Как найти курсовую дозу

Проверка и расчет доз в рецептах.

Определение
массы ЛВ и суточной дозы в рецепте

Пример 1.
Определить суточную дозу преднизолона.

Rp.:
Prednisoloni 0,005

D.t.d.
N. 100 in tab.

S.
По одной таблетке 4 раза в день.

Решение
задачи.
Разовая
доза преднизолона равна 0,005 (5 мг). Для
того чтобы определить суточную дозу,
необходимо разо­вую дозу умножить на
количество приемов препарата в сутки:
0,005 х 4 = 0,02 г.

Преднизолон
относится к списку Б. Его ВРД = 0,015 г, ВСД
= 0,1 г, следовательно, ни разовая, ни
суточная дозы не завышены.

Ответ: суточная
доза преднизолона равна 2 сантиграммам
(20 мг).

Расчет доз
лекарственных веществ в граммах

Пример 2. Выпишите
рецепт, рассчитайте количе­ство
вещества, содержащееся в 1 мл указанного
раствора: Возьми: Раствор атропина
сульфата 0,1 % — 1 ml,
Дай таких доз N. 6 в ампулах, Обозначь. По
1 мл под кожу.

Решение задачи.
0,1 %
раствор
означает, что 0,1 г атропина сульфата
содержится в 100 мл раствора, а в 1 мл
раствора — X
г вещества. X
== 0,1 г х 1 мл : 100 мл = 0,001 г.

Ответ: в
1 мл 0,1 % раствора содержится 0,001 г (1 мг)
атропина сульфата. Этот рецепт выписывают
следующим об­разом:

Rp.:
Sol.
Atropini
sulfatis
0,1 % — 1 ml

D.t.d.
N. 6 in
amp.

S.
По 1 мл под кожу.

Расчет концентраций
лекарственных веществ в процентах

Пример 3. Рассчитать
количество ЛВ в процентах, если в 1 мл
раствора содержится 0,01 г вещества;

Решение задачи.
Правильная
пропорция выглядит следую­щим образом:
в 1 мл раствора содержится 0,01 г ЛВ, а в
100 мл —X.
X
будет равен 1 %.

Ответ: концентрация
раствора 1 %

Расчет доз
лекарственных
веществ, содержащихся в микстурах

Пример 4. Рассчитайте
количество каждого вещества, содер­жащегося
в одной столовой ложке микстуры, если
известны концентрации их растворов:
0,1 % и 10 %.

Решение задачи.
Необходимо
помнить, что в 1 столовой ложке содержится
15 мл микстуры, в 100 мл 0,1 % раствора — 0,1
г ЛВ, а в 15 мл — 0,015 г. Количество вещества
в 1 столовой ложке 10 % раствора равно 1,5
г (10 г х 15 мл : 100 мл = 1,5 г).

Ответ: при
0,1 % концентрации раствора в 1 столовой
ложке содержится 0,015 г ЛВ, при концентрации
10 % — 1,5 г.

Расчет доз
лекарственных веществ в каплях

Пример 5. Выписать
5 мл 1 % раствора тропикамида. На­значить
в качестве глазных капель по 1 капле в
оба глаза 2 раза в течение 5 мин 1 раз в
сутки. Рассчитать суточную дозу
тропикамида.

Решение задачи.
Расчет
количества вещества в 5 мл 1 % раствора.
1 г вещества содержится в 100 мл; 0,1 г
вещества содержится в 10 мл; 0,05 г тропикамида
содержится в 5 мл раствора. При стандартных
условиях 20 капель водного раство­ра
занимают объем 1 мл, следовательно, в 2
каплях (0,1 мл) содержится 1 мг (0,001 г)
вещества. При закапывании в оба глаза
доза увеличивается в 2 раза в соответствии
со схемой дозирования (0,002 г).

Ответ: разовая
доза = суточной дозе = 0,002 (2 мг).

Rp:
Sol.
Tropicamide
1 % — 5 ml

D.S.
По 1 капле в оба глаза 2 раза в течение 5
мин.

Проверка
доз лекарственных веществ, содержащихся
в
растворах
для
инъекций

Концентрацию ЛВ
в растворах для инъекций, как правило,
обозначают в процентах или ЕД (ME),
поэтому расчет доз в таких растворах
сходен с расчетом доз в тех случаях,
когда известна концентрация в процентах.

Пример 6. Проверить
высшие разовые и высшие суточные дозы
строфантина К в следующем рецепте:

Rp.:
Sol.
Strophanthini
К 0,025 % – 1 ml

D.t.d.
N. 10 in
amp.

S.
По 1 мл внутривенно в 20 мл 20 %
раствора
глюкозы, медленно
в течение 5—6 мин.

Решение
задачи.
ВРД
для строфантина 0,0005 г (0,5 мг), ВСД 0,001
г (1 мг). 0,025 г строфантина содержится в
100 мл рас­твора, в 10 мл – 0,0025 г (2,5 мг) и
в 1 мл 0,00025 (0,25 мг, или 250 мкг). Выписанная
в рецепте доза строфантина в 2 раза ниже
ВРД.

Ответ: доза
строфантина в рецепте = 0,00025 г (0,25 мг).
Эта доза не превышает ВРД (0,5 мг).

Проверка
доз в рецептах, содержащих сильнодействующие
и
наркотические препараты

Пример
7.

Rp.: Magnesii oxydi 0,5

Bismuthi subnitratis 0,2

Extr. Belladonnae sicci 0,01

M.f. pulv.

D.t.d.
N. 10

S.
По одному порошку 3 раза в день.

Решение задачи.
Проверяем
дозы сухого экстракта красав­ки.
Разовая доза равна 0,01 г, суточная доза
с учетом схемы дозирования составляет
0,03 г. Дозы не завышены, так как ВРД = 0,1
г, ВСД = 0,3 г, а в данном рецепте дозы в 10
раз

меньше.

Ответ: разовая
доза сухого экстракта красавки 0,01 г,
су­точная доза 0,03 г.

Расчет курсовых
доз

Пример 8. Правильно
рассчитать общее количество пре­парата,
необходимое больному на курс лечения.

Rp.:
Biseptoli 0,48 D.t.d.
N. 20

S.
По 2 таблетки 2 раза в день утром и вечером
после еды в
течение 10 дней.

Решение
задачи.
Рассчитываем
суточную дозу препарата: на один
прием 2 таблетки 2 раза в день, значит, в
сутки 4 таблетки. Препарат
необходимо применять 10 дней. Больному
на курс лечения нужно: 4 таблетки х 10
дней = 40 таблеток.

Ответ: выписанного
количества бисептола недостаточно на
курс лечения. Необходимо 2 упаковки по
20 таблеток в блис­тере. Правильно
выписанный рецепт выглядит следующим
об­разом:

Rp.: Biseptoli 0,48

D.t.d.
N. 40

S.
По 2 таблетки 2 раза в день утром и вечером
после еды в течение 10 дней.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

 1.  Разовая – количество препарата на один прием;

  2. Суточная – количество препарата, применяемое в тече­ние суток;

 3.  Курсовая – количество препарата, применяемое в тече­ние курса лечения определенного заболевания (например, для лечения гипертонической болезни 1 стадии в течение 1,5-2 месяцев применяют эналаприл);

   4.  Ударная (как правило, начальная разовая доза в 2 раза превышает последующие, наиболее       характерно при назначении сульфаниламидных препаратов и сердечных гликозидов);

  1.  Минимальная (пороговая) – доза препарата, при кото­рой начинает проявляться терапевтический (лечебный) эффект;
  2.  Средняя терапевтическая доза – доза лекарственного средства, которая наиболее часто применяется при лече­нии конкретного заболевания конкретным врачом в кон­кретный период времени. Например, средняя терапевти­ческая доза пенициллина в середине 70-х годов 20-го столетия составляла 100 тысяч единиц на 1 инъекцию, а в настоящее время применяют минимум 500 тысяч единиц на одну инъекцию;
  3.  Максимальная – доза лекарственного средства, которая проявляет терапевтическую активность, но при Назначе­нии которой, еще не проявляется токсический эффект;
  4.  Токсическая – доза лекарственного средства, при назна­чении которой выявляется токсический эффект.
  5.  Летальная доза – доза лекарственного средства, при на­значении которой наступает смертельный исход. Нахож­дение летальной дозы используется в экспериментальной фармакологии для определения токсичности препаратов. Обычно, для определения токсичности определяют ЛД – 50, доза препарата, которая вызывает гибель 50% живот­ных (мыши, крысы и др.).

 

Лекарственные средства дозируются:

  •  В весовых ед. (г, мг, мкг на 1 кг; на 1 м.кв );
  •  В объемных ед. (мл, капли и др.);
    •  В единицах активности (ME – международные еди­ницы, ЛЕД – лягушачьи единицы действия).

Концентрация – количество ЛC в определенном объеме.

Например, 5 и 40% растворы глюкозы оказывают разный эф­фект на организм. 5% раствор глюкозы – физиологический раствор; 40% раствор глюкозы – гипертонический, оказывает выраженный диуретический эффект.

В настоящее время есть несколько способов расчета доз для пациентов, особенно детей:

1.  По массе тела; исходно считают, что средняя терапевтиче­ская доза рассчитана на человека с весом в 70 кг. Зная вес ребенка можно рассчитать его разовую или курсовую до­зу. Например: разовая средняя терапевтическая доза ноотропила в среднем составляет для взрослого человека 700мг. Зная, что масса ребенка 10кг рассчитываем его ра­зовую дозу, составляя пропорцию: На 70кг массы тела взрослого человека назначается 700мг препарата, а на 10 кг массы тела ребенка получается 100мг.

2.  По возрасту: считается, что средняя доза препарата назна­чается для человека в возрасте 24 года. Зная возраст ре­бенка можно рассчитать его дозу. Например: человеку в

возрасте 24 года назначают аспирин в дозе 500мг, а ребен­ку в возрасте 12 лет рекомендуется назначить 250мг.

3. В литературе описан расчет доз, который широко приме­няется в педиатрической практике таких стран как Англия и Франция:

Если ВЕС РЕБЕНКА меньше 30 кг:

ДОЗА = (МАССА X 2)% ДОЗЫ ВЗРОСЛОГО;

Например: масса ребенка 25кг, тогда доза препарата соста­вит 50% дозы взрослого.

Если вес ребенка больше 30кг:

ДОЗА = (МАССА + 30)% ДОЗЫ ВЗРОСЛОГО.

Например: масса ребенка 50кг, тогда доза составит 80% взрослого человека. В случае, если вес ребенка превышает 70 кг, назначают дозу лекарственного средства, которая ре­комендуется для взрослых.

Явления, возникающие при повторном введении препаратов

Лекарства и математика: как рассчитать дозу лекарства

28 августа 201918269 тыс.

Многое из того, что вы прочитаете ниже, может показаться странным и даже обидным. Ведь это «многое» изучается в первых трех классах обычной средней школы.

Но все-таки напоминания и примитивные разъяснения могут оказаться полезными, принимая во внимание тот факт, что подсчетами вы будете заниматься в особо нервном состоянии из-за болезни ребенка…

Единицы измерения

Итак, мы поговорим о том, как правильно рассчитать дозу лекарственного средства для ребенка.

Дозу назначенного вашему ребенку лекарства следует каким-либо образом измерить, и в качестве единиц измерения могут быть использованы:

  • единицы массы (грамм, миллиграмм и т. д.);
  • единицы объема (литр, миллилитр, капля и т. д.);
  • специальные единицы (условные, биологические и т. д.);
  • единицы конкретной лекарственной формы (таблетка, капсула, ампула и т. д.).

Основной единицей измерения массы при дозировке лекарственных средств является грамм и его производные — миллиграмм и микрограмм.

Конечно, мы знаем, что с точки зрения международной системы единиц (СИ) основной единицей массы является килограмм (кг), а стандартной единицей объема — кубический метр (м3), а не миллилитр, но для ясности изложения пренебрегаем условностями. 

Общепринятые сокращения

  • грамм — г;
  • миллиграмм — мг;
  • микрограмм — мкг.
  • 1 г = 1000 мг = 1 000 000 мкг.
  • 1 мг = 1000 мкг.
  • 1,0 — это грамм;
  • 0,001 — это миллиграмм;
  • 0,000001 — это микрограмм.

Основной единицей измерения объема является миллилитр. Привычный в быту литр в качестве дозы применяется редко, но все-таки иногда применяется. Например, «объем жидкости, необходимый для проведения очистительной клизмы — 1 литр» или «суточный объем инфузионной терапии — 1,5 литра».

Общепринятые сокращения

  • литр — л;
  • миллилитр — мл.
  • 1 л = 1000 мл.

Единица объема в обязательном порядке указывается!

Если не указано, т. е. просто написано 15,0 — значит, это не объем, а масса — 15 граммов. Если же речь идет о миллилитрах, то рядом с числом 15 должно быть написано — мл: 15,0 мл.

Важно!

Пожалуйста, будьте внимательны: самая частая родительская ошибка — это когда путаются МГ и МЛ.

Еще раз обращаем внимание, поскольку именно этот момент крайне актуален!
Не путать единицы массы и единицы объема — это очень-очень важно!

Всегда, когда некое лекарственное средство назначается парентерально в определенном количестве мл, речь идет о том, что этот объем будет измеряться шприцем для инъекций надлежащего размера или же будет использован флакон инфузионного раствора, имеющий соответствующие объемные метки.

Упаковки современных (дозируемых миллилитрами) лекарственных средств для приемавнутрь в обязательном порядке содержат специальные измерительные устройства: колпачки, пипетки, шприцы, стаканчики, мерные ложки.

Если ничего подобного нет, а лекарство все-таки назначено внутрь и в мл, значит, для измерения необходимого объема следует использовать шприцы для инъекций или специальные градуированные измерительные стаканчики, продающиеся в аптеках.

Нестандартной и неточной единицей измерения объема является капля. Объем капли во многом определяется физическими свойствами дозируемой жидкости.

Так, например, объем одной капли спиртового раствора составляет в среднем 0,02 мл, а объем одной капли водного раствора может колебаться от 0,03 до 0,05 мл.

Фармацевты и врачи довольно давно договорились о том, что стандартной аптекарской, медицинской мерой капли является 0,05 мл.

Таким образом, 1 мл = 20 капель.

Когда раствор конкретного препарата назначен вашему ребенку именно в каплях и речь идет о современном лекарственном средстве, то упаковка обычно содержит специальную пипетку или крышка флакона представляет собой специальную капельницу.

Если пипетки или крышки капельницы нет, значит, вы можете использовать стандартную, продающуюся в любой аптеке медицинскую пипетку. Если назначено много капель, вполне можно использовать для измерения необходимого объема жидкости одноразовый шприц.

Назначено по 10 капель — значит, это 0,5 мл; 40 капель — соответственно, 2 мл.

Вы даже можете использовать формулу: количество мл = количество капель разделить на 20.

Главное помнить о том, что всегда, когда некое лекарственное средство назначено в каплях и вы не можете разобраться, чем эти капли добывать-измерять, однозначно подразумевается, что объем одной капли равен 0,05 мл.

И это означает, что, имея в доме медицинский шприц объемом 1 мл, вы без труда и абсолютно точно сможете определить нужный объем лекарства: 2 капли — 0,1 мл, 3 капли — 0,15 мл, 5 капель — 0,25 мл и т. д.

Еще более нестандартными (по сравнению с каплями) единицами измерения объема являются разнообразные бытовые ложки, которые иногда (но все реже и реже) используются для дозирования малоактивных и относительно безопасных лекарств.

Стандартный объем ложек в мл:

  • чайная ложка — 5 мл;
  • десертная ложка — ориентировочно 10 мл (единого стандарта нет);
  • столовая ложка — в странах СНГ — 18 мл, в США, Канаде — 15 мл, в Австралии — 20 мл;

В некоторых странах используется такое понятие, как детская ложка:

  • детская ложка — 10 мл.

Чтобы совсем закрыть тему кухонных принадлежностей для измерения объема, вспомним о стакане. Дозирование стаканами больше принято в кулинарии, но иногда применяется и в медицине для измерения объема настоев, отваров, полосканий и т.п.

  • Один стакан — 200 мл.

Действующее вещество находится в жидком лекарственном средстве в определенной концентрации. Цифровое значение этой концентрации отражается в таком, казалось бы, очевидном, но не всегда понятном выражении, как процент раствора.

Выражение «5 % раствор аскорбиновой кислоты» вовсе не выглядит сложным и загадочным. Но все-таки следует дать некоторые разъяснения, дабы окончательно расставить точки над i.

Итак, концентрацию в фармакологии принято отображать как количество единиц массы в единице объема. Таким образом, выражение «1 % раствор» означает, что в 100 мл жидкости находится 1 г действующего вещества.

В подавляющем большинстве случаев объем жидкости, назначенный ребенку, измеряется миллилитрами.

Поэтому пересчитываем:

100 мл — 1 г;
10 мл — 0,1 г;
1 мл — 0,01 г.

0,01 г — это 10 мг. Вполне логичный вывод: в 1 мл 1 % раствора содержится 10 мг действующего вещества.

Оказывается, что подсчитать необходимое количество активного вещества в единице объема (в 1 мл) совсем несложно: для этого всего-навсего необходимо дописать нолик к количеству процентов.

Тренируемся:

  • в 1 мл 5 % раствора аскорбиновой кислоты — 50 мг аскорбинки;
  • в 1 мл 50 % раствора анальгина — 500 мг анальгина;
  • в 1 мл 0,1 % раствора лоратадина — 1 мг лоратадина;
  • в 1 мл 66,7 % раствора лактулозы — 667мг лактулозы;
  • в 1 мл 0,05 % раствора хлоргексидина — 0,5 мг хлоргексидина…

Производители детских лекарственных форм весьма скептически относятся к математическим способностям родителей этих самых детей. В инструкции вполне может быть написано «раствор лоратадина 0,1 %», но на упаковке будет указано большими буквами: «лоратадин 1 мг/1 мл» или «лоратадин 5 мг/5 мл».

Огромное количество жидких лекарственных средств выпускается в разных концентрациях. В 1 мл суспензии парацетамола может быть 20, а может и 50 мг: на коробочке с суспензией напишут «120 мг/5 мл» или «250 мг/5 мл». Работник аптеки не сможет правильно отпустить, а мама не сможет правильно дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «5 мл суспензии» — надо знать, о какой концентрации суспензии идет речь. Таким образом, всегда, когда вашему ребенку назначается что-либо жидкое, важно убедиться в том, что вы знаете не только название раствора, но и его концентрацию!

Ситуация, когда врач назначает раствор, сироп, суспензию и т. п., но не указывает при этом концентрацию, тем не менее, возможна.

Так, сиропы лактулозы практически все производители выпускают в виде 66,7 % раствора. И когда врач написал: «Сироп лактулозы 5 мл утром до завтрака», то в этом никакой ошибки нет.

Еще один вариант: речь идет о лекарственном средстве, назначенном под конкретным торговым названием.

Пример такого назначения: «нурофен для детей, суспензия, при температуре выше 39 °С 10 мл внутрь». Суспензия под названием «нурофен для детей» выпускается только в одной концентрации — 100 мг/5 мл. Поэтому все написано правильно, ошибиться невозможно.

Другой вопрос в том, что в аптеке вам могут сказать примерно следующее: «У нас сейчас нет нурофена для детей в суспензии. У нас есть другое лекарство, но в составе ибупрофен, как и в нурофене, и это другое — только в таблетках по 0,4. Все остальное есть в областном центре, автобус завтра утром…»

И тогда вы подсчитаете:

— 10 мл с концентрацией 100 мг/5 мл — это значит, нам назначили 200 мг.
А в таблетке 0,4 — это 400 мг.

Значит, будем уговаривать Машеньку проглотить полтаблетки…

Еще один принципиально важный момент. Знание концентрации необходимо не только тогда, когда лекарства принимаются внутрь и дозируются в миллилитрах (мл). Для местного применения и дозирования каплями это не менее актуально.
И если назначено «ксилометазолин по 2 капли в каждую ноздрю 3 раза в день», то до того, как капать, следует пренепременно уточнить, о каком ксилометазолине речь — 0,1 % или 0,05 %?

Концентрация активного вещества в дерматологических средствах также обозначается процентами, но никакой специфики здесь нет. Поэтому если написано «гидрокортизоновая мазь 1 %», то это значит, что в 1 мл этой мази содержится 10 мг гидрокортизона. Но точно так же, как и с суспензией парацетамола, нельзя написать просто «гидрокортизоновая мазь», поскольку мазь эта бывает 0,5 %, 1 %, 2,5 %…

Теперь о дозировании с использованием специальных единиц. Всегда, когда речь идет о неких лекарственных единицах, количество этих единиц увязывается либо с единицей объема, либо с конкретной упаковкой или лекарственной формой. И эту взаимосвязь в обязательном порядке следует уточнить!

Т.е. надо непременно знать о том, что в 1 мл раствора инсулина содержится именно 40 единиц или именно 100 единиц препарата.

Надо обязательно знать, что именно в этой таблетке с панкреатином содержится доза, равная 10 000 единиц липазы. Именно 10 тысяч, а не 40 или 25.

Надо обязательно знать, что именно в этом стерильном флаконе находится 500 000 единиц натриевой соли бензилпенициллина.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что всегда, когда нечто назначено в единицах, следует в обязательном порядке уточнить, в каком объеме, в каком флаконе, в какой капсуле содержится именно это количество единиц.

С огромными сложностями и множеством ошибок сопряжено использование в качестве единицы дозирования наименования конкретной лекарственной формы.

В одной таблетке одного и того же фармацевтического средства может быть разное количество действующего вещества. Так, в одной таблетке парацетамола может быть 80, 120, 125, 200, 285, 325, 500 или 564 мг. Очевидно, что никто не сможет правильно продать в аптеке или дать ребенку парацетамол, назначенный в дозе «1 таблетка».

Поэтому рядом с названием препарата и выбранной лекарственной формой должно быть обозначено количество действующего вещества именно в этой, назначенной конкретному больному лекарственной форме.

Примеры:

  • кальция глюконат, таблетки по 0,5;
  • цефалексин, капсулы по 0,25.

Указание на некую таблетку или капсулу при отсутствии сведений о содержании действующего вещества может в некоторых случаях быть оправдано тем, что никакого выбора таблеток именно этого медикаментозного средства нет.

Подобное возможно, если:

  • препарат выпускается в данной лекарственной форме лишь со строго определенным количеством действующего вещества. Например, орнидазол выпускается в таблетках по 0,5. Других таблеток нет. Не ошибешься;
  • препарат назначается под торговым названием, а конкретный производитель выпускает его лишь в такой лекарственной форме — выбора нет. Например, одна таблетка супрастина всегда содержит 0,025 хлоропирамина. Поэтому, если назначен супрастин по одной таблетке два раза в день, — не ошибешься;
  • препарат представляет собой строго определенную, защищенную торговым названием комбинацию неких ингредиентов. Например, декатилен, таблетки для рассасывания. Никакого другого декатилена нет. Не ошибешься.

Мы уже знаем, что оптимальный способ дозирования лекарственных средств детям основан на взаимосвязи дозы с весом ребенка.

Рассмотрим тонкости подобного дозирования на примере самого популярного детского жаропонижающего средства — парацетамола.

Известно, что разовая доза парацетамола составляет 10–15 мг/кг.

Имеем ребенка с массой тела 15 кг. Таким образом, разовая доза лекарства составляет от 150 (10 х 15) до 225 (15 х15) мг.

  • Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза приблизительно равна 6,2–9,3 мл.
  • Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 3–4,5 мл.
  • Мы купили таблетки по 200 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — 1 таблетка.
  • Мы купили таблетки по 325 мг. А нам надо от 150 до 225. Значит, наша разовая доза — полтаблетки.

Теперь давайте разберемся с суточной дозой того же парацетамола. При наличии показаний это лекарство можно давать в течение суток повторно, но не более 4–5 раз, и очень важно, чтобы интервал между приемами был не менее 4 часов.

Все тот же ребенок — масса тела 15 кг. Максимальная суточная доза лекарства ни в коем случае не должна превышать 60 мг/кг. Это значит, что нашему малышу можно за сутки не более чем: 15 х 60 = 900 мг.

  • Мы купили суспензию 120 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 24 мг. А нам надо не более 900. Значит, наша максимальная суточная доза — 37,5 мл (900/24).
  • Мы купили суспензию 250 мг/5 мл. Это значит, что в одном мл — 50 мг. А нам надо за сутки максимум 900. Значит, наша суточная доза не должна превышать 18 мл (900/50).
  • Мы купили таблетки по 200 мг. Значит, за сутки нельзя больше четырех таблеток.
  • Мы купили таблетки по 325 мг. Значит, наша максимальная суточная доза 2 таблетки и еще три четверти таблетки.

Уже это наше перечисление показывает, что, зная вес и необходимую разовую/суточную дозы, довольно-таки легко осуществить рациональный выбор лекарственной формы. Очевидно, что дать ребенку 3 мл суспензии в большинстве случаев намного проще, чем 10 мл или половинку таблетки.

Поэтому для дитя с массой 15 кг оптимальной лекарственной формой парацетамола будет, пожалуй, суспензия 250/5 мл.

Еще более показателен в рассматриваемом аспекте выбор оптимальной дозы парацетамола для ректального введения.

Известно, что при использовании суппозиториев разовая доза парацетамола выше, чем при приеме внутрь, и составляет 20–25 мг/кг. Таким образом, ребенок с весом 10 кг должен получить свечу, содержащую от 200 до 250 мг.

Мы отправляемся в аптеку, и там выясняется, что в продаже имеются свечи с парацетамолом, содержащие активное вещество в количестве 50, 80, 100, 125, 150, 250, 300, 500, 600 и даже 1000 мг. В нашей ситуации логичнее всего купить свечи по 250 мг и применять их с минимальной нагрузкой для детской психики.

Но можно всего этого не знать и издеваться над ребенком, засовывая в него две свечи по 100 мг, или издеваться над собой, пытаясь отрезать половину от свечи 500 мг.

Обращаем также внимание на то, что внимательное изучение листа с врачебными назначениями во многих случаях позволит вам сэкономить значительные средства.

Пример назначений: «азитромицин суспензия. 200 мг 1 раз в день за полчаса до еды, 3 дня подряд». Отправляемся в аптеку, и там выясняется, что антибиотик азитромицин в суспензии продается в следующих упаковках:

  • порошок для приготовления суспензии 100 мг/5 мл, флакон 20 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 15 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 30 мл;
  • порошок для приготовления суспензии 200 мг/5 мл, флакон 20 мл.

Понятно, что оптимальный в нашей ситуации выбор — 200 мг/5 мл, флакон 15 мл — этого как раз хватит для назначенного курса лечения. Любая другая упаковка экономически не выгодна: либо придется докупать, либо останется.

К сожалению, нередко встречается ситуация, когда врач просто не успевает следить за стремительно меняющимся ассортиментом аптек. И в таком случае вполне возможны такие назначения: «лоратадин 5 мг 1 раз в день в течение 2 недель».

Это, разумеется, неправильно, но весьма незначительное родительское интеллектуальное усилие позволяет решить проблему.
Итак, приходим в аптеку за лоратадином, 5 мг.

Выясняется, что лоратадин бывает в таблетках по 10 мг, а также в сиропах или суспензиях — 1 мг/1мл.

5 мг — это полтаблетки или 5 мл сиропа. Делить таблетки нам не хочется, да и с глотанием таблеток у нашей крохи проблемы, так что приобретаем жидкое-вкусное и даем то, что доктор прописал…

Кстати, перед покупкой проводим несложные подсчеты: 5 мл в день, да на 2 недели, это 5 х 14 — получается, на курс лечения надо 70 мл. А сколько же там во флаконе?

Интересуемся: оказывается, в одном флаконе сиропа или суспензии лоратадина может быть 30, 50, 60, 100, 120 и 150 мл. Наверное, наиболее рационально купить флакон 100 мл — дайте, пожалуйста…

И последнее, на что хотелось бы обратить ваше внимание. Всегда, когда врачом предписывается делить таблетки, это либо обозначается словами (половинка, треть, четверть), либо дробью: 1/2, 1/3, 1/4.

А если написано «кальция глюконат 0,5» — это не полтаблетки (!), это полграмма — 0,5 г.

0,25 — это не четвертушка таблетки, это 0,25 г.

Настоящий текст представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент из книги Е. О. Комаровского «Лекарства. Справочник здравомыслящих родителей».

Источник: http://articles.komarovskiy.net/lekarstva-i-matematika-kak-rasschitat-dozu-lekarstva.html

27.02.2018

Услышав от лечащего врача что-нибудь вроде: «Принимайте по одной таблетке три раза в день», мы нередко задумываемся, от чего зависят дозы прописываемых лекарственных препаратов.

То, что нам назначает врач, — это терапевтическая доза. Она соответствует количеству лекарственного средства, которое необходимо принять, чтобы достичь желаемого лечебного эффекта. Терапевтическая доза зависит от многих факторов, таких как возраст, вес больного, общее состояние его здоровья, стадия заболевания, способ введения и т. д. Поэтому дозы определяются из расчета на килограмм массы тела, квадратный метр поверхности тела, год жизни и т. д.

Дозы бывают разовые, суточные и курсовые. Их определяют во время клинических испытаний с учетом эффективности препарата, побочных действий и реакций организма.

На стадии доклинических испытаний, когда проводятся эксперименты на животных и тканях, обычно выявляют еще два типа доз — токсическую (вызывает отравление) и летальную (приводит к смерти). При этом, как правило, рассчитывают так называемую острую токсическую дозу — дозу, способную вызвать смерть 50 % подопытных животных (ЛД50). Чем она меньше, тем вещество токсичнее. Если терапевтическая доза вещества отличается от ЛД50 менее чем в 20 раз (естественно, терапевтическая должна быть меньше), то ему не суждено войти в список лекарственных.

Прием лекарств даже в пределах терапевтических доз может сопровождаться проявлением различных нежелательных эффектов — побочных, токсических, аллергических.

Побочные эффекты обычно возникают вследствие фармакодинамики лекарственного вещества. Так, прием аспирина приводит к увеличению секреции кислого желудочного сока, а это, в свою очередь, может спровоцировать язвенную болезнь желудка. При приеме нитроглицерина побочным эффектом является головная боль в результате резкого расширения сосудов мозга и сдавления болевых центров.

К появлению токсических эффектов может привести передозировка. Однако даже соблюдение дозировки не гарантирует их отсутствия. Например, у пациента может быть нарушена функция печени или почек, и лекарство, вместо того чтобы подвергаться естественному разрушению и выведению из организма, будет накапливаться.

Длительное применение лекарства может вызвать привыкание. Оно возникает вследствие:

  • истощения ресурсов организма;
  • появления реакции иммунной системы, приводящей к более быстрой инактивации лекарственного вещества в организме;
  • снижения чувствительности специфических рецепторов.

В результате чем дольше больной лечится, тем большие дозы препарата он вынужден принимать, что может привести как к психологической зависимости, так и к физиологической, особенно если речь идет об анальгетиках (препаратах, снимающих болевые ощущения) и веществах, вызывающих эйфорию.

В современном мире легкодоступных антибиотиков серьезные трудности и опасения врачей вызывает проблема резистентности (устойчивости) к лекарственному средству, при которой не действуют самые эффективные препараты.

Такая ситуация может сложиться из-за бесконтрольного приема антибиотиков. Чаще всего слишком низкая дозировка вкупе с отсутствием анализов приводит к тому, что у бактерий вырабатывается устойчивость к препарату, что, в свою очередь, может послужить причиной перехода болезни в разряд хронических, появления осложнений, возникновения необходимости применять более сильные препараты, повышать дозировки.

Добавить комментарий