Как найти лампочку генератора

В прошлый раз я уже описал проблему. Вкратце: погасла контрольная лампа заряда аккумулятора, стрелка вольтметра не показывала зарядку с генератора.

Разобрал панель и проверил лампочку — оказалась целой, на следующий день продолжил выяснять причину и, порывшись в интернете, приступил к работе.
Вооружился отверткой-индикатором с проводом и мультиметром.
Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность “цепи возбуждения” генератора.
Вначале визуально осмотрел клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на “массу”.

Вроде бы, все целое.
Теперь, чтобы определить проходит ли ток возбуждения через панель на генератор включаем зажигание, берем отвертку-индикатор (лампочку) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец — к “массе” или отрицательной клемме аккумулятора.

При замыкании обычным проводом на “массу” должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором или она сама или лампа в панели, в зависимости у кого ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора.
Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся “цепь возбуждения” генератора работоспособна, и проблема находится в генераторе.

Не снимая генератор, выясняю исправность регулятора напряжения в сборе с щеточным узлом. Для этого беру индикаторную отвертку и один конец цепляю к клемме «61» генератора, а другой к положительной клемме аккумулятора.

Наша лампочка не загорелась, значит внутри регулятора произошел обрыв и требуется его замена. Поэтому буду снимать генератор с машины, хотя это и не обязательно — регулятор можно поменять и так, правда это довольно тяжело в морозы -20.
Ключом на 10 откручиваем саморезы с брызговика-защиты под генератором и отгибаем его в сторону.

Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30».

Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через нижний проем.
Заношу генератор в теплое место.
Еще раз убеждаюсь в неисправности регулятора напряжения прозванивая его мультиметром.

Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается.
Также проверяю диодный мост и обмотку статора на обрывы и замыкания.

Все в порядке.

Таким образом, неисправным оказался только регулятор напряжения. Заменяем его на новый, купленный в магазине.

Устанавливаем генератор на место в обратном порядке, натягиваем ремень, подсоединяем заряженный аккумулятор.
Для начала, измерим напряжение на клеммах аккумулятора на не заведенной машине.

Включаем зажигание.

Лампа аккумулятора загорелась, вольтметр показывает уровень заряда АКБ, ток идет на обмотку возбуждения.
Теперь заводим автомобиль и наблюдаем за показаниями на клеммах аккумулятора.

Как мы видим, генератор исправно работает и создает номинальный зарядный ток 14 В.

Лампа в панели погасла, стрелка вольтметра находится в режиме заряда аккумулятора.
Неисправность успешно устранена.
Полное обследование:

На чтение 7 мин. Просмотров 933

Двигатель не запускается, при движении из-под капота доносятся гул, вой или на приборной доске загорелся значок. Симптомы показывают на проблему в машине. Явно сигнализируют, что сломался генератор. Зная, где находится устройство, для чего нужно, легко проверить его на работоспособность.

Содержание

  1. Для чего нужен генератор
  2. Причины неисправности генератора
  3. Диагностика генератора
  4. Проверка обмотки
  5. Износ подшипников
  6. Щетки
  7. Стабилизатор напряжения
  8. Устанавливаем проблему на автомобиле
  9. Определяем исправность регулятора лампочкой накаливания

Для чего нужен генератор

Бесперебойная работа большинства деталей авто происходит благодаря специальному устройству. Двигатель запускается, коленвал начинает вращаться, образуя механическую энергию. Исправно работающий генератор преобразует ее в электрическую.

Питание поступает к внутренним системам:

  • диагностике;
  • аккумулятору;
  • зажиганию;
  • бортовому компьютеру;
  • светотехнике.

Если главный источник энергии вышел из строя, питания от аккумулятора надолго не хватит. Сегодня в автомобили встраивают синхронные генераторы переменного тока. Средняя мощность около 1 кВт. Чтобы на выходе мощность была стабильна, устанавливается стабилизатор напряжения.

Совет! Для первичной диагностики автовладельцу необязательно знать, из чего состоит генератор. Важно понимать, где расположено устройство и какие детали сначала необходимо проверить, чтобы определить работоспособность.

После запуска двигателя генератор является основным источником электроснабжения. Механизм находится под капотом машины. Состояние приводного ремня и подшипников проверяют в первую очередь. Посторонние звуки, сильный жар во время работы сигнализируют о проблеме.

Важно! Постоянный ток должен держаться в рамках показателей 13,5-14,5 В. Меньшая сила не сможет зарядить аккумулятор. Большая величина сможет разрушить электроприборы.

Причины неисправности генератора

Понять, что преобразующее энергию устройство сломалось, можно по некоторым признакам. О возможных проблемах с генератором рассказывает автомеханик Василий Смирняев:

Что будет происходить при неполадках во время движения:

  • приводной ремень начнет свистеть;
  • из-под капота станут доноситься воющие, жужжащие звуки от электрики;
  • приборная панель замерцает;
  • свет от фар станет тусклым.

При запуске двигатель будет плохо работать. На приборной панели появится значок «Перезарядка». В этом случае мотор будет работать, пока аккумулятор не разрядится до 8 В.

Если на капоте возникнут признаки ржавчины, значит электролит из аккумулятора начал вытекать. Горелый запах в салоне станет дополнительным свидетельством о проблемах с генератором.

Причинами проблем с преобразующим устройством становятся:

  • разрушение приводного ремня от перегрева;
  • стирание подшипников;
  • неполадки со стабилизатором напряжения;
  • износ щеток;
  • короткое замыкание обмотки ротора;
  • перезагрузка аккумулятора.

Каждый воздействующий фактор изучают сначала визуально, затем в разборе, с помощью мультиметра». Прибором проще исследовать агрегат, если его снять с автомобиля. Регулировки напряжения от 0 до 16 В будет достаточно для определения проблемы.

Диагностика генератора

Чтобы определить электрическую неисправность в автомобиле, требуется визуальный осмотр. Для начала проверяют состояние всех кабелей, проводов, идущих от генератора к аккумулятору. Не должно быть незащищенных участков, мест с окислением, оборванных частей. Проверке подлежат клеммы на трех основных агрегатах – генераторе, стартере, аккумуляторе.

Совет! Восстановить утраченный контакт поможет очищение от грязи, удаление ржавчины, следов окисления.

Если автомобиль не начал работать как положено, проводится дальнейший детальный осмотр.

Проверка обмотки

Соединительные провода отключают от клемм. Мультиметр переключают в режим «Измерение сопротивления». Прибор подсоединяют к токосъемным кольцам. Величина показателя должна быть 10 Ом.

Места для измерений:

  • общая точка;
  • свободные концы обмотки;
  • между концом и точкой.

Изучают сопротивление обмотки. Определяют значение по таблице:

Показания Параметр
Сопротивление отдельно взятой обмотки 5-15 Ом
Сопротивление каждой свободной обмотки Данные равны между собой
Сопротивление между свободными концами 10-30 Ом

Разница между концами должна вдвое превышать показатель сопротивления каждой обмотки. При этих данный статор считается исправным.

Износ подшипников

В устройстве генератора имеется два подшипника. Один вмонтирован в центральную крышку, другой в вал ротора. Состояние подшипников изучается при снятом ремне.

Детали нуждаются в замене, если:

  • Корпус генератора излишне нагревается.
  • Работу двигателя сопровождают свист, жужжание.
  • Ротор плохо вращается. Его переворачивание требует усилий.

Если обнаруживается люфт, подшипники необходимо заменить.

Щетки

Исправные щетки не имеют сколов. Кольца также без почернений и окислений. Детали свободно перемещаются по направляющим. Не допустима большая степень износа. Как и у протектора на шинах, у них разработана допустимая степень. Высота щеток минимум – 4,5 мм. С кольцами минимум составляет 12,8 мм в диаметре.

Важно! Щетки осматривают при снятом регуляторе напряжения. Небольшой износ, изменение цвета зачищают наждачкой.

Стабилизатор напряжения

Стабилизатор силы тока изготавливается отдельным узлом или встраивается в щеточный узел генератора. Проверка регулятора напряжения проводится мультиметром. Именно регулятор отвечает за равномерную подачу тока к бортовой сети, системам автомобиля.

Проверить исправность стабилизатора можно под капотом, не снимая генератор. Замерять напряжение необходимо при нагрузках, постепенно увеличивая обороты. В норме 14,6-15 В. Если проверить на сопротивление конденсатор, его показатель должен стремиться к бесконечности.

Устанавливаем проблему на автомобиле

Несколько способов помогут определить исправность генератора. Диагностика проводится на месте, без привлечения автомеханика, без демонтажа устройства.

Способ 1.

Проверить работоспособность генератора на машине, без мультиметра можно на месте. Для этого не надо ничего отключать, снимать механизм.

Как действовать:

  1. Предварительно в аккумуляторе отключают минусовую клемму.
  2. Запускают двигатель.
  3. Включают фары ближнего света.

Вывод: генератор работает хорошо, если шум мотора не сбивается, свет от фар поступает ровный, стабильный.

Способ 2.

Неисправность регулятора диагностируют мультиметром, измеряется подаваемое напряжение. Демонтаж главного узла не нужен. Так становится понятно о проблеме с генератором.

Последовательность действий:

  1. Реле переключателя устанавливают на значение постоянного тока.
  2. Режим измерения составляет от 0 до 20 В.
  3. Черный щуп подключают к минусовой клемме аккумулятора, красный к плюсовой.
  4. Включают двигатель.
  5. Изучают показатель прибора.

Вывод: напряжение на аккумулятор при холостом ходу поступает в диапазоне 12,5-12,8 В.

Второй этап проверки. Обороты двигателя увеличивают до 2000 в минуту. Последовательно мультиметр показывает значение в 13,5-14,5 В. Это свидетельствует о хорошей работе генератора. В противном случае предстоит детальное исследование устройства.

Способ 3.

Автомобильную лампу подключают к клемме 30 на генераторе. Точкой контакта становится толстая проволока, присоединенная к плюсу на аккумуляторе или стартере. Так проверяют выходное напряжение на генераторе.

Определяем исправность регулятора лампочкой накаливания

Чтобы оценить работу стабилизатора в домашних условиях лампочкой, необходимо отделить его от генератора.

Что делают:

  1. С аккумулятора снимают минусовую клемму.
  2. Отсоединяют провода, ведущие от регулятора к генератору.
  3. Откручивают два болта, скрепляющие два механизма.

Действуют аккуратно, чтобы не повредить щетки. Затем анализируют исправность стабилизатора. Для этого собирают цепь или так называемый проверочный стенд.

Для диагностики без машины понадобятся:

  • аккумулятор;
  • лампа накаливания на 12 В;
  • блок питания или зарядное устройство.
  • мультиметр.

Задача: постепенно увеличивать и уменьшать напряжение в лампе от 10 до 16 В.

Порядок действий:

  1. Зарядное устройство подсоединяют к аккумулятору.
  2. К клеммам подключают два провода и мультиметр.
  3. Плюс – это штекер, минус – металлическая пластина под крепежом.
  4. Два провода соединяют с регулятором.
  5. К цепи прикрепляют лампочку.
  6. Зарядное устройство подключают к внешней электросети.

Проверочный стенд готов. Цепь с блоком питания собирается также, только без аккумулятора. Перед началом проверки ручка мультиметра стоит на минимуме.

Диагностика:

  1. Постепенно увеличивают напряжение.
  2. Лампочка сильнее нагревается, светит ярче.
  3. Показание регулятора в 12 В обеспечивает полный накал.
  4. Усиливают напряжение до 15 В.
  5. Лампочка гаснет.
  6. Снижают напряжение.
  7. Свет снова появляется.

Так проверяется исправная работа регулятора. Накал пропадает при достижении напряжения в 14,3-14,5 В, затем вновь появляется при уменьшении параметра.

Вывод: стабилизатор напряжения не исправен, если лампочка накаливания горит при показателе в 14,8 В или затухает до достижения 14 В.

К сведению! Лампочка накаливания подходит для диагностики работоспособности стабилизаторов типа Я112Б; 591.3702-01; К1216ЕН1.

Проблему с преобразующим устройством, если она есть, выявляют визуально, с помощью доступных средств. Демонтировать автомобильный генератор необходимо только в том случае, когда причина кроется именно в нем. До этого стоит попытаться проверить работоспособность устройства любыми доступными свойствами.

Первоначальный осмотр, показания мультиметра станут основой для дальнейших действий. Для ремонта понадобятся навыки. Если уверенности в собственных силах нет, обращаются к специалистам.

При включении зажигания не горит лампа аккумулятора

Если при включении зажигания не горит лампа аккумулятора, то это повод для проведения полноценного тестирования своего авто. Проблема этого типа является довольно распространённой, с ней сталкивается практически каждый опытный автомобилист.

Опасность данной неисправности в том, что поломка может произойти где-нибудь вдалеке от людных мест, ночью зимой. Тогда осуществить ремонт или замену повреждённой детали окажется не так и просто.

Содержание

  • Про лампочку аккумулятора
  • Причины из-за чего не горит индикатор
  • Разрядка АКБ
  • Перегорание индикатора
  • Если виновник – предохранитель
  • Проблемы в цепи

Про лампочку аккумулятора

Лампочку аккумулятора правильнее называть индикатором работы генератора. При его загорании после половины оборота ключа зажигания, можно сделать вывод, что всё в порядке. Однако если лампочка загорается в ходе движения машины, явно генератор не работает, а бортовая сеть питается от АКБ. Если такое происходит, то это повод заехать в ближайший автосервис.

При включении зажигания тускло горит лампа аккумулятора

Таким образом, индикатор должен загораться, как только водитель поворачивает ключ в замке зажигания на пол-оборота и тухнуть, как только запускается двигатель.

Но бывает и так, что лампочка не горит при включённом зажигании и отключённом двигателе. Из-за чего такое происходит, узнайте ниже.

Причины из-за чего не горит индикатор

Крайне важно уметь самостоятельно выяснять причины проблемы, а также изучить способы её устранения. На самом деле причин, из-за которых лампочка отказывает, бывает немало. Проверить, однако, придётся все варианты, чтобы прийти к единственно верному решению.

Как правило, начальных знаний автоэлектрика бывает достаточно, чтобы осуществить проверку. Как и было сказано выше, причин бывает несколько, но делятся они на две категории: безобидные и опасные.

К опасной причине, требующей незамедлительного ремонта, относится неисправность цепи или её обрыв. Что касается безобидных причин, то это банальное перегорание лампочки, разрядка аккумулятора и т.д.

Наряду с этим, одна и та же причина может превратиться из безобидной в опасную. И это важно понимать.

Разрядка АКБ

Если одновременно с тем, что не загорается лампочка аккумулятора, ещё и приборы щитка не включаются или тускло светят, то это явный признак разрядки батареи. «Лечится» проблема простой зарядкой АКБ.

Не горит лампочка аккумулятора при включении зажигания

Однако не всё так просто. Разрядка автомобильной батареи может происходить вовсе не из-за того что владелец не успел вовремя её зарядить или забыл отключить фары. Проблема с аккумулятором переходит в категорию опасных, если причина кроется в генерирующем устройстве. Как известно, аккумулятор должен заряжаться в ходе движения автомобиля, иначе он разрядится довольно быстро. И эта функция ложится на генератор. Но, если последний неисправен, то возникают проблемы.

Таким образом, банальная на первый взгляд причина, может указать на испорченный автомобильный генератор, который выполняет много полезных функций. Очевидно, что следует провести доскональную диагностику, найти причину и устранить её.

Перегорание индикатора

На щитке приборов присутствует лампочка аккумулятора, которая может просто перегореть со временем. Это простая поломка, но и она не всегда бывает такой безобидной, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что если не заменить лампочку вовремя, можно не заметить проблему с генератором. Это, в свою очередь, приведёт к разрядке батареи в самый ответственный момент (на дороге остановились, заглушили двигатель, зашли в магазин на минуту, машина не заводится).

Не загорается лампа аккумулятора при включении зажигания

Важно иметь в виду также конструктивные особенности автомашины конкретной модели. К примеру, на некоторых авто генерирующие устройства имеют встроенное сопротивление, что позволяет вырабатывать энергию даже при сгоревшем индикаторе. А на других – за контроль генератора отвечает только лампа аккумулятора, индикатор заряда. При перегорании лампочки генератор априори перестаёт вырабатывать напряжение.

Примечание. К таким автомобилям относятся наши ВАЗы и большая часть иномарок старого образца. Чтобы защититься от ситуации с разряжённым АКБ на дороге, владельцам этих машин следует держать под рукой запасную лампочку.

Если виновник – предохранитель

Часто причиной того, что не включается лампочка аккумулятора, становится защитный элемент. Он просто перегорает, и одновременно это сказывается на нескольких приборах. Расположен предохранитель в «чёрном ящике», а найти его можно, если изучить схему, указанную на крышке монтажного блока.

Совет. Чтобы проверить предохранитель было легче, рекомендуется извлечь его и поставить другой, заведомо исправный. Если лампочка и другие приборы, зависимые от этого предохранителя начнут работать, значит, нужна замена.

Почему горит аккумулятор при включении зажигания

Другой способ тестирования предохранителя – замер сопротивления мультиметром. По сути, предохранитель представляет собой обычный провод конкретной толщины, зависящей от значения тока, напряжения, проходящего через данную цепь. Диаметр предохранителя подбирается так, чтобы при увеличении силы напряжения выходил из строя защитный элемент, т.е, предохранитель. Это даёт возможность избежать замыкания во всей цепи защищаемых объектов.

Проверка мультиметром предохранителя сводится к таким действиям:

  • Проверке тока на ножках предохранителя;
  • Измерения силы напряжения в цепи;
  • Определение сопротивления.

Что касается прибора, то на нём устанавливают предел измерения (около 20 В). Такое значение вполне достаточно для бортовой сети автомобиля, равное 12 В. Далее в работу включается электрооборудование, цепи которого этот самый предохранитель защищает. Один вывод тестера соединяется с кузовом автомобиля (массой), другой – к ножке предохранителя.

Что касается результатов измерений:

  • Предохранитель можно считать исправным, если на обеих его ножках есть напряжение;
  • То же самое нельзя сказать, если ток имеется только на входе;
  • Если на обеих ножках предохранителя напряжение полностью отсутствует, это тоже признак неисправности.

Проблемы в цепи

Проблема с цепью, питающей лампочку аккумулятора, может вызываться несколькими причинами. Рассмотрим все.

Схема пуска

Итак, довольно распространёнными становятся неполадки с контактами. Обычно такая ситуация возникает весной, после холодов. За зимние месяцы на разъёмах скапливается влага, вызывающая образование окислов. От этого контакт становится значительно хуже, в результате чего индикатор перестаёт включаться.

Как правило, данная проблема проявляется не сразу, не является стабильной. Другими словами, лампочка может один раз загореться, в другой раз нет.

Решением этой проблемы становится очищение всех разъёмов. Их следует обработать пластичной смазкой, специально предназначенной для этого.

Лампочка может перегореть по причине обрыва цепи. Чтобы удостовериться в этом, следует вооружиться мультиметром. Прибором проверяется цепь с целью определения неисправного участка.

Ещё один вариант проблемы – неисправность в реле. Некоторые автомобильные модификации оснащены реле с контролем лампочки заряда АКБ на щитке приборов. Как только отказывает реле, не работает и индикатор.

Чтобы протестировать реле, следует вооружиться мультиметром. Им замеряют ток на положительном выходе реле. Если напряжение меньше 6в, то явно налицо проблемы с генерирующим устройством. Если значение ещё выше, то неисправно реле. Он нуждается в замене.

Таким образом, узнать причину, почему не горит лампочка аккумулятора, крайне важно для наладки индикатора и защиты автомобиля от более серьёзных неисправностей.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Генератор от автомобиля ВАЗ
Генератор от автомобиля ВАЗ

Всем привет. В данной статье я расскажу о том, как проверить исправность автомобильного генератора без установки его на авто. Бывают ситуации, когда лежит генератор и не знаешь, рабочий он или нет, или при покупке возникают сомнения исправности генератора, либо же после ремонта, возникает необходимость проверки. Можно конечно же поставить на генератор на автомобиль и проверить, однако этот способ долгий.

Для того, чтобы проверить генератор, нам потребуется:

1) Генератор;

2) 2 провода, длиной примерно 50 см каждый;

3) Аккумулятор;

4) Лампочка с двумя проводами (подойдет 3 вольтовая лампочка) или если лампочки нет, подойдет мультиметр;

5) Аккумулятор автомобильный.

Соединяем в последовательности, указанной на рисунке

Схема соединения для проверки генератора
Схема соединения для проверки генератора

1) Минус от аккумулятора соедините с массой (корпусом) генератора;

2) Один конец от лампочки соедините с массой (корпусом) генератора;

3) Второй конец от лампочки соедините с резьбой, выходящей из генератора. Обозначена B+.

4) Плюс от аккумулятора соедините с штекером, выходящим из генератора. Обозначен D.

Соединив в указанной последовательности, вращаем шкив генератора (вращаться он будет туже, чем когда он не подключен, так как обмотка возбуждена) и наблюдаем за лампочкой. Если лампочка загорается когда мы вращаем шкив, значит генератор исправен и его можно устанавливать на автомобиль.

Будьте внимательны, и не допустите замыкания проводов “+” и “-“

Также можно проверить состояние контактных колец и щёток. Для этого снимите пластиковую крышку генератора. Затем можно увидеть щётки и контактные кольца. Бороздки на контактных кольцах не должны быть слишком глубокими. Допускается углубление, однако если изношена вся медная часть, тогда придется заменить контактные кольца, иначе возможно, что генератор перестанет давать зарядку. Образец изношенности на рисунке.

Проверка автомобильного генератора без установки

Также необходимо осмотреть состояние щёток. Они в процессе работы изнашиваются, это норма. Однако не должно быть такой степени износа, при которой они перестанут касаться контактных колес. В этом случае зарядка также пропадёт.

В этой статье мы рассмотрели способы проверки генератора, если статья понравилась, ставьте лайки и всем удачи на дорогах.

При включении зажигания не горит лампа аккумулятора (генератора)

При включении зажигания не горит лампа аккумулятора

Если при включении зажигания не горит лампа аккумулятора, то это повод для проведения полноценного тестирования своего авто. Проблема этого типа является довольно распространённой, с ней сталкивается практически каждый опытный автомобилист.

Опасность данной неисправности в том, что поломка может произойти где-нибудь вдалеке от людных мест, ночью зимой. Тогда осуществить ремонт или замену повреждённой детали окажется не так и просто.

Про лампочку аккумулятора

Лампочку аккумулятора правильнее называть индикатором работы генератора. При его загорании после половины оборота ключа зажигания, можно сделать вывод, что всё в порядке. Однако если лампочка загорается в ходе движения машины, явно генератор не работает, а бортовая сеть питается от АКБ. Если такое происходит, то это повод заехать в ближайший автосервис.

При включении зажигания тускло горит лампа аккумулятора

Таким образом, индикатор должен загораться, как только водитель поворачивает ключ в замке зажигания на пол-оборота и тухнуть, как только запускается двигатель.

Но бывает и так, что лампочка не горит при включённом зажигании и отключённом двигателе. Из-за чего такое происходит, узнайте ниже.

Причины из-за чего не горит индикатор

Крайне важно уметь самостоятельно выяснять причины проблемы, а также изучить способы её устранения. На самом деле причин, из-за которых лампочка отказывает, бывает немало. Проверить, однако, придётся все варианты, чтобы прийти к единственно верному решению.

Как правило, начальных знаний автоэлектрика бывает достаточно, чтобы осуществить проверку. Как и было сказано выше, причин бывает несколько, но делятся они на две категории: безобидные и опасные.

К опасной причине, требующей незамедлительного ремонта, относится неисправность цепи или её обрыв. Что касается безобидных причин, то это банальное перегорание лампочки, разрядка аккумулятора и т.д.

Наряду с этим, одна и та же причина может превратиться из безобидной в опасную. И это важно понимать.

Разрядка АКБ

Если одновременно с тем, что не загорается лампочка аккумулятора, ещё и приборы щитка не включаются или тускло светят, то это явный признак разрядки батареи. «Лечится» проблема простой зарядкой АКБ.

Не горит лампочка аккумулятора при включении зажигания

Однако не всё так просто. Разрядка автомобильной батареи может происходить вовсе не из-за того что владелец не успел вовремя её зарядить или забыл отключить фары. Проблема с аккумулятором переходит в категорию опасных, если причина кроется в генерирующем устройстве. Как известно, аккумулятор должен заряжаться в ходе движения автомобиля, иначе он разрядится довольно быстро. И эта функция ложится на генератор. Но, если последний неисправен, то возникают проблемы.

Таким образом, банальная на первый взгляд причина, может указать на испорченный автомобильный генератор, который выполняет много полезных функций. Очевидно, что следует провести доскональную диагностику, найти причину и устранить её.

Перегорание индикатора

На щитке приборов присутствует лампочка аккумулятора, которая может просто перегореть со временем. Это простая поломка, но и она не всегда бывает такой безобидной, как кажется на первый взгляд.

Дело в том, что если не заменить лампочку вовремя, можно не заметить проблему с генератором. Это, в свою очередь, приведёт к разрядке батареи в самый ответственный момент (на дороге остановились, заглушили двигатель, зашли в магазин на минуту, машина не заводится).

Не загорается лампа аккумулятора при включении зажигания

Важно иметь в виду также конструктивные особенности автомашины конкретной модели. К примеру, на некоторых авто генерирующие устройства имеют встроенное сопротивление, что позволяет вырабатывать энергию даже при сгоревшем индикаторе. А на других – за контроль генератора отвечает только лампа аккумулятора, индикатор заряда. При перегорании лампочки генератор априори перестаёт вырабатывать напряжение.

Примечание. К таким автомобилям относятся наши ВАЗы и большая часть иномарок старого образца. Чтобы защититься от ситуации с разряжённым АКБ на дороге, владельцам этих машин следует держать под рукой запасную лампочку.

Если виновник – предохранитель

Часто причиной того, что не включается лампочка аккумулятора, становится защитный элемент. Он просто перегорает, и одновременно это сказывается на нескольких приборах. Расположен предохранитель в «чёрном ящике», а найти его можно, если изучить схему, указанную на крышке монтажного блока.

Совет. Чтобы проверить предохранитель было легче, рекомендуется извлечь его и поставить другой, заведомо исправный. Если лампочка и другие приборы, зависимые от этого предохранителя начнут работать, значит, нужна замена.

Почему горит аккумулятор при включении зажигания

Другой способ тестирования предохранителя – замер сопротивления мультиметром. По сути, предохранитель представляет собой обычный провод конкретной толщины, зависящей от значения тока, напряжения, проходящего через данную цепь. Диаметр предохранителя подбирается так, чтобы при увеличении силы напряжения выходил из строя защитный элемент, т.е, предохранитель. Это даёт возможность избежать замыкания во всей цепи защищаемых объектов.

Проверка мультиметром предохранителя сводится к таким действиям:

  • Проверке тока на ножках предохранителя;
  • Измерения силы напряжения в цепи;
  • Определение сопротивления.

Что касается прибора, то на нём устанавливают предел измерения (около 20 В). Такое значение вполне достаточно для бортовой сети автомобиля, равное 12 В. Далее в работу включается электрооборудование, цепи которого этот самый предохранитель защищает. Один вывод тестера соединяется с кузовом автомобиля (массой), другой – к ножке предохранителя.

Что касается результатов измерений:

  • Предохранитель можно считать исправным, если на обеих его ножках есть напряжение;
  • То же самое нельзя сказать, если ток имеется только на входе;
  • Если на обеих ножках предохранителя напряжение полностью отсутствует, это тоже признак неисправности.

Проблемы в цепи

Проблема с цепью, питающей лампочку аккумулятора, может вызываться несколькими причинами. Рассмотрим все.

Схема пуска

Итак, довольно распространёнными становятся неполадки с контактами. Обычно такая ситуация возникает весной, после холодов. За зимние месяцы на разъёмах скапливается влага, вызывающая образование окислов. От этого контакт становится значительно хуже, в результате чего индикатор перестаёт включаться.

Как правило, данная проблема проявляется не сразу, не является стабильной. Другими словами, лампочка может один раз загореться, в другой раз нет.

Решением этой проблемы становится очищение всех разъёмов. Их следует обработать пластичной смазкой, специально предназначенной для этого.

Лампочка может перегореть по причине обрыва цепи. Чтобы удостовериться в этом, следует вооружиться мультиметром. Прибором проверяется цепь с целью определения неисправного участка.

Ещё один вариант проблемы – неисправность в реле. Некоторые автомобильные модификации оснащены реле с контролем лампочки заряда АКБ на щитке приборов. Как только отказывает реле, не работает и индикатор.

Чтобы протестировать реле, следует вооружиться мультиметром. Им замеряют ток на положительном выходе реле. Если напряжение меньше 6в, то явно налицо проблемы с генерирующим устройством. Если значение ещё выше, то неисправно реле. Он нуждается в замене.

Таким образом, узнать причину, почему не горит лампочка аккумулятора, крайне важно для наладки индикатора и защиты автомобиля от более серьёзных неисправностей.

Источник

Почему генератор не заряжает аккумулятор автомобиля?

Частая неисправность «системы электроснабжения» проста – генератор не дает зарядку либо «просыпается» только на высоких оборотах. Этим славятся отечественные генераторы как за счет общего низкого качества изготовления, так и из-за ряда конструктивных дефектов. Столкнувшись с проблемой недозаряда аккумулятора, стоит разобраться с причинами проблемы – кому случалось оставаться на трассе с мертвой батареей и отсутствующей зарядкой, подтвердит, что хорошего в этом мало.

Конструкция автомобильного генератора

Любой генератор, за исключением моделей постоянного тока, создает многофазный переменный ток – три или четыре фазы в зависимости от мощности. Зачем такое усложнение, если в бортсети все равно используется только постоянный ток? Дело в том, что у многофазного генератора переменного тока выше КПД, а главное – ток снимается не щетками со вращающегося ротора, а с неподвижных обмоток статора. Соответственно нет и проблем с выгоранием коллектора (ток в нем гораздо меньше того, что выдает генератор), и сам коллектор проще – два кольца, а не набор изолированных ламелей.


Чтобы преобразовать многофазный переменный ток в постоянный, используется диодный мост. Как минимум он содержит несколько мощных диодов по удвоенному числу фаз – они и заняты выпрямлением тока. На некоторых генераторах есть и дополнительные диоды, обеспечивающие питанием реле-регулятор.

Само же реле-регулятор давно уже не реле: вместо электромеханического устройства для управления генераторами применяются электронные схемы, но название «реле-регулятор» за ним уже твердо устоялось. Они действуют одинаково – изменяя ток в обмотке ротора (и магнитное поле в сердечнике), они повышают или понижают напряжение на выходе генератора так, чтобы удержать его в заданных пределах от 13,7 В (старые маломощные генераторы) до 14,5 В (современные генераторы, рассчитанные на высокое энергопотребление бортсети и ускоренную зарядку аккумуляторов). Современные генераторы уже не являются самостоятельными узлами, а интегрированы с бортовыми контроллерами: в них ЭБУ управляет напряжением, поднимая его после запуска мотора для ускорения зарядки аккумулятора, а затем снижая до нормы.

Питание реле-регулятора осуществляется от внешней сети («Жигули», большинство иномарок) и от самого генератора через дополнительные диоды моста (переднеприводные ВАЗы). Вторая схема считается менее надежной, зато имеет отличительную способность к самовозбуждению за счет остаточной намагниченности ротора – генератор, раскрученный до высоких оборотов, выдаёт достаточно тока, чтобы сработало реле-регулятор и вывело его на рабочий режим.

Возможные причины неисправностей

Износ щеток

Если генератор не дает зарядку аккумулятору, то первое, что приходит в голову на автомобилях с достаточным пробегом – это износ щеток. В генераторах мало чисто механических узлов, которые влияют на его работоспособность – а щетки, постоянно трущиеся о коллектор, стираются.

По мере износа контакт ухудшается, соответственно падает и ток в обмотке ротора. Сначала генератор дает мало зарядки на низких оборотах, «просыпаясь» после перегазовки, затем отказывает полностью. Сами по себе щетки могут быть как отдельным узлом, так и сблокированным с реле-регулятором.

Извлекая щеточный узел из генератора, можно легко ощутить, насколько его можно выдвинуть, чтобы перестала ощущаться упругость пружин – это и будет остаточная рабочая длина самой длинной щетки. Обратите внимание, что чаще щетки изнашиваются неравномерно: со стороны крышки, где скапливается грязь и продукты износа щеток, щетка стирается быстрее. Это заметно и по наличию канавки на одном из колец.

Сама по себе канавка не так страшна, если протерта ровно. Вот волнообразная, с резкими перепадами диаметра – прямое указание на замену контактных колец или ротора в сборе.
На зарубежных генераторах встречается моноблочная конструкция, когда и диодный мост, и реле-регулятор, и щеточный узел – одно целое. Замена такого моноблока – дело недешевое, да и глупо это делать при износе одних щеток. Поэтому их перепаивают, подбирая подходящие от отечественных генераторов или электроинструмента.

Обрыв

В роторе же, помимо износа контактных колец, вероятных причин неисправности немного – сравнительно малые токи не дают обмотке сгорать, гораздо чаще происходит обрыв провода в месте соединения с коллектором. Проверяется ротор тестером: сначала измеряется сопротивление между кольцами коллектора, затем – между кольцами и «массой». В первом случае сопротивление составляет несколько ом, во втором – «бесконечное» (нет короткого замыкания обмотки на корпус).

Статор и диодный мост

Еще одной из причин по которым генератор не дает зарядку — это наиболее нагруженные узлы: статор и диодный мост. При постоянных перегрузках они перегреваются, что для статора чревато разрушением изоляции, коротким замыканием на корпус и возгоранием обмотки, а для диодного моста – отказом или пробоем диодов. Внешне симптомы похожи – падает мощность генератора (не работает одна или две фазы), либо генератор отказывает полностью.

Статор оценивается в первую очередь внешне – не должно быть видно потемнений изоляции и запаха горелого. Затем с помощью тестера проверяется сопротивление каждой фазной обмотки и отсутствие ее замыканий на корпус.

Диодный мост лучше проверять с помощью аккумулятора и контрольной лампы – в тестерах напряжение при контроле невелико, и пробитый диод таким образом можно пропустить. 12-вольтовая лампочка на 40-60 Вт и аккумулятор в этом плане надежнее.
Проверочная цепь проста: «минус» от аккумулятора подключаем к силовой клемме диодного моста, «плюс» через лампу поочередно подключаем к каждому выводу моста, к которым подключались обмотки статора. Если на одной из фаз лампочка не горит – диоды выгорели. Далее меняем полярность подключения – в этом случае лампочка ни на одной фазе не загорается, иначе это укажет на пробой диодов в мосту. Повторяем процедуру, подключив «массу» уже к «подкове» диодного моста – лампа не загорается. При обратном подключении должна гореть на всех фазах. Дополнительные диоды проверяются от статорных входов до клеммы, идущей на реле-регулятор.

При этом неисправности статора и диодного моста тесно связаны: пробитые силовые диоды приведут к перегреву обмотки в соответствующей фазе, так как она оказывается замкнута накоротко.

Проблема с реле-регулятором

Процедура проверки реле-регулятора зависит от конструкции. Внешние (как на старых «Жигулях») при отсутствии зарядки проверить просто – убедившись, что на щеточный узел после включения зажигания поступает ток (включив амперметр в цепь между клеммой 67 реле-регулятора и щеточным узлом). Нет тока – меняйте «шоколадку».

Если реле-регулятор объединено со щеточным узлом, то можно померить напряжение на щетках после включения зажигания: оно может быть меньше бортового, но быть обязано. Не проверяйте реле-регуляторы без нагрузки: напряжение на выходе в этом случае может быть, но при подаче нагрузки на неисправное реле-регулятор оно резко упадет, и исправный узел придется признать дефектным.

Отсутствие тока в обмотке статора необязательно станет следствием неисправности самого реле-регулятора. Вспомните, что мы писали выше о схемах питания реле. В генераторах с дополнительными диодами оно идет от самого генератора, на неработающем моторе же идет на реле-регулятор только ток через контрольную лампу. Такие генераторы просто отличить – к ним подходит только одна слаботочная клемма от контрольной лампы. Реле признается дефектным, если дополнительные диоды в мосту исправны.

В генераторах со внешним возбуждением обязательны хотя бы два слаботочных входа – один от контрольной лампы, второй – «плюс» зажигания. Это очень распространенная схема на азиатских генераторах, где распиновку слаботочного разъема легко расшифровать по маркировке (L – контрольная лампа, IG – зажигание). В генераторах такого типа после включения зажигания напряжение на клемме IG присутствует обязательно, иначе возбуждения генератора не произойдет.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Видео: Причина отсутствия заряда АКБ на ВАЗ 2101 . Как найти

Источник

Добавить комментарий