ИСТИННЫЙ КУРС, ИСТИННЫЙ ПЕЛЕНГ И КУРСОВОЙ УГОЛ
Основные задачи навигации: определение направления движения судна и определение направлений на ориентиры, наблюдаемые с судна. Обычно направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП) относительно истинного меридиана.
Истинный курс (ИК) — угол в плоскости истинного горизонта, заключенный между нордовой (Nи) частью истинного меридиана и линией курса (рис. 9). Линия курса — линия пересечения диаметральной плоскости судна с плоскостью истинного горизонта.
Истинный курс судна измеряется углом в горизонтальной плоскости, отсчитываемым от линии истинного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°.
Истинный пеленг (ИП) —угол между плоскостью истинного меридиана и вертикальной плоскостью, проходящий через наблюдателя и ориентир. Линия пересечения вертикальной плоскости, проходящей через ориентир, с плоскостью истинного горизонта называется линией пеленга.
Истинный пеленг измеряется в горизонтальной плоскости от линии истинного меридиана до линии пеленга по часовой стрелке от 0° до 360°.
Рис. 9. Истинные направления:
С — судно; А в В — ориентиры; КУА и КУВ — соответственно курсовые углы на ориентиры А и В; ИПА и ИПВ — истинные пеленги соответственно на ориентиры А и В; ОИП — обратный истинный пеленг на ориентир А
____________________________
Угол, отличающийся от истинного пеленга на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП), т. е. ОИП=ИП±180°.
Курсовой угол (КУ) — угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и вертикальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и ориентир. Курсовые углы отсчитываются от носовой части диаметральной плоскости (ДП) вправо и влево от 0° до 180°, и в зависимости от этого называются курсовыми углами правого (п/б) и левого (л/б) борта.
Если курсовой угол на ориентир составляет 90° правого или левого борта, то говорят, что ориентир находится на траверзе судна.
Условно курсовым углам правого борта приписывается знак плюс (+), а левого борта – знак минус (—).
В судовождении применяется также счет курсовых углов от носовой части диаметральной плоскости по часовой стрелке от 0° до 360°, в этом случае борт судна не указывают.
Зависимость между ИК, ИП и КУ выражается формулами:
ИП=ИК+КУ; КУ=ИП-ИК; ИК=ИП-КУ.
Указанные формулы алгебраические, и курсовой угол входит в них со своим знаком.
Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол
Рис. 3.6.
Истинный курс судна
Направление
движения судна характеризуется его
истинным курсом.
Покажем
это на рис. 3.6. для чего:
-
проведем
северную часть истинного меридиана
наблюдателя, находящегося на судне С
→ С-NИ; -
продолжим носовую
часть продольной оси симметрии судна
→ С-К, тогда:
–
истинный курс
судна естьничто иное, какнаправление продольной оси судна,
измеряемое горизонтальным углом между
северной частью истинного меридиана и
носовой частью продольной оси судна.
Истинный
курс судна измеряется в круговой системе
счета направлений от 0° до 360°(по
часовой стрелке) и обозначается – какИК.
Направление
на объект наблюдения определяется или
относительно носовой части продольной
оси судна (курсовой угол), или
относительно северной части истинного
меридиана наблюдателя (истинный
пеленг).
Истинным
пеленгом называется горизонтальный
угол в плоскости истинного горизонта
наблюдателя между северной частью
истинного меридиана наблюдателя и
направлением из точки наблюдения на
объект(рис. 3.7.).
Рис.
3.7. Истинный пеленг на ориентир
Истинный
пеленг, также как и истинный курс,
измеряется в круговой системе счета
направлений от 0° до 360°по часовой
стрелке и обозначается какИП.
Обратный
истинный пеленг(ОИП) – это
направление, отличающееся от истинного
пеленга на 180°.
Если
ИП на маяк95°, то ОИП (с маяка на судно) 275° (рис.
3.7.).
ОИП |
Курсовым
углом называется горизонтальный
угол в плоскости истинного горизонта
наблюдателя между носовой частью
продольной оси судна (ДП судна) и
направлением из точки наблюдения на
объект (ориентир).
Курсовой
угол измеряется в полукруговой системе
счета направлений от 0° до 180° левого
(л/б) и правого (пр/б) бортов (рис.
3.8).
Рис.
3.8. Курсовой угол
Курсовой
угол обозначается – как КУилиq.
При
вычислениях курсовому углу правого
борта (КУ пр/б) придается знак «+», а
курсовому углу левого борта (КУ л/б) –
знак «–».
Курсовые
углы, равные 90° (90° пр/б, 90° л/б) получили
название «траверзных»
курсовых углов.
Курсовые
углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) –
«крамбола».
Курсовые
углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) –
«раковина»
или «подзор».
Все
истинные направления (ИК, ИП, КУ) связаны
между собой соотношениями, которые
легко установить из рис. 3.9.
Рис.
3.9. Истинные направления
ИП |
ИК |
КУ |
Формулы
алгебраические.
При
решении задач по данным формулам
необходимо знать, что:
-
Еслипри вычислениях ИК или ИП получаетсярезультат более 360°, то из полученного
результата необходимо вычесть 360°.Например:
ИК
= 270°, КУ = 130° пр/б, ИП = ?
ИП = ИК + КУ =
270° + 130° = 400° – 360° = 40°Ответ:
ИП
= 40°. -
Еслипри вычислениях ИК или ИП получитсяотрицательный результат, необходимок полученному результату прибавить
360°.Например:
ИК
= 40°, КУ = 70° л/б, ИП = ?
ИП = ИК + КУ = 40°
+ (–70°) = 40° – 70° = –30° + 360° = 330°Ответ:
ИП
= 330°. -
Если при вычислениях
значение курсового угла (КУ) получается
более 180°, то необходимо полученный
результат отнять от 360°, а наименование
КУ изменить на противоположное.
-
Например:
ИП
= 340°, ИК = 40°, КУ = ?
КУ = ИП – ИК = 340° –
40° = 300° пр/б, 360° – 300° = 60° л/бОтвет:
КУ
= 60° л/б.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.
Навигация — это сложная и объемная наука, для постижения которой требуется много сил и времени. В нашей библиотеке вы найдете множество книг и научных трудов по навигации, авторами которых являются люди с учеными степенями и соответствующим подходом. Эти книги обязательны к прочтению будущим штурманам. На нашем сайте мы решили рассмотреть пару простейших навигационных вопросов, используя доступный к пониманию язык для людей с начальным уровнем подготовки.
Одна из основ Морской Навигации — определение направлений. Если мы возьмем направление на Север, как единственное устойчивое, то все последующие будут считаться приложенными к нему углами.
Расчет углов производится на азимутальном круге с плюсовым значением по направлению движения часовой стрелки. От Севера до Севера круг разделен на 360 градусов (32 румба = 11,25 градусов каждый).
В морской навигации используем: Истинное направление, Магнитное (компасное) и Гирокомпасное.
Магнитное направление зависит от магнитного меридиана, который является физическим воздействием на картушку магнитного компаса. Дело в том, что в каждой точке земного шара показания магнитного компаса будут разные, поэтому требуется вносить компасную поправку, которая состоит из магнитного склонения и девиации. Чуть позже рассмотрим этот вопрос подробнее.
Гирокомпасное направление максимально приближено к Истинному, но, как и любой прибор, гирокомпас имеет свою ошибку. По исключению этой ошибки мы придем к Истинному направлению. Чуть позже рассмотрим этот вопрос подробнее.
Истинное северное направление на меридиан взято из модели земного шара. К нему привязаны все проекции навигационных карт и путей, именно поэтому к истинным (курс, пеленг) мы будем приводить все остальные направления.
Курс судна
Курс — угол между северным направлением на меридиан и линией диаметральной плоскости судна. Диаметральная плоскость делит судно на две продольные, симметричные части.
Пеленг на объект
Пеленг — угол между направлением на северную часть меридиана и линией диаметралной плоскости судна. Как и курс, измеряется от 0 до 360 градусов. Пеленгование позволяет решать множество задач — определение места судна, расхождение с другими судами или объектами и т.д. Если пеленг привязан к меридиану, значит отсчеты следует приводить к истинным значениям. Взяв пеленг визиром репитора гиро-компаса, для нанесения на карту или маневренный планшет, следует вычесть ошибку показаний гирокомпаса, если таковая, конечно, имеется.
Обратный пеленг
Как выяснилось, с помощью пеленга штурман способен решать множество задач. Достаточно часто приходится высчитывать, так называемый, обратный пеленг. То есть, используя тот же линейный элемент, мы берем обратное направление с объекта на судно. Для этого достаточно прибавить или отнять от имеющегося у нас пеленга 180 градусов.
Курсовой угол
Следующий необходимый элемент в тригонометрической части Навигации — курсовой угол — угол между линией диаметральной плоскости судна и пеленгом. Имеет значения от 0 до 180 градусов на правый и левый борта. Правый борт имеет значение со знаком «+», левый, соответсвенно, со знаком «-«.
Формулы
Для проведения расчетов нам необходимы зависимости между упомянутыми элементами. Для начала разберемся с обозначениями:
HDG — Heading, Истинный курс
BRG — Bearing, Истинный пеленг
Opp.BRG — Opposite Bearing, Обратный пеленг
RHA — Relative Heading Angle, Курсовой угол
HDG = 045° RHA = +025° BRG = HDG + RHA = 045+025 = 070° ———————— HDG = 272° BRG = 148° RHA = BRG - HDG = 148-272 = -124° ———————— HDG = 350° RHA = +050° BRG = HDG + RHA = 350+050 = 400 ⇒ 400-360 = 040° ———————— HDG = 005° RHA = -015° BRG = HDG + RHA = 005+(-015) = -010 ⇒ 360-010 = 350° ———————— BRG = 120° Opp.BRG = BRG + 180° = 120+180 = 300°
Задавайте свои вопросы в комментариях. Вместе мы осилим это дело!
(с) NavLib
Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.