Как найти кульминацию в сказке

Без внутренней драматургии не будет художественного произведения. У каждого литературного творения есть своя структура, позволяющая удержать внимание публики и направить его в необходимое русло. Самая яркая точка действия — кульминация. Именно тогда происходит тот решающий рывок, который подводит к логическому завершению все назревшие конфликты. Его характеризует наивысшее напряжение читательского внимания.

Что такое кульминация?

В каждом литературном произведении есть стадии развития действия: 

  • Экспозиция — время, место и быт героя перед началом действия, описание его жизни; 
  • Завязка — событие, которое послужило началом возникновением конфликта; определяет все последующее развитие действия; 
  • Кульминация — вершина всей истории, момент предельного обострения конфликта. После кульминации действие идет на спад, приближая нас к развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий может быть не одна, а несколько кульминаций. 
  • Развязка — заключительный эпизод в развитии действия, разрешение конфликта или возможные пути его разрешения (трагические или благополучные развязки). 
  • Эпилог — рассказ о том, что было после истории, о дальнейшей жизни персонажей. 

В основе сюжета лежит конфликт. Это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, пружина развития любой истории. Пожалуй, это один из основных элементов драматургии. Не будет конфликта — не будет развития истории. Конфликтные ситуации возникают не только в отношениях между героями. Противоречия могут быть между героем и обществом, а также и во внутренней борьбе героя с самим с собой. От определения конфликтной ситуации зависит и развитие всего дальнейшего действия. 

Можно выделить следующие виды конфликтов: разрешимый (“Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский); неразрешимый (“Гроза”, А. Н. Островский); явный (“Отцы и дети” И. С. Тургенев) ; скрытый (“Господин из Сан-Франциско” И. Бунин); внешний (столкновения двух героев, добра и зла), (“Мастер и Маргарита” М. А. Булгаков) внутренний (герой борется со своими демонами) ( “Герой нашего времени”, М. Ю. Лермонтов).

Вот определение кульминации — наивысшая точка напряжения, обострение конфликта между героями, без нее ничего не получится. Сначала автор произведения знакомит нас с героями, потом мы постепенно погружаемся в жизнь героев, их переживания, проблемы, как внутренние, так и внешние, их быт, взаимоотношения друг с другом. Действие развивается, мы все больше переживаем за героев, следим за поворотами судьбы и их душевным миром. И когда наступает вершина конфликта, мы хотим, чтобы у героев все получилось, они добились успеха, победили зло, выжили. 

Иногда в произведении, например в романе, несколько сюжетных линий, несколько конфликтных ситуаций, значит, не одна кульминация. Поэтому определять кульминацию можно, рассматривая определенную сюжетную линию в произведении. 

Главные черты

Как определить кульминацию? В какой-то момент развитие действия достигает такой точки, где все сюжетные линии объединяются, когда конфликт достигает пика. Есть характерные особенности, которые помогают найти кульминацию: 

  • основные сюжетные линии объединяются в одной точке; 
  • ускоряется ритм развития события; 
  • эмоциональное напряжение достигает своего предела; 
  • интересы всех персонажей сводятся к общему событию. 

Читатель чувствует, когда идет нарастание конфликта, действия. Например, в пьесе Островского “Гроза” кульминационный момент — это признание Катерины в содеянном, а именно в измене мужу, и в это же самое время раздается удар грома. А потом действие идет на спад, приближая нас к развязке и разрешению конфликта. 

Примеры

Можно привести и другие примеры кульминации из произведении художественной литературы. 

Кульминация в романе в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” происходит во время дуэли Онегина и Ленского. Онегин мог все исправить, но выстрелил первым и убил друга. Ленский так и не смог сделать своего первого выстрела. 

«Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Сложный с несколькими сюжетными линиями роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” имеет несколько кульминаций. Например, бал сатаны. Это тот самый момент, где Маргарита ради Мастера продает душу сатане. 

Рассматривая сюжетную линию Иешуа и Пилата, можно определить кульминацию — это распятие проповедника. А вот Мастер заканчивает свои отношения с героями романа тогда, когда отпускает Пилата на волю.

Наивысшая точка напряжения в романе Сомерсета Моэма «Театр» — это момент, когда Джулия Ламберт растоптала бездарную актрису Эвис Крайтон. Джулия отомстила ей и как актрисе, и как женщине. Роджер обвиняет мать в притворстве, а Джулия, наоборот, приходит к выводу, что только актеры реальны в этом мире, “все люди — наше сырье”. 

Кульминацией романа П. Зюскинда “Парфюмер” можно считать момент создания долгожданного, божественного запаха духов. Герой шел к этому всю свою жизнь, способ достижения цели страшный — запахи он собирал с убитых им же девушек. Кульминационный момент в конце повествования, а за ним следует развязка — герой наказан: за восхитительный запах созданных им духов его растерзали каннибалы. 

Таким образом, кульминационные моменты, определяющие наивысшую точку развития сюжета, необходимы в любом произведении. Именно в этот момент действие достигает наивысшего напряжения, разрешение конфликта далее развивается в определенном, заданном автором направлении. Теперь Вы знаете, как найти кульминацию в произведении?

Автор: Екатерина Грушевская

Есть ли жизнь ДО кульминации?

Здравствуйте
Задумывались ли вы, почему многие (и авторы, и читатели) не могут выделить в произведении кульминацию? Даже в собственном? Я, конечно, могу посетовать на школу: мол, не научили на уроках литературы анализировать произведение. Не буду. Причины явления
«где эта чертова кульминация?», на мой взгляд, в другом.
В цикле статей на тему постараюсь рассказать о них, а еще о том, как продумать кульминацию, каковы ее правила, виды, почему она важнее всего в истории.

Начнем с легкого, но необходимого.
Самое простое определение кульминации звучит так:
это вершина, острие, пик, момент наивысшего напряжения в сюжете. Само слово происходит от латинского «высшая точка, венец». Она часто сравнивается с моментом напряжения в интимных отношениях. После чего (кульминации) обычно следует развязка (или не следует, уж кто как умеет). Простейшая схема:

Есть ли жизнь ДО кульминации?

Все это так, но и, на мой взгляд, не совсем так. Одна из причин, почему мы не может определить кульминацию в произведении, как раз в том, что слишком уж укрепилось в сознании представление о ней, как об острие. Отсюда непонимание – что там, на «кончике иглы»?
Я считаю, что это вершина, но с плато разного размера, на котором что-то происходит. Почему? Потому что кульминация – это тоже событие, и,
если мы понимаем, что там творится, мы может и спланировать кульминацию, и написать ее.

Для понимания важны три вещи:
✅ Что обязательно нужно до кульминации
✅ Что обязательно должно быть в самой кульминации
✅ Что последует за нею

Есть ли жизнь ДО кульминации?

Итак, есть ли жизнь до кульминации, или Что обязательно должно быть до кульминации.
Рассматривать будем тоже самое простое, общее, характерное для любого произведения. Легче всего определить кульминацию в сказке, потому буду приводить примеры по «Золушке». Я пронумерую для удобства, на самом деле последовательности нет, все равно важно.

1️⃣ Возникновение, четкое понимание героем (и читателем) проблемы, конфликта.
Рано или поздно герой осознает проблему, без этого он не может действовать.
Проблема Золушки не в положении эксплуатируемой падчерицы, она жила так и до определенных событий, а в том, что она не может перешагнуть пропасть между реальностью и мечтами, осознает это, и пропасть лишь увеличивается.

2️⃣ Четкое обозначение антагониста любого рода (врага, явления и т.д.) и его действий.
В сказке это не только мачеха и ее дочки, но и ограниченное действие волшебства.

3️⃣ Обстоятельства, которые заставляют читателя сопереживать герою, с постоянным усилением.
Сопереживание героям поддерживает интерес к истории.
Да, Золушку жалко, она беспрерывно трудится без благодарности, так еще и труд этот мачеха делает бессмысленным. Уходит ли сопереживание, когда она попадает на бал? Нет. Ведь читатель в курсе условий и предчувствует беду.

4️⃣ Обретение героем друзей (помощников и т.д.), каждый из которых играет свою роль и выполняет свою задачу.
Есть герои-одиночки, конечно, но чаще персонажи из его окружения не менее интересны, чем сам герой.
В сказке это сочувствующий отец, крестная-фея (хотите вопросик? С чего фея действует в условиях ограниченного волшебства? Почему бы ей не развернуться в полную силу?)

5️⃣ С появлением проблемы (проблем) у героя появляется цель (цели) ее решить.
Именно цели ведут к действиям, по мере повествования цели становятся значимее, масштабнее, соответственно, и события тоже.
В сказке цель – жгучее желание, мечта Золушки попасть на бал, что и вызвало приход феи. Все ее «скрытые» цели: попасть на бал, повеселиться там, познакомиться с принцем, – обобщаются в одну глобальную – получить то, что заслужено, жить нормально. Часто именно в сказке цели находятся в контексте.

6️⃣ Сочетание «проблема + цель + действие» всегда организует появление рисков.
Без рисков не существует конфликта. Риск (риски) тоже усиливаются, меняются, появляются новые – масштабнее. Они всегда увеличивают степень сопереживания.
Золушка рискует многим: ее жизнь и отца может стать еще невыносимее, ее могут в любой момент узнать, разоблачить, принц не будет ее искать, а если и найдет, то не узнает в замарашке красавицу и т.д.

7️⃣ До кульминации должен быть показан весь путь героя.
Путь героя – движение к цели, решению проблемы через преодоление препятствий, со сложной борьбой в поворотных как позитивных, так и негативных событиях. Герой делает выборы, меняется сам и меняет все вокруг себя.
В сказке о Золушке – это все события до кульминационного момента. Конечно, ее путь не такой сложный, как, к примеру, путь героя в романе, но есть и движение к цели, и выбор, и изменение.

8️⃣ До кульминации все время растет напряжение, в том числе эмоциональное, нарастает интрига.
В оригинальной сказке Золушка приезжала во дворец дважды, и лишь во второй раз она нарушила условия волшебства, что и привело к поворотному событию.

Подведем итоги: до кульминации в истории обязательно должны быть:

Есть ли жизнь ДО кульминации?

Как вы думаете, какой момент в сказке «Золушка» является кульминацией? Может, кульминация не одна?

Далее мы рассмотрим саму кульминацию – что же находится в ней самой?
Статьи на подобные темы в подборке “Сюжет”

© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам, лайкам и прочим признакам того, что вы существуете ☺
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература

Каждый знает, что кульминация – это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания от зрителя. Она встречается исключительно во всех формах литературного творчества, начиная от самых простых присказок и заканчивая крупными формами прозы. Наличие этого аспекта в произведении неизбежно, в противном случае интерес читателя будет потерян.

кульминация это

Описание

Кульминация – это высшая точка напряжения, которая показывает всю суть проблемы и пути ее решения. В маленьких литературных формах чаще всего встречается только один интригующий эпизод, который обычно находится в конце. Это простые для восприятия рассказы, притчи, басни и им подобные. Ярким примером может послужить кульминация сказки. Берем любую повесть из детской книги, например «Золушка», и ищем там решающий момент. Конечно же, интереснее всего ребенку будет читать о том, как злая мачеха узнала, что таинственная гостья на балу – это Золушка, которая теперь выходит замуж за принца.

Сказочные элементы

Несколько кульминаций имеют арабские сказки, так как состоят они из различных глав. В качестве примера можно привести «Синдбада-морехода». В каждом из его семи путешествий были предшествующие события, их развязка и исход, который всегда был счастливым. Сюжет простой, однако напряженных моментов много, читая это произведение мы понимаем, что всякий раз кульминация – это путь домой, который удастся найти Синдбаду во время очередного плавания.

кульминация сказки

Сложные кульминации

В произведениях крупной формы, как правило, существует множество кульминаций. В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей. Судьбы героев переплетаются, в ходе чего одно решение проблемы может стать почвой для появление нового сюжета. В качестве примера приведем произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно с полной уверенностью сказать, что в данном случае кульминация – это весь роман. Тут исчезновение нарядов, в которые были облачены дамы в театре, сменяется сценой переживаний Маргариты, которые приводят ее к знакомству с Азазелло. А путешествие профессора Воланда в Москву приводит к тому, что Мастер освобождает от всех грехов Понтия Пилата, который просидел в своем кресле не одно тысячелетие.

кульминация в литературе это

Заключение

Считается, что для читателя именно моменты кульминации являются самыми интересными. Поэтому часто авторы растягивали решающие события на главы, заставляя нас перелистывать страницы одну за другой в поисках ответов на все интересующие нас ранее вопросы. В результате кульминация может быть неожиданной, с множеством противоречивых фактов. Такие произведения называют нестандартными, самыми интересными и захватывающими. Если же сюжет подходит к своему логическому концу, то читать такую книгу просто и доступно. Она идеально подойдет для тех, кто часто летает в самолетах или путешествует в поездах.

Можно сказать, что кульминация в литературе – это самый интересный момент произведения. Он открывает нам все тайны и показывает истинное лицо героев. А если вам что-то показалось непонятным, значит, так было задумано автором. Воспринимайте такие книги как тайны, которые никому не разгадать.

В литературе есть множество терминов, с которыми обязательно нужно ознакомиться школьникам, ведь они являются частью школьной программы и могут понадобиться при выполнении каких-либо заданий в литературе и не только. Одним из обязательных для изучения терминов является кульминация – она есть в каждом произведении, поэтому знать о ней и уметь распознавать кульминацию должен каждый.

Итак, что такое кульминация в литературе? Кульминация в литературе – это момент наивысшего напряжения в каком-либо художественном произведении, разгар или пик основных событий в произведении, которое можно поделить на три основные части.

Именно в кульминации мы наблюдаем достижение наивысшего накала конфликта, эта часть произведения заряжает читателя самыми сильными эмоциями. Кульминационный момент требует от читателя самого максимального внимания, он представляет собой гремучую смесь, состоящую из напряжения и динамики, накала страстей и, возможно, загадок, которые вскоре приоткроют завесу тайны.

Как найти кульминацию?

Найти кульминацию в художественном произведении несложно. Попробуйте отыскать в своём любимом произведении тот момент, где отчётливо показывается главная проблема и основные пути её решения – это и будет кульминация произведения.

Примеры кульминаций

В произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедова к кульминации относится последняя сцена (перед финальным монологом Чацкого и его отъездом), в которой мы наблюдаем притворство Молчалина по отношению к Софье, а Чацкий узнает, что сплетне о сумасшествии он обязан Софье. Стоит учитывать, что в крупных произведениях может быть сразу несколько кульминаций.

Вместе со статьёй «Что такое кульминация в литературе?» читают:

Что такое аллегория в литературе?

Что такое гипербола в литературе?

Что такое олицетворение в литературе?

Оценить:

Загрузка…

Поделиться с друзьями:

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Редактор,
куратор блога Band

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.

Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения

это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:

1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.

2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:

– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка” содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка” кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.

– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.

– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Послесловие (эпилог) – необязательная часть, в которой можно рассказать, как сложилась жизнь героев после всех описанных событий. Он дает ощущение полной завершенности.

Дюфрейн встречает своего друга Реда на морском побережье. Мы понимаем, что у них обоих теперь все будет хорошо.

Часто эпилог используют в произведениях, основанных на исторических/реальных событиях. В нем рассказывается, что случилось с героями дальше, кто и когда умер, чего еще добился.

В эпилог можно заложить «затравку для продолжения.

Описанная сюжетная схема отлично встраивается в роман и повесть. В рассказе, вероятно, придется использовать сокращенные варианты. Писательство – это прежде всего творчество, поэтому экспериментируйте.

Больше знаний и приемов для писателей вы получите на литературных мастерских. Каждый курс сопровождается профессиональными редакторами, которые будут работать с вами и вашими текстами.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Добавить комментарий