Славянский фольклор знакомит нас с удивительными персонажами, которые разительно отличаются от героев европейских преданий. Славные богатыри, удивительная нечисть и самые необычные животные – все они представлены живыми и интересными, настоящими личностями. Как мне кажется, особого внимания заслуживает Кот-Баюн, появляющийся как в мифах, так и сказках разных славянских народов.
Его представляли по-разному. Кто-то считает Баюна опасным созданием, кто-то сразу вспоминает слова Александра Сергеевича Пушкина про “кота учёного”. Каким же был Кот-Баюн для наших предков? Что хранят предания о нём? И почему пушистый мурлыка назван именно Баюном?
- Кот-Баюн – загадочный персонаж русских сказок
Тайна имени Кота-Баюна
В славянских мифах, русских волшебных сказках Кот-Баюн появляется достаточно часто. Интересное определение ему даёт сайт “Википедии”. В этом источнике указано, что Баюн – “кот-людоед”, однако это не совсем верно. В преданиях рассказывается, что Кот-Баюн любит испытывать людей.
Он обладает поистине завораживающим голосом. С помощью него огромный мурлыка усыпляет человека, и тот впадает в глубочайший сон. Того, кто покажется Баюну слабаком, он безжалостно убьёт, однако с сильными людьми Кот-Баюн обходится вполне ласково. Если путник сумел противостоять чарам кота, тот способен одарить его или дать ценный совет.
Если вы в первый раз прочитаете сказку о Коте-Баюне ребёнку, наверняка услышите вопрос:: “А почему этот кот – Баюн?”. Действительно, ведь вполне логично было бы назвать его более “кошачьим” именем. Но поскольку происходит наш Баюн из древних мифов и легенд, истоки его имени следует искать в славянских наречиях.
Если дословно перевести со старинного наречия слово “баюн”, получим “говорун, рассказчик”. От себя хочу напомнить о привычном нам слове “убаюкивать”, в котором содержится та де основа. Выходит, что Кот-Баюн – тот, кто умеет красноречиво рассказывать о чём-либо, а при необходимости вполне может усыпить своими сладкими речами.
Где дом Кота-Баюна?
Где же обитает чудесный зверь? Как рассказывают предания, Кот-Баюн живёт за тридевять земель от нашего мира. Неподалёку от него находится избушка не менее известной Бабы-Яги (я думаю, они с Баюном неплохо ладят).
Кот-Баюн любит сидеть на высоком железном столбе, что стоит посреди мёртвого леса, где нет ни одного живого дерева, зверя или птицы. И здесь снова хочу обратить внимание на символы.
Если в более поздних интерпретациях сказок высокий столб стал лишь частью жуткого образа Баюна, то изначально всё могло быть совсем не так. Известно, что подобные конструкции наши предки устанавливали в честь богов. Быть может, Кот-Баюн некогда был божеством? Или же являлся посредником между миром людей и богов? Ответить на эти вопросы нельзя, но и сам Кот-Баюн совсем не прост.
В большинстве сказок Кот-Баюн выступает в роли существа, которое необходимо изловить. Конечно, такая задача по плечу далеко не каждому, и часто подобный приказ получает тот, кого хочет сгубить царь-самодур.
Мало кто из героев решается подойти к Баюну, который способен мигом околдовать человека. Сия на своём столбе, он заранее замечает приближение незваного гостя. Кот-Баюн способен оглушить своим громогласным голосом или же мгновенно погрузить путника в сон, мурлыча так, что содрогаются даже деревья.
Встречи героев с Баюном
Однако Баюна нельзя назвать всесильным. В историях об Иване-царевиче есть эпизод с этим котом. Герой сумел изловить его, предварительно надев железную шапку и железные рукавицы. Доставив Кота-Баюна в царский дворец, Иван-царевич превратил смертельно опасного зверя в мудрого помощника.
Упоминается, что, поселившись во дворце, Баюн стал исцелять старого царя от головной боли, рассказывает ему сказки и всевозможные истории. И здесь невольно вспоминаются строки великого А.С.Пушкина о коте учёном: “Идёт направо – песнь заводит, налево – сказку говорит”. Ведь это как раз упоминание о Баюне.
В сказке “Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что” также есть эпизод с участием Кота-Баюна. Оказавшись в тридесятом царстве, Андрей-стрелок ощутил слабость и сонливость. С трудом дошёл он до высокого столба, на котором увидел волшебного кота.
На Андрее было надето целых три колпака, однако это не остановило Баюна. Зверь прыгнул на плечи человеку и принялся разбивать железные колпаки своими могучими лапами. Вовремя спохватился засыпающий стрелок, схватил он железный прут и принялся бить Баюна.
Да только железо быстро сломалось от ударов об огромную спину животного. Тогда Андрей-стрелок достал медный прут, но и его постигла та же участь. На помощь пришёл более гибкий, оловянный прут. Он гнулся, но не ломался. Наконец взмолился Кот-Баюн пощадить его. По требованию своего победителя зверь пошёл с ним и стал верным помощником.
Что примечательно, подобные “адские” коты встречаются и в других мифологиях. Например, исландцы верили в существование Йольского кота, что жил в горах вместе со своей хозяйкой – великаншей-людоедкой. Правда, исландский вариант сказочного кота не столь ярок, как славянский. Он показан зверем, наделённым особыми способностями, но не личностью, как жуткий и великолепный Кот-Баюн.
Кот-Баюн воплощает в себе древние образы, что появились у наших далёких предков. Хищный характер кошек, их непредсказуемость и сила всегда вызывали восхищение. Во все времена они считались магическими животными. В то же время недаром во многих колыбельных упоминается о “котике-коточке”, что мог прийти и убаюкать малыша, подарив ребёнку такой необходимый сон.
-
December 4 2016, 17:47
- Литература
- Животные
- Cancel
ДОБЫТЬ КОТА БАЮНА
В курском Доме литератора при региональном отделении Союза писателей России дан старт литературному клубу с весьма необычным названием – «Баюн».
В русском фольклоре кот Баюн – сказочное существо, гигантский кот-людоед, который сначала усыпляет песнями и сказками, после чего пожирает свою жертву. Однако если кому удаётся выдержать это испытание, тому мифический кот служит верой и правдой, выполняет все его желания. Это и называется – добыть кота Баюна. Интересно, что пушкинский кот учёный, что ходит по цепи кругом, это и есть добытый, то есть прирученный кот Баюн (о чём можно узнать из русской народной сказки «По колено ноги в золоте», ставшей прообразом пушкинской «Сказки о царе Салтане»).
Что же касается литературы, здесь данный символ, по мнению основателей клуба, прочитывается как постижение всех загадок и премудростей жанра, без которых литература является не более чем графоманией, сам же графоман – жертвой кота Баюна.
Во избежание чего и создаётся «Баюн» – «клуб литературных гурманов» или «литературный клуб для взрослых». Для того чтобы чётко ориентироваться в океане печатной продукции, которой под завязку заполнен сегодняшний книжный рынок, а также всемирная паутина. Для выработки и осознания критериев, определяющих литературу как жанр высокого искусства, что сегодня, по сути, утрачено.
Потому одним из главных направлений деятельности клуба – как субстанция определяющая и цементирующая – предполагается литературная критика. Кроме того, в задачи клуба входит изучение творчества связанных с Курским краем незаслуженно забытых литераторов прошлых лет. В частности, Ивана Голикова, Ипполита Богдановича, Николая Полевого, Екатерины Авдеевой, Елены Молоховец, Валериана Бородаевского…
Для вступления в клуб необходимо предоставить на рассмотрение литературный текст собственного сочинения – это может быть поэзия, проза, эссеистика, – выдержать критику и преодолеть таким образом установленную художественную планку. Иными словами, добыть кота Баюна.
Олег Качмарский
Всем добра!
Не знала, в какой раздел отправить сего товарища, посему пусть пока будет так) И да не введет никого в заблуждение заголовок топика — по факту это минираспаковка/миниобзор)
Не буду подводить итоги года, не всегда они у меня удачно подводятся, да и само по себе мало что изменилось… Скажу только что с одной стороны была я весьма малоактивна (ну, уж так сложилось по определенным причинам), с другой — я наконец-то положила начало
главное теперь не положить на продолжение
еще одной смысловой ветке в куклохобби и к уже традиционным для меня темам кельтов, скандинавов и иже с ними добавила древних славянских мифологических тварей (кто видел мои прогулки с полудницей
в огороде
, тот поймет). Так вот, нашла я трех одномолдниц на роли мифопернатых барышень (для 2 даже нашла подвижные тела и прикрутила к ним головы)… И поняла, что к ним в компанию не хватает кота. Уже по контексту понятно, что ни о каком обычном коте речь не идет, да? И вот ко мне уже едет мой новогодний подарочек самой себе аж из нашей культурной столицы))
И вот сегодня наконец-то он трекнулся в отделении)
Да, котэ — они такие, нежные, хрупкие и ранимые:
Все как положено, в фирменной коробочке — я даже не ожидала, что там так все запаковано.
Кошак, как уже видно на коробке, от фирмы JXK, которая выпускает фигурки всякой животинки и не только. «Модель» кота Fat cat 2.0 JXK103. Было выпущено 4 расцветки:
A
B
C (которую выбрала я)
D
*Промофото взяты с просторов Интернета
Так вот, при извлечении содержимого коробки было извлечено следующее:
В качестве материала заявлена «смола», напоминает классические наполкоставительные статуэтки. Тушка приятно тяжелая, голова, передние (верхние???) лапки и хвост на магнитах и обладают практически бесконечным крутильным и вертельным коэффициентом.
Здесь было немного неожиданно — про коня в пальто мы все в курсе, а вот кота в тапках, наверно, встречали немногие (если только кот намеренно не идет за тапками хозяина, дабы совершить возмездие). Идея, если честно, мне не особенно нравится, так что попробую аккуратно их сточить, чтобы можно было делать съемную обувку.
Костюмчик состоит из футболки (очень неудобной с точки зрения двигания лапами) и джинсовых штанцов на лямках.
— Ты чувствуешь дух питерской интеллигенции?
— Нет?
— А придется…
— А уставшему с дороги коту что-нибудь полагается? Рыбки? Икорочки? Самовар в конце концов?
Продолжение следует…
Кот Баюн – это уникальное животное из славянской мифологии, окутанное множеством легенд и загадок. Описания этого существа встречаются в русских народных сказках, былинах и преданиях северо-восточных славян. Считается, что кот Баюн обладает множеством удивительных способностей и часто выступает в роли хранителя ценностей или знаний. В данной статье мы рассмотрим происхождение легенды о коте Баюне, его основные особенности и связь с другими мифическими существами.
Происхождение легенды
Первые упоминания о коте Баюне можно найти в древнерусских летописях и сказках. Его прототипом мог послужить кот Сибирского бога войны и мести Велеса, которому приписывали мудрость, обаяние и умение заговаривать раны. Кот Баюн был символом сильного и независимого духа, не поддающегося порабощению и изменению независимо от времени и условий.
Особенности и свойства
Главной особенностью кота является его умение усыплять людей и животных своими сказками и песнями. Если человек находился под властью чар этого загадочного существа, то он подвергался огромной опасности, так как кот мог сделать с ним что угодно. Считается, что кот Баюн обладает доступом к тайным и великим знаниям, которые может применять во благо или вред окружающим.
Загадочный кот также славится своим необычайным голосом, который способен не только усыпить, но и исцелить раны, вылечить от болезней и омолодить. Его мягкий шерстяной мех также имеет целебные свойства, и точными ударами своих острых когтей он может даже воскрешать мертвых.
Связь с другими мифическими существами
Кот Баюн может быть связан с другими существами славянской мифологии, такими как Леший, Водяной, Кикимора и Змей Горыныч. Во многих сказках он выступает в роли посредника между миром людей и миром духов. Возможно, эти связи говорят об его ключевой роли в славянском бестиарии, объединяющем различные аспекты языческого и христианского мифологического наследия.
Заключение
Кот Баюн – удивительное и загадочное существо, представленное в славянской мифологии. Обладая сверхъестественными способностями, он является символом мудрости, силы и непокорности перед людскими страстями и пороками. Изучение легенд об этом коте способствует расширению наших представлений о духовно-культурных основах славянского мировоззрения и позволяет увидеть многогранность и глубину народного фольклора.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 27 сентября 2022 года; проверки требуют 7 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Баюн.
Баюн | |
---|---|
Иллюстрация К. Кузнецова из сборника «Русские народные сказки» |
|
Мифология | русская |
Пол | самец |
Занятие | песни поёт, сказки сказывает |
Упоминания |
• Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что • Балдак Борисьевич |
Медиафайлы на Викискладе |
Кот Баю́н (кот баю́н, кот баха́рь) — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими разговорами и пением подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун убивает железными когтями[1]. Но тот, кто сможет поймать кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.
Описание[править | править код]
«Народные русские сказки знают баснословного кота-баюна, которому точно так же придается эпитет морского, как и другим олицетворениям дождевых туч, и которого предания ставят в близкую связь с чудесною мельницею — эмблемою громового грохота. Возле этой мельницы стоит золотой столб, на нём висит золотая клетка, и ходит по столбу кот-баюн: идет вниз — песни поет, подымается вверх — сказки сказывает. То же приписывается и козе-золотые рога, которая „гуляет в заповедных лугах, сама песни поет, сама сказки сказывает“; как Фрея — на кошках, так Тор ездит на козлах. Голос кота-баюна раздается на несколько верст; сила его громадная: своих врагов он поражает насмерть или своими песнями напускает на них неодолимый сон».
Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай»[2], от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»)[3]. В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве[4] или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей[5].
Существует несколько сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами[6].
… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.
Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом.
Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.
У А. Н. Афанасьева «кот-баюн» пишется со строчной буквы, то есть «баюн» — это просто рассказчик, сказитель. Слово превратилось в имя, по-видимому, после публикации литературной обработки афанасьевского варианта сказки А. Н . Толстым[7][8].
Кот Баюн и квазифольклор[править | править код]
Есть точка зрения[7], что кот Баюн — придуманный, сконструированный персонаж «национального бестиария», активно изобретавшегося советской массовой культурой. А в дальнейшем «фольклоризацией» и даже «мифологизацией» своего образа Баюн обязан неоязычеству[неавторитетный источник].
По мнению исследователя Кирилла Королева, образ учёного кота-сказителя (бахаря) проник из популярных в России преданий о чудесах баснословного «Индийского царства». Черты кота-чудовища, способного своим голосом зачаровать человека насмерть, могли быть также заимствованы из средневековых текстов наподобие «Физиолога» и азбуковников.
Дальнейшему распространению образа способствовали картинки, иллюстрировавшие пролог к «Руслану и Людмиле», и во многом благодаря им учёный кот как олицетворение сказительства сделался общеизвестным персонажем.
В советский период кот приобретает имя — Баюн, и в коллективном сознании становится полноправным персонажем конструировавшегося с середины 1930-х годов «национального бестиария», наряду с Бабой-ягой, Лешим, Змеем Горынычем и Кощеем. Под влиянием кино Баюн превращается в ближайшего помощника Бабы-яги[7].
В культуре[править | править код]
- Сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке»
- Мультфильм «Ивашка из Дворца пионеров» (1981, режиссёр Геннадий Сокольский)
- Мультсериал «Царевны» (с 2011 г., режиссёр Константин Бронзит, Кота озвучил Сергей Мардарь)
См. также[править | править код]
- Йольский кот
- Кошка Палуга
- Европейский лев
- Кот Казанский
- Кат Ши
- Список вымышленных кошек
Примечания[править | править код]
- ↑ Жиндеева Е. А., Щанкина Ю. И. Ассоциативно-эмотивное представление образа кота в творчестве Н. Рузанкиной: традиции и новаторство // Известия Самарского научного центра Российской академии наук — 2014
- ↑ Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. — М.: Наука, 1974. — С. 140. — 214 с. Архивировано 2 октября 2013 года.
- ↑ Дарья Зарубина. Баять // Наука и жизнь. — 2018. — № 5. — С. 50—52. Архивировано 6 мая 2019 года.
- ↑ Сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и «Сказ про Федота Стрельца»
- ↑ Сказки «Баба Яга и кот Баюн» и «Иван дурак и Баба Яга»
- ↑ «Русские народные сказки» / Сост., вступ. ст. и прим. В. П. Аникина, М., «Правда» 1985., 576 с.
- ↑ 1 2 3 Королев К. М. Кот Баюн и квазифольклорная составляющая современной массовой культуры Архивная копия от 10 января 2020 на Wayback Machine // Журнал «Антропологический форум», 2018
- ↑ Толстой А. Н. Собр. соч. : В 10 т. — М. : ГИХЛ, 1960. Т. 8 . — 567 с . — 450—467
Литература[править | править код]
- Будур Н. В. Кот баюн (бахарь) // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 215. — ISBN 5-224-04818-4.
- «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. — Л.: Детская литература, 1991—336 с.
- «Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. — М.: Детская литература, 1988. — 175 с.
- «Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым» — М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)
- «Василиса прекрасная», «Народные русские сказки» — М., Гослитиздат, 1957, тт. 1—3
Ссылки[править | править код]
- Рисунок «Кот Баюн». Автор — Новокрещенных О. И.
- Рисунок «Кот-Баюн». Автор — Тихонов И. В.
- Рисунок «Кот Баюн». Автор — Waldemar Kazak
- Скульптура в Тервете, Латвия