Без внутренней драматургии не будет художественного произведения. У каждого литературного творения есть своя структура, позволяющая удержать внимание публики и направить его в необходимое русло. Самая яркая точка действия — кульминация. Именно тогда происходит тот решающий рывок, который подводит к логическому завершению все назревшие конфликты. Его характеризует наивысшее напряжение читательского внимания.
Что такое кульминация?
В каждом литературном произведении есть стадии развития действия:
- Экспозиция — время, место и быт героя перед началом действия, описание его жизни;
- Завязка — событие, которое послужило началом возникновением конфликта; определяет все последующее развитие действия;
- Кульминация — вершина всей истории, момент предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций.
- Развязка — заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или возможные пути его разрешения (трагические или благополучные развязки).
- Эпилог — рассказ о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей.
В основе сюжета лежит конфликт. Это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, пружина развития любой истории. Пожалуй, это один из основных элементов драматургии. Не будет конфликта — не будет развития истории. Конфликтные ситуации возникают не только в отношениях между героями. Противоречия могут быть между героем и обществом, а также и во внутренней борьбе героя с самим с собой. От определения конфликтной ситуации зависит и развитие всего дальнейшего действия.
Можно выделить следующие виды конфликтов: разрешимый (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский); неразрешимый (“Гроза”, А. Н. Островский); явный (“Отцы и дети” И. С. Тургенев) ; скрытый (“Господин из Сан-Франциско” И. Бунин); внешний (столкновения двух героев, добра и зла), (“Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков) внутренний (герой борется со своими демонами) ( “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).
Вот определение кульминации — наивысшая точка напряжения, обострение конфликта между героями, без нее ничего не получится. Сначала автор произведения знакомит нас с героями, потом мы постепенно погружаемся в жизнь героев, их переживания, проблемы, как внутренние, так и внешние, их быт, взаимоотношения друг с другом. Действие развивается, мы все больше переживаем за героев, следим за поворотами судьбы и их душевным миром. И когда наступает вершина конфликта, мы хотим, чтобы у героев все получилось, они добились успеха, победили зло, выжили.
Иногда в произведении, например в романе, несколько сюжетных линий, несколько конфликтных ситуаций, значит, не одна кульминация. Поэтому определять кульминацию можно, рассматривая определенную сюжетную линию в произведении.
Главные черты
Как определить кульминацию? В какой-то момент развитие действия достигает такой точки, где все сюжетные линии объединяются, когда конфликт достигает пика. Есть характерные особенности, которые помогают найти кульминацию:
- основные сюжетные линии объединяются в одной точке;
- ускоряется ритм развития события;
- эмоциональное напряжение достигает своего предела;
- интересы всех персонажей сводятся к общему событию.
Читатель чувствует, когда идет нарастание конфликта, действия. Например, в пьесе Островского “Гроза” кульминационный момент — это признание Катерины в содеянном, а именно в измене мужу, и в это же самое время раздается удар грома. А потом действие идет на спад, приближая нас к развязке и разрешению конфликта.
Примеры
Можно привести и другие примеры кульминации из произведении художественной литературы.
Кульминация в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” происходит во время дуэли Онегина и Ленского. Онегин мог все исправить, но выстрелил первым и убил друга. Ленский так и не смог сделать своего первого выстрела.
«Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Сложный с несколькими сюжетными линиями роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет несколько кульминаций. Например, бал сатаны. Это тот самый момент, где Маргарита ради Мастера продает душу сатане.
Рассматривая сюжетную линию Иешуа и Пилата, можно определить кульминацию — это распятие проповедника. А вот Мастер заканчивает свои отношения с героями романа тогда, когда отпускает Пилата на волю.
Наивысшая точка напряжения в романе Сомерсета Моэма «Театр» — это момент, когда Джулия Ламберт растоптала бездарную актрису Эвис Крайтон. Джулия отомстила ей и как актрисе, и как женщине. Роджер обвиняет мать в притворстве, а Джулия, наоборот, приходит к выводу, что только актеры реальны в этом мире, “все люди — наше сырье”.
Кульминацией романа П. Зюскинда “Парфюмер” можно считать момент создания долгожданного, божественного запаха духов. Герой шел к этому всю свою жизнь, способ достижения цели страшный — запахи он собирал с убитых им же девушек. Кульминационный момент в конце повествования, а за ним следует развязка — герой наказан: за восхитительный запах созданных им духов его растерзали каннибалы.
Таким образом, кульминационные моменты, определяющие наивысшую точку развития сюжета, необходимы в любом произведении. Именно в этот момент действие достигает наивысшего напряжения, разрешение конфликта далее развивается в определенном, заданном автором направлении. Теперь Вы знаете, как найти кульминацию в произведении?
Автор: Екатерина Грушевская
В литературе есть множество терминов, с которыми обязательно нужно ознакомиться школьникам, ведь они являются частью школьной программы и могут понадобиться при выполнении каких-либо заданий в литературе и не только. Одним из обязательных для изучения терминов является кульминация – она есть в каждом произведении, поэтому знать о ней и уметь распознавать кульминацию должен каждый.
Итак, что такое кульминация в литературе? Кульминация в литературе – это момент наивысшего напряжения в каком-либо художественном произведении, разгар или пик основных событий в произведении, которое можно поделить на три основные части.
Именно в кульминации мы наблюдаем достижение наивысшего накала конфликта, эта часть произведения заряжает читателя самыми сильными эмоциями. Кульминационный момент требует от читателя самого максимального внимания, он представляет собой гремучую смесь, состоящую из напряжения и динамики, накала страстей и, возможно, загадок, которые вскоре приоткроют завесу тайны.
Как найти кульминацию?
Найти кульминацию в художественном произведении несложно. Попробуйте отыскать в своём любимом произведении тот момент, где отчётливо показывается главная проблема и основные пути её решения – это и будет кульминация произведения.
Примеры кульминаций
В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедова к кульминации относится последняя сцена (перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой мы наблюдаем притворство Молчалина по отношению к Софье, а Чацкий узнает, что сплетне о сумасшествии он обязан Софье. Стоит учитывать, что в крупных произведениях может быть сразу несколько кульминаций.
Вместе со статьёй «Что такое кульминация в литературе?» читают:
Что такое аллегория в литературе?
Что такое гипербола в литературе?
Что такое олицетворение в литературе?
Оценить:
Загрузка…
Поделиться с друзьями:
Считается, что в любом художественном произведении должны быть как минимум три основные части: завязка, кульминация и развязка. Если суть завязки в целом понятна, а развязки и тем более, то с кульминацией всё не так просто. Попробуем разобраться.
Что такое кульминация
Кульминация — это самый яркий, эмоционально насыщенный момент в книге, это пиковая точка конфликта, в которой прекрасно проявляется уровень мастерства писателя. Недостаточно просто написать красивый скандал или забойную махаловку, чтобы назвать это кульминацией.
Во-первых, она всегда связана с сюжетом, точнее, с конфликтом, который двигает сюжет начиная с завязки. И вот этот конфликт постепенно нарастает, становится напряженней, критическая масса проблем и сложностей увеличивается, и происходит взрыв. Прекрасно иллюстрируют этот момент слова песни из к/ф «Обыкновенное чудо»:
«Приходит день, приходит час,
Приходит миг, приходит срок –
И рвётся связь;
Кипит гранит, пылает лёд,
И лёгкий пух сбивает с ног
Что за напасть?» (сл.Ю.Михайлова)
И в самом фильме кульминацией является тот самый поцелуй принцессы, который должен превратить прекрасного юношу в злобного лесного зверя. Как видите – ни махаловки, ни скандала, но напряжённо, аж дух захватывает.
Во-вторых, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго (иногда и не один день) приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения. И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.
Конечно, в книге может быть далеко не одна яркая, эмоционально насыщенная и трагичная ситуация. Понять, что именно эта сцена является кульминацией можно по одному признаку: она приводит к необратимым изменениям в судьбе героев и в самом сюжете. Кульминация – это своеобразная точка невозврата. Поэтому расположить её лучше поближе к финалу. В комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» кульминация вообще совмещена с финалом, что делает его открытым. Это знаменитая немая сцена. После неё явно все отношения героев и их судьбы изменятся, но автор дал возможность читателям и зрителям самим пофантазировать и додумать, как дальше будут развиваться события.
Чаще же после кульминации повествование какое-то время продолжается, автор завершает все сюжетные линии, подводит итоги, показывает изменения в судьбе героев, окончательно решает накопившиеся проблемы. Так, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» кульминация — это признание Раскольникова Сонечке в своём преступлении. Это самый напряжённый момент в книге, но конфликт до конца не исчерпан, и повествование продолжается.
Иногда автор просто «идёт на поводу у читателей» и показывает дальнейшие события так, как нравится целевой аудитории. Например, герой, преодолевая препятствия, завоёвывает героиню и делает ей предложение руки и сердца — это и есть кульминация. Но автор ещё подробно описывает свадьбу, а то и эпилог пишет, чтобы показать, что герои жили долго и счастливо.
Зачем нужна кульминация
Кульминация хоть и желательный, но не обязательный элемент произведения. Без неё можно обойтись, например, описывая жизнь какой-то семьи. Чётко выраженный момент кульминации незаметен в хрониках и сагах, хотя в отдельных сюжетных линиях какие-то детали этого момента могут присутствовать.
Не требуется кульминация и в эссе, очерках, зарисовках, стихах, а вот в рассказе и, особенно в новелле, она нужна. Ещё был в XIX веке популярный эпистолярный жанр (письма), там тоже может не быть кульминации.
Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике. Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки. В психологии есть понятие отреагирования. Это переживание человеком сильных эмоций, непосредственно с ним не связанных, то есть не имеющих отношения к его личной трагедии или проблеме. Такие эмоции человек переживает при чтении книг, прослушивая музыку или смотря кинофильм. И это позволяет снять напряжение, вызванное реальными проблемами и стрессами, очиститься от шлака и мусора негатива. Как говорят в таких случаях: «душа омывается слезами и становится чище».
И, конечно, книга без яркой кульминации воспринимается скучноватой и пресной.
Виды кульминаций
Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.
Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.
В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.
Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.
Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.
“Поворот сюжета: зачем он нужен”
“Сюжетный твист: как его исполнить”
Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка
Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.
Редактор,
куратор блога Band
Что такое сюжет художественного произведения
Сразу разведем понятия фабула и сюжет.
Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.
- Сюжет произведения
- это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.
–
Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.
Например, сказка про колобка.
Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.
Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.
Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.
Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.
Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга
Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.
Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:
1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.
2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.
3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.
4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).
5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.
6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.
7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.
8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.
Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
Разберем её по элементам сюжета:
Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).
В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.
А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.
Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.
Дадим только парочку советов авторам:
– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.
– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.
Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.
Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?
Рекомендации по работе над завязкой:
– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.
– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.
Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.
– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.
– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.
Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.
Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.
– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.
– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.
– В кульминации сталкиваются главный герой (антагонист) и его злейший враг (протагонист).
Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.
Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.
Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.
Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.
Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.
Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.
Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.
Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.
В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.
Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.
Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Кульминация в литературе – это наивысшая точка напряжения в развитии сюжета произведения. Термин произошел от из латыни, где слова «culmen, culminis» в переводе означают «вершина». Это слово часто можно встретить в литературоведении, в театральной среде, в отношении кинематографа.
Кульминация маркирует самый значительный момент сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение. Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея».
Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию.
Содержание
- Кульминация – часть композиции
- Конфликт и кульминация
- Виды кульминаций
- Зачем нужна кульминация?
- Как определить кульминационный момент?
- Цитаты со словом «кульминация»
Кульминация – часть композиции
В литературе кульминация — это обязательная часть композиции произведения. Обычно она располагается после основного действия. Когда читатели уже познакомились с главными героями, их взаимоотношениями и проблемами, конфликт устремлений или характеров достигает критической точки.
Этот момент удерживает внимание, так как интересно, чем противостояние разрешится. За кульминацией обычно происходит развязка.
В рассказах и пьесах чаще всего есть только одна кульминация. Например, в комедии Николая Гоголя «Ревизор» она происходит в момент, когда герои узнают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого себя выдавал.
А развязкой становится новость о том, что в город едет настоящий ревизор. В более масштабных произведениях — повестях, романах — подобных острых моментов может быть несколько.
В музыке кульминацией становится самый эмоциональный момент мелодии, когда ее образы и партии раскрываются наиболее ярко. Во время кульминации играют все инструменты оркестра, увеличивается темп, звучат более высокие ноты.
Так, в пьесе «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Петр Чайковский включил в кульминацию «противоположное» движение музыки. Нежный мотив у струнных растет выше и выше, а бас, наоборот, погружается ниже.
Когда эти два мотива достигают апогея, и происходит кульминация. А в симфониях, операх и мюзиклах кульминаций может быть несколько: одна основная и несколько дополнительных.
Конфликт и кульминация
Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.
Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.
Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.
Кульминация – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.
Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.
Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.
Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).
Виды кульминаций
Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.
- Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
- Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.
В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.
- Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.
Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.
Зачем нужна кульминация?
Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.
Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.
Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.
Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.
Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.
Не требуется кульминация и в эссе, очерках, зарисовках, стихах, а вот в рассказе и, особенно в новелле, она нужна. Ещё был в XIX веке популярный эпистолярный жанр (письма), там тоже может не быть кульминации.
Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике.
Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки.
Как определить кульминационный момент?
Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:
- интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
- основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
- ритм развития событий ускоряется;
- эмоциональное напряжение достигает предела;
- за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.
Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.
Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.
Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями.
Цитаты со словом «кульминация»
Цитаты с рассматриваемым в данной статье словом из различных произведений помогут вам лучше понять значение данного термина в контексте:
Целесообразно в таких играх акцентировать момент кульминации, чтобы ребёнок ждал, а затем и самостоятельно инициировал его.
Сборник, Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации, 2020
Когда большое пламя гаснет и остаются лишь раскалённые угли, наступает кульминация.
Группа авторов, Греция, 2009
Я тотчас установил ртутный горизонт, взял высоту светила во время его кульминации и определил истинный полдень.
Арсеньев В. К., Рассказы, 1921
Она вспыхнула в 1980‑е гг. и достигла кульминации 11 сентября 2001 г.
Карен Армстронг, Поля крови. Религия и история насилия, 2014
Шаляпин впервые ярко воплотил образ Алеко, правильно почувствовал кульминацию оперы [«Алеко» Рахманинова] в каватине.
А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов
Разве вы забыли, что человек — это кульминация трёх миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин.
Иван Ефремов, Час быка, 1968—1969 г.
Эта книга стала кульминацией и завершением первого этапа развития австрийской экономической школы.
Людвиг фон Мизес, Теория денег и кредита, 1912
Так, в новелле само столкновение лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета.
Морган Робертсон, Тщетность, или Гибель «Титана», 1898
И, видимо, подходящим счёл кульминацию переговорного процесса.
Руслан Мельников, Рыцари рейха
Во время разговора сигналы тревоги срабатывали один за другим, а кульминацией вечера стала история о том, как её бросил парень, потому что она не была готова завести детей.
Карен Бут, Сердцеедка со стажем, 2016
Таким образом, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения.
И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.
Источники:
- Словарь иностранных слов. — Москва: «Русский язык», 1989. — 624 с. — ISBN 5–200-00408–8;
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.