Июль – самый разгар летних отпусков. А значит, российское морское побережье вновь наполнилось тысячами туристов со всей страны.
Кто-то предпочитает пляжи с песком, а кто-то любит гальку. Тем не менее, как в первом, так и во втором случае, можно встретить разнообразные самородки. Многие любят привозить найденные на берегу моря красивые камешки домой в качестве сувенира на память.
А вы знаете, какие камни чаще всего встречаются на побережье Черного моря?
В первую очередь хочется сказать о полудрагоценных камнях.
Раньше на берегах Крыма можно было найти множество самоцветов, среди которых встречались агаты и сердолики. Местные “предприниматели” продавали их стаканами, как семечки.
Однажды Марина Цветаева во время пребывания в Коктебеле нашла камешек сердолика. Он так понравился ей, что поэтесса хранила его всю жизнь.
Если повезёт, можно встретить белый, голубой или медовый халцедон, зелёную или красную яшму.
Сейчас встретить полудрагоценные самоцветы на пляже – редкость. Что-то собрали туристы, что-то местные жители. Но большая часть была вывезена с пляжей в советское время для строительства бетонных сооружений, санаториев и других зданий. Вместо этого на побережье массово завозили щебень, который со временем превратился в гладкие и округлые булыжники.
Тем не менее, иногда недра моря выбрасывают оставшиеся на дне полудрагоценные экземпляры.
А чем же богаты пляжи?
Во-первых, это известняк. В зависимости от примесей и их количества камни могут быть белые, розовые, серые, жёлтые, красноватые или чёрные.
В большом количестве встречается песчаник. Он может иметь желтоватые, бурые, табачные, зелёные или чёрные оттенки.
Серых оттенков аргиллиты и серые,чёрные, зелёные или красноватые алевролиты.
Гравелит и конгломерат – спрессованные или сцементированные более мелкие элементы (например, алеврита или песка).
Кровельный сланец. Используется в качестве природного шифера. На побережье встречаются обломки от более крупных пород.
Гнейс. По химическому составу близок к граниту и глинистому сланцу.
Всеми известный гранит. Имеет множество оттенков.
Диорит и андезит. Камни используются при строительстве дорог, зданий и др.
Габбро и базальт. Также камень используют в различных целях. Например, в качестве облицовочного камня.
Кварцит. Крепкая порода белого, серого или красноватого цветов. Состоит практически из одного кварца.
Роговик. Слоистый камень. Чаще всего имеет полоски, иногда встречаются пятнистые экземпляры.
Редко, но на побережье Черного моря можно встретить камешки мрамора, серпентинита (змеевика).
А иногда, если повезёт, можно найти совсем необычный полудрагоценный самоцвет, который принесло море за тысячи километров. Но это большая редкость.
А вы привозили камни с Черноморского побережья?
#море #отпуск #камни #галька #пляж #черное море #крым #сочи #краснодарский край #анапа
Морские пляжи бывают песчаными или галечными. Галечные побережья усыпаны разноцветными округлыми, приятными на ощупь камешками, которые отполированы до гладкости тысячелетним воздействием волн. Галька, в изобилии встречающаяся на берегу Черного, Азовского, Балтийского, Каспийского и других морей, является осколками древних горных пород. Она используется как строительный и облицовочный материал, а также применяется в качестве декоративных элементов в дизайне интерьера и ландшафтном дизайне.
Содержание
- 1. Разновидности морских камней и их особенности
- 2. Физико-химический состав и цвет
- 3. Названия самых красивых и ценных морских пород
- 4. Где добывают морскую гальку и другие камни?
- 5. Области применения
- 6. Плюсы и минусы морских камней
- 7. Видео по теме статьи
- 8. Комментарии посетителей по теме статьи
Разновидности морских камней и их особенности
Морская и речная галька — это обломки горной породы и минералов, которые были обтесаны воздействием воды. Размеры камешков колеблются в пределах 1-15 см, обломки большего размера называют булыжниками или валунами.
Почему галька имеет закругленную форму? Некогда остроугольные обломки породы обкатываются под воздействием волн, течения воды, перекатывания по дну или при соприкосновении друг с другом. Как выглядит галька, можно увидеть на фото.
Галька может быть образована различными горными породами и минералами:
- песчаником;
- сланцем;
- известняком;
- базальтом;
- гранитом.
Горная порода, образованная галькой, получила название «галечник».
По происхождению выделяют несколько типов галечника:
- прибрежный или пляжный — образует пляжи у морских и океанических побережий;
- русловый или аллювиальный — покрывает дно рек;
- пролювиальный — образованный в результате воздействия временных потоков от атмосферных осадков.
Какие камни находят на берегу морей и озер? Еще одна разновидность морских камней — это пемза, которая представляет собой пористое вулканическое стекло. Она образовалась в результате быстрого застывания лавы с выделением газов. Туф — известковая или вулканическая горная порода, образованная на местах выхода на земную поверхность минеральных источников. Также на берегу встречаются полудрагоценные камни: агат, халцедон, яшма, хризолит.
Физико-химический состав и цвет
Галька — это порода преимущественно осадочного или магматического происхождения. Бывает разной расцветки, наиболее распространенные цвета — серый, серо-голубой, свинцовый, синий, белый, красный. Встречаются пестрые камешки, которые образованы несколькими породами. Форма чаще всего эллипсовидная, овальная, яйцевидная.
Физико-химические свойства гальки:
- плотность — 2500-2700 кг/м3, зависит от образующей горной породы;
- морозостойкость — F150-F300;
- водопоглощение — 0,2-0,6% от всей массы;
- размеры — 1-15 см.
Пемза бывает желтого, белого, голубого, бурого, коричневого цвета. Свойства пемзы:
- пористость — 80%;
- твердость по шкале Мооса — 6;
- плотность — 2000-2500 кг/м3.
Названия самых красивых и ценных морских пород
Существует несколько разновидностей гальки, которые отличаются красивым внешним видом, что делает их ценным материалом для декоративно-поделочных работ.
Описание видов гальки с фотографиями:
- Мраморная. Образована дроблеными отходами мрамора. Популярностью пользуются камни розового, коричневого оттенка, а также белые и серые.
- Каспийская. Добывают на пляжах Каспийского моря. Образована из осадочных пород, плоской формы, хорошо отполирована. Собирается преимущественно вручную. Цветовая гамма представлена оттенками коричневого цвета, но встречаются и белые камешки.
- Черноморская. Эта разновидность камня добывается близ курорта Геленджик на черноморском побережье. Камни круглой формы, хорошо отполированы, все приблизительно одного размера. В расцветке преобладают серые тона — от серо-голубого до свинцового.
- Черная. Камешки черного цвета, похожие на агат, образованы из доломита — осадочной карбонатной горной породы.
- Белая. Образуется в горных реках Кавказа. Имеет кипенно-белый или сероватый окрас.
- Стеклянная. Представляет собой отполированные водой осколки стекла. Острые края стачиваются, глянцевый стеклянный блеск становится матовым. Камешки бывают красивого белого, коричневого или бутылочно-зеленого цвета.
Где добывают морскую гальку и другие камни?
Гальку добывают на морских и океанических пляжах. Часто она собирается вручную. Местности в России и на территории СНГ, где добывают морские камни и гальку:
- Каспийское море;
- Черное море;
- реки Кавказа;
- Карелия;
- Финский залив;
- Крым.
Образование гальки естественным путем — это длительный процесс, на который может уйти несколько сотен или даже тысяч лет. Необходимость получения этой породы привела к тому, что гальку научились создавать искусственным путем.
Обломки горной породы и минералов (мрамора, гранита, известняка, кварца, доломита, агата) помещают в специальные барабаны, заполненные абразивным материалом. В барабанах камни полируются и обкатываются, приобретая округлую форму без острых углов. После полировки их покрывают специальным составом, который придает глянцевый блеск и защищает от повреждения поверхность камешка.
Области применения
Где используют гальку? Основная сфера применения — это строительные и отделочные работы. В строительстве ее используют в качестве сырья для заполнения бетона.
Галечник — это прекрасный материал для отделки экстерьера и интерьера дома. Им можно облицовывать фасады зданий и внутренние стены помещений. Благодаря своим характеристикам галька сохраняет тепло внутри дома и устраняет излишнюю влажность.
Вымощенные галечными камешками стены, плинтусы и полы хорошо подходят для домов в средиземноморском стиле. Такой декор идеален для оформления ванных комнат и санузлов.
Галька хорошо совместима с водой. Ею можно облицовывать внутренние поверхности бассейна, помещение бани или сауны, пол душевой кабины.
Морской камень используют в качестве элементов декора и в ландшафтном дизайне. Разноцветными камешками выстилают дорожки в саду. Крупные булыжники и валуны служат декоративными элементами ландшафта. Они хорошо смотрятся в садиках в восточном или средиземноморском стиле.
Рисунки на камнях — один из видов декоративного искусства. Гальку можно разукрашивать акриловыми красками или гуашью, рисовать на ней определенные изображения или красить в разные цвета. После нанесения красок изделие обязательно покрывают лаком. Такие предметы декора можно расставить на полках в гостиной, спальне, на кухне. Крупными камнями украшают внутренний двор.
Плюсы и минусы морских камней
В чем заключается преимущество галечника как строительно-облицовочного материала? Плюсы гальки:
- Высокая прочность. Галечный материал — один из самых прочных среди облицовочного сырья. Он морозостойкий, не боится перепадов температур и воздействия влаги. Выложенные галечником стены, полы, дорожки можно мыть водой из шланга, чистить моющими средствами. Материал быстро сохнет и при этом не портится.
- Высокая пористость. Структура камня обеспечивает низкую теплопроводность. В помещениях, облицованных этим материалом, летом будет прохладно, а зимой тепло.
- Приятный внешний вид. Разнообразие цветов, аккуратная, гладкая форма делает камешки красивым элементом декора.
- Экологичность. Хозяин дома может быть уверен, что стены здания облицованы экологически чистым, природным материалом.
- Дешевизна. Галька не является редким материалом. Ее легко добывать и так же легко изготавливать искусственным путем. Благодаря этому она остается дешевым строительно-отделочным камнем.
Есть ли минусы у морских камней? Единственный недостаток заключается в сложности укладки. Круглая или овальная форма не позволяет уложить камни вплотную друг к другу, поэтому приходится использовать прочный скрепляющий состав. Заранее следует продумать композицию, иногда даже прорисовать узор и лишь потом выкладывать камни. Работа с галькой требует определенной сноровки, однако всегда можно пригласить бригаду профессионалов, которые справятся с отделочными работами любой сложности.
Мокрая морская галька на пляжах Крыма блестит на солнце и сама по себе кажется драгоценным камнем. К ней хочется прикоснуться, подержать в руках эту россыпь сокровища Чёрного моря. Каждый из нас, кто хоть раз побывал на галечном пляже в Евпатории, перебирал камешки и находил среди них какой-то необычный красивый камешек, обкатанный морем голыш, поднятый у кромки прибоя, или полупрозрачный интересный камень, который теперь хранится дома в память о замечательном летнем отпуске у моря.
Ещё в начале 20 века в Крыму на крымских пляжах можно было найти большое количество полудрагоценных камней, остатки древних кораллов, окаменелое дерево, остатки древних ракушек.
По воспоминаниям живших в то время в Крыму, на крымских пляжах можно было найти агаты и сердолики. Предприимчивые местные жители на побережье собирали агаты и сердолики в большом количестве, и продавали туристам эти полудрагоценные камни, отмеряя стаканами, как семечки.
Сердолик, найти такой камешек большая удача. Как писал поэт Всеволод Рождественский:
Я камешком лежу в ладонях Коктебеля.
И вот она плывёт, горячая неделя,
С полынным запахом в окошке на закат,
С ворчанием волны и трескотнёй цикад…
Здесь в этом воздухе, пылающем и чистом,
Совсем я звонким стал и жарко-золотистым
Горячим камешком, счастливым навсегда,
Солёным, как земля, и горьким, как вода.
Сердолик ещё в Древней Греции считался счастливым камнем. Минерал сердолик (др.-греч. σαρδιω — сардио -«разбитое сердце»), или карнеол (лат. cornus — ягода кизила) красновато-розового, жёлто-красного или оранжево-красного цвета является разновидностью халцедона. После длительного пребывания сердолика на солнце его цвет с коричневатого переходит в густой оранжево-красный.
Плиний Старший считал, что название сердолик было дано в честь города Сарды в Лидии (Малоазийский полуостров), где он был впервые обнаружен.
Близким родственником сердолика по физико-химическим свойствам является минерал сард или сардер, представляющий собой сердолик, объединенный с агатом и с кварцем. Характерная черта сарда — ярко выраженные на красно-оранжевом фоне белые «волны», или полосы, которые объясняются присутствием агата.
В Древнем Египте сердолик был камнем, посвященным богине Исиде, состоятельные египтяне носили застёжки из этого камня в форме трехлистного клевера, в знак того, что отдают себя под покровительство «матери богов» Исиде.
Александр Пушкин считал своим талисманом перстень с сердоликом, подаренный поэту в 1824 году Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой. В стихотворение «Храни меня, мой талисман» поэт пишет:
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Поэтесса Марина Цветаева хранила камешек сердолик, найденный в Коктебеле, всю жизнь.
«Они встретились — семнадцатилетний и восемнадцатилетняя — 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском, волошинском берегу.
Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик (впрочем, ей он показался веселым, точнее: радостным!) — с поразительными, огромными, в пол-лица глазами; заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдёт и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!
Конечно, сердолик этот он нашёл тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, — и вложил ей в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день…» Эти строки — из книги Ариадны Эфрон «О Марине Цветаевой»
В начале 20 века в Коктебеле была мастерская по обработке камней. Крымские минералы — горный хрусталь, сердолик и агаты поступали из мастерской, к ювелирам Москвы и Санкт Петербурга. Работала мастерская до 1921 года.
Побродив по крымским пляжам, ещё можно найти, если повезёт, кусочки былой роскоши — халцедоны, агаты и сердолик. Красивые камешки кварца, халцедона, кусочки прозрачного кальцита, кремня и чёрного гагата могут лежать под ногами на берегу моря.
Халцедон — полупрозрачный минерал, просвечивающийся в краях, его цвет может быть самым разным, чаще от белого до медово-жёлтого цвета. Халцедон — скрытокристаллическая тонковолокнистая разновидность кварца. По физико-химическим свойствам халцедон — это почти сердолик. Название камня халцедон происходит из древней Греции, когда на побережье Мраморного моря в городе Халкидон нашли новый вид драгоценного камня имевшего богатейшую палитру, состоящую из сотни цветов и оттенков, имеющих свои названия. Камень назвали халцедоном, он стал излюбленным материалом для ювелирных украшений в древнем мире и открытие это положило начало созданию удивительных каменных украшений — гемм или камей — миниатюрных изображений на каменных кабошонах. Особенно популярными были голубые, оранжевые и красные халцедоны.
«Коктебельские камешки» использовались Петергофской гранильной фабрикой для мозаичных работ и создания различных ювелирных украшений. В 1884 году Петергофская гранильная фабрика выписала от управляющего ливадийским имением 10—15 пудов камней, «которые находятся на Южном берегу Крыма под названием «голышки», необходимые для мозаичной работы». Известны два декоративных столика, изготовленных Петергофской гранильной фабрикой по рисункам художника Н. Кудрявцева. Мозаика этих столешниц, выставленных в Эрмитаже, состоит из цветных халцедонов, яшм и зеленых трассов Кара-Дага. В Доме-музее А. П. Чехова в Ялте рамки некоторых семейных фотографий писателя орнаментированы сердоликовой коктебельской галькой.
В «Путеводителе по Крыму» А. Безчинского 1902 года говорится, что на берегу Коктебельского залива гальки голубоватого халцедона, красного сердолика, красной и зелёной яшмы, а также раковины «усердно собираются промышленниками, пускающими их в продажу в южных городах».
В 1910 году на склонах Кара-Дага чех-эмигрант Яромир Тиханек создал единственную в Крыму небольшую ограночную и камнерезную гранильную мастерскую, работавшую в течение десяти лет не только для дачников Коктебеля, но и для первоклассных ювелирных фирм Москвы и Петербурга. Из карадагских самоцветов в гранильной мастерской изготовлялись браслеты, запонки, броши, кольца, бусы, булавки, которые продавались не только в Крыму, но и в крупных городах России. Молодой А. Е. Ферсман тепло отзывался о мастерстве хозяина, который один занимался обработкой найденных на берегу моря красивой самоцветной гальки, называемой по-местному ««ферлампиксы». Эти камни Яромир Тиханек продавал местным жителям и приезжим, а частью посылал столичным ювелирам.
В 1916 году Н. Чуриным для Петергофской гранильной фабрики в горах Крыма было добыто около 800 килограммов халцедоновых самоцветов.
С халцедоном связано множество легенд и преданий, в откровение Иоанна Богослова (21:19) упоминается «камень халкедон», украшающий третье из двенадцати оснований стен небесного града Нового Иерусалима. Перстень с халцедоном носил Наполеон, поэт Дж. Байрон, и Александр Пушкин.
В XX веке халцедон стал истинным символом российской поэзии начала столетия. Весь цвет русской интеллигенции того времени любил бывать в Коктебеле в гостеприимном доме Максимилиана Волошина, страстно любившего полосатые, голубые и оранжевые халцедоны, собранные прямо на морском побережье. Обладателями «ферлямпиксов», как называли камешки в Крыму, были гости Волошина, стали Андрей Белый, Осип Мандельштам, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Александр Грин, Николай Гумилев, Марина Цветаева.
Куда же подевались агатики и красный сердолик с пляжей? Что-то, конечно, собрали туристы, но основная масса находившихся на берегу драгоценной гальки, ушла в советское время на строительство бетонных набережных и санаториев на побережье по всему Крыму. В бетон часто добавляли драгоценный песок и камни прямо с пляжей, в результате этого многие крымские посёлки очень быстро остались без пляжей, и полудрагоценные минералы стали попадаться очень редко. В зимние штормы волны стали подмывать и разбивать построенные бетонные набережные, как например в Коктебеле. На смену гладкой природной гальке стали сыпать завезённый щебень. Морские волны окатывали щебёнку и она стала напоминать гальку, а обкатанные бутылочные стёкла стали похожими на полудрагоценные камешки.
Большая часть древнего вулкана Карадаг, возвышающегося над Коктебелем, находится в море. На вулкане самые большие месторождения полудрагоценных камней в Крыму. На наземной части вулкана Карадаг, в советское время велась добыча редких минералов, об этом напоминают названия бухт — Южная Сердоликовая и Северная Сердоликовая, ныне это Карадагский заповедник.
Вход на заповедную территорию запрещен.
У подножия вулкана Карадага находится Биостанция. В музее природы Карадага создана большая экспозиция минералов древнего вулкана.
У входа на биостанцию ремесленники продают туристам очень красивые обработанные камешки, и украшения из них.
От Балаклавы на катере можно попасть на Яшмовый пляж. Около мыса Фиолент прекрасное море, и нетронутая природа.
Полудрагоценный поделочный камень яшма (греч. ἴασπις (яспис) — пёстрый или крапчатый камень) — плотная скрытокристаллическая горная порода, сложенная в основном кварцем, халцедоном и пигментированными примесями других минералов (эпидот, актинолит, хлорит, слюда, пирит, окислы и гидроокислы железа и марганца). Разнообразные виды красивой ярко-красной яшмы найдены в отрогах хребта Карадаг в Крыму. Яшма прекрасно поддаётся обработке и отлично полируется.
В Крыму существует огромное количество видов яшмы, и самых разных расцветок — есть алуштинская, яшма Фиолента и Меганома, очень красивые парчовая яшма Карадага. Особенно красива яшма с вкраплением халцедона и агата, если яшму распилить, то раскроется необыкновенная природная красота камня.
В Севастополе есть музей природных минералов, где собрана большая коллекция крымских камней. Есть выставка минералов и в краеведческом музее Симферополя.
Both comments and pings are currently closed.
- Печать
Страницы: [1] 2 3 … 22
Тема: Морские камушки (тема для начинающих 🙂 ) (Прочитано 167683 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Совсем уже скоро календарное лето, многие потянутся на моря, в т.ч.и на Чёрное, в т.ч.и в Крым!
А у нас лето наступило уже, и как-то внезапно (сегодня увидел, что не убрал с прихожей шапочку с перчатками ) Сейчас восьмой час вечера, а на градуснике +25. Поэтому, после работы решил сьездить к морю, открыть купальный сезон, хотя и делаю это по традиции на 1мая. И, кстати, был я совсем не одинок, занырнуть в чистые прохладные воды желающих было много.
Но это все лирика, главное, что после недавнего шторма пляж был густо покрыт галькой. Как-то так получилось, что с прошлого лета почти не появлялся на море с целью поковыряться в гальке, поостыл к данному процессу.
Но хочу сказать, что это очень неплохой вариант для начинающих приобщиться к миру минералов, главное – чтобы появился интерес не только собирать интересные “морские камушки”, но и желание узнать, что же они представляют собой, какие минералы, их происхождение и появление на данном пляже.
По моим наблюдениям, чаще всего отдыхающие собирают или чистые белые “молочные” кварцы или рисунчатые, причудливой формы кремни. Сам начинал с этого, кремни – просто интересно было, белый кварц – в аквариум пробовал засыпать, но он быстро загрязняется.
А то, что привлекло мое внимание в гальке вокруг меня за непродолжительное времяпребывание на море – на фото. Подобные камушки можно найти на всем побережье от Песчаного до Евпатории.
Далее – более подобно о том, что же мне удалось найти, что представляют собой эти, вроде бы обычные, морские камушки.
Записан
Приятно сесть вечером, включить лампу, взять лупу и поразглядывать свои находки.
Часто бывает, что красоту камня можно увидеть только в лупу, намочив предварительно, или напросвет.
Мои сегодняшние находки в рассортированном виде выглядят уже так –
Самая большая кучка – халцедоны
Рядом – окаменевшее, замещенное кремнем, дерево
Ниже – всякая всячина, в т.ч.и змеевик с магнититом, тот что с круглым магнитом. В Крыму его нет, был завезен для исследований.
Внизу слева – яшмоиды, чем больше в них халцедона, тем интереснее бывают
Рядом – разноокрашенные кварцы и кварциты.
Встречаются очень красивые, хорошо просвечивающиеся.
Крайние справа – кремни, взял просто для образца, но один там интересный, все же есть.
Вот так, за одну вылазку к морю, просто внимательно посмотрев вокруг, можно собрать целую коллекцию
Записан
Записан
Достойные образцы,не зря купальный сезон раньше открыл.
Записан
(Только вот меня, Дим, такое уже не впечатляет, к сожалению )
Начинающему любителю этаго дела будет сложно по-началу отличать кремни от халцедона. Кремни у нас красивые, часто просвечивают хорошо, разноокрашены. Я месяц “глаз набивал”
Вот, к примеру три камня, где что, сразу и не поймешь
Но если посмотреть на-просвет, дело проясняется.
Кремень –
Халцедон с примесями –
И агат! (только полоски слабо выражены, и очень темный) –
Записан
Ну не всегда же образцы с “конскую голову”(я только новую полку сделал-а места уже нет ,скоро выселят вместе с камнями).А бывает мал образец-но чертовски красив,так что не забывай смотреть под ноги
Записан
Записан
Брекчивая яшма с халцедоном
Записан
Записан
Я вот тоже решила камушки камнелитом покрыть)
Записан
п.с. Десмокол-это клей)) подсмотрела в инете.
Записан
Для не коллекционных образцов, типа гальки, “камнелит” в самый раз, не полировать же их, а так – не смотрятся. Еще хорошо для гипсовых роз, начинают светиться и укрепляет это их заодно, тоже и для кальцита. Ну и для поделок: десмокол, камнелит, ловкость рук – и дома своя ручная горка вырастает
(Правда, эта еще не закончена, там часы вместо картинки планируются.)
Тоже можно и из гальки слепить, чтобы не лежали без дела где-то заныканные.
Записан
Юра, это красотища у Вас дома такая? А ближе можно сфоткать? Интересно, что там)
Записан
Записан
Парочка интересных халцедонов с кварцем.
Один абрикосового цвета, второй – халцедоновая жилка, внутри которая наполовину заполнена кварцем, наполовину аметистом.
Оба небольшие, чуть более 2см.
Записан
- Печать
Страницы: [1] 2 3 … 22
Вам давно хотелось заняться обработкой камня: сделать красивые вставки в какие-либо изделия, вырезать фигурки, геммы, каменные шкатулки или просто шлифовать образцы для своей коллекции. Но можно ли этому научиться? Где взять необходимое оборудование? Как в неказистом куске породы распознать редкий по красоте минерал?
Автора этих строк тоже пугали эти вопросы, однако вскоре он убедился, что здесь нет никакой сложности — стоит только очень захотеть.
Конечно, лучше всего учиться что-либо делать — это наблюдать за работой мастера, и когда-то я начинал именно с этого. Но, к сожалению, не у всех есть такая возможность. Поэтому я постараюсь популярно рассказать обо всех основных процессах обработки камня, поделиться секретами, которые узнал от своих учителей.
Камни окружают нас повсюду, но мы подчас и представления не имеем об их красоте. В природе они, как правило, серые и невзрачные на вид. Чтобы сделать первую оценку камня, нужно его взять в руки, внимательно осмотреть, отколоть от него небольшой кусочек, чтобы заглянуть «внутрь». Некоторые камни достаточно смочить водой, чтобы увидеть все их достоинства.
Как правило, в камне привлекает цвет, рисунок, обусловленный текстурой минералов, структурой кристаллов или расположением различных включений.
Красивые камни можно найти в речных долинах, на берегу моря, в горах. Одни люди привозят домой случайные находки в качестве сувениров, другие же специально отправляются в походы за камнями — в выходные дни куда-нибудь поближе, а во время отпуска ухитряются побывать в самых отдаленных уголках страны. Их так и называют — «охотники за камнями».
Даже расколов камень, далеко не всегда можно до конца оценить его красоту. Очень часто неяркие и неброские минералы при полировке «раскрываются», проявляют свой неповторимый цвет или рисунок. Одним из таких камней является агат. Людей, которые их коллекционируют, называют «агатчиками». Уж они-то могут сразу определить, как надо распилить ту или иную миндалину, чтобы наиболее полно раскрыть рисунок в камне. Как правило, агаты распиливают на пластины, причем рисунок в них никогда не повторяется. На агатовых пластинах вы можете увидеть очертания животных, растений, даже целые пейзажи.
В последнее время многие поделочные камни поднимаются в цене, становится все более престижным носить украшения из чароита, малахита, бирюзы, сердолика, агата, опала, яшмы. Речь идет не только о представительницах прекрасного пола, ведь и многие мужчины предпочитают носить запонки и заколки для галстуков со вставками из натуральных камней. В дальнейшем я постараюсь рассказать о том, как обтачивать камни для ювелирных изделий, чтобы вы могли преподнести их в подарок своим друзьям и подругам. Пока же скажу несколько слов о классификации драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, принятой в России.
К драгоценным относятся ювелирные камни и самоцветы, подразделяемые по ценности на 4 класса.
В первый включены алмаз, изумруд, рубин, сапфир синий; во второй — александрит, сапфир желтый, зеленый и оранжевый, благородный черный опал, благородный жадеит; в третий — благородная шпинель (красная и розовая), гранат-демантоид, аквамарин, топаз, красный турмалин, благородный белый и огненный опал, лунный камень; в четвертый — синий, зеленый, розовый и полихромный турмалин, благородный сподумен (кунцит, циркон, берилл золотистый — гелидор, розовый — воробьевит и зеленый), бирюза, хризолит, аметист, хризопраз, гранат-пироп, гранат-альмандин, цитрин.
Полудрагоценные ювелирно-поделочные камни подразделяются на 2 класса:
В первый входят — дымчатый кварц (раух топаз), гематит (кровавик), янтарь, горный хрусталь, жадеит, нефрит, лазурит, малахит, авантюрин, чароит; во второй — агат, цветной халцедон, ка-холонг, родонит (орлец), амазо-нит, гелиотроп, розовый кварц, иризирующий обсидиан, опал, лабрадор, беломорит.
К цветным поделочным камням относят также яшму, письменный гранит (еврейский камень), окаменелое дерево, мраморный оникс, гагат, флюорит, селенит, обсидиан, джеспилит, лиственит, полосатый скарн и многие другие минералы.
Ценность камня зависит от его прозрачности, интенсивности окраски, оттенка, отсутствия трещинок и включений, рисунка, оптических эффектов. Нередко камни низкого класса, например, яшмы или агаты, — обладают столь изумительными декоративными качествами, что их издавна признавали достойными оправы в золото и платину и даже использовали при создании уникальных исторических драгоценностей — царских корон, орденов, оружия.
Итак, вы решили посвятить свой досуг камню. Выходные дни и отпуска в теплое время года проводить в поездках за каменным материалом, а зимними вечерами обрабатывать привезенное богатство.
Найти интересный камень не просто, это большое везение. Нужно заранее приготовить все необходимые инструменты. Самый основной инструмент в поездках за камнями — геологический молоток. Если вам не посчастливится стать обладателем такого молотка, не огорчайтесь. На первый порах можно использовать молоток печника или какой-либо другой с похожими формами.
В случае, когда необходимо докопаться до жилы, не обойтись без кирки. Для выкалывания миндалин некоторые любители используют кувалды весом от 3 до 8 килограммов. Кроме того, вам понадобятся несколько зубил и небольшой ломик с загнутым клювом. А чтобы не пораниться острыми осколками горных пород, работать придется в рукавицах или кожаных перчатках, на глаза надевать защитные очки.
Нужно заранее подумать об упаковке и способе перевозки камней Самое главное — не расколотить хрупкие образцы при перевозке домой. Упаковочным материалом служат, как правило, бумага крафт и газеты. Если вы заранее знаете, что найдете хрупкие друзы или щетки кристаллов, захватите с собой вату, туалетную бумагу, а также коробочки.
Нести собранные образцы удобнее в рюкзаке. Под спину в рюкзак я кладу фанеру и уже не чувствую себя «принцессой на горошине».
В первые походы лучше всего отправляться вместе с опытным собирателем. Он покажет, как найти и узнать красивый камень.
Отправляясь в экспедицию, нужно хорошо изучить местность по карте или расспросить уже бывавших там людей, попросить их составить примерный план местности и показать, где находятся места с наиболее интересными возможными находками.
Ищите счастье в дождь
Найти интересный камень совсем непросто Для этого надо не только знать место, где искать, но и иметь представление о том, как выглядит в природных условиях тот или иной минерал, обладать интуицией и везением.
Как определить, имеет ли найденный образец красивый рисунок и цвет? Трудно ответить на этот вопрос, не распилив или не расколов находку. Предугадать заранее, стоит ли брать тот или иной камень, сможет лишь опытный геолог.
Любители камня чаще всего ведут поиск по берегам рек, озер, в карьерах и оврагах. Но можно найти интересный минерал и в самом неожиданном месте: на пашне или огороде, в придорожной канаве, в отвалах шахт метро, среди гравийно-галечного или обломочного материала вблизи строительных площадок.
Ископаемая фауна хорошей сохранности может быть найдена только в коренном залегании соответствующих пород. В карбонатных породах (т. е. известняках и доломитах) таятся брахиоподы, кораллы, в глинистых отложениях — аммониты, белемниты. Нелишне покопаться в обширных отвалах карьеров по добыче известняков, фосфоритов, доломитов. Интересные образцы находят на обрывах палеозойских известняков по берегам рек — Москвы, Вереи, Нары, Пахры, Лопасни, Каширки и др. Однако там образцы нужно выколачивать из скалистых выступов, чтотребуетумения и осторожности.
Зная возможные места находок цветных камней, надо иметь в виду, что по внешнему виду они часто бывают неузнаваемы. Скажем, желваки, изумительные по красоте внутри, с поверхности покрыты серой, белой или бежевой коркой — так называемой рубашкой, внешне неприглядной на вид. Только разбив или распилив образец, можно узнать, насколько он ценен. Точно также вы можете ходить по интересным камням, скрывающимся среди массы осколков или гальки, и не видеть их. Непрозрачную рубашку имеют халцедоновые и агатовые миндалины — так называют камни, образовавшиеся в пустотах.
Распилить камень в полевых условиях невозможно, поэтому приходится колоть его молотком. Делать это надо осторожно, стараться отбить лишь небольшой кусочек. Если образец небольшой, лучше довезти его до дома. Однако таких образцов накапливается подчас слишком много, и рюкзак становится неподъемным.
Самые нетерпеливые начинают сразу раскалывать камень и, к сожалению, часто его губят. Прекрасный, но загубленный камень запоминается надолго. В то же время процент истинно красивых камней из привезенных домой нераскрытых желваков и миндалин очень невысок — всего 5—10 процентов. Вот и приходится решать, ударить ли по камню молотком или положить его нетронутым в рюкзак.
В некоторых местах высококачественные кремни можно узнать с известной долей вероятности по внешнему виду. Например, корка чисто белого цвета с гладкой поверхностью — признак кремней красноватых или бежевых тонов в старом карьере Гжели. Неровная крупноячеистая поверхность желваков указывает, как правило, на красивый рисунок у кремней из Песков, а желваки агатоподобного кремня из-под Дмитрова имеют характерную структуру поверхности — полосчатую.
Опыт показывает, что самая удачная поисковая поездка, или «охота за камнем», бывает в дождливую погоду. Потоки воды смывают грязь и пыль, а в карьерах — известковую муку. Смачивая поверхность камня, вода четче проявляет рисунок и цвет, поэтому глаз легко выделяет на общем сером фоне яркие пятна красивых камней. Так что повезти вам может после дождичка не только в четверг, а и в любой день недели.
И самоцветы любят баню
Многие любители камня посвящают свои вечера обработке собранных сокровищ. По этому вопросу написано неисчислимое множество трудов, однако адресованы они профессионалам, и речь в них идет об изготовлении каменных изделий в производственных условиях. Любители же, несмотря на сложность работы с камнем, оборудуют домашние мастерские, используя крайне простое оборудование.
Прежде чем распиливать камни, необходимо их к этому подготовить и рассортировать. Какие-то из находок пойдут для коллекции, а какие-то — для изготовления украшений, шкатулок и других художественных изделий.
Первым делом собранные камни нужно тщательно отмыть. В моей семье это превращается в своеобразный ритуал, когда все мои близкие громко возмущаются по поводу грязи в ванной, а затем принимают деятельное участие в обсуждении достоинств отмытых образцов.
Мыть надо практически все камни — за исключением водорастворимых минералов. Используется для этой цели весь арсенал моющих средств, щеток, губок. Правда, я не покушаюсь на заморскую химию, а пользуюсь простым хозяйственным мылом или содой.
Очень часто с помощью такой простой бани не удается удалить наслоения, осаждавшиеся на поверхности камня в течение сотен, а возможно, и тысяч лет. Тогда приходится прибегать к более действенным мерам. Так, чтобы удалить слой кальцита, применяется пяти-пятнадцатипроцентный раствор соляной кислоты. Обращаться с ним нужно очень аккуратно, а после обработки тщательно промывать камни в проточной воде. Для снятия с кристаллов налета окислов железа существует хорошее средство — щавелевая кислота.
После такой обработки находки нужно тщательно рассортировать. Камни обладают различной вязкостью (например, нефрит— очень вязкий), хрупкостью, неоднородностью свойств в массе (примером механической неоднородности может служить слюда). Однако главным или по крайней мере первым диагностическим признаком сортировки является твердость камня.
В геологии для определения твердости пользуются шкалой, предложенной немецким ученым Фридрихом Моосом. Шкала Мооса основана на способности одного минерала, более твердого, оставлять царапину на другом. Подобраны минералы, твердость которых принята как эталонная и равна порядковому номеру минерала в шкале. Вот эта шкала: тальк — 1, гипс — 2, кальцит — 3, флюорит — 4, апатит — 5, ортоклаз — 6, кварц — 7, топаз — 8, корунд — 9, алмаз — 10. Образец считается мягче минерала, оставляющего на нем царапину, и тверже того, на котором оставляет черту он сам.
В повседневной практике коллекционеры-любители, да и профессионалы, часто пользуются не эталонными минералами шкалы Мооса, а, как говорится, подручными средствами, твердость которых примерно известна. Так ноготь человека — 2…3, простой карандаш марки Т или Н — 5, сталь перочинного ножа — 7…7,5. Располагая даже таким минимальным набором, можно определить твердость почти всех найденных камней.
Сезам, открой дверь!
Итак, у вас в руках камень. Для того чтобы начать работу над задуманным вами изделием, необходимо отрезать часть камня или распилить его на пластины, на мелкие куски для кабашонов. А подчас просто убрать лишние объемы минерала. Для этого используют круглопильные станки различных конструкций с различными по диаметру пилами. О конструкции простейшего из таких станков мы рассказали в предыдущем номере журнала.
В наше непростое время реформ следует, возможно, сказать несколько слов о том, как избежать больших затрат на оборудование. Ваши денежные средства существенно сохранит использование электродвигателей от старых стиральных машин, холодильников, даже вентиляторов и многой другой бытовой техники. Поскольку большинство любителей камня пока еще не могут сами изготовить шпиндели, валы, план-шайбы и другие детали камнерезных станков, рекомендую заказать их в механических мастерских или купить в розничной торговле. Это оптимальный вариант для тех, кто не имеет возможности купить готовые дорогие станки.
Чем больше размер распиливаемого камня, тем, естественно, большего диаметра применяется пила. Самые маленькие пилы используются для резания очень ценных образцов, чтобы свести к минимуму «производственные отходы».
Еще совсем недавно любители использовали обычный диск из железа и свободный абразив, который подсыпали вместе с охлаждающей жидкостью в место распила. Работая таким образом, можно добиться неплохих результатов, а к тому же этот способ очень дешев по сравнению с алмазной пилой. Но сегодня практически все камнерезы используют алмазные пилы с наружной режущей кромкой. Такая пила представляет собой стальной диск, на наружной кромке которого методом порошковой металлургии нанесен слой, содержащий алмазные зерна, запрессованные в металлическую связку.
Наибольшее распространение у любителей получили пилы диаметром от 100 до 250 мм. «Золотой серединой» являются пилы диаметром 160—200 мм. Они удовлетворительно работают от двигателей сравнительно небольшой мощности и позволяют распиливать достаточно большие камни.
Принцип действия алмазной пилы очень прост. Камень, соскабливая металл с кромки пилы, обнажает зерна алмазов, которые в свою очередь начинают резать камень. По мере высвобождения все большего числа зерен алмазов эффективность работы пилы возрастает. Этот процесс называется «вскрытием пилы». Есть одна хитрость перед началом работы и по мере затупления пилы ее вскрывают кусочком наждака.
Журнал «САМ» №5, 1996 год