, девяносто, сто, тысяча – имеют соединительные гласные -о- или -е- .

Одн о дневный, девян о столетие, ст о летие, тысяч е летие.

некоторые сложные слова с первой частью сорок имеют соединительную гласную -о- ;

Сорок о ножка, сорок о уст.

некоторые слова с первой частью три имеют соединительную гласную -е- .

Тр е нога, тр е угольник, тр е угольный, тр е уголка.

Используются суффиксы -а-, -я- в сложных словах, обозначающих оттенок цвета, в первой части которых есть приставка из- / ис- .

Ис син я -чёрный, из желт а -зелёный.

170 примеров сложных слов с двумя корнями

Приведем при­ме­ры слож­ных слов с дву­мя кор­ня­ми и соеди­ни­тель­ны­ми глас­ны­ми «о», «е» меж­ду ними и без соеди­ни­тель­ных глас­ных. Выясним, как опре­де­лить род слож­ных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».

Сложные слова в русском языке

Корень — это глав­ная мор­фе­ма в сло­ве. В нем заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние всех род­ствен­ных слов. В сло­ве может быть не один корень, а два, и даже три, напри­мер:

Слова с дву­мя и более кор­ня­ми в мор­фем­ном соста­ве назы­ва­ют­ся слож­ны­ми. В боль­шин­стве слож­ных слов меж­ду кор­ня­ми нахо­дят­ся соеди­ни­тель­ные глас­ные «о», «е» , или эти интер­фик­сы в мор­фем­ном соста­ве сло­ва могут отсут­ство­вать.

Соединительная глас­ная «о» пишет­ся после твер­дых соглас­ных пер­вой осно­вы слож­но­го сло­ва, а глас­ная «е» — после мяг­ких соглас­ных, шипя­щих «ж», «ч», «ш», «щ» и бук­вы «ц».

Примеры сложных слов

Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»

  • мусор о про вод
  • молок о воз
  • музык о вед
  • хлеб о роб
  • звезд о лёт
  • тайн о пись
  • счет о вод
  • снег о ход
  • лес о воз
  • машин о пись
  • верх о лаз
  • тих о ход
  • смол о кур

Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом

  • лес о про­мышл енн ик
  • мух о лов к а
  • золот о иск а тель
  • сок о вар к а
  • власт о люб и[й ‘ э ]
  • плод о жор к а
  • град о началь ник
  • мед о вар н я
  • перв о курс ник
  • масл о бой н я
  • плод о род и[й’ э]
  • плоск о дон к а

Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»

  • плод о ягод н ый
  • смол о нос н ый
  • черн о волос ый
  • мук о моль н ый
  • счет о вод н ый
  • шар о образ н ый
  • план о мер н ый
  • равн о цен н ый
  • розов о щек ий
  • сер о глаз ый
  • пив о вар енн ый

Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»

  • овц е вод
  • нефт е про вод
  • жизн е люб
  • пол е вод
  • леж е бок а
  • пищ е вод
  • овощ е вод
  • солнц е пёк
  • пт иц е вод
  • солнц е ворот
  • ча е вод
  • пт иц е ед
  • солнц е цвет
  • пт иц ел ов

Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»

  • плам е вид н ый
  • корабл е стро и тель н ый
  • плат ёж е спо­соб н ый
  • пт иц е вод ческ ий
  • муж е подоб н ый
  • паль ц е вид н ый
  • овощ е кон­серв н ый
  • жи зн е люб ив ый
  • мор е ход н ый
  • солнц е защит н ый
  • пеш е ход н ый

Cлова c двумя корнями без соединительной гласной

В мор­фем­ном соста­ве слож­но­го сло­ва может не быть интер­фик­са. Такие лек­се­мы обра­зу­ют­ся спо­со­бом сло­же­ния без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Чаще это сло­ва, при­над­ле­жа­щие к неоду­шев­лен­ным суще­стви­тель­ным, или при­ла­га­тель­ные, обра­зо­ван­ные от них суф­фик­саль­ным спо­со­бом.

Приведем при­ме­ры слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной. Как пра­ви­ло, они пишут­ся с дефи­сом, кро­ме неко­то­рых слов, в соста­ве кото­рых пер­вая часть явля­ет­ся заим­ство­ван­ным неиз­ме­ня­е­мым суще­стви­тель­ным.

Примеры сложных слов без соединительной гласной

  • плащ — палатк а
  • машин а — авто­мат
  • плать е — халат
  • с чёт — фак­тур а
  • кресл о — кро­вать
  • авто мобиль — цистерн а
  • школ а — интер­нат
  • салон — ате­лье
  • плуг — се я л к а
  • биб­ли о тек а — хран и л ищ е
  • каноэ — дв ой к а
  • кафе — ресто­ран
  • роман — эпо­пе я
  • ваку­ум — камер а
  • вы ши в к а — пан­но
  • мага­зин — ате­лье
  • пись м о — заяв к а
  • кофе мол к а
  • мело драм а
  • кофе машин а
  • кофе вар к а

Определение рода сложных слов без соединительной гласной

При упо­треб­ле­нии в пись­мен­ной речи слож­ных суще­стви­тель­ных без соеди­ни­тель­ной глас­ной все­гда вызы­ва­ет затруд­не­ние согла­со­ва­ние их с при­ла­га­тель­ны­ми. Какой вари­ант явля­ет­ся пра­виль­ным:

  • кра­сив ое кресло-кровать или кра­сив ая кресло-кровать;
  • уютн ое кафе-клуб или уютн ый кафе-клуб?

В рус­ском язы­ке род неоду­шев­лен­ных слож­ных суще­стви­тель­ных, пишу­щих­ся через дефис, обыч­но опре­де­ля­ет­ся:

1. по пер­вой части, если изме­ня­ют­ся обе части сло­ва:

  • кра­си­вое крес­ло -кро­вать (ср. р.);
  • дале­кая шко­ла -интер­нат (ж. р. );
  • сталь­ной плуг -сеял­ка (м. р.);

2. по изме­ня­е­мой части, если дру­гая явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой:

Видеоурок «Сложные слова»

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/651-28_slozhnye_slov

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/koren/44783-170-primerov-slozhnyh-slov-s-dvumja-kornjami.html

Сложные слова. Соединительные гласные Е и О

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт. Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными.

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка – сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие – чувство собственного достоинства – сам, любит, корень люб-.

Сам – первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пароход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камнепад (падают камни, корни камн-, пад-),

звездопад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук  р’  и  н’  , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук  р  и  д  , корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать О, если на мягкий – Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний – много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель – путь, водить, корни пут-, вод-,  буква соединительной гласной Е,

древнерусский –древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие – вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги  — самоходы, скатерть — самобранка, гусли – самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые – с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка – с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад – падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая – с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный – с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока – любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на   ж  ,  пишем букву е;

сладкоежка – в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов – говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый – любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный – слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный – милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный – добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный – благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа – великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум – остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза – ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы – темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов – любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов – русский писатель.

Добронравов – добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов  — поэт-песенник.

Боголюбов –  любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова – красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец – водит за собой полки, корни полк-,  вод-,

баснописец – пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод – разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик —  проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар – варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов – ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц, пишем е.

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена – белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар – одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий – долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная – построена из белого камня, корни бел-, камен-, 

златоглавая – с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный – чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка – так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка – сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка – сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост – корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка – корни вод-, мер-. Вода, измерить.

вернуться на страницу “Русский язык 3 класс” >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: “Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Тема 
урока русского языка : К
орень слова. Правописание сложных слов

Педагогические цели

Создать условия для формирования
представления о сложных словах, их образовании и написании, для отработки
умений выделять корни сложных слов, выполнять разбор слов по составу,
находить сложные слова

Тип урока

Постановка и решение учебных
задач

Планируемые результаты
(предметные)

Знают понятие сложного слова,
умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор

Личностные результаты

Проявляют способности к самооценке
на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию
русского языка, языковой деятельности

Универсальные учебные действия  (метапредметные)

Познавательные: осуществляют анализ,
сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно
выделенным основаниям; используют ознакомительное и поисковое чтение,
осознают цель чтения.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем; контролируют процесс
и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые
коррективы.

Коммуникативные: участвуют в диалоге,
общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в
общении и взаимодействии

Основное содержание темы,

понятия и термины

Сложное слово, корень слова,
однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор,
 словообразовательный
разбор слова

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь

организационная структура
(сценарий) урока

Этапы
урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово
учителя

Приветствует
учащихся.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют
свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе
на уроке

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная.
Практический. Письмо

К к (характеристика букв)

– Выберите сочетание букв,
которые вам больше всего нравится.

Что за чудо агрегат

Может делать все подряд-

Петь, читать, играть, считать,

Может лучшим другом стать.

Слово компьютер.

Какой частью речи является слово?

Образуйте  новое слово, которое
является именем прилагательным. (Компьютерный).

Образуйте словосочетания с этими
словами.

Компьютерный стол, новый
компьютер, компьютер на столе.

Определите главное и зависимое
слово

Выполняют письмо по образцу

Пр. –  вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное написание

III. Повторение

Парная.

Словесный. Чтение

Как-то
много лет назад,

Посадили
странный сад:

Не
был он
фруктовым,

Был
он только словом.

Это
слово – слово корень,

Разрастаться
стало вскоре.

И
плоды нам принесло.

Корень этого дерева ЛЕС– лесник, лесная, лесок,
лесничий.

– С любым  словом составить
предложение.

 Я иду по лесной тропинке. (Основа предложения)

Подбирают к заданным словам
однокоренные с чередованием. Зачитывают самостоятельно найденные группы
однокоренных слов, доказывают правильность выбора. Знают и правильно
воспроизводят определение однокоренных слов

К – осуществляют взаимопроверку,
контролируют работу партнера; участвуют
в диалоге, общей беседе, совместной деятельности.

Р – контролируют процесс и
результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые
коррективы

Правильное выполнение домашнего
задания, устные монологические ответы

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

На кране
появляются герои мультфильма «Следствие ведут колобки»

– Ребята
вы узнали кто это?

На доске
появляется текст телеграммы:

– “Нас
отправили в мир слов раскрывать новую тайну слова. Можем не справиться.
Помогите!”

– Ну
что? Поможем?

– Итак,
перед нами задача – разгадать новую тайну слова.

– Итак следствие ведут ученики 3
класса «б».

Каждая
группа работает со  своим подозреваемым, собирает улики. (5 мин.)

(Раздаю
задания группам):

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

Выступление
каждой группы

  Слова сталевар, водопад, 
самокат, рыболов, носорог, самовар, водомерка.

– Мы
выслушали результаты расследований каждой группы, собираем оперативный совет.

-Уважаемые
коллеги, каким способом образованы все слова?


Попытаемся раскрыть, под каким названием они скрываются?

– Итак,
какую же тайну слов мы открыли?

– Тема нашего урока «Сложные
слова»

Анализируют пред-ложенные для
наблюдения слова.

Находят лишнее слово, объясняют
свой выбор.

Формулируют цель работы на уроке

Сложением, соединением

Сложные слова

П – осуществляют анализ, сравнение
языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно
выделенным основаниям.

Р –  принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем.

К – участвуют диалоге, общей
беседе

Беседа
по вопросам, развернутые монологические ответы

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Понятие
о сложных словах, соединительных гласных

Фронтальная. Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Почему же эти слова называются
сложными?

Работа по группам.

– Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

1
группа     

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

каша,
варить__________________

  
сад, водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

– Запишите  свои слова, выделите
корень.

Физкультминутка

Высказывают пред-положение о
смысле названия.

Пр. –  знают понятие сложного слова,
умеют находить сложные слова и объяснять свой выбор.

П – используют ознакомительное и
поисковое чтение, осознают цель чтения

Правильное выполнение письменного
упражнения; устные ответы

2. Выполнение упр. 138(учебник)

Коллективная. Словесный,
проблемный. Чтение, беседа, комментированное письмо

– Найдите в словах (учебник,  упр. 138) корни,
понаблюдайте над тем, при помощи чего связываются корни в сложных словах

Записать слова в алфавитном
порядке. Первый ряд записывает 1 столбик, 2 ряд- 2 столбик, 3 ряд – 3
столбик.

После записи слов.

– Возникли ли у вас трудности? В
чем? (В записи слов в алфавитном порядке)

– Как можно было решить ту
проблему?

– Проверьте слова с образцом.

– Оцените свою работу.

Выполняют задание, комментируя
свои действия по цепочке

П – анализируют изучаемые языковые
объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков.

Правильное выполнение упражнения

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1.Игра «Найди третий лишний»
(учебник,
упр. 140)

2. Выполнение упражнения
в рабочей
тетради

Индивидуальная. Словесный,
практический. Чтение, письмо

Объясняет задание, контролирует
выполнение

– Выполните упр. 103 в рабочей
тетради. Объясните значение сложных слов

В игровой форме выполняют
упражнение учебника в рабочей тетради

Р – планируют свои действия для
решения учебной
 задачи.

К – ориентируются на позицию
партнера в общении и взаимодействии

П – овладевают общими способами
решения конкретных лингвистических
задач.

Р – планируют свои действия для
решения учебной
задачи

Правильное выполнение упражнения
устный монологический ответ

VII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Кому мы с вами сегодня
помогали?

– О чем нас просили колобки?

– Как вы думаете, помогли ли мы
колобкам в раскрытии тайны слов.

– Посмотрите, что вам говорят
колобки.

– Закончите предложения.

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в
зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Р – открыто осмысливают и
оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Саморегуляция

Приложение

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово сталевар.

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
водопад

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

            1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
самокат

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

Слово
рыболов

 
_________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово
носорог                     

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

  Слово самовар.
__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1.
Прочитать слово.

2.
Подумать, как оно образовано:

а)
от каких слов, записать их;

б)
какую часть у слов взяли для образования;

в)
каким способом получили слово
.

 
Слово водомерка.                       

__________________________________________

__________________________________________

__________________________________________

1 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

каша,
варить__________________

сад,
водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

1 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

листья,
падать ___________________

 лес,
рубить ______________________

 лёд,
ходить_______________________

2 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

каша,
варить__________________

сад,
водить _________________

сосать,
пыль__________________

3 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

сам,
летать__________________

пешком
ходить ______________

пар,
возить _________________

4 группа

Попробуете соединить слова и
получить сложные слова

море, ходить_________________

птица, ловить ________________

сорок, ножки    _______________

Добавить комментарий