Как найти курсовой пеленг

ИСТИННЫЙ КУРС, ИСТИННЫЙ ПЕЛЕНГ И КУРСОВОЙ УГОЛ

Основные задачи навигации: определение направления движе­ния судна и определение направлений на ориентиры, наблюдаемые с судна. Обычно направление движения судна определяется поло­жением его диаметральной плоскости (ДП) относительно истинно­го меридиана.

Истинный курс (ИК) — угол в плоскости истинного горизонта, заключенный между нордовой (Nи) частью истинного меридиана и линией курса (рис. 9). Линия курса — линия пересечения диамет­ральной плоскости судна с плоскостью истинного горизонта.

Истинный курс судна измеряется углом в горизонтальной пло­скости, отсчитываемым от линии истинного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°.

Истинный пеленг (ИП) —угол между плоскостью истинного ме­ридиана и вертикальной плоскостью, проходящий через наблюда­теля и ориентир. Линия пересечения вертикальной плоскости, про­ходящей через ориентир, с плоскостью истинного горизонта назы­вается линией пеленга.

Истинный пеленг измеряется в горизонтальной плоскости от ли­нии истинного меридиана до линии пеленга по часовой стрелке от 0° до 360°.

Рис. 9. Истинные направления:

С — судно; А в В — ориентиры; КУА и КУВ — соответственно курсовые углы на ориентиры А и В; ИПА и ИПВ — истинные пеленги соответственно на ориентиры А и В; ОИП — обратный истинный пеленг на ориентир А

____________________________

Угол, отличающийся от истинного пеленга на 180°, называется обратным истинным пеленгом (ОИП), т. е. ОИП=ИП±180°.

Курсовой угол (КУ) — угол, заключенный между диаметраль­ной плоскостью судна и верти­кальной плоскостью, проходящей через наблюдателя и ориентир. Курсовые углы отсчитываются от носовой части диаметральной плоскости (ДП) вправо и влево от 0° до 180°, и в зависимости от этого называются курсовыми уг­лами правого (п/б) и левого (л/б) борта.

Если курсовой угол на ориен­тир составляет 90° правого или левого борта, то говорят, что ориентир находится на траверзе судна.

Условно курсовым углам правого борта приписывается знак плюс (+), а левого борта – знак минус (—).

В судовождении применяется также счет курсовых углов от но­совой части диаметральной плоскости по часовой стрелке от 0° до 360°, в этом случае борт судна не указывают.

Зависимость между ИК, ИП и КУ выражается формулами:

ИП=ИК+КУ; КУ=ИП-ИК; ИК=ИП-КУ.

Указанные формулы алгебраические, и курсовой угол входит в них со своим знаком.

Истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол

Рис. 3.6.
Истинный курс судна

Направление
движения судна характеризуется его
истинным курсом.

Покажем
это на рис. 3.6. для чего:

  • проведем
    северную часть истинного меридиана
    наблюдателя, находящегося на судне С
    → С-N
    И;

  • продолжим носовую
    часть продольной оси симметрии судна
    С-К, тогда:


истинный курс
судна
естьничто иное, какнаправление продольной оси судна,
измеряемое горизонтальным углом между
северной частью истинного меридиана и
носовой частью продольной оси судна
.

Истинный
курс судна измеряется в круговой системе
счета направлений от 0° до 360°(по
часовой стрелке) и обозначается – какИК.

Направление
на объект наблюдения определяется или
относительно носовой части продольной
оси судна (курсовой угол), или
относительно северной части истинного
меридиана наблюдателя (истинный
пеленг
).

Истинным
пеленгом
называется горизонтальный
угол в плоскости истинного горизонта
наблюдателя между северной частью
истинного меридиана наблюдателя и
направлением из точки наблюдения на
объект
(рис. 3.7.).

Рис.
3.7. Истинный пеленг на ориентир

Истинный
пеленг, также как и истинный курс,
измеряется в круговой системе счета
направлений от 0° до 360°по часовой
стрелке и обозначается какИП.

Обратный
истинный пеленг
(ОИП) – это
направление, отличающееся от истинного
пеленга на 180°.

Если
ИП на маяк95°, то ОИП (с маяка на судно) 275° (рис.
3.7.).

ОИП
= ИП ±
180°

Курсовым
углом
называется горизонтальный
угол в плоскости истинного горизонта
наблюдателя между носовой частью
продольной оси судна (ДП судна) и
направлением из точки наблюдения на
объект (ориентир).

Курсовой
угол измеряется в полукруговой системе
счета направлений от 0° до 180° левого
(л/б) и правого (пр/б) бортов (рис.
3.8).

Рис.
3.8. Курсовой угол

Курсовой
угол обозначается – как КУилиq.

При
вычислениях курсовому углу правого
борта (КУ пр/б) придается знак «+», а
курсовому углу левого борта (КУ л/б) –
знак «–».

Курсовые
углы, равные 90° (90° пр/б, 90° л/б) получили
название «траверзных»
курсовых углов.

Курсовые
углы, равные 45° (45° пр/б, 45° л/б) –
«крамбола».

Курсовые
углы, равные 135° (135° пр/б, 135° л/б) –
«раковина»
или «подзор».

Все
истинные направления (ИК, ИП, КУ) связаны
между собой соотношениями, которые
легко установить из рис. 3.9.

Рис.
3.9. Истинные направления

ИП
= ИК + КУ

ИК
= ИП − КУ

КУ
= ИП − ИК

Формулы
алгебраические.

При
решении задач по данным формулам
необходимо знать, что:

  1. Еслипри вычислениях ИК или ИП получаетсярезультат более 360°, то из полученного
    результата необходимо вычесть 360°
    .

    Например:

    ИК
    = 270°, КУ = 130° пр/б, ИП = ?
    ИП = ИК + КУ =
    270° + 130° = 400° – 360° = 40°

    Ответ:

    ИП
    = 40°.

  2. Еслипри вычислениях ИК или ИП получитсяотрицательный результат, необходимок полученному результату прибавить
    360°
    .

    Например:

    ИК
    = 40°, КУ = 70° л/б, ИП = ?
    ИП = ИК + КУ = 40°
    + (–70°) = 40° – 70° = –30° + 360° = 330°

    Ответ:

    ИП
    = 330°.

  3. Если при вычислениях
    значение курсового угла (КУ) получается
    более 180°, то необходимо полученный
    результат отнять от 360°, а наименование
    КУ изменить на противоположное.

Например:

ИП
= 340°, ИК = 40°, КУ = ?
КУ = ИП – ИК = 340° –
40° = 300° пр/б, 360° – 300° = 60° л/б

Ответ:

КУ
= 60° л/б.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Навигация — это сложная и объемная наука, для постижения которой требуется много сил и времени. В нашей библиотеке вы найдете множество книг и научных трудов по навигации, авторами которых являются люди с учеными степенями и соответствующим подходом. Эти книги обязательны к прочтению будущим штурманам. На нашем сайте мы решили рассмотреть пару простейших навигационных вопросов, используя доступный к пониманию язык для людей с начальным уровнем подготовки.

азимутальный кругОдна из основ Морской Навигации — определение направлений. Если мы возьмем направление на Север, как единственное устойчивое, то все последующие будут считаться приложенными к нему углами.

Расчет углов производится на азимутальном круге с плюсовым значением по направлению движения  часовой стрелки. От Севера до Севера круг разделен на 360 градусов (32 румба = 11,25 градусов каждый).

В морской навигации используем: Истинное направление, Магнитное (компасное) и  Гирокомпасное.

Магнитное направление зависит от магнитного меридиана, который является физическим воздействием на картушку магнитного компаса. Дело в том, что в каждой точке земного шара показания магнитного компаса будут разные, поэтому требуется вносить компасную поправку, которая состоит из магнитного склонения и девиации. Чуть позже рассмотрим этот вопрос подробнее.

Гирокомпасное направление максимально приближено к Истинному, но, как и любой прибор, гирокомпас имеет свою ошибку. По исключению этой ошибки мы придем к Истинному направлению. Чуть позже рассмотрим этот вопрос подробнее.

Истинное северное направление на меридиан взято из модели земного шара. К нему привязаны все проекции навигационных карт и путей, именно поэтому к истинным  (курс, пеленг) мы будем приводить все остальные направления.

Курс судна

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Курс — Heading

Курс — угол между северным направлением на меридиан и линией диаметральной плоскости судна. Диаметральная плоскость делит судно на две продольные, симметричные части.

Пеленг на объект

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Пеленг — Bearing

Пеленг — угол между направлением на северную часть меридиана и линией диаметралной плоскости судна. Как и курс, измеряется от 0 до 360 градусов. Пеленгование позволяет решать множество задач — определение места судна, расхождение с другими судами или объектами и т.д.  Если пеленг привязан к меридиану, значит отсчеты следует приводить к истинным значениям. Взяв пеленг визиром репитора гиро-компаса, для нанесения на карту или маневренный планшет, следует вычесть ошибку показаний гирокомпаса, если таковая, конечно, имеется.

Обратный пеленг

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Обратный пеленг — Opposite Bearing

Как выяснилось, с помощью пеленга штурман способен решать множество задач. Достаточно часто приходится высчитывать, так называемый, обратный пеленг. То есть, используя тот же линейный элемент, мы берем обратное направление с объекта на судно. Для этого достаточно прибавить или отнять от имеющегося у нас пеленга 180 градусов.

Курсовой угол

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Курсовой угол — Relative Heading Angle

Следующий необходимый элемент в тригонометрической части Навигации — курсовой угол — угол между линией диаметральной плоскости судна и пеленгом. Имеет значения от 0 до 180 градусов на правый и левый борта. Правый борт имеет значение со знаком «+», левый, соответсвенно, со знаком «-«.

Формулы

Для проведения расчетов нам необходимы зависимости между упомянутыми элементами. Для начала разберемся с обозначениями:

HDG — Heading,  Истинный курс

BRG — Bearing, Истинный пеленг

Opp.BRG — Opposite Bearing, Обратный пеленг

RHA — Relative Heading Angle, Курсовой угол

HDG = 045°
RHA = +025°
BRG = HDG + RHA = 045+025 = 070°

————————

HDG = 272°
BRG = 148°
RHA = BRG - HDG = 148-272 = -124°

————————

HDG = 350°
RHA = +050°
BRG = HDG + RHA = 350+050 = 400 ⇒ 400-360 = 040°

————————

HDG = 005°
RHA = -015°

BRG = HDG + RHA = 005+(-015) = -010 ⇒ 360-010 = 350°



————————

BRG = 120°
Opp.BRG = BRG + 180° = 120+180 = 300° 

Задавайте свои вопросы в комментариях. Вместе мы осилим это дело!

(с) NavLib

Навигация. Первые шаги. Курс, пеленг.

Добавить комментарий