Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – Официальный сайт ЕИС) предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации. Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также соответствующими подзаконными актами.
-
A
Продукция сельского, лесного и рыбного хозяйства
-
B
Продукция горнодобывающих производств
-
C
Продукция обрабатывающих производств
-
D
Электроэнергия, газ, пар и кондиционирование воздуха
-
E
Водоснабжение; водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов
-
F
Сооружения и строительные работы
-
G
Услуги по оптовой и розничной торговле; услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов
-
H
Услуги транспорта и складского хозяйства
-
I
Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания
-
J
Услуги в области информации и связи
-
K
Услуги финансовые и страховые
-
L
Услуги, связанные с недвижимым имуществом
-
M
Услуги, связанные с научной, инженерно-технической и профессиональной деятельностью
-
N
Услуги административные и вспомогательные
-
O
Услуги в сфере государственного управления и обеспечения военной безопасности; услуги по обязательному социальному обеспечению
-
P
Услуги в области образования
-
Q
Услуги в области здравоохранения и социальные услуги
-
R
Услуги в области искусства, развлечений, отдыха и спорта
-
S
Услуги общественных организаций; прочие услуги для населения
-
T
Товары и услуги различные, производимые домашними хозяйствами для собственного потребления, включая услуги работодателя для домашнего персонала
-
U
Услуги, предоставляемые экстерриториальными организациями и органами
Каталог КТРУ на 2023 год размещен в Единой информационной системе. В нем приводятся наименования и стандартные характеристики товаров, работ и услуг. Информация из КТРУ обязательна к применению, а за нарушение правил описания объекта грозит штраф в размере до 50 000 рублей.
Как найти каталог товаров, работ, услуг в ЕИС
Если хотите найти КТРУ 2023 года с расшифровкой с поиском по наименованию, то зайдите на главную страницу Единой информационной системы и найдите вкладку «Каталог». В п. 2 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017, указана расшифровка, что такое КТРУ в госзакупках, — систематизированный перечень товаров, работ, услуг, которые приобретаются для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Этот каталог формируется на основе общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включает закрытый перечень информации для описания объекта закупки. Или перейдите по прямой ссылке. Она ведет напрямую в ЕИС. Там оцените весь функционал реестра товаров, работ, услуг.
Что содержит каталог
Каждый товар, работа или услуга в каталоге имеет конкретную запись, некоторые из них объединяют по общим признакам и составляют ассортиментный набор. Отдельная строка справочника КТРУ в 2023 году состоит из следующих частей:
- Код каталога.
- Наименование ТРУ (не торговое) объекта закупки, товара, работы или услуги, указанное без отсылки к производителю и месту изготовления.
- Единица измерения. Минфин в Письме № 24-01-08/7999 от 07.02.2020 указал, что, если в каталоге нет такой информации, используйте единицы измерения, которые указаны в документах национальной системы стандартизации.
- Описание характеристик ТРУ в соответствии со ст. 33 44-ФЗ. Когда описываете объект закупки, вправе указать товарный знак, сопроводив эту информацию словами «или эквивалент» в рамках п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Минфин в Письме № 24-06-08/82228 от 18.09.2020 подтвердил, что использование каталога не исключает возможности указывать товарный знак.
- Идентификаторы общероссийских и международных классификаций и данные о типовых контрактах и их условиях.
- Дата внесения записи в перечень и момент ее вступления в силу и окончания действия.
В п. 5 Письма Минфина № 24-06-05/74463 от 25.08.2020 указано, что если нет позиции в КТРУ или запись каталога не содержит описания товара, работы, услуги, то необходимо самостоятельно установить характеристики объекта закупки. Описание составляют с учетом требований ст. 33 44-ФЗ. С 01.10.2023 при проведении электронных и закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки по п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ указываются с использованием ЕИС при формировании извещений и приглашений (ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 75 44-ФЗ).
Когда информация для описания объекта заказа согласована между Минэкономразвития, Минфином и ФАС, то конкретная запись в перечне ТРУ включает требования ст. 33 ФЗ-44 в части:
- потребительских, технико-эксплуатационных, качественных свойств товаров, работ, услуг;
- данных о государственных (национальных) стандартах и технических регламентах;
- изображения — планы, чертежи, фотографии (по мере необходимости);
- дополнительных сведений о конкретных ТРУ.
Как применять на стадии планирования
Если план-график утвердили до даты, когда обязательно применяются параметры из каталога, то в процессе закупки не учитывайте информацию из каталога. Но если для закупки придется изменить план-график, то характеристики из каталога обязательно принимайте в работу по п. 7, 9 правил, утв. постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017.
Из каталога берите наименование объекта закупки и код каталога при формировании плана закупок. Первые цифры кода позиции каталога в плане закупок совпадают с первыми цифрами кода ОКПД2 и включаются в состав идентификационного кода закупки (ИКЗ). Когда составляете план-график, используйте единицы измерения и описание объекта закупки из КТРУ.
По ходу проведения закупки используйте эту же информацию в извещении, закупочной документации и данных о госконтракте.
Как работать с КТРУ в 2023 году
Каталог активно пополняется, в нем представлены сведения о более чем 70 000 записей. Если товар, который закупаете, уже есть в реестре, то на всех этапах закупочного процесса указывайте наименование, характеристики и другую информацию.
При необходимости дополняйте перечень параметров из каталога, но не забудьте, что такие действия требуют обоснования, и обратите внимание на позиции, характеристики которых менять или дополнять запрещено. Подробнее: обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.
У всех записей в каталоге есть дата, с которой всем заказчикам обязательно придется применять сведения. Это правило закреплено в п. 10 постановления Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 о правилах формирования КТРУ.
В п. 3 постановления Правительства РФ № 145 указано, что если день обязательного применения еще впереди, то используйте сведения из каталога по желанию.
Код позиции КТРУ: что это
Для всех заказчиков код позиции КТРУ — это цифровой код, который состоит из 17 разрядов. Первые 9 разрядов — персонифицированные данные товара (работы, услуги) на основе кода ОКПД2; оставшиеся 8 — последовательный номер позиции, присвоенный в порядке возрастания.
Рассмотрим код 01.11.71.110-00000004.
1.11.71.110 — это ОКПД2 для зерна фасоли.
Как найти позицию
Чтобы найти нужную запись в каталоге, используйте 2 способа поиска по КТРУ: код ОКПД2 или наименование товара, работы, услуги по коду, так называемый контекстный поиск.
Вот инструкция, как найти КТРУ по названию товара в 2023 году:
- Зайдите в каталог.
- Пропишите наименование в адресной строке.
- Выберите нужную позицию.
Чтобы найти позицию по ОКПД2, перейдите в «Классификацию».
В списке выберите классификатор ОКПД2.
Затем выберите нужный ОКПД2 из дерева классификатора.
Как найти позицию в личном кабинете заказчика
Пошаговая инструкция, как определить КТРУ по ОКПД 2 в закрытой части ЕИС:
Шаг 1. Зайдите в личный кабинет.
Шаг 2. Используйте для поиска позиций и шаблонов по кодам и наименованиям товаров, работ, услуг, по кодам ОКПД2, по классификаторам и значениям классификаторов блок быстрого поиска на главной странице раздела КТРУ.
Шаг 3. Если введете три и более символа, то в строке быстрого поиска появится контекстный поиск. В итоге отобразятся 10 записей (сначала шаблоны, затем бесшаблонные позиции). В поле «Рубрикатор» ищите по наименованию рубрики (при вводе 3 и более символов отображаются результаты контекстного поиска). Выбирайте рубрику или подрубрику (при наличии) из справочника, нажав на пиктограмму с изображением книжки.
Шаг 4. Ищите нужный код классификатора КТРУ, используя коды ОКПД2, которые указаны в общих сведениях позиции и справочной информации позиции. В результатах поиска показывается список позиций, которые содержат ОКПД2.
Шаг 5. Укажите полностью или часть кода, или наименования товара, работы, услуги и нажмите на пиктограмму поиска в виде лупы для поиска позиции в КТРУ в строке быстрого поиска.
Или нажмите на клавишу Enter на клавиатуре. Система осуществляет поиск позиций по этому значению.
Если сбрасываете параметры, которые установили, то нажмите на пиктограмму крестика.
Шаг 6. В блоке поиска «Классификация» отображаются общероссийские и международные классификаторы в виде гиперссылок.
Шаг 7. Если нажмете на гиперссылку «Отобразить все классификаторы», то в блоке поиска в виде гиперссылок в алфавитном порядке появятся все классификаторы.
Шаг 8. Если ищете позиции с большей детализацией параметров, то используйте расширенный поиск позиций КТРУ. Для этого на главной странице раздела КТРУ кликните на гиперссылку «Расширенный поиск». Отобразится форма расширенного поиска позиций каталога.
Еще по теме:
- что это такое и где искать ККН;
- что это такое и как пользоваться классификатором предмета госзаказа;
- обосновываем дополнительные характеристики КТРУ.
Видео: как искать товары с помощью КТРУ
КТРУ: применяем без ошибок
22.04.2022
Наступило время обновить полностью наш взгляд на вопросы применения заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, каталога товаров, работ, услуг (далее – КТРУ). Особенно принимая во внимание тот факт, что постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, устанавливающее Правила применения КТРУ, с 31.08.2021 претерпело существенные изменения. В данном материале эксперты Центра закупок и продаж «Закон.гуру» поделятся своими наработками и случаями, связанными с применением КТРУ, с которыми пришлось столкнуться в ходе осуществления деятельности по консультированию заказчиков и поставщиков. Рекомендуем ознакомиться с указанным материалом полностью, даже если вы давно работаете в сфере закупок. Очень вероятно, что из материала вы откроете для себя что-то новое. Если же вы относитесь к категории начинающих специалистов, то данный материал просто обязателен к прочтению и изучению.
Правила применения КТРУ
Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены непониманием заказчиками правил его использования (далее – Правила), которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Для лучшего понимания установленных норм мы цветом выделили те моменты, на которые стоит обратить особое внимание.
Пункт 4 Правил:
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5 и 6 Правил установлено:
Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования
КТРУ и планирование
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
Данное правило справедливо для случаев, когда иное не предусмотрено иными информационными системами, в том числе региональными. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют «свои» КТРУ, которыми заказчики обязаны по факту руководствоваться несмотря на то, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует возможность региональных властей на утверждение и ведение таких КТРУ.
Наименование закупки в извещении
С 1 января 2022 года из Закона № 44-ФЗ исключена ч. 10 ст. 16, предусматривающая полное соответствие информации, указываемой заказчиком в извещении, с информацией, указанной им в плане-графике, в том числе по объекту закупки. На сегодняшний день предмет закупки (извещения) может не соответствовать предмету, указанному в плане графике. Это нормально.
Наименование объекта закупки в извещении также может не соответствовать наименованию из КТРУ. Правила не требуют перечисление в объекте закупки всех наименований, предусмотренных КТРУ. При этом, безусловно, такие наименования должны быть отражены заказчиком в описании объекта. Если закупается перечень продукции в рамках одного лота, то наименование в соответствии с КТРУ по конкретной продукции указывается именно в этом перечне.
Единица измерения количества (объема)
Правила предусматривают (см. выше), что если закупаемая заказчиком продукция попала под действие КТРУ, то не только наименование такой продукции должно быть указано в соответствии с КТРУ, но и единица измерения количества (объема). Данное правило действует даже в том случае, если представленная в КТРУ единица изменения не удобна заказчику. Приведем пример:
Если единица измерения представлена так, как указано на картинке выше, то заказчик вправе определить конкретный вариант единицы измерения из предложенных в КТРУ. Следует отметить, что в указанной единице измерения объем будет определяться не только при размещении заказчиком извещения в ЕИС, но и при регистрации сведений в реестре контрактов.
Документ о приемке уже будет подписан в той единице измерения, которая необходима заказчику и поставщику.
Описание объекта закупки по КТРУ
Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что характеристики, используемые в описании, могут быть обязательными и необязательными. Однако, КТРУ предусматривает характеристики, которые не являются обязательными для применения заказчиком.
Нужно запомнить следующие правила:
1) Заказчик обязан использовать обязательные для применения характеристики при описании объекта закупки. В этом случае наименование такой характеристики, а также значение по ней (прим.: в случае, если КТРУ предусматривает несколько значений по одной характеристике, то заказчик вправе выбрать только ОДНО из предусмотренных значений. Выбор заказчиком двух или более значений в рамках одной характеристики, даже если все из них предусмотрены в КТРУ, не допускается) переносится в описание объекта закупки;
2) Применение необязательных характеристик, указанных в КТРУ, является правом заказчика, а не обязанностью. Если заказчик использует необязательную характеристику, содержащуюся в КТРУ, то обосновывать ее применение не нужно;
3) Если заказчик планирует выбрать несколько предусмотренных значений по одной характеристике из КТРУ или установить требования к продукции, не предусмотренные КТРУ, то в этом случае требуется составлять обоснование необходимости установления таких значений и характеристик (прим.: в тех случаях, когда заказчик вправе указывать дополнительные требования к закупаемой продукции);
4) Заказчик не вправе изменять и корректировать наименование предусмотренных КТРУ характеристик и значения по ним даже при наличии обоснования.
Когда указание дополнительных характеристик запрещено?
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ (прим.: даже при наличии соответствующего обоснования), в следующих случаях:
1) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) – 25(7) перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренного таким постановлением);
2) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств);
3) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Рассмотрим каждый из указанных случаев подробно.
Случай 1. На день опубликования настоящего материала на сайте Центра закупок и продаж «Закон.гуру» перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не содержит пункты 25(1) – 25(7). С 15 декабря 2021 года в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 были внесены изменения, в том числе и в части утвержденного им перечня. Продукция, которая ранее числилась под пунктами 25(1) – 25(7), теперь представлена в перечне под пунктами 22-27, 29.
Формально получается, что заказчик, осуществляя закупки такой продукции, не ограничен запретом, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, и может установить дополнительные требования даже в случае применения им запрета по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Вместе с тем, специалисты Центра не рекомендуют заказчикам пользоваться указанной «лазейкой». Мы понимаем, что рано или поздно данное несоответствие будет устранено.
Случай 2. Если закупаемая заказчиком продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, то указание дополнительных требований строго запрещено. При этом с 01.01.2022 постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не предусматривает случаев, при которых оно может не применяться. Если заказчику крайне необходимо установить дополнительные требования в указанном случае, то выходом из сложившейся ситуации может стать решение о неприменении заказчиком КТРУ. В этом случае не требуется составлять какое-либо обоснование. Сама же закупка проводится по соответствующему коду ОКПД2. Однако, нужно понимать, что органы контроля, вероятнее всего, не согласятся с заказчиком и обяжут его описывать продукцию в строгом соответствии с КТРУ.
Случай 3. На день подготовки настоящей статьи к публикации особенности описания установлены только для закупок лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380). Мы их подробно разобрали в отдельной статье. В частности, при осуществлении закупок лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлено требованием о том, что заказчиком должны указываться эквивалентные лекарственные формы и дозировки. Раньше указание эквивалентных лекарственных форм и дозировок должно было обосновываться со ссылкой на данное постановление, т.к. они не были указаны в соответствующей позиции КТРУ. Теперь этот недочет исправлен.
Где найти КТРУ?
Полная и актуальная версия КТРУ размещена в ЕИС. Для открытия КТРУ необходимо в главном меню ЕИС выбрать раздел «Каталог».
КТРУ состоит из обычных и укрупненных позиций. Последние объединяют в себе позиции, регулирующие один предмет, но устанавливающие разные характеристики по нему. При формировании технического задания используются только обычные позиции.
Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.
Ответ следующий: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.
Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее, скорее всего, нет в КТРУ. Однако, при осуществлении поиска заказчик должен использовать все возможные синонимы (а лучше всего – код ОКПД2, в том числе недействующий), которые могли бы использоваться для определения предмета контракта. Также следует помнить, что КТРУ постоянно обновляется. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при осуществлении соответствующей закупки.
КТРУ и ОКПД2
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям. Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.
Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).
Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».
При этом заказчику нужен монитор не меньше 45 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе может получит монитор диагональю 42 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых “используются” товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары “поставляются” при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Ответ: Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.
Ситуация 3. Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?
Ответ: Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не формирует извещение (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.
Если же закупка у единственного поставщика требует формирование извещения (например, при осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 3 000 000 рублей посредством электронной площадки), то КТРУ должен применяться.
Ситуация 4. Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?
Ответ: Данное описание не должно переносится в техническое задание, т.к. является справочной информацией, которая не содержится непосредственно в разделе “Описание товара, работы, услуги”.
Обоснование заказчика
Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».
Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.
Удачных закупок!
Содержание
- Что такое Каталог и зачем он нужен
- Правовое регулирование
- Где искать КТРУ
- Как пользоваться Каталогом
- КТРУ для заказчиков
В ЕИС существует единый каталог товаров, работ и услуг (КТРУ), которые являются объектами госзакупки. Сегодня расскажем о том, как он формируется, а также научим им пользоваться.
Что такое Каталог и зачем он нужен
КТРУ представляет собой систематизированный перечень всех товаров, работ и услуг, которые могут закупаться в интересах государственных и муниципальных заказчиков. Закон 44-ФЗ ссылается на Каталог в статье 23. В части 3 сказано, что на основе содержащихся в нем наименований объектов формируется идентификационный код закупки (ИКЗ). А в части 6 установлено, что порядок формирования и ведения КТРУ, а также правила его использования, определяются Правительством.
Назначение КТРУ заключается в стандартизации наименований и описаний объектов закупки. Это значит, что в закупках любого заказчика во всех документах, относящихся к закупке определенного товара, он будет поименован и описан одинаково. Благодаря этому исключаются какие-либо разночтения и ситуации, когда из описания объекта не до конца следует, что же именно заказчик желает приобрести.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Важно! Названия позиций каталога формируются на основе ОКПД2.
Правовое регулирование
Все, что касается содержания Каталога, входит в зону ответственности Правительства. Своим постановлением от 08.02.2017 № 145 оно закрепило правила ведения и использования КТРУ. В документе, в частности, определено, что за формирование каталога отвечает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (в настоящее время — Минфин). Кроме того, установлено, какая информация в отношении каждого объекта должна включаться в КТРУ, как формируется каждая его позиция и прочие моменты.
Также в постановлении № 145 подробно расписано, в каких документах и по каким правилам заказчики должны использовать данные Каталога.
Где искать КТРУ
В статье 23 закона 44-ФЗ сказано, что Каталог ведется в ЕИС. То есть найти его можно на сайте госзакупок. Ссылка на него дана непосредственно на главной странице (нужно промотать ее немного вниз). При переходе по ссылке откроется форма поиска по Каталогу.
На первой странице сайта системы госзакупок есть ссылка на Каталог
В отношении каждой позиции в КТРУ указывается такая информация:
- дата включения в Каталог;
- код позиции по КТРУ;
- код по ОКПД2
- наименование;
- единица измерения;
- дата начала и окончания применения.
О каждом товаре, работе и услуге должны быть даны общие сведения
Кроме того, приводится описание объекта закупки, которое может включать конкретные значения характеристик, сведения техрегламентов, спецификации, чертежи, эскизы, фотографии, цены, производителя, условия поставки и так далее.
Ниже представлено описание товара
Как пользоваться Каталогом
В верхней части КТРУ размещена строка поиска, по которой можно осуществить быстрый переход к нужной позиции. Например, если известно ее точное наименование, код по ОКПД2 или какие-либо иные характеристики.
Также можно воспользоваться расширенным поиском, где можно указать:
- диапазон дат, когда позиция была включена в каталог;
- диапазон дат, когда ее необходимо применять;
- код ОКПД2;
- характеристики (функциональные, качественные эксплуатационные и либо технические, а также потребительские свойства объекта закупки).
Окно расширенного поиска по КТРУ
КТРУ для заказчиков
Упомянутое выше постановление № 145 обязывает заказчиков применять позиции каталога при составлении закупочных документов, а именно:
- плана и плана-графика закупок;
- формы обоснования закупки;
- извещения о закупке или приглашения принять в ней участие (для закрытых способов);
- закупочной документации;
- контакта;
- реестра контрактов;
- отчета об исполнении контракта или отдельного этапа;
- иных предусмотренным законом документов.
Обратите внимание! У каждой позиции каталога указана дата, с которой ее необходимо применять заказчикам. До этой даты они могут пользоваться сведениями каталога по желанию.
При формировании документов заказчики должны брать из каталога такую информацию:
- название объекта закупки;
- единицы измерения;
- описание.
Однако помимо признаков и характеристик, содержащихся в каталоге, заказчики могут использовать и другие элементы описания. Но с 1 января 2018 года включение дополнительных характеристик в документацию необходимо обосновывать.
Обратите внимание! Изначально предполагалось, что в части лекарственных средств каталог будет наполнен к марту 2017 года, а в части иных товаров и услуг — к октябрю 2017 года. Однако на сегодняшний день работа над КТРУ не завершена.
Учитывая то, что каталог только начал наполняться, многих позиции в нем пока нет. Вместе с тем закон обязывает заказчика применять позиции КТРУ, которые уже в него внесены. А в отношении прочих объектов закупок следует действовать так:
- наименование и код товара или услуги брать из классификатора ОКПД2;
- описание объекта закупки составлять с учетом норм статьи 33 закона 44-ФЗ.