Как найти кто изображен на иконе

Приблизительное время чтения: 1 мин.


print

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»:

Анатолий Влезько

Чтобы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.

В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.

Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».

Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. http://www.ruicon.ru

Господь Вседержитель; Россия. Владимирская обл.; XIX в. ruicon.ru

Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых. Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее. Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский. У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.

Иногда надпись на иконе прочитать сложно. Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа.

Преподобные изображаются в монашеских одеждах, мученики могут держать в руках орудия мучений, целители — шкатулку с лекарствами, цари изображены в коронах или венцах, святые воины — в доспехах, а юродивые — нагими.

Как определить, кто изображен на иконе

Бывает так: заинтересует в храме икона, надпись на которой совсем стерта, написана сокращенно или особой вязью, и ее сложно прочитать. Или в наследство от родственников останется образ нескольких святых, особо почитаемых далекими предками. Кому принадлежат эти лики? Как их персонифицировать среди огромного множества прославленных Церковью людей?

В изображении ликов святых портретное сходство почти отсутствует. Иконописец ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Даже написание новомучеников, чьи фотопортреты сохранились, весьма условно. Непременный атрибут иконографии всех без исключения святых — нимб как символ особого избранничества Божиего. Однако можно «прочитать» в иконе и конкретную личность, и то, за какой подвиг перед Богом и в какое время совершенный она прославлена Церковью. В этом нам помогут общие черты, характерные для изображения разных чинов святости: детали одежды, «говорящие» географические объекты, предметы, указывающие на способ подвижничества.

Об иконографии наиболее распространенных групп святых рассказывает ведущий и автор программы «Русские иконы» на радио «Образ», преподаватель Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия Алексей Дьяконов.

Пророки

Как правило, это ветхозаветные личности либо относящиеся к евангельскому периоду. Получившие от Бога дар прозрения будущего, они возвещали миру пути Промысла Божиего, предупреждали о грядущих событиях, в особенности о пришествии обетованного Спасителя, оглашали волю Божию относительно согрешивших людей и городов.

— Традиционно ветхозаветный пророк изображается держащим в руках свиток с текстом его пророчества о пришествии в мир Спасителя. Его одежда — хитон (нижняя одежда в виде рубахи до пят) и гиматий (верхняя одежда в виде плаща). На плечах некоторых, например, пророка Илии, — милоть (накидка из овчины или шерсти). На голове — пророческая шапочка, как у пророка Даниила, или корона, как у царей Давида и Соломона, реже мы видим на иконах пророков с непокрытой головой. К слову, в православном иконостасе весь четвертый снизу ряд посвящен этому чину святости и так и называется — пророческий.

Апостолы

К этому чину святости относят учеников Христа, которые сопровождали Его во время общественного служения, а впоследствии были посланы во все концы земли для распространения по проповеди Евангелия. Среди них выделяются два первоверховных апостола — Петр и Павел, больше других потрудившиеся в проповеди учения Христа, и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелия.

— Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в виде кодекса, их одежда, как у пророков, — хитон и гиматий. Апостола Петра чаще всего видим на иконах со связкой ключей, которая означает совокупность церковных таинств — символических ключей от Царствия Небесного. В Евангелии читаем: «Ты, Петр, и на сим камне я создам Церквовь мою и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи от Царствия Небесного, и что свяжешь, то будет связано на Небесах, а что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:13–19). Реже святого Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала. В традиционной ранней иконографии апостол Павел, автор 14 новозаветных посланий, представлен держащим закрытую книгу в богато украшенном окладе. В академической традиции святого пишут с мечом, которым его казнили, но эта деталь, переосмысленная художниками, символизирует меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17). Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются сидящими в помещениях над раскрытыми книгами — во время работы над Евангелиями. А святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно преданию, диктовал богодухновенные тексты ученику Прохору. Иконы апостолов входят с деисусный чин иконостаса, расположенный во втором нижнем его ряду.

Равноапостольные

— В иконографии святых, которые, подобно апостолам, потрудились в обращении ко Христу разных стран и народов, почти та же символика. Различия — в деталях одежды: она характерна для того народа и времени, когда они жили и обращали целые государства в христианство. Вот почему не спутаешь святых равноапостольных царя Константина и древнерусского князя Владимира, святую Нину — с царицей Еленой и княгиней Ольгой. Объединяет же образы равноапостольных крест — символ крещения и спасения от вечной смерти. Он отличается от креста мучеников своими размерами.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Преподобные

Буквально «уподобившиеся Господу» — это святые монахи, основу подвига которых составляют отказ от мирских привязанностей, пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество — средство не только личного спасения. Преподобный Серафим говорил: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» — указывая на то, что многотрудный иноческий подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет за собой своих духовных чад.

— На иконе правая рука преподобного изображена, как правило, в именном благословляющем перстосложении, в левой может быть развернутый или чаще всего скрученный свиток. Отличительная деталь иконографии святых этого чина — четки, символ молитвенного труда. Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался тот или иной подвижник. Стоящими на столбах изображаются святые столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы.

Святители

Стяжавшие венец святости архипастыри, прославившиеся неустанным попечением о пастве, сохранением православия от ересей и раскола, равно просиявшие и чистотой собственной жизни, составляют святительский чин. Таковы Николай Чудотворец, три великих святителя Василий Кесарийский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Гермоген и Тихон и многие другие.

— На иконе святитель изображен в богослужебном епископском облачении. Он одет в сакос (верхняя одежда, знаменующая багряницу или кровь Спасителя), на плечах — омофор (длинный лентообразный плат, украшенный крестами, символизирующий заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на плечах домой). Святители на иконах чаще без головного убора, реже — в митре, украшенной небольшими иконами и драгоценными камнями, она символизирует терновый венец Спасителя. Как правило, в левой руке святителя — книга, правая — в благословляющем жесте, как при богослужении. Иногда святые этого чина держат в руках крест, потир или жезл.

Мученики

Святых в этом сонме большинство: и те, кто жил в первые века христианства, и те, кто претерпел гонения богоборческой власти в ХХ веке, — все они пострадали за правую веру, за отказ служить идолам. Среди них: великомученики (испытали особо жестокие страдания, примером своего подвига привели к вере других людей), священномученики (погибли от гонений в священном сане), преподобномученики (пострадали в монашестве), исповедники (открыто исповедовали свою веру, претерпели гонения, но избежали мученической смерти). Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, которые добровольно, ради идеи христианской любви, приняли смерть от рук убийц и злодеев.

— Первообраз мученичест­ва — Сам Христос. Крест в руках му­чеников является символом и апостольского благовествования, и жертвенности. С радостью отдавая земное бытие за бытие небесное, мученики становятся соработниками Самому Христу. В иконографии этого чина святых чаще всего используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, в частности, красные одежды как символ крови, пролитой за Христа.

Юродивые Христа ради

Блаженные, как их тоже называют, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, в том числе власть имущих, и утешали страждущих. Их внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, позволяло, невзирая на лица, обличать грешников и призывать к Спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние.

— Блаженные на иконах изображаются в том виде, в котором они совершали свой подвиг: или обнаженными, или с легкой повязкой на чреслах, или в ветхих одеждах, или с веригами — в зависимости от времени и места их проживания.

Праведные

Будучи семейными и живя в миру, эти люди удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. Первыми праведниками в человеческой истории были праотцы, предки Иисуса Христа, сочетавшие в духовном смысле праведную жизнь с мессианскими ожиданиями грядущего освобождения от вечной смерти. Таковы ветхозаветные патриархи Адам и Ной, родители Пресвятой Богородицы праведные Иоаким и Анна, обручник Пречистой Девы праведный Иосиф.

— На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими текст из Священного Писания. Праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках. К лику святых праведных относится и канонизированный в России, по меркам церковной истории сравнительно недавно — в 1990 году, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Протоиерей Иоанн Сергиев был представителем белого духовенства, и иконография этого святого выбивается из общего ряда изображений праведных. Речь не только о разнообразии композиции и деталей, но и в реалистичности изображения человеческих черт, что не характерно для иконописи. Интерес к личности Всероссийского батюшки был так велик, что его изображения уже при жизни тиражировались в технике литографии и гравюры, создавались жанровые рисунки. Сохранилось много прижизненных фотографий святого, натурных живописных портретов. Поэтому уже на первой иконе святого Иоанна, написанной к прославлению, верующие лицезрели узнаваемые черты.

Благоверные князья Василий и Константин

Благоверные

Так называют святых царей и князей, которые употребляли полученные величие и богатство для дел милосердия, просвещения и сохранения народных святынь.

— Для ранней иконографии святых благоверных характерно изображение их в монашеском одеянии. Таким, к примеру, представлен на большинстве древних образов святой князь Александр Невский. Только в 1724 году вышло постановление Синода, предписывающее изображать его в великокняжеских одеждах. В монашеском облике принято изображать и некоторых других святых князей: Петра и Февронию Муромских, Феодора Ростиславича Смоленского и Ярославского. В схиме чаще всего изображали и князя Даниила Московского, что сохранилось и в современном его иконописании. Но ведь не все князья умирали в мирной обстановке, приняв предсмертное пострижение. Так, например, князь Георгий Всеволодович, основатель Нижнего Новгорода, был убит в сражении с татарами на реке Сити в 1239 году, и, естественно, на доске раки мощей он был около 1645 года представлен в воинских доспехах римского образца и княжеской шубе с короной на голове.

О чем рассказал «Ангел пустыни»

Иконография одного из самых любимых в Русской Церкви святых — новозаветного пророка Иоанна Крестителя настолько разнообразна, что ее даже трудно поставить в один ряд с «пророческой». Но для нее все же характерно изображение Предтечи Господня в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии. Необычна по композиции икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель — с крыльями за спиной и держит в руках собственную отсеченную голову. Это наглядный пример распространенного приема иконописи, когда претерпевшие мученическую смерть изображаются с орудиями их страданий, а события, отстоящие друг от друга по времени (земная жизнь и смерть), показаны одновременно. Креститель вел суровую монашескую жизнь в пустынном месте, отсюда изображенные на иконе пустыня и гора. Крылья за спиной пророка — символ его равноангельского жития. Глава, которую Иоанн держит в руках, — жертва за Христа, но не только. Иногда она изображается в Евхаристической чаше, а иногда и вовсе в виде Агнца, то есть образа Самого Христа. Предтеча предшествует Господу во всем, в том числе в образе жертвы.

Текст: Екатерина Ротанова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

И все это время отмечено персоналиями, значимыми фигурами, именами. Подчас ключевыми для всей дальнейшей библейской, а то и мировой, истории. Стоит ли удивляться числу почитаемых в христианстве святых? И, соответственно, обширнейшей христианской иконографии? Если же не ограничиваться православной иконографией, то католическая иконография не менее обширна и интересна.

Правда, всегда ли мы понимаем, кто изображен на иконе, картине или скульптуре? Конечно, наиболее популярные православные святые и/или сюжеты знакомы. Даже люди, от церкви далекие, узнают Николая Мирликийского, Георгия Победоносца, Матрону Московскую, Богородицу с Младенцем.

Дева Мария с младенцем Иисусом

Дева Мария с младенцем Иисусом
Фото: Depositphotos

Кстати… Уже здесь, при невнимательности, возможна путаница. Если бегло скользнув по иконе взглядом, мы видим женщину с нимбом и младенцем на руках, мы однозначно «поймем», что перед нами изображение Богородицы. А ведь в христианской иконографии есть еще, по меньшей мере, два схожих сюжета.

Так, изображение Марии с Младенцем может быть очень схоже с… изображением Святой Анны (матери Марии), держащей на руках саму маленькую Марию. Естественно, одетую по-женски — так взгляд-то беглый (да-да, икону рассматривают иначе, но давайте будем реалистами…), а Младенец-Христос может быть одет в длинную одежду (как, например, на Владимирской иконе Богоматери). Зримое, даже на первый взгляд, отличие — Богородица, даже в детстве, изображается с головой, покрытой платком-омофором, одеянием взрослой, замужней женщины.

Иконописец Ангелос Акотанос. «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век

Иконописец Ангелос Акотанос, «Святая Анна с младенцем Марией», Греция, XV век
Фото: ru.wikipedia.org

Встречается и еще один сюжет, изображающий женщину с ребенком: св. Елизавета и Иоанн Креститель. Отличить его от ребенка-Иисуса можно по атрибуту: в руках Иоанна видим крест, отрубленную голову, иногда — чашу с лежащим в ней Христом, чаще ребенком; свиток с пророчествами о пришествии Христа.

В западной живописи Иоанн может изображаться с агнцем… Но с агнцем или вообще в образе пастуха мог изображаться и сам Христос. Еще один характерный признак — Иоанн часто изображается на фоне пустыни.

Святая Елизавета и Иоанн Креститель

Святая Елизавета и Иоанн Креститель
Фото: Общественное достояние

Атрибуты есть у многих святых. А некоторых и различишь-то разве что по характерным для них символам. Попробуем?

Например, всем известно, что четверо евангелистов изображаются с книгами или свитками. Но кто из четверых — кто? Каждый из них традиционно ассоциируется с одним из мистических существ из видений Иезекииля и апостола Иоанна.

Которые и «сопровождают» святых на изображениях:

Апостол Матфей (Леви́й), евангелист

Апостол Матфей (Леви́й), евангелист
Фото: Общественное достояние
  • с Матфеем изображается ангел или человек (символ земного воплощения Бога);
  • с Иоанном — орел (символ нисхождения Святого Духа и/или Вознесения);
  • с Лукой — бык (жертвенность);
  • с Марком — лев (могущество, сила и слава Божьи).

Но не все так однозначно.

Книга и свиток — популярные символы, фигурирующие во многих сюжетах и восточной, и западной иконографии. И лев — атрибут не только апостола Марка, но и святого Иеронима. Которого часто так и изображают: с книгой (как знаменитого переводчика, создателя Вульгаты!) и львом.

Апостол Марк

Апостол Марк
Фото: ru.wikipedia.org

Правда, у Марка лев — крылатый. Должен быть крылатым. Но практика здесь не всегда следует теории…

Отшельника-Иеронима часто изображают в пустыне, и это могло бы стать отличительным признаком. Вот например… впрочем, это снова Марк, проповедовавший в Африке…

Как же их различить? Например, по одежде. Иеронима, жившего позже, носившего сан и работавшего при папском дворе, часто изображают в священническом или кардинальском облачении.

То есть атрибутами святых выступают предметы, связанные с их жизнью или деятельностью. Как, например, сосуд с миром в руках Марии Магдалины, крест и храм — у князя Владимира и княгини Ольги.

Мария Магдалина

Мария Магдалина
Фото: ru.wikipedia.org

Или лев того же св. Иеронима. В отличие от символического — и потому обычно крылатого — льва евангелиста Марка.

А еще львы (и пустыня!) могут встречаться в иконографии Павла Пустынника — по преданию, именно они вырыли для святого могилу. Есть у него еще один «зверь» — ворон, приносивший святому отшельнику пищу.

Символическими оказываются и атрибуты апостола Иакова: морская раковина-гребенка и посох, символизирующие паломничество к мощам апостола (и возможно, его собственный путь) через всю Европу, к северному побережью Испании. Откуда паломники и привозили те самые раковины-«сувениры» в знак того, что они дошли до конечного пункта маршрута.

Апостол Иаков

Апостол Иаков
Фото: ru.wikipedia.org

И конечно, ветхозаветные пророки, неизменно присутствующие в православном иконостасе, традиционно изображаются со свитками соответствующих пророчеств.

Самыми, пожалуй, странными выглядят атрибуты типа лежащих на блюде женских грудей (св. Агата/Агафья), зубов (св. Аполлония), глаз (св. Луция), или… содранной кожи «св. Варфоломей».

На самом деле, удивляться нечему. Так изображались символы мученичества: отрезанные груди, вырванные глаза, выбитые зубы, снятая кожа — символы, сродни отсеченной голове Иоанна Крестителя.

Изображаются и орудия пыток и казней, типа меча у той же св. Луции, камней св. Стефана или стрелы у св. Севастьяна.

Святая Агата

Святая Агата
Фото: Общественное достояние

И конечно, косой и перевернутый кресты апостолов Андрея и Петра и меч апостола Павла. Мечом Павел не воевал, а был им казнен.

Больше всего атрибутов, наверное, у Николая Мирликийского. Часть из них связаны с событиями жизни архиепископа Николая — не важно, реальными или легендарными. Здесь Евангелие и омофор (по преданию, коллеги-архиереи видели во сне, как Господь сам вручает Николаю Евангелие, а Богородица — надевает епископский омофор); корабль (спасенный по молитве Николая); три мешочка с золотом, тайком подброшенные трем бедным сестрам; три спасенных ребенка в бочке.

А вот меч и храм в руках (икона Николая Можайского) появились именно в русской иконографии благодаря заступничеству и защите Можайска от врагов по молитве горожан.

Николай Мирликийский

Николай Мирликийский
Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, меч и вообще оружие, разумеется, выступает и чисто воинским атрибутом святых, при жизни связанных с военным делом. Таковы Георгий Победоносец или Иоанн Воин. В русской иконографии в воинском облачении традиционно изображается Александр Невский. Иногда — Дмитрий Донской. И даже Андрей Боголюбский (роспись Успенского собора в Кинешме, Ивановской области). Хотя и Андрея, и Дмитрия куда чаще изображают в княжеской одежде, а Александра — в монашеской. Тем не менее различить святых воителей на иконах зачастую можно лишь по надписям.

Впрочем, Александра иногда изображают на фоне битвы или пейзажа (кажется, это свойственно современным иконам!), Дмитрия — на фоне белокаменного города. Но здесь возможны варианты: например, Александр Невский с церквями на заднем плане.

Георгий Победоносец

Георгий Победоносец
Фото: ru.wikipedia.org

Ну, а образ Андрея Боголюбского в принципе редко встречается…

Но есть и куда более «читаемые» сюжеты и атрибуты. Вернемся к тому, с чего начали.

Что мы увидим в изображении мужчины с отрубленной головой? Или женщины, несущей все ту же мужскую голову? Вероятно, популярный сюжет усекновения главы Иоанна Предтечи.

И скорее всего, это так, особенно если речь о православной иконе и России. Но и здесь возможны варианты. Если же взять западную иконографию, то вариантов этих наберется немало.

Вот, например, Святой Дионисий.

Святой Дионисий

Святой Дионисий
Фото: Общественное достояние

А здесь — сразу трое, святые Феликс, Регула и Экзюперантий. Как нетрудно догадаться, всем, как и Иоанну Крестителю, отрубили головы.

Впрочем, есть в католической иконографии сюжеты, где отрубленную мужскую голову несет женщина. Или две женщины. Вполне опознаваемые как Иродиада и Саломея с головой все того же Иоанна Крестителя. Или Юдифь и служанка с головой Олоферна.

Как различать столь похожие сюжеты? По разному эмоциональному наполнению. Иродиада и Саломея — персонажи отрицательные, Юдифь — положительный. И именно ее изображают с головой в одной руке и мечом или ножом в другой. Или и вовсе — непосредственно в момент убийства.

«Юдифь» с головой Олоферна

«Юдифь» с головой Олоферна
Фото: ru.wikipedia.org

Все это мы увидим скорее в западной иконографии.

И разумеется, мы кратко коснулись лишь некоторых атрибутов наиболее популярных образов святых. Коих в христианстве бесчисленное множество, как и сюжетов. Так что продолжение следует…

Чтобы узнать, кто изображен на иконе, нужно посмотреть на надпись рядом с нимбом вокруг головы Христа, Богородицы или святых. Именно надписи рассказывают о том, кто или даже что изображено на святом образе.

В древности они были очень краткими. На греческих иконах Христа могло быть написано слово παντοκράτωρ (Вседержитель). На русских IC ХС, Спаситель, Вседержитель.

Греческие иконы Богородицы подписаны ΜΠ ΘY (Сокращение от двух греческих слов Матерь Божия). На русских иконах еще можно прочитать место прославления образа, например, «Казанская (Иверская, Владимирская, Донская и т. д.) Б(ожия) М (Матерь)» или «Пресвятая Богородица».

Гораздо разнообразнее надписи на иконах святых

Помимо имени подвижника в подписи можно прочитать чин святого — мученик, преподобный, святитель, благоверный князь, страстотерпец, праведник, юродивый (блаженный) и так далее.

Еще на русских иконах иногда можно прочитать о месте подвигов святого — Радонежский, Печерский, Афонский.

У некоторых святых может быть подписано главное качество. Например, Роман Сладкопевец — автор многочисленных песнопений, которые до сих пор звучат в православных храмах.

Иногда надпись на иконе прочитать сложно

Она может быть сокращена, стерта или написана особой вязью, как в ярославских храмах. Тогда стоит обратить внимание на одежду святого, предметы в его руках и другие детали святого образа:

преподобные изображаются в монашеских одеждах,

мученики могут держать в руках орудия мучений,

целители — шкатулку с лекарствами,

цари изображены в коронах или венцах,

святые воины — в доспехах,

юродивые — нагими.

  • #1

Здравствуйте.Нашёл икону на чердаке в плачевном состоянии.Лицевая сторона была заколочена фанерой.Хотелось бы узнать что это за икона и кто на ней изображён.Поиски в интернете ничего не дали.

dsc002451.jpg

dsc002471.jpg

  • #2

Лики похожи на Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Узнаю св. Николу Чудотворца и царя Давида.

Евгений Ананьев


  • #3

Надпись есть апостол Павел и Свт. Николай

  • #4

В первом ряду справа в царских одеяниях.Как она может быть св. Софией?

  • #5

В первом ряду справа в царских одеяниях.Как она может быть св. Софией?

Не знаю, кто, но там явно читается: мученица. Ищите мученицу царского достоинства.
Возможно, это семейная икона. Тогда определить, кто изображен на ней, можно по семейным именам.

  • #6

Ну,тогда тупик.У меня всё теряется на пробабушке. А ей,как помнит моя мама,подарила ещё её мама.А там…Не такой уж Род,чтоб следить) А ВМЦ ,это да,но я только с подсказки разглядел.Я сейчас над спектрами работаю,есть надежда разглядеть надпись над левым ликом сверху. Там всё ясно будет.Если будет.Если икона семейная,не хотелось бы чужие имена писать.

  • #7

…Не такой уж Род, чтоб следить…

Вполне могли сохраниться книги записи церковных таинств: крещения и венчаний. Поищите в архивах. Запросы в архивы может делать каждый гражданин России.

Евгений Ананьев


  • #8

9E86E74A-BB22-442F-BD85-9807C9CB34E8.jpeg

Могу ошибиться, но текст на свитке похож на начало одной из пророческих Книг..

“В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку:” (Зах.1:1)

  • #9

Действительно,похоже.А это кто написал?

  • #10

Вполне могли сохраниться книги записи церковных таинств: крещения и венчаний. Поищите в архивах. Запросы в архивы может делать каждый гражданин России.

А что за архивы? И что конкретно мне нужно искать?

  • #11

А что за архивы? И что конкретно мне нужно искать?

Александр, я сама не пользовалась архивами, но ими пользовались мои родные и друзья. Я распрошу их подробнее. Общий принцип такой: архив области, в которой жила Ваша прабабка. Запрос о записях гражданского состояния (церковные книги села, к которому была приписана деревня, в которой эта прабабка жила). Первое – поиск записей об этой прабабке. Если найдутся такие записи, то узнаете имена ее родителей и ее мужа. Потом можно искать такие же сведения о ее родителях.
Поищите в Интернете, как делать такие запросы, сейчас многие “раскапывают” свои родословные.
Сразу скажу, что не обязательно найдете. Не все архивы сохранились. Но попытаться стоит.

Евгений Ананьев


  • #12

Действительно,похоже.А это кто написал?

Зах.1:1

  • #13

Подскажите что-нибудь по этим иконам, пожалуйста, какому веку принадлежат? Остались от прежних хозяев квартиры.

  • 7008261E-2389-4D04-9EE1-BFF316A0E378.jpeg

    7008261E-2389-4D04-9EE1-BFF316A0E378.jpeg

    3,1 MB

    · Просмотры: 407

  • 75C7E393-014B-4AA8-8602-062E7C88E424.jpeg

    75C7E393-014B-4AA8-8602-062E7C88E424.jpeg

    1,9 MB

    · Просмотры: 428

  • #15

Подскажите что-нибудь по этим иконам, пожалуйста, какому веку принадлежат? Остались от прежних хозяев квартиры.

Здравствуйте!

Первая икона — образ Божией Матери “Целительница”.
Вторая икона — “Господь Вседержитель”.

Остались от прежних хозяев квартиры.

Поскольку от прежних хозяев остались (и не забрали ни прежние хозяева, ни их родственники не пожелали забрать), то и оставьте себе и возносите ваши молитвы ко Господу и Божией Матери пред сими иконами.

  • #16

А что за архивы? И что конкретно мне нужно искать?

Вот, хороший сайт про поиск родственников – http://vgd.ru, на форуме много информации, в т. ч. и про поиск по архивам.

  • #18

A6586AB2-6C1E-42B3-8FE6-E76E6E512715.jpeg

B6AA22E5-251F-42A8-85DA-F30550FEE110.jpeg

4DFC5444-AC0A-4AB7-9420-9BFA89964CE5.jpeg

Нашла ещё одну икону в шкафу от прежних хозяев, подскажите по ней что-нибудь ?

  • #19

Здравствуйте , нашёл в доме очень старую икону , может кто нибудь подскажет что за икона и кто изображён ?

  • 3F8D2511-B43D-41EC-8FC6-90BA73AA7B9D.jpeg

    3F8D2511-B43D-41EC-8FC6-90BA73AA7B9D.jpeg

    2,3 MB

    · Просмотры: 95

  • A7D45434-30AA-4080-B302-4E4A4749BCAF.jpeg

    A7D45434-30AA-4080-B302-4E4A4749BCAF.jpeg

    2,3 MB

    · Просмотры: 99

  • #20

Изображение лика Христа.
Икона “Спас Нерукотворный”. (Оклад и венец)
Возможные названия: Образ Господень на Убрусе. Святой Убрус. Нерукотворный Образ Господа Нашго Иисуса Христа). От названия суть иконографии не меняется.

Добавить комментарий