Как найти критерий погоды

Критерий погоды, равный отношению
динамического опрокидывающего момента
к кренящему моменту от шквала К===рассчитывается только «на отход».

Для определения плеча опрокидывающего
момента lcстроится диаграмма
динамической остойчивости. Плечи ДДО
рассчитываются по формуле

lд10
i
= lд10(i-1)
+ (lст10(i-1)
+ lст
10i
) *
,

где i = 1; 2; …
n
– значения углов крена, для которых
рассчитываются плечи диаграммы;lд
0
= lст 0 = 0.

На диаграмме от точки 0 вправо и влево
откладывается амплитуда качки r,
определенная выше при расчете критерия
ускорения. Точка 1 получается от
пересечения перпендикуляра, восстановленного
к точке +r,
с линией диаграммы; через точку 1
проводится линия, параллельная оси
наклонений; пересечение этой линии с
перпендикуляром к точке –rобразует точку 2; из точки 2 проводится
прямая, касательная к кривой диаграммы;
от точки –rвправо откладывается 57,3- точка 3; отрезок перпендикуляра к оси
наклонений, проходящего через точку 3,
между касательной к диаграмме и прямой,
проходящей через точки 1 и 2 в масштабе
оси плеч будет равен искомому плечу
опрокидывающего моментаlс.

Плечо кренящего момента lvдля случая загрузки без палубного груза
определяется по “Таблице плеч ветровой
нагрузки”, приведенной в Приложении П
([1], с. 80).

K = lc
/
lv
= 0,38/0,098 = 3,9

Результаты всех
проведенных расчетов (запасы “на отход”
и “на приход”, грузы, диаграммы
статической остойчивости, параметры
посадки и остойчивости) оформляются по
образцу “Типового случая нагрузки”,
([1], с. 6 – 57).

7 Выводы об удовлетворении норм Регистра

По окончанию всех расчетов можно сделать
вывод, все требования Правил Морского
Регистра Судоходства к остойчивости
(которые были мной указаны в пункте
4.1.2) удовлетворены.

8 Расчеты непотопляемости

8.1 Нормативы обеспечения аварийной плавучести и аварийной

остойчивости

Аварийная остойчивость и аварийная
плавучесть судна считаются обеспеченными,
если при затоплении судна выполняются
следующие условия:

при симметричном затоплении:

– непрерывная
палуба переборок вне района затопления
не входит в воду;

  • начальная
    метацентрическая высота, рассчитанная
    по методу

постоянного водоизмещения,
не менее 0,05 м;

  • протяженность
    положительной части диаграммы статической

остойчивости не менее
30;

  • максимальное
    плечо диаграммы статической остойчивости

не менее 0,1
м.

при несимметричном затоплении:

  • расстояние от
    аварийной ватерлинии до отверстий вне
    района затопления, через которые вода
    может распространиться по судну, не
    менее 0,3 м;

  • при
    условном отсутствии крена палуба
    переборок вне района затопления не
    входит в воду;

  • метацентрическая
    высота в ненакрененном состоянии судна
    не менее 0,05 м;

  • угол крена
    не превышает 20;

  • протяженность
    положительной ветви диаграммы
    остойчивости не менее 20;

  • максимальное
    плечо диаграммы остойчивости не менее
    0,1 м.

8.2 Расчет коэффициентов проницаемости

Для определения количества воды,
влившейся в отсек, при его аварийном
затоплении используется коэффициент
проницаемости отсека ,
равный отношению объема воды, фактически
влившейся в отсек, к теоретическому
объему отсека.

Коэффициент проницаемости рефрижераторного
трюма частично заполненного грузом
тропределяется выражением

тр = 0,93 – (0,93
гр
),

где Wгр– объем груза в трюме; Wтр– объем трюма;

гр– коэффициент проницаемости груза;

0,93
коэффициент проницаемости пустого
рефрижераторного трюма.

Если трюм
полностью заполнен одним грузом, то
коэффициент проницаемости трюма равен
коэффициенту проницаемости груза
тр =
гр.

Если в трюме 2 различных груза, то

тр =
.

Коэффициент проницаемости грузового
отсека отс,
состоящего из верхнего, среднего и
нижнего трюмов

отс =
,

где
соответствующим индексом обозначен
верхний, средний и нижний трюма.

Коэффициенты
проницаемости рассчитываются для всех
грузовых отсеков.

Так как трюм
заполнен однородным грузом, то
тр =
гр = 0,35

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года – Кодекс ОСНС 2008 с поправками, принятыми резолюциями MSC.319(89) от 2011 года и MSC.398(95) от 5 июня 2015 года (International Code on Intact Stability — 2008 IS Code).

Все условные обозначения написаны так же как и в вышеуказанной конвенции.
По критерию погоды оценивают способность судна противостоять совместному воздействию ветра с траверза и бортовой качки.
Под действием волн судно испытывает бортовую качку и от угла крена Обозначение угла крена от действия постоянного ветра, вызванного постоянным ветром, наклоняется в наветренную сторону до угла крена, равного амплитуде качки Обозначение амплитуды качки.

Алгоритм для оценки остойчивости судна по критерию погоды.

1. Вычисляют амплитуду качки судна Обозначение амплитуды качки, плечо кренящего момента от воздействия постоянного ветра Обозначение плеча кренящего момента от воздействия постоянного ветра, плечо кренящего момента при шквальном ветре Обозначение плеча кренящего момента при шквальном ветре..

2. Строят диаграмму статической остойчивости, при этом должно учитываться влияние свободной поверхности жидких грузов в судовых цистернах.

3. На диаграмме статической остойчивости выполняют построения, как показано на рис. 1.

4. Вычисляют площади a и b. Площадь b должна быть больше или равна площади a.

Для того чтобы избегать чрезмерных результирующих углов крена, угол крена от воздействия постоянного ветра Обозначение угла крена от действия постоянного ветра не должен быть больше 16° или 80% от угла, при котором кромка палубы погружается в воду, в зависимости от того, какой угол меньше.

Амплитуда качки судна вычисляется по следующим формулам:

— Для судна без скуловых килей с острой скулой:

Формула амплитуды качки для судна с острой скулой.

— Для судна без скуловых килей с круглой скулой:

Формула амплитуды качки со скуловыми килями

— Для судна со скуловыми килями:

Формула амплитуды качки для судна с круглой кормой

где,

Обозначение параметра Х1 — Коэффициент из таблицы 1.
Обозначение коэффициента Х2 — Коэффициент из таблицы 2.
k — Коэффициент из таблицы 3 для судна, имеющего скуловые кили.
s — Коэффициент из таблицы 4, в зависимости от периода качки T.
r — Параметр.

Параметр r вычисляется по формуле:

Формула параметра r

где,

OG = KG – d;

KG — Возвышение центра тяжести судна над основной плоскостью.
d — Средняя осадка судна в метрах.

Таблицы коэффициентов

Значения промежуточных величин в таблицах 1 — 4 определяются линейной интерполяцией.
При отсутствии данных в Информации об остойчивости, коэффициент общей полноты судна Обозначение коэффициента общей полноты, может быть рассчитан по формуле:

Формула коэффициента общей полноты

Период бортовой качки T (в секундах) вычисляется по формуле:

Формула периода бортовой качки судна

где,

Формула параметра С

где,

В — Ширина судна (в метрах).
d — Средняя осадка судна (в метрах).
GM — Поперечная метацентрическая высота, с учетом влияния свободной поверхности жидких грузов (в метрах).
Обозначение коэффициента общей полноты — Коэффициент общей полноты судна.
Обозначение площади скуловых килей — Общая суммарная площадь скуловых килей или площадь проекции боковой поверхности брускового киля или сумма этих площадей (в квадратных метрах — м²).
Обозначение длины судна по ватерлинии — Длина судна в районе действующей ватерлинии (в метрах).

Порядок вычисления плеч ветровых кренящих моментов:

1. Плечо кренящего момента от воздействия постоянного ветра Обозначение плеча кренящего момента от воздействия постоянного ветра вычисляют по формуле:

Формула плеча от постоянного ветра

2. Плечо кренящего момента при шквальном ветер Обозначение плеча кренящего момента при шквальном ветре. находят по формуле:

Формула плеча кренящего момента пришквалистом ветре

где,

P = 504 Па. – Давление ветра. Для судов в ограниченном плавании, значение Р может быть уменьшена с одобрения Администрации флага судна.
A — Площадь парусности судна и палубного груза (в квадратных метрах — м²).
Z — Плечо парусности, равное расстоянию по вертикали от центра парусности до центра погруженной площади боковой поверхности или до точки, приблизительно равной половине осадки (в метрах).
Δ — Весовое водоизмещение судна (в тоннах).
g — Ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с².

Плечи ветровых кренящих моментов Обозначение плеча кренящего момента от воздействия постоянного ветра и Обозначение плеча кренящего момента при шквальном ветре. являются постоянными величинами при всех углах крена.

Пример диаграммы статической остойчивости.

Оценка по критерию погоды на ДСО

Рисунок 1. Оценка остойчивости судна по критерию погоды

На рисунке 1 обозначены следующие углы крена:

Обозначение угла крена от действия постоянного ветра — Угол крена от действия постоянного ветра.
Обозначение амплитуды качки — Угол крена в наветренную сторону от действия волн, равный амплитуде качки судна на спокойной воде.
Обозначение угла крена, до которого измеряется площадь b — Угол крена, до которого измеряется площадь b, равен углу крена 50°, или углу заливания Обозначение угла заливания, или углу Обозначение угла, соответствующего второму пересечению плеча от действия шквалистого ветра, в зависимости от того, какой угол меньше.
Обозначение угла заливанияУгол заливания, это угол крена, при котором погружаются отверстия в корпусе, надстройках или рубках судна, которые не могут быть герметично закрыты. Для целей настоящего критерия малые отверстия, через которые не может произойти прогрессирующего затопления судна, можно не рассматривать как открытые отверстия.

Обозначение угла, соответствующего второму пересечению плеча от действия шквалистого ветра – угол, соответствующий второму пересечению плеча Обозначение плеча кренящего момента при шквальном ветре. с кривой плеч статической остойчивости (GZ).

Порядок вычисления площадей a и b рассмотрен в разделе «Вычисление площади под кривой на диаграмме статической остойчивости».

Больше информации можно найти в книге «Остойчивость грузовых судов».


Автор капитан В.Н. Филимонов

Краткая инструкция для запоминания:

  1. Рассчитываем плечо кренящего момента от постоянно дующего ветра Lw1
  2. Рассчитываем плечо от шквала Lw2 – умножаем на 1,5 плечо от ветра. Наносим плечо и проводим линию параллельную оси X в первой и четвертой четверти.
  3. Наносим Lw 1 на ДСО. и проводим линию параллельную оси х. На пересечении линии Lw 1 и ДСО проводим линию перпендикулярную линии Lw 1. На оси x получится крен от ветра.
  4. Рассчитываем амплитуду качки по формуле.
  5. Продлеваем ДСО в 3 четверть
  6. От перпендикуляра к Lw1 в сторону противоположную сторону наносим амплитуду качки и проводим перпендикуляр к оси X. Это будет граница площади a. А ее верхняя граница это Lw 2. Нижняя это продленная ДСО в 3 четверти.
  7. Определяем наименьшего угла границы площади b.

Варианты

1) Θ50 = 50º

2) Θf – угол заливания, угол крена, при котором погружаются отверстия в корпусе, надстройках или рубках судна, которые не могут быть герметично закрыты.

3) ΘС – угол, соответствующий второму пересечению плеча ветрового кренящего момента LW2 и кривой GZ

Скорее всего, 99 из 100, угол Θ3 = 50º будет наименьшим,

То, что будет над линией Lw2 и секущим перпендикуляром границы, и линией до ДСО будет площадь b

  1. Расчет площади b и a одним из способов:

8.1 Визуальное сравнение площадей

8.2 Расчет с помощью формул Симпсона (смотри соответствующий конспект). Опишу возможные варианты

– По аналогии с расчетами по ДДО, вычитая площади

– Вычитая Lw2 из каждого плеча, чтобы получить новые значения плеч

8.3 Расчет с помощью ДДО (рассмотрен ниже). С площадью b всё понятно, при расчете площади а возможно рассчитать двумя способами.

У Худова в видео указан один прямоугольник, говорит он то что написано в конспекте, как то не совпало. По его примеру не рассчитывается нормально, скорей всего ошибка. В принципе можно рассчитывать и от угла  Θ1 но для этого нужно снимать с ДДО площадь для Θ1, а в случае рассчета по Θ2 площадь берется из расчета площади b.

Так что внизу будет второй вариант Худова для сравнения.

8.3.1 Расчет площади “b”

Площадь «б» считается по формуле 11.7:

b = S0-50 –– SSQ = LD50 – LDΘ2 – LW250/57,3 – Θ2/57,3)

где:

S0-50 = LD50 – плечо динамики на 50º и общая площадь ДСО до 50º. Берется из таблицы ДДО для угла 50 град. или снимается измерителем с диаграммы. В этом примере LD50 = 0,32 м.рад

Из нее вычитают две малые площади:

S0-Θ2 = L2 – плечо динамики на динамическом угле крена (здесь приблизительно 10º), она же малая треугольная площадь ДСО до этого угла. Плечо снимается измерителем с диаграммы ДДО. В этом примере L2 = 0,01 м.рад

SSQ (прямоугольная площадь) =LW2*(Θ50Θ2), где LW2 = 0,09 м.рад – плечо шквала, рассчитано нами ранее. Перед вычитанием в скобках, угловые величины Θ50 и Θ2 переводятся в линейные, делением на каждого на 57,3

Рассчитываем площадь «b» (Рис.4):

b = LD50 – L2 – LW250 – Θ2) = 0,32 – 0,01 – 0,09(50/57,3 – 8/57,3) =

= 0,32 – 0,01 – 0,07 = 0,24 м.рад

8.3.2 Расчет площади “a”

Принцип расчета площади «а» тот же, что и площади «б».

Площадь «а» считается по формуле 11.8:

a = S0-Θ1 + SSQ – SΘ2 = LDΘ1 + LW21/57,3) – LDΘ2 

где:

S0-Θ1 = L1 – динамическое плечо на окончании крена влево Θ1, соответствующее треугольной площади ДСО в третьей четверти. Снимается измерителем с диаграммы ДДО, продолженной в четвертую четверть. В этом примере L1 приблизительно равна 0,02м.рад

SSQ (недостающий прямоугольник) = LW2(Θ2) = 0,09 (21/57,3) = 0,033 м.рад

SΘ2= L2  –  вычитается избыточная площадь малого треугольника, уже рассчитанная в площади «б». Она равна L2 = 0,01 м.рад

Рассчитываем площадь «а» (Рис.5):

a = LDΘ1 + LW22/57,3) – LDΘ2 = 0,02 + 0,03 – 0,01 = 0,04 м.рад

VAR 2 – Вариант Худова

Он говорит что прямоугольник от Lw1  угла крена до угла амплитуды в 18 градусов, в видео показан прямоугольник со стороной от угла O2 в первой четверти который равен 10 градусам.

И говорит, что из этого прямоугольника нужно вычесть площадь от 0 до 10, хотя по логике нужно вычесть площадь от 0 до 6 градусов (который равен Lw1).

Короче у него вместо Θ2  угол Θ1

Опрокидывающий момент суднаПравила Регистра ввели следующие критерии остойчивости для всех транспортных судов длиной 20 м и более:

1) критерий погоды К должен быть более или равен единице, т. е. отношение опрокидывающего момента Мопр к моменту кренящему Мкр больше или равно 1;

2) максимальное плечо диаграммы статической остойчивости должно быть не менее 0,25 м для судов длиной L < 80 м и не менее 0,20 м для судов длиной L > 105 м при угле крена θ > 30°. Для промежуточных длин судна величина lmax определяется линейной интерполяцией;

3) угол крена, при котором плечо остойчивости достигает максимума, должен быть не менее 30°;

4) угол заката диаграммы статической остойчивости должен быть не менее 60°;

5) начальная метацентрическая высота h при всех вариантах нагрузки, за исключением судна порожнем, должна быть положительной. Случай отрицательной h для варианта нагрузки «судно порожнем» является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром;

6) критерий ускорения К* должен быть не менее единицы. Критерий ускорения рассчитывается при вариантах сложной загрузки судна, либо при частичной или полной загрузке трюмов грузами с малым удельным погрузочным объемом (свинец и т. п.).

Порядок расчета критериев остойчивости приведен в «Правила классификации и постройки морских судов». Том.1, часть IV «Остойчивость».

Остойчивость с учетом обледенения

Остойчивость с учетом обледенения

Для судов, плавающих в зимнее время в зимних сезонных зонах, помимо основных вариантов нагрузки, должна быть проверена остойчивость с учетом обледенения. При расчете обледенения следует учитывать изменения водоизмещения, возвышения центра тяжести и площади парусности от обледенения.
Расчет в отношении остойчивости при обледенении должен проводиться для наихудшего, в отношении остойчивости расчетного варианта нагрузки. Масса льда при проверке остойчивости для случая обледенения засчитывается в перегрузку и не включается в состав дедвейта судна.

Массу льда на квадратный метр площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать, согласно требований Регистра, равной 30 кг. В общую горизонтальную проекцию палуб должна входить сумма горизонтальных проекций всех открытых палуб и переходов независимо от наличия над ними навесов.
Момент по высоте от этой нагрузки определяется по возвышению центра тяжести соответствующих участков палубы и переходов.

Массу льда на квадратный метр парусности следует принимать равной 15 кг.

Добавить комментарий