Как найти кратчайший путь между вершинами графа

Алгоритм Дейкстры. Разбор Задач

Время на прочтение
7 мин

Количество просмотров 35K

Поиск оптимального пути в графе. Такая задача встречается довольно часто и в повседневной жизни, и в мире технологий. Справиться с такими вызовами помогает подход, который должен быть в арсенале каждого программиста — алгоритм Дейкстры.

Если вы хотите найти ответить на вопросы, чем этот алгоритм лучше BFS (поиска в ширину), при каких условиях алгоритм применим, и какие теоретические и практические задачи можно с его помощью решать, читайте далее.

Введение

Алгоритм Дейкстры работает на ориентированных (с некоторыми дополнениями и на неориентированных) графах, и призван искать кратчайшие пути между заданной вершиной и всеми остальными вершинами в графе.

Как правило, граф обозначают как набор вершин и рёбер inline G = (V,E), где число рёбер может быть задано inline m, а вершин числом inline n.

Для каждого ребра в графе задан неотрицательный вес inline l_i, а также вершина, из которой осуществляется поиск оптимальных путей.

Алгоритм Дейкстры может найти кратчайший путь между вершинами inline s и inline t в графе, только если существует хотя бы один путь между этими вершинами. Если это условие не выполняется, то алгоритм отработает корректно, вернув значение “бесконечность” для пары несвязанных вершин.

Условие неотрицательности весов рёбер крайне важно и от него нельзя просто избавиться. Не получится свести задачу к решаемой алгоритмом Дейкстры, прибавив наибольший по модулю вес ко всем рёбрам. Это может изменить оптимальный маршрут. На рисунке видно, что в первом случае оптимальный путь между inline a и inline d (сумма рёбер на пути наименьшая) изменяется при такой манипуляции. В оригинале путь проходит через inline a rightarrow b rightarrow c rightarrow d, а после добавления семёрки ко всем рёбрам, оптимальный путь проходит через inline a rightarrow c rightarrow d.

Как ведёт себя алгоритм Дейкстры на исходном графе, мы разберём, когда выпишем алгоритм. Но для начала зададимся другим вопросом: “почему не применить поиск в ширину для нашего графа?”. Известно, что метод BFS находит оптимальный путь от произвольной вершины в ориентированном графе до любой другой вершины, но это справедливо только для рёбер с единичным весом.

Свести задачу к решаемой BFS можно, но если заменить все рёбра неединичной длины inline n рёбрами длины inline 1, то граф очень разрастётся, и это приведёт к огромному числу действий при вычислении оптимального маршрута.

Чтобы этого избежать предлагается использовать алгоритм Дейкстры. Опишем его:

Инициализация:

Основный цикл алгоритма:

  • Пока все вершины не исследованы (или формально inline X neq V), повторяем:

В итоге исполнения этого алгоритма, массив inline A будет содержать все оптимальные пути, исходящие из inline s.

Примеры работы

image

Рассмотрим граф выше, в нём будем искать пути от inline a до всего остального.

Первый шаг алгоритма определит, что кратчайший путь до inline b проходит по направлению синей стрелки и зафиксирует кратчайший путь. Второй шаг рассмотрит, все возможные варианты inline A[v] + l_{vw} и окажется, что оптимальный вариант двигаться вдоль красной стрелки, поскольку inline 5 меньше, чем inline 3 + 3 = 6 и inline 3 + 6 = 9. Добавляется длина кратчайшего пути до inline c. И наконец, третьим шагом, когда три вершины inline a,b,c уже лежат в inline X, остается рассмотреть только два ребра и выбрать, лежащее вдоль зеленой стрелки.

Теперь рассмотрим граф с отрицательными весами, упомянутый выше. Напомню, алгоритм Дейкстры на таком графе может работать некорректно.

image

Первым шагом отбирается ребро вдоль синей стрелки, поскольку это ребро наименьшего веса из исходной вершины. Затем выбирается ребро inline c rightarrow d. Это зафиксирует навсегда неверный путь от inline a к inline d, в то время как оптимальный путь проходит через центр с отрицательным весом. Последним шагом, будет добавлена вершина inline b.

Оценка сложности алгоритма

К этому моменту мы разобрали сам алгоритм, ограничения, накладываемые на его работу и ряд примеров его применения. Давайте упомянем какова вычислительная сложность этого алгоритма, поскольку это пригодится нам для решения задач, ради которых затевалась эта статья.
Базовый подход, основанный на циклах, предполагает проход по всем рёбрам каждого узла, что приводит к сложности inline theta(mn).

Эффективная реализация предполагает использование кучи. Об этой структуре данных можно сказать коротко: она позволяет выполнять две операции за логарифмическое время. Первая операция — получение узла в дереве, с наименьшим ключом, и, вторая операция, вставка нового узла в дерево с новым ключом.

Что еще можно сказать о куче:

  • это сбалансированное бинарное дерево,
  • ключ текущего узла всегда меньше, либо равен ключей дочерних узлов.

Интересную задачу с использованием куч я разбирал ранее в этом посте.

Используя кучу в алгоритме Дейкстры, где в качестве ключей используются расстояния от вершины в неисследованной части графа (в алгоритме это inline V-X), до ближайшей вершины в уже покрытом (это множество вершин inline X), можно сократить вычислительную сложность до inline O(mlog(n)). Доказательство справедливости этих оценок я оставляю за пределами этой статьи.

Далее перейдём к разбору задач!

Задача №1

Будем называть узким местом пути в графе ребро максимальной длины в этом пути. Путём с минимальным узким местом назовём такой путь между вершинами s и t, что не существует другого пути s rightarrow t, чьё узкое место меньше по длине. Требуется построить алгоритм, который вычисляет путь с минимальным узким местом для двух данных вершин в графе. Асимптотическая сложность такого алгоритма должна быть O(mlog{n})

Решение

По условию задачи ребро с большим весом трактуется как узкое место. Вес в этом случае можно воспринимать как цену за проход по ребру. В результате решения задачи хотелось бы получить алгоритм, способный строить маршруты между узлами так, чтобы, если мы захотим провести любой другой путь, он будет содержать более тяжелые рёбра.

В случае классической задачи, поиска пути минимальной длины между двумя вершинами графа, мы поддерживаем в каждой посещенной алгоритмом вершине графа минимальную длину пути до этой вершины. Здесь стоит оговориться, что будем именовать множество X посещенными вершинами, а V - X часть графа, для которой еще нужно найти величину пути или узкого места.

В отличии от классического алгоритма, решение этой задачи должно поддерживать величину актуального узкого места пути, приводящего в вершину v in X. А при добавлении новой вершины из V - X, мы должны смотреть не увеличивает ли ребро (v,u_1) величину узкого места пути, которое теперь приводит в u_1.
Если ребро (v, u_1) увеличивает узкое место, то лучше рассмотреть вершину u_2, ребро (v, u_2) до которой легче (v,u_1). Поиск неувеличивающих узкое место ребёр нужно осуществлять не только среди соседей определенного узла v, но и среди всех v in X, поскольку отдавая предпочтение вершине, путь в которую имеет наименьшее узкое место в данный момент, мы гарантируем, что мы не ухудшаем ситуацию для других вершин.

Последнее можно проиллюстрировать примером: если путь, оканчивающийся в вершине p имеет узкое место величины 3, и есть вершина q с ребром (p,q) веса 4, и r с ребром (p,r) веса 5, то предпочтение отдаётся q, алгоритм даст верный результат в обоих случая, если существует (q,r) веса 3 или веса 10.

В результате разбора выше, предлагается руководствоваться следующей формулой при выборе очередной вершины из непосещенных и обновлении величин, которые мы поддерживаем.

A(u) = min_{v in X}left(max left[A(v), wleft(v,uright)right]right), , u in V - X

Стоит пояснить, что поиск по v in X осуществляется, только для существующих связей (v,u), а w(v,u) - это вес ребра (v,u).

image

Задача №2

Предлагается решить более практическую задачу. Пусть inline n городов, между ними существуют пути, заданные массивом edges[i] = [city_a, city_b, distance_ab], а также дано целое число mileage.

Требуется найти такой город из данных, из которого можно добраться до наименьшего числа городов не превысив mileage.

Стоит отметить, что граф неориентированый, т.е. по пути между городами можно двигаться в обе стороны, а длина пути между городами a и c может быть получена как сумма длин путей a -> b и b -> c, если есть маршрут a -> b -> c

Решение

С решением данной проблемы нам поможет алгоритм Дейкстры и описанная выше реализация с помощью кучи. Поставщиком этой структуры данных станет библиотека heapq в Python.

Будем использовать алгоритм Дейкстры для того, чтобы подсчитать количество соседних городов, расстояние до которых меньше mileage, для каждого из inline n городов. Соберем количества соседей в в одном месте и найдем минимум из них.

Поскольку наш граф неориентированный, то из любой его вершины inline s можно добраться до произвольной вершины inline t. Будем использовать алгоритм Дейкстры для того, чтобы для каждого из городов в графе построить кратчайшие пути до всех остальных городов, мы это уже умеем делать в теории. И чтобы, оптимизировать этот процесс, будем в его течении сразу отвергать пути, которые превышают mileage, а не делать постфактум, когда все пути получены.

Давайте опишем функцию решения:

def least_reachable_city(n, edges, mileage):
        """
        входные параметры:
            n --- количество городов,
            edges --- тройки (a, b, distance_ab),
            mileage --- максимально допустимое расстояние между городами 
            для соседства
        """
        # заполняем список смежности (adjacency list), в нашем случае это 
        # словарь, в котором ключи это города, а значения --- пары 
        # (<другой_город>, <расстояние_до_него>)

        graph = {}
        for u, v, w in edges:
            if graph.get(u, None) is None:
                graph[u] = [(v, w)]
            else:
                graph[u].append((v, w))
            if graph.get(v, None) is None:
                graph[v] = [(u, w)]
            else:
                graph[v].append((u, w))
        
        # локально объявим функцию, которая будет считать кратчайшие пути в 
        # графе от вершины, до всех вершин, удовлетворяющих условию
        def num_reachable_neighbors(city):
            # создаем кучу, из одного элемента с парой, задающей нулевую 
            # длину пути до самого исходного города
            heap = [(0, city)]
            # и массив, содержащий города и кратчайшие 
            # расстояния до них от исходного
            distances = {}
            # затем, пока куча не пуста, извлекаем ближайший 
            # от посещенных городов город
            while heap:
                currDist, neighb = heapq.heappop(heap)
                # если кратчайшее ребро ведет к городу, где мы уже знаем 
                # оптимальный маршрут, то завершаем итерацию
                if neighb in distances:
                    continue
                # в остальных случаях, и если сосед не является отправным 
                # городом, мы добавляем новую запись в массив кратчайших расстояний
                if neighb != city:    
                    distances[neighb] = currDist
                # обрабатываем всех смежных городов с соседом, добавляя их в кучу 
                # но только если: а) до них еще не известен кратчайший маршрут и б) путь до них через neighb не выходит за пределы mileage
                for node, d in graph[neighb]:
                    if node in distances:
                        continue
                    if currDist + d <= mileage:
                        heapq.heappush(heap, (currDist + d, node))
            # возвращаем количество городов, прошедших проверку
            return len(distances)
        
        # выполним поиск соседей для каждого из городов
        cities_neighbors = {num_reachable_neighbors(city): city for city in range(n)}
        # вернём номер города, у которого наименьшее число соседей
        # в пределах досигаемости
        return cities_neighbors[min(cities_neighbors)]

В функции выше, в комментариях, подробно описывается, как метод Дейкстры, реализованный на куче позволяет найти расстояния до всех городов, в пределах `mileage`. Основную сложность для понимания предстваляет цикл, работающий с кучей.

Заключение

Алгоритм Дейкстры это мощный инструмент в мире работы с графами, область применения его крайне широка. С его помощью можно оценить даже целесообразность добавления новой ветки метро, новой дороги или маршрута в компьютерной сети. Он прост в исполнении и интуитивно понятен, как другие жадные (greedy) алгоритмы. Вычислительная сложность решений задач с его помощью зачастую не выше inline O(m log(n)). При некоторых условиях может достигать линейной сложности (существует алгоритм линейной сложности, решающий первую задачу, при условии, что граф неориентированный).

Стоит еще раз отметить, что алгоритм не работает, когда в графе существуют отрицательные веса. Для этого существует подход динамического программирования — алгоритм Беллмана – Форда, что может послужить темой другой статьи. Несмотря на это, алгоритм Дейкстры является представителем идеального баланса простоты и мощи, для решения прикладных задач.

Статья подготовлена в преддверии старта курса «Алгоритмы для разработчиков». Узнать о курсе подробнее, а также зарегистрироваться на бесплатный демоурок можно по ссылке.

Информация

[1] Условия задач взяты из книги «Algorithms Illuminated: Part 2: Graph Algorithms and Data Structures» от Tim Roughgarden,
[2] и с сайта leetcode.com.
[3] Решения авторские.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 августа 2021 года; проверки требуют 7 правок.

Кратчайший путь (A, B, D, F) между вершинами A и F в неориентированном графе без весов.

Кратчайший путь (A, C, E, D, F) между вершинами A и F во взвешенном ориентированном графе.

Зада́ча о кратча́йшем пути́ — задача поиска самого короткого пути (цепи) между двумя точками (вершинами) на графе, в которой минимизируется сумма весов рёбер, составляющих путь.

Задача о кратчайшем пути является одной из важнейших классических задач теории графов. Сегодня известно множество алгоритмов для её решения[⇨].

У данной задачи существуют и другие названия: задача о минимальном пути или, в устаревшем варианте, задача о дилижансе.

Значимость данной задачи определяется её различными практическими применениями[⇨]. Например, в GPS-навигаторах осуществляется поиск кратчайшего пути между точкой отправления и точкой назначения. В качестве вершин выступают перекрёстки, а дороги являются рёбрами, которые лежат между ними. Если сумма длин дорог между перекрёстками минимальна, тогда найденный путь самый короткий.

Определение[править | править код]

Задача поиска кратчайшего пути на графе может быть определена для неориентированного, ориентированного или смешанного графа. Далее будет рассмотрена постановка задачи в самом простом виде для неориентированного графа. Для смешанного и ориентированного графа дополнительно должны учитываться направления ребер.

Граф представляет собой совокупность непустого множества вершин и рёбер (наборов пар вершин). Две вершины на графе смежны, если они соединяются общим ребром. Путь в неориентированном графе представляет собой последовательность вершин P=(v_{1},v_{2},ldots ,v_{n})in Vtimes Vtimes ldots times V, таких что v_{i} смежна с v_{{i+1}} для 1leq i<n. Такой путь P называется путём длиной n из вершины v_{1} в v_{n} (i указывает на номер вершины пути и не имеет никакого отношения к нумерации вершин на графе).

Пусть e_{{i,j}} — ребро соединяющее две вершины: v_{i} и v_{j}. Дана весовая функция f:Erightarrow {mathbb  {R}}, которая отображает ребра на их веса, значения которых выражаются действительными числами, и неориентированный граф G. Тогда кратчайшим путём из вершины v в вершину v' будет называться путь P=(v_{1},v_{2},ldots ,v_{n}) (где v_{1}=v и v_{n}=v'), который имеет минимальное значение суммы sum _{{i=1}}^{{n-1}}f(e_{{i,i+1}}). Если все ребра в графе имеют единичный вес, то задача сводится к определению наименьшего количества обходимых ребер.

Существуют различные постановки задачи о кратчайшем пути:

  • Задача о кратчайшем пути в заданный пункт назначения. Требуется найти кратчайший путь в заданную вершину назначения t, который начинается в каждой из вершин графа (кроме t). Поменяв направление каждого принадлежащего графу ребра, эту задачу можно свести к задаче о единой исходной вершине (в которой осуществляется поиск кратчайшего пути из заданной вершины во все остальные).
  • Задача о кратчайшем пути между заданной парой вершин. Требуется найти кратчайший путь из заданной вершины u в заданную вершину v.
  • Задача о кратчайшем пути между всеми парами вершин. Требуется найти кратчайший путь из каждой вершины u в каждую вершину v. Эту задачу тоже можно решить с помощью алгоритма, предназначенного для решения задачи об одной исходной вершине, однако обычно она решается быстрее.

В различных постановках задачи, роль длины ребра могут играть не только сами длины, но и время, стоимость, расходы, объём затрачиваемых ресурсов (материальных, финансовых, топливно-энергетических и т. п.) или другие характеристики, связанные с прохождением каждого ребра. Таким образом, задача находит практическое применение в большом количестве областей (информатика, экономика, география и др.).

Задача о кратчайшем пути с учётом дополнительных ограничений[править | править код]

Задача о кратчайшем пути очень часто встречается в ситуации, когда необходимо учитывать дополнительные ограничения. Наличие их может значительно повысить сложность задачи[1]. Примеры таких задач:

  1. Кратчайший путь, проходящий через заданное множество вершин. Можно рассматривать два ограничения: кратчайший путь должен проходить через выделенное множество вершин, и кратчайший путь должен содержать как можно меньше невыделенных вершин. Первое из них хорошо известна в теории исследования операций[2].
  2. Минимальное покрытие вершин ориентированного графа путями. Осуществляется поиск минимального по числу путей покрытия графа, а именно подмножества всех s-t путей, таких что, каждая вершина ориентированного графа принадлежит хотя бы одному такому пути[3].
  3. Задача о требуемых путях. Требуется найти минимальное по мощности множество s-t путей P={p_{1},dots ,p_{m}} такое, что для любого t_{i}in R найдется путь p_{j}in P, накрывающий его. R={t_{1},dots ,t_{k}} — множество некоторых путей в ориентированном графе G[4].
  4. Минимальное покрытие дуг ориентированного графа путями. Задача состоит в отыскании минимального по числу путей подмножества всех путей, такого, что каждая дуга принадлежит хотя бы одному такому пути. При этом возможно дополнительное требование о том, чтобы все пути исходили из одной вершины[5].

Алгоритмы[править | править код]

В связи с тем, что существует множество различных постановок данной задачи, есть
наиболее популярные алгоритмы для решения задачи поиска кратчайшего пути на графе:

  • Алгоритм Дейкстры находит кратчайший путь от одной из вершин графа до всех остальных. Алгоритм работает только для графов без рёбер отрицательного веса[6].
  • Алгоритм Беллмана — Форда находит кратчайшие пути от одной вершины графа до всех остальных во взвешенном графе. Вес рёбер может быть отрицательным.
  • Алгоритм поиска A* находит маршрут с наименьшей стоимостью от одной вершины (начальной) к другой (целевой, конечной), используя алгоритм поиска по первому наилучшему совпадению на графе.
  • Алгоритм Флойда — Уоршелла находит кратчайшие пути между всеми вершинами взвешенного ориентированного графа[6].
  • Алгоритм Джонсона находит кратчайшие пути между всеми парами вершин взвешенного ориентированного графа.
  • Алгоритм Ли (волновой алгоритм) основан на методе поиска в ширину. Находит путь между вершинами s и t графа (s не совпадает с t), содержащий минимальное количество промежуточных вершин (рёбер). Основное применение — трассировки электрических соединений на кристаллах микросхем и на печатных платах. Также используется для поиска кратчайшего расстояния на карте в стратегических играх.
  • Поиск кратчайшего пути на основе алгоритма Килдала[7].

В работе (Черкасский и др., 1993)[8] представлено ещё несколько алгоритмов для решения этой задачи.

Задача поиска кратчайшего пути из одной вершины во все остальные[править | править код]

В такой постановке задачи осуществляется поиск кратчайшего пути из вершины v во все остальные вершины на графе.

Невзвешенный ориентированный граф[править | править код]

Алгоритм Сложность Автор
Поиск в ширину O(V+E)

Ориентированный граф с неотрицательными весами[править | править код]

Алгоритм Сложность Автор
O(V2EL) Форд 1956
Алгоритм Беллмана — Форда O(VE) Беллман 1958[9], Мур 1957[10]
O(V2 log V) Данциг 1958, Данциг 1960, Minty (cf. Pollack&Wiebenson 1960), Whiting&Hillier 1960
Алгоритм Дейкстры со списком. O(V2) Leyzorek et al. 1957[11], Дейкстра 1959[12]
Алгоритм Дейкстры с модифицированной двоичной кучей O((E + V) log V)
. . . . . . . . .
Алгоритм Дейкстры с использованием фибоначчиевой кучи O(E + V log V) Фридман&Тарьян 1984[13], Фридман&Тарьян 1987[14]
O(E log log L) Джонсон 1982, Карлссон&Поблете 1983
Алгоритм Габова O(E logE/V L) Габов 1983, Габов 1985
O(E + V√log L) Ахуджа et al. 1990

Ориентированный граф с произвольными весами[править | править код]

Алгоритм Сложность Автор
Алгоритм Беллмана — Форда O(VE) Беллман[9], Мур[10]
Алгоритм Левита O(VE)

Задача о кратчайшем пути между всеми парами вершин[править | править код]

Задача о кратчайшем пути между всеми парами вершин для невзвешенного ориентированного графа была поставлена Симбелом в 1953 году[15], который обнаружил, что она может быть решена за линейное количество манипуляций (умножения) с матрицей. Сложность такого алгоритма O(V4).

Так же для решения данной задачи существуют другие более быстрые алгоритмы, такие как Алгоритм Флойда — Уоршелла со сложностью O(V3), и
Алгоритм Джонсона (является комбинацией алгоритмов Бэллмана-Форда и Дейкстры) со сложностью O(VE + V2 log V).

Применение[править | править код]

Задача о поиске кратчайшего пути на графе может быть интерпретирована по-разному и применяться в различных областях. Далее приведены примеры различных применений задачи. Другие применения изучаются в дисциплине, которая занимается исследованием операций[16].

Картографические сервисы[править | править код]

Алгоритмы нахождения кратчайшего пути на графе применяются для нахождения путей между физическими объектами на таких картографических сервисах, как карты Google или OpenStreetMap. В обучающем видео от Google можно узнать различные эффективные алгоритмы, которые применяются в данной сфере[17].

Недетерминированная машина[править | править код]

Если представить недетерминированную абстрактную машину как граф, где вершины описывают состояния, а ребра определяют возможные переходы, тогда алгоритмы поиска кратчайшего пути могут быть применены для поиска оптимальной последовательности решений для достижения главной цели. Например, если вершинами являются состояния Кубика Рубика, а ребром представляет собой одно действие над кубиком, тогда алгоритм может быть применён для поиска решения с минимальным количеством ходов.

Сети дорог[править | править код]

Задача поиска кратчайшего пути на графе широко используется при определении наименьшего расстояния в сети дорог.

Сеть дорог можно представить в виде графа с положительными весами. Вершины являются дорожными развязками, а ребра дорогами, которые их соединяют. Веса рёбер могут соответствовать протяжённости данного участка, времени необходимому для его преодоления или стоимости путешествия по нему. Ориентированные ребра можно использовать для представления односторонних улиц. В таком графе можно ввести характеристику, которая указывает на то, что одни дороги важнее других для длительных путешествий (например автомагистрали). Она была формализована в понятии (идее) о магистралях[18].

Для реализации подхода, где одни дороги важнее других, существует множество алгоритмов. Они решают задачу поиска кратчайшего пути намного быстрее, чем аналогичные на обычных графах.
Подобные алгоритмы состоят из двух этапов:

  1. этап предобработки. Производится предварительная обработка графа без учёта начальной и конечной вершины (может длиться до нескольких дней, если работать с реальными данными). Обычно выполняется один раз и потом используются полученные данные.
  2. этап запроса. Осуществляется запрос и поиск кратчайшего пути, при этом известны начальная и конечная вершина.

Самый быстрый алгоритм может решить данную задачу на дорогах Европы или Америки за доли микросекунды[19].

Другие подходы (техники), которые применяются в данной сфере:

  • ALT
  • Arc Flags
  • Contraction hierarchies
  • Transit Node Routing
  • Reach based Pruning
  • Labeling

Похожие задачи[править | править код]

Существуют задачи, которые похожи на задачу поиска кратчайшего пути на графе.

  • Поиск кратчайшего пути в вычислительной геометрии (см. евклидов кратчайший путь).
  • Задача коммивояжёра. Требуется найти кратчайший маршрут, проходящий через указанные города (вершины) хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город. Данная задача относится к классу NP-трудных задач в отличие от задачи поиска кратчайшего пути, которая может быть решена за полиномиальное время в графах без циклов. Задача коммивояжёра решается неэффективно для больших наборов данных.
  • Задача канадского путешественника и задача стохастического поиска кратчайшего пути являются обобщением рассматриваемой задачи, в которых обходимый граф заранее полностью неизвестен и изменяется во времени или следующий проход по графу вычисляется на основе вероятностей.
  • Задача поиска кратчайшего пути, когда в графе происходят преобразования. Например, изменяется вес ребра или удаляется вершина[20].

Постановка задачи линейного программирования[править | править код]

Пусть дан направленный граф (V, A), где V — множество вершин и A — множество рёбер, с начальной вершиной обхода s, конечной t и весами wij для каждого ребра (i, j) в A. Вес каждого ребра соответствует переменной программы xij.

Тогда задача ставится следующим образом: найти минимум функции F=sum _{{ijin A}}w_{{ij}}x_{{ij}}, где x_{{ij}}geq 0, при условии что для всех i и j выполняется следующее неравенство: sum _{j}x_{{ij}}-sum _{j}x_{{ji}}={begin{cases}1,&{text{if }}i=s;\-1,&{text{if }}i=t;\0,&{text{ otherwise.}}end{cases}}

См. также[править | править код]

  • IEEE 802.1aq
  • Транспортная сеть
  • Двунаправленный поиск

Примечания[править | править код]

  1. Применение теории графов в программировании, 1985.
  2. Применение теории графов в программировании, 1985, с. 138—139.
  3. Применение теории графов в программировании, 1985, с. 139—142.
  4. Применение теории графов в программировании, 1985, с. 144—145.
  5. Применение теории графов в программировании, 1985, с. 145—148.
  6. 1 2 Дискретная математика. Комбинаторная оптимизация на графах, 2003.
  7. Применение теории графов в программировании, 1985, с. 130—131.
  8. Cherkassky, Goldberg, Radzik, 1996.
  9. 1 2 Bellman Richard, 1958.
  10. 1 2 Moore, 1957.
  11. M. Leyzorek, 1957.
  12. Dijkstra, 1959.
  13. Michael Fredman Lawrence, 1984.
  14. Fredman Michael, 1987.
  15. Shimbel, 1953.
  16. Developing algorithms and software for geometric path planning problems, 1996.
  17. Fast route planning.
  18. Highway Dimension, 2010.
  19. A Hub-Based Labeling Algorithm, 2011.
  20. Ladyzhensky Y., Popoff Y. Algorithm, 2006.

Литература[править | править код]

  • Евстигнеев В. А. Глава 3. Итеративные алгоритмы глобального анализа графов. Пути и покрытия // Применение теории графов в программировании / Под ред. А. П. Ершова. — Москва: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985. — С. 138—150. — 352 с.
  • Алексеев В.Е., Таланов В.А. Глава 3.4. Нахождения кратчайших путей в графе // Графы. Модели вычислений. Структуры данных. — Нижний Новгород: Издательство Нижегородского гос. университета, 2005. — С. 236—237. — 307 с. — ISBN 5–85747–810–8. Архивная копия от 13 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Галкина В.А. Глава 4. Построение кратчайших путей в ориентированном графе // Дискретная математика. Комбинаторная оптимизация на графах. — Москва: Издательство “Гелиос АРВ”, 2003. — С. 75—94. — 232 с. — ISBN 5–85438–069–2.
  • Берж К. Глава 7. Задача о кратчайшем пути // Теория графов и её применения = Theorie des graphes et ses applications / Под ред. И. А. Вайнштейна. — Москва: Издательство иностранной литературы, 1962. — С. 75—81. — 320 с.
  • Ойстин Оре. Теория графов / Под ред. И. М. Овчинниковой. — Издательство наука, 1980. — 336 с. Архивная копия от 15 декабря 2013 на Wayback Machine
  • Виталий Осипов, Поиск кратчайших путей в дорожных сетях: от теории к реализации на YouTube.
  • Харари Ф. Глава 2. Графы // Теория графов / под ред. Г. П. Гаврилов — М.: Мир, 1973. — С. 27. — 301 с.
  • Cherkassky B. V., Goldberg A. V., Radzik T. Shortest paths algorithms: Theory and experimental evaluation (англ.) // Mathematical Programming — Springer Science+Business Media, 1996. — Vol. 73, Iss. 2. — P. 129–174. — ISSN 0025-5610; 1436-4646 — doi:10.1007/BF02592101
  • Ричард Беллман. On a routing problem // Quarterly of Applied Mathematics. — 1958. — Т. 16. — С. 87—90.
  • Dijkstra E. W. A note on two problems in connexion with graphs (англ.) // Numerische Mathematik / F. Brezzi — Springer Science+Business Media, 1959. — Vol. 1, Iss. 1. — P. 269—271. — ISSN 0029-599X; 0945-3245 — doi:10.1007/BF01386390
  • Moore E. F. The shortest path through a maze (англ.) // Proceedings of an International Symposium on the Theory of Switching (Cambridge, Massachusetts, 2–5 April 1957) — Harvard University Press, 1959. — Vol. 2. — P. 285—292. — 345 p. — (Annals of the Computation Laboratory of Harvard University; Vol. 30) — ISSN 0073-0750
  • M. Leyzorek, R. S. Gray, A. A. Gray, W. C. Ladew, S. R. Meaker, R. M. Petry, R. N. Seitz. Investigation of Model Techniques — First Annual Report — 6 June 1956 — 1 July 1957 — A Study of Model Techniques for Communication Systems (англ.). — Cleveland, Ohio: Case Institute of Technology, 1957.
  • Michael Fredman Lawrence, Роберт Андре Тарьян. Fibonacci heaps and their uses in improved network optimization algorithms (англ.) : journal. — Институт инженеров электротехники и электроники, 1984. — P. 338—346. — ISBN 0-8186-0591-X. — doi:10.1109/SFCS.1984.715934. Архивировано 11 октября 2012 года.
  • Michael Fredman Lawrence, Роберт Андре Тарьян. Fibonacci heaps and their uses in improved network optimization algorithms (англ.) // Journal of the Association for Computing Machinery : journal. — 1987. — Vol. 34, no. 3. — P. 596—615. — doi:10.1145/28869.28874.
  • Shimbel, Alfonso. Structural parameters of communication networks // Bulletin of Mathematical Biophysics. — 1953. — Т. 15, № 4. — С. 501—507. — doi:10.1007/BF02476438.
  • Sanders, Peter. Fast route planning. — Google Tech Talk, 2009. — 23 марта.. — «Шаблон:Inconsistent citations».
  • Chen, Danny Z. Developing algorithms and software for geometric path planning problems (англ.) // ACM Computing Surveys  (англ.) (рус. : journal. — 1996. — December (vol. 28, no. 4es). — P. 18. — doi:10.1145/242224.242246.
  • Abraham, Ittai; Fiat, Amos; Goldberg, Andrew V.; Werneck, Renato F. Highway Dimension, Shortest Paths, and Provably Efficient Algorithms (англ.) // ACM-SIAM Symposium on Discrete Algorithms : journal. — 2010. — P. 782—793.
  • Abraham, Ittai; Delling, Daniel; Goldberg, Andrew V.; Werneck, Renato F. A Hub-Based Labeling Algorithm for Shortest Paths on Road Networks. Symposium on Experimental Algorithms] (англ.) : journal. — 2011. — P. 230—241.
  • Kroger, Martin. Shortest multiple disconnected path for the analysis of entanglements in two- and three-dimensional polymeric systems (англ.) // Computer Physics Communications  (англ.) (рус. : journal. — 2005. — Vol. 168, no. 168. — P. 209—232. — doi:10.1016/j.cpc.2005.01.020.
  • Ladyzhensky Y., Popoff Y. Algorithm to define the shortest paths between all nodes in a graph after compressing of two nodes. Proceedings of Donetsk national technical university, Computing and automation. Vol.107. Donetsk (англ.) : journal. — 2006. — P. 68—75..[источник не указан 925 дней]

Графы. Нахождение кратчайшего расстояния между двумя вершинами с помощью алгоритма Дейкстры

Подробности
Категория: Сортировка и поиск

Алгоритм Дейкстры (англ. Dijkstra’s algorithm) — алгоритм на графах, изобретённый нидерландским учёным Эдсгером Дейкстрой в 1959 году. Находит кратчайшие пути от одной из вершин графа до всех остальных. Алгоритм работает только для графов без рёбер отрицательного веса.

Dijkstra Animation.gif

Лекция 2: Алгоритмы и методы сортировки. Алгоритмы нахождения кратчайшего пути в графе

Лекция 5: Поиск в графах и обход. Алгоритм Дейкстры

Алгоритмы и структуры данных, лекция 13

Рассмотрим выполнение алгоритма на примере графа, показанного на рисунке.

Пусть требуется найти кратчайшие расстояния от 1-й вершины до всех остальных.

Dijkstra graph0.PNG

Кружками обозначены вершины, линиями — пути между ними (рёбра графа). В кружках обозначены номера вершин, над рёбрами обозначена их «цена» — длина пути. Рядом с каждой вершиной красным обозначена метка — длина кратчайшего пути в эту вершину из вершины 1.

Dijkstra graph1.PNG

Первый шаг. Рассмотрим шаг алгоритма Дейкстры для нашего примера. Минимальную метку имеет вершина 1. Её соседями являются вершины 2, 3 и 6.

Dijkstra graph2.PNG

Первый по очереди сосед вершины 1 — вершина 2, потому что длина пути до неё минимальна. Длина пути в неё через вершину 1 равна сумме значения метки вершины 1 и длины ребра, идущего из 1-й в 2-ю, то есть 0 + 7 = 7. Это меньше текущей метки вершины 2, бесконечности, поэтому новая метка 2-й вершины равна 7.

Dijkstra graph3.PNG

Аналогичную операцию проделываем с двумя другими соседями 1-й вершины — 3-й и 6-й.

Dijkstra graph5.PNG

Все соседи вершины 1 проверены. Текущее минимальное расстояние до вершины 1 считается окончательным и пересмотру не подлежит (то, что это действительно так, впервые доказал Э. Дейкстра). Вычеркнем её из графа, чтобы отметить, что эта вершина посещена.

Dijkstra graph6.PNG

Второй шаг. Шаг алгоритма повторяется. Снова находим «ближайшую» из непосещённых вершин. Это вершина 2 с меткой 7.

Dijkstra graph7.PNG

Снова пытаемся уменьшить метки соседей выбранной вершины, пытаясь пройти в них через 2-ю вершину. Соседями вершины 2 являются вершины 1, 3 и 4.

Первый (по порядку) сосед вершины 2 — вершина 1. Но она уже посещена, поэтому с 1-й вершиной ничего не делаем.

Следующий сосед вершины 2 — вершина 3, так как имеет минимальную метку из вершин, отмеченных как не посещённые. Если идти в неё через 2, то длина такого пути будет равна 17 (7 + 10 = 17). Но текущая метка третьей вершины равна 9, а это меньше 17, поэтому метка не меняется.

Dijkstra graph9.PNG

Ещё один сосед вершины 2 — вершина 4. Если идти в неё через 2-ю, то длина такого пути будет равна сумме кратчайшего расстояния до 2-й вершины и расстояния между вершинами 2 и 4, то есть 22 (7 + 15 = 22). Поскольку 22<infty, устанавливаем метку вершины 4 равной 22.

Dijkstra graph8.PNG

Все соседи вершины 2 просмотрены, замораживаем расстояние до неё и помечаем её как посещённую.

Dijkstra graph10.PNG

Третий шаг. Повторяем шаг алгоритма, выбрав вершину 3. После её «обработки» получим такие результаты:

Dijkstra graph11.PNG

Дальнейшие шаги. Повторяем шаг алгоритма для оставшихся вершин. Это будут вершины 6, 4 и 5, соответственно порядку.

Dijkstra graph12.PNG Dijkstra graph13.PNG Dijkstra graph14.PNG

Завершение выполнения алгоритма. Алгоритм заканчивает работу, когда нельзя больше обработать ни одной вершины. В данном примере все вершины зачёркнуты, однако ошибочно полагать, что так будет в любом примере — некоторые вершины могут остаться незачёркнутыми, если до них нельзя добраться, т. е. если граф несвязный. Результат работы алгоритма виден на последнем рисунке: кратчайший путь от вершины 1 до 2-й составляет 7, до 3-й — 9, до 4-й — 20, до 5-й — 20, до 6-й — 11.

Реализация алгоритма на различных языках программирования :

C++

#include "stdafx.h"
#include <iostream>
using namespace std;
const int V=6;
//алгоритм Дейкстры
void Dijkstra(int GR[V][V], int st)
{
int distance[V], count, index, i, u, m=st+1;
bool visited[V];
for (i=0; i<V; i++)
{
distance[i]=INT_MAX; visited[i]=false;
}
distance[st]=0;
for (count=0; count<V-1; count++)
{
int min=INT_MAX;
for (i=0; i<V; i++)
if (!visited[i] && distance[i]<=min)
{
min=distance[i]; index=i;
}
u=index;
visited[u]=true;
for (i=0; i<V; i++)
if (!visited[i] && GR[u][i] && distance[u]!=INT_MAX &&
distance[u]+GR[u][i]<distance[i])
distance[i]=distance[u]+GR[u][i];
}
cout<<"Стоимость пути из начальной вершины до остальных:tn";
for (i=0; i<V; i++) if (distance[i]!=INT_MAX)
cout<<m<<" > "<<i+1<<" = "<<distance[i]<<endl;
else cout<<m<<" > "<<i+1<<" = "<<"маршрут недоступен"<<endl;
}
//главная функция
void main()
{
setlocale(LC_ALL, "Rus");
int start, GR[V][V]={
{0, 1, 4, 0, 2, 0},
{0, 0, 0, 9, 0, 0},
{4, 0, 0, 7, 0, 0},
{0, 9, 7, 0, 0, 2},
{0, 0, 0, 0, 0, 8},
{0, 0, 0, 0, 0, 0}};
cout<<"Начальная вершина >> "; cin>>start;
Dijkstra(GR, start-1);
system("pause>>void");
}

 kvodo

Pascal

program DijkstraAlgorithm;
uses crt;
const V=6; inf=100000;
type vektor=array[1..V] of integer;
var start: integer;
const GR: array[1..V, 1..V] of integer=(
(0, 1, 4, 0, 2, 0),
(0, 0, 0, 9, 0, 0),
(4, 0, 0, 7, 0, 0),
(0, 9, 7, 0, 0, 2),
(0, 0, 0, 0, 0, 8),
(0, 0, 0, 0, 0, 0));
{алгоритм Дейкстры}
procedure Dijkstra(GR: array[1..V, 1..V] of integer; st: integer);
var count, index, i, u, m, min: integer;
distance: vektor;
visited: array[1..V] of boolean;
begin
m:=st;
for i:=1 to V do
begin
distance[i]:=inf; visited[i]:=false;
end;
distance[st]:=0;
for count:=1 to V-1 do
begin
min:=inf;
for i:=1 to V do
if (not visited[i]) and (distance[i]<=min) then
begin
min:=distance[i]; index:=i;
end;
u:=index;
visited[u]:=true;
for i:=1 to V do
if (not visited[i]) and (GR[u, i]<>0) and (distance[u]<>inf) and
(distance[u]+GR[u, i]<distance[i]) then
distance[i]:=distance[u]+GR[u, i];
end;
write('Стоимость пути из начальной вершины до остальных:'); writeln;
for i:=1 to V do
if distance[i]<>inf then
writeln(m,' > ', i,' = ', distance[i])
else writeln(m,' > ', i,' = ', 'маршрут недоступен');
end;
{основной блок программы}
begin
clrscr;
write('Начальная вершина >> '); read(start);
Dijkstra(GR, start);
end.

kvodo

Java

import java.io.BufferedReader;
import java.io.IOException;
import java.io.InputStreamReader;
import java.io.PrintWriter;
import java.util.ArrayList;
import java.util.Arrays;
import java.util.StringTokenizer;

public class Solution {
   
    private static int INF = Integer.MAX_VALUE / 2;
   
    private int n; //количество вершин в орграфе
    private int m; //количествое дуг в орграфе
    private ArrayList<Integer> adj[]; //список смежности
    private ArrayList<Integer> weight[]; //вес ребра в орграфе
    private boolean used[]; //массив для хранения информации о пройденных и не пройденных вершинах
    private int dist[]; //массив для хранения расстояния от стартовой вершины
    //массив предков, необходимых для восстановления кратчайшего пути из стартовой вершины
    private int pred[];
    int start; //стартовая вершина, от которой ищется расстояние до всех других
   
    private BufferedReader cin;
    private PrintWriter cout;
    private StringTokenizer tokenizer;
   
    //процедура запуска алгоритма Дейкстры из стартовой вершины
    private void dejkstra(int s) {
        dist[s] = 0; //кратчайшее расстояние до стартовой вершины равно 0
        for (int iter = 0; iter < n; ++iter) {
            int v = -1;
            int distV = INF;
            //выбираем вершину, кратчайшее расстояние до которого еще не найдено
            for (int i = 0; i < n; ++i) {
                if (used[i]) {
                    continue;
                }
                if (distV < dist[i]) {
                    continue;
                }
                v = i;
                distV = dist[i];
            }
            //рассматриваем все дуги, исходящие из найденной вершины
            for (int i = 0; i < adj[v].size(); ++i) {
                int u = adj[v].get(i);
                int weightU = weight[v].get(i);
                //релаксация вершины
                if (dist[v] + weightU < dist[u]) {
                    dist[u] = dist[v] + weightU;
                    pred[u] = v;
                }
            }
            //помечаем вершину v просмотренной, до нее найдено кратчайшее расстояние
            used[v] = true;
        }
    }
   
    //процедура считывания входных данных с консоли
    private void readData() throws IOException {
        cin = new BufferedReader(new InputStreamReader(System.in));
        cout = new PrintWriter(System.out);
        tokenizer = new StringTokenizer(cin.readLine());
       
        n = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken()); //считываем количество вершин графа
        m = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken()); //считываем количество ребер графа
        start = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken()) - 1;
       
        //инициализируем списка смежности графа размерности n
        adj = new ArrayList[n];
        for (int i = 0; i < n; ++i) {
            adj[i] = new ArrayList<Integer>();
        }
        //инициализация списка, в котором хранятся веса ребер
        weight = new ArrayList[n];
        for (int i = 0; i < n; ++i) {
            weight[i] = new ArrayList<Integer>();
        }
       
        //считываем граф, заданный списком ребер
        for (int i = 0; i < m; ++i) {
            tokenizer = new StringTokenizer(cin.readLine());
            int u = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken());
            int v = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken());
            int w = Integer.parseInt(tokenizer.nextToken());
            u--;
            v--;
            adj[u].add(v);
            weight[u].add(w);
        }
       
        used = new boolean[n];
        Arrays.fill(used, false);
       
        pred = new int[n];
        Arrays.fill(pred, -1);
       
        dist = new int[n];
        Arrays.fill(dist, INF);
       
    }

    //процедура восстановления кратчайшего пути по массиву предком
    void printWay(int v) {
        if (v == -1) {
            return;
        }
        printWay(pred[v]);
        cout.print((v + 1) + " ");
    }
   
    //процедура вывода данных в консоль
    private void printData() throws IOException {
        for (int v = 0; v < n; ++v) {
            if (dist[v] != INF) {
                cout.print(dist[v] + " ");
            } else {
                cout.print("-1 ");
            }
        }
        cout.println();
        for (int v = 0; v < n; ++v) {
            cout.print((v + 1) + ": ");
            if (dist[v] != INF) {
                printWay(v);
            }
            cout.println();
        }
               
        cin.close();
        cout.close();
    }
   
    private void run() throws IOException {
        readData();
        dejkstra(start);
        printData();
       
        cin.close();
        cout.close();
    }
   
    public static void main(String[] args) throws IOException {
        Solution solution = new Solution();
        solution.run();
    }
}

cybern.ru

Ещё один вариант:

 
import java.io.*;
import java.util.*;
 
public class Dijkstra {
   private static final Graph.Edge[] GRAPH = {
      new Graph.Edge("a", "b", 7),
      new Graph.Edge("a", "c", 9),
      new Graph.Edge("a", "f", 14),
      new Graph.Edge("b", "c", 10),
      new Graph.Edge("b", "d", 15),
      new Graph.Edge("c", "d", 11),
      new Graph.Edge("c", "f", 2),
      new Graph.Edge("d", "e", 6),
      new Graph.Edge("e", "f", 9),
   };
   private static final String START = "a";
   private static final String END = "e";
 
   public static void main(String[] args) {
      Graph g = new Graph(GRAPH);
      g.dijkstra(START);
      g.printPath(END);
      //g.printAllPaths();
   }
}
 
class Graph {
   private final Map<String, Vertex> graph; // mapping of vertex names to Vertex objects, built from a set of Edges
 
   /** One edge of the graph (only used by Graph constructor) */
   public static class Edge {
      public final String v1, v2;
      public final int dist;
      public Edge(String v1, String v2, int dist) {
         this.v1 = v1;
         this.v2 = v2;
         this.dist = dist;
      }
   }
 
   /** One vertex of the graph, complete with mappings to neighbouring vertices */
   public static class Vertex implements Comparable<Vertex> {
      public final String name;
      public int dist = Integer.MAX_VALUE; // MAX_VALUE assumed to be infinity
      public Vertex previous = null;
      public final Map<Vertex, Integer> neighbours = new HashMap<>();
 
      public Vertex(String name) {
         this.name = name;
      }
 
      private void printPath() {
         if (this == this.previous) {
            System.out.printf("%s", this.name);
         } else if (this.previous == null) {
            System.out.printf("%s(unreached)", this.name);
         } else {
            this.previous.printPath();
            System.out.printf(" -> %s(%d)", this.name, this.dist);
         }
      }
 
      public int compareTo(Vertex other) {
         return Integer.compare(dist, other.dist);
      }
   }
 
   /** Builds a graph from a set of edges */
   public Graph(Edge[] edges) {
      graph = new HashMap<>(edges.length);
 
      //one pass to find all vertices
      for (Edge e : edges) {
         if (!graph.containsKey(e.v1)) graph.put(e.v1, new Vertex(e.v1));
         if (!graph.containsKey(e.v2)) graph.put(e.v2, new Vertex(e.v2));
      }
 
      //another pass to set neighbouring vertices
      for (Edge e : edges) {
         graph.get(e.v1).neighbours.put(graph.get(e.v2), e.dist);
         //graph.get(e.v2).neighbours.put(graph.get(e.v1), e.dist); // also do this for an undirected graph
      }
   }
 
   /** Runs dijkstra using a specified source vertex */ 
   public void dijkstra(String startName) {
      if (!graph.containsKey(startName)) {
         System.err.printf("Graph doesn't contain start vertex "%s"n", startName);
         return;
      }
      final Vertex source = graph.get(startName);
      NavigableSet<Vertex> q = new TreeSet<>();
 
      // set-up vertices
      for (Vertex v : graph.values()) {
         v.previous = v == source ? source : null;
         v.dist = v == source ? 0 : Integer.MAX_VALUE;
         q.add(v);
      }
 
      dijkstra(q);
   }
 
   /** Implementation of dijkstra's algorithm using a binary heap. */
   private void dijkstra(final NavigableSet<Vertex> q) {      
      Vertex u, v;
      while (!q.isEmpty()) {
 
         u = q.pollFirst(); // vertex with shortest distance (first iteration will return source)
         if (u.dist == Integer.MAX_VALUE) break; // we can ignore u (and any other remaining vertices) since they are unreachable
 
         //look at distances to each neighbour
         for (Map.Entry<Vertex, Integer> a : u.neighbours.entrySet()) {
            v = a.getKey(); //the neighbour in this iteration
 
            final int alternateDist = u.dist + a.getValue();
            if (alternateDist < v.dist) { // shorter path to neighbour found
               q.remove(v);
               v.dist = alternateDist;
               v.previous = u;
               q.add(v);
            } 
         }
      }
   }
 
   /** Prints a path from the source to the specified vertex */
   public void printPath(String endName) {
      if (!graph.containsKey(endName)) {
         System.err.printf("Graph doesn't contain end vertex "%s"n", endName);
         return;
      }
 
      graph.get(endName).printPath();
      System.out.println();
   }
   /** Prints the path from the source to every vertex (output order is not guaranteed) */
   public void printAllPaths() {
      for (Vertex v : graph.values()) {
         v.printPath();
         System.out.println();
      }
   }
}

rosettacode.org

C

#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <string.h>
 
//#define BIG_EXAMPLE
 
typedef struct node_t node_t, *heap_t;
typedef struct edge_t edge_t;
struct edge_t {
	node_t *nd;	/* target of this edge */
	edge_t *sibling;/* for singly linked list */
	int len;	/* edge cost */
};
struct node_t {
	edge_t *edge;	/* singly linked list of edges */
	node_t *via;	/* where previous node is in shortest path */
	double dist;	/* distance from origining node */
	char name[8];	/* the, er, name */
	int heap_idx;	/* link to heap position for updating distance */
};
 
 
/* --- edge management --- */
#ifdef BIG_EXAMPLE
#	define BLOCK_SIZE (1024 * 32 - 1)
#else
#	define BLOCK_SIZE 15
#endif
edge_t *edge_root = 0, *e_next = 0;
 
/* Don't mind the memory management stuff, they are besides the point.
   Pretend e_next = malloc(sizeof(edge_t)) */
void add_edge(node_t *a, node_t *b, double d)
{
	if (e_next == edge_root) {
		edge_root = malloc(sizeof(edge_t) * (BLOCK_SIZE + 1));
		edge_root[BLOCK_SIZE].sibling = e_next;
		e_next = edge_root + BLOCK_SIZE;
	}
	--e_next;
 
	e_next->nd = b;
	e_next->len = d;
	e_next->sibling = a->edge;
	a->edge = e_next;
}
 
void free_edges()
{
	for (; edge_root; edge_root = e_next) {
		e_next = edge_root[BLOCK_SIZE].sibling;
		free(edge_root);
	}
}
 
/* --- priority queue stuff --- */
heap_t *heap;
int heap_len;
 
void set_dist(node_t *nd, node_t *via, double d)
{
	int i, j;
 
	/* already knew better path */
	if (nd->via && d >= nd->dist) return;
 
	/* find existing heap entry, or create a new one */
	nd->dist = d;
	nd->via = via;
 
	i = nd->heap_idx;
	if (!i) i = ++heap_len;
 
	/* upheap */
	for (; i > 1 && nd->dist < heap[j = i/2]->dist; i = j)
		(heap[i] = heap[j])->heap_idx = i;
 
	heap[i] = nd;
	nd->heap_idx = i;
}
 
node_t * pop_queue()
{
	node_t *nd, *tmp;
	int i, j;
 
	if (!heap_len) return 0;
 
	/* remove leading element, pull tail element there and downheap */
	nd = heap[1];
	tmp = heap[heap_len--];
 
	for (i = 1; i < heap_len && (j = i * 2) <= heap_len; i = j) {
		if (j < heap_len && heap[j]->dist > heap[j+1]->dist) j++;
 
		if (heap[j]->dist >= tmp->dist) break;
		(heap[i] = heap[j])->heap_idx = i;
	}
 
	heap[i] = tmp;
	tmp->heap_idx = i;
 
	return nd;
}
 
/* --- Dijkstra stuff; unreachable nodes will never make into the queue --- */
void calc_all(node_t *start)
{
	node_t *lead;
	edge_t *e;
 
	set_dist(start, start, 0);
	while ((lead = pop_queue()))
		for (e = lead->edge; e; e = e->sibling)
			set_dist(e->nd, lead, lead->dist + e->len);
}
 
void show_path(node_t *nd)
{
	if (nd->via == nd)
		printf("%s", nd->name);
	else if (!nd->via)
		printf("%s(unreached)", nd->name);
	else {
		show_path(nd->via);
		printf("-> %s(%g) ", nd->name, nd->dist);
	}
}
 
int main(void)
{
#ifndef BIG_EXAMPLE
	int i;
 
#	define N_NODES ('f' - 'a' + 1)
	node_t *nodes = calloc(sizeof(node_t), N_NODES);
 
	for (i = 0; i < N_NODES; i++)
		sprintf(nodes[i].name, "%c", 'a' + i);
 
#	define E(a, b, c) add_edge(nodes + (a - 'a'), nodes + (b - 'a'), c)
	E('a', 'b', 7);	E('a', 'c', 9); E('a', 'f', 14);
	E('b', 'c', 10);E('b', 'd', 15);E('c', 'd', 11);
	E('c', 'f', 2); E('d', 'e', 6);	E('e', 'f', 9);
#	undef E
 
#else /* BIG_EXAMPLE */
	int i, j, c;
 
#	define N_NODES 4000
	node_t *nodes = calloc(sizeof(node_t), N_NODES);
 
	for (i = 0; i < N_NODES; i++)
		sprintf(nodes[i].name, "%d", i + 1);
 
	/* given any pair of nodes, there's about 50% chance they are not
	   connected; if connected, the cost is randomly chosen between 0
	   and 49 (inclusive! see output for consequences) */
	for (i = 0; i < N_NODES; i++) {
		for (j = 0; j < N_NODES; j++) {
			/* majority of runtime is actually spent here */
			if (i == j) continue;
			c = rand() % 100;
			if (c < 50) continue;
			add_edge(nodes + i, nodes + j, c - 50);
		}
	}
 
#endif
	heap = calloc(sizeof(heap_t), N_NODES + 1);
	heap_len = 0;
 
	calc_all(nodes);
	for (i = 0; i < N_NODES; i++) {
		show_path(nodes + i);
		putchar('n');
	}
 
#if 0
	/* real programmers don't free memories (they use Fortran) */
	free_edges();
	free(heap);
	free(nodes);
#endif
	return 0;
}

rosettacode.org

PHP

<?php
function dijkstra($graph_array, $source, $target) {
    $vertices = array();
    $neighbours = array();
    foreach ($graph_array as $edge) {
        array_push($vertices, $edge[0], $edge[1]);
        $neighbours[$edge[0]][] = array("end" => $edge[1], "cost" => $edge[2]);
        $neighbours[$edge[1]][] = array("end" => $edge[0], "cost" => $edge[2]);
    }
    $vertices = array_unique($vertices);
 
    foreach ($vertices as $vertex) {
        $dist[$vertex] = INF;
        $previous[$vertex] = NULL;
    }
 
    $dist[$source] = 0;
    $Q = $vertices;
    while (count($Q) > 0) {
 
        // TODO - Find faster way to get minimum
        $min = INF;
        foreach ($Q as $vertex){
            if ($dist[$vertex] < $min) {
                $min = $dist[$vertex];
                $u = $vertex;
            }
        }
 
        $Q = array_diff($Q, array($u));
        if ($dist[$u] == INF or $u == $target) {
            break;
        }
 
        if (isset($neighbours[$u])) {
            foreach ($neighbours[$u] as $arr) {
                $alt = $dist[$u] + $arr["cost"];
                if ($alt < $dist[$arr["end"]]) {
                    $dist[$arr["end"]] = $alt;
                    $previous[$arr["end"]] = $u;
                }
            }
        }
    }
    $path = array();
    $u = $target;
    while (isset($previous[$u])) {
        array_unshift($path, $u);
        $u = $previous[$u];
    }
    array_unshift($path, $u);
    return $path;
}
 
$graph_array = array(
                    array("a", "b", 7),
                    array("a", "c", 9),
                    array("a", "f", 14),
                    array("b", "c", 10),
                    array("b", "d", 15),
                    array("c", "d", 11),
                    array("c", "f", 2),
                    array("d", "e", 6),
                    array("e", "f", 9)
               );
 
$path = dijkstra($graph_array, "a", "e");
 
echo "path is: ".implode(", ", $path)."n";
  

Output is:

path is: a, c, f, e

rosettacode.org

Python

from collections import namedtuple, queue
from pprint import pprint as pp
 
 
inf = float('inf')
Edge = namedtuple('Edge', 'start, end, cost')
 
class Graph():
    def __init__(self, edges):
        self.edges = edges2 = [Edge(*edge) for edge in edges]
        self.vertices = set(sum(([e.start, e.end] for e in edges2), []))
 
    def dijkstra(self, source, dest):
        assert source in self.vertices
        dist = {vertex: inf for vertex in self.vertices}
        previous = {vertex: None for vertex in self.vertices}
        dist[source] = 0
        q = self.vertices.copy()
        neighbours = {vertex: set() for vertex in self.vertices}
        for start, end, cost in self.edges:
            neighbours[start].add((end, cost))
        #pp(neighbours)
 
        while q:
            u = min(q, key=lambda vertex: dist[vertex])
            q.remove(u)
            if dist[u] == inf or u == dest:
                break
            for v, cost in neighbours[u]:
                alt = dist[u] + cost
                if alt < dist[v]:                                  # Relax (u,v,a)
                    dist[v] = alt
                    previous[v] = u
        #pp(previous)
        s, u = deque(), dest
        while previous[u]:
            s.pushleft(u)
            u = previous[u]
        s.pushleft(u)
        return s
 
 
graph = Graph([("a", "b", 7),  ("a", "c", 9),  ("a", "f", 14), ("b", "c", 10),
               ("b", "d", 15), ("c", "d", 11), ("c", "f", 2),  ("d", "e", 6),
               ("e", "f", 9)])
pp(graph.dijkstra("a", "e"))

Output:

['a', 'c', 'd', 'e']

 rosettacode.org

Сайт переезжает. Большинство статей уже перенесено на новую версию.
Скоро добавим автоматические переходы, но пока обновленную версию этой статьи можно найти там.

Задача

Дан ориентированный граф (G = (V, E)), а также вершина (s).
Найти длину кратчайшего пути от (s) до каждой из вершин графа. Длина пути — количество рёбер в нём.

BFS

BFS — breadth-first search, или же поиск в ширину.

Этот алгоритм позволяет решать следующую задачу.

Алгоритм работает следующим образом.

  1. Создадим массив (dist) расстояний. Изначально (dist[s] = 0) (поскольку расстояний от вершины до самой себя равно (0)) и (dist[v] = infty) для (v neq s).
  2. Создадим очередь (q). Изначально в (q) добавим вершину (s).
  3. Пока очередь (q) непуста, делаем следующее:
    1. Извлекаем вершину (v) из очереди.
    2. Рассматриваем все рёбра ((v, u) in E). Для каждого такого ребра пытаемся сделать релаксацию: если (dist[v] + 1 < dist[u]), то мы делаем присвоение (dist[u] = dist[v] + 1) и добавляем вершину (u) в очередь.

Визуализации:

  • https://visualgo.net/mn/dfsbfs

  • https://www.hackerearth.com/practice/algorithms/graphs/breadth-first-search/visualize/

Интуитивное понимание алгоритма

Можно представить, что мы поджигаем вершину (s). Каждый шаг алгоритма — это распространение огня на соседние вершины. Понятно, что огонь доберётся до вершины по кратчайшему пути.

Заметьте, что этот алгоритм очень похож на DFS — достаточно заменить очередь на стек и поиск в ширину станет поиском в глубину. Действительно, оба алгоритма при обработке вершины просто записывают всех непосещенных соседей, в которые из неё есть ребро, в структуру данных, и после этого выбирает следующую вершину для обработки в структуре данных. В DFS это стек (благодаря рекурсии), поэтому мы сначала записываем соседа, идем в обрабатываем его полностью, а потом начинаем обрабатывать следующего соседа. В BFS это очередь, поэтому мы кидаем сразу всех соседей, а потом начинаем обрабатывать вообще другую вершину – ту непосещенную, которую мы положили в очередь раньше всего.

Оба алгоритма позволяют обойти граф целиком – посетить каждую вершину ровно один раз. Поэтому они оба подходят для таких задач как: * поиск компонент связности * проверка графа на двудольность * построение остова

Реализация на C++

n — количество вершин в графе; adj — список смежности

vector<int> bfs(int s) {
    // длина любого кратчайшего пути не превосходит n - 1,
    // поэтому n - достаточное значение для "бесконечности";
    // после работы алгоритма dist[v] = n, если v недостижима из s
    vector<int> dist(n, n);
    dist[s] = 0;
    queue<int> q;
    q.push(s);

    while (!q.empty()) {
        int v = q.front();
        q.pop();
        for (int u : adj[v]) {
            if (dist[u] > dist[v] + 1) {
                dist[u] = dist[v] + 1;
                q.push(u);
            }
        }
    }

    return dist;
}

Свойства кратчайших путей

Обозначение: (d(v)) — длина кратчайшего пути от (s) до (v).

Лемма 1. > Пусть ((u, v) in E), тогда (d(v) leq d(u) + 1).

Действительно, существует путь из (s) в (u) длины (d(u)), а также есть ребро ((u, v)), следовательно, существует путь из (s) в (v) длины (d(u) + 1). А значит кратчайший путь из (s) в (v) имеет длину не более (d(u) + 1),

Лемма 2. > Рассмотрим кратчайший путь от (s) до (v). Обозначим его как (u_1, u_2, dots u_k) ((u_1 = s) и (u_k = v), а также (k = d(v) + 1)).
> Тогда (forall (i < k): d(u_i) + 1 = d(u_{i + 1})).

Действительно, пусть для какого-то (i < k) это не так. Тогда, используя лемму 1, имеем: (d(u_i) + 1 > d(u_{i + 1})). Тогда мы можем заменить первые (i + 1) вершин пути на вершины из кратчайшего пути из (s) в (u_{i + 1}). Полученный путь стал короче, но мы рассматривали кратчайший путь — противоречие.

Корректность

Утверждение. > 1. Расстояния до тех вершин, которые были добавлены в очередь, посчитаны корректно. > 2. Вершины лежат в очереди в порядке неубывания расстояния, притом разность между кратчайшими расстояними до вершин в очереди не превосходит (1).

Докажем это по индукции по количеству итераций алгоритма (итерация — извлечение вершины из очереди и дальнейшая релаксация).

База очевидна.
Переход. Сначала докажем первую часть. Предположим, что (dist[v] + 1 < dist[u]), но (dist[v] + 1) — некорректное расстояние до вершины (u), то есть (dist[v] + 1 neq d(u)). Тогда по лемме 1: (d(u) < dist[v] + 1). Рассмотрим предпоследнюю вершину (w) на кратчайшем пути от (s) до (u). Тогда по лемме 2: (d(w) + 1 = d(u)). Следовательно, (d(w) + 1 < dist[v] + 1) и (d(w) < dist[v]). Но тогда по предположению индукции (w) была извлечена раньше (v), следовательно, при релаксации из неё в очередь должна была быть добавлена вершина (u) с уже корректным расстоянием. Противоречие.
Теперь докажем вторую часть. По предположению индукции в очереди лежали некоторые вершины (u_1, u_2, dots u_k), для которых выполнялось следующее: (dist[u_1] leq dist[u_2] leq dots leq dist[u_k]) и (dist[u_k] – dist[u_1] leq 1). Мы извлекли вершину (v = u_1) и могли добавить в конец очереди какие-то вершины с расстоянием (dist[v] + 1). Если (k = 1), то утверждение очевидно. В противном случае имеем (dist[u_k] – dist[u_1] leq 1 leftrightarrow dist[u_k] – dist[v] leq 1 leftrightarrow dist[u_k] leq dist[v] + 1), то есть упорядоченность сохранилась. Осталось показать, что ((dist[v] + 1) – dist[u_2] leq 1), но это равносильно (dist[v] leq dist[u_2]), что, как мы знаем, верно.

Время работы

Из доказанного следует, что каждая достижимая из (s) вершина будет добавлена в очередь ровно (1) раз, недостижимые вершины добавлены не будут. Каждое ребро, соединяющее достижимые вершины, будет рассмотрено ровно (2) раза. Таким образом, алгоритм работает за (O(V+ E)) времени, при условии, что граф хранится в виде списка смежности.

Неориентированные графы

Если дан неориентированный граф, его можно рассматривать как ориентированный граф с двумя обратными друг другу ориентированными рёбрами.

Восстановление пути

Пусть теперь заданы 2 вершины (s) и (t), и необходимо не только найти длину кратчайшего пути из (s) в (t), но и восстановить какой-нибудь из кратчайших путей между ними. Всё ещё можно воспользоваться алгоритмом BFS, но необходимо ещё и поддерживать массив предков (p), в котором для каждой вершины будет храниться предыдущая вершина на кратчайшем пути.

Поддерживать этот массив просто: при релаксации нужно просто запоминать, из какой вершины мы прорелаксировали в данную. Также будем считать, что (p[s] = -1): у стартовой вершины предок — некоторая несуществующая вершина.

Восстановление пути делается с конца. Мы знаем последнюю вершину пути — это (t). Далее, мы сводим задачу к меньшей, переходя к нахождению пути из (s) в (p[t]).

Реализация BFS с восстановлением пути

// теперь bfs принимает 2 вершины, между которыми ищется пути
// bfs возвращает кратчайший путь из s в t, или же пустой vector, если пути нет
vector<int> bfs(int s, int t) {
    vector<int> dist(n, n);
    vector<int> p(n, -1);
    dist[s] = 0;
    queue<int> q;
    q.push(s);

    while (!q.empty()) {
        int v = q.front();
        q.pop();
        for (int u : adj[v]) {
            if (dist[u] > dist[v] + 1) {
                p[u] = v;
                dist[u] = dist[v] + 1;
                q.push(u);
            }
        }
    }
    
    // если пути не существует, возвращаем пустой vector
    if (dist[t] == n) {
        return {};
    }

    vector<int> path;
    while (t != -1) {
        path.push_back(t);
        t = p[t];
    }
    
    // путь был рассмотрен в обратном порядке, поэтому его нужно перевернуть
    reverse(path.begin(), path.end());
    return path;
}

Проверка принадлежности вершины кратчайшему пути

Дан ориентированный граф (G), найти все вершины, которые принадлежат хотя бы одному кратчайшему пути из (s) в (t).

Запустим из вершины (s) в графе (G) BFS — найдём расстояния (d_1). Построим транспонированный граф (G^T) — граф, в котором каждое ребро заменено на противоположное. Запустим из вершины (t) в графе (G^T) BFS — найдём расстояния (d_2).

Теперь очевидно, что (v) принадлежит хотя бы одному кратчайшему пути из (s) в (t) тогда и только тогда, когда (d_1(v) + d_2(v) = d_1(t)) — это значит, что есть путь из (s) в (v) длины (d_1(v)), а затем есть путь из (v) в (t) длины (d_2(v)), и их суммарная длина совпадает с длиной кратчайшего пути из (s) в (t).

Кратчайший цикл в ориентированном графе

Найти цикл минимальной длины в ориентированном графе.

Попытаемся из каждой вершины найти кратчайший цикл, проходящий через неё, с помощью BFS. Это делается аналогично обычному BFS: мы должны найти расстояний от вершины до самой себя, при этом не считая, что оно равно (0).

Итого, у нас (|V|) запусков BFS, и каждый запуск работает за (O(|V| + |E|)). Тогда общее время работы составляет (O(|V|^2 + |V| |E|)). Если инициализировать массив (dist) единожды, а после каждого запуска BFS возвращать исходные значения только для достижимых вершин, решение будет работать за (O(|V||E|)).

Задача

Дан взвешенный ориентированный граф (G = (V, E)), а также вершина (s). Длина ребра ((u, v)) равна (w(u, v)). Длины всех рёбер неотрицательные.
Найти длину кратчайшего пути от (s) до каждой из вершин графа. Длина пути — сумма длин рёбер в нём.

Алгоритм Дейкстры

Алгоритм Дейкстры решает приведённую выше задачу. Он работает следующим образом.

  1. Создать массив (dist) расстояний. Изначально (dist[s] = 0) и (dist[v] = infty) для (v neq s).
  2. Создать булёв массив (used), (used[v] = 0) для всех вершин (v) — в нём мы будем отмечать, совершалась ли релаксация из вершины.
  3. Пока существует вершина (v) такая, что (used[v] = 0) и (dist[v] neq infty), притом, если таких вершин несколько, то (v) — вершина с минимальным (dist[v]), делать следующее:
    1. Пометить, что мы совершали релаксацию из вершины (v), то есть присвоить (used[v] = 1).
    2. Рассматриваем все рёбра ((v, u) in E). Для каждого ребра пытаемся сделать релаксацию: если (dist[v] + w(v, u) < dist[u]), присвоить (dist[u] = dist[v] + w(v, u)).

Иными словами, алгоритм на каждом шаге находит вершину, до которой расстояние сейчас минимально и из которой ещё не была произведена релаксация, и делает её.

Посчитаем, за сколько работает алгоритм. Мы (V) раз ищем вершину минимальным (dist), поиск минимума у нас линейный за (O(V)), отсюда (O(V^2)). Обработка ребер у нас происходит суммарно за (O(E)), потому что на каждое ребро мы тратим (O(1)) действий. Так мы находим финальную асимптотику: (O(V^2 + E)).

Реализация на C++

Рёбра будем хранить как pair<int, int>, где первое число пары — куда оно ведёт; а второе — длина ребра.

// INF - infinity - бесконечность
const long long INF = (long long) 1e18 + 1;

vector<long long> dijkstra(int s) {
    vector<long long> dist(n, INF);
    dist[s] = 0;
    vector<bool> used(n);
    
    while (true) {
        // находим вершину, из которой будем релаксировать
        int v = -1;
        for (int i = 0; i < n; i++) {
            if (!used[i] && (v == -1 || dist[i] < dist[v])) {
                v = i;
            }
        }
        
        // если не нашли подходящую вершину, прекращаем работу алгоритма
        if (v == -1) {
            break;
        }
        
        for (auto &e : adj[v]) {
            int u = e.first;
            int len = e.second;
            if (dist[u] > dist[v] + len) {
                dist[u] = dist[v] + len;
            }
        }
    }
    
    return dist;
}

Восстановление пути

Восстановление пути в алгоритме Дейкстры делается аналогично восстановлению пути в BFS (и любой динамике).

Дейкстра на сете

Искать вершину с минимальным (dist) можно гораздо быстрее, используя такую структуру данных как очередь с приоритетом. Нам нужно хранить пары ((dist, index)) и уметь делать такие операции: * Извлечь минимум (чтобы обработать новую вершину) * Удалить вершину по индексу (чтобы уменьшить (dist) до какого-то соседа) * Добавить новую вершину (чтобы уменьшить (dist) до какого-то соседа)

Для этого используют, например, кучу или сет. Удобно помимо сета хранить сам массив dist, который его дублирует, но хранит элементы по порядку. Тогда, чтобы заменить значение ((dist_1, u)) на ((dist_2, u)), нужно удалить из сета значение ((dist[u], u)), сделать (dist[u] = dist_2;) и добавить в сет ((dist[u], u)).

Данный алгоритм будет работать за (V O(log V)) извлечений минимума и (O(E log V)) операций уменьшения расстояния до вершины (может быть сделано после каждого ребра). Поэтому алгоритм работает за (O(E log V)).

Заметьте, что этот алгоритм не лучше и не хуже, чем без сета, который работает за (O(V^2 + E)). Ведь если (E = O(V^2)) (граф почти полный), то Дейкстра без сета работает быстрее, а если, наример, (E = O(V)), то Дейкстра на сете работает быстрее. Учитывайте это, когда выбираете алгоритм.

Рис. 1 - Граф
Рис. 1 – Граф

Для графа на рисунке 1 найдём кратчайший путь между вершинами A и F. Для достижения цели мы можем:

1. Найти все пути между данными вершинами и выбрать кратчайший
2. Выбрать кратчайший путь при достижении искомой вершины

Остановимся на 2-м варианте и применим BFS.

BSF использует очередь для обхода вершин

1. Добавим вершину А в очередь (рис. 2)

Рис. 2
Рис. 2

2. Заберём первый элемент из очереди, в нашем случае А, и посмотрим на соседние с ним вершины (C, D, B). Состояние очереди на рисунке 3

Рис. 3
Рис. 3

3. В очередь добавляем все соседние с А вершины (рисунок 4) и помечаем вершину А как посещённую (рисунок 5)

Рис. 4
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 5

4. Из очереди забираем первый элемент – [A, C] и из него целевую вершину С.

5. Для вершины С – добавляем в очередь все соседние с ней вершины. Вершина А тоже является соседней для С но т.к. мы её уже посещали – не будем добавлять её в очередь. Состояние очереди на рисунке 6. Вершину С пометим как посещённую т.к. больше нет путей соединяющих её с другими вершинами (рисунок 7).

Рис. 6
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 7

6. Далее забираем следующий элемент из очереди – [A, D] в качестве вершины выбираем последний элемент полученного списка – D.

7. В очередь добавляем все элементы соседствующие с D – A, E. Т.к. А в списке посещённых – пропускаем его. В очередь попадает элемент A, D, E. Состояние очереди на рисунке 8. D помечаем как посещённую вершину рисунок 9

Рис. 8
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 9

8. Забираем из очереди следующий элемент – [A, B]. Все вершины соединённые с B (кроме А т.к. в списке посещённых) – добавляем в очередь (рис. 10). B помечаем посещённой вершиной

Рис. 10
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 11

9. Забираем следующий элемент из очереди – [A, C, E]. В качестве вершины выбираем последний элемент из списка – E. Для E – добавляем всех не посещённых соседей в очередь (рис. 12) E помечаем посещённой вершиной (рис. 13)

Рис. 12
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 13

10. Переходим к элементу A, D, E и его вершине E. Для неё снова добавляем путь в F (рис. 14)

Рис. 14
Рис. 14

11. Переходим к элементу A, B, E и его вершине E. Для неё снова добавляем путь в F (рис. 15)

Рис. 15
Рис. 15

12. Переходим к элементу A, B, F и его вершине F. F является искомой вершиной. Для неё снова пытаемся добавить в очередь соседей, но в данном случае все соседние вершины посещены, поэтому фиксируем найденный путь и переходим к следующему элементу в очереди рис. 16

Рис. 16
Рис. 16

13. Элемент A, C, E, F также содержит искомую вершину F, соответственно записываем найденный маршрут и пытаемся добавить всех не посещённых соседей F в очередь рис 17

Рис. 17
Рис. 17

14. Элементы A, D, E, F и A, B, E, F также зафиксируем как пути к вершине F и удалим их из очереди. После этих операций очередь опустеет, что будет означать, что мы посетили все вершины графа (рис. 18)

Рис. 18
Рис. 18

Итоговый список вершин помеченных как посещённые – A, C, D, B, E, F (рис. 19) Итоговый список найденных путей – [A, B, F], [A, C, E, F], [A, D, E, F], [A, B, E, F]. Минимальным, очевидно, является путь A, B, F.

Путь, который мы нашли первым был именно A, B, F. Это везение или нет?

Ответ – нет. Используя BFS мы можем быть уверены в том, что первый найденный нами путь между двух вершин – является кратчайшим.

Почему?

Мы обходим граф слоями:

  • Первый слой – вершина А
  • Второй – вершины C, D, B
  • Третий – E

Для вершины B – третий слой – это вершины E, F и это первый раз когда мы встречаем вершину F. Все последующие обходы слоёв только удлиняют путь к вершине. Поэтому используя BFS – когда мы находим первый путь к искомой вершине, этот путь и является кратчайшим и нам не нужно продолжать выполнение. По этой причине BFS эффективнее DFS в задаче поиска кратчайшего пути в графе.

Рис. 19
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 20

Оценка сложности

Временная сложность – O(V + E) где V – количество вершин, E – количество рёбер. В худшем случае придётся обойти все рёбра и все вершины графа.

Пространственная сложность – O(V). В очереди будет храниться V рёбер в худшем случае. Также необходимо хранить V найденных путей в худшем случае.

Добавить комментарий